Краткая история классической выездки
Как появилась классическая выездка? От Ксенофонта до Вальтера Цеттля — мы проследили путь развития выездки от древности до наших дней. Кто ввел «плечо внутрь», зачем изобрели новое седло и как военные школы повлияли на современные тренировки?
Что такое классическая выездка?
Сторонники классической выездки утверждают, что лошади, обученные по этим принципам, дольше остаются здоровыми как физически, так и психологически, и остаются в тренинге дольше. Современные научные исследования, в частности работы доктора Хилари Клейтон (США) и доктора Герда Хойшмана (Германия), подтверждают: классическая методика не только гуманна, но и биомеханически верна.
Однако под «классической выездкой» не подразумевается фиксированный набор правил. Это результат многовекового развития методов верховой езды, эволюции подходов к обучению лошади и всадника.
От античности до современности
Ксенофонт (около 350 лет до н.э., Греция)
Ксенофонт — греческий воин и историк, автор трактата «О верховой езде», одного из первых текстов по выездке. Он пропагандировал мягкость, баланс и «чувство лошади», хотя в то время не использовались седла, а шаг и галоп ценились больше рыси (которая без седла была неудобна). Он призывал к гуманному обращению с лошадью, что особенно важно для «горячих» пород, распространенных в Афинах.
Ренессанс: возвращение искусства
В эпоху Возрождения многие знатные вельможи и королевские особы стали покровителями конного искусства, основывая школы верховой езды и поддерживая обучение лошадей для использования в парадах и конных представлениях. Работы Ксенофонта были заново открыты римскими эмигрантами, и его методы были объединены с использованием седел и мундштуков. С развитием огнестрельного оружия снизилась потребность в мощных лошадях для перевозки тяжелых рыцарей, и селекция ушла в разведение более легких и гибких лошадей.
Испанская школа верховой езды в Вене (основана в 1572 году во время Габсбургской монархии) — старейшая действующая школа классической выездки.
Федерико Гризоне (Италия, XVI век)
Аристократ из Неаполя основал одну из первых школ классической выездки. Вдохновляясь Ксенофонтом, он добавил работу на рыси, а также акцентировал внимание на округлости шеи от основания. Однако его методы описывались как «жесткие» — в некоторых источниках речь идет о «наказание», хотя альтернативные переводы трактуют это как «поглаживание» или «подталкивание».
Антуан де Плювинель (Франция, 1594)
Основатель Академии верховой езды в Париже, первый французский маэстро выездки. Обучался в Италии, как и Гризоне, но придерживался мягких методов, подчеркивал важность доверия между всадником и лошадью. Ввел упражнения, которые мы знаем как каприоль, курбет и круппада.
Цитата Плювинеля: «Нельзя полагаться на лошадь, обученную страхом. Всегда найдется то, чего она испугается сильнее, чем вас. Но если она вам доверяет — она сделает все, о чем вы попросите, даже испугавшись».
Уильям Кавендиш, герцог Ньюкаслский (Англия, XVII век)
Создал школу при замке Болсовер (1634) и в 1658 году опубликовал труд «Общая система верховой езды». Ввел понятие расслабления передней части и сбор от задних ног лошади. Первый ввел разворот на переду как элемент гимнастики. Работал с трензелем и капцунгом. А еще его манеж первым был похож на современный.
Франсуа Робишон де ла Гериниер (Франция, XVIII век)
Французский маэстро, оказавший огромное влияние на современную выездку. Является одним из самых влиятельных теоретиков классической школы. Ввел:
- плечо внутрь (shoulder-in);
- контр-галоп для выпрямления лошади;
- использование рыси как базового аллюра для обучения;
- постепенное обучение — от трензеля к мундштуку.
Он также изменил посадку всадника: создал новое седло, позволяющее сесть глубже и ровнее, с согнутым коленом и бедром, прижатым к боку лошади — стиль, близкий к современной посадке. Его работы до сих пор являются учебным материалом во многих школах.
Развитие в Германии: XIX век
После Французской революции классическая школа во Франции пришла в упадок. Зато в Германии, в 1817 году, появилась государственная организация, обучающая по единым принципам. Основные школы — в Ганновере, Шведте, позже в Саар.
Густав Штейнбрехт (1885)
Автор знаменитой книги «Гимназия лошади», на которую до сих пор опираются методики FEI, немецкая и американская федерации.
Основной принцип: «Двигай лошадь вперед и выпрямляй ее»
Он стремился к ритмичным аллюрам, расслабленной спине, прямолинейности и равномерному контакту со ртом лошади.
Кавалерия и послевоенное развитие
До и после Первой мировой войны, военные школы (Ганновер, Пинероло, Сомюр, Шпанская школа в Вене) определяли стандарты выездки. После Второй мировой войны, кавалерия утратила значение, и офицеры начали обучать гражданских по классическим принципам. Тогда и началось разделение на:
- Спортивную выездку (ориентированную на результат и оценки),
- Классическую выездку (ориентированную на гармонию, развитие лошади и долгую карьеру).
Знаменитые школы классической выездки сегодня:
- Испанская школа верховой езды, Вена (Австрия)
- Королевская Андалузская школа, Херес (Испания)
- Кадр Нуар, Саумюр (Франция)
- Португальская школа, Синтра (Португалия)
Вальтер Цеттль (1929-2018) — мост между школами
Австрийский мастер Вальтер Цеттль (1929–2018) посвятил свою жизнь развитию гармонии между человеком и лошадью. Его учение основано на уважении к животному и правильной теории обучения. Родился в Чехословакии, обучался в Германии, в эпоху, когда классическая и военная выездка еще тесно переплетались. Пропагандировал:
- гармоничные отношения между лошадью и всадником,
- обучение без страха, на основе доверия,
- корректную, но мягкую теоретическую базу.
В 2000-х годах была снята серия видеоматериалов «A Matter of Trust» («Вопрос доверия»), где он подробно объясняет свою философию.
