Всадникам запрещено выступать с электронными устройствами
В начале 2025 года в официальные правила по конным видам спорта было внесено важное изменение: всадникам категорически запрещено выходить на боевое поле с любыми электронными устройствами. Нарушение этого пункта влечет за собой дисквалификацию.
Что именно изменилось?
Согласно обновлению, вступившему в силу в марте 2025 года, были уточнены требования к использованию трех типов устройств. Соответствующие разъяснения также были включены в руководство по стюардингу ФКСР:
- Мобильные телефоны и GPS-устройства Разрешены только во время разминки, но строго запрещены во время выступления на арене.
- Трекеры и устройства для сбора данных Допускаются к использованию. Такие девайсы могут быть частью снаряжения лошади или всадника, если они не передают информацию в реальном времени.
- Наушники По-прежнему запрещены во время выступления. Однако в ходе разминки и тренировок допускается использование одного радионаушника или аналогичного устройства.
Инцидент на Спартакиаде молодежи
Несмотря на то, что правило вступило в силу несколько месяцев назад, оно не получило достаточного освещения, и многие спортсмены не были осведомлены о его содержании. Ситуация получила широкую огласку на финале Спартакиады молодежи, проходившей с 28 июля по 3 августа 2025 года в КСК «Битца».
В последний день турнира, во время КЮРа в зачете юниоров, одна из фавориток соревнований — Мария Учаева — была дисквалифицирована за наличие мобильного телефона в кармане бридж.Спортсменка все дни турнира поднималась на пьедестал и внесла вклад в бронзу сборной Москвы в командном зачете. Однако из-за технического нарушения ей не удалось побороться за личное первенство.
Тренер спортсменки Наталья Чередниченко рассказала о сложившейся ситуации.
Prokoni.ru: Расскажите, что произошло в финальный день Спартакиады? Как развивались события хронологически?
Наталья Чередниченко: Произошла для нас очень неприятная и, на мой взгляд, некрасивая ситуация. После выступления нашу спортсменку, Марию Учаеву, дисквалифицировали из соревнований — у нее оказался мобильный телефон в кармане бридж во время езды.
Как все происходило: Мария разминалась, и честно признаюсь, я даже не обратила внимания на то, что у нее с собой был телефон. Мы использовали обычные рации CeeCoach, и после разминки она передала мне устройство, а сама поехала на боевое поле.
Я направилась вдоль площадки, чтобы наблюдать за ее выступлением. По словам Маши, когда она проезжала мимо стюарда уже в полном контакте с лошадью, он спросил: «Будете ли вы сдавать телефон?», на что она, немного растерянно, ответила: «Вроде не запрещено», — и продолжила движение.
Потом было некоторое ожидание начала езды — спортсменка долго ездила вокруг манежа, пока выставляли оценки предыдущему участнику. Если бы нас в тот момент остановили, все можно было бы легко исправить — выбросить телефон, передать мне. Но никто ничего не сказал.
После выступления мы подошли к стюарду, но никаких замечаний не было. Я только заметила, что между судьями идет обсуждение, услышала слова «техническая ошибка». Сначала подумала, что речь о схеме КЮРа — может, где-то не соблюден метраж. Следом выступил последний участник, объявили результаты... и уже после того, как судьи вышли из будок, нам крикнули с поля, что Маша исключена за наличие телефона.
Prokoni.ru: Предупреждал ли стюард всадницу о последствиях?
Наталья Чередниченко: Насколько я понимаю, предупреждения не было. Он просто спросил, будет ли она сдавать телефон. Она ответила, что не считает это нарушением, и поехала. Я стояла в 20 метрах — никакой дополнительной информации или призыва от стюардов не последовало.
Если честно, считаю, что если нарушение карается дисквалификацией, стюард обязан четко и настойчиво предупредить об этом. Если всадник не реагирует — обратиться к тренеру или представителю команды. Я стояла рядом, и вполне могла бы вмешаться. Времени было достаточно.
Prokoni.ru:Кто принял решение об исключении?
Наталья Чередниченко: Как мы поняли, решение приняли судьи. После выступления, когда они вышли из судейских будок, именно судьи озвучили дисквалификацию.
Prokoni.ru:Была ли информация о новых правилах доведена до спортсменов на брифинге?
Наталья Чередниченко: Для всех дисциплин брифинг не проводился. В первый день турнира состоялся брифинг во конкурной жеребьевки для представителей команд.
Обычно на Спартакиадах отдельно проводят брифинг для участников выездки. На нем спортсменам объясняют ключевые правила, в том числе касающиеся допинга и технических ограничений. В прошлом году, например, в «Конаково» такой брифинг проводили — были все спортсмены, обсуждали даже мелочи. В этом году — ничего подобного не было.
Конечно, я беру часть ответственности на себя — я не знала об изменении. Но и информирования от организаторов не было. После инцидента я стала расспрашивать знакомых: половина тренеров и спортсменов ничего не знали, другие — узнали случайно.
Я также пересмотрела группу по стюардингу, которая общая и где обычно обсуждаются такие вещи — с марта этого года не было ни одного сообщения о запрете телефонов. Хотя активно обсуждали другие темы: железо, шпоры, снаряжение.
Prokoni.ru: Как вы оцениваете саму норму?
Наталья Чередниченко: Я считаю, что правило нужно и важно. Но если речь идет о вещах, за которые следует исключение, — об этом надо прямо и заранее говорить. У нас сейчас молодежь вся «обвешана» гаджетами — это обычная реальность. Необходимо делать акценты: рассказывать, напоминать, уточнять. Недавно для сборной России также проходил семинар, однако на нем вопрос об использовании телефонов поднят не был.
Более того, запрет касается не только телефонов, но и умных часов, устройств с GPS, а про это вообще никто не упоминал.
Важно: просвещение спортсменов
Для судей и стюардов регулярно проводятся семинары, на которых обсуждаются нововведения. Информацию об изменениях в правилах необходимо оперативно и широко доводить до тренеров и стартующих всадников. Безусловно, каждый тренер и спортсмен должен самостоятельно отслеживать поправки, но объем информации достаточно большой, и уследить за всеми тонкостями крайне сложно. Новое правило об использовании электронных устройств является важным, и хотелось бы, чтобы люди, ответственные за утверждение, более оперативно и масштабно освещали его.
