По монастырям Калужской земли. Оптина пустынь и Шамордино

Есть места, куда даже годы спустя возвращаешься, как домой. Я никогда не думала, что доведется вернуться в Оптину. Что я захочу вернуться туда. И вот. Это была волшебная поездка, даже несмотря на некоторые организационные накладки. Монастырь все такой же, и там по-прежнему очень уютно и спокойно.



Введенская Оптина пустынь – ныне действующий мужской монастырь, стоит на высоком берегу реки Жиздры. Места там дикие, несмотря на то, что рядом, всего в 2-х километрах, расположен город Козельск Калужской области. Для меня этот монастырь – память юности, сосредоточие ярких впечатлений и незабываемых моментов, которые бережно хранит сердце.

По преданию, основан он в конце 14-го века раскаявшимся разбойником по имени Опта, впоследствии ставшим иноком Макарием. Но первые письменные свидетельства об обители относятся ко времени царствования Бориса Годунова – в Козельских писцовых книгах упоминается, что монастырю выделялись средства «на свечи и ладан».

Строительство первой каменной церкви (Введения Пресвятой Богородицы) здесь начинается в 1689 году – т.е. совсем поздно. В те времена монастырь не процветал – Петр Первый взимал с Оптиной пустыни большие налоги, что негативно отражалось на экономике обители. К 1724 году в монастыре осталось всего 12 насельников, и Оптина в конце концов была упразднена, а ее земли присоединили к Белевскому Спасо-Преображенскому монастырю.

Правда, «упразднение» продлилось недолго – к 1727-му году указом Екатерины Первой Оптиной пустыни возвращают земли и статус, и здесь наконец разворачивается строительство: достраивают храм Введения Пресвятой Богородицы, ставят деревянную колокольню. Но, несмотря на это, во второй половине 18-го века в монастыре все равно было до смешного мало людей – к 1770-му году в Оптиной проживало всего 3 монаха, и те – глубокие старики.

Положение изменилось только к 1795-му, когда митрополит Московский и Калужский Платон посетил обитель и назначил ее настоятелем иеромонаха Авраамия, опытного старца из Песношенской обители. С этого момента история Оптиной пустыни пошла по новому витку. Начинается строительство новой, взамен деревянной, трехъярусной колокольни, с обеих сторон которой пристраивают братские кельи. Тогда же, в 1805-м, строят Казанский храм и больничную церковь, и к 1809-му году обитель насчитывает уже 30 монахов.

В 1821 году возле монастыря устраивают скит, где селятся пустынники – люди, многие годы проведшие в абсолютном уединении. Духовной жизнью монастыря, по уставу, стал ведать старец, игумен же остался простым администратором.

Сюда, в благословенную Оптину обитель, в 1878 году В.Соловьев привез Ф.М.Достоевского, только что потерявшего сына. Писатель пробыл здесь три дня, и некоторые впечатления о поездке нашли отражение в его романе «Братья Карамазовы».

С приходом советской власти Оптину пустынь постигла участь многих других монастырей. Сначала здесь устроили сельхоз артель, потом – дом отдыха, а в 1939-м году – концлагерь для пленных поляков, откуда их увозили на расстрел. Во время ВОв в монастыре располагался госпиталь, потом – проверочный лагерь для возвратившихся из плена советских офицеров, а после войны – простая воинская часть. Русской Православной Церкви Оптину вернули только в 1987-м году.

Дорога уводит в скит



Собственно, пришли :)









На обратном пути











Нагулявшись за монастырскими стенами, пошла нанести визит храмам. Неожиданно и к большой своей радости, в Введенском храме попала на службу. Словно перенеслась на семь лет назад. Воздух пропитан запахом медовых свечей, звенят голоса церковного хора, и батюшка в голубом размахивает кадилом… Ведь именно за этим я сюда и приехала!

После осталось немного времени до отправления автобуса, чтобы пройтись с фотоаппаратом по территории:













Уезжать не хотелось. И в отличие от студенческих своих лет, сейчас я дала себе слово вернуться сюда еще раз.

В один из первых приездов своих в Оптину пустынь я привезла оттуда полотно с Молитвой Оптинских Старцев. Полотно, увы, не сохранилось, но молитва мне по-прежнему очень нравится:

«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь».

Прощальный взгляд на обитель из окна автобуса



Совсем недалеко от Оптиной пустыни располагается еще одна замечательная обитель - Казанский Амвросиевский женский монастырь. Стоит он на высоченном холме возле деревни Шамордино, и виды с этого холма открываются – задохнуться можно!

Долина реки Серёна









А вон и главный храм Шамординской обители виднеется



Монастырь возник трудами и попечением старца Оптиной пустыни преподобного Амвросия в 1884 году. В конце 60-х годов 19-го века маленький хуторок близ деревни Шамордино принадлежал небогатому помещику Калыгину. Решив поступить в монастырь, он попросил старца Амвросия продать кому-нибудь его имение. Вскоре нашлась покупательница - монахиня Амвросия, духовная дочь преподобного. По благословению старца планировку барского дома устроили на манер церкви, а после смерти матушки Амвросии (1881), согласно ее завещанию, в хуторе устроили женскую общину с 30-ю первыми насельницами. С тех пор отец Амвросий начал хлопотать об устройстве в Шамордино храма. Его соорудили из "калыгинского" дома, надстроив на крыше главку с крестом. Когда храм был готов, преподобный Амвросий сделал официальное представление о его освящении и открытии женское общины.

Первой настоятельницей 4 сентября 1884 года стала матушка София (Софья Михайловна Астафьева). Человек удивительной доброты, истинного благочестия, глубокого ума, она была ученицей преподобного Амвросия. Старец называл ее своей "правой рукой" и доверял вести многие из своих дел. Официальное открытие общины состоялось 1 октября, когда освятили храм в честь Казанской иконы Божией Матери. К тому времени в Шамордино подвизались уже 70 насельниц.

В 1885 году Шамордино накрыло пожаром. Все постройки обители были деревянными и огонь быстро распространялся. Бороться с ним не было возможности - единственный колодец находился под крутой горой. Видя безысходность положения, матушка София приказала вынести к деревне Казанскую икону Божьей Матери. И тогда по чудесному заступничеству Богородицы пламя повернуло от монастырских строений. Пожар заставил настоятельницу позаботиться об устройстве в Шамордино водопровода. И хотя умерла матушка София очень рано, пробыв настоятельницей всего около трех лет, сделано ей было многое. Для сестер она была настоящей матерью.

8 июля 1889 года на месте бывшего деревянного заложили каменный соборный храм. Строился он по проекту московского архитектора С.В.Шервуда - сына академика В.О.Шервуда, автора здания Исторического музея на Красной площади. Собственно, Исторический музей и напоминает.



Храм поражает своим величием и красотой, но внутри он… не то чтобы не устроен, но как-то пуст, что ли. Вроде огромное помещение, а стены выбелены, и совсем не ощущается духа церкви. По стенам произведениями искусства, как в музее, висят вышитые иконы, в большинстве своем – Богоматери разных названий. Окна когда-то были витражными, и, нам сказали, планируют делать такими их снова, но пока есть то, что есть.

Благодаря меценатам - супругам Перловым, глубоко почитавшим отца Амвросия и благотворившим Шамординской обители, здесь были устроены приют, больница на 60 коек, богадельня, мастерские: чеканная, золочения по дереву, золотошвейная. Заведены собственные фотография и типография.

8 июля 1901 года община была возведена в степень монастыря и переименована в Казанскую Амвросиевскую пустынь. Освящение нового, великолепного в архитектурном отношении, Казанского собора состоялось 24 октября 1902 года.

В начале 20-го века число насельниц обители составляло более 800 человек. Помимо подсобного хозяйства сестры трудились в мастерских: иконописной, золотошвейной, башмачной, занимались фотографией, гончарным делом, ковроткачеством. Имелись типография и кирпичный завод. В пустыни было 4 храма: домовой Казанский, соборный Казанский, больничный и Успенский в селе Рудневе. При обители существовали приют для девочек-сирот, приют для калек и убогих, женская богадельня, больница и странноприимный дом. Управляла пустынью игумения.

С приходом Советской власти монастырь был закрыт. Часть сестер расстреляна, часть сослана. Монашеские кельи заселялись мирскими людьми, в Казанском соборе был размещен сельхозтехникум. Центральная часть храма была разделена на два этажа железобетонным перекрытием, купола снесены, в алтарной части сделан вход. Там, где раньше возносились молитвы, теперь стояли сельскохозяйственные машины, а в центральном алтаре в качестве наглядного пособия размещался огромный комбайн. От грохота механизмов содрогались стены и рушилась кладка...

Возрождение монастыря началось только в 1990-м году. Говорят, на крыше Казанского собора пророс березовый лес, а все здания были разрушены. Сейчас, спустя почти тридцать лет, обитель выглядит очень ухоженной и уютной. Казанский храм потрясающе красив, все вокруг утопает в цветах, и если спуститься с высоченного холма по деревянной лестнице (я трижды начинала считать там ступеньки – и трижды сбивалась), помост выведет к трем святым источникам и купели. Место это в чем-то (особенно – лестницей) напомнило мне Секирную гору на Большом Соловецком острове. Так ярко напомнило, что снова захотелось на Соловки. А мы уже знаем, что если мне куда-то хочется – рано или поздно я туда доезжаю :)

Ворота монастыря и стены храма







«Пришла эпоха соборов, мир вступил в новое тысячелетие, человек потянулся к звездам…» (с) Почему-то именно это вспомнилось из Нотр-Дама.



Дом матушки-настоятельницы



Водонапорная башня. В такой потрясающей башне жить можно!



Общий вид монастырского дворика







Дорога к святым источникам





В Калужских лесах уже вовсю буйствует зелень





Покидая монастырь, мы оборачиваемся и бросаем последний взгляд на обитель. Вслед нам горят в закатных лучах церковные кресты. Потрясающе!



Закончить хочется строчками песни Павла Фахртдинова:

Между томов историй,
Стен, потолка, паркета,
Господи, в этом доме
Нет Твоего портрета.
Шляпок гвоздиных ржавь лишь,
Каждый на совесть вогнан.
Если не возражаешь –
Я помолюсь на окна… (с)

Сверху