Можайск

Экскурсионная поездка в Можайск неожиданно показала, что надо, пожалуй, брать с собой блокнот и конспектировать за экскурсоводом хотя бы в автобусе. Обычно экскурсии по древним городам хоть и интересны, но менее насыщены информацией, а тут нам попалась экскурсовод, за которой хотелось бегать чуть не с диктофоном. Причем, что больше всего поразило - обычно такие поездки строятся по схеме "в автобусе экскурсовод-сопровождающий, на объектах - экскурсовод музейный". Тут же с нами весь день была одна дама (по-другому ее не назвать), Маргарита, рассказывавшая, что называется, "все обо всем", да так, что не восхититься эрудицией и объемом знаний человека попросту невозможно. Ее рассказ, пожалуй, следовало бы переделать в курс лекций по военной истории Отечества и взять под конспект, но... Я с таким сталкиваюсь впервые. (Хотя нет, вру. Олег Кодола на экскурсиях тоже давал огромный объем интереснейшей информации - но у Олега книга была собственного авторства, что, естественно, сильно упростило утрамбовку в голове полученных знаний.)

В общем, я почти две недели собиралась с мыслями, чтобы сесть наконец что-то по поездке написать. Потому что экскурсия-то была очень интересной, да - но в голове после нее осталась такая каша, что впору забить на статью и сделать вид, что ничего не было. Поэтому я не буду даже пытаться изложить услышанное так, как оно было рассказано - не смогу, как ни печально. И если доведется мне снова отправиться в путешествие (хотя о чем я? не если - когда!), к фотоаппарату в рюкзак непременно добавится блокнот.

Итак, Можайск. Город возник на берегу Москвы-реки, близ устья речки Можайки, на большой торговой дороге из Смоленского княжества во Владимирское. Первое упоминание в летописи - 1231 г. в связи с осадой его новгородцами. Князь Ярослав Всеволодович во главе новгородской дружины ходил на черниговский город Серенск, а затем стоял под Можайском, но взять его не смог. До конца 13-го века город принадлежал Смоленской земле, а в 1303 г. был присоединен к Москве, став ее западным форпостом.

В народе сохранилось предание, что когда в 13-м веке на эту землю ступили татары, в небе над крепостью возник святой Николай с мечом и изображением храма. Испугавшись такого видения, татары ушли, и город оказался спасенным от гибели. Благодарные жители сделали вскоре деревянный образ святого Николая, который с тех пор стал называться Николаем Можайским и считался хранителем города.



В середине 14-го века Можайск оказался в центре борьбы между Москвой и Литвой и выдержал осаду князя Гедимина. Но в 1382 г. город все-таки разграбили татарские отряды Тохтамыша. Вскоре после этого город был передан по духовной грамоте князя Дмитрия Донского его сыну, Андрею Дмитриевичу, при котором Можайск расцвел и вновь стал центром удельного княжества.

Наш экскурсовод Маргарита много чего рассказывала про князя Андрея и про то, что период с 13 по 15-й века смело можно называть Золотым веком монастырей на Руси. С памятью на цифры у меня не очень, и я сделала пометку в планшете: "80 монастырей - 10 - 13 вв., 80 - 14 в. и аж 70 - начало (только начало!) 15-го". И, пожалуй, именно в этом и затерялась для меня романтика Русского Средневековья - начало истории нашего государства насквозь пропитано и дышит не религией, нет ("религия" - слово какое-то сухое, отстраненное от житейского бытия) - церковностью. Церкви и монастыри именно этого периода (те, что еще сохранились) вызывают в сердце то, что, наверное, должно чувствовать, стоя перед алтарем. Ощушение вечности, света и благодати. В большинстве храмов более поздней постройки (а уж тем более, в современных) ничего подобного нет. И, пожалуй, быть не может - с приходом к власти Романовых Церковь ступает на путь, ведущий к концу. Правильно мне тут сказали: в начале времен в строительство храмов душу и сердце вкладывали, а сейчас - сейчас их штампуют как на конвеере. Вот у нас на Преображенке пару лет назад новый храм открыли. Внутрь идти не хочется. И совсем другое впечатление производит Ильинская церковь здесь же, в трех улицах от Преображенской площади. Потому что Ильинская церковь впитала в себя века, а этот новодел с зеленой крышей... новостройка - она новостройка и есть. Грустно...

Но я отвлеклась. Неспроста упомянула я князя Андрея и монастыри, выраставшие в 14-м веке как грибы после дождя. В малюсеньком городе Можайске (5 на 6 км городок) до 17-го века было 18 (!) монастырей. После 17-го осталось всего два. Оба стояли в плане посещения. И первым из них стал Успенский Колоцкий женский монастырь. Основан он в 1413 г. князем Андреем Дмитриевичем в местечке Колоча, где у бьющего из земли источника было местному жителю Луке явление Чудотворной иконы Божьей Матери. История обретения этой иконы стала сюжетом памятника древнерусской литературы - "Повести о Луке Колочском". И конечно же, нам ее рассказали.

"От Можайска за 15 верст во отчине князя Андрея Дмитриевича явилось знамение в Колочи..." - так она начинается. Жил под Можайском крестьянин Лука. Выйдя однажды поутру в соседний лес, нашел он на дереве икону с двумя затворами (триптих). На средней доске был изображен лик Богородицы с младенцем, на затворах же - пророк Илья и Николай Чудотворец. Подивившись чуду, Лука принес икону к себе в дом.

А дома у крестьянина доживал последние часы больной путник. И вот, в день, когда принес Лука удивительную находку, путник выздоровел. Весть о чуде разнеслась по округе, и к иконе пошли на поклон с мольбами об исцелении. Узнал об этом и князь Андрей. Захотел он чудотворную икону видеть в Можайске, и Лука, повинуясь княжьей воле, двинулся в город, и по пути Божья Матерь продолжала творить чудеса.

Колоцкий образ Пречистой встретили в Можайске, князь Андрей долго молился перед иконой, а после отправил ее в Москву, и дальше Лука, неизменно сопровождавший торжественный ход, так и носил икону из города в город. Икона продолжала чудотворить, а на Луку стали смотреть как на пророка, жалуя ему немалые суммы. Вернувшись в родные края, в прошлом крестьянин, а ныне богатый человек Лука построил церковь в честь Пресвятой Богородицы, где и поставил чудотворный образ. Однако перед свалившимися на него богатством и славой устоять не смог. Возгордился, построил себе богатый дом, стал высокомерен даже перед князем. А хуже того, стал он разбойничать, нападать на княжьих ловчих и грабить их. Князь Андрей сначала терпел, пытался решить дело миром, но Лука отказался слушаться, за что и поплатился. Однажды ловчие князя, поймав огромного медведя, везли его мимо дома Луки в деревянной клетке. Лука, увидев это, велел выпустить медведя у себя во дворе. Ловчий спорить не стал и выпустил. Медведь тут же кинулся на крестьянина и изодрал его до полусмерти. И вот тогда-то Лука все осознал. Раскаялся и умолял князя Андрея забрать все его деньги на благо людям. Князь тоже не дурак был, деньги забрал и основал на них мужской монастырь, первым насельником которого как раз и стал прощенный крестьянин Лука.















На протяжении веков монстырь то возвышался, то нищал, заброшенный и никому не нужный. Практически полностью его разорили в 1609-м, и отремонтировали его тогда только в 1784-м... А в 1812-м стены древней обители стали еще и памятником русской доблести. Во время Отечественной войны Колоцкий монастырь оказался серьезной преградой на пути французов к Москве накануне Бородинского сражения. Здесь, в стенах монастыря, располагалась штаб-квартира Кутузова, были возведены укрепления - битву готовились затеять на Колоцком поле. Правда, Кутузов, поднявшись на колокольню осмотреть местность, нашел площадку для сражения неподходящей. Но отсюда начал организовывать свои партизанские отряды Д. Давыдов.

5 сентября на Колоцком поле все-таки схлестнулись две армии, и французы заняли монастырь. Говорят, приезжал сюда и Наполеон, поднимался на колокольню, осматривая позиции русских войск перед Шевардинским сражением и якобы сделал на стене колокольни собственноручную надпись из двух строк. Нас на башню не водили, надпись не показывали - да и сохранилась ли она? Кто знает...

Колоцкое поле перед монастырем









Часовня и святой источник на месте обретения чудотворной иконы



(очень мне эта фотография нравится... вообще люблю церковные мотивы в собственном творчестве)





После Революции, как водится, монастырь был в очередной раз разорен и закрыт, постройки для чего только не использовали... Здесь было и зернохранилище, и госпиталь, и сельская школа... В 50-х годах было уничтожено древнее монастырское кладбище с захоранениями 16-го века. И, как и большинство монастырей, вновь действовать Колоцкий стал только в 1993 году как подворье Спасо-Бородинского женского монастыря. С 1997-го обитель получила статус самостоятельной.

А судьба Колоцкой чудотворной иконы печальна, хоть и имеет в некотором смысле счастливый конец. Та первая, найденная Лукой, была утеряна в водовороте исторических перепетий, и в заново открытом монастыре находится всего лишь список с нее - но список, говорят, тоже чудотворный. Нам рассказали, что в 1998-м году в Колоцкий монастырь приехала некая семья и привезла старую икону Божьей Матери, сообщив, что это та самая, утерянная, но хранившаяся у них в доме. Экспертиза, однако, показала, что возраст вновь обретеной иконы - не более 200 лет. Что, как выяснилось, не мешает ей чудотворить.

Побродив по Колоцкому полю и по территории древнего монастыря, мы загрузились в автобус и через Бородино двинули в Можайск.

По дороге из Колочи в Можайск (те самые 15 верст) мы проезжали село Бородино и собственно Бородинское поле, но остановок там не делали. Маргарита рассказывала о Бородинском сражении, о том, например, что победителей в этом бою не было - считается, что побитель тот, кто заночевал на захваченном поле, но ночевать там было негде, всюду были трупы. О том, что тела убитых разбирать стали не скоро, и они долгое время лежали не похороненными. О том, что Наполеон, наутро обнаружив отступление Кутузова в Можайск, сказал: "Ну взяли мы это поле. А зачем оно нам, это поле? И сколько их в России, таких полей?"

А в годы Великой Отечественной здесь, под Можайском, проходила линия фронта. В 1941-м на Бородинском поле было еще одно сражение, и ему там стоит множество памятников. А еще недалеко от Можайска есть Долина Славы, которую местные называют Долиной Смерти - там полегло в одном из боев больше 10 тысяч человек, и до сих пор люди обходят это место стороной, потому что можно подорваться на неразорванных минах. В Можайских лесах находят тела солдат, наших и немецких, очень много оружия - причем в прекрасном состоянии и рабочего. Меня поражает то, что столько лет прошло - а "группы поиска" все еще актуальны. Понятно, что число убитых огромно, но чувство такое, что государство давно забило на это дело. Уж команду саперов-то можно было послать местность разминировать?

Видели всадников из Аванпоста - человек тридцать, не меньше, они возвращались с прогулки. Я в Аванпосте никогда не была, хотя сейчас задумалась: а почему, собственно? Всего 100 км - учитывая, куда меня носило последние пару лет, даже странно. Но я не люблю ездить в незнакомые конюшни в одиночку, а компанию собрать не выходит.

А дальше был Можайский кремль. Он разрушен - от древних стен остался только вал, на котором они стояли, а на самой территории сохранилось только два собора - и все. Правда, в Ново-Никольском соборе сохранилась старая кладка крепостной стены - собор был построен прямо на ней. Внутри есть археолого-церковный музей, но мое с ним знакомство не состоялось: якобы бесплатный, он предлагает посетителям в принудительном порядке сделать пожертвование 100 рублей. То есть это не касса с билетами, а коробка с подаянием. У меня была с собой только тысяча, о чем я и сообщила смотрителю. "А вы поднимитесь в магазинчик, купите что-нибудь, и приходите с разменом", - сказал он. Я развернулась и ушла, даже не обидевшись. Впервые в жизни такое встречаю и надеюсь, больше не встречу.





Земляной оборонительный вал, сохранившийся до наших дней, был насыпан здесь не ранее 14-го века. В это же время на территории Кремля было построено первое каменное здание - Никольский собор (сейчас он называется Старо-Никольский в противовес Новому), по виду напоминавший Успенский собор (конец 14-го века) в Звенигороде. Вероятно, строила их одна и та же артель мастеров. Тогда же, в 14-м веке, неизвестный автор вырезал из дерева образ Николы Можайского, который установили на Никольских воротах крепости. Сами ворота построили позже, в 15-м веке, и над ними была расположена церковь Воздвижения, легшая в основу Ново-Никольского собора.

Старо-Никольский собор



Ново-Никольский собор




В 1541-м году старая крепость отстраивается заново после сильного пожара. По преданию, приказ о строительстве был отдан самим Иваном Грозным. Причины пожара неизвестны, но считается, что связан он с бунтами и разбоями во время правления Елены Глинской. В результате от укреплений дерево-земельной крепости остались только земляные валы и обгоревшая белокаменная Никольская башня 15-го века.

Сейчас в Кремле находится макет старой крепости, благодаря которому можно представить, как оно выглядело столетия назад. Кремль имел форму неправильного шестиугольника, длина стен без башен составляла 592 метра. С севера он был окружен речкой Можайкой, с остальных сторон - глубоким рвом. С посадом со стороны торга крепость соединялась деревянным, на засыпаных землей сваях мостом. В сам же Кремль вело двое ворот: каменные Никольские с церковью Воздвижения с юга и деревянные Петровские с севера. Эти вторые выходили прямо на крутой спуск, идущий по откосу вала параллельно стене к реке Можайке и городским пристаням. Между воротами шла главная улица крепости; на Никольской башне находилась вышка для часов с боем, к которым был приставлен часовщик.



Внутри довольно маленькой по площади крепости располагалось множество различных строений: пять церквей, каменных и деревянных, несколько изб для старост и приказчиков, две тюрьмы в виде острогов и множество хозяйственных построек. Несмотря на это, с вооружением здесь было туго - арсенал насчитывал всего 4 медные пушки на башнях и 10 - по стенам.

В 1603 году в Можайск приезжал Борис Годунов. Увидев, в каком запустении находится крепость, он приказал заменить деревянные постройки на белокаменные. Хотя долго они не простояли - уже в 1618 году все это было благополучно разрушено поляками, пришло в запустение, ремонтировалось неохотно, а в 1802 году стены Кремля и вовсе разобрали. Надвратную церковь решено было перестроить - так появился на свет Ново-Никольский собор в неоготическом стиле. Собор красив настолько, что Наполеон, совершая нападение на Можайск, предлагал разобрать его по кирпичику, увезти во Францию и собрать там... Внутри храма музей (отношения с которым у меня не сложились) и собственно церковь, где стоит икона Николы Можайского.

Рассказав историю Кремля и показав, что где, нам предоставили полчаса свободного времени на погулять. Кремль стоит на высоком холме, виды оттуда открываются потрясающие, можно пройтись по насыпи вала, спуститься к реке... Ни на что это мне не хватило времени, так что будет повод приехать сюда самостоятельно.

















И третьим пунктом путешествия был у нас Лужецкий Ферапонтов монастырь, но об этом - в следующей серии.
Сверху