Про седьмое занятие так и не написала - там очень много было на субъективных ощущениях, которые мне очень сложно было описывать словами. Самое главное, это, конечно, ощущение маленького счастья, когда едешь, пусть на корде, но тем не менее, едешь на лошадке, только что выправил все косяки, на которые указал тренер и не получил указания выправлять свежевылезшие, тебя хвалят (=все в порядке, верным курсом идем!), солнышко светит, руки-ноги не кажутся бесполезными придатками, лошадка бежит, улыбаешься без второго подбородка, и все, в общем, просто хорошо. А еще меня фотографировали на дорожке в полях.
Итак, восьмое занятие. Пришел северный циклон с похолоданием и дождичками, и мы ездили в крытом манеже. По-прежнему жестко не хватает растяжки, чтобы держать шенкель на месте без осознанного усилия, а осознанные подсознательные усилия у меня в этот раз уходили на пресс.
Я постоянно слышу "не наклоняйся вперед", "спину прямо", "подбери хвост", "сядь сильнее назад". Пресс прессом, но чисто упражнениями убрать это не удавалось, нужна была привычка, другой двигательный стереотип. Экспресс-анализом дома "что у меня ноет?" и "как я хожу?", было выяснено, что ноет у меня по-прежнему поясница, а хожу я, отклячив задницу. Да, с точки зрения "как переносить тушку, меньше всего трогая больные места и используя имеющиеся резервы", походка у меня оптимальная, пусть и хромая. С точки зрения "сидеть в седле прямо и красиво" походка у меня закрепляет самые невыгодные для этого двигательные стереотипы. Поэтому, поэкспериментировав немного перед зеркалом, я решила привычный стереотип менять. На работе я хожу много, не на работе, конечно, меньше, но тоже есть, поэтому неделю с 16 по 21 августа я выделила на эксперимент - при ходьбе напряжением мышц живота слегка подворачивать таз в прямое, а не наклонное положение. При ходьбе в таком положении не только в подкорке формируется правильный стереотип, но и сами собой начинают потягиваться мышцы внутренней части бедра (особенно хорошо чувствуется после тренировки, когда главное - на ходу не забывать улыбаться с одним подбородком). Судя по тому, что замечаний к положению корпуса на тренировке стало существенно меньше, анализ был проведен правильно и предложенное решение проблемы оказалось действенным.
Лирическое отступление: удивительно, как много женщин вокруг ходит с откляченной задни... сорри, с постоянным наклоном таза назад. Даже более-менее спортивные (то есть, не невменяемо тощие и не не в меру упитанные) с виду дамы.
Итак, шаг по стенке. Не давать лошади смотреть на конеедов, отзывать поводом. Не качать корпусом, работает только шенкель. Пусть лошадь идет сама, мое дело - ехать.
Строевая рысь на корде. Шлюссом замедлять, придерживать лошадь, шенкелем высылать, добиваться более активной рыси. При сокращении не забывать о шенкеле, можно даже усиливать, чтобы лошадь не перепутала команду "сократить" с командой "переход". Сжимать шлюсс не резко, а как бы вполсилы, придерживая, тогда лошадь не остановится. Подъем в рысь как бы "со второй попытки". Приложить шенкель, шевельнуть повод, потом прижать решительно и выслать. Может быть, это заслуги Тани с бичиком, но так Гром понимает все гораздо лучше, нежели ковыряниями в боку.
Галоп на корде. Высылать шенкелем до более активного галопа. Переход с галопа в строевую рысь и подъем в галоп со строевой рыси. Остановки с галопа. Полуодержка внешним поводом - шлюсс, сесть, удержаться и удержать лошадь, закрывая руки, шенкель, сесть спокойно, похвалить лошадь.
Пугалки (переходы рысь-галоп и неожиданные движения лошади на рыси). Слушать, как идет лошадь, а не смотреть на нее, и сидеть сзади. Два первых шага к падению - высунуться вперед и/или зажаться.
Общее: плохая растяжка и нежелательный стереотип подскакивать на носочки, вместо того, чтобы опускаться на всю стопу, обтекая лошадь. С последним надо будет что-то делать, если следующее занятие докажет, что стремление грудью к шее лошади у меня уже контролируемо.