Попутный ветер

А какой она должна быть? Подозреваю, заходить надо с центра? Или, как у Ани на видео, с вольта?
Восьмерка- это 2 вольта. Если вольт- это просто повернуть, то восьмёрка может быть любой.
Но правильно ее делать так
 
Последнее редактирование:
Идти прямо по дорожке в поле и прямо по центральной линии- два совершенно разных варианта.
прямо по центральной линии шагом- гораздо сложнее, чем рысью или галопом. Я сейчас езжу на вестерн-рысаке, выступавшем, был в призах.
Пройти на нём прямо - сложное упражнение. Не будешь его вести- будет болтаться, как змея🤣
 
Пока что Лис должен просто двигаться по прямой шагом (и рысью?), оставаясь в равновесии и не скособочиваясь. Да, по дороге или по дорожке в поле. Не зря же Марии предложили чётко обозначить "стенку" камерами, но столько "строительного материала" нет. Так что - дорожка в поле.
По центральной линии - когда он уже умеет нести себя и всадника. Тогда это будет интересно всаднику.
Движется он один, или со всадником, или в упряжи - без разницы, если всадник ему не мешает. Просто сидеть на нём и ехать, отслеживая лишь прямолинейность. Он сообразит, что на дороге думать не надо. ИМХО, больше простой, "машинальной" работы.
 
Восьмерка- это 2 вольта. Если вольт- это просто повернуть, то восьмёрка может быть любой.
Но правильно ее делать так
Ааа, всё, поняла, заход строго на центр, выезд строго из центра! Будем так тогда, спасибо)
Я не об этом )
Ты сама можешь и умеешь ехать на пальчиках?
Могу, первая лошадь научила: её вообще за повод трогать нельзя было, на него нужно было дышать 😆
У тебя и в первый раз должен быть в первую очередь корпус (потом уже все эти ноги-руки). И во второй. И в третий. Если ты хочешь и можешь от корпуса ехать, конечно.
И это не разовая работа на "завернуть". Если мы едем от корпуса - то мы едем так все время. И по прямым, и в поворотах. Всадник просто не может не ехать от корпуса, если он это умеет.
Согласна полностью! А Лис - нет. Оля раньше писала, что молодую лошадь хоть завалить можно корпусом, этого - хрен с маслом. Он только шире растопыривает ноги и всё, но, собственно, так и делаю на шагу всё время, первым корпус, потом нога, дальше повод, на рыси одновременно с поводом только при опасном приближении к границам с током (он же в них и впилится радостно иначе, дурик). Просто не всё сразу, я тоже слишком многого не жду и не требую, пускай учится, со временем поймёт, что профитнее заранее начать поворот не дожидаясь повода, а то пока всё с подтормаживанием, думает ещё, что от него хотят, до автоматизма не дошли реакции. К тому же сейчас ему, вероятно, даже легче - нет прослойки в виде седла, перенос веса должен лучше ощущать и сразу же...
Вот остановка - да! Реально, он вкапывается иногда до того, как я вообще озвучиваю команду, буквально от мысли, от напряжения мышц, характерного только для этого действия.
Корпусом ехать по прямой в данный момент тоже не всегда просто - спотыкается же, наворачивается, баланс в этот момент по любому уходит резко, но это уже мой косяк, сама не успеваю отреагировать вовремя и не "споткнуться" вместе с лошадью.
ну, как рысаки (в беговой качалке) не требуют подталкивания шенкелем ни на каждый шаг, ни вообще за всё время работы - как выехали с конюшни и пока в неё не заехали?
Он сообразит, что на дороге думать не надо. ИМХО, больше простой, "машинальной" работы.
В руках с земли Лис тоже будет ходить прямо сколь угодно долго, пока не потребуется его завернуть. Сейчас как раз и надо его научить, что и под верхом мы также ходим по прямой, а не выписываем чёрт его знает что такое. Действительно, полевые дороги в этом помогут. Они тоже не особенно прямые, больше по дугам вокруг полей, но найти условные 500 метров можно, знаю где. Непростые - с горки и потом обратно в горку. Вот будет заодно учиться не торопиться и не лететь вниз, а потом медленно заползать обратно!
И вот для такой мозговой разгрузки буду раз в неделю (каждый третий, получается, раз наших занятий) его водить. Ну, это пока ещё на участке есть какая-то возможность в принципе заниматься. Как раз в конце дорожки мелкая речка, не очень чистая, но даже дети оттуда пьют прямо так и живы-здоровы, так что в нашу-то жару будет дополнительный стимул и смысл лошади, что в середине пути ждёт ещё и небольшой отдых в тени с водопоем.
Идти прямо по дорожке в поле и прямо по центральной линии- два совершенно разных варианта.
прямо по центральной линии шагом- гораздо сложнее, чем рысью или галопом. Я сейчас езжу на вестерн-рысаке, выступавшем, был в призах.
Пройти на нём прямо - сложное упражнение. Не будешь его вести- будет болтаться, как змея🤣
По центральной линии - это уж пока для нас слишком продвинутый уровень)) Пока хотя бы в рамках дорожки - уже хорошо! Они у нас, в принципе, сами как центральная линия: две колеи от автомобильных и тележных колёс, выбирай любую, вставать на неё и чеши себе. Широких протоптанных буквально парочка, да и те заканчиваются быстро, превращаясь в две колеи)
 
Про казачье седло интересности тут нашла) Как ещё одно подтверждение того, что идея заездки в нём не слишком хороша :)

Казачья езда : современное руководство для гг. офицеров / сост. Г. Ф. Кузнецов. – Санкт-Петербург, 1910. – 127 с.

В своей езде, казаки, прежде всего, дают место естеству лошади, ея способности при движении самостоятельно перемещать наивыгоднейшим способом центр тяжести, как на воле, так и под всадником. Отсюда вытекает искусство казачьей езды. Оно состоит в том, чтобы всадник не только не мешал развитию лошади в указанном направлении, но помогал бы ей всеми зависящими от него средствами.
Достоинства и недостатки казачьего седла. Лучшим седлом может считаться то, которое, отличаясь легкостью и простотой, позволяет всаднику сидеть возможно низко, твердо и спокойно; в то же время оно должно быть прочно, иметь длинное сидение и не набивать спину лошади.
Всем этим требованиям вполне удовлетворяет казачье седло, за исключением его высоты (что происходит, главным образом, от туго набитой подушки) и сомнительно прочности как деревянного. Но эти отрицательные свойства, до известной степени, устраняются: высота – характерной ездой казаков при сильном упоре на стремена, что ослабляет толчки его на лошадь; непрочность – простотою починки и легкостью самого ленчика.
Указанные недостатки покрываются лучшими качествами: казачье седло дает возможность всаднику сидеть глубоко между высокими луками и удобно (на мягкой подушке), крепко сжимать лошадь между ногами, а свободный упор на широкия стремяна дает особую устойчивость и уверенность во всех его движениях, что особенно важно при владении оружием. Все вместе взятое придает седлу лучшее «боевое» значение и с этой точки зрения оно незаменимо и не имеет себе равного.
Уставная посадка на всех аллюрах. Казак по уставу должен сидеть в середине седла, облегая его плотно ногами, туловище его должно быть отвесно и не напряжено, плечи ровны, голова поставлена прямо, чтобы смотреть между ушей лошади, сидение подобрано, внутренняя сторона колен должна быть плотно приложена к седлу, а потому колена отнюдь не отвернуты внаружу от седла.
Туловище, то есть верхняя часть до пояса и нижняя часть ноги от колена должны быть совершенно гибкими и потому именуются подвижными; средняя же часть – от пояса до колена – неподвижная.
Сидя в седле, всадник должен чувствовать настолько легкий упор на стремяна, чтобы они были ему помощью, а для сего стремя нужно продвинуть на 1/3 ступни, всею же ступнею надо ровно нажимать на стремя, т.е. так же, как человек стоит на земле; носки от лошади не должны быть отворочены.
Основные правила, данные при посадке на месте, не изменяются и в движении каким бы аллюром лошадь не двигалась; но изменение допускается лишь в том, что чем быстрее аллюр, тем больше должен быть упор на стремяна, чтобы всадник мог податься грудью несколько вперед; при этом отнюдь не следует выставлять сидение назад или касаться животом передней луки.
При езде намётом или скачке в карьер, всадник несколько приподнимается на стремянах, особенно, если имеет в виду рубить, колоть или стрелять.
Особенность казачьей посадки – упор на стремя. Главная особенность казачьей езды состоит в том, что при достаточной глубине посадки казак должен упираться в стремяна. Отнимите у казака упор на стремяна и получится совершенно другое. При упоре на стремяна толчки лошади передаются телу всадника, значительно ослабленные в ногах, что дает возможность держаться в седле спокойно, устойчиво; при этом центр тяжести всадника понижается.
Казак, по настоящему, на рыси должен нести свой корпус настолько плавно, чтобы его плечи оставались неподвижны. Как говорят, казак на рыси плывет или может провезти на плечах стакан, наполненный водой. Так как же после этого казакам не ценить свою рысь или не использовать ее во всю. Отсюда понятно, почему рысь у казаков всегда считалась основным аллюром. Приходится часто слышать возражение, что с упором на стремяна казак долго так не проедет, а потому ему лучше сидеть в седле без всякаго упора на стремяна (по драгунски). Однако практика этого не доказывает и потому можно возразить, пусть лучше заболят ноги, чем будет разбиваться грудь. Привыкаем же мы много ходить, почему же нельзя приучить себя ездить долгое время с упором на стремяна.

Главная особенность казачьей ѣзды состоитъ въ
казачьей по- ТОмъ, что ПрН достаточной глубинѣ посадки (см. выше)
садки-упоръ казакъ долженъ упираться на стремяна. Отнимите у ка-
на стремя. зака уПОрЪ на стремяна и получится совершенно дру-
гое. При упорѣ на стремяна толчки лошади передаются
тѣлу всадника, значительно ослабленные въ ногахъ, что
даетъ возможность держаться въ сѣдлѣ спокойно, устой-
чиво: при этомъ центръ тяжести всадника понижается.
Вспомнимъ, какъ обрадовались и возгордились кавале-
ристы, когда была открыта н введена облегченная рысь
(англійская), наполовину сократившая число толчковъ
лошади на всадника. Посему Носовичъ и Розенбергъ
высказались такъ:
Носовичъ: „Дѣйствительно, облегченная рысь, унич-

- 31 —
тожившая половину толчковъ, взаимно получаемыхъ
спиной лошади и всадникомъ и значительно ослабившая
другую, оставшуюся половину, достойна въ исторіи
верховой ѣзды роли важнѣйшихъ изобрѣтеній въ
ЖИ8НИи.
Розенбергъ: „Кто не согласится, что этимъ спосо-
бомъ значительно щадятся силы человѣка и лошади
Между тѣмъ при казачьей ѣздѣ на рыси, такихъ
толчковъ совершенно нѣтъ. Вотъ почему облегченная
рысь драгунъ для казаковъ непримѣнима, какъ дающая
посадку менѣе покойную.
Казакъ, по настоящему, на рыси долженъ нести свой
корпусъ настолько плавно, чтобы плечи его оставались
неподвижны. Какъ говорятъ, казакъ на рыси плыветъ
или можетъ провезти на плечахъ стаканъ, наполненный
водой. Такъ какъ же послѣ этого казакамъ не цѣнить
свою рысь и не использовать ее во всю. Отсюда по-
нятно, почему рысь у казаковъ всегда считалась основ-
нымъ аллюромъ. Приходится часто слышать возраженіе,
что съ упоромъ на стремяна казакъ долго такъ не про-
ѣдетъ, а потому ему гораздо лучше сидѣть въ сѣдлѣ
безъ всякаго упора на стремяна (по драгунски). Однако
практика этого не доказываетъ и потому можно возра-
зить, пусть лучше заболятъ ноги, чѣмъ будетъ разби-
ваться грудь. Привыкаемъ же мы много ходить, почему
же нельзя пріучить себя ѣздить долгое время съ упо-
ромъ на стремяна.
Указаніе Но- Не безъинтересны указанія Носовича о посадкѣ па
садкахт? "на °блегченной Рыси и на галопѣ. Указанія эти лишь нод-
еблегченной тверждаютъ правильность принциповъ казачьей ѣзды
рыси и гало- вообще на рыси, наметахъ и карьерѣ !).
пѣ.
„На рыси, говоритъ Носовичъ, лошадь подбрасываетъ
всадника, получаются взаимные толчки, которые обо-
') Примѣчаніе: Необходимо отмѣтить особую неустойчивость
мнѣній относительно казачьей посадки па наметѣ, введеннаго за
послѣднее время (въ трехъ видахъ) въ казачьи части.

— 32 —
годно тяжелы, но къ счастію на много парализуются
облегченной рысью, про которую только и будетъ гово-
риться, считая, что неблагоразумныхъ, ѣздящихъ иначе,
не должно быть. Рысь, какъ движеніе, требующее отъ
лошади уже порядочной работы, заставляетъ всадника
въ ея интересахъ измѣнить посадку Онъ нагнетъ кор-
пусъ впередъ и этимъ съ самаго начала преслѣдуетъ
принципъ движенія, т. е. перемѣщеніе центра тяжести
къ переду. Всадникъ, приподнимаясь и опускаясь че-
резъ тактъ, перестанетъ получать толчки, которые на
тряскомъ конѣ, обращали бы въ бефштексъ его яго-
дицы и сводили иногда въ могилу слабогрудыхъ: ему
даже нечего заботиться разворачивать грудь, до того
мягки толчки облегченной рыси. Лошадь, въ свою оче-
редь, не получаетъ удовольствія, въ видѣ не смягчен-
наго удара по спинѣ 5-8 пудами и ту работу, кото-
рую опа бы употребила па погашеніе этихъ толчковъ,
присоединяетъ къ движенію впередъ. Фигура всадника
па облегченной рыси, имѣя нѣкоторый уклонъ корпуса
впередъ, должна плавно приподниматься и опускаться
въ сѣдло, именно по тому направленію, какое предста-
вляетъ изъ себя уклонъ корпуса, мѣра коего зависитъ
отъ быстроты и характера хода лошади.
Кентеръ х) (широкій наметъ) есть движеніе сильно
разнящееся по своему механизму отъ шага и рыси; въ
силу его значительной быстроты въ немъ еще яснѣе
выступаетъ принципъ движенія. Лошадь передаетъ
центръ тяжести значительно больше впередъ, чѣмъ на
остальныхъ движеніяхъ и усиленно работаетъ освобож-
деннымъ задомъ, предоставляя переднимъ ногамъ
играть, главнымъ образомъ, роль подпорокъ. Движеніе
это настолько сильно преслѣдуетъ изложенные прин-
ципы, что даже кавалерійскій уставъ, идущій часто въ
разрѣзъ съ ними, рекомендуетъ всаднику передавать
въ этомъ случаѣ тяжесть корпуса впередъ. Въ зависи-
мости отъ свойствъ названнаго движенія, всадникъ
долженъ передать тяжесть корпуса возможно дальше
впередъ и принять положеніе, наименѣе мѣшающее
работѣ лошади.
На галопѣ есть двѣ посадки, каждая имѣетъ свои
‘) Кентеръ—это галопъ въ полъ-маха, галопъ-карьеръ.

— 33 —
преимущества и удобства, смотря по идущей подъ сѣд-
ломъ лошади и цѣли. При одпой, ѣздокъ, уклоняя кор-
пусъ впередъ, передаетъ этимъ туда свой вѣсъ, при
чемъ приподнимаетъ сѣдалище отъ спины лошади и
упирается на стремяна; упоръ этотъ пе долженъ, однако,
равняться вѣсу всадника, значительную часть котораго
должны Припять на себя колѣни, иначе пе будетъ воз-
можности .работы па этомъ аллюрѣ шенкелями, безъ
опусканія въ сѣдло, что обременило бы усиленно рабо-
тающій задъ и невыгодно перемѣщало бы центръ тя-
жести всадника, то упоръ въ стремяни долженъ лишь
облегчать колѣнямъ работу, пе переходя того давленія,
при которомъ голень можетъ быть послана для легкаго
шенкеля или рѣзкаго толчка... Другая посадка имѣетъ
корпусъ прямо выходящій изъ сѣдла съ неотдѣлепными
отъ пего ягодицами, поги прямыя, высоко поднятыя и
далеко вытянутыя впередъ. При этой посадкѣ, колѣни
не сжимаютъ сѣдла, поги какъ бы распущены и связь
съ лошадью происходитъ главнымъ образомъ отъ мно-
гихъ точекъ соприкосновенія съ сѣдломъ. Первою изъ
описанныхъ посадокъ можно ѣздить на всякой лошади:
она имѣетъ преимущество, что не стѣсняетъ работы ло-
шади и значительно подаетъ впередъ вѣсъ всадника,
но давая лошади большія удобства, она утомительна
для всадника и надо имѣть хорошо развитые мускулы
ногъ и спины, чтобы долго такъ ѣхать. Второй способъ
чрезвычайно легокъ и пріятенъ для ѣздока, по онъ
требуетъ отъ пего довольно развитого чувства къ дви-
женіямъ лошади и имѣетъ слѣдующіе недостатки: во
1-хъ, обременяетъ задъ и, хотя балансируется непод-
вижностью корпуса большей, чѣмъ въ первой посадкѣ,
но все таки выгода на сторонѣ ея, а во 2-хъ, онъ не
на каждой лошади возможенъ и на лошади сильно
подбрасывающей въ галопѣ задомъ, нечего думать такъ
сидѣть. Въ зависимости отъ цѣли вторую посадку *)
можно рекомендовать для продолжительныхъ не очень
рѣзвыхъ галоповъ, когда всаднику слишкомъ тяжело
было бы держаться первымъ способомъ въ силу про-
‘) Эту иосадку во время скачки примѣнялъ, говорить Носо-
вичъ, знаменитый жокей Арчеръ. Талантъ Арчера могъ найти въ
сѣдлѣ напбоіѣе спокойную точку и мягко и необременительно
для работы зада—принимать его толчки.

— 34 —
должптельности движенія и медленности его. Первая
же посадка имѣетъ преимущество, когда надо проле-
тѣть пространство съ возможно большей быстротой или
при большой рѣзвости наиболѣе сохранить коня. Самое
же большое преимущество цервой посадки передъ вто-
рой, что она много доступнѣе и ею всякій поѣдетъ
болѣе или менѣе хорошо, вторая же, какъ требующая
нѣкотораго чувства движенія лошади, доступна не
каждому
Заключеніе Намъ остается присоединиться къ тому мнѣнію, что
о посадкѣ п
на наметѣ. ІіеРвая посадка изъ двухъ, рекомендуемыхъ Носовичемъ,
на всякомъ наметѣ для казаковъ предпочтительнѣе, какъ
болѣе покойная, крѣпкая и въ то же время подходящая
ближе всего къ требованіямъ строевого устава. Что ка-
сается до второй посадки, то таковая можетъ быть при-
мѣняема при продолжительномъ, но не очень рѣзвомъ
наметѣ (обыкновенномъ), при чемъ казакъ садится
глубже въ сѣдло и слѣдуетъ корпусомъ за всѣми дви-
женіями лошади, мягко упираясь на стремяна. Первая
посадка примѣняется также и для карьера.
мнѣніе Розен- Теперь ознакомимся съ мнѣніемъ генерала Розен-
берга о посадкѣ. 0ерГа 0 ІІОсадкѣ вообще: „Посадка, говоритъ онъ, дол-
жна быть такова, что-бы солдатъ равномѣрно чувство-
валъ свою тяжесть на обѣихъ сѣдалищныхъ костяхъ,
а ляшки до колѣнъ настолько были бы откинуты на-
задъ, насколько это возможно, не теряя упомянутаго
упора на сѣдалищныхъ костяхъ. Часть эта, отъ сѣда-
лища до колѣнъ должна прилегать къ лошади вплот-
ную, но безъ особаго упора. Отъ колѣна внизъ ноги
отводятся кнаружи, т. е. другими словами, шенкеля не
касаются лошади, оставляя ихъ свободными, чтобы
въ будущемъ наилучше дѣйствовать ими. Держаться
шенкелями—большая грубая ошибка. Нога опирается
на стремя, а слѣдовательно держитъ его незначитель-
нымъ, по непремѣнно всегда ровнымъ упоромъ. Вся
посадка должна быть мягка безъ натяжки и новобра-
нецъ, подбирая подъ себя крестецъ, долженъ постоянно
имѣть ощущеніе, какъ будто, при каждомъ скачкѣ

35 —
лошади сидѣніе подается впередъ. Если ѣздокъ сидитъ
на очень высокомъ ленчикѣ, то можно еще чувство-
вать, что разрѣзъ упирается на живчикъ, по отдать
7з всей тяжести своего тѣла па разрѣзъ сѣдалища
было бы непрактично и жестоко, пришлось бы значи-
тельно наклониться корпусомъ впередъ, что непра-
вильно. Да и какой человѣкъ можетъ выдержать всю
тяжесть своего тѣла па одномъ разрѣзѣ; сама природа
опредѣлила для сидѣнія сѣдалищныя кости, а не
разрѣзъ.
Особенность И такъ знаменитый знатокъ ѣзды Розенбергъ ука-
казачьей по- залъ, что на высокомъ ленчикѣ всадникъ долженъ чув-
садки-ук- ствовать упоръ разрѣза на живчикъ. Такъ оно и есть
донъ корпуса. въ дѣйствительности, но при этомъ надо оговориться,
что для казачьяго высокаго сѣдла, непріятность этого
упора устраняется съ одной стороны упоромъ ногъ на
стремяна, съ другой мягкостью подушки. Послѣднее го-
воритъ за необходимость для казачьяго сѣдла въ таковой.
Твердая поверхность сѣдла допустима при кавалерійской
ѣздѣ на балансѣ, когда соприкасающаяся часть тѣла
должна скользить по сѣдлу *).
Возвращаясь къ посадкѣ, остается указать на инте-
ресный результатъ опытовъ, производимыхъ въ офицер-
ской кавалерійской школѣ 2) (при помощи пласта глины,
подкладываемаго подъ всадника) для опредѣленія, какими
точками своего тѣла всадникъ производитъ давленіе на
спину лошади. Для казачьяго сѣдла оказалось, что на
всѣхъ аллюрахъ давленія распредѣляются: 1) на двѣ
сѣдалищныя кости и 2) на мускулы бедра верхней
и внутренней части (тотъ же разрѣзъ) въ размѣрѣ боль-
шемъ, чѣмъ на сѣдалищныя кости.
Ученіе Ксенофонта говоритъ о томъ же: „всадникъ
пе долженъ усаживаться на копѣ, какъ на стулѣ, слѣ-
*) Отсюда можно сдѣлать побочное заключеніе о необходи-
мости для драгунъ имѣть рейтузы, хорошо скользящіе по сѣдлу
и о неудобствѣ ихъ для казачьяго сѣдла при неподвижной, но
свободной, непринужденной посадкѣ.
3) Конница, часть П. Л. дѳ-Виттъ.

— 36 —
Мнѣніе
Косовича.
дуетъ самому держаться прямо, ноги расширить и
плотно прижать ляшки, имѣя поги отъ колѣна от-
вѣсно и свободно".
Сопоставляя эти данныя съ вышеуказаннымъ мнѣ-
ніемъ Розенберга, ясно опредѣляется, что казакъ дол-
женъ сидѣть въ сѣдлѣ съ нѣкоторымъ уклономъ кор-
пуса впередъ, при наибольшемъ подборѣ зада, т. е. при
откинутыхъ насколько возможно назадъ ляшкахъ до ко-
лѣнъ. Послѣднее достигается въ казачьемъ сѣдлѣ отне-
сеніемъ путлищныхъ-ремней ближе къ серединѣ ленчика.
Уклонъ корпуса впередъ при казачьей ѣздѣ <на пе-
реду > необходимъ уже потому, что сближаетъ центръ
тяжести всадника съ центромъ тяжести лошади.
Въ какой мѣрѣ казакъ долженъ подать корпусъ впе-
редъ на быстрыхъ аллюрахъ, опредѣляется не прави-
лами устава, а лишь только его ощущеніемъ — воз-
можностью избрать такое положеніе своему тѣлу въ
сѣдлѣ и на стремянахъ, которое ему доставляетъ наи-
большее удобство, т. е. спокойствіе. Въ этомъ положе-
нія, конечно, будетъ лучше и лошади.

Самое интересное, что посадка в казачьем седле по правилам действительно подразумевает наклон корпуса вперёд на рыси и кентере, а ноги отводятся назад:
ART_9623.jpg

Шнеллер смещён к середине седла, поставить ногу ровно по-классике практически невозможно, либо сделает любую облегчённую посадку крайне шаткой и вынудить цепляться коленями.

Однако, горцы создали не менее удобную посадку, которая больше подходит под их непростую местность - с ногами вперёд:
JK8pSnUfzzZolXwzo1-mKVEggFN-KulCcfSj7ekfIE98A5Od0JTnn0cgVOjUGVl8WO-RaKgi.jpg


А вот интересное про управление:
Всадникъ управляетъ лошадью поводьями и ногами,
опредѣленіе, а содѣйствуетъ управленію уклономъ корпуса. При
полевой казачьей ѣздѣ, гдѣ главная суть заключается въ
движеніи лошади впередъ по прямому направленію, дѣй-
ствіе ногъ (шенкеля), т. е. посыловъ, играетъ наиболь-
шее значеніе, затѣмъ уже слѣдуетъ управленіе поводомъ
и уклонъ корпуса.

Каждая лошадь, пока опа сохранила еще энергію,
стремится идти впередъ и естественно опирается при
этомъ на поводъ, конечно, если упоръ этотъ не све-
денъ до минимума выѣ>здкой.
При ѣздѣ въ полѣ необходимо слѣдить, дабы упоръ
этотъ былъ постоянно въ связи съ движеніемъ впередъ,
ибо каждый долженъ понимать, что лошадь, стремя-
щаяся впередъ, легче переноситъ ошибки управленія
и удобнѣе для простыхъ смертныхъ. Естественное по-
мѣщеніе центра тяжести ближе къ переду даетъ лошади
увѣрепность въ ея движеніяхъ и будетъ тоже способ-
ствовать облегченію управленія ею. Идя свободно съ
вытянутой шеей, съ упоромъ па удило, имѣя центръ
тяжести у переда, и поэтому естественно свободно ра-
ботая задомъ, лошадь будетъ увѣрена въ своихъ дви-
женіяхъ и вся, находясь въ распоряженіи всадника,
не уклонится отъ намѣченнаго имъ пути. Лошадь же,
посаженная назадъ съ согнутой шеей, съ неестествен-
нымъ положеніемъ центра тяжести пе можетъ быть
вполнѣ увѣренной въ своихъ движеніяхъ, лишенныхъ
свободы и вмѣстѣ съ тѣмъ опа. будучи посажепа на-
задъ, имѣетъ слишкомъ много данныхъ, чтобы укло-
ниться въ сторону отъ указаннаго направленія.

Лошадь имѣетъ наиболѣе производительный шагъ,
когда поводъ совершенно свободенъ, она пе ощущаетъ

— 42 —
ни малѣйшаго давленія удила, можетъ покачивать
головой въ тактъ хода, посматривать по сторонамъ п
вообще вполнѣ располагать шеей и головой, слѣдова-
тельно, па шагу необходимо совершенно отдать ей поводъ.
На рыси лошадь только тогда свободно и легко
подается впередъ, когда голова и шея вытянуты.
На этомъ аллюрѣ мускулы шеи нѣсколько напря-
гаются соотвѣтственно напряженію переднихъ ногъ,
имъ приходится поддерживать голову вытянутою впе-
редъ, далѣе чѣмъ на шагу, ради простора движенія и
болѣе удобнаго дыханія. Сказанная работа мускуловъ
шеи ищетъ облегченія въ упорѣ па поводъ и въ инте-
ресахъ всадника дать ей облегченіе, т. к. всякое сбе-
реженіе силъ отразится па производительности и про-
должительности работы.

Управленіе Значеніе дѣйствія ногъ состоитъ въ томъ, что всад-
ногами (шеи- никъ прикладываетъ часть ноги отъ колѣна до каблука
колемъ) и включительно, къ ребрамъ лошади или же дѣйствуетъ
значеніе ихъ. КОрОТКИМП ударами каблука сильнѣе или слабѣе, въ за-
висимости отъ надобности. Такъ какъ казачья посадка
выше драгунской, то поэтому и колѣна всадника, срав-
нительно располагаются выше, по во всякомъ случаѣ
нога отъ колѣна и ниже остаются свободными для дѣй-
ствія. Помѣшать этому можетъ слишкомъ высоко приг-
нанныя стремяна и туго подтянутая скашовка, чего от-
нюдь нельзя допускать. Нога должна лежать всегда по
боку лошади, прилегая плотно колѣномъ къ сѣдлу и ни-
когда не отдѣляясь въ этомъ мѣстѣ. Дѣйствіе ноги огра-
ничивается пространствомъ между подпругами, закиды-
ваніе ихъ неправильно, т. к. при этомъ колѣни могутъ
сдвинуться и тѣмъ нарушится правильность посадки.
Надо научиться дѣйствовать ногами энергично, корот-
кими ударами каблука, опять таки не измѣняя положе-
нія колѣнъ; при этомъ каблукъ пе долженъ подаваться
вверхъ, что непремѣнно ослабитъ силу его дѣйствія.

Во время ѣзды при упорѣ на стремя дѣйствіе ногой
становится болѣе пассивнымъ, но ничто пе мѣшаетъ ка-
заку, опустившись въ сѣдло глубже, въ случаѣ надоб-
ности, начать дѣйствовать ногами болѣе энергично. Для
этого подавъ корпусъ нѣсколько назадъ и плотно охва-
тивъ лошадь ляшками (а для посыла впередъ и отдавъ
поводъ), рѣзко ударить каблуками между подпругъ, по-
вторяя эти удары нѣсколько разъ; для усиленія, разрѣ-
шается взять ноги изъ стремянъ и дѣйствовать ими
совершенно свободно.

Носовичъ рекомендуетъ при полевой ѣздѣ слѣдующее
примѣненіе шенкелей:
Мнѣніе Носо- „На ходу подталкивать лошадь непрерывно, заставляя
вина. ее идти такимъ широкимъ шагомъ, что вотъ-вотъ она
перейдетъ въ рысь: каждую болѣе или менѣе правильно
сложенную лошадь можно такимъ образомъ заставить
ходить ио 8 вер. въ часъ. Шенкеля въ этомъ случаѣ» мож-
но дѣлать различно и это даже лучше, ибо менѣе приту-
пляетъ чувствительность лошади; можно давать одно-
временно оба, можно и какой либо одинъ, потомъ
другой: слѣдуетъ давать то въ темпъ, то черезъ темпъ:
самое удобное толкать лѣвымъ, когда вынесена правая
передняя йога, и наоборотъ: въ этомъ случаѣ лошадь
раскачиваетъ своими движеніями поги всадника и
толчки даются сами собой. На рыси толчки шенкелемъ
имѣютъ мѣсто лишь какъ побужденія къ увеличенію
хода п развѣ изрѣдка для поддержанія его, еще менѣе
ихъ на галопѣ, такъ какъ только лѣнивое и ослабѣвшее
животное нуждается въ нихъ.

Уклонъ кор-
пуса назадъ облегчаетъ передъ лошади; уклонъ кор-
пуса впередъ облегчаетъ задъ лошади; уклоны въ сто-
рону помогаютъ ей удержать равновѣсіе во время пово-
ротовъ и заѣздовъ. Это воздѣйствіе корпуса на лошадь
должно примѣняться въ полномъ согласованіи съ работой
повода и ногъ. Такъ, желая повернуть лошадь въ сто-
рону, надо одновременно соотвѣтствующимъ дѣйствіемъ
повода и ноги уклонить корпусъ въ сторону поворота
и т. д.
Мнѣніе „Вообще при поворотахъ4', говоритъ Розенбергъ,
Розенберга. НуЖд0 переложить тяжесть корпуса па ту или иную
сѣдалищную кость, при чемъ нормой должно быть
чувство ощущенія, весь корпусъ отклоняется въ сто-
рону поворота, по отнюдь не сгибая его въ поясницѣ.
При остановкахъ лошади прежде всего надо отклонить
корпусъ, а потомъ поводъ намѣчаетъ пріемъ. Первое
даетъ работу на 90%, а второе 10%. То же самое требо-
вать при спотыканіи лошади и при крутыхъ спускахъ—
корпусъ назадъ, поводья бросаются.

То есть правильно у нас лошади двигаться на переду, на заду наоборот вовсе не желательно, а очень даже вредно, а посыл - множественные толчки пяткой (каблуком), которые на шагу к тому же должны продолжаться постоянно :)
В этом плане мне куда более по душе управление джигитов! Посыл осуществляется нагайкой либо по животу сразу за подпругами, либо по бёдрам лошади. Хорошая лошадь приучается к началу движения и подъёмам от щелчка по воздуху, тугую лошадь приходится щёлкать по телу. Далее лошадь оставляется в покое ровно до тех пор, пока либо она не замедляется, и возникает необходимость вновь её двинуть, либо до перехода на более медленный аллюр. Всяко лучше лупления сапогом на постоянной основе!
В данном же руководстве ещё интересна глава про заездку, которая остро рекомендуется на свободном поводе и полной свободе лошади в любых аллюрах :)

Что самое любопытное, в этом всём есть здравый смысл. Сколько я видела зажатых молодых лошадей, скрученных в баранку, постоянно толкаемых на повод, и совершенно не умеющих бежать свободно и расслабленно под всадником! Безграмотной работой можно испортить, потому я в отношении себя и своей лошади не радею за плотный контакт и тем более за доп.верёвки - на них Лис уже показал максимально тараканьи движения (подгоняемый сзади бичом на повод!), которые вызывают только жалость. Всё же лезть с отсутствием должного опыта не стоит. Казаки же далеко не все были какими-то асами и гуру выездки лошадей, так что и руководство писалось для эдакого средненького мужика, который купил где-нибудь жеребёнка, до трёх лет дорастил, до четырёх заездил, в четыре взял в полк на службу.
Оттого в общем-то и повод я стараюсь держать всё свободнее и свободнее, чтобы конь имел возможность вытянуться и максимально продуктивно двигаться, а не семенить кое-как. Резиночку он знает и не особо любит, самому не нравится сокращать шаг. На рыси то же самое, хотя там и приходится держать чуть туже, так как там руль ещё недостаточно качественно работает для более свободного удержания нужной траектории.
Но, разумеется, я не считаю, что важнее всего нога, потом повод и только как содействие корпус, как верно по мнению казаков! Всё же у них другие принципы - гнать быстро и далеко, в этом и впрямь нога будет играть решающую роль для невыезженного коня, но мы всё же не в 1910 году живём и не в казачьем полку, так что буду стараться со временем переводить Лиса на корпус, который сейчас он слышит редко и весьма скверно больше ожидая шевеления железа во рту.
 
Последнее редактирование:
"Лошадь имѣетъ наиболѣе производительный шагъ,
когда поводъ совершенно свободенъ, она не ощущаетъ

ни малѣйшаго давленія удила, можетъ покачивать
головой въ тактъ хода, посматривать по сторонамъ и
вообще вполнѣ располагать шеей и головой, слѣдова-
тельно, на шагу необходимо совершенно отдать ей поводъ."


Вот оно! Я всю жизнь так и езжу (на всех конях, кроме дурных молодых, которых надо придерживать).
У нас, кажется, большинство местных жителей ездит так же.

А буковками чёрным по белому первый раз вижу описание такого стиля.
Благодарю Вас, Maria_23 !

а посыл - множественные толчки пяткой (каблуком), которые на шагу к тому же должны продолжаться постоянно :)
Как по мне, так это избыточно. Разве что кому-то достанется самый тормознутый конь: все идут, а этот норовит встать поперёк и начать жрать траву или просто тупить. Тогда да, придётся бедному туристу понужать лентяя всю дорогу. Был у соседа такой конь по прозвищу Майонез, жирный и хитрый.

Но как-то раз водили мы иностранных туристов в поход, и они говорили, что дома их учили именно так (и при этом ещё языком щёлкать):

"На ходу подталкивать лошадь непрерывно... какой либо одинъ, потомъ
другой... самое удобное толкать лѣвымъ, когда вынесена правая
передняя йога, и наоборотъ: въ этомъ случаѣ лошадь
раскачиваетъ своими движеніями ноги всадника и
толчки даются сами собой".

Вот картинки - шагом на свободном поводу, можно сравнить с фото джигита и казака выше.
P1070330 копия.jpg


DSC03198.JPG
 
Последнее редактирование:
@Медведица, пожалуйста, сама с удовольствием прочитала всё пособие целиком (по ссылке в его названии оно полностью доступно онлайн), и тоже вижу максимально оптимальным вариантом для себя именно такой вариант езды!
Пока что сложно, конь всё же под всадником всего какой-то 15-й раз по 10-12 минут, соображает достаточно туго, но по мере выходов в поле и длительному движению по прямым (или не слишком извилистым) полевым дорогам, где не требуется резких поворотов, думаю, он сообразит и поймёт управление корпусом и ногами. Можно будет постепенно отпускать повод, дури в тяжеловозной голове гораздо меньше, нежели у горячих пород.
Ну а толкать всё время уж точно не стоит, до Майонеза (как же ему подходит имя!))) моему Лису далеко, его тормозить куда нужнее будет!
И спасибо за кадры!
Очень люблю Ваши фото! Всегда такие живые и такие близкие по ощущениям, хотя никогда и не бывала в ваших краях!
 
Языком в вестерне щёлкают. Один щелчок- шаг. Два- джог. Мне нравится(я лентяй)🤣: можно ничего не делать, просто языком щелкнул два раза и лошадь побежала💥
Я машинально прищёлкиваю, когда конь замедляется 😅 Привыкла так поторапливать собак, теперь и с лошадью те же звуки пошли и даже работают)) Может, и на щёлчки приучится тоже со временем!

***

А ещё у нас слегка дополнился и видоизменился план заездки.
Женя таки взял скутер!
Совершенно бешеная дура, на трассе прёт как автомобиль на половине газа, движок расточен на 100 кубов, так что даже Женины 110 кг + мешок отрубей для лютой табуретки фигня в горку!
Конягу познакомили с техникой... Вообще до фени) Любой новый объект требуется пожевать)))
2023-08-20 13-35-32.JPG

Женя не дал жрать скутер, конь решил сделать вид, что это не он, что вообще мимо стоял, и ничего не знает ни о каких скутерах.
2023-08-20 13-35-46.JPG

Но как истинный муЩЩина всё же полез и сразу к ручке газа!
Правда, немного промазал крутануть и засунул её себе в ноздрю 😆
2023-08-20 13-36-40.JPG

2023-08-20 13-36-41.JPG

2023-08-20 13-36-45.JPG

С ручкой в ноздре ему, правда, долго стоять не зашло, так что пошёл шерудить губёхой по сидушке обратно.
2023-08-20 13-36-57.JPG


В чём же суть изменений? Да в том, что теперь будет гораздо легче и веселее! Пару раз сводим в поле на корде (неделя пройдёт, авось что-то решу с седлом как раз), а потом можно будет Женю на скутер, меня на коня и вместе в поле! И коню будет спокойнее с сопровождением (ему на заведённый и движущийся мопед всё равно, он за ним с интересом ходит), и Жене повод покататься, и заездится по прямым легче - думать-то не нужно, вот ведущий! Конечно, в процессе меняться местами, дабы не выработал Лис привычки за хвостом бегать. В принципе, не должен, с его-то лидерскими замашками он куда вероятнее начнёт обгонять, но посмотрим :)
 
Это не на пальчиках, это дурноезжесть 🤷‍♀️
Согласна, обычная прокатная кобыла. Если повод таки взять и что-то попытаться им сделать, сперва выдергивала на шею (если повезёт не сразу через голову на землю улететь), а потом с человеком на шее начинала устраивать родео. Даже тренера на ней ездили без повода вообще от греха подальше, их она со свечи роняла вместе с собой.
Но таки при ооооочень мяяяяяягких командах поводом против не была)
 
Если повод таки взять и что-то попытаться им сделать, сперва выдергивала на шею (если повезёт не сразу через голову на землю улететь), а потом с человеком на шее начинала устраивать родео. Даже тренера на ней ездили без повода вообще от греха подальше, их она со свечи роняла вместе с собой.
Так мы возвращаемся к моему исходному вопросу ) ты хочешь "на пальчика" - вот так, как ты описала?
 
Так мы возвращаемся к моему исходному вопросу ) ты хочешь "на пальчика" - вот так, как ты описала?
Я хочу на корпус-ногу, но до того не близко, так что пока перевести с тягания башки до такого на пальчиках, а там уже до свободного повода дожить)
 
. Сколько я видела зажатых молодых лошадей, скрученных в баранку, постоянно толкаемых на повод, и совершенно не умеющих бежать свободно и расслабленно под всадником!
Маш, а нормальных видела? Все отсылки к прошлому опыту негативные, что толкает на изобретение "собственного пути". На самом деле все не так плохо в конном мире.
 
Поздравляю со скутером!! И Жене теперь легче физически будет и вам всем веселее! 👍
Спасибо большое)) Теперь хоть до магазинов добираться значительно проще, да и коня заезжать будет куда спокойнее - даже если он меня потеряет, Женя быстро подхватит, и вдвоём поедем дурня догонять :)
Маш, а нормальных видела? Все отсылки к прошлому опыту негативные, что толкает на изобретение "собственного пути". На самом деле все не так плохо в конном мире.
Видела, конечно! Видела нормальных хоббиков в условной деревне (нет, колхоз не берём, разумеется!), видела пробежников. И в каком же месте мой путь отвечает пункту "собственный", если он по факту является облегчённым классическим?
Как справедливо и точно подметила @Зюлейка (мне тоже очень понравилась эта фраза):
Каждая лошадь, пока опа сохранила еще энергію,
стремится идти впередъ и естественно опирается при
этомъ на поводъ, конечно, если упоръ этотъ не све-
денъ до минимума выѣ>здкой.
При ѣздѣ въ полѣ необходимо слѣдить, дабы упоръ
этотъ былъ постоянно въ связи съ движеніемъ впередъ,
ибо каждый долженъ понимать, что лошадь, стремя-
щаяся впередъ, легче переноситъ ошибки управленія
и удобнѣе для простыхъ смертныхъ.
Придумано ещё до меня, мне ни к чему велосипеды изобретать, моё дело лишь довести до "упоръ этотъ не сведенъ до минимума выѣ>здкой" :)
Напомню, главным тренером в моей жизни (после кучки полудурков) была пробежница, чья лошадь работала только на хакаморе (поворот покруче от приложения повода к шее), ездить учила на балансе с управлением корпусом. Ноги в этом плане были между классической посадкой и джигитской, использовались чисто для посыла и для ускорения: "А ты попробуй 80 км в шенкелях и поводу лошадь провести, посмотрим, какая встанешь!" - смеялась тренер. И, ёлки, в моём мире и понимании вот это - идеальнейшая лошадь! И идеальный учитель, кстати. Попробуй на ней поелозься куда-нибудь, она от любого смещения корпуса сразу же начинала в сторону смещаться! Либо сидишь и чётко рулишь, либо у тебя лошадь бродит во все стороны. Под самой хозяйкой лошадь рулилась вообще от мысли, от слова, от звука, от шепота.
И вот такую лошадь я хочу видеть своей.
Объективно, мне вряд ли хватит опыта. Но я хотя бы постараюсь максимально приблизиться к идеалу)

А вообще всё по поводу казаков было к тому, что в казачьем седле неудобно заезжать, и оно конкретно отличается от классики! Оттого вообще не представляю, как получалось в казачке ездить обыкновенно, @Антея-тор! Может, на уже хорошо выезженной классически лошади и будет, конечно, но само седло вообще не сподвигает. Посадку ведь не случайно казаки выбрали именно такую, когда в то же время во Франции и Америке (что можно было бы и казакам взять за основу) все ездили приближенно к нынешним реалиям, но в иных сёдлах.
f1977cbc0289ea6ce70002582863fb53.jpg

0cf8271a0066d3ca79b74f27a3b26ee6.jpg


Только в Англии отчего-то решили, что лошадь - это табуретка))
14133.jpg


Пожалуй, откажусь я всё же от казачьего седла, хоть и впаривают.
 
Последнее редактирование:
Странно, что техника нашей езды в поле сильно противоположна езде ковбоев🙄 У них повод свободный, равновесие по центру, зад поведен.
У классики: повод свободный, равновесие на жопе, лошадь "сидит на заду". Маш, тебе есть из чего выбирать🤣
 
@Tattankaa Yo, ага, конягу ещё бы спросить, когда он жопь начнёт подводить вообще))) Мне ближе ковбои, равновесие на переду по казачьим измышлениям мне не нравится в случае тяжеловоза точно, а на задницу эту оглоблю с тяжеленным передом посадить я сумею ой как вряд-ли)
А ещё не забывай, у нас был не только казачий полк, но и кавалерийский! И вот императорская кавалерия в своих кавалерийских сёдлах как раз-таки ездила приближённо к классике, как минимум, для них не были чем-то странным облегчённые аллюры, столь непереносимые казаками! Надо будет выяснить, где там лошади были, в каком состоянии) Хотя, учитывая наличие мундштука, что у нашей конницы, что у зарубежной, там вряд ли подразумевался свободный повод) Казаки же всё вот это в четыре повода рьяно выкинули, как вообще ненужное.
*очень интересно, зачем в боевых действиях лошади мундштук вообще?
start_1_rub_otkrytka_imperator_nikolaj_ii.jpg
 
Последнее редактирование:
Сверху