Навстречу ветру. Энциклопедия (стр. 202)

Что значит " иррациональная"?
Это на ваше субъективное мнение, как и остальные вопросы. Здесь не может быть никаких четких критериев, только ваши ощущения - все непонятное, как ни приближайся к этому. То, что хочется охарактеризовать как иррациональное, потому что по-другому не получается объяснить увиденное.
 
Отвечу тут тоже:
  • самая элегантная - вороная без отметин
  • самая иррациональная - рыжая с тигровостью
  • масть не для всех - совершенно субъективно - светло-золотисто-каурая, с песочным корпусом и ярко-рыжей гривой
 
Прошу прощения, я не все правильные названия мастей знаю.
1.Вороной, вороной в белых носочках, вороной со светлой гривой и хвостом. Серые. Гнедой в черных чулках.
2. Чубарый.
3. Изабелловый, красно-чалый.
Но это не главное, лишь бы характер и здоровье были хорошими.
 
Слово "элегантный" вызывает у меня негативные ассоциации. Не люблю элегантное, поэтому запишу сюда нелюбимую масть - изабелловую.
Иррациональная - вороная, конечно. В ней есть что-то мистическое.
Для ценителей - ну, наверное, тоже изабелловая. Обычному человеку такое не оценить.
 
Вера, добрый день! Спасибо за чудесный очерк об Уч-Кудуке, песню помню прекрасно и она мне нравилась! Про масти моё ИМХО 1) вороная 2) изабелловая 3) чубарая (а моя любимая буланая)), ну это так, к слову. Редактну: и спасибо за фильм! Будем посмотреть. Очень заинтригована.
 
Последнее редактирование:
Сегодня день Св. Агаты (рус. Агафии), девы и мученицы. Она упоминается в Римском Каноне и считается защитницей от пожаров и покровительницей литейщиков. В этот день католики освящают воду и хлеб, как правило, ржаной.
Это первый в этом году праздник, к которому я смогла испечь что-то тематическое - торт из ржаного хлеба. Пока стынет, и я не знаю, какой он.
 
ПРЕДЧУВСТВУЯ XX ВЕК.
Выставка русской графики конца XIX века в Третьяковской галерее, октябрь 2020 г.

Это был один из моих спонтанных выездов в музей, а спонтанно воскресным вечером я могу доехать только до Третьяковки. Билет взяла на последний сеанс. Внутри было не протолкнуться, выставка располагалась в залах временных экспозиций графики, до которых надо было еще дойти. Пока я шла, прошла мимо всех сокровищ Третьяковки, известных еще по репродукциям в школьных учебниках, - "Бабушкиного сада", "Московского дворика" и "Заросшего пруда" Поленова, "Принцессы Грёзы" Врубеля, "Приёма волостных старшин Александром III" Репина, даже крохотных пейзажей И. Похитонова, которые я почти не знаю. Я запуталась в номерах залов, заблудилась и решила, что уже не успею добраться до места назначения до закрытия - но все же добралась.

xhZdkwvXsL0.jpg

В. Васнецов, "Коленопреклоненный архангел Гавриил", 1885–1893
Эскиз неосуществленной росписи Владимирского собора в Киеве
Бумага, гуашь, акварель, бронзовая и алюминиевая краски, графитный карандаш


Васнецова были в основном эскизы к росписям и мозаикам собора, которые так и не были выполнены. Все в стиле историзма.

NfbfbgFKG6Q.jpg

В. Серов, "Натурщица", 1905
Картон, темпера


J33q0P-ztnM.jpg

Тоже Серов. Не помню и не смогла найти названия, но это уголь с небольшим добавлением белил на холсте. И большого формата. Наверное, очень трудно такое хранить, уголь осыпается. Конечно, такие картины застеклены. Следов осыпания я не заметила.

RyGhxa5QcCI.jpg

Н. Ге, один из множества эскизов к картине "Распятие", так и не написанной. Композиция на эскизах очень разная, и складывается впечатление, что у художника не было никакого внятного замысла этой картины, кроме темы. Он перебирал все варианты, но так ни на чем и не остановился.

mDKFwVq0eBo.jpg

М. Врубель, "Жемчужина", 1904
Картон, пастель, гуашь, уголь, бумажная аппликация


В середине действительно вклеен кусок бумаги - наверное, что-то пошло не так, и проще было заклеить и замаскировать неудачное место, чем зарисовывать или рисовать все заново. Она замечательная. Хотя где тут жемчужина, если это перламутр? Я слышала, что Врубелю "позировала" какая-то определенная раковина, которая сохранилась до наших дней.

Zf5rACIREZY.jpg

В. Борисов-Мусатов, "Весенняя сказка", 1904-1905
Эскиз неосуществленной фрески из цикла "Времена года". Бумага, акварель, графитный карандаш, перо, кисть


bhYx-0xVF8E.jpg

В. Борисов-Мусатов, "Осенний вечер", 1904-1905
Эскиз неосуществленной фрески из цикла "Времена года". Бумага, акварель, графитный карандаш, перо, кисть


Фрески предполагалось написать в усадьбе заказчика. Борисов-Мусатов, наверное, самый характЕрный для той эпохи художник, представитель символизма. Писал какой-то странный, иллюзорный мир с задумчивыми девушками в усадьбах, парках, садах. По платьям и прическам видно, что это все происходит никогда и нигде, здесь смешение стилей и эпох.

И даже знаменитое "Изумрудное ожерелье" было:
3J4NjeX6IWw.jpg

Странная картина. Изумрудное ожерелье - на ком? На девушке слева? А другие так смотрят, потому что завидуют? и поэтому не берут ее с собой, но в этом, конечно, ни за что не признаются? На самом деле здесь очень насыщенный изумрудный цвет фона, на картинки в сети одна другой страшнее. Есть трактовка, что девушки сами и есть это ожерелье.

Фото из Интернета
 
Тоже Серов. Не помню и не смогла найти названия
Тоже не получилось найти, но что-то очень-очень знакомое.
здесь очень насыщенный изумрудный цвет фона,
Мне кажется, что с этим и связано название. А общая гамма скорее малахитовая.
 
Мне кажется, что изумрудная гамма в целом несколько искусственная, в ней могут присутствовать голубоватые оттенки и не может быть черного, коричневого, болотного цвета, как в малахите. Если брать природные ассоциации, то изумруд ближе к морю, чем к лесу и земле.
 
Т.е. цветовая гамма, связанная с морем, искусственная.

Не знаю, как вы разглядели коричневый и болотный в малахите. Это может быть только вкрапление пустой породы. Т.е. не малахит на самом деле, а просто абстрактный камень. Черный в малахите - производный от темно-зеленого.
В изумруде, если уж начинать искать, есть разные и оттенки, и дефекты, и даже пустая порода, если камень неограненный.
jxg6uW5FptU.jpg


Я постоянно ношу 3 изумруда, к ним есть и четвертый. Они желтее и зеленее, чем здесь на фото. Оттенок как у желто-зеленой краски "Белых ночей". Выраженный синеватый оттенок имеют прежде всего изумруды Бразилии и Колумбии.

Но это все геммология. Если брать русскую языковую картину мира, то изумрудный определяется как лучезарно-зеленый, светящийся прозрачно-зеленый, а малахитовый - синевато-изумрудный, бирюзово-зеленый, слоисто-зеленый с многообразием оттенков, переходов (Словарь цвета Харченко). Так что определенно и не скажешь, что менее синее и более естественное. К тому же с малахитом - определение одного понятия через другое.
Получается, что главное отличие изумрудной гаммы от малахитовой - признак "прозрачность-непрозрачность". Картина написана темперой, краска непрозрачная, однако художник все-таки имел в виду не малахит.
 
Попалось на форуме: https://www.prokoni.ru/forum/threads/dokazatelnaja-medicina-i-xeromantija.243219/post-5392453

Ошибочное на самом деле мнение. Причина в том, что лицо, о котором говорят в теме, и историк так себе. Это ясно по его тезису о Жанне д'Арк, который он озвучивает чуть выше.
Кстати, Жанну д'Арк можно назвать самой изучаемой женщиной за всю мировую историю. Ей посвящено самое большое количество монографий, научных статей и даже околонаучных текстов - больше, чем любой другой женщине, оставившей след в истории. Католическая церковь почитает ее святой - покровительницей Франции, военных, больных и находящихся в беде. О ней сохранилось больше свидетельств современников, чем о Карле VII. Сейчас в России историей Жанны занимается крупный специалист Ольга Игоревна Тогоева, у нее есть очень информативная книга "Еретичка, ставшая святой. Две жизни Жанны д'Арк".

Вернемся к тезису о повальной безграмотности гуманитариев. Я понимаю, что его автор на самом деле никогда не встречал реально образованных гуманитариев. Таких, которые читают с листа саги или Новый Завет, отличают руку Рембрандта от художника его круга - да и вообще много чем могут удивить. Гуманитарное знание очень широкое и делится на много областей, которые сильно пересекаются, и если не знаешь чего-то смежного, многое теряешь и в своей области.

Истина на самом деле в этом:
Sl3UW3-b04s.jpg


Но причина - в общем снижении образованности. Просто так устроено, что гуманитарные предметы проще сдать, проще проскочить - но что на выходе?
По-настоящему разбираться в какой-либо гуманитарной науке очень непросто.

А учить других, как глубоко надо вникать во все, любят только те, кто сам ни в чем не разбирается. Тот, кто хорошо разбирается в своей области, - любой - знает, как много нужно вложить труда и потратить времени, чтобы освоить что-то еще. От специальности в дипломе это не зависит.
 
МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК "ЦАРИЦЫНО"
октябрь 2020 г.


Царицыно находится южнее усадьбы Коломенское. История этого места вошла в школьные учебники, в одну из тех глав, которые помещают в конце раздела о каком-нибудь периоде. "А теперь поговорим о культуре второй половины XVIII века".

Когда-то здесь было село Богородское, принадлежавшее Ирине Годуновой, супруге царя Федора Иоанновича, затем село Черная Грязь. В середине XVII века оно перешло Стрешневым, свойственникам царя Михаила Романова, потом Голицыным, после них - молдавскому господарю Кантемиру, переселившемуся в Россию.

В 1775 году Екатерина II выкупила Черную Грязь у Кантемира, переименовала в Царицыно и решила сделать там себе летнюю резиденцию. Место было хорошее, с парками, прудами и садами, заложенными еще при Голицыных. При Кантемире был построен деревянный дворец в китайском вкусе. Проект переустройства резиденции императрица поручила архитектору В.И. Баженову.

Дальше история сложная. Екатерина II приехала принимать какой-то этап работ (близкий к завершению) и осталась очень недовольна увиденным, сказав, что ноги ее не будет "в этом каземате". Вроде как ей не понравились низкие потолки, узкие коридоры, а может, масонские знаки, которых повсюду разместил Баженов. Первый довод звучит странно, т.к. царица сама утвердила план строительства за 10 лет до приемки результатов работ, так что результат вряд ли был для нее неожиданностью. Ко второму доводу стоит прислушаться повнимательнее: масонство было принесено в Россию при Петре I, и как раз ко времени правления Екатерины II его центром стала Москва. Среди масонов были просветители и меценаты, но в целом масонство было антигосударственной силой. Есть сведения, что вольные каменщики пытались заключить союз с цесаревичем Павлом Петровичем. На фоне этого реакция императрицы уже не производит впечатления каприза. Скорее всего, мы многого еще не знаем. Есть и более простая версия: Екатерина, любившая строить, за столько лет охладела к проекту, и ей нужен был предлог, чтобы остановить финансирование Царицыно. За 2 месяца до описанных событий она как раз утвердила проект Пеллинского дворца под Петербургом, который впоследствии и стал ее любимой резиденцией.

Баженова отстранили от работ. Достраивал резиденцию уже М.Ф. Казаков, его ученик. Известно, что Екатерина пожелала дворец "в готическом или мавританском вкусе". В итоге Царицыно стало единственным в Европе крупным дворцово-парковым ансамблем, выполненным в стиле псевдоготики. В XVIII веке в Европе господствовал классицизм, но в России он еще не стал доминирующим стилем архитектуры. Поэтому были возможными художественные поиски, приводившие к неожиданным результатам. Готика рассматривалась как "варварское" наследие средневековой Европы и противовес образцовой во всех отношениях Античности. Кроме готических элементов в совершенно новом качестве использовались еще и элементы русского барокко. Парк, изначально регулярный, переделали в пейзажный.

Внуки Екатерины не проявили интереса к усадьбе. Только в правление Александра II здесь стали размещать чайные домики и строить дачи. В 1920-е годы Царицыно вошло в состав поселка Ленино; во дворцах стали размещать коммунальные квартиры. Все это время корпуса медленно разрушались.

В 1960-е Царицыно вошло в черту Москвы, его территорию объявили охранной зоной и постепенно освободили от лишней застройки. В 1980-х началась реконструкция комплекса, которая завершилась лишь в 2007 году. У себя в архиве я как раз нашла фотографии осени 2007 года.

E5A8-0OC13c.jpg


Рельеф местности здесь сложный. Очень крутой подъем от плотины к дворцам, проход под Фигурным мостом.

wlN7z50Zk4w.jpg


Сразу за мостом храм иконы Божьей Матери "Живоносный источник", построен еще при Д. Кантемире, первая половина XVIII века.

JRv0RGSCuaM.jpg


Руины Большого Кавалерского корпуса, построенного Баженовым. Впереди Второй Кавалерский корпус, 8-угольной формы, справа Первый Кавалерский корпус, уголком.

lVzQqUdmG_g.jpg

Справа угол Большого дворца, слева Хлебный дом, их соединяет колоннада.

DNJKC81X1zw.jpg

На колоннаде арка с зубами. Острия по углам - масонские обелиски, а луковичные формы на башнях - русское барокко.

AgjqGo4-yv0.jpg

Угловая башня дворца. Обелиски, звезды, еще можно пилястры рассмотреть как сгруппированные попарно - это колонны Боаз и Яхин Иерусалимского храма, масонская символика.

7_6UUSBuiVo.jpg

Большой дворец, снова звезды, причем формы цветков чуть ли не с русской крестьянской керамики и прялок - но в общем контексте тоже масонские символы. Это отсылка к Вифлеемской звезде либо к звезде Давида. Не случайно многие масонские ложи носили названия типа "Полярная звезда", "Северная звезда". Кстати, многочисленные острия на царицынских фасадах интерпретируются в литературе как мечи - у масонов это намек на кару, которая ждет изменника.

aEJs5y--rrE.jpg


Средний дворец, или Оперный дом, для театральных представлений. Стрелкой я отметила специфические фигуры на фасаде - это тоже масонские обелиски.

kA0Dr0wSIXQ.jpg

Большой мост через овраг. Здесь наворочено: восходящее солнце с лучами, звезды, обелиски. Квадратная структура - это очень архаичный евразийский знак распаханного и засеянного поля, встречается на древнейших образцах керамики и в народной резьбе и разных видах росписи. Но в масонском контексте это может быть то же самое, что куб - знак обработанного камня, символ человека, прошедшего социализацию и нравственно совершенного. Крест здесь уже не распашка, а строительный угольник - символ совести и справедливости, то мерило, по которому обтесывают камень. Гениально придумано: как хочешь, так и понимай.

jQA2U_tUO4o.jpg

Фасад Хлебного дома. Нет, это не серп и молот, а Х - С, т.е. хлеб-соль. А может, масонский угольник?
Внизу каравай с солонкой между колоннами Боаз и Яхин.

Собственно, в октябре 2020 года я пришла именно в Хлебный дом на две выставки. Но рассказ об истории этого удивительного места занял столько времени, что о выставках я расскажу в следующий раз.

Фото из личного архива
 
В Царицыно я попала в солнечный день, народу на территории было много, а по всем газонам ходили огари. В середине одной стаи на корточках сидели два молодых человека.
- А вот это - мадам, - объяснял один другому, держа руку на отлете. "Мадам" откусывала от протянутого ей батона.

В другой стае я разглядела странное существо: такое же крупное и рыжее, как огарь, но с зеленой головой и пятнистым клювом. Других таких не было. Пожелав, чтобы, когда я пойду обратно, это существо еще было на месте, я прошла Царицынские пруды, перешла плотину, поднялась на холм под Фигурным мостом и оказалась около Большого дворца.

Шла я в Хлебный дом. С тех сторон, которые ближе к дворцу, входа нет. Сразу за зубастой аркой стоит современный стеклянный павильон, немного стилизованный под русскую псевдоготику. Это и есть вход в Хлебный дом и Большой дворец, дальше - по эскалаторам в подвал/цокольный этаж. Там гардероб, буфет и сувенирный магазин. Через коридор попадаешь в атриум Хлебного дома. В плане дом квадратный со скругленными углами, изначально атриум был открытый, но при реконструкции его закрыли стеклянным куполом. Благодаря этому там смогли построить орган с двумя мануалами, так что в Царицыно можно послушать даже органные концерты.

Из атриума уже по лестницам поднимаешься на уровень первого этажа в небольшие выставочные залы, которые идут по всему периметру дома. Ни один исторический интерьер не сохранился, т.к. здесь вообще были коммуналки, а в окнах простыни и портки висели, что видно на фотографиях.


"БОГОВ АНТИЧНЫХ ДИВНЫЕ ЧЕРТЫ"
Выставка коллекции европейского декоративно-прикладного искусства и живописи Ольги Затеевой


Оглядываясь назад, прихожу к выводу, что это самая интересная выставка ДПИ из тех, что я посетила в 2020 году. Как в другом мире побывала.
Выставлялась коллекция современной коллекционера Ольги Затеевой, произведения XVI-XIX веков, так или иначе связанные с образами античных богов, их переосмыслением в искусстве барокко, классицизма и ампира. Изделия были из Франции, Германии, Англии, Италии и Нидерландов. Каждый из залов был посвящен конкретному богу или богине - Зевсу (Юпитеру), Аполлону, Диане (Артемиде), Нептуну (Посейдону), Вакху (Дионису), Венере (Афродите), Сатурну (Кроносу) и Флоре. Наверное, вы заметили, что в указании имен первыми и в скобках у меня нет последовательности по критерию "греческое - римское имя". Дело в том, что в христианской Европе тоже не было такой последовательности при перечислении античных богов.

Зал Зевса, бога небесной сферы и атмосферных явлений, владыки Олимпа:
9QQncdwj7xI.jpg

Здесь можно составить себе представление о коллекции: фарфор, часы, веера. С вееров Затеева и начала свою коллекцию.
Гравюр много, причем граверы в основном англичане, даже если оригиналы - полотна из континентальной Европы. Помните, я говорила, что у них исторически очень развита графика? На выставке были гравюры с редких оригиналов, в России неизвестных.
Живописных полотен немного, живопись, как правило, неизвестных художников и довольно средняя, но ее ценность - в единстве темы в комплекте с другими экспонатами. Слева "Похищение Европы", справа - вариации на тему "Леда и лебедь".

ghJ5hTx-tzo.jpg

Зал Нептуна, владыки морей. Фигурки наяд (морских нимф) из слоновой кости, кубок из раковины в серебряной оправе, гравюры с наядой и Нептуном с тритонами.
Обратите внимание, что на фигурке наяды виден шов возле плечевого сустава: массив слонового бивня не может быть такой толщины, чтобы в него вписать фигурку целиком, поэтому правую руку выпилили отдельно и приделали потом.
Вообще слоновой кости в отличном состоянии в коллекции очень много, и для России такое собрание совершенно уникально.

DQSE5DHPsQQ.jpg

Зал Венеры? Часики и фигурки с купидонами, фарфоровый канделябр, зеркало, шкафчик с расписными панелями с мифологическими сценками. Деревянное, кажется, с перламутровой инкрустацией панно с богами-олимпийцами.
Возле часиков Купидон держит вазу-рассольник: это столовый предмет, в котором в XVIII веке размещали соленые закуски типа оливок и пикулей (может, и мелкие грибы), потом стали класть орехи, цукаты, варенье и изюм. В XIX веке вазы-рассольники в обеденных сервизах уже не встречаются.


xqig9VGdurU.jpg

Батарея настольных шкафчиков. Чего тут только нет. Самые маленькие - это несессеры (вспоминается "Евгения Гранде", там тема драгоценных несессеров раскрыта как нигде). Другие - ящики для письменных принадлежностей. Не помню, что за башни из кости.
В основном это нидерландские изделия XVI-XVII веков в очень хорошем состоянии, либо расписанные, либо инкрустированные костью, перламутром, бронзой. На этой выставке я так насмотрелась на эти изделия, что через пару недель, увидев кое-что похожее, с ходу определила страну и период - и угадала. Было это в другом музее, о котором я расскажу в свое время.

zayuAa7bq5E.jpg

Снова слоновая кость и гравюры, цикл "Времена года". Их сложно соотнести с конкретным богом или богиней, т.к. язычество всё про силы природы. Опять же, цикл гравюр нельзя разбивать, а там что-нибудь вроде "Флора - весна, Сатурн - зима".

VQ5Nx6D5-bk.jpg

Это угловой зал Хлебного дома, выходящий на основную лужайку, где Дворец и кавалерские корпуса. Зал Флоры, единственной римской богини, у которой нет определенной параллели в греческой мифологии, но которая стала популярным образом в европейской культуре.
Здесь было выставлено много вееров, в том числе и без отчетливых античных сюжетов, видимо, по принципу "что-нибудь с цветами - значит, Флора".
Люблю веера. Но, конечно, поскольку я по таким выставкам раньше не ходила, то старинных вееров до этого дня толком не видела. Основа у них из перламутра, слоновой кости, рога, мягкая часть - газ, атлас, кружево, шёлк. Роспись в основном гуашью, т.к. она непрозрачная.

tV_srkxHrW4.jpg

Слоновая кость, серебро. Экспонаты из зала Дианы, поэтому тут тема охоты и лесов.

WyvbGkhES3E.jpg

Другой угол зала Флоры, на стене раскрашенные акварелью гравюры из цикла "Времена года".

29f1A1c3Z54.jpg

Зал Дианы, богини лунного света, лесов, диких зверей и охоты. Поэтому на нидерландском шкафчике охотничья тема, но не античная - здесь даже ружья можно разглядеть.
На полу ковидная разметка.

YvlRtC_1DV4.jpg

Кажется, из зала Нептуна. Наутилус, оправленный в металл, с кораллом внизу. Но в оправе охотничьи мотивы.

Fc9fPch2Xec.jpg

Тоже из коллекции Затеевой. Попробовала по фото отследить и вижу, что из зала Флоры, т.к. много цветов.
Вообще фарфора немного, в основном Мейсен, но есть и Севр, и какие-то немецкие мануфактуры, которые я знаю хуже.

Сейчас, когда готовила этот текст, обнаружила, что к выставке был выпущен каталог, но в магазине я его не застала. Жаль, т.к. экспонатов очень много хороших, а я люблю ДПИ.

Фото из Интернета
 
Последнее редактирование:
Сверху