Навстречу ветру. Энциклопедия (стр. 202)

ФЬОРДЫ VS. ВЯТКИ

#ЗапискиМастеведа

Вопросы о мастях фьордов задают нередко. Масти фьордов странные, отчасти потому, что им делают фигурную стрижку гривы, чтобы подчеркнуть и без того выраженный белый "иней" и его как бы отдельность от основной, окрашенной, части гривы. Отчасти потому, что у фьордов мы обычно видим очень светлые отмастки, которые не встречаются или редко встречаются в других породах.

Некоторые авторы книг о мастях либо обязательно приводили фото фьордов, либо даже посвящали им отдельный параграф.
Например, J. Gower, "Horse Color Explained" (1999). У нее отдельный параграф, поэтому я в свое время решила, что мне тоже надо.
EAT30oBTLb0.jpg


uhRw93J-tIc.jpg

Вверху слева: темно-гнедо-саврасая помесь, сравните с гнедо-саврасой, не фьордом, справа.
Столбец слева: вверху гнедо-саврасый фьорд, внизу каурый.
Столбец справа: гнедо-саврасые лошади Пржевальского, внизу фьорды, мышастый и гнедо-саврасый.

i_pDVUpNuU8.jpg

Булано-саврасый фьорд

M. Reissmann, "Die Farben der Pherde. Genetik. Klassifizierung. Charakteristik" (2009)
Здесь фьорды - только один из примеров саврасости наряду с другими, но пример основной и вроде как, по логике автора, типичный:
nqM1lcQKf_I.jpg

Сверху вниз: мышастый, гнедо-саврасый, каурый

Здесь просто описывается мышастая масть, все лошади на развороте мышастые. Фьорд, исландская, круп немецкого спортивного пони.
2c1GxzRM754.jpg


Здесь о гнедо-саврасой масти. Слева два фьорда и спина пейнтхорса, справа исландская лошадь.
mMC6pZqCloU.jpg


Здесь о каурой масти и снова фьорды:
8FS4hu8InjM.jpg


Не могу сказать, что методологически это правильный подход. На самом деле у фьордов масти осветленные, определены генами Dun и алеллем Cream (Cr) гена SLC45A2, вовсе никакая не экзотика. Поэтому давайте рассмотрим этих масти еще раз в сравнении с вятками как с породой, для которой масть является селекционируемым признаком. К тому же вятская порода для нас родная, и шансов встретить вятку или вятскую помесь или родственную ей породу северного лесного корня в России больше. Вятки для мастеведов интересны еще и тем, что для них, наоборот, в целом характерны насыщенные отмастки.

Гнедо-саврасая

o1oTUyvBs7s.jpg

Brunblakk hest

yHK_G1hG_v8.jpg

Бастион (Тауэр Бридж - Барракуда), 2016 г.р.


Мышастая
uSVL7-bXNWE.jpg

Grå hest

Иногда, впрочем, бывают и такие фьорды, но очень редко:
VXnoyh-fFaM.jpg


sJ-bXKDTwvM.jpg

Чаплин (Лекс - Чемерица) 2016 г.р.


Каурая
Asb7ROfPMfQ.jpg

Rødblakk hest

oj2znHJr3RA.jpg

Гука (Кактус - Грамота) 2013 г.р.

В вятской породе масть считается нежелательной, т.к. не очень востребована у покупателей и при использовании таких лошадей в разведении снижается вероятность получения более востребованных мастей - мышастой и булано-саврасой.

Булано-саврасая
BlCtXIp7IyY.jpg

Ulsblakk hest

YbGxc5B6IbE.jpg

Беркут (Кабур - Барыня) 2006 г. р.

Солово-саврасая
-ULzzP15tqo.jpg

Gulblakk hest

4Hfaw8Gxwdo.jpg

Замазка (Замок - Звезда) 2007 г. р.


Изабеллово-саврасая
kkF9SngWwYg.jpg

Kvit hest

У фьордов эта масть традиционно считается нежелательной.

e_F9PABYt-s.jpg

Зобар (Беркут - Замазка) 2010 г.р.

Фото фьордов отсюда: https://fjordhest.net/blogg/
Фото вяток (авторы Ольга Кошаева, Наталья Феликсовна Белоусова, фото из архива конных хозяйств) взяты из базы данных вятской лошади
 
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
ИМЕНИ АНДРЕЯ РУБЛЕВА


Это единственный в России специализированный музей древнерусского искусства Средневековья и Нового времени.
Расположен в очень интересном районе на востоке Москвы. Недалеко находится площадь Рогожская застава, которую после революции переименовали в Заставу Ильича, а в 1994 году ей вернули историческое название. На выходящих на площадь улицах располагалась Рогожская слобода, центр московского старообрядчества. Были здесь и промышленные предприятия: в 1890 году к востоку от площади был пущен Московский металлический завод. В 1922 году его переименовали в "Серп и молот". Это был промышленный гигант всесоюзного масштаба, ордена Ленина, и прочая, и прочая. В 2011 году ликвидирован, здания цехов снесены.

А Музей древнерусской культуры находится на запад от Рогожской заставы. К нему ведет улица Сергия Радонежского, при царе Воронья улица. На северной стороне сохранилась часть старинной слободы - ряд невысоких, в 2 этажа домов, упрощенный, скромный классицизм, только одно здание попалось рубежа XIX-XX веков, что-то между эклектикой и австрийским модерном, с женскими маскаронами. Между двумя домами втиснута часовня "Проща". В этом месте часовня была еще в допетровские времена, а нынешняя версия построена в 1889 году. В советское время здание принадлежало "Серпу и молоту", а теперь относится к Спасо-Андроникову монастырю.
5qQAbpHVgec.jpg


Собственно, и Музей расположен в Спасо-Андрониковом монастыре, подальше на запад от площади. У входа на территорию монастыря посетителей встречает памятник Св. иконописцу Андрею Рублеву.
nsQDhq-Kr9Q.jpg


Монастырь: в центре самый старый храм - Спасский собор XV века. Длинное розовое здание - Братский корпус XVIII века. Большое здание с маленьким куполом справа - Трапезная палата начала XVI века с многоярусным храмом. В нем и расположена основная экспозиция Музея.
pqvsA3ocf6o.jpg


Ближе Спасский собор и Трапезная палата:
J75csGiF5cU.jpg


Музей имени Андрея Рублева был учрежден в 1947 году. Создание Музея позволило спасти от разрушения архитектурный ансамбль Спасо-Андроникова монастыря и сохранить множество икон и фрагментов фресок из других храмов, разрушенных.

Сейчас при Музее есть лекторий, проходят конференции, издаются научные труды, для детей проводятся мастер-классы по иконописи, древнерусскому письму, мозаике и фрескам.
Есть кафе с террасой. На входе на экспозицию в Трапезной палате расположен магазин. Очень много изданий самого Музея - каталогов выставок и иллюстрированных монографий, но все очень дорогие и узкоспециальные. Есть хороший путеводитель. Основные сувениры - изразцы и муравленые фигурки, а также значки с котами.
lUlORQCZgp8.jpg


Значки вроде как портретные. Коты ходят по территории, очень чистые, и я сразу, как только вошла в ворота, встретила того, с которого сделан этот значок:
fG-DmI0GZmM.jpg


Билеты можно купить в кассе, но вход строго по сеансам. Расписание сеансов: https://www.rublev-museum.ru/visitors/address-and-opening-hours/

Трапезная палата возведена на средства Великого князя Московского Ивана III в 1504-1506 годах, к ней пристроен многоярусный храм Михаила Архангела, возведенный на средства Евдокии Лопухиной, первой супруги Петра I. В этом здании 4 этажа.

На первом самые низкие потолки. Надо видеть эти выставочные залы: очень маленькое пространство, задуманное для совершенно других целей, своды, странное расположение комнат. Стены закрыты толстыми панелями насыщенных цветов, в каждом зале свой цвет, на панелях закреплены крупные экспонаты.
Epl5Unywq_k.jpg


Русскую культуру допетровских времен часто недооценивают, а в некоторых кругах ее так и вовсе принято ругать и принижать. Особенно часто это делают в отношении иконописи. Самый полемически беспроигрышный вариант - сравнить ее с европейской живописью соответствующего периода и прийти к выводу, что у нас рисовали хуже. Да и вообще иконопись с ее каноничностью и предсказуемостью изображения не искусство, а ремесло.

Древнерусскому искусству, в частности иконописи, исторически не повезло дважды. Во-первых, это все горело и при монголо-татарах, и позднее, а что было до монголо-татар, можно лишь догадываться. Во-вторых, свою роль сыграла и антирелигиозная политика, и еще живы и дееспособны люди, которым с детства внушали, что все религиозное - уровень интересов старых бабок, которых уже поздно перевоспитывать.

Принято говорить, что древнерусское искусство было более чем полностью религиозным, но это вряд ли правда. Просто священные предметы хранили особенно бережно и старались спасать в первую очередь, за них не боялись даже умереть. Думаю, у нас нет данных, насколько массивным на самом деле был религиозный пласт в русском искусстве.

Восприятие иконописи требует подготовки. Не надо сравнивать ее с европейской живописью, даже с религиозной - эти направления созданы людьми, совершенно по-разному воспринимавшими изображение.

Почему в самых распространенных европейских языках (за все говорить не буду) картины (не рисунки) "рисуют", "красят", "малюют" - и только в русском пишут? Таким образом, в русской картине мира живописное изображение - это не jpeg-картинка, а текст. Всегда текст!
Это перенос на все виды живописи термина, применявшегося к иконописи. Потому что икона - это Писание и предание, обретающие наглядно-образную форму.

Именно так и надо подходить к восприятию икон - как к книгам. Значит, изображение уже не картинка, а код, поэтому вполне может состоять из давно знакомых знаков.

Итак, на первом этаже иконы, написанные с XIII по XVI век. Самый старый экспонат, единственный в Музее из домонгольской эпохи - Господь Вседержитель, первая половина XIII века:
owAhT6ej6y0.jpg


Еще впечатлил Спас Нерукотворный, второй половины XIV века, из старообрядческой церкви, со строгими очами:
ikonyspasnerukotvornyy.jpg

Он огромного размера, в человеческий рост.

Есть и предметы мелкой пластики - складни, кресты для хранения мощей, есть и маленькие иконы, написанные для дома.

На лестнице второго этажа выставлены образцы белокаменной резьбы, например фигура змееборца, очень архаичного по технике исполнения, хотя это конец XIV - начало XV века, прямо Збручский идол:
arkheologiyazmeeborets.jpg


Второй этаж - иконы с XVII по XX век. В этот период постепенно происходит обмирщение иконных изображений, они становятся больше похожи на светскую живопись, лики обретают привычную светотень. Например, Богоматерь с младенцем на престоле, конец XVII века, письма
Карпа Золотарева:
XFRK9bs1Zow.jpg

Я не очень люблю такой стиль, т.к. это уже отход от истоков традиции, но они меня растревожили. По понятной причине в питерских храмах таких много.
В тех же залах выставлены образцы церковного шитья, священные сосуды, печатные книги.

В отдельном помещении - иконостас Преображенского собора Свято-Ефимиева монастыря в Суздале, XVII век:
u21KySaNz60.jpg


Путь на третий этаж не для клаустрофобов - по очень узенькой лестнице.

Третий этаж отведен под русскую церковную скульптуру. Ее вообще мало кто знает, образцов сохранилось очень мало (есть коллекция в Музее архитектуры им. Щусева). Периодически еще при царях ее начинали массово уничтожать из страха, что не по канону это все. На самом деле РПЦ никогда не запрещала церковную скульптуру.
r7UYoqbIWts.jpg

Самое популярное изображение - Христос в темнице. Причем почему-то он популярен в виде скульптуры и в России, и в Испании, и в Литве. Удивительное единодушие столь разных народов в отношении этого образа.
На стене второй по популярности статуарный образ - Св. Никола Можайский, это Николай Чудотворец, но в ипостаси защитника Можайска (как бы не от Литвы). У него в руках должны быть меч и Можайский кремль, но они утрачены.

На самом верху - стенописный иконостас Благовещенской церкви Юрьевца-Повольского (начало XVIII века):
BM2KZtuD6Kw.jpg

Здесь видно, что он сохранился не весь. Внизу изразцы. Мне больше всего понравилась птица с фруками:
xjad0kT_m2w.jpg

Еще птицу надо найти... Фрукты один другого краше: псевдоайва, виноград из цветка, зеленый болгарский перец, зеленая груша, бараньи почки... "Милые сердцу, уютные представления о рае".
Напротив - фрагменты стенописей, с сильными утратами. Для меня загадка, как по фрагменту бороды, облачения, положению руки можно идентифицировать персонажей. Но кто-то, выходит, способен это сделать - думаю, опираясь на тот же изобразительный канон.

И все-таки каноны нужны - как без них сохранялись бы полуутраченные образы?

Фото из Интернета
 
Уже 8 месяцев жду подтверждения присвоения мне ученой степени. В ВАКе мое дело зависло по понятным причинам - самоизоляция, а большинство членов экспертных советов лица 65+, потом лето, пора отпусков и так далее.

Зашла я сегодня на сайт ВАК, а там: "В связи с переездом Департамента научных и научно-педагогических работников с 28 августа 2020 г. прекращена выдача дипломов о присуждении ученых степеней".

Не зря я написала "ожиданию не будет конца". Явно иду на антирекорд по продолжительности ожидания своего приказа. В нормальных условиях это занимает не больше полугода.

Хотела про выставку написать (еще 4 на очереди), но сегодня уже вряд ли. Говорят "глаз дергается"... нет, глаз не дергается, но что-то дергается точно.
 
Вера, неожиданный вопрос. Если бы Вас, как конника в целом и мастеведа в частности, попросили объяснить выражение "Врет как сивый мерин" не коннику, что бы Вы сказали?
Наткнулась на совершенно дурацкую заметку, которую писал явно далекий от лошадей человек. Там и мерин "прет" завсегда сильнее жеребца, и "кобылкам он ржет, хотя взамен ничего предложить не может" и прочая ерунда :rolleyes:.
 
Когда говорят "сивый мерин", в любом случае речь идет о старой лошади, у которой либо наследственная седина, склонная увеличиваться с возрастом, либо седина от очень солидного возраста, когда лошади сильно за двадцать. Такая седина обычно возникает на тех частях головы, где под кожей хорошо прощупываются кости.

Сложнее сказать, почему здесь вообще лошадь врет. Но это уже область не мастеведения, а фразеологии. К сожалению, этимологию далеко не всех фразеологизмов можно расшифровать. Например, в школе учат, что "бить баклуши", т.е. бездельничать, происходит от изготовления болванок, в результате которого получается полуфабрикат, а не конечный продукт. Однако моя преподаватель фразеологии Кира Николаевна Дубровина (автор книги "Библейские фразеологизмы в русской и европейской культуре" и Энциклопедического словаря библейских фразеологизмов) говорила, что совершенно напрасно исследователи приравнивают изготовление полуфабриката к безделью. Вообще-то это тоже работа. Однако некоторые исследователи, вместо того чтобы признать, что задача невыполнима и чего-то мы никогда не узнаем, предпочитают сказать хоть что-то, лишь бы сказать. Это общечеловеческое: не нашел ответа, не знаешь - ты вроде как плохой филолог.
Это все от непонимания, что наука - это не поиск клада, и нуль в ответе - это тоже результат.

Мне больше нравится один из вариантов, указанный в статье фразеологического словаря с сайта справочной службы русского языка Белгородской научной библиотеки: "1. ... Глагол "врать" имел в прошлом иное значение - "говорить вздор, пустословить; болтать". Сивый мерин здесь - поседевший от долгой работы жеребец, а переносно - мужчина, который уже заговаривается от старости и несет докучливый вздор."
Мне тоже кажется, что мерин здесь вообще метафора, и речь идет о человеке.

Если это человек (старый), то надо понимать, что в народных представлениях мерин - это ущербная лошадь. Это общее место, наверное, для многих народов. Вот что говорит Ветхий Завет: "У кого раздавлены ятра или отрезан детородный член, тот не может войти в общество Господне" (Втор 23:1).
"И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону: никто из семени твоего во все роды их, у которого на теле будет недостаток, не должен приступать, чтобы приносить хлеб Богу своему; никто, у кого на теле есть недостаток, не должен приступать, <...>
ни горбатый, ни с сухим членом, ни с бельмом на глазу, ни коростовый, ни паршивый, ни с поврежденными ятрами; ни один человек из семени Аарона священника, у которого на теле есть недостаток, не должен приступать, чтобы приносить жертвы Господу; недостаток на нем, поэтому не должен он приступать, чтобы приносить хлеб Богу своему; хлеб Бога своего из великих святынь и из святынь он может есть; но к завесе не должен он приходить и к жертвеннику не должен приступать, потому что недостаток на нем: не должен он бесчестить святилища Моего, ибо Я Господь, освящающий их." (Лев 21:16-23).

Это о людях. А вот о животных: "И если кто приносит мирную жертву Господу, исполняя обет, или по усердию, [или в праздники ваши,] из крупного скота или из мелкого, то жертва должна быть без порока, чтоб быть угодною Богу: никакого порока не должно быть на ней; <...>
животного, у которого ятра раздавлены, разбиты, оторваны или вырезаны, не приносите Господу и в земле вашей не делайте сего" (Лев 22:21-24).

В общем, и мерин как настоящая лошадь, и мерин как метафора мужчины означает кого-то не очень качественного. Лучших жеребцов все-таки стараются использовать в разведении. Представьте себе, что такое существо, которое в молодости, видимо, было не очень умным, еще и старое... Конечно, сивый мерин будет заговариваться.
 
Ковалевские чтения, которые проводит факультет социологии Санкт-Петербургского университета, этой осенью пройдут в дистанционном режиме.
Для меня эта новость хуже, чем отмена "Конной России".
 
МУЗЕЙ МОСКВЫ
Выставка фотографий Сергея Пономарева "Великая пустота"


Музей Москвы, он же Музей истории Москвы, - один из старейших музеев в столице, основан в 1896 году. По сути это большое музейное объединение, в которое входит собственно Музей Москвы, Музей археологии Москвы, что возле Кремля, Старый Английский двор (резиденция английской торговой Московской компании), Музей истории Лефортово и выставочный Центр Гиляровского.

Музей Москвы изначально располагался в Крестовских водонапорных башнях, много раз переезжал (здания, в которых он базировался, сносили, например Сухаревскую башню, где при Петре была Школа математических и навигацких наук). С 2009 года он занимает Провиантские склады на Зубовском бульваре. Они были построены в 1829-1835 годах для Провиантского приказа, который ведал продовольственным снабжением армии.

Vppf31d3Xnw.jpg


Всего там четыре корпуса в стиле ампир, причем это ампир утилитарный, а не привычный для большинства из нас парадный, какой приводят в пример в учебниках.
Это очень шумное место, но как только оказываешься во дворе между корпусами, становится тихо.

592DWUi6x3g.jpg

Двор выглядит примерно так. Сейчас там нет этих опор для сцены, но часто проходят мероприятия Музея. Когда я пришла, по двору с гиканьем носились дети на велосипедах, потому что кроме лектория и детского центра с разными творческими студиями здесь есть также и детская велошкола.

Как я поняла, в этом музее нет постоянной экспозиции, только временные выставки.

А ведь сюда заезжали телеги, подумала я, когда входила в выставочный зал вверх по наклонной. Зал небольшой, с низким потолком, перегороженный пополам арками. Здесь оказалось очень интересное освещение: полумрак, но каждая из фотографий освещена отдельным прожектором, и гиперболические пятна света от них тоже образуют на стене ряд арок:
Hs7ajoHSgas.jpg


Это была первая фотовыставка, ради которой я специально пошла в музей. До этого я видела экспозиции фотографий только на конных выставках и в Государственной Думе - их устраивали по длинной стене галереи на первом этаже, что проходила между двумя зданиями. Она вела в столовую и дальше на парадную лестницу, которая поднимается в зал заседаний (на самом деле залов два, большой и малый, но все знают большой). Пока идешь на обед, рассматриваешь, что там в очередной раз развесили, потом идешь обратно к себе и снова смотришь.
Из тех фотовыставок сейчас вспомнилась только живая природа глазами фотографов National Geographic, там были и работы Сергея Горшкова, лучшего современного фотографа, чье творчество я к тому моменту уже знала и обрадовалась, когда нашла на выставке.

Но те фотографии были цветные, насыщенные, а выставка Сергея Пономарева вся монохромная. Она называется "Великая пустота" и показывает Москву в период самоизоляции.

Все фото широкоформатные, но в Сети я нашла очень по-разному кадрированные - кто-то их подрезал, надо понимать. Многие сняты с высокой точки обзора.
VxHoHR7UwQE.jpg

Памятник А.С. Пушкину

wMhX12heBO0.jpg

Снято на Красной площади, вид на Исторический музей. Репетиция (?) воздушного парада на 9 мая.

GV1Gak0vqWs.jpg

Вид с Лубянской площади на Думу

8IJeBS1axj0.jpg

Вид с "Детского мира" на Политехнический музей и высотное здание на Котельнической набережной

hDW-D70AeKg.jpg

Не помню что

Фотографии очень атмосферные. Единственное что не понравилось - около восьми снимков были сделаны в парке "Зарядье". Смысл такой серии фотографий - показать пугающий контраст между привычной обстановкой центра мегаполиса и обстановкой карантина. А как должен выглядеть парк "Зарядье"? Насколько нормальна и насколько ненормальна в нем такая пустота? Это совершенно новый объект для Москвы. Сколько москвичей настолько хорошо знают его, чтобы его пустые фотографии чем-то отозвались в них? К тому же часть объектов там имитирует природные ландшафты - для них нормально быть пустыми.

И еще хорошо бы, чтобы указывалось примерное время съемки. Например, это фото в монохроме кажется снятым ночью:
f9tfajLosLY.jpg

Снято с одной из колоколен Храма Христа Спасителя. Но я хорошо знаю это место и, приглядевшись, я поняла, что на самом деле это очень раннее утро. Солнце освещает только верхушку дальнего небоскреба, Смоленскую высотку и угол здания на Пречистенке (там жил профессор Преображенский и бегал пес Шарик). Очень длинные тени, покрывающие всю землю и нижние части зданий, кажутся ночными. Арочка внизу справа - вход на станцию метро "Кропоткинская". А небольшое здание в правом нижнем углу - Институт русского языка имени Виноградова, именно отсюда нам диктуют, какого рода "кофе" и как ставить ударение в слове "йогурт".


Выставка "Белокаменные страницы прошлого"

А еще во дворе Музея были выставлены древности - белокаменные надгробия XVI-XVII веков. Они стояли на деревянных поддонах, на которых маркером были расшифрованы некоторые надписи, потому что, не зная особенностей шрифта, разбирать их самому сложно.

F7nyT5y1VRc.jpg


MycjShql6Xg.jpg


Это все остатки кладбищ, снесенных при застройке города.
Сюжет на все времена:
d-iCPAOdsLA.jpg


sgHLO17wvqg.jpg

Это вообще какой-то стандартный узор, штук семь таких было выставлено. Почти все надписи на надгробиях сделаны на церковнославянском, но одно было на немецком, XVII века, написано окологотическим шрифтом, с двумя побитыми ангелочками наверху, могила девочки.

Фото из Интернета
 
ВЫСТАВКА "ТАТУ"
Пушкинский музей


Это передвижная выставка из Музея имени Жака Ширака на набережной Бранли в Париже, она задержалась в Москве на время самоизоляции. Сам факт принятия выставки татуировок в музее изящных искусств - дело очень спорное. В Сети можно прочитать мнения, что Пушкинскому музею не стоило бы связываться с такими проектами, т.к. они противоречат самой концепции музея. Что есть татуировка? Одна из древнейших практик человечества, но если рассматривать ее как искусство, оно скорее декоративно-прикладное.

Однако кураторы выставки поставили перед собой задачу показать татуировку именно как искусство изящное, как мне кажется. Это по сути уже что-то близкое к росписи скульптуры. Татурировщика можно рассматривать как художника, работающего не по ровной, а по изогнутой плоскости. Важно учитывать изгиб поверхности, форму расписываемой части тела, растяжимость кожи в будущем. Есть места, на которых не рекомендуют делать рисунки - живот, нижняя часть, простите, попы. А такие части тела, как поверхность стопы, очень болезненны. (У меня татуировок нет, для себя я считают эту практику неприемлемой, но так сложилось, что меня продолжительное время лечили иглоукалыванием, так что рекомендации современных татуировщиков насчет болезненности тех или иных частей тела подтверждаю.)

Лицом выставки стала новозеландская маска, изображающая татуированное лицо:
E4otGaJjXYs.jpg

Маска Коруру или Парата. Новая Зеландия. XIX век.
Дерево, перламутр. Музей на набережной Бранли имени Жака Ширака. Париж


Она же изображена на половинке обложки каталога, где стыкуется с лицом какого-то мексиканского уголовника.
y9osDYZjMdo.jpg


На выставке не только экспонаты из Музея Бранли, но и в каждой стране добавляются какие-то тематические экспонаты из местных музеев. Например, Пушкинский предоставил гравюры к изданиям разных путешествий, Российская государственная библиотека - дневники русских путешественников XIX века с зарисовками татуировок. Были экспонаты из Эрмитажа и этнографической коллекции Кунсткамеры.

Пушкинский музей одолжил свой главный экспонат - египетскую ложечку в виде плывущей девушки. Она происходит из собрания самого Голенищева, создателя русской египтологии. Долгое время она вообще была официальным символом всего музея.
ftzA9RDw7Z0.jpg

Ложечка в форме плывущей девушки с цветком лотоса, Новое царство (XIV век до н.э.)
Слоновая кость, эбеновое дерево


Девушку долгое время считали косметической ложечкой для румян или теней - египтяне, в т.ч. и мужчины, красили глаза в ритуальных целях. Например, зеленые тени были символом жизни. Впрочем, ложечка могла содержать и увлажняющий крем, т.к. в Египте очень сухой климат, и проблемы с кожей в древности были массовыми. Сейчас, впрочем, считается, что конкретно этот предмет - слишком хорошая и тонкая работа, чтобы использоваться для повседневной косметики, поэтому, скорее всего, является ритуальным.

На выставку "Тату" ее отдали, т.к. на теле девушки (это рабыня) есть татуировки: на бедрах изображен Бэс, божок-хранитель домашнего очага. Она помещена в стеклянный бокс, так что ее можно рассмотреть даже снизу.
На плечах у девушки ожерелье, на пояснице - другая татуировка в виде ряда растущих папирусов, по бокам их объедают вставшие на дыбы антилопы.
P9AyYVXP4QA.jpg


К выставке Были выпущены открытки, среди которых - изображение египетской фаянсовой статуэтки также из коллекции Пушкинского музея, но почему-то на выставке ее нет:
OjKUOMpQ1i0.jpg

Магическая статуэтка обнаженной женщины. Среднее царство, 12 династия, 1970–1790 до н. э.
Фаянс


Практика татуирования в глубокой древности бытовала, наверное, у всех этносов, но в Европе особенно прославились своими татуировками пикты. Их самоназвание неизвестно, а "picti" означает "разрисованные" - так их называли римляне. Античность сформировала уже совсем другое отношение к человеческому телу, которое прекрасно само по себе, и украшать его не сводящимися рисунками - только портить.
Пикты жили на территории современной Шотландии, от их языка осталось очень мало материала, который говорит о том, что это язык-изолят, у которого нет родственников. Т.е. они не были индоевропейцами. Однако так сложилось, прежде всего из-за общности территории, что пиктов изучали кельтологи. Здесь изображена пиктская женщина и древнебретонский воин, т.е. представитель одного из галльских племен - континентальных кельтов, живших на территории современной Франции. Это заведомо недостоверное представление образованных европейцев XIX века о кельтах и пиктах.
ls-W-npGXPY.jpg


0Hn9MHh-DIM.jpg

Иглы для татуирования, не помню происхождения - Индонезия? На выставке очень много инструментов для татуирования, но принцип работы у всех один - швейная машинка с красителем. В мисках обычно сажа.

CeF6zKvk0I4.jpg

Неизвестный автор. Татуированный житель Маркизских островов. Маркизские острова, Океания. XIX век.
Холст, масло. Музей на набережной Бранли имени Жака Ширака, Париж


9jr4N_sBf7E.jpg

Гравюры из собрания Пушкинского музея

p-xqCTYCK2E.jpg

Манускрипт Татуировщика. Бирма. XIX-XX века. Музей на набережной Бранли имени Жака Ширака, Париж

OOm-cR73B6M.jpg

Европейцы познакомились (по сути, во второй раз) с татуировками достаточно поздно. Христианство не поощряло эту практику, т.к., во-первых, она делает акцент на украшательстве тела, которое бренно, во-вторых, татуировки связаны с языческими культами. Последний аргумент, впрочем, христианская традиция унаследовала от иудаизма. Европейцы увидели татуировки, когда в Европу стали привозить дикарей, и происходило это начиная с эпохи Великих географических открытий. Тогда же родился и страх, будто попавших в пленных белых людей дикари насильно покрывают татуировками. Но постепенно через культуру моряков и военных татуировки стали проникать и в другие слои общества. В конце XIX века уже несколько коронованных особ в Европе сделали себе кое-какие рисунки.

aJGaylyMVIQ.jpg

Неизвестный автор. Ширма - каталог татуировщика. Северная Африка и Ближний Восток. XIX век
Дерево, стекло, краска. Музей на набережной Бранли имени Жака Ширака, Париж


Достаточно долгое время татуировки на Ближнем Востоке делали армяне и копты в память о совершенном паломничестве. К тому же в средневековой Европе паломничество нередко назначали в качестве искупления за некоторые правонарушения, и татуировки использовались в качестве подтверждения.

В детстве у меня был английский словарь в картинках, и в теме "Circus" был некий "tattooed man" - татуированный человек, весь покрытый рисунками. Оказывается, это специфический аттракцион американских цирков.
97ZgdvsleMU.jpg

QrarcN26xvo.jpg

Чемодан Татуировщика. США. XX век. Собрание Хенка Шиффмахера, Амстердам

Татуированные циркачи часто были сами мастерами татуировки. В чем смысл их выступлений? Они не только показывали себя в голом виде, но и рассказывали зрителям истории своих изображений. Можно сказать, выполняли функции телевизора. Это были времена, когда в цирках выступали, как бы сказать... инвалиды - есть даже фильм "Уродцы" (1932), запрещенный к показу в нескольких странах; в нем играют настоящие цирковые инвалиды. Это один из этапов развития отношения к человеческому телу. В 1960-е годы началось движение за права человека, и отношение к дефектам тела изменилось: они уже не рассматривались как развлечение. Поэтому вместе с инвалидами из американских цирков исчезли и татуированные.

Японская татуировка представлена на японских гравюрах. В целом это продолжает считаться приметой маргиналов или якудза; до сих пор в общественные бани в Японии с татуировками не пускают.
E2SeqELdnnw.jpg


Клуб любителей татуировки в Японии, середина XX века. Среди них только одна женщина:
F-c2naviPQY.jpg


Современные татуировки представлена на силиконовых макетах торсов, ног и рук. Вид у них неприятный - слишком натурально сделаны, у некоторых легкая "гусиная кожа". Отдельно на стене был образец силикона - видимо, чтобы люди не пугались, познакомившись с материалом поближе.
J0ptIjFtAlk.jpg

Волко и Симон. Татуировка на теле мужчины. Германия. 2018.
Силикон, чернила. Музей на набережной Бранли имени Жака Ширака, Париж


Из очень спорных современных околотатуировочных практик: итальянский скульптор Фабио Виале делает аэрокраской татуировки на копиях известных классических скульптур. Сложность в том, что копии он использует не абы какие, а из каррарского мрамора:
Sal7e8gp7nQ.jpg

Фабио Виале. Курос. Италия. 2019. Собрание Галереи Поджали, Флоренция

Еще один чудик: бельгиец Вим Дельвуа покупает белых свиней, делает на них татуировки, а потом продает за большие деньги уже как живой арт-объект. Какие-то свиньи были не то забиты, не то умерли своей смертью, и на выставке были представлены их татуировки в овальных рамках, со светлой щетиной.

3cEnxV6ca9I.jpg


К выставке выпущен необычный каталог - это скорее популярная книга по татуировке, иллюстрированная экспонатами выставки. Прилагаю оглавление:
Vm5s5JbmX-A.jpg


Фото из Интернета + фото из каталога к вставке
 
КОЛОМЕНСКОЕ
СОКОЛИНЫЙ ДВОР


Коломенское - исторически большое село на берегу Москвы-реки. Место здесь очень приятное, и люди начали селиться еще в каменном веке (V–III тыс. до н.э.). В I тыс. до н.э. здесь были поселения какого-то из финно-угорских племен. При первых Романовых здесь была одна из самых любимых царских резиденций. Позднее Коломенское вошло в черту Москвы. Сейчас это музей-заповедник, объединенный с усадьбами Измайлово и Люблино. В Коломенском много зданий, включая церкви, дворцы, домик Петра I. Самые старые строения из сохранившихся до нашего времени относятся к XVI веку. В них размещены постоянные экспозиции, есть и отдельные выставочные площади - например, в конце августа, когда мы с сыном там были, проходила ярмарка меда.

5ytIiOUDtTw.jpg

Ансамбль Передних ворот (1672-1673 гг.), за ним самое знаменитое сооружение Коломенского - церковь Вознесения Господня, первый каменный шатровый храм на Руси, возведен при Василии III в 1528-1532 годах.

Но в этот раз я привезла сына на соколиный двор, и к основному архитектурному ансамблю мы не пошли. Наш путь шел мимо музея деревянного зодчества:
gtHISzBeROM.jpg

Это несколько настоящих деревянных строений, перемещенных из мест своего происхождения - например, на фото церковь Св. Георгия Победоносца на берегу Ёрги, притока Северной Двины. В 1970-е годы, на волне интереса к русскому культурному наследию, церковь разобрали и привезли сюда. Еще есть башни острогов из Поморья и с берегов Ангары.

ZNbC34-EA84.jpg

Водяная мельница

ivfLfp_vA9Q.jpg

Гуси возле мельницы

RncCZH1hCoc.jpg

Указатель на соколиный двор

Часть двора, доступная для посетителей, очень маленькая. Там два вольера и под навесом несколько присад. К присадам привязаны сокола - сапсан, балобан, потом кречет и еще кто-то. Они привязаны за опутенки на лапах, у каждого стоит большая плоская миска с водой. Один из соколов бегал по песку, странно переставляя лапы, другой изображал на присаде герб.

Сам двор затянут по верху сеткой. Один вольер был пуст, а во втором на верхней жердочке сидела самка филина. Это была филин Варя - медийная звезда. Сын начал говорить ей комплименты, а она молчала - видимо, разговаривает только со своим сокольником. Его зовут Сергей Ярцев, у него есть видеоканал на ютубе - по каналу-то мы и узнали о соколином дворе.

Из известных птиц мы увидели только Варю. Полярный Добрыня, увы, накануне умер от инсульта. Еще где-то в другом месте сидела бородатая неясыть Басик.

Там вообще интересно. Если прийти в определенное время, можно посмотреть, как тренируют хищных птиц. Но это уже в другой раз.

В деревянном доме, примыкающем к двору, есть маленькая экспозиция, посвященная царской соколиной охоте Алексея Михайловича Тишайшего. В витринах чучела сокола, пустельги (сын сразу кинулся к чучелу селезня широконоски), монеты времен первых Романовых, имитация царских грамот и показ постановочного фильма о царской охоте, снятого в Коломенском, продолжительность около 15 минут.

ZJlmwldYjL4.jpg

Филин Варя на перчатке у моего сына. Ребенок был счастлив.

BrQ7u_HvhrQ.jpg

Эту птицу зовут Раиса Ивановна или как-то вроде того.

Про музейную продукцию ничего сказать не могу: все сувенирные лавки расположены ближе к царскому дворцу, я хотела сходить туда, но сын устал и потребовал идти к метро. На сайте показывают какой-то очень интересный новый путеводитель. Но вообще у музея есть свои издания.

Фото из Интернета + фото из личного архива
 
Живём совсем рядом, вечерами ходим гулять в Коломенское, но до соколиного двора никак не доберёмся. Ну то есть мимо ходим, а зайти не получается.
Туда ещё иногда привозят знаменитого филина Йоль, мы её периодически смотрим на её канале на ютубе.
 
Видео об обитателях соколиного двора

Филин Варя, полярная сова Добрыня, бородатая неясыть Басик, филин Нафаня
Варя очень разговорчивая, в отличие от филина Ёль, которая живет у своей хозяйки. Варя даже хохотать умеет, что можно послушать на видео. Басик изображает пулемет.

Филин Варя и полярная сова Маланья
 
КРАСНАЯ ЛОШАДЬ МАРТИРОСА САРЬЯНА

#ЗапискиМастеведа

Выражая солидарность с армянским народом в связи с войной в Нагорном Карабахе, эту записку я посвящаю одному из самых выдающихся художников-колористов - Мартиросу Сарьяну (1880-1972).

Не могу сказать, что я хорошо знаю его творчество. О Сарьяне я услышала когда-то давно, краем глаза посмотрев одну передачу, после которой запомнила фамилию художника и фрукты с синими контурами.

Если вы не знакомы с картинами Сарьяна, лучше не пытайтесь сейчас ничего гуглить. Мой небольшой опыт поиска картинок показывает, что все эти репродукции безбожно перевирают цвета, а некоторые вообще вырвиглаз. Хуже того, многие оттенки фотография съедает даже количественно. Кто хоть раз сам фотографировал масляные полотна, знает, что такое иногда случается.

Сарьяна в подлиннике я увидела только в начале этого года. Проходя через последний зал Государственного музея Востока, где выставлена живопись, я издали заметила яркие, многоцветные пятна на стене, выделявшиеся среди других. Да, на определенном расстоянии я не вижу ничего, кроме пятен. Подойдя поближе, я удовлетворенно заметила про себя: ну да, это же Сарьян.

На некоторых сайтах его обозначают как представителя наивного примитивизма - не верьте. Какое наивное искусство, когда художник отучился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Кстати, ультрамариновые контуры у ярких фруктов - это нормально (см. круг Иттена).

Когда я писала отчет о посещении Музея Востока и искала иллюстрации, я нашла картину, по композиции похожую на ту, что висит в музее:
GeW4niWHHBg.jpg


Она называется "Красная лошадь" (1919) и находится в какой-то частной коллекции в Москве. Собственно, от той, музейной, она отличается наличием лошади.

Вроде ничего такого, но Сарьян допустил здесь одну цветовую деталь:
Xn_fVDeVfPs.jpg


Ноги лошади такого же рыжего цвета, как и корпус, несмотря на черные гриву и хвост.

Покажу на живых примерах, как это бывает:
jeRnZAaytSU.jpg


Лошадь справа обычной гнедой масти, и ноги ее черные, как и защитный волос.
У лошади слева такие же рыжие ноги, как и у лошади Сарьяна. У нее темные грива и хвост - не такие темные, как на полотне, но это уже связано с особенностями доступных фотоматериалов.

Иногда масть является бесспорным и очевидным, с учетом других известных факторов (прежде всего региона), указанием на определенную породу.
Иногда она может заключать с себе идею более серьезную, чем пятно цвета или зоотехнический пример.

Порода лошади, изображенной на картине Сарьяна - карабахская.

Ovj_5Og1_-M.jpg

Карабахская лошадь

Фото из Интернета
 
Последнее редактирование:
Филин Варя на перчатке у моего сына. Ребенок был счастлив.
Я бы тоже была счастлива на его месте, прямо по-хорошему завидую.
Про примитивизм - разве этот термин нельзя применять к художникам с академическим образованием, если они избрали для себя именно такой стиль?
 
"Примитивизм" можно, "наивный" нельзя. Потому что "наивный" - это когда "художник в простоте душевной что видел, то и писал" (к/с "Следствие ведут ЗнаТоКи: "Подпасок с огурцом"). У человека с профессиональной подготовкой о наивности говорить не приходится, там творческий поиск идет совсем иными путями.
 
Выставка "Эквирос", которая должна была пройти в начале ноября, отменена.

Для меня это не стало сюрпризом, потому что в Сокольниках есть несколько частных музеев, в которые я не успела попасть до самоизоляции. Один должен был открыться в конце сентября, но так и не открылся. Было ясно, что все идет к отмене выставки.

Сегодня стало известно, что в павильоне, где обычно проходил Эквирос, открыли ковидный госпиталь. Сегодня мама выписалась из больницы (хирургия) и рассказала, что у них в отделении еще остались на дверях надписи красным маркером "кухня для красной зоны". Сегодня же у сына начались досрочные и длинные (2 недели) каникулы. Что будет с учебой через 2 недели, неизвестно.

Я подписалась на участие в психологическом исследовании эмоционального состояния больных РАС во время пандемии.
 
Сверху