С чего собственно все началось?
Познакомилась я с выездковыми лошадьми на тогда еще существующей конно-спортивной базе "Наталка". Находилась она на окраине города Киеве в самом идеальном на то время месте для лошадей. С одной стороны залив Днепра, с другой стороны поля, лес... Собственно оттуда и начались мои познания, но жаль всего недолгих четыре года. За эти четыре года я научилась смотреть, видеть и сравнивать, что впоследствии мне очень помогло. Визуализация, анализ и сравнение - самое шикарное обучение! Все эти четыре года со мной иногда занималась Фалько Людмила Семеновна, за что ей бесконечно благодарна. Дальнейшее мое развития в выездке проходило и проходит без тренера. Моими самыми лучшими учителями стали лошади.
Я задавала себе вопрос, почему я вообще начала работу в руках, ведь в то время даже не было никакой информации. Единственная ценная для меня книга которая остается таковой и по сей день это - Основы выездки и езды Джеймса Филлиса. Но я ее особо не читала тогда, больше рассматривала иллюстрации. Тогда они казались мне чем то недосягаемым.
Самый первый опыт работы с земли я получила еще будучи подростком, когда мне пришлось показать четырехлетнего коня для приехавших покупателей из Германии. Девушка которая работала с этим конем внезапно заболела и показывать его пришлось мне. Нужно сказать что в те года, а это были 90е годы, лошадей Украинской верховой породы еще испытывали на скачках, а потом эти скакаши попадали в выездку.) Так вот этот конь и еще один с которым работала непосредственно я приехали как раз с таких испытаний. Оба рыжие и оба свечили. Должна сказать, что после падения с 18той свечи подряд и удара по голове затылком лошади я откровенно боялась как одного так и второго. Как свечит тот, которого мне нужно было показать я видела со стороны - вертикально, подряд, только передние ноги касаются земли тут же вверх, как будто это не закончится никогда. Вообщем день показа, я зная все эти нюансы попросила у тренера погонять этого коня на корде предварительно. Я ушла с ним на рабочее поле, и вот интуитивно гоняя на корде несколько раз потребовала сделать переходы. И вуаля, именно на переходах в момент сокращения свеча. Отлично, я знала что попытки продвинуть его вперед приводили лишь к последующим свечам. Я сделала по другому - я вынудила его осаживать. Шаг за шагом, методично, став перед ним и наступая на него требуя уступить. Он уступил. Должна сказать показ прошел великолепно, лошадь вела себя безупречно. Потянулся вниз, все переходы были плавными, даже ни разу затылком не дернул с намеком вверх. Я тогда быстро забыла об этом случае. Это сейчас вороша прошлое я достаю этот полученный опыт и раскладываю по полочкам.)
Второй опыт работы с земли был получен позднее через пару лет на другой конно-спортивной базе. Там я работала уже без тренера. Мне дали в работу трех лошадей, как оказалось после у каждой лошади был свой сундук с сюрпризами. Один из самых ярких был серый Бархат (Барсик). В первый же день работы он умудрился меня потерять трижды - трижды!. Первый раз я не поняла вообще что произошло, пока не поцеловала песок. Второй раз при попытке сесть в седло, третий просто ехала - уже лежу.) Я решила не играться - две недели, день в день, методичная работа на развязках - шаг, рысь, галоп, переходы, много переходов. Через две недели золотая лошадь. Из троих он стал самым любимым в работе.
Спустя еще пару лет на другой работе начались все те же поиски, пробы. В работе были лошади молодые, сырые, часто не имеющие элементарной базы при заездке. Вот в этом месте я получила свой третий шикарный опыт работая с лошадью на развязках. Как то работая я стала отмечать, что меня раздражает моя беспомощность когда лошадь валится вовнутрь на корде, мне не хватало контроля и управления внешним поводом и тогда я сделала то, чему меня никто не учил ( да и на развязках работать собственно тоже никто не учил)), я пристегнула к наружной стороне вторую корду. Это было 20ть лет назад. Мне понравился результат и я пошла дальше - я начала пробовать ходить за лошадью сзади, как на вожжах.
Работая таким образом методом проб и ошибок я параллельно начала прыгать. Мне так понравилось, что я без тренера начала серьезно работать в направлении конкура. Лошади с которыми я работала были прокатными, но меня это не останавливало. Позднее я лаже ездила на соревнования по конкуру, так мелочи 90см, потом 100см, 110см,.. Три старта и три медальки. Все выезды за свой счет, просто потому что было самой интересно. Но после третьих стартов шеф сказал, что много медалек на его лошадях зарабатываю и мы попрощались. Хотя через четыре года я выкупила у него этого коня на котором начинала прыгать. Забирала я его по мясной цене с оторваной спиной, но не об этом. Я ушла работать в другое место с другими лошадьми и мне попался в работу частный жеребец, невысокий, хорошо сложен, работал пробником.) У меня даже появился тренер по конкуру. Но - жеребец был слепой на один глаз, прыгал он вроде неплохо но жутко сильно в прыжке выбивал спиной. Но и это не самое неприятное, самое отвратительное было то, что конь закидывался в точке отталкивания и очень сложно было его просчитать. Я начала побаиваться и перестала доверять лошади. Тренер давил, мол он может, он умеет, ты тоже можешь. Я стала чувствовать, что лошадь не хочет прыгать, просто не хочет. Есть такое, и самое важное чувство лошади - это понять ее предназначение, почувствовать ее и раскрыть именно ее талант а не загонять в общепринятые рамки спорта. Не все кто может - хочет это делать. И хотя этот человек дал мне за пол года очень много знаний и информации которые мне очень помогли в последствии в выездке, но он все же форсанул меня как всадника. Однажды мы как обычно тренировались на рабочем поле, стояли брусья 120см. Шикарный галоп, прекрасный расчет, остаются три широких темпа... В поводу, под шенкелем раз, два, три и резкое торцовое торможение, пауза а потом с четырех ног вверх. Он прыгнул эти брусья так, что я вылетела из седла а приземлилась перед седлом на шею. Через все поле он понес меня галопом а я не могла остановить так как бедром не во что было упереться. Уже возле выхода добавил спиной и я вылетела. Упав, я попыталась вскочить и бежать ловить лошадь но не смогла встать. Я попробовала еще раз - не смога. У меня началась паника, я пробовала и не получалось. Тогда я перевернулась и поползла к выходу. Там схватившись за ограждение я все таки смогла встать. Это падение высадило меня из седла на три месяца. И вот именно тогда, именно благодаря этому случаю я и начала работу в руках. Я начала пробовать учит этого жеребца испанскому шагу, галопу в руках, пиаффе и надо же - он открылся. За каких то три месяца лошадь отдалась и раскрылась полностью! Ему не нравилось прыгать, но как он работал выездку! Уходя с этой работы это было мое первое невероятно сильное потрясение при расставании с лошадью...
И хотя после этого падения я прекратила свои пробы в конкуре, тем не менее безмерно благодарна этому случаю и лошади!
На фото именно тот жеребец который помог мне начать совершенно новый путь в выездке. Арсенал, Аркаша...