У самовара - разговоры о лошадях за чайком) об искусстве и лошадях

Страничка никак не заканчивается)

Дорогие друзья, я ВК веду несколько страничек и я больше там, чем здесь. Также, ВК можно донатить мне, что меня сильно радует. И задавать вопросы, не опасаясь, что влезет еще кто-то и будет мешать.

https://vk.com/trener_koni
https://vk.com/anastassianaumova - акварели и школа творчества
https://vk.com/doppellonge - общество любителей работы на вожжах
https://vk.com/koni_evolution - Маленькая лошадиная эволюция, группа по экстерьеру лошадей, породам, а также все интересные новости из мира коневодства
 
По просьбам читателей ВК, дублирую старый мой пост здесь. Пост набрал 1.5K просмотров и много комментариев оставили под ним.
@Diletant1961





Ответы на многие вопросы могут дать восточные концепции преподавания. Я часто черпаю вдохновение в философии оздоровительных и боевых методик Китая и Японии.
Познакомившись с японским принципом Shu-Ha-Ri, что по-русски звучит забавно и запоминающееся - "Сю-ха-ри", я кажется лучше стала понимать и проблему преподавания в конном спорте, и эффект "гуру", так внезапно распространившихся в конном мире.

Принцип гласит, что в любом обучении, любому искусству или делу, есть три стадии.
Первая стадия - это Shu(守)— «следуй правилу». В этот период предполагается дать ученику ряд простых и точных знаний, который тот должен выполнять максимально приближено к указаниям учителя (тренера). Никакой отсебятины не допускается. Но от учителя требуется подать эти принципы ясно, просто и правильно.

Добавлю - не ищите на этом этапе учителя, который дает "сложно", ищите того, кто дает "просто" и "ясно".

Эта первая стадия, выражаясь конным языком - и есть база, что для лошади, что для всадника. К сожалению, именно эта часть обучения наиболее часто плохо исполняется. Проблемы возникают разного сорта:

1. Тренер сам находится на стадии Сю и не в состоянии четко сформулировать правила искусства. В итоге у ученика начинается путаница в голове и теле.
2. Ученик меняет школы и тренера находясь в стадии Сю. У каждого тренера объяснения базы могут меняться, в зависимости от его ума, воображения и опыта. В итоге у ученика случается путаница.
3. Лошадь ученика нестабильна и не выполняет четко того, что просит ученик. В итоге у него не получается, он отчаивается, начинает менять тренера и см. п. 2.
4. Ученик посещает семинары, стажируется у разных тренеров и тем самым путает себя.

Вторая стадия называется - Ha (破) — «сломай правила». На этой стадии ученику разрешается импровизировать в рамках полученных знаний. Он пробует, ошибается, снова пробует, находит удачные приемы. Учитель только поощряет его на этом пути. Но ученику все еще требуется мастер, который помогает.

Часто, уже на этой стадии начинают пробовать преподавать (это конечно лучше, чем когда преподают, находясь на уровне Сю, что не редкость). Учеников вдохновляют их знания, первые успехи, и они пытаются предложить своим ученикам "свои методики". Так рождаются гуру. Опасность в том, что своим ученикам они часто не предлагают пройти стадию Сю, тем самым, создавая путаницу в головах учеников.

Однако, если у ученика опытный мастер уровня Ри, именно на этой стадии полезно начать посещать различные семинары, брать тренировки у разных тренеров, щупать разные школы, методы и дополнять свой рабочий арсенал.

Стадия Ха требует успешного освоения методики уровня Сю. Но более того, необходим высокий уровень осознанности, когда мы анализируем результаты экспериментов, сравнивая их с эталонными, делаем выводы. Если этого не делать, в голове появится хаос, что приведет в тупик.

Третья стадия - Ri (離) — «отделение от правил» - наступает тогда, когда ученик в полной мере перенял методику, понял принципы работы. На этом уровне развития он сам уже становится мастером, если не запутается на предыдущем уровне.

Можно каждому пройти этот японский тест и честно спросить себя - доволен ли я, как я прошел уровень Сю, нахожусь ли я на уровне Ха или Ри, преподаю ли я искусство верховой езды достойно?

Я вот думаю, мне повезло, первые учителя у меня были простые советские конники, которые не мудрствовали лукаво, а преподавали азы - крепкую посадку, уважение к лошади, элементарное управление. Потом был период, когда каждый новый тренер пытался переучить в чем-то, но база засела крепко, правда переучивания стоили мне проблем со спиной. И да, у меня был учитель уровня Ри, с которым было безумно интересно, и очень сложно, который и много дал, но в то же время в какой-то мере и запутал. Чтобы распутать узел пришлось пройти через других хороших учителей, задавать себе много вопросов, искать ответы.

Вникая в принцип японцев я обнаружила у себя ту ошибку, что иногда пытаюсь начальному уровню дать знания уровня Ха, что, получается, не нужно и даже чревато. Я и сама это уже поняла, но теперь все стало на свои места.
Поэтому не обижайтесь, когда вам кажется, что тренер вас вроде ничему не учит. Иногда надо просто накатать свои часы опыта, чтобы понимать более сложные вещи. Накатывать и терпеть то, что вы не ездите "как мастер".
К сожалению, я вижу иногда, что некоторые ученики разных тренеров, впадают в некую депрессию из-за своих якобы медленных результатов и начинают менять тренеров, лошадей, при этом не понимая, что мастерство не приходит с лошадью, оно приходит со временем. Менять тренера конечно надо, если его методики подозрительны по отношению к лошадям, другими словами - жестоки.
Другая ситуация, когда человек получил все на уровне Сю, он видит себя уже в некотором смысле мастером, и считает, что прежний тренер тормозит его успех. Бац, и он меняет тренера, на другого, который обещает "горы золотые". Но прежний тренер может и не тормозил его успех, он строил под него фундамент - кирпичик за кирпичиком, тяжелый и часто, увы, неблагодарный труд.
 
Прогнала картинку через слабый фильтр, цвета стали чуть ярче и светлей

eRFQONtgPbU.jpg
 
Зацените особо у лошадки в синей попоне - какие красивые говна под копытами)) За что люблю живопись - грязь особенно живописна
 
Эти очень холодные и ветренные, но очень солнечные весенние дни запомнились встречами с друзьями, новыми знакомствами со старыми знакомыми, поездкой к лошадкам и наступлением по народному календарю периода лета. С чем вас и поздравляю!

eCixStUgusc.jpg

Несмотря на ветер и холод - краски весны очень нежные, такие же пролились и на бумагу
 
Поздравляю всех с праздником,
обычно в этот день желали друг другу чтобы никогда война не повторилась.
Мирного неба!

Я сегодня с утра поработала, потом погуляла по Парголово. Вспомнила, что здесь пережили блокаду родственники отца сестры. А моя бабушка ремонтировала самолеты, сначала в Ленинграде, потом в эвакуации в Череповце. Мама вместо люльки спала в кабинах истребителей и бомбардировщиков. Летчиком, правда не стала, но летала много и охотно. С парашутом прыгнула "в животе" у моей бабушки)
Дедушка пропал без вести на фронте. Хотя была бронь, но не смог остаться в тылу. Его письма к бабушке наполнены искренней любовью к Родине.
Несмотря на бронь (дед был актером в театре Станиславского, ученик его последнего набора, талантливый, красивый, перспективный) и имеющиеся проблемы со здоровьем, права летчика и опыт прыжков с парашутом перевесили мнение комиссии "не годен". Последние весточки были перед заброской в тыл врага, в партизанские части.
Другой дедушка от звонка до звонка, потом остался в армии, служил на Дальнем Востоке, где встретил мою бабушку, чья родина была на Южном Буге, на Украине, однако ее отца сослали куда подальше от родины, были не самые бедные в селе.


Демобилизовавшись из армии дедушка закончил медицинский, работал и с таким выдающимся хирургом, как Амосов, как анестезиолог, на службе на границе с Китаем освоил акупунктуру, в те годы перспективная отрасль медицины. Лечил сложные случаи, не поддающиеся обычному лечению. Умер до 2014 года в Виннице. Я тогда была рада, что он не дожил до всего этого кошмара. Боюсь даже представить, что бы он сказал теперь.
вечная память тем, кто "приближал день Победы, как мог", кто не пожалел ни жизнь, ни здоровья ради счастья детей, страны - Родины. Счастливы ли мы теперь? Надеюсь, что все не зря. Праздник, который со слезами на глазах - всегда с нами, всегда тот, которого ждешь и помнишь.


XFAd32je94c.jpg
 
Все время забываю вести дневничок
a_8bBOEXr6Y.jpg


Из новостей - завела еще одну группу, про лошадей в искусстве. Если кому интересно - приходите, читайте.


У меня куча групп ВК, из которых три-четыре я веду регулярно, а это почти работа еще одна.
Радует, что людям интересно
 
Сверху