Старые клячи.

Re: Старые клячи.Их сожгли первыми. стр. 673. смотрите!

Elen Mikhaylina написал(а):
. Сижу думаю, чем лучше денник продезинфицировать (впервые сама :oops: ), ну чтоб разбрызгивалось хорошо. Доместосом закукуешься мазать ведь... Мож, кто что посоветует?

я не тормоз, нет) Просто сто лет ничего не читала..

у Эквиминза опять же есть такая штука - Microlat Stable Disinfectant
Ее можно разводить в воде и наносить шваброй или разбрызгивателем, плюс ее же можно на сено и в воздух. И ее не надо смывать!
Мы пользуем после глистогонов или при переезде на другую конюшню, в другой денник.
 
Re: Старые клячи.Их сожгли первыми. стр. 673. смотрите!

Извините, а можно вопрос? Сейчас ветврачи не рекомендуют собакам давать нечищенный рубец? Во время моего собаковладения рубец считался прекрасным источником ферментов. Когда хищник убивает травоядного, пиршество-то начинается с требухи. А у наших питомцев такого источника ферментов нет.
 
Re: Старые клячи.Их сожгли первыми. стр. 673. смотрите!

Сашок - спасибо, в следующий раз учту. Жавелем старым добрым обошлись. Правда драила полдня. А как славно было на постое, куда приезжала большая машинка СЭС :roll: и решала все проблемы. Красота. Можно было не морочицца.

Ржавая Дикая написал(а):
zara написал(а):
(про осла начитались, блин... :mrgreen: )
Не без этого :oops: Но и без того поминались. Видела их пару раз... Бррррр Так что, вот всё понимаю. Но когда собака начинает навоз жрать, тоже одёргиваю.
А осла тем временем практически приравняли к Фукусиме :lol: Кого хошь испугает. Как говорила одна наша соседка по постою: "У здоровой лошади бактерий быть не должно!"
 
Re: Старые клячи.Их сожгли первыми. стр. 673. смотрите!

Мама Формулы написал(а):
Сейчас ветврачи не рекомендуют собакам давать нечищенный рубец?

тем собам, что на сыроедении как раз советуют давать рубец... А некоторые даже умудряются его варить, хотя аромат :roll:

а с панкреатитом я запуталась - то он у тех, кто ест натуралку (я про натуралку без каш), то у тех, кто сушку (и даже не педдигри с чаппи)... Что-то последнее время, собаки уже с трудом едят мясо...

Elen Mikhaylina, не вопрос) после ..э..м.. забыла название.. такая страшная вонючая штука, которым дезинфицируют и помещения и копыта... Stable Disinfectant стал настоящей находкой, а главное - его очень надолго хватает.
 
Re: Старые клячи.Их сожгли первыми. стр. 673. смотрите!

Варить нечищенный рубец, наверное, лишено смысла. А запах дивный, да, - прямо живой навоз :D Лучше замораживать.
 
Re: Старые клячи.Их сожгли первыми. стр. 673. смотрите!

хочу спросить :roll: а в этом дневнике не найдется юриста, шарящего в жилищном праве?
:shock:
 
Re: Старые клячи.Их сожгли первыми. стр. 673. смотрите!

Про глистов я Дроздова (который диетолог) спрашивала. Он сказал, что в лошадях и в собаках живут глисты разных видов, за каким-то единственным, достаточно редким исключением.
 
Re: Старые клячи.Их сожгли первыми. стр. 673. смотрите!

Сашок написал(а):
тем собам, что на сыроедении как раз советуют давать рубец... А некоторые даже умудряются его варить, хотя аромат :roll:
Мой папа - любитель рубца. :shock: Покупает на рынке в определённом ларьке и варит в скороварке. Конечный продукт выглядит как серое махровое полотенце. Плюс амбре. Папа рубец любит, а я как-то даже попробовать не решаюсь... :?
 
Re: Старые клячи.Их сожгли первыми. стр. 673. смотрите!

А почему никто из вас даже не рассматривает изесть в качестве антисептика? Не вонюче, беленко и прекрасная биозащита,причем ОЧЕНЬ надолго.До следующей промазки.
 
Re: Старые клячи.Их сожгли первыми. стр. 673. смотрите!

Известь хороша для вертикальных поверхностей. А ведь паразиты и возбудители заболеваний могут скрываться и в горизонтальных, как пол. :!: Щёлки там всякие, дырочки, уголки... Не слыхала, чтобы и полы белили... В этом случае продвинутая наука и предлагает ранее упомянутые средства. :wink:
 
Re: Старые клячи.Их сожгли первыми. стр. 673. смотрите!

да не столько наука, сколько продвинутые менеджеры...
И никто не мешает также обработать горизонтальные поверхности. Мы просто выметаем полы, прочищаем и заливаем жидко разведенной известью.И она протекает во все дырочки, щелочки и уголочки.
 
Re: Старые клячи.Их сожгли первыми. стр. 673. смотрите!

Известка - щелочь! Она у всего живого вызывает неприязнь. До смерти. Попытка грызть стены приведет к жжению, сильному. Не поймет - насмерть. Поэтому я даже в норы крысиные вдуваю сухую известь в больших колличествах, что отпугивает гадов наболго.
А в коровнике полы , обработанные 3-4 раза за год известью,методом простого заливания, сохраняются гораздо дольше, чем без такой обработки.При этом ни коровы, ни лошади, ни ослы, ни собаки, никакого внимания на известкованные стены и полы не обращают.Плесень и грибки изчезают надолго.
 
Re: Старые клячи.Их сожгли первыми. стр. 673. смотрите!

Нда... после 300-й страницы дневника каждая новая сотня меня очень огорчает. Конечно, слов из песни не выкинешь, но сие произведение уже давно стало не читабельным. В целом. Осилить этот объем нормальному человеку не по силам :) (и, собственно, зачем? но ловлю себя на том, что периодически кому-то рассказываю то, что уже было раньше - потому что приходится :)). Оспидя... а когда Лиска свой дневник закрыла, там было страниц 400, и казалось - таааак много... Хорошо, что в прошлом году я себя допинала - сделала копии страниц дневника в ворд. (Гы, сама с удовольствием почитала, как чужой!). Когда копировала, в название файла на каждую страницу выводила название рассказов или другие ключевые слова. Теперь по этим спискам хоть могу найти что-нить...

Зара закашляла. На самом деле, сейчас все хроники обостряются в той или иной мере. Чтож, заканчиваем бороться с печенью, начинаем бороться с соплями. В выходные закуплю травок на "кашу Соловьева" для начала. Бочина с пупырями практически прошла, если ладонью водить, найдется штук 5-6 плоских уже бугорков. Такшта, вроде - победили. Как раз кончились сборы (сама сделала, чтоб докормить - пижма, подорожник и расторопша), мизим уже заканчиваем. Диета остается. Овса - нет, стакан полдсолнечного жмыха 3 раза в день, а вечером к нему еще стакан тыквенного (тыквенный - желчегонное, потому тоже нам полезен). Если смотреть с живота - не худеет. А вот попой чую - хребет вылез. Значит, местами худеет... Очень хочется ее помыть. В выхи протру хоть мокрой тряпочкой... Эту перхоть не вычесать. Кондерами мы в этом году ни-ни, из-за шкуры. И пока воздержусь. А без этого причиндала ее не вычистить. Уже почти перелиняла, на шее вот осталась такая короткая, густая и мягкая шерстка - еще зимняя, и на животе. В летней шерсти с каждым годом все больше седины... Надо же, а 8 лет назад седины-то и не было! :mrgreen:

Тепло. Реально - тепло. В городе так вообще - поздняя весна, только без зелени. А в конюшне - снег... По случаю весны влезла в юбку и розовую блузочку с оборочками. тетки на работе изумились. Что это, говорят, с тобой приключилось, ты на себя не похожа! Весна, говорю...Штаны надоели до тошноты. Фсе. Надо завязывать есть на ночь! Влезла в новые джинсы... А над поясом - СКЛАДОЧКА!!!! Надо что-то делать... Вот, точно - весна! Раз меня начала интересовать конфигурация собственного тельца - это к "загорать"!
 
Re: Старые клячи.Их сожгли первыми. стр. 673. смотрите!

zara написал(а):
Нда... после 300-й страницы дневника каждая новая сотня меня очень огорчает. Конечно, слов из песни не выкинешь, но сие произведение уже давно стало не читабельным. В целом. Осилить этот объем нормальному человеку не по силам :)
загорать"!
Zara, напрасно вы так думаете :) Этот дневничек я прочитала полностью. Правда читала месяца три наверное :)) Ну очень интересно, пока ничего более с таким удовольствием не читала. Даже жаль было, когда наконец нагнала настоящее время :)))
 
Re: Старые клячи.Их сожгли первыми. стр. 673. смотрите!

С приветом из нашего захолустья :) Весна на окне
Весна за окном.
 
Re: Старые клячи.Их сожгли первыми. стр. 673. смотрите!

Нмчегосе! В вашем захолустье уже подснежники повылазили! :shock:

А у нас - такая чача-квача в конюшне, просто по колено! В прошлом году снега было в разы больше, а такого - не было. Я сегодня за конями в леваду пошла - чуть не засосало по пути... В леваде у соседей (там молодые да борзые развлекаются) - в полный рост купание в грязи и беготня по ней же, все кони - прелесть на что похожи. Кристи с ее щетками на ножках - просто чуня. А наши стоят, медитируют на своих двух гектарах... В поле только на возвышениях чуток земля проглядывает местами, а так - снег. Точнее, снежный лед, а под ним вода. Наступишь - хруст и проваливаешься. Лошади колгатятся по грязи с говном, на белое поле не лезут.

TanyD, спасибо, мне очень приятно, что кто-то способен осилить такой объем :)

Уже который раз хочу сделать рассказ про Иерусалим с фотографиями... Начинаю выбирать фото - и не могу. Очень много, и каждая - кусочек ощущения города... не выбрать. Не могу отказаться ни от одного мгновения этого города. Трудно...
 
Re: Старые клячи.Их сожгли первыми. стр. 673. смотрите!

zara написал(а):
Нмчегосе! В вашем захолустье уже подснежники повылазили! :shock:
Это дома. Лошади сегодня примерно как те, что у вас в соседней леваде. Глаза б мои не видели :lol:
Давай уже, бери себя в руки и выкладывай Иерусалим! Как раз время подходящее :roll:
 
Re: Старые клячи.Их сожгли первыми. стр. 673. смотрите!

Взяла. (Выпив домашнего грузинского винца - смогла таки начать...
Для настроения продублирую сюда рассказ о Вечном Городе. Все-таки свое ощущение от этого места словами я передать тогда смогла...

Иерушалайим….

Много греки нам попортили слов. Буквы «ш» у них нет….
Были впечатления от города Иерусалима, были. И теперь есть. Но – другие… Что его сблизило с моим восприятием Каира? И моим внутренним восприятием Стамбула (в котором я еще не была)?
Иерусалим – самый грешный, самый порочный, самый двуличный город, стоящий на святой земле, насквозь пропитанной кровью не людей, но народов. Иерусалим – самый стабильный, самый равновесный, самый спокойный, воздушно-прекрасный город, в котором остановились все века, в которые жила эта земля.
Сионизм.
Что такое сионизм? Нет, я буду писать о том, как все воспринимают евреи. Потому что именно они оказались коренным населением этой земли. Остальные, пришлые, - не в счет.
Евреи считают себя от царя Давида… Тело Давида покоится на горе Сион, что рядом со стеной древнего Иерусалима. И то место, где покоится прах прародителя еврейского народа, почитается евреями, как начало их народа, и движение репатриации – возвращения к своим корням – и есть сионизм. Возвращение к горе Сион. И потому современные евреи обо всех народах, что жили со времен царя Давида в этих землях, говорят «евреи». И мне это нравится, и я говорю так же. Когда бы официально сие слово не появилось в обиходе… История этого народа удивительна, все же. Сколько раз изгоняли его с этих земель, сколько раз разоряли города и поселки, а они во все века возвращались к горе Сион. Меня нисколько не удивляет возникновение легенд о хождениях по пустыням целыми народами. Там кругом пустыня, и каждый раз, когда от коренного населения те или иные захватчики освобождали древние земли (не ради того, чтобы изничтожить еврейское противное племя, а ради того, чтобы освободить для себя торговые пути и начать уже стричь деньги за «проезд и провоз»), рано или поздно еврейский народ получал разрешение на возвращение в эти земли. Ну, надо же было, чтобы кто-то строил то, что разрушено… И возвращался. Через моря, пустыни. И строил заново свои города, сохраняя обычаи, традиции, законы и легенды. Наверное, не случайно именно эта земля и этот народ стали родоначальниками нынешних религий. Потому что верность этого народа своей земле и должна была обратиться в веру.

Кто был царь Давид? Воин, бабник, грешник, поэт, певец, музыкант. Крест Давидов – символ сионизма – щит Давида, состоящий из двух треугольников, наложенных друг на друга под углом. Потому что это – прочная конструкция, хорошая защита. Люди были восточные, имели гарем из жен и наложниц. И когда был Давид царем, укрепил он страну свою, и построил Иерусалим. Хотел он построить Храм на месте краеугольного камня земли, да Господь не позволил ему строить храм, ибо был Давид грешен. Увидел однажды Давид из окна своего дворца красивую женщину, и захотел ее. А она была женой его военноначальника. Решил Давид получить эту женщину себе в жены. И потому послал он военноначальника в бой на верную смерть, и стала она вдовой, и вышла за Давида. И родила Соломона…

Тело Давида покоится на горе Сион. И там же есть помещение, где проходило то, что мы называем «тайная вечеря». Не было никакой тайны, не было революционной сходки, а был традиционный ужин, на котором происходило таинство вкушания определенной традиционной пищи, к которому готовились загодя. В ужине этом участвовали только мужчины, сговаривались о встрече заранее. В тот вечер все мужчины «вечеряли», а не только Иисус со сотоварищи. И все традиционно ели пресный хлеб, пили вино. И все говорили «по душам». То место, где была «тайная вечеря» на горе Сион долго было во власти мусульман, потому внешне внутри напоминает мечеть. И там, внутри, есть лестница вниз. Туда, где захоронен Давид. А над гробницей Давида – синагога, и есть место «намоленное» веками, покрытое бордовым плащом с символами царя Давида, до которого можно дотронуться рукой. Какая разница, что не гробница это, место-то примерно над ней, и намоленное.

На вопрос: на каком дереве повесился Иуда? – русские честно отвечают: на осине. Не растут там осины. Иудиных деревьев по всему Израилю не меряно. Обычное такое дерево, листочки кругленькие, это – да. Не краснеют его листья и не трясутся на ветрах, как осиновые. А весной покрывается это дерево розовыми цветами – вот он, признак смущения от того, что выбрал предатель-Иуда это дерево для наказания себя за предательство…

А после Давида, после междоусобных войн, как всегда и везде было, когда многие сыновья царя делили престол, убивая и предавая друг друга, стал царем Соломон, сын Давида, рожденный от грешной любви. Самый мудрый царь во все века… Соломон был воин, и был силен, но предпочитал решать проблемы миром. А проще всего миром решать – породнившись. И в результате был у Соломона огромный гарем, состоящий из жен и наложниц. И были среди жен Соломона язычницы. А жен своих он любил. И сдался он на их просьбы, и позволил он им совершать свои обряды, в том числе и человеческие жертвоприношения, выделив им для этого долину меж гор, долину, которую было видно с Масличной горы, и с Храмовой. И много веков после них еще в этой долине совершались всеми желающими обряды с жертвоприношениями, и жертвы были человеческие, горели жертвенные костры. И многие правители во все века уничтожали эту проклятую, страшную долину, создавая на этом месте то городскую свалку, то бассейн со стратегическим запасом воды города… А она вновь возрождалась, как капище. И в народе прозвали это место «Геенна Огненная», и было это самым страшным местом в Иерусалиме, проклятым местом. Так появилось понятие «Ад». А сейчас там очаровательный сквер.

А Соломону было дозволено построить Храм там, где лежит краеугольный камень мира, камень мироздания, на котором отпечаталась ладонь ангела. И был построен Храм, самый огромный и прекрасный Храм в мире. Там приносили жертвы – животных и птиц. Там были украшения и склады. Чтобы построить огромный храм на вершине Храмовой горы, по приказу Соломона построили опорную стену Храмовой горы, вокруг камня мироздания, пустоту между склоном горы и стеной заполнили камнем, так создавался фундамент Храма. Да, потом Храм был осквернен, и были там жертвы, и человечьи, и был он разрушен. И построен новый, и вновь разрушен. Но опорные стены Храмовой горы остались, и стоят веками. И одну из этих стен – западную опорную стену Храмовой горы – мы знаем, как «Стену плача». Никто, кроме нас, ее так не зовет… Может быть, когда многие-многие ортодоксальные евреи приходят туда в праздник молиться, их голоса и сливаются в единый плач. Может быть, многие-многие ортодоксальные евреи, когда тянутся руками к стене, чтобы прикоснуться к закрытой стеной их народной святыне, и плачут от того, что святыня эта у мусульман и закрыта на века.

Странные люди…
Делят одну святыню, имея одного единого Бога, и спорят о его мессиях…

Надо подойти к стене плача, дотянуться до нее рукой, подумать о сокровенном. И засунуть в щель между камнями стены записочку Господу со своим желанием… И – сбудется.

А потом служители Стены специальным пылесосом соберут записочки и с земли, и со стены, и эти записочки будут захоронены на кладбище на Масличной горе. Потому что те, кто похоронен на этом кладбище, воскреснут первыми… Значит, и записочки будут прочитаны. Говорят, Распутин наш прикупил себе земельку на этом кладбище, но прилечь туда – не удалось. А на Масличной горе веками дежурит белый ослик. Потому что когда придет мессия, на белом ослике пройдет он путь до Храмовой горы, и откроются перед ним Золотые ворота. И объявит он Царствие Божие на земле… А мусульмане на пути мессии построили свое кладбище, ибо не сможет он пройти по кладбищенской земле. И намертво закрыли Золотые Ворота, чтобы не пришел он к камню мироздания. А евреи верят, что не коснется мессия ногами кладбищенской земли, потому что проедет ее на осле. А ворота сами откроются ему. И он войдет. И будет помазан тем маслом, что веками хранится для этого случая в странном соборе, что над Гробом Господним. (И зачем его мазать, если он и так очевидно мессия будет? Ритуалы…) Вот так вот. Камень, с которого начался мир – общий. А пророки, мессии и ритуалы – разные… Так люди делят себя на религии.

А пройдет мессия от Масличной горы по земле Гефсиманских садов, где молил Иисус отца своего «Да минует меня чаша сия» - так человек в нем просил избавить его от грядущих мучений. Рядом с Гефсиманскими садами есть очаровательная православная церковь с золочеными куполами. Святой земли опять не досталось, только – рядом. Что тоже не плохо, поскольку по земле этой церкви и будет проходить путь Мессии.
Странное дело, но Мессия должен пройти путь Христа к смерти в нем сына человеческого. Поскольку взяли его в Гефсиманских садах – оливковых садах, хозяином которых по преданию были родители Марии, его матери. То есть, был он у родственников, когда арестовали. В принципе о том, что его накажут, и, может быть, распнут, догадаться можно было, ибо был он пророком-обличителем, а тогда коренное население там таких не любило. И изгнать такого пророка, а то и убить – было дело обычное. Не раз к нему обращались с предложением пророческую деятельность прекратить. Римские прокураторы, кстати, тогда порядок поддерживали, а суд-то вершили местные иудейские (еврейские) «головы». Учитывая, что пророков, которые занимались обличением власть имущих, всегда гоняли нещадно, а то и убивали – ничего удивительного, что местное население в лице своих представителей обратилось к прокуратору с просьбой избавить их от много говорящего (и, видимо, правду говорящего) человека. И пойдет Мессия по пути к странному Собору, что над гробом Господним, к тому месту, где Лысая гора Голгофа (Череп) и плита, закрывшая пещеру, где был похоронен пророк. И камень, где стояла Мария, глядя на казнь сына. А между Голгофой где он умер, и пещерой, где он воскрес, не более 200 метров…

Есть там, в Соборе, еще странное место.
Между Голгофой, где он умер, и пещерой, где был похоронен и воскрес, не более 200 метров.
Иерусалим – странный город…
Зачем-то люди поделили пополам расстояние по прямой между Голгофой, где он умер, и пещерой, где он воскрес. И сказали: это точка между жизнью и смертью. Там, в этой точке, можно уйти из жизни и вернуться обратно. Такой вот портал для выхода в астрал… Такая вот геометрия. И поставили люди на этом месте кожаную табуреточку. И приковали к ней цепью урну для подаяний. И поверили. Встают на колени рядом с этой табуреточкой, положив ладони на нее, опустив головы. И замирают.
Кто знает, может быть в это время они оценивают жизнь, что была, и ищут пути в жизнь, которая будет…

Странный это Собор, что над Гробом Господним. Поскольку старый Иерусалим застроен очень плотно, этот Собор не выглядит большим по объему. А вот внутри….

Место это энергетически очень насыщенное. Да и не может быть иначе, там веками люди оставляли частичку своей души, толпы, миллионы людей, настроенных на одну волну. Добрая ли, злая ли энергия накопилась в этой точке пространства – не знаю… По ощущениям не понятно. Так бывает.

Иисус умирать не собирался. В смысле, как человек. Наверное, в глубине души рассчитывал на чудо, какое произошло с Авраамом, Исааком и барашком (мусульмане, кстати, верят в то, что чудо именно и произошло, и вместо пророка казнили таки вора, а пророка помиловали. То ли перепутав с вором, то ли так мнение народа сложилось…) Было в те года принято могилу себе готовить загодя. Могила – это пещера в специальном месте, которое кладбище. Так вот, Иисус мог об этом позаботиться, но не сделал этого. На самом деле, все, что связано с казнью пророка происходило очень быстро и в торопях. Потому что дело было в пятницу. А пятница во все века день святой, потому что вечером пятницы начинается суббота, и с 17 часов никто работать не должен. Хоронить – тоже работать. Нельзя. Потому быстренько распяли, быстренько убедились в смерти (кстати, вот это момент интересный, потому что на кресте умирать-то могли долго, а тут время ограничено. Не помогли ли?), быстренько метнулись к прокуратору и получили разрешение снять, быстренько умаслили. И один из знакомых семьи, который сомневался, но в душе верил в новое учение, отдал для его захоронения свою могилу. Не известно: временно ли отдал, или на постоянно… Но отдал. И до 17 часов пятницы успели тело в пещеру положить, камнем задвинуть. И ушли на субботу – выходной. Все началось когда вернулись после выходного, а тела нет.

Почему Гроб Господень? Не Господа же хоронили… А условно сына его, и даже – его человеческую сущность, человека… Но – так называют это место. В Соборе, что стоит над этим местом, внутри его, совсем другое измерение. Там, внутри, это сооружение огромно, бесконечно, многоэтажно. Это – целый мир. Не знаю, как это получается… Там, внутри, огромный мрачный зал, в центре которого стоит церковь. Темного камня церковь, стиль ее – православный. Потому что церковь с главой, что стоит над Гробом Господним, подарил русский царь. Опять русским не удалось ничего прикупить из земли в святом месте, потому на чужой земле стоит подарок, защищающий святыню. А вот земля в самом Соборе – как лоскутное одеяло. Множество капелл, церковных залов, принадлежащим разным направлениям христианских церквей. Бесконечные помещения – вокруг, рядом, близко. Вот это – пол 12-го века. Вот – капелла, которая стоит на месте, откуда мать-Мария наблюдала смерть своего сына. Вот – тот камень. Вот лестница, которая ведет туда, вниз, там нашли крест, на котором распяли Христа. Как нашли? А примерно знали, где, посадили в яму рабочих, и кидали туда монетки, чтобы они копали. Было это в 100 метрах от Голгофы. Рабочие нашли три креста. Как проверить, какой из них – тот самый? Принесли 40-дневный труп человека, положили на эти кресты, на одном из них труп ожил – тот и Христов крест. Вот, вот, вот… Католики, копты, армяне, греки… Целый мир. Со своими народами, своими легендами, своей историей. Замкнутое пространство, коридоры, залы, зальчики, лестницы. Нет окон, нет выхода, своды тяжелых потолков. И при этом возвышенный, чистый воздух. Толпы, толпы людей, которые говорят, двигаются, топают ногами. И ощущение потерянности маленькой экскурсионной группы в чреве огромного здания, тишина, звуки почему-то поглощаются древним камнем… Впрочем, этим же камнем поглощается и время. Странное ощущение: воздух легок и вязок одновременно. Ты идешь по древним плитам и одновременно летишь… Слова экскурсовода начинают восприниматься двояко, и уже не понятно, как сам экскурсовод относится к тому, что он говорит. То ли говорит о предположениях историков, то ли о легендах народов, то ли о вере…

Вокруг внутренней церкви стоит толпа народа – очередь, чтобы войти и исполнить ритуал: коснуться плиты, что над остатками камня, который прикрывал пещеру Христа. Почему-то в противоположной от входа к камню стене церкви есть ниша и там коптская часовенка-капелла. Там тоже есть осколок камня и можно пока стоишь в очереди зайти, коснуться его и поставить возле в песок свечу.
Зачем люди стоят в очереди?
Кто-то от любопытства.
Кто-то к святыне.
Кто-то за компанию.
Кто – зачем…
Порядок в церкви блюдут два греческих ортодоксальных (православных) монаха. Запускают туда по 5 человек. Перед входом народ затихает. Но, как полагается, встают теснее, толкаются чуток, чтобы пролезть уже в очередную пятерку. Бывает, что и услышишь: «куда лезешь, тебя тут не стояло!». Очередь…
Церковь темного камня, что стоит внутри церковного же зала, в полутьме – одновременно и тяжела, и воздушна. Вход в нее низкий, как в пещеру. Выходит молодой греческий монах – с наушником от плеера в ухе. Глаза пустые, стеклянные – привык к толпе, отгородился. Механически руками показывает кто заходит, кто нет. Те, кто выходит – или с потерянным лицами, взглядом, обращенным во внутрь себя, выходят, держа в руке освященные кресты, амулеты, свечи. Или принимают на входе среди светильников и кадил красивые позы – фотографируются. Там внутри, за низкими дверями, что-то происходит. Такое со мной бывает под куполом церквей: мозг вытягивает наверх и одновременно давит на плечи. Теряется ощущение времени, мизерное пространство воспринимается как бесконечность, с этим пространством сливаешься и кажется странным, что надо шевелиться: ногами, чтобы идти, руками, чтобы коснуться, напрячь спину – чтобы наклониться в низкие двери следующего маленького зала и не удариться головой… Вышла. Что это было? Энергия толпы, веками сконцентрированная в мизерном пространстве, да еще такой формы – сильная штука… Слова чужого экскурсовода: «Если не хочется стоять в очереди, а освятить крест хотите – можно это сделать на той вот плите, что у входа под кадилами. Там, в церкви, настоящего камня нет, там плита, что закрывает этот камень. А вот плита под кадилами у входа – настоящая, именно на ней умасливали покойников, там и Иисуса умасливала Мария-мать перед захоронением…»

Перед этой плитой стоят на коленях люди, положив на нее ладони, прижавшись к ней любами. Зажав кресты в кулак, иду к плите, когда там никого нет. Странный Собор: в толпе может никого не быть возле святыни. Опустившись рядом с плитой – она низко, положила кресты на нее, закрыла ладонью. Холодный камень. Настоящий. Там, наверху, свод купола, потому мозг чуток потянуло наверх и прижало плечи.

Что же дает это прикосновение к могильным плитам, к камням, на которых следы миллионов рук, оставленных в веках? Какие мысли, мечты и жалобы хранят в себе эти древние камни? Каких мыслей больше сокрыто в этих камнях: о смерти, о жизни или о воскрешении и вечности?

Нет, определенно есть что-то в этих ритуалах…
Не знаю…

Сразу направо от входа в Собор маленькая дверь с крутой лестницей наверх. Лесенка поднимает на высоту метров в 4. Там, наверху, в маленьком зале, плотно стоящая толпа, свечи, свечи, много золота на иконах, распятие. Душноватый от испарений полумрак, блеск золота в полутьме, хаотичное движение тел, пытающихся дотянуться. Дотянуться до места смерти? Это – Голгофа, Лысая гора. Увидеть что там, под мерцанием золота и распятием – не удалось. Ибо – толпа…
Узкая, крутая лесенка вниз, в спокойный зал у входа в Собор.


Что еще?
Древний Иерусалим – стена длинной 4,5 км. Земля принадлежит трем конфессиям: треть – католический Иерусалим (узкие, чистые средневековые улицы, все светло, чисто, мило). Арабский Иерусалим (мы увидели – узкая улица грязноватого базара, мясные попахивающие ряды, тусклый блеск сувениров), еврейский Иерусалим (современный, чистый город, евреям достался разрушенный город, потому его отстроили заново, оголив временами в современных улицах древние раскопанные постройки).
Площадка над лестницей, внизу площадь, после нее… «Там мусульманская территория, вон тот купол закрывает краеугольный камень, на том конце площади – Стена, которую русские называют «Стена плача», западная опорная стена фундамента Храма»). Если стоять на этой площадке и смотреть вниз, и слушать звуки, эхо замкнутой в стены площади у Стены превращает звук – в стон…
Может быть, потому и «стена плача»?

Круг замкнулся.

А есть еще подземный Иерусалим. Есть современный Иерусалим. Есть мусульманский Иерусалим. Город, в котором смешались все времена, все народы, все земли, все религии, все войны, все святыни, все желания, все боли, все надежды, все молитвы этого мира…Город, в котором так много людских легенд, что в конце концов теряешь ощущение реальности и отдаешься жизни этого Города. Город, в котором сознание и душа перестают разделять веру и сомнение, и сомнение становится верой, а в вере начинаешь сомневаться. Город – обман, мираж, сказка, в котором все можно увидеть своими глазами и потрогать руками. Иерушалайим – центр мира, город, стоящий в горах посередине между морями и пустынями, в котором пересекаются все пути. Город вокруг камня, который однажды бросил Господь, и вокруг него родился мир. Город, в котором каждый волен верить в то, что он выбрал. Город, похожий на театр. И однажды просто приходит в голову мысль, что спектакль - на самом деле реальность, жизнь, история. И у тебя в этом спектакле жизни есть своя маленькая роль. Те, кто коснется рукой камня древнего города, коснутся частички и твоей души тоже.
В этот Город обязательно надо возвращаться, окунаться, чтобы уйти от времени и от мира сего. Ибо он – иной.

А в нем просто и обычно – живут. И это – странно…


Стена Старого Города
b7ae32a76df0.jpg


Католический Иерусалим.
b3e7a768cfa0.jpg
1aeb03189f7c.jpg


867b40ee7a1f.jpg
84b9870f9765.jpg


c515dee1b5ae.jpg
18ac082e3a18.jpg


944de6dac4b4.jpg
ff2f4fb8088f.jpg

Дорога к Собору.
86cbd0549b72.jpg

Площадь у Собора. Совсем небольшое и вполне реальное пространство.
edf2e7f77fc1.jpg

Собор.
23c4db7bd3b5.jpg
90a909cbead4.jpg


cf89f910565f.jpg


Внутри. Храм в Храме (над Гробом Господним). Небольшая черненая временем церковь тянется главой к круглому окну наверху – к свету…
da28510a1531.jpg
6db667ee5d1f.jpg

Вход к Камню.
62b5e464b656.jpg
6a6b960ac7ee.jpg


«Спорная Капелла» (уже не помню, кажется, спорят армяне и копты – кому она принадлежит… В результате именно эта капелла, наверное, выглядит самой «натуральной» - обе спорящие стороны до установления права собственности не вкладывают в эту капеллу ни копейки. Там – то ли грязные, то ли от времени и неухоженности почерневшие стены, ни грамма позолоты, отсутствие вещей и ритуальных предметов. Зато там есть две натуральные могилы. В такую пещерную могилу пыталась проникнуть русская бабушка с фотоаппаратом. Но боялась, попросила меня наклониться и сфотографировать «поглубже»…
c19d5b1a5ee3.jpg


8d2579d71727.jpg


5903dedd4f32.jpg


7b4f2e8675fe.jpg


Внутри Собора. Капеллы разные.
440bbefe74c9.jpg
ffb01acff627.jpg


ac4095e0fbfe.jpg

Капелла – вниз, над тем местом, где нашли крест распятия… Довольно крутая лестница с легким изгибом, вниз… Стены лестницы на всем протяжении разрисованы крестами. Разрисованы ? Такое ощущение, что кресты на камнях выжжены, отпечатаны временем.
23e4bd350bfc.jpg
f51f4b598302.jpg


0a481ddc4679.jpg


Служители сего места слегка нарушают впечатление святости и иррациональности. Возврат к реальности.
babfd2c105ae.jpg
52791574e9da.jpg


Плита, где умаслили тело.
7174cf47e035.jpg
28a880f7698c.jpg

«Пуп Земли». Половина пути между жизнью и смертью.
3718af43c63e.jpg

Камень, где стояла Мария, наблюдая казнь сына… Странная на нем надпись…
1893f90682ff.jpg


Плиты 12 века.
8fd3750ad92b.jpg


Голгофа… Вход, крутая узкая лестница наверх…
650993d004af.jpg

А внутри – тесно от людей, золота и вязкого запаха курений. Почему в месте смерти – столько золота? Что за ним прячется? Боль, поклонение, двуличие? Тяжелое место. И местом смерти и мучений во имя человечества не воспринимается.
Слишком много золота, камней, фальшивого блеска…
a20c5c1c7490.jpg
19a0c5c02ec9.jpg


Народы. Народы, народы, народы…
a9e5b70b6bcc.jpg
e67732caedf3.jpg


А выходишь – попадаешь на базар, в толпу туристов и продавцов. Вавилонское столпотворение…
31c1c6d92cc2.jpg
a3002654d269.jpg


И чуть дальше – арабский квартал города. Узкие улочки с пропахшими затхлым лавчонками )мы бежали по ним, заткнув носы платками, пахло подпорченным мясом). С потолка крытых галлерей свисают провода, какие-то засохшие растения и капает вода. Звуки? Помнится – жужжание мух, стук капель по камню…
57cec8a0cffe.jpg
7a2d93bf5c2f.jpg


268df8787c40.jpg

И дальше – Дорога к Стене Плача…
 
Сверху