Авторское право в конном спорте

Недавно произошла небольшая полемика с коллегами по цеху о правомерности публикации у себя на странице участником Иппосферы информации с этого публичного мероприятия без разрешения и согласования с правообладателями, организаторами и другими заинтересованными лицами. Наша позиция была осмеяна, а директор отправлен учить матчасть и читать законы, чем он и решил заняться. Вы просили сослаться на конкретную статью закона, готовьтесь, их там много.

Исходная ситуация: КСК долго планирует, договаривается, готовится и в итоге участвует на всероссийском конном мероприятии со своей шоу-программой по новой спортивной дисциплине - Рабочей выездке. Через полгода один из участников шоу бывший работник и спортсмен КСК выкладывает в сеть материалы с шоу, используя их на свое усмотрение. Нужно ли было получать разрешение у бывшего работодателя? Публичное мероприятие снимает все ограничения? Какие нормы закона регулируют данный вопрос?

Мы решили посоветоваться с юристами и интернетом по вопросу является ли спортивная шоу-программа объектом авторских и смежных прав, если да, кому принадлежат исключительные (имущественные) права на данный объект?

Немного статей законов и формулировок из них

Работники создают объекты интеллектуальной собственности и передают исключительные права работодателю в рамках трудовых отношений. Для того, чтобы тот или иной результат интеллектуальной деятельности (РИД) считался служебным, он должен быть создан работником в рамках выполнения трудовых обязанностей, в связи с их выполнением либо конкретным заданием работодателя (ст. 1295, ст. 1320, ст. 1370, ст. 1430, ст. 1461, ст. 1470 Гражданского кодекса). Исключительные права на служебные РИД условно "автоматически" принадлежат работодателю (п. 2 ст. 1295, п. 3 ст. 1370 ГК РФ и др.). Важно четко формулировать трудовые обязанности работников по созданию РИД: прописывать их в трудовых договорах, должностных инструкциях, приложенных к договорам.

Статья 1228. Автор результата интеллектуальной деятельности

1. Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат.

Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ.

3. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом.

Статья 1229. Исключительное право

1. Гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.

Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Статья 1260. Переводы, иные производные произведения. Составные произведения

3. Переводчик, составитель либо иной автор производного или составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения.

Статья 1270. Исключительное право на произведение

1. Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.

Какое отношение имеет конный спорт к авторскому праву?

Наличие специфики авторских и смежных прав в индустрии спорта подтверждено не только исследованиями, но и принятием специального акта государственного органа — письма Министерства Спорта Российской Федерации от 27 июля 2017 г. № ПН-05–10/5493 «Методические рекомендации о направлениях совершенствования правового регулирования прав на результаты интеллектуальной деятельности (включая авторские и смежные права) и средств индивидуализации в области физической культуры и спорта» (далее — Письмо Минспорта России).

В разделе III Письма Минспорта России установлен перечень охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, признаваемых в международной и зарубежной практике и имеющих отношение к физической культуре и спорту. Среди традиционных объектов авторского права таких, как аудиовизуальные изображения или фотоизображения спортивных мероприятий, текстовые, музыкальные и песенные произведения, базы данных, произведения архитектуры и программы для электронных вычислительных машин, названы специфические объекты, которые классифицируются Минспортом России в качестве произведений и не встречаются в других отраслях, в том числе:

– спортивные мероприятия (полностью или частично) или выступления спортсмена (спортсменов) или спортивной сборной команды (полностью или частично); – спортивное выступление или его часть как художественное произведение, как произведения искусства или хореографии в индустрии спорта (хореографическая композиция в фигурном катании — конькобежном виде спорта, относящемся к сложнокоординационным, выступление с авторской композицией в синхронном плавании и пр.);

– спортивно-театрализованные и спортивно-цирковые шоу

— спортивно-театрализованные и спортивно-цирковые шоу как церемонии (и как части церемоний) открытия и/или церемония закрытия крупных международных и национальных спортивных мероприятий (Олимпийских игр и др.), ординарные или сложносоставные тематические или универсальные спортивно-театрализованные и спортивно-цирковые шоу (шоу танцев на льду, спортивно-зрелищные авто-шоу и мото-шоу и мн. др.);

– хореографическое мини-представление, в строгом смысле не являющееся спортивным, но устойчиво и узнаваемо предваряющее каждое спортивное выступление спортивной команды или спортсмена;

– тактические игровые схемы и комбинации в некоторых игровых видах спорта и в некоторых настольных интеллектуальных спортивных играх, обладающие выраженной оригинальностью.

Помимо этого, как поясняется в Письме Минспорта России, авторским правом в качестве произведения по смыслу статьи 1259 ГК РФ могут охраняться следующие объекты интеллектуальной собственности в индустрии спорта: записанные визуальные образы спортивных мероприятий или комментарии к ним; фотографии спортивных мероприятий, спортивных команд или спортсменов; своды правил, доклады и иные материалы, используемые при управлении и продвижении спорта; публикуемые результаты спортивных мероприятий.

Таким образом, шоу-программа КСК на Иппосфере является объектом авторского права, у которого имеются все свойства творческого произведения. У данного объекта имеются правообладатели, которые создали и публично воспроизвели шоу-программу.

Является ли спортсмен, участвовавший в шоу автором?

Нет, См. ст.1228 “Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата”. Ключевая фраза “творческий вклад”, авторами в нашем случае являются люди сформировавшие концепцию, программу, сценарий выступления, срежисировавшие и отточившие конечный вариант: руководители и тренеры клуба.

Должен ли был спортсмен спросить разрешения у КСК?

Да. См ст.1229 Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Какие шаги помогут быстрее урегулировать подобные ситуации в будущем?

Подписание с каждым работником и спортсменом пакета соответствующих документов в том числе и договора о неразглашении NDA (от англ. non‑disclosure agreement). Оно регламентирует порядок обращения с конфиденциальной информацией, которая указана в соглашении. Такое соглашение составляется как гражданско-правовой договор, либо как приложение к трудовому договору. Это поможет:

– Скрыть нежелательную для разглашения информацию. Соглашение о неразглашении компания может подписать с внешними экспертами, которые получают доступ к «чувствительной» информации.

– Защитить интеллектуальную деятельность. В части разрабатываемых патентов или ноу-хау до их регистрации.

– Предотвратить утечку информации через сотрудников. NDA может быть документом трудового права. Работодатель может обязать сотрудника не разглашать коммерческую (да и вообще любую) информацию, полученную в ходе работы.

P.S. По основному бизнесу мы более 20 лет работаем с объектами авторского права программами ЭВМ и научно-техническими произведениями. Конный спорт достаточно быстро становится юридически грамотным, учитывая какие суммы и сложные цели стоят на кону.

Источники информации:
Авторы: Дорофеева, А. М. Специфические объекты авторских и смежных прав в индустрии спорта // Новый юридический вестник. — 2020. — № 6 (20). — С. 50-56. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/171/5236/
Авторы: Александра Урошлева https://www.garant.ru/news/1265587/
  • Like
Реакции: Прыглище и hartley

Сверху