У самовара - разговоры о лошадях за чайком) об искусстве и лошадях

А недурно, чёрт побери!) Масса имён, масса информации для самостоятельного поиска, с итоговым выводом спорить невозможно даже в мелочах... крепко, просто браво!

С красной строки) добавлю про блестящего Владимира Станиславовича Литтауэра, имя которого должно быть незабвенным для каждого не только русского, но и постсоветского конника!
По итогам его многолетней преподавательской деятельности за рубежом американцы назвали его просто и ясно:

"Величайший (!) автор Америки в области верховой езды".

VslittaueratSBC.jpg


https://en.wikipedia.org/wiki/Vladimir_Littauer
 
Последнее редактирование:
Извольте, с удовольствием.)

Автор статьи про гиперсгибание - журналистка-фрилансер с дипломом магистра английского языка, с детства ездящая верхом на разных лошадях, сейчас - владелица двух тракенов.)
Суть статьи: гиперсгибание вызвало много споров в недавнем прошлом; доктор ветеринарной медицины и прочая, и прочая))) Виллем Бэк считает, что:
1) прямой связи между головой за вертикалью и высокими судейскими оценками нет; и
2) если бы те же лошади выступали с головой перед вертикалью, их оценки могли бы быть ещё выше.
3) несмотря на это (продолжает тот же специалист), количество моментов с гиперсгибанием в период с 1992 до 2008 года возросло, и одновременно - выросли судейские оценки.
4) вероятно, это потому, что держать голову лошади позади вертикали на практике - почему-то легче, чем по правилам.)))
5) возможно также, что столь согнутая шея даёт возможность экстремального выбрасывания передних ног, но это не означает, что налицо нечто правильное.
6) В своём совместном исследовании д-р Бэк и его коллеги (включая знаменитую д-ра Хилари Клейтон) рассмотрели покадрово видео 15 финалистов выездки на соревнованиях 1992 и 2008 годов; компьютерный анализ предоставил подробную информацию об углах головы и шеи лошадей; затем авторы сравнили эти статистические данные с выигрышными результатами, что показало наличие более высоких оценок у тех лошадей, которые держали головы позади вертикали более часто... и разразился скандал.)))
Скандал, однако, спровоцировал дополнительные исследования, в итоге которых были сделаны след. обобщения.
Д-р Бэк с коллегами заявили, что они не делали никаких широких обобщений или выводов, а всего лишь проанализировали реальную ситуацию, и предложили выход: снабдить выступающих лошадей хай-тек))) датчиками, с помощью которых судьи смогут доказать свои оценки объективно, а также научить других судей и всадников.
Это предложение поддержали такие авторы, как Пол Макгриви (вероятно, один из авторов той книжки с одноногой рысью, на которую я Вам давал ссылку))) и Кёниг фон Борстель: "Мы пришли к временам, когда запись работы животных и соотв. злоупотреблений может сделать любой смартфон".)))
В итоге все вроде бы сошлись на том, что судейство должно быть гораздо более точным и объективным для того, чтобы поддержать престиж выездки, а также для того, чтобы не позволить современному спорту выталкивать лошадей за их физиологич. пределы.

Как-то так, если конспективно. :oops:)))

Про сбор чуть позже, там в общем всё очень просто и почти ни о чём), но я хочу уточнить пару деталей, надо подумать...
 
Последнее редактирование:
Ага, спасибо. Статья свежая. Значит будут и дальше на эту тему работать.
 
Не за что.) Ссылки и имена интересны для самост. поисков, а вообще половина статьи - очень вежливые реверансы на тему того, что мы не хотели, но вот так уж вышло, не бейте нас сильно, но что-то надо делать.)))
 
В какой-то степени это обычная научная корректность, но да: все всё прекрасно понимают, но формулировать совсем прямо - себе дороже, тут же станешь маргиналом от науки, а это очень тяжело, и обратно вернуться очень сложно...
 
Залезли мы в дебри истории, ну да ладно, надеюсь, кому-то будет полезно. Отправила свои заметки на рецензию специалисту, а другой специалист обещал прислать интересную статью, что французы пишут про Филлиса.

Люблю френд-ленты в ЖЖ и ВКонтакте. Они приносят много нечаянных радостей. Вот сегодня группа Русский музей постит в ленте репродукцию картины. Мне очень понравилась. Современно так, свежо, но в тоже время какой-то голландский старый стиль присутствует, напоминающий картины Брейгеля.
Семен Павлов
Зимний пейзаж 1924 год
eHLujUUFEEQ.jpg


К стыду я не знаю фамилии этого художника. Полезла в гугл.
Павлов Семен Андреевич (1893-1942)
Русский советский художник-график, прекрасный рисовальщик углём и сангиной. Живописец. Педагог.
Будучи работником художественно-гравёрного отделения Петроградской фабрики Гознака, посещал школу Общества поощрения художеств.
По окончании школы в 1917 – 1922 годах учился в Академии художеств у Д.Н.Кардовского, В.И.Шухаева, К.И.Петрова-Водкина, Д.И.Митрохина , В.М. Конашевича.
В 1922 – 1927 годах был членом объединения «Община художников», являлся одним из членов-учредителей Ленинградского филиала АХРР – АХР (с 1924 года).
С 1929 года преподавал в Ленинградском ВХУТЕИНе, с 1932 года – во ВХУТЕМАСе.

Ну да, с такими учителями... но и ученик достойный. С чувством выполненная работа.
 
А я уточнил кое-какие детали, но не все, сорри... продолжение будет уже не сегодня, сегодня - первый кусок...

***

Вторая статья написана по материалам и выводам Анны Бистрём, аспирантки Института анатомии, физиологии и биохимии Шведского университета сельскохозяйственных наук в Упсале (Упсальский сельхозунивер - довольно авторитетное заведение))).
Методология исследования: быстроходная беговая дорожка+маркеры (они обычно люминесцентные или подобные) на теле всадника и лошади+скоростная видосъёмка+ПО для анализа и обобщения траекторий и временных периодов движений маркеров в привязке к движениям реальной лошади под всадником (классич. методика, давно известная и проверенная.)
Расстановка маркеров (судя по фотоиллюстрации) лично мне не очень понятна: в подобных исследованиях есть всего три давно стандартных протокола:
1) маркеры размещаются над осями вращения суставов.
2) маркеры размещаются над центрами масс членов (то есть примерно посередине длинных костей).
3) двойной комплект маркеров - и так, и сяк.
На иллюстрации же видны маркеры вроде бы на осях суставов+какие-то дополнительные...
 
У меня конфликт интересов: интересно уточнить ещё неск. моментов, но мне сегодня :D вставать в 07 00 на конюшню.)))
 
Перенесу в дневник кое-какие записи из другого дневника

А вот очень правильные слова Гарри Болдта, тренера замечательной всадницы выступавшей на Рембранде.
Но альфой и омегой хорошей работы в выездке является способность к концентрации. Уже перед выступлением нельзя позволять себе отвлекаться на что бы то ни было. Я, например, совершенно не выношу, если тогда, когда я размял лошадь и мысленно еще раз повторяю программу езды, кто-нибудь заговаривает со мной.
Примером для меня служил всегда Йозеф Никкерман. Сила его была в том, что он умел во время выступления так сосредоточиться, что его лошадь проделывала всю езду в идеально правильной позе, а у зрителей возникало впечатление, что ему совершенно не приходится ее перестраивать.
Лишь тот, кто овладел искусством внутренней концентрации, обретает необходимое в дрессуре внутреннее самообладание. Особенно должны развивать в себе это качество те люди, которые не обладают душевным равновесием.
Для того чтобы молодой всадник поднялся на новую ступень к дрессуре трудного класса, ему, кроме перечисленных физических и моральных качеств, необходима еще опытная лошадь-учитель.
Я, например, ездил в свое время на Брокате, подготовленном моим отцом. Ренер Климке обучался на Сципио XX – лошади Шультхайсе. А сам Шультхайсе в свое время – на Кроносе, обученном Отто Лерке.
Собственно говоря, этот этап прошли все всадники в выездке. Молодого всадника и молодую лошадь еще можно обучать вместе где-нибудь до уровня менки ног на галопе. Но пиаффе, пассаж, пируэты, менку ног в один темп нужно сначала прочувствовать на опытной, абсолютно подготовленной лошади. Если вы можете на такой лошади поездить 3-4 года и не выступая в соревнованиях, это уже большое для вас преимущество.


И вспомним советы чемпиона от известного конкуриста - во главу угла он также ставит работу над собой (йога, концентрация, самопознание).

Т.е. база, плюс мотивация и умение владеть собой, плюс выезженная грамотно лошадь.
Ну и тот, кто будет со стороны следить, чтобы вы не напортачили.

Ну и вот это про ритм:
Под ритмичностью мы подразумеваем равномерность движений на всех трех аллюрах. Человек, наблюдающий лошадей в естественном движении на пастбище, лишь в редких случаях сможет обнаружить у здоровой лошади нарушение ритма. Отклонение в ритме возникает большей частью лишь после неправильного воздействия всадника. Отсутствие четкой ритмичности составляет один из самых основных недостатков в выездке.

Получается, что мы сами лошадь кривим и сами же исправляем. Только дергая лошадь за повод и выполняя "связки" на боковых, мы фактически выезжаем себя, свое тело, пытаемся побороть свою же кривизну.
Все это сильно удручает. Ибо всадник "от бога" который относительно прямой сможет добиться впечатляющего результата. Тогда как часто наша работа напоминает вечный двигатель - "выездка лошади" - я уже писала как-то, что мы не настолько идеальны, чтобы претендовать на то, чтобы научить великолепного прирожденного спортсмена лошадь чему-то новому.

Лошадь конечно от рождения может быть левшой или правшой, как и люди, но то, что потом делают люди в процессе "тренинга" удручает. Я имела возможность убедиться, что не "выезженная" лошадь имеет большую прямолинейность, чем "выезженная". Конечно понимаю, что сейчас меня опять не так поймут, ну ладно.
Другой вопрос, что мы обязаны объяснить лошади - что мы от нее хотим. Какую работу она должна исполнять. И поддерживать ее тело гимнастикой, чтобы у нее хватило бы сил эту работу выполнить.
Бесконечное выдаивание лошади поводом, становление на темп, на ритм, боковые - это самоутешение и саморазвлечение. ИМХО.

Учиться работать с лошадью (да, там ее приходится мучать, и за рот хватать и шенкелем стучать, это нормально, надо же как-то учиться)

Работать с лошадью - объяснять ей ее работу минимальным воздействием с максимальной эффективностью.
Всадник работающий с лошадью, по идее, уже должен пройти этап "учиться работать с лошадью"
 
Один раз и навсегда один тренер объяснил мне жестко, что значит - умею ездить верхом. Он сказал "ездить верхом на лошади в седле тремя аллюрами и не падать в состоянии любой идиот без проблем по здоровью". И жизнь моя началась конная совсем с другого ракурса.
 
Вот как не злиться и не нервничать? Пошла сегодня лошадь отработать к знакомым. Были планы. Прихожу, начинаю чистить - бац - вспухший рубец через всю спину вдоль позвоночника. Не знаю, зубами ли приложили ее или ногой. Надеюсь, что зубами. Кожа не повреждена, но видно, что удар был. Ну и куда эту заразу седлать? Щупаю, жмется - больно.
Вожжи не взяла, да и это надо на другую площадку идти, все сложно, в поле не погоняешь, снег хоть и есть, но рыхлый и колдобин много под ним.
Разозлилась.
Думаю работник опять им дал в леваду сено рядом. А я прошу уже не первый раз, давать в две кучи и на приличном расстоянии. Но это ведь сложно!
Вчера была свидетелем, опять дает на расстоянии трех метров. Сено фиговое, глава мини-табуна начинает щемить вторую от сена. Естественно, когда обе кучи близко вторая не успевает увернуться от наезда. Я ору на скотину. Она в полете притормаживает и делает вид, что ничего не было. Иду разношу сено подальше.
И вот опять( посмотрела на корде, вроде не хромает, так и на корде не погоняешь, нет площадки ровной. Пока минуту порысила на корде, уже словила кочку ногой(
Злая седлаю вторую лошадь, которая по плану должна была сегодня гулять, думаю, скотина ты подлая, будешь работать. Вспомнила про Ника, в итоге разозлилась в конце опять, потому что работать и считать одновременно сложно и мешает сконцентрироваться на работе.
Ну ладно. 80 раз. Отниму 10, потому что может ошибалась сгоряча. Переходы с прямой на плечо внутрь и вольт считать? Я не считала.
Смотрим по работе - шаг на свободном поводу 10 мин. Этого сколько угодно. По полю очень хорошо шагать, но лошадь периодически натыкается на кучки замерзшей земли и спотыкается. Хотя она на ногу надежная.
Рысь плюс галоп 15 мин. Работаю по дорожке 200 метров прямо, поворот на шагу и в другую сторону. Здесь гарантировано нет колдобин и ровно, но вольты в сторону от дорожки можно делать только на шагу. Место для работы на вольту в конце дорожки.
Лошадь вспотела на шее.
Пошагала 3 мин.
Работа - шаг-рысь и переходы - 15 минут. Здесь насчитала 70 переходов.
Шаг - 10 минут на свободном поводу.
В конюшне смотрю - шея уже просохла, под седлом абсолютно сухо, паха и бока вспотели, жопа ниже хвоста подпотела. Ок, поработала, молодец.
Радуйтесь счастливые обладатели манежей! У вас есть стенки и четыре угла, что облегчает задачу)
 
Фотография знакомой. У нас также. Это под Псковом, рядом с Изборском. Кто жаждет к лошадкам в поля, дам адресок)
fsMP8tng_iQ.jpg

А это ностальжи, лето..... ах лето.
OFHlbDUJ4VQ.jpg

Конюшенка супер
Ga41e3ikgLI.jpg


dAzlx7Wb6Dc.jpg

подобранец раненый. Хозяйка вечно всех подбирает и нянчит и лечит. Я в ванне руки мою, вдруг голову поднимаю, а там глазища на меня смотрят. Не видела бы раньше фотки испугалась бы)

V-uczcznfKI.jpg

ух-ты, а это кто на лихом коне? Сзади не хватает чапаевцев) А это ж я летом.
 
Последнее редактирование:
Не знаю, актуально или нет, но могу выложить пост из вк "Мариэтта Альзами: личный опыт работы с русскими лошадьми".
Мариэтта Альмази — спортсменка и тренер, имеющая опыт международных соревнований по выездке. Много лет она провела в Бразилии в конном заводе, где тренировала лошадей доктора Хорхе да Роха. Затем вернулась в Европу и сейчас живет во Франции. За последние несколько лет в числе лошадей, которые находились у нее в тренинге, было несколько представителей тракененской породы, рожденных в России.
Могу всю статью скинуть и фото тоже, очень большой объём, правда.
 
Ага, я знаю эту статью, и Мариэтту видела на стартах. Она судила вроде тогда. Но мы вроде уже все обсудили про наших лошадей и школу) Честно теткам французским я не доверяю. Мужчинам больше)
Про сову не знаю, я в них не разбираюсь. Аня, хозяйка конюшни, ехала на машине, вдруг заметила на дороге это чудо. Вышла, подобрала. Там проблема какая-то у нее с крылом, не помню уже. Вообще совы в руки не даются. Это осторожная ночная птица.
А Аня зверушек любит.
qcp9eRLjEJs.jpg
 
Я вообще никаким тёткам не доверяю)))Совы классные, только их содержать тяжеловато. Нужен свой дом как раз.
Ого! Это что за зверушка? Фотка классная)))
А конюшня какая, шикарная)Там сейчас так же?
 
Сверху