Страх - это нормально.) Он помогает совершенствоваться.
Но чтобы страх помогал, а не мешал, с ним надо уметь работать.) Конкретнее - его надо не преодолевать "в лоб" волевым усилием, а замещать и выплёскивать во внешний мир путём совершения определённых действий, чтобы он не копился внутри, затапливая мозги до потери контроля над ситуацией.
Как это делать в реале... на эту тему написаны книги))), но я постараюсь покороче...)
1) Учимся контролировать глаза: они никогда не должны буравить))) землю или барьер, они должны видеть окружающий пейзаж и его красоты. И сначала это отрабатывается до идеала без прыжков на шагу, потом на рыси, потом на галопе, потом на любых вольтах и переходах, а только потом на прыжках.
Если страх всё ещё побеждает - учимся держать глазами глаза тренера или любого напарника, стоящего внутри манежа или за забором.
2) Учимся контролировать равномерность дыхания: спокойно разговаривать с тренером или любым помощником, читать стишки или петь (ритмично!) - на протяжении всего процесса прыжка от и до, то есть начиная до отталкивания и продолжая в полёте, и на приземлении, и после приземления тоже. Опять же отрабатываем это до идеала сперва без прыжков - например, на переходах из рыси в галоп и обратно, делая эти переходы непрерывно и так же непрерывно и равномерно распевая.)
3) Соединяем первое со вторым: едем, например, по стенке, делая постоянные переходы - а глаза держат глаза тренера или помощника, а рот не закрывается), общаясь спокойно или напевая ритмично.))) То же самое упрощённо - постоянные переходы из шага в рысь и обратно на корде, постоянно держа глазами лицо кордового.
4) Ритмично и асимметрично бросаем и берём стремена: бросили левое, бросили правое, взяли левое, взяли правое и т. д. - не глядя на них ни секунды. Сначала на шагу, потом на всех аллюрах. То же самое усложнённо: бросаем левое стремя, потом перекидываем его через переднюю луку (только наощупь, вниз не глядим!), потом то же самое с правым, потом перекинули левое стремя обратно вниз и взяли его, потом то же самое с правым и так далее непрерывно и ритмично - на всех аллюрах.
5) Основы правильной техники прыжка закладываются прыжками с рыси, прыгая только с галопа, научиться прыгать правильно невозможно.
6) Низкий барьер (одна высокая кавалеттина) часто бывает коварнее высокого - потому, что лошадь его не столько прыгает, сколько совершает странный))) такт регулярного аллюра, то есть отталкивается неожиданно и неотчётливо, потом толком не летит), а потом приземляется тоже внезапно.))) Иными словами, это хорошая школа, но могущая быть посложней и даже пострашней более высокой.) Анализ многолетней практики конкура показал, что чистый прыжок с галопа наиболее удобен средней лошади при высоте барьера примерно в 70 см, если ниже - у лошади может появляться неожиданная двигательная грязь, поначалу сильно мешающая спокойному обучению всадника...
7) Прыгаем с рыси в руках или на корде, то есть без повода, и при этом учимся контролировать руки точно так же, как глаза и дыхание, например - непрерывно считая не только вслух, но и на пальчиках), загибая их или разгибая - всю дорогу прыжка равномерно.
8) Очень хорошо прыгать большие цветные (как правило, синие) пластмассовые бочки, лежащие на боку: лошадь видит их размеры и форму куда лучше любых жердей, поэтому прыгает в среднем чище, спокойнее и безопаснее, а всадник меньше боится брякнуться на дрова) рёбрами или головой...
9) Прыгая, никогда не смотрим на тот барьер, который собираемся прыгать, это железное правило.
10) Опираться руками на шею или прихватываться за гриву - это полезная часть нормального учебного процесса, а не ошибка. Но разумеется, это должен контролировать тренер, а не только применять сам всадник когда припёрло...)))
P. S.: Добрый помощник бывает лучше любого тренера. Например, любой рядовой, но доброжелательно настроенный приятель-конник, который будет просто держать корду и замечать нервные перерывы в стишках или куплетах.)))
Страх всегда появляется там, где не хватает понимания техники: всадник пытается проскочить побыстрее не столько страшные, сколько непонятные и поэтому неудобные моменты езды... и в результате боится их всё больше, и поэтому пытается убежать от неприятностей ещё быстрее... этот замкнутый круг надо замедлять, то есть разбивать ВСЕ неудобные моменты на самые мелкие части, и репетировать каждую часть отдельно, очень медленно и постепенно.
Лучшее учебное препятствие из традиционных дров) - крестовина, худшее - одна горизонтальная жердь.
Испугались сильно - спешивайтесь и прошагните с лошадью в поводу заранее условленное время (например - ровно минуту), не размышляя ни о чём, кроме контроля за равномерностью дыхания.