Тем не менее, я считаю, у этих людей, выращенных 90-ми, была организующая и направляющая сила, и находится эта сила не в России
Мне кажется, что нет. Эти люди действуют в силу своей человеческой природы. Они всё время есть, при любом строе, и их не мало. Вспомните, как характеризовали страну одним словом, приписываемым Карамзину: "Воруют". Это про это. Было до революции, но во времена диктатуры экономика замерла, встала. Запустили НЭП. Они вылезли и развернулись очень быстро. НЭП схлопнули, они снизили обороты. Горбачёвский НЭП - активизировались снова.
Почему их меньше в англо-саксонских странах - в условиях очень жесткой протестантской, а иногда и пуританской морали, их выдресстровали действовать другими методами, дали легальные пути выхлопа, под 90% налога у себя и с полным беспределом вне общин. Т.е., ближнего не обмани, а в колониях с иноверцами делай, что хочешь. В Англии не то, что нельзя лес вырубить и поле застроить, там нельзя на своей земле выкопать подвал, если соседи, улица, против. Поэтому на их коренных землях всё жестко законтролировано, община до сих пор следит, доносит, порицает. А вне ее они дают и берут взятки, спят с малолетними, и т.д. и т.п., еще хуже, чем католики и православные в своих странах.
И развал Союза - это не воздействие на чиновников, а многоходовый хитрый ход развала самого общества, снижение моральной планки, подрыв идеалов (атаки на самое светлое, что было, на Павлика Морозова, в том числе, и подчеркивание самого чёрного), создание оптического эффекта. Стоило только чуть ослабить контроль над обереганием чистоты идеалов, и всё пошло само (имеено поэтому их много лет оберегали). Возможно, пару человек очень тонко подработали, самых доверчивых, и, возможно даже, самых чистых, кому верили, типа Егора Гайдара или кого-то еще из элиты, чтобы они разочаровались и начали искать новый путь, забыв о том, откуда всё пошло и к чему приведёт. Это очень тонкая работа, сложный бильярд, где не найти концов, это не воздействие на каких-то наших чиновников в массе
Но ведь нет никакого нового пути, все уже пробовали, есть только спираль. Народ был, есть и будет один и тот же. Он идет туда, какие идеалы ему дают, и настолько, насколько его контролируют. А если не контролировать, то любой народ, не только наш, идет вразнос. Мы это видим сейчас: трудоголики-англосаксы всё еще не могут опять собраться в офисы после удалёнки пандемии. Дали слабину, получили то же, что у нас, где слабина в отношении трудоголизма была всегда.
Я бы сказала, что точка невозврата - Иоанн Павел 2 из Польши, тогда уже пошла реализация подрыва идеалов. И у нас - решение отметить тысячелетие крещения Руси. Русь была и до крещения, и до узурпации церкви абсолютизмом при Алексее Михайловиче с подачи иезуитов, и после отделения церкви от государства она была, люди жили. Но вот с 1988 года по этому клину пошёл уже невозвратный разрыв. Дальше уже опять Остап Бендер вспоминается, эти бессмертные цитаты его битвы с отцом Федором.