После небольшой передышки мы с Тенджи пошли дальше. В какой-то момент он сказал что дальше только по прямой и после этого мы карабкались вверх еще пару раз.
Вообще мне не очень понятна прокладка маршрутов через холмы и холмики в этой местности, много где можно комфортно пройти траверсом и даже есть тропинки, но все всё равно прутся в лоб.
На одном из участков начался камнепад, я уже собиралась падать и спасать голову, потом поняла что траектория падения камней нас не задевает, очень захотелось каску, но я её с собой не брала.
Когда я доковыляла до базлага, вся группа, кроме моей соседки, сидела в палатке - кают-компании, а она сидела около неё и плакала, потому что сбылась её мечта длиною в 10 лет. Меня же не переполняли никакие эмоции, я слишком устала чтобы что-то чувствовать. Моё отставание, кстати, было меньше, чем я думала, группа устала и от недостатка кислорода двигалась медленнее.Нас принимала местная непальская экспедиция, на сколько я поняла, все её альпинисты были индийцы.
Лагерь экспедиции представляет из себя жилые палатки для альпинистов, пару больших палаток-столовых, одна из которых используется еще и как "администрация", если нет под это дело отдельной, палатка врача, кухня, кладовая, туалеты, помывочные и палатки для персонала.
Уровень комфорта в лагерях разных экспедиций разный, самый навороченный лагерь у клуба "7 вершин" Абрамова, но власти Непала рассматривают инициативу запретить излишние роскошества в базлаге Эвереста, такие как бильярды, бары, массажные кабинеты и прочие блага, чтобы снизить влияние и нагрузку на регион.
Стоит весь этот палаточный город непосредственно на леднике Кхумбу, течет он по меркам ледника довольно быстро, так что за сезон в лагере приходится что-то чинить и переставлять, потому что оно уползло.
После размещения и передышки, в ожидании ужина я немного побродила вокруг. Меня поразила близость ледопада Кхумбу - самого опасного участка маршрута на вершину Эвереста. Я спросила у Тенджи действительно ли мы так близко к ледопаду или это оптическая иллюзия из-за больших размеров объектов (в горах так часто бывает, особенно у новичков), и он ответил что это не обман зрения, мне стало не по себе.
Ужин у нас был шикарный, шкворчащая сковородка с жареной курицей, овощами (настоящими, а не вот та трава у дороги, которая идет в салат в лоджах) и спагетти. Моей соседке специально приготовили овощные котлеты, потому что она не ест мясо. Насладиться ужином ей, к сожалению, не удалось, так как ее внезапно накрыла горняшка, кислород в крови упал, но не критически. Я сходила в палатку за своим 2,5 килограммовым ридикюлем с лекарствами, напихала в нее таблеток, выдала некоторых на ночь, если станет хуже.
Перемерили всей группе кислород, потому что все сидели с синими губами, оксигенация была в норме для такой высоты, но все были как вялые синегубые лягушки, сидели и еле хлопали глазками, сказался долгий переход. Вот где уже реально сложно дышать.
Мне было сложно всё. Сидеть и не шевелиться нормально, а шевелиться тяжело, как-будто навалилась сильная усталость, потому что нужен кислород, а его мало.
Туалетов в нашем лагере было два - для клиентов и для персонала, так как клиентский уже посетили индусы, мы не могли туда ходить и ходили в "шерпский", работники лагеря недоумевали, почему мы предпочитаем их дырку в леднике.
Я пошла в туалет. Пошла это очень громко звучит, поползла. Так вот, наглядный пример насколько всё сложно делать без кислорода. У меня в туалете оторвалась пуговица со штанов, я прикинула свои возможности и не стала её поднимать, потому что это очень энергозатратно.
После того как село солнце, в базлаге стало очень холодно. У меня с собой для этой ночевки был зимний спальник на -10 и переночевали мы отлично. Во время ночного похода в туалет понаблюдала за огоньками команды Icefall doctors, которые обрабатывали маршрут на ледопаде Кхумбу, все экспедиции оплачивают работу их команды. Потом меня разбудил грохот лавины, хотела было выскочить посмотреть, но, во-первых на улице ночь и темно, во-вторых, "выскочить" было явно выше моих возможностей. Что странно, кашель меня ночью не мучил, я проснулась всего один раз, откашлялась густым бронхитным кашлем и уснула.