История лошади

@N@R(X)ISTK@

Новичок
Лошади содержались в казармах легионеров!


Лошади содержались в казармах легионеров!

Разрешена одна из загадок римских крепостей в Британии, а именно: где римляне держали лошадей. Выяснилось, что лошади содержались непосредственно в казармах римских легионеров, а не в отдельных конюшнях.

При раскопках римской крепости в Уоллсенд, на восточной оконечности вала Адриана, были найдены два строения, каждое из которых имело девять пар комнат, известных в литературе как contubernia. Большее помещение с одного из концов здания, по-видимому, предназначалось для командира. Каждый contubernium имеет вытянутое углубление в полу передней комнаты, 3 метра длиной и 0,9 метра шириной.

"Подобное устройство здания имеет аналоги в римских крепостях в Дормагене и Ладенбурге в Германии", — отмечают Ник Ходгсон и Билл Гриффтс в журнале Current Archaeology.

"Обнаруженные следы пребывания лошадей и конская упряжь убедительно доказывают факт содержания лошадей в найденных зданиях. Упомянутые углубления служили для сбора навоза. В Уоллсенде впервые удалось установить полную планировку здания, в результате этого стало совершенно ясно, что в римской крепости не было никаких конюшен, а лошади и всадники содержались в одном здании. Совершенно очевидно, что подобное помещение предназначалось именно для всадников, а не для конюхов. Размер жилых комнат хорошо отражает обычную иерархию римской армии."

Каждый contubernium позволял разместить трех всадников и трех лошадей.

Авторы утверждают: "Здание содержало облицованные камнем углубления и весьма совершенную дренажную систему. По-видимому, каждое такое здание предназначалось для подразделения кавалерии под командованием декуриона."

Это открытие представляет собой наиболее важный результат, полученный в ходе раскопок в Уоллсенде. По-видимому, крепость была слишком мала для стандартного кавалерийского подразделения в 480 человек. "Наверняка, Уоллсенд строился для когорты в 500 человек с небольшой вспомогательной кавалерией."

Статья в "The Times" от 23.08.99 "Roman cavalry kept horses close to hand"
BY NORMAN HAMMOND, ARCHAEOLOGY CORRESPONDENT
http://www.the-times.co.uk/news/pages/t ... 0.html?999
История Рима http://rome.webzone.ru/archaeol/arch018.htm
 
Палеонтологическая история лошади


Эволюция лошади служит одним из лучших примеров филогении, основанной на почти полном палеонтологическом материале из североамериканских осадочных отложений от нижнего эоцена до настоящего времени.

Самые первые непарнокопытные появились 54 млн. лет назад; к современным представителям непарнокопытных относятся лошади, тапиры и носороги. Самое древнее животное, напоминающее лошадь, остатки которого обнаружены в палеонтологической летописи, принадлежало к роду Hyracotherium, широко распространённому по всей Северной Америке и Европе в раннем эоцене. К началу олигоцена оно сохранилось только в Северной Америке. Это было небольшое субтильное животное, приспособленное к бегу. Его короткие тонкие ноги оканчивались вытянутыми ступнями, а пальцы располагались почти вертикально. На передних ногах имелось по 4, на задних - по 3 пальца. Резцы были небольшими, а коренные зубы имели низкую коронку с округлыми бугорками, покрытыми эмалью.

В предполагаемый эволюционный ряд лошадей от Hyracotherium до Equus входит не менее 12 родов и несколько сот видов. Главные направления касались в основном передвижения и питания; они отражали адаптацию животного к изменявшимся условиям среды и включали следующие тенденции:

Увеличение размеров тела.
Удлинение ног и стпы.
Редукция боковых пальцев.
Удлинение и утолщение третьего пальца.
Выпрямление спины и увеличение её жесткости.
Совершенствование органов чувств.
Увеличение и усложнение головного мозга (связанное с развитием органов чувств).
Увеличение резцов в ширину.
Замещение ложнокоренных зубов коренными.
Удлинение зубов.
Увеличение высоты коронки коренных зубов.
Укрепление зубов благодаря развитию цемента между складками.
Увеличение поверхности зубов благодаря развитию складок эмали.


На рисунке Вы видите прогрессивное развитие лошади в кайнозое; в качестве примеров выбраны роды, доминирующие в данной геологической эпохе, но не существует данных, позволяющих утверждать, что эти формы связаны прямым родством.

Значение данного последовательного ряда форм состоит в том, что он служит подтверждением теории прогрессивного развития гомологигных структур (в данном случае конечностей и зубов). Каждый из видов соответствует некой стадии развития, которая процветала в течение нескольких миллионов лет (судя по обилию ископаемых остатков), прежде чем вымерла. Но вымирание одного вида не означало исчезновение линии всего семейства: как показали ископаемые, место вымершего вида всегда занимал другой, более преспособленный, близко родственный ему вид. Поскольку все виды, составляющие последовательность, обладают структурным сходством, то это доказывает теорию об эволюции путём видоизменения. Другие же ископаемые, найденные на той же глубине, свидетельствуют о перемене климата, что подтверждает теорию о том, что каждый вид был преспособлен к определённым условиям среды.

Эволюция предков лошади - это не постепенный переход, равномерно распределённый во времени и пространстве. В истории формирования современной лошади было множество "тупиковых" линий которые впоследствие вымерли. На данный момент предком Equus принято считать Pliohippus. Современный род Equus возник в Северной Америке в плейстоцене и мигрировал в Евразию и Африку, где он дал начало зебрам и ослам, а также современной домашней лошади. Но с появлением человека в Северной Америке лошади, повидимому использовавшиеся в пищу, вымерли и были завезены туда испанцами всего 500 лет назад. http://lamepegasus.narod.ru/h_evolution.html
 
Процесс эволюции


Предком лошади является первобытная лошадь, которая обитала в Северной Америке в эпоху эоцена (около 50 млн. лет назад). Эта лошадь размером чуть больше собаки, жила в лесу и питалась листьями и сочной, мягкой растительностью. На передних ногах у этих предков было по четыре пальца, а на задних - по три.

Процесс эволюции шел довольно медленно, но наиболее существенные изменения были связаны с эпохой миоцена (около 25 млн. лет назад), при которой леса уступили место степям и саваннам, а предки лошади стали жить на открытых пространствах.

Смена среды обитания привела к тому, что изменился жевательный аппарат лошади, который стал пригоден к поеданию грубой травы, шея удлинилась, удлинились ноги, пальцы увеличились в размерах и ороговели, превратившись со временем в копыта.

Миллион лет назад на смену им пришел настоящий прародитель современной лошади.

В эпоху ледниковых периодов лошадь по перешейкам между материками мигрировала в Европу, Азию и Африку. Около десяти тысяч лет назад, с окончанием оледенения эти перешейки исчезли, а материки отделились друг от друга проливами. В следствие чего случилось, что вымершие в Америке лошади смогли вновь заселить ее только с помощью человека.

Северная Европа является родиной современных пород тяжеловесов. В Азии существовала дикая лошадь, экземпляры которой были открыты в 1881 году (лошадь Пржевальского), а в Восточной Европе жили более изящные скакуны.

К периоду одомашнения насчитывалось четыре основных типа, два - пони и два - лошадей. Пони жили на северо-западе Европы и Северной Евразии. Лошадь была высокого роста, тонкая в кости и приспособлена к жизни в жарком климате. Такой тип ближе всего подходит к внешнему виду ахалтекинца.

Таким образом, уже несколько десятков тысяч лет лошадь и человек живут бок о бок. Лошадь требовалась везде и всюду: на поле боя и на мирной пашне, на охоте и в путешествии: Её одевали в доспехи, запрягали в царские кареты и в убогие крестьянские дрожки, за коня 'отдавали полцарства' (иногда в буквальном смысле этого слова).
 
Пенсионерские конюшни в Царском Селе


Необычная экспозиция в Царском Селе
Не все горожане знают о существовании в Царском Селе Пенсионерских конюшен, где в начале XIX века доживали свои последние дни самые блестящие кони императорского двора. Этот комплекс был создан по распоряжению Николая I в 1827—1829 годах для императорских лошадей, закончивших свою “службу”. Рядом с ним находилось единственное в мире кладбище, на котором похоронены 122 коня, принадлежавших великокняжескому двору. На погребениях из мрамора и песчаника были указаны имена лошадей, даты их жизни и смерти, победы и отличия и имена владельцев.
В Белом зале комитета по культуре прошла пресс-конференция, посвященная ходу реставрации Пенсионерских конюшен. Главным ее участником стал Жан-Луи Гуро, который является видным французским общественным деятелем, писателем, крупнейшим знатоком лошадей.
— Когда я впервые посетил это место десять лет назад, оно было похоже на свалку мусора. — рассказывает Жан-Луи Гуро, — но сейчас мы сумели собрать деньги на реставрацию и реализовать первый этап развития проекта.
Денежный вклад в размере 40 тысяч долларов был внесен на реставрацию парижским комитетом “Царское Село”, организовавшим во Франции ряд культурных акций и мероприятий с участием известных деятелей Европы в пользу данного проекта. Но общая стоимость работ составляет около 250 тысяч долларов.
Сейчас расчищены 120 захоронений, найдено 96 надгробных плит и разобрана вся документация для реставрации, но это лишь часть тех работ, которые еще предстоит выполнить. Главная задача, которую ставит перед собой дирекция государственного музея “Царское Село”, — завершить все работы ко дню 300-летия города на Неве, чтобы в Царских конюшнях можно было устроить единственную в мире экспозицию.
М. Молчанова http://www.pushkin-town.net/gazeta/1300.html
 
История лошади и театр "Зингаро"


Увидеть этих лошадей - это как побывать в другой цивилизации. Вот уже почти 20 лет о Бартабасе и его театре "Зингаро" говорят и пишут в самых возвышенных тонах: звезда и гордость Франции, наездник-философ, укротитель-поэт. Наверное, еще никому не удавалось преобразить цирковые номера в ритуал подлинного искусства, а лошадей - в настоящих артистов. Впрочем, некоторые из них и носят легендарные имена - Нуреев, Барышников, Лифарь, Нижинский, Баланчин. .. Невольно обращаешь внимание, что большинство имен имеют русское происхождение, а значит, визит на историческую родину был неизбежен, хотя и сопряжен с известными трудностями и сомнениями.

"Танцовщики, музыканты согласны страдать: заучивая то или иное па, сложное фуэте или трудный музыкальный пассаж, они видят цель и знают, каков должен быть результат, - объясняет Бартабас. - А лошадь не готова к страданию. Ты не можешь заставить ее работать по часу больше двух раз в день, и это уже много. Лошадь не способна прилагать усилия, чтобы репетировать, ведь она не знает, зачем это делается. Их нельзя принуждать: лошади очень долго помнят боль. Ты обязан каждый раз ставить себя на их место. Я всегда говорю тем, кто работает в моем театре: "Вы по своей воле пришли в "Зингаро". А лошади - нет. За них выбор сделали мы".

В сущности, Бартабас возрождает давно утраченную связь природного мира и человека, всадника и коня. Для него спектакль - это ритуал, музыка - призвание, а лошади - его религия. Никаких привычных аттракционов и вставных номеров. Вместо них - загадочное и немного печальное действо под музыку Игоря Стравинского и Пьера Булеза, в котором оживают картины, словно увиденные на заре сотворения мира. Это действительно царство свободы, где животные прекрасны, как боги. Кажется, что мир полностью отдан во власть лошадям, а хрупкие охотники барахтаются на песке, безуспешно пытаясь оседлать собственную судьбу, проносящуюся мимо в диком и победном вихре.

"Мы не хотим быть всего лишь цирком или театральной труппой, - признается Бартабас. - Скорее мы племя, в которое вселился некий дух, побуждающий неустанно стремиться к неведомой и мало кому доступной гармонии. Своим изнурительным трудом мы разрушаем границы, отделяющие рождение одной постановки от другой, постоянно находимся в поиске - и все это потому, что люди и лошади живут и стареют вместе". Добавим от себя - и, увы, умирают. "Триптих" посвящен памяти первого коня Бартабаса по кличке Зингаро, погибшего в 1998 г. во время гастролей театра в США. "Зингаро был живой памятью театра. Сначала появилась лошадь, а только затем я создал театр, которому дал это имя. Он упал во время спектакля, как настоящий артист, как Мольер. Еще не старый. Ему было 17 лет. У него было огромное сердце и невероятная профессиональная закалка. Он очень старался выжить, но все усилия были тщетны. Я до сих пор не могу смириться с этой смертью. Главная страница моей жизни перевернута. Тогда я решил подтолкнуть судьбу. Отправил на пенсию всех моих лошадей, хотя они вполне могли бы нам еще послужить. Раздал их друзьям, знакомым, теперь они отдыхают, пасутся себе на свободе. А я набрал новых. На это ушло два года бесконечных поисков. Я не мог позволить себе ошибиться. Зингаро бы мне не простил. В последнее время я много общался с церковными людьми. В Лозанне к нам на "Триптих" пришли монахи. И после спектакля у нас состоялась долгая беседа о жизни и смерти. Они мне говорили, что главное различие между животными и людьми состоит в том, что животные не могут испытывать сочувствия. А я думаю, как раз наоборот. Например, лошадям изначально дано ощущение всей бессмысленности и катастрофичности совершаемого зла. Иногда вечерами, когда я обхожу конюшни, случается, что задерживаюсь и подолгу смотрю на какую-нибудь лошадь. И, вы знаете, мне кажется, начинаю понимать, о чем она хочет сказать: "Слушай, малыш, а я ведь живу на свете дольше, чем ты".
 
История взаимоотношений человека и лошади


Известно, что в «каменном веке» дикие лошади служили человеку в качестве источника пищи. С тех пор изменилось многое, и лошадь превратилась в желанного, доброго друга и помощника человека. В этой главе вы прочтете об истории взаимоотношений лошади и человека.


Для людей, живших в «каменном веке», лошадь была не более чем животным, которое служило пищей и на которое охотились. Поскольку оружие в те далекие времена было весьма примитивным (вначале заостренные палки и ямы-ловушки, позднее добавились пращи и копья), охота на лошадей была занятием очень опасным, так как лошади умело оборонялись, пуская в ход копыта и зубы. По этой причине наши предки придумали более безопасный способ охоты: они гнали табун диких лошадей к обрыву, лошади срывались вниз и мертвыми или тяжело изувеченными становились легкой добычей охотников.

В вопросе о том, где и когда лошади были одомашнены (по научному это называется «доместикация»), полной ясности нет. Во всяком случае, перед тем как начать держать лошадей, люди должны были перейти к оседлому образу жизни. Среди ученых нет единства взглядов в том, когда произошло это событие: одни считают, что это случилось в 8000 лет назад до нашей эры, другие придерживаются мнения, что это случилось за 4000 лет до нашей эры. Как в действительности произошло одомашнивание лошади, четких сведений тоже нет. Предполагается, что первобытные люди начали брать с собой диких лошадей при переселении с места на место в качестве живого запаса мяса. Это привело к тому, что лошадь и человек тесно «сдружились». Наука утверждает, что одомашнивание лошади произошло на территории бывшего Советского союза, в азиатской и европейской его частях.

Известный вопрос «Что появилось сначала: курица или яйцо?» в случае одомашнивания лошади следует перефразировать таким образом: «Для чего лошадей стали использовать сначала: для перевозки тяжестей или для езды на них?». Ученые полагают, что сначала лошадей использовали для перевозки тяжестей, поскольку ни колесо, ни седло еще не были изобретены. Лошадь запрягали в волокушу и тянули в ней груз по земле. У человека имелся подобный опыт использования других животных: быков, северных оленей, ослов или собак. Кроме того, лошадь все еще оставалась совершенно дикой, и люди предпочитали идти рядом с ней и понукать животное, а не садиться на него верхом. О том, как в те времена запрягали лошадей, информации не сохранилось.

К идее верховой езды люди пришли, по всей видимости, очень скоро, поскольку стеречь табуны одомашненных лошадей было проще сидя на лошади. Кроме того, при раскопках, в слоях, относящихся к глубокой древности, обнаружены остатки предметов, похожих на уздечку. Свидетельства о том, как именно использовали лошадей в древности, можно найти только у относительно высокоразвитых культур, например, в настенной живописи и на росписи сосудов.

После изобретения человеком деревянного колеса появились колесницы, которые непрерывно совершенствовались. Улучшались и способы запрягания лошадей. Величайшей эпохой в истории развития повозок являются два тысячелетия, с 4000 по 2000 до нашей эры. Благодаря колесницам с запряженными в них лошадьми, в те времена стало возможным заселять целые материки и побеждать в войнах. Однако лошади и колесницы нашли свое применение не только для военных целей. Древние властители охотно устраивали бега на колесницах и использовали повозки на охоте.

Хотя на лошадях уже ездили, серьезным занятием верховую езду стали считать лишь за 1100 лет до нашей эры. Основные импульсы в ее развитии исходили от ассирийцев, персов и греков. Наступавшее тысячелетие стало эпохой невиданного расцвета верховой езды. В 645 году до нашей эры, впервые в истории олимпиад, наряду с бегами на колесницах были проведены скачки на лошадях. Вскоре Греция превратилась в один из мировых центров верховой езды. По-прежнему во многом сохраняет свою актуальность учебник верховой езды, написанный Ксенофонтом в IV веке до нашей эры.

Взаимоотношения человека и лошади между тем развивались. Бывшая некогда пищей, затем рабочим инструментом и боевой машиной, лошадь со временем стала для человека любимым другом, поскольку он осознал, что само развитие человека было бы без лошади невозможно. Так, например, Заселение огромного американского материка стало возможным лишь благодаря использованию лошадей.

На протяжении двух с половиной тысячелетий, прошедших с начала новой эры, взаимоотношения человека и лошади знали взлеты и падения. Причем взлетом этих взаимоотношений можно назвать рыцарские времена, которые вряд ли наступили бы, не будь лошадей. А к «печальным страницам» в совместной истории лошади и человека, можно отнести Тридцатилетнюю войну, в которой пало множество лошадей и людей. К середине ХХ-го века лошадь утратила свое былое значение в качестве рабочего животного и транспортного средства благодаря прогрессу машин и механизмов. Однако лошадь заняла другое место в нашей жизни: в качестве партнера для спорта и досуга.
http://www.mypetstop.ru
 
Семейство ЛОШАДИНЫЕ


Семейство ЛОШАДИНЫЕ (Equidae) Лошадиные — наиболее прогрессивные и высокоспециализированные в приспособленности к быстрому и продолжительному бегу непарнокопытные. У них на передних и задних конечностях имеется только по одному (III) пальцу; от боковых пальцев сохранены лишь рудименты (II и IV) в виде так называемых грифельных косточек, скрытых под кожей. Зубов — 40—44. Волосы плотно прилегают к телу. На шее грива, хвост с длинными волосами, по всей репице или на конце образующими кисть. Естественный, ареал современных лошадей ограничен Старым Светом и охватывает Южную Африку, Южную и Среднюю Азию; еще в историческое время лошади жили в степях и лесостепях Европы. Лошади появились в Северной Америке, где протекала значительная часть их эволюции, и только в третичном периоде они проникли в Старый Свет. Древний предок лошади эогиппус (Еоhippus), найденный в нижнем эоцене Северной Америки, был ростом с небольшую собаку, имел четырехпалые передние и трехпалые задние конечности. Коренные зубы эогиппуса были низкие с буграми на жевательной поверхности. Жил он в субтропических лесах и питался сочной растительностью. Более крупный, размером с борзую собаку, мезогиппус (Mesohippus), найденный в олигоценовых отложениях, имел уже только по три пальца на обеих конечностях, но боковые пальцы у него еще достигали земли, и коронки коренных зубов были низкие, хотя и имели плоскую, складчатую жевательную поверхность. Видимо, он жил в лесу и по образу жизни напоминал тапиров. Таким же строением задних конечностей, но более короткими боковыми пальцами, уже не достающими до земли, и значительно большими размерами тела отличались протогиппус (Protohippus) из миоцена Северной Африки и гиппорион (Hipporion), широко распространенный в миоцене Евразии (боковая ветвь лошадиных). Последующие плиоценовые и четвертичные лошади характеризуются уже одно-пальными конечностями и длинными коронками коренных зубов, жевательная поверхность которых была плоская и покрыта сложными складками. Кроме упомянутых третичных лошадей, известно очень много других ископаемых видов как из западного, так и из восточного полушария. Однако к концу плейстоцена в Америке лошади вымерли полностью и не дожили до встречи с человеком. Только после открытия Америки европейцами домашняя лошадь была завезена на континент. Бежавшие и одичавшие лошади быстро размножились в огромные табуны мустангов, которые бродили несколько сотен лет по степям Америки, пока не были уничтожены. Современных представителей семейства лошадей рассматривают как относящихся к одному роду, или выделяют роды (или породы) лошадей, ослов
 
Лошадь-ее происхождение остаётся не совсем ясным.


ЛОШАДЬ (Equus caballus) ее происхождение остаётся не совсем ясным. Первые свидетельства о домашних лошадях найдены в Месопотамии и Малой Азии в конце III— начале II тысячелетия до н. э. Но одомашнивание произошло раньше (5000—6000 лет назад), вероятно, у кочевников где-то в Южной Сибири, Монголии или Казахстане. Дальнейшее распространение домашней лошади по Евразии сопровождалось выведением разных типов и пород. При этом в их образовании принимали участие несколько видов (или подвидов) диких лошадей, в том числе и лошадь Пржевальского. Возможно, коневодство в Северной Азии и Европе возникло независимо, путем самостоятельного приручения местных диких лошадей. Происхождению домашних лошадей и различных пород, которых известно более ста, посвящено огромное количество специальных исследований. Прирученные лошади вначале использовались как убойные животные. Позднее их стали применять на охоте и войне, а еще позже — как рабочую силу. На памятниках Древнего Востока, около 2000 лет дон. э., лошади изображались уже в колесницах. В середине I тысячелетия до н. э. лучшее коневодство Азии известно в Иране и смежных странах, где лошади были высокие, сухого стройного телосложения. В это же время славилась своими конями Индия, известно было туркменское и арабское коневодство. В Европе выводились породы сильных лошадей, получившие особенно широкое распространение в средние века для езды рыцарей, закованных в тяжелые доспехи. Позже в Европе были выведены породы тяжеловозов для транспорта и земледелия. Существует много классификаций пород лошадей. Обычно различают породы южных лошадей — преимущественно быстро-аллюрных, верховых, таких, как арабские, донские, английские кровные, ахалтекинские. Северные лошади бывают двух групп: более мелкие восточные, как сибирские, монгольские, якутские, и более крупные и тяжелые, как арденнские, брабансоны, владимирские. Существует много пород смешанного происхождения, в том числе знаменитые орловские рысаки, киргизские, терские лошади и многие другие. Лошадь для многих стран и районов еще остается важным домашним животным. Успешно развивается конный спорт.

http://www.floranimal.ru/pages/animal/l/193.html
 
Константин Дегтярев Три тысячи лет под седлом


Три тысячи лет под седлом

"С тобой не сравнится ни одно животное; все земные сокровища лежат между твоими глазами. Ты будешь топтать моих врагов и возить моих друзей. С твоей спины будут произносить мне молитвы. Ты будешь счастлива на всей земле и тебя будут ценить дороже всех существ, потому что тебе будет принадлежать любовь властелина земли. Ты будешь летать без крыльев и разить без меча..."

Из арабской легенды о сотворении мира

Выражение "Россия - родина слонов" давно стало ироническим лозунгом домотканого патриотизма. Ну, не повезло нам со слонами! Зато оспаривать звание "родины лошадей" наша страна имеет полное право, поскольку впервые это животное было приручено где-то на границах России и Казахстана. Конечно, в те стародавние времена ни России, ни упомянутого государства еще не было и в помине, как не было еще ни славян, ни казахов, "ни эллинов, ни иудеев". Египтяне только-только начинали строить первые пирамиды, а на берегах Тигра и Евфрата мессопотамцы ставили первые клинописные эксперименты. Обитатели благословенных речных долин даже не представляли себе, какая гроза зреет на севере, в продуваемой ветрами Великой Степи.

Приручение

Там, на просторах от Китая до Венгрии носились многотысячные табуны диких лошадей-тарпанов. Вероятно, именно это животное, ныне истребленное, является предком современных чистопородных скакунов. Поначалу индоевропейцы, древние жители степи, не усматривали в дикой лошади ничего особенного, кроме разве что шкуры и "двух-трех центнеров диетического, легкоусвояемого мяса". Но вот кому-то пришло в голову, что ее можно запрячь. Или оседлать. Ход мыслей древних индоевропейцев по сей день вызывает жаркие споры в научном мире. Простая логика подсказывает, что вроде бы легче сначала оседлать, чем выдумывать колесо, повозку и все прочее, да вот беда: ни один ископаемый факт не подтверждает этого "легче".

В самом непритязательном изложении хронология "эры лошади" примерно такова: около пяти или шести тысячелетий тому назад начались робкие попытки приручения лошадей, но только к началу III тысячелетия до н.э. боевые повозки индоевропейцев загремели колесами на границах оседлого мира. Упряжная лошадь произвела эффект культурного метеорита, упавшего где-то к югу от Уральских гор, между Каспием и Аральским морем. Ударная волна завоеваний в считанные столетия докатилась до Китая, до Африки, до Атлантики, сметая народы и цивилизации, формируя современную этническую карту мира. Перед чудо-оружием индоевропейцев не могло устоять ни одно государство, покуда не обзаводилось такими же технологиями. Даже консервативный Египет, в котором диких лошадей отродясь не видели, был вынужден перевооружиться и вскоре запестрел изображениями фараонов, гордо рассекающих на колесницах.

Еще через тысячу лет, то есть примерно 3000 лет тому назад, завоевание остановилось в своих естественных границах, начались индоевропейские усобицы и войны с пограничными культурами. Колесницы к тому времени уже морально устарели, появился новый тип воина - конник, вооруженный (поначалу) луком со стрелами. Мифические люди-лошади, русские "полканы" (пол-кони) и древнегреческие кентавры, - отголоски того изумления, которое вызывали у соседних племен новаторы, впервые пересевшие с колесницы на коня. За ними было великое будущее.

Оснащение

Боевых лошадей холили, лелеяли и улучшали. Небольшая дикая лошадка в ходе нескольких столетий селекции превратилась (в том числе) в красавца - ахалтекинца, древнейшую чистокровную породу. О степени развития конного дела в те далекие времена красноречиво говорит объемный трактат (в 4 глиняные таблички) за авторством некоего Кикулли, начальника конюшен хеттского царя. Сей труд, записанный 3350 лет назад, практически слово в слово излагает английскую систему скакового тренинга XIX века. Настоящие профессионалы бывали во все века!

Таким образом, селекционную сторону конного дела человечество освоило весьма скоро, однако с виду куда более безыскусный технический аспект развивался чудовищно медленно. Уже во времена Кикулли не было никаких технологических препятствий к созданию конской упряжи в современном смысле этого слова и, тем не менее, она изобреталась... более 2,5 тысячелетий! Мучительно, колечко за колечком, ремешок за ремешком...

Возможно, первые всадники даже не пользовались удилами и управляли лошадью ногами и голосом, как это делали знаменитые нумидийцы (родом из Северной Африки) карфагенского полководца Ганнибалла. Те были минималистами в полном смысле: никакой сбруи, только конь и человек; однако именно эти голые дикари с дротиками сыграли важнейшую роль в победах над закованными в железо и бронзу римскими легионами. Конница, при правильном применении, даже в таком примитивном виде была страшной силой.

Первым изобретением, облегчившим верховую езду, были кожаные штаны, предохранявшие ноги всадника от жесткой шерсти и едкого пота. Более цивилизованные народы, почему-то считавшие штаны варварской одеждой, ездили на попонах. Скифы научились подкладывать подушечку, для удобства сидения, но до настоящего седла было еще далеко. Только через несколько сот лет, во II веке до н.э. парфянские (персидские) латники-катафракты пересели на конструкцию, напоминающую седло. Благодаря специальным "рукавам", в которые помещались ноги, человек и лошадь составляли монолит, настолько цельный, что при таранном копейном ударе один из противников валился на землю вместе с конем. Стремена были изобретены еще лет через пятьсот-шестьсот; они обеспечили всаднику опору в рукопашном бою, дали возможность рубить "сплеча". Чуть раньше появились подковы, решившие острейшую проблему повреждения копыт. До того лошадей приходилось специально тренировать, "набивая" копыта на круглых камнях, а упряжных лошадей римляне "обували" в железные башмаки.

Так уж сложилось, что эти благоприобретения примерно совпали по времени с крахом Римской империи, вместе с ее изощренной "пехотной" военной системой. Конница, оснащенная, наконец, весьма совершенной сбруей, окончательно возобладала на полях сражений. Теперь конный воин был слишком хорош, чтобы, напрягая извилины, выдумывать для него альтернативу: он мог сильно рубить, точно колоть, таранить конем; он сам и его лошадь были защищены прочным железным доспехом. Вооруженный таким образом всадник стал в своем роде идеальным воином, и все же еще пять-шесть веков уйдет на то, чтобы эта ужасная машина смерти осознала себя благородным рыцарем - где-то в "удивительном XI веке". Феномен рыцарства объясняют социальными причинами, благотворным влиянием христианства и распространением культуры. Все это верно, но нельзя упускать из виду и то обстоятельство, что рыцарь ежедневно общался с прекраснейшим из животных, сотворенных на подмогу человеку, и не мог не перенять его благородные повадки. Лошадь - ключ к пониманию феномена рыцарства. Разве мы не становимся похожи на друзей, которых любим, которыми восхищаемся? Достоинства аристократии - верность, смелость, гордость - это ведь качества лошади благородных кровей!

Очарование

В силу своей уникальной способности к быстрому бегу, лошади резко выделились среди прочих домашних животных. Они стали помощниками в войнах и путешествиях, то есть в наиболее авантюрных и занимательных предприятиях человека. Уже одного этого достаточно, чтобы отношение к лошадям стало особым, уважительным. Но есть еще одна деталь, которая заставляет отказаться от грубого прагматического подхода. Лошадь - очень красивое животное, а сумма уважения и восхищения красотой способна родить сильнейшее чувство - любовь. Как правило, люди любят лошадей, и те отвечают взаимностью. Это изысканный, сентиментальный, совершенно платонический роман, однако его подоплека та же, что и в отношениях между мужчиной и женщиной. Даже само выражение "любить лошадей" употребляется не случайно. Язык - вековая мудрость народа, он обличает суть вещей. Если слово одно, значит и все его приложения восходят к единому знаменателю.

Почему лошадь так красива? Во многом потому, что она является творением человека. В процессе стихийной селекции добивались увеличения силы, скорости и выносливости, и очень скоро была отмечена связь этих качеств с внешним видом. Со временем утвердилась точка зрения, будто некрасивая лошадь не способна к быстрому бегу, в результате чего эстетическое совершенство стало важным критерием селекционного отбора. Человек влюблен в лошадь так, как художник влюбляется в свое произведение, лошадь - это Галатея от селекции. Восхищаясь своим "произведением", люди стали бессознательно примерять лошадиную эстетику "на себя", подражать идеалу, воплощенному в породистых скакунах.

Любой мужчина скажет, что женская нога с вытянутой вперед ступней смотрится красивее, чем нога со ступней в естественном положении. Балерины "тянут ножку", потворствуя эстетической установке публики. "Нет ничего красивее танцующей женщины и скачущей лошади". Танец на пуантах в точности уподобляет человеческую ногу лошадиной, ведь это животное "по жизни" ходит на цыпочках: копыто - это большой ноготь, а то, что обычно принимают за голень, с анатомической точки зрения - стопа. Обувь на шпильке, несомненно, преследует достижение того же идеала. А что находят в лошадях женщины? О, это интересный вопрос, но любая попытка рассмотреть его с позиций грубой мужской логики будет встречена справедливым негодованием заинтересованной стороны. Посему ограничимся сухим фактом: согласно опросам психологов, у девочек-подростков интерес к лошадям встречается примерно втрое чаще, чем у мальчиков. В этом несложно убедиться, если обратить внимание на половозрастной состав лиц, просящих денег "на корм лошадкам".

Следует признать, что помимо эстетического любования, в отношениях всадника и лошади присутствует и недвусмысленный чувственный элемент. Во-первых, это сам процесс верховой езды. В одном древнекитайском трактате о любви сказано: "Совокупление с женщиной подобно скачке на лошади с порванными поводьями". Очевидно, обратное тоже верно. Закомплексованным ханжам посадка и движения всадника (а тем более - всадницы) кажутся чем-то неприличным, отчего женщинам долгое время было запрещено ездить в нормальном седле. Во-вторых, это запах лошадиного пота, который некоторые эстеты (в основном - эстетки) находят возбуждающим. Парфюмеры-авангардисты даже делают на него намеки при составлении букетов запахов "для мужчин". В третьих, лошадь является воплощением неосознанной заветной тяги к гигантизму во всем, что касается половой деятельности, недаром сексуально активных мужчин называют "жеребцами", а крупных грубоватых женщин - "кобылами".

Все это говорит о том, что лошадь стоит в ряду эротических объектов на одном из первых мест после собственно лиц противоположного пола. Ничего ужасного в этом нет, психологи установили, что нечто подобное испытывают даже водители к своим автомобилям - что уж говорить о больших и теплых животных? Безусловно, речь идет о подсознательном влечении, в котором человек не отдает себе отчета и которое только в извращенных случаях проявляется в явной форме.

Наиболее четко мотив обожания четвероногого друга выражен в арабской культуре, в ней он доведен до высшего накала страсти. "Все беды, - от лошадей и женщин", утверждал пророк Мухаммед. И верно - нет такого безумства, которого не совершил бы средневековый араб ради обладания красивой женщиной или лошадью. Заметим, в отличие от европейцев арабы предпочитают ездить на кобылах, а к жеребцам испытывают что-то вроде ревности. Во всяком случае, жеребцы в арабской традиции отодвинуты на задний план и редко встречаются в качестве награды. "Счастье - это когда умная жена и плодовитая кобылица". Так, воину, попавшему в рай, обещана райская лошадь Маймуна (Счастливая), белоснежная, из благоухающего мускуса. Симптоматично, что тому же воину обещают аналогичных, белокожих и пахнущих мускусом райских дев - гурий. Пророку Мухаммеду для поездки из Мекки в Иерусалим была прислана с небес лошадь по имени Барак (Молния) с женским лицом. Очень трогательно выглядит умиление арабов "прическами" своих коней. "Счастье придано чёлкам лошадей" - это завет самого Аллаха и он же требует: "Не срежь челку лошади, ибо благопристойность в ней". Ну, казалось бы, какое дело всаднику до лошадиной челки? А вот какое - потому что красиво. Срезать челку - такая же обида и варварство, как обрить наголо жену.

Аристократия

В рыцарские времена окончательно оформилась европейская традиция эстетизации и морализации лошади. Это животное стало для всадника много большим, чем средство передвижения: прекрасной дамой, верным другом и воплощением больной совести. Зазвучал сугубо христианский мотив вины, сочувствия тяжелой лошадиной доле. Особым рыцарским геройством считалось завалить своего коня на копья пехоты, проломить его телом брешь для своих товарищей. Конечно, наездник при этом сильно рисковал, но его конь почти всегда погибал, доверчиво следуя приказу друга и властелина. Лошадь подавала пример самоотверженности, чувства долга и безотчетной преданности. Попав в "котел" европейской культуры, лошадь своим примером, потом и более всего - кровью создала аристократию в лучшем смысле этого слова. Впрочем, тот же процесс наблюдался и в Древней Персии, и в Греции, - слова "благородство" и "всадничество" в этих странах были синонимами. В семитской (арабской) традиции торжествует взгляд на лошадь, как на добычу и награду. В индоевропейской традиции акцент смещен в сторону дружбы, нравственной идеализации. По сути, та же разница между этими культурами наблюдается и по отношению к женщинам.

Что касается внешней эстетики аристократии, то и она всецело копирует лошадей. Осанка и жесты аристократа в высшей степени неестественны для человека, который, между прочим, произошел от обезьяны. Достаточно понаблюдать поведение первобытных племен, чтобы прийти к выводу, что естественные выразительные движения людей - это, скорее, размахивание руками, сутуловатость, активная мимика. "Воспитанный человек" ведет себя противоположным образом: смотрит прямо, высоко поднимает голову, руки держит по швам, ограничивает мимику холодной светской гримасой. Какая же это обезьяна? Это - лошадь...

В этой связи уместно вспомнить Джонатана Свифта, автора "Приключений Гулливера". Надобно знать тогдашнюю моду на мизантропию, чтобы верно оценивать его сочинения. Разочаровавшись в человеке, находя оскорбительным его сходство с обезьяной, Свифт ищет совершенства, как нравственного, так и физического - то среди лилипутов, то среди великанов, то среди ученых с летающего острова. И те, и другие, и третьи оказываются изрядными человекообразными козлами, "йеху". Наконец, Гулливер находит искомое в говорящих лошадях, гуингнмах, именно они оказываются абсолютным нравственным идеалом, примером для развращенного человечества.

Финал

Но вдруг все кончилось. Блистательная кавалерия была убита безжалостными пулеметами I-й мировой войны. Мир рушился: впервые за тысячелетия верной службы лошадь оказалась бессильна исполнить свое важнейшее предназначение - торжествовать на поле брани. Война, отрешившись от благородных кавалерийских начал, показала свое кошмарное лицо, забрызганное окопной грязью. Чадящие соляркой танки заменили кавалерию на полях сражений, и даже в крестьянском хозяйстве "железный конь пришел на смену крестьянской лошадке". Романтиков и философов повсеместно перемололи неумолимые государственные машины нового, безлошадного типа. Эра лошади, столь блистательно начатая пять тысячелетий тому назад, завершилась.

И все-таки она остается с нами. Когда мы хотим выглядеть достойно, мы копируем ее поступь и осанку. Если хотим жить достойно, копируем ее смелость, гордость и самоотверженность. Иногда мы встречаем лошадь на улицах города - и всегда провожаем глазами. Она навеки поселилась в наших сердцах и все, что нам кажется красивым, мы невольно сравниваем с нею. Право же, ради всего этого стоит как-нибудь отрешиться от суеты, прийти в манеж, прокатиться верхом, а на прощание обязательно шепнуть на ушко: "Спасибо"!

ПОДВЕРСТКИ

Народы и породы

О пристрастиях заводчика можно судить по его лошадям, об эстетике народа - по той породе, которая стала национальным достоянием. Например, орловская верховая лошадь "подтягивалась" под размер, необходимый, чтобы легко нести графа Алексея Орлова, мужчину большого и видного. Однако прославилась эта порода своей удивительной "лебединой" шеей, то есть соответствием известнейшему национальному эстетическому ориентиру. А вот знаменитого орловского рысака подгоняли под стандарт загадочной русской души, под тройку с бубенцами. Надо было, чтобы и рысью мог целый день бежать, и чтоб, когда дурь разыграется, пронестись стрелою, всем на зависть. Лошадка получилась замечательная - красивая, выносливая и резвая, истинно русская порода - и швец, и жнец, и на дуде игрец.

Внешний вид арабских лошадей полностью подтверждает гипотезу о стремлении арабов видеть в своих скакунах прежде всего женщину. У "арабов", как у жеребцов, так и у кобыл - феминный тип внешности. Это небольшие, очень складные лошадки, кругленькие, собранные - действительно, очень женственные и красивые. В своем роде - самые красивые в мире, хотя и отнюдь не самые резвые, как считают многие. Наиболее "женственной" внешностью обладают внутрипородные группы "сиглави" и "кохейланы", последних особенно ценят за большие красивые глаза.

Машина для бега

Самое обидное, что орловца, в течение всего XIX века бравшего призы на бегах, "обошли" американцы, нация без малейших коннозаводческих традиций! Впрочем, именно в этом и заключался секрет успеха. Стоило отбросить устарелое представление, что некрасивая лошадь не сможет быстро бегать, и все тут же получилось! Американские рысаки, особенно самые первые, были настоящими уродами, но дистанцию в одну милю бегали со скоростью пули! Вот мнения о них европейских берейторов, приведенное в "Книге о лошади" князя Урусова. Англичанин: "отвратительнейшее и бесполезнейшее существо, порожденное извращенным национальным вкусом"; француз: "кажется, их стиснули между двух досок и растянули на все стороны"; немец: "мощная мускулатура зада при общей уродливости форм". Эта лошадь не могла бежать долго, не могла тянуть тяжелую повозку, была непригодна для верховой езды, но от нее ничего такого и не требовалось. Пробежал милю - свободен! Ну, разве это не характерно для американцев? Вам нужен результат? Вот, получите... У европейцев же до сих пор рука не поднимается сотворить чудо-юдо по американскому рецепту - слишком уж идеалистически относятся в Старом Свете к лошадям...

Конь маршала

Ужасное животное, на котором восседает маршал Жуков близ Исторического музея в Москве, выглядит злой пародией на американского рысака, который и сам-то не красавец. Поневоле возникает вопрос - а на какой лошади Жуков принимал Парад Победы на самом деле? На этот счет ходят самые удивительные слухи. Известные всему миру кадры кинохроники запечатлели красивого жеребца белой масти, с ярко выраженной "арабистостью". Несмотря на это, авторы многих публикаций "пересаживают" Жукова на коня буденновской или ахалтекинской породы, имеющих с "арабами" очень мало сходства. Но более всего противоречий возникает при установлении имени красавца. Версий множество, среди них: Полюс, Араб, Казбек, Символ, Цепкий, Вихрь. Остается предположить, что именно отчаяние ваятеля разобраться во всех этих преданиях вдохновило его на сотворение невиданного доселе чуда-юда.

На самом деле Жуков принимал парад на жеребце терской породы по имени Кумир, который "служил" в отдельном кавалерийском полку КГБ. Терские лошади имеют до половины арабской крови, они столь же красивы, но более крупные. Существует легенда, будто парад должен был принимать сам Иосиф Виссарионович, но на тренировке норовистый жеребец выбросил генералиссимуса из седла. Отец народов будто бы поднялся, отряхнулся и решил уступить честь победителя Германии матерому кавалеристу Жукову. Здоровье, мол, дороже. Анекдот забавный, но увы, не соответствующий действительности, - люди, непосредственно готовившие Кумира к параду, категорически отрицают какую либо попытку Сталина изобразить из себя кавалериста. С самого начала предполагалось, что парад будет принимать Жуков и скакуна подбирали специально для него, под его рост, вес и репутацию. Увы, у кремлевских конюхов оказалось больше художественного вкуса, чем у модного скульптора...

http://fershal.narod.ru
 
Самые дорогие лошади в истории


Что касается самых дорогих лошадей, то тут можно привести множество примеров. Вышеупомянутый Сметанка был куплен графом Орловым-Чесменским за 60 000 рублей серебром. Тогда на эти деньги можно было приобрести целый дворец с усадьбой. В 1963 году чистокровный жеребец Шариф Дансер обошелся своему новому хозяину в 40 миллионов долларов! Наследный принц арабского эмирата Дубай шейх Мухаммед бен Рашед Аль Мактум недавно выложил на Лондонском аукционе 5 536 000 долларов за годовалого скакового жеребца. Торг за живой лот продолжался более четырех часов. Имя продавца осталось в тайне, однако достоверно известно, что его чистая прибыль от сделки составила пять с лишним миллионов, поскольку сам он купил жеребца в США за 360 000 долларов.

- Иногда, самой дорогой лошадью в мире называют иноходца по имени Аннихелейтор. В 1989 году он был продан за 19,2 миллиона долларов. А теперь сравни эти суммы с ценой самых дорогих автомобилей и согласись, что для того, чтобы цена "железных коней" дотягивала до стоимости их живых собратьев, руль и выхлопные трубы придется делать из чистого золота и инкрустировать крупными бриллиантами.

Если человек покупает автомобиль, то очень хорошо представляет, что будет с ним делать дальше - какой заливать бензин, как часто менять масло и резину и т.д. Приобретая живую лошадь, большинство из нас еще не знают, с чем придется столкнуться. Некоторые догадываются, что, например, их, как всех животных, вакцинируют, но бывают неприятно удивлены количеством прививок: от гриппа, от сибирской язвы, от лептоспироза и других болезней, в том числе антропозоонозных (опасных как для животных, так и для людей). Достаточно вспомнить хотя бы сап, вылечить который современная медицина неспособна. Перед вакцинацией необходимо производить дегельминтизацию лошадиного организма (выгонять глистов), к тому же многие лошадиные прививки чрезвычайно болезненны. Одним словом, если животное вам дорого (не только материально, но и во всех смыслах этого слова), то каждые две недели на конюшню должен приезжать врач, осматривать его и производить определенные обработки. Очень сомнительно, что вам удастся отыскать квалифицированного специалиста, который согласится это делать безвозмездно, из одной только любви к лошадям
 
Лошади узнают себя на картинах.


Лошади узнают себя на картинах.
Из книги Берргарда Гржимека "Животные - жизнь моя".

...я попросил нарисовать мне на куске картона портрет лошади в натуральную величину. Не могу сказать, чтобы изображение отличалось особым благородством форм; любой анималист пришел бы в ужас от подобной мазни. А вот как лошади отнесутся к своему изображению?
Итак, я стою с камерой в руках в пустом по-зимнему промозглом манеже. Снаружи раздается цокот копыт по булыжнику, и на пороге появляется в сопровождении конюха кобыла Лори гнедой масти.
Лори только на мгновение стоит в нерешительности, а затем сразу же направляется к картине с изображением лошади, прислоненной к стене в торце зала. Навострив уши и вытянув вперед шею, она осторожно начинает обнюхивать то место на картине, где нарисован хвост.
Все сорок лошадей, котторых я знакомил с нарисованным в натуральную величину изображением, отнеслись к нему, за редким исключением, как к настоящему жиаому собрату. Каждый раз они принюхивались именно к самому изображению, а не к пустой части картона. Многие из них в ответ на мою попытку отогнать их от картины оказывали мне сопротивление, более того - пытались лягнуть, а будучи отогнанными, старались как можно скорей вернуться назад. С одним мерином я проделал такой эксперимент: на его глазах картину повернули изображением к стене. Он подошел поближе, навострил уши и протяжно заржал.
 
Зачем?
Нормальное разделение по статьям...
Кто-то дополнит - опять отдельный пост получится...
 
Нормы о регистрации лошадей в Судебнике Ивана Грозного.


Правила регистрации транспортных средств родились не в связи с появлением автотранспорта. В российском законодательстве нормы о регистрации лошадей содержались уже в Царском судебнике 1550 г. Суть регистрации состояла в том, что при совершении возмездной сделки (купли-продажи или мены), приобретенная лошадь подлежала внесению в специальные книги, которые велись по месту совершения сделки. К сожалению, Судебник не дает ответа на вопрос, как следовало поступить в случае дарения. Наш современный подход, в соответствии с которым отсутствие указания на публичную обязанность означает ее отсутствие, к временам Ивана Грозного вряд ли применим.

Регистрация («пятнание») лошадей преследовала две цели: фискальную цель и цель ведения реестра имущества для разрешения возможных споров. Велись специальные книги, в которые заносились сведения о владельцах лошадей. При «пятнании» лошади взималась пошлина, причем и с продавца, и с покупателя: «а пятенщиком имати с купца денга, а с продавца денга ж». Регистрация производилась по месту совершения сделки: «А кто где купит лошадь или выменит не в своем присуде, тот тут и пятнит». При этом правила регистрации отличались в зависимости от того, где она производилась.

Регистрация в Москве велась специальными должностными лицами – пятенщиками: «А кто купит лошадь на Москве или в Московском уезде, и тем лошади пятнати у пятенщиков на Москве да и книги написати по старине; а пошлина имати пятенщиком по старине ж». В иных «городах и весях» порядок регистрации был несколько иной: «А по городом и по волостем где кто лошадь купит или менит, тут у наместников, и у волостелей и у их пошлинников и пятнает; а записывати те лошади в книги у целовалников дьаку земскому». Таким образом, в «провинции» регистрация была возложена на высших чиновников на местах – наместников и волостелей. Наместники назначались обыкновенно в города и их уезды, а волостели - в волости и их уезды. Плату за свой труд они не получали, а кормились за счет сборов с населения, полагавшихся государю, но уступаемых госслужащим. Так, и сбор за регистрацию лошади поступал наместникам или волостелям.

Однако регистрация не была отдана на откуп наместникам. Существенной чертой государственного устройства России той поры было разделение власти «на местах» между назначенными государем чиновниками и местным самоуправлением. С этим, кстати, связано и существование своеобразного аналога «Habeas corpus» в законодательстве Ивана Грозного: если наместники и волостели взяли кого-либо под стражу, не заявив о том земским властям, последние по жалобе родственников задержанных должны были силой освободить арестованных.

Аналогичная система «сдержек и противовесов» действовала и в случае с регистрацией лошадей. Сам реестр должен был вестись у целовальника. Целовальник – выборное должностное лицо местного самоуправления (земства) в России 15-18 в. Целовальники избирались из состоятельных и известных посадских (городских) людей или лично свободных крестьян для сбора различных налогов и исполнения ряда судебных и полицейских обязанностей. При вступлении в должность целовальники приносили присягу (целованием креста) честно выполнять свои обязанности, за что и получили свое название. Реестр лошадей у целовальника должны были вести земские дьяки, то есть чиновники, находившиеся в подчинении у земской администрации (в том числе у целовальника), противопоставленной наместникам и волостелям. Такое разделение властей, видимо, потребовалось для избежания злоупотреблений со стороны «губернаторов». Более того, целовальникам и земским дьякам было поручено регистрировать и сами клейма наместников: «А целовалником и дьаку земскому у тех наместников и у волостелей пятна их писати образцы в книги спору для».

Последствия совершения сделки с неклейменой лошадью были тяжелыми. С виновного приобретателя взимался штраф – так называемое «пропятение» в весьма существенном по тем временам размере: «А кто купит лошадь в своей волости или выменит, а до такова ж дни не запятнает и в книги не запишет, и уличат его в том, и на том, кто купит или выменит, взяти наместнику или волостелю или пятенщику пропятениа два рубля».

Судебник содержал еще одну интересную норму, говорящую о том, что государственное клеймо одновременно являлось и «знаком качества»: «пятнанию» подлежали лишь лошади, соответствующие неизвестным уже критериям. «А наместником, и волостелем, и их тиуном, и пятенщиком в городех и в волостех непродажных и доморощенных лошадей не пятнати. А кто учнут в городех или в волостех непродажные и доморощенные лошади пятнати, и доведут на него то, и кто на нем взыщет чего в тех лошадех, и те ему убытки платити без суда втрое, а в пене что государь укажет».
 
Лошадь в средние века.


В средние века рыцари составляли единственное военное сословие. В рукописях XI века перечисляется «семь искусств рыцаря»: верховая езда, плавание, стрельба из лука, фехтование, птицеловство, стихотворство и игра в шахматы. Рыцари были отличными ездоками, в совершенстве владели оружием, постоянными упражнениями в различных конных играх, каруселях и турнирах совершенствовали и поддерживали свою боевую выучку и технику верховой езды. Это способствовало созданию специальных школ верховой езды, манежной и турнирной выездке лошадей.

В 14 - 17 вв. в Италии, Франции и Испании возникли школы верховой езды, появилось много мастеров манежной выездки лошадей. Были опубликованы труды, в которых излагались принципы верховой езды и тренинга лошадей.

В 1647 году в Нюрнберге на искусно обученной лошади выступал наездник, чье имя установлено и сохранено историей, — Христиан Мюллер. Далее называются имена других наездников и конных акробатов, выступавших с учеными лошадьми, отмечается: «... с несомненностью установлено, что в течение почти столетия данный жанр конное искусничество был чрезвычайно мало распространен и представлял собой редкую диковинку». Всем известна страсть Петра I к разного рода «диковинам». Показ в 1724 г. в России дрессированной лошади вызвал живой интерес, и царь «повелел иноземному дрессировщику препятствий не чинить, для постоя предоставить квартиру, а лошади за счет казны выдавать фураж».

В 1772 году Астлей открыл в Лондоне «Школу верховой езды», где занялся педагогической деятельностью. Затем, желая популяризировать свою школу среди широких кругов любителей конного спорта и привлекая других наездников и конных акробатов, Астлей начал давать конные представления военно-спортивного характера. Специализируясь на постановке конных представлений и совмещая педагогической деятельность с артистической, Филипп Астлай совершил ряд гастрольных турне по Великобритании. В 1774 году он впервые появился в Париже.

Несмотря на долгий путь развития конного спорта, неизменной оставалась его цель - воспитание физически сильного, волевого человека. Со временем менялись приемы тренировки всадников и лошадей. Возрастала роль конницы в войне, усложнялись требования к ее быстроте, подвижности, маневренности. При воспитании боевых качеств лошадь обучали разным искусным манежным движениям и прыжкам (пезада, каприоль).

Возросшая роль конницы привела к созданию методов полевой подготовки. Требовалась выносливая лошадь, способная на разных аллюрах двигаться по пересеченной местности и преодолевать препятствия. Одной из форм полевой подготовки были парфорсные охоты, распространенные в странах Западной Европы.

Роль Государственных конюшен Франции, основанных Коль Бером в 1665 году, состоит в развитии при помощи других государственных и частных организаций конных пород и распространении различных видов деятельности, связанных с ними.




В истории Франции после разведения выносливых пород для армии особенным спросом пользовались породы, употреблявшиеся для транспортировки грузов – вплоть до появления автомобиля, который разорил коневодческие хозяйства. Только работа Государственных конюшен позволила перевоплотить тягловые породы в верховые (путем селекции кобыл, поскольку характер и морфология животного передаются через кобылу, а не через жеребца, а также выбором эталонного жеребца при скрещении с полукровкой).

В истории коневодства и конного спорта XVIII век называют «веком лошади». В истории циркового искусства он именуется эпохой возрождения конного цирка. Известно, что в XVIII веке коневодство переживало период бурного развития. Коневоды всех стран, стремясь удовлетворить возрастающий спрос гражданского населения и армии на сильную, резвую и красивую по экстерьеру лошадь, проявляли кипучую деятельность в выведении новых пород верховых и упряжных лошадей. Возросшее внимание к лошади заметно во всех слоях общества. Достигнутый англичанами успех в создании породы чистокровной верховой лошади вызвал азартное увлечение скачками и скаковым спортом и в самой Англии, и в других странах.

Кавалерийские школы, «академии», а вместе с ними шталмейстеры, берейторы и просто любители верховой езды и конного спорта оказались в центре внимания общественных интересов жизни восемнадцатого столетия. В то же время происходившие в Европе события также немало способствовали выдвижению ряда наездников, езда которых не была похожа на обычную езду строевого кавалериста или охотника-спортсмена, а представляла собой новый вид наездничества, специально предназначенного для популярных в народе конных зрелищ.

Так, в Западной Европе на базе школ верховой езды и конного спорта в его широком понимании возникло особое зрелище, построенное почти целиком на конном репертуаре.
 
Философия. Трактат «Гунсунь Лун-цзы» Парадокс белой лошади.


ГУНСУНЬ ЛУНЬ

Родился: около 320 г. до н.э.

Умер: около 250 г. до н.э.

Основные труды: «Гунсунь Лун-цзы»

Главные идеи

Парадокс «Белая лошадь – не лошадь».

От описания отдельных характеристик вещи невозможно прийти к идее вещи как таковой, как целостности.

Один плюс один не образуют два, так как ни одно из них не является двумя.

Исправить реальность можно только путем исправления имен вещей.

Фигура Гунсунь Луна давно не дает покоя западным специалистам по истории науки в Китае, а также логикам и лингвистам. С их точки зрения, любой китайский философ, заявивший, что «Белая лошадь – не лошадь», непременно может претендовать на роль китайского Зенона Элейского, заявившего, что даже самый быстрый бегун (Ахиллес) не догонит черепаху, если она стартует несколько раньше его.

Однако эти мерки явно не годятся для «Гунсунь Лун-цзы». Похоже, его можно понять только в том случае, если избавишься от западной парадигмы восприятия логики. Вероятно, пора перестать рассматривать Гунсунь Луна как первого китайского логика и представителя философии языка (а именно, китайского языка).


«БЕЛАЯ ЛОШАДЬ – НЕ ЛОШАДЬ»



Если бы до нас дошли только основные тезисы Гунсунь Луна, а не его аргументация в пользу (что, впрочем, случилось с большинством его работ), то оставалось бы только теряться в догадках, что побудило его делать такие заявления. Однако Гунсунь Лун, как и Платон, встраивал свои парадоксы в диалоги (путь и не столь обширные, как платоновские), и благодаря этому мы можем понять ход его мысли.

Трактат «Гунсунь Лун-цзы» начинается с парадокса о белой лошади. «Правильно ли называть белую лошадь – лошадью?» – спрашивает нас автор и начинает доказывать, что более правильно не называть белую лошадь лошадью.

Начинает он со следующего аргумента:

«Лошадь – это форма, а белый – это цвет. То, что обозначает цвет, неприменимо для обозначения формы. Поэтому-то и можно сказать, что белая лошадь – не лошадь.

Вероятно, Гунсунь Лун хочет этим сказать, что «белая лошадь» представляет собой единство белизны (цвета) и лошади (формы), а так как белизна бесформенна и не имеет отношения к лошадям и так как то, что лишь «частично» лошадь, не может быть названо «полноправной лошадью», то белая лошадь, естественно, не лошадь.

Однако Гунсунь Луна волнует не этот факт. Он хочет сказать, что значением выражения «белая лошадь» является не только лошадь, или просто лошадь, что упоминание здесь белизны – что, собственно, и составляет суть выражения, - не имеет прямого отношения к понятию «лошадь».

На это можно было бы возразить, что если бы перед нами находилась настоящая белая лошадь, мы не имели бы права говорить, что здесь нет лошади вообще, и использование прилагательного «белый» не может изменить реальности.

В ответ Гунсунь Лун заявил бы следующее (из чего мы начинает понимать, почему вообще возник этот парадокс):

Если кто-то попросит у вас лошадь, то вы можете дать ему гнедую или черную, и он удовлетворится этим. Но если у вас попросят белую лошадь, то гнедая или черная не подойдет. Если бы белая лошадь была лошадью, то тогда бы она всегда удовлетворяла требованию лошади.

Итак, ясно: говоря о «белой лошади», мы не можем говорить просто о «лошади», ведь под понятие последней подходит лошадь любого цвета, в том числе вороная или гнедая. Однако требованию белой лошади соответствует только белая лошадь, а вовсе не гнедая или вороная, хотя они тоже лошади. Итак, белая лошадь – отнюдь не любая лошадь, а тем самым и вообще не «лошадь» (она отлична от этого понятия), поэтому-то белая лошадь – не лошадь.

Можно было бы разрешить парадокс более непосредственно, указав, что смысл выражений «лошадь» и «белая лошадь» разнятся, короче говоря, они не являются синонимами. (Собственно, разница заключается в термине «белая», поскольку белизна не имеет никакого отношения к лошадности).

Однако такая аргументация могла бы исказить главный смысл утверждения, лежащего в основании этого парадокса, - а именно, что дескриптивные функции выражений меняются в зависимости от состава этих самых выражений в различных контекстах.
 
АРАБСКАЯ ЛОШАДЬ.Мифы и история.


АРАБСКАЯ ЛОШАДЬ.
Мифы и история.
Арабская лошадь окружена романтическим ореолом таинственности. Пряными ароматами восточной сказки наполняют ее образ многочисленные легенды. Одна из них так повествует о происхождении арабской породы. Когда Аллах захотел создать лошадь, он сказал южному ветру: "Из благоволения к тебе Я желаю сотворить живое существо из тебя к прославлению моих святых и уничижению моих врагов, а потому внимай и сгусти себя!" Южный ветер отвечал: "Исполню волю Твою, Владыка", и сгустил себя. Из этого вещества Аллах создал темно-гнедую лошадь и сказал: "Я называю тебя лошадью, имя тебе арабская. Ты будешь господином среди всех других животных. В твоем господине Я дал тебе друга. Я тебе дал способность летать без крыльев, будь то в нападении или бегстве. Добыча и удача будут на твоей спине, дающей отдых".
Однако легенды легендами, а что было на самом деле? Ведь когда речь заходит о происхождении арабской породы, можно услышать самые разные, порой прямо-таки фантастические теории. Взгляд на арабскую как на древнейшую из культурных пород распространился в XIX веке одновременно с особым пристрастием к ней. Некоторые исследователи утверждали, что арабские кони напрямую происходят от некой специфической разновидности дикой лошади, обитавшей на Аравийском полуострове много тысяч лет назад.
Часто в качестве доказательства исключительной древности арабской породы приводят эпизоды из Библии, где говорится о многочисленных лошадях царя Соломона - он мог жить примерно в X веке до н. э. В самом деле, арабов окружали древнейшие цивилизации, у которых породистые лошади были уже в библейские времена, и народы, создавшие эти цивилизации, имели с арабами общие корни. И если считать арабскую породу прямым потомком коней Ассирии и Египта, то происхождение ее затеряется где-то во втором тысячелетии до нашей эры.
Конечно, на создание такой самобытной породы, как арабская, должно было уйти не одно столетие: по-видимому, хороших лошадей из соседних стран начали собирать в Аравии еще с первых веков нашей эры, когда север и запад Аравийского полуострова входили в состав Парфянского царства.
К IV веку н. э. лошади проникли и во внутренние районы Аравии. Установление ислама дало развитию коневодства гигантский толчок. За объединением арабов под знаменами новой религии последовала мощная экспансия на Восток и Запад. В достаточно короткий срок арабами были завоеваны земли от Индии до берегов Атлантического океана. В Средней Азии, древнейшем центре культурного коневодства, в их руках оказалась ценнейшая добыча: не только золото, оружие, но и прекрасные породистые кони. Под властью халифата оказались и обширные пространства Северной Африки: историки отмечали, что приемы езды арабских всадников были сходны с нумидийскими. В больших количествах лучшие лошади завоеванных стран вывозились в Аравию.
Отныне разведение породистых лошадей считалось богоугодным делом и всячески поощрялось. Одно из напутствий пророка гласит: "Будешь получать столько отпущений в грехах, сколько будешь давать своей лошади ячменных зерен". Бедуин верил, что лошадь дарована ему Аллахом как знак особого благоволения: "Да не отважится злой дух проникнуть в шатер, где находится лошадь чистой крови. Каждую ночь да ниспустится к ней ангел, поцелует ее в лоб и благословит ее хозяина".
Итак, древняя культура коневодства, перенесенная из дальних стран, прочно укоренилась на аравийской земле. Конь стал верным спутником араба и в быстрых переходах по пустыне, и в войнах с грозными соседями, и в нападениях на богатые караваны. Уход за лошадьми у арабов был очень тщательным: их держали возле палаток, поили верблюжьим молоком и подкармливали финиками и кусочками сушеного мяса. Лошади бедуинов очень привязывались к своим хозяевам, а их понятливость и послушание очень выручали в поединке с врагом. Лишения, которые коням приходилось терпеть во время походов, закаляли их.
Арабы сумели создать поистине уникальную лошадь. Многовековой направленный отбор не только закрепил в арабской лошади резвость, неутомимость, выносливость, стойкость к голоду и жажде, но и придал ей совершенно особые, специфические черты экстерьера. Вот как выглядел идеал конской красоты в глазах араба. У лошади четыре части тела должны быть широкими: лоб, грудь, круп, ноги; четыре - длинными: шея, предплечья, бедра, голени; четыре - короткими: крестец, бабки, уши, хвост.
Аравия - страна знойных пустынь и плодороднейших оазисов. Самыми знаменитыми считались скакуны из пустыни Неджд. В прошлом веке французский путешественник Пальгрев отмечал, что лошади Неджда - "совершеннейшие лошади Аравии, а может, и всего мира". Однако исследования советских ученых показали, что на внутренних пустынных плато арабские лошади из-за худших кормовых условий мельче, чем в оазисах. В районах Багдада, Дамаска, Мосула, Алеппо лошадей разводили арабы племени аназе: здесь всегда было вдоволь люцерны и ячменя. Их лошади достигали 150-155 см в холке и имели более длинные линии шеи и крупа. Есть сведения, что лошадям аназе еще сравнительно недавно приливалась туркменская кровь.
Арабы не вели письменных родословных своих коней, но знали их происхождение наизусть. Большое значение придавалось кобыле: считалось, что, вынашивая жеребенка в своем чреве, она передает ему свои качества в большей степени, чем жеребец. Порода велась по женской, а не по мужской линии - жеребенок считался принадлежащим колену матери.
Сколько европейцев, раз повстречав арабскую лошадь, навсегда отдали ей свое сердце! Пренебрегая опасностями дальнего пути, они отправлялись на Восток - на поиски коня своей мечты. К тому же пришло время легкой и маневренной конницы, и для ее создания восточная лошадь подходила как нельзя лучше. В Польше, где отношение к арабским лошадям всегда было особенно трепетным, разводить их в чистоте начали еще в XVI веке; позднее появились заводы князя Сангушко, Потоцких, Браницких, откуда арабские лошади распространялись по всей Европе. В XIX веке были созданы Яновский конный завод в Польше, Бабольно в Венгрии, Помпадур во Франции, Краббет Парк в Англии, Строганова на Кавказе и другие. Арабская лошадь стала одним из главных улучшателей европейских полукровных пород.
http://eldamar.hotbox.ru/html/horses.html
 
Сверху