Навстречу ветру. Энциклопедия (стр. 202)

Специальный интерес

Почти у всех аутистов и аспергеров есть навязчивые интересы, которые доминируют в речи и в занятиях. Они могут быть как временными и постепенно сменяться другими, так и присутствовать на протяжении всей жизни человека.
Подробнее о таких интересах можно прочитать здесь: https://www.aspergers.ru/node/42

Если кратко, то мнения о том, в чем смысл специальных интересов, расходятся. Один из вариантов можно описать примерно так: у аутиста есть мысль, и он ее думает. Внутри этой мысли спокойно и уютно.

Иметь свои интересы нормально, поэтому наблюдателей больше всего удивляют интересы неожиданные - не по возрасту, не по квалификации или вообще что-то, что можно только сконструировать шутки ради.

У меня есть такой интерес, обращение к которому помогает очистить разум и вернуться в равновесие. Остановиться, отдышаться, ощупать пространство вокруг себя, чтобы понять, где я вообще нахожусь.

В моих разговорах эта тема почти отсутствует, особенно последние лет двадцать. Родители постоянно говорили мне в детстве, что девочке увлекаться таким почти неприлично. Конечно, я изводила их вопросами, потому что хотелось узнать об этом побольше, а источников особо не было, и им приходилось со мной очень трудно.

Речь идет о смертной казни.

Об этом явлении я узнала еще в детстве из какого-то исторического кино, где рубили головы на плахе - вот сейчас вспомнила контекст: это была массовая казнь стрельцов после стрелецкого бунта. Советские фильмы снимали так, что подобные сцены можно было и детям смотреть, кроме разве что самых впечатлительных. Я решила, что на экране происходит что-то важное, и если я пойму это до конца, то постигну, наверное, что-то близкое к смыслу мироздания.

Я прошла разные стадии этого интереса: и детское любопытство, и болезненное подростковое смакование рискованной темы, и пересмотр набранного материала с отделением зерен от плевел в зрелые годы.

Что ценного могу сказать людям, кому даже страшно думать в этом направлении?

Смертная казнь все равно что еда. О месте кулинарных традиций в культуре я писала раньше. Так вот по процедуре казни очень многое можно сказать о культуре нации в конкретный исторический период - о ее представлении о власти, грехе, правонарушении, наказании, о жизни и смерти.

Наверное, все вы примерно представляете себе процедуру казни в США по фильмам (вторая половина XX-XXI вв.). Что можно по этому материалу сказать об американцах? Для этой нации нет ничего святого. Из всего готовы устроить шоу, в данном случае назидательное, с величественно-умно-скорбным выражением на лице... т.е. на лицах представителей власти. И с обязательным соблюдением процедуры. Говорю это без осуждения: эти люди вряд ли могут быть другими.

На ютубе есть ролик - съемка с камер видеонаблюдения и одной скрытой камеры в ходе смертельной инъекции. От стресса у приговоренного произошел спазм сосудов, сперва в вену не могли попасть, потом оказалось, что игла попала в окружающие ткани, а процесс уже пошел, причем по самому мучительному сценарию.

Надо видеть, как начальник тюрьмы, высокий англосакс с очках, снимает трубку прямого телефона с губернатором штата и четко, без малейшего волнения в голосе говорит, что ему нужны чрезвычайные полномочия. Речь идет о том, чтобы добить несчастного, который все еще в сознании, каким-нибудь способом, не предусмотренным процедурой. Нет, там не все такие: конвоиры видно что перепуганы, фельдшер бегает и рвет трубки, пастор сейчас сознание потеряет... Но эта уверенная, без тени волнения речь представителя власти....

Изученный материал подсказывает мне, что у нас начальник тюрьмы просто приказал бы довершить исполнение приговора из табельного оружия. И не стал бы звонить никуда наверх.

У нас все по-другому. Чего стоит хотя бы легенда об урановых рудниках, будто бы приговоренных к высшей мере наказания на самом деле увозят на вредные производства, где они через какое-то время умирают - для родных главное, что своей, ненасильственной смертью.

В отличие от той же Америки у нас приговоренные не знали заранее дату исполнения приговора, во второй половине XX века точно. Состав расстрельной команды держался в тайне, об этом не знали ни другие работники тюрьмы, ни их родные. Аналогичная процедура и в независимой Белоруссии.

Для славянина смерть - нечто табуированное, загадочное, то, что не приходит по расписанию.

У англичан неоднозначно: с одной стороны, это они в конце XIX века придумали и утвердили "Официальную таблицу падений", т.е. соответствие длины веревки весу приговоренного. Т.е. опять рациональность, однозначность, предсказуемость. С другой - процедура у них была очень быстрая, без толкания осужденным прощальных речей. Все делается так, чтобы человек опомниться не успел и не страдал лишнее время.

Слышала мнение, будто все приговоренные впадают в ступор и покорно дают сделать с собой все что нужно. На самом деле реакция на сильнейший стресс у людей очень разная. Бывает и так - а бывает и по-другому.

Конечно, в детстве были мысли, как бы я вела себя в такой ситуации. Мне удалось получить об этом представление. Нет, конечно, не так, как я думала. Была страшная бессонная ночь в ожидании, когда я вспомнила все, что писал об этом Достоевский - уникальный в этом смысле человек, переживший смертную казнь.

От сильного ужаса человек немеет на много часов.

Понятно, что это только модель, по-настоящему со мной все было бы еще хуже. Кстати, у Достоевского эпилепсия стала явно манифестировать именно на каторге, а один из петрашевцев сошел с ума до полной потери связи с реальностью.

Собранный материал однажды помог при написании романа.

А еще в начале поста я сказала, что мысли на эту тему помогают мне вспомнить о своем месте в мире. Потому что христиане - дети казненного Бога. Казненного на земле, по приговору земного суда и с соблюдением земной процедуры. У христиан есть практика размышлений над Страстями Христовыми - например, в форме богослужения Крестного пути, духовных упражнений (в частности, Св. Игнатия Лойолы, основателя ордена иезуитов), Скорбных тайн Св. Розария и отдельно Розария Семи Скорбей Богородицы (молитв, читаемых по четкам). Дальше мысль каждый продолжит для себя сам, а я умолкаю.
 
Последнее редактирование:
Эквирос перенесли на середину мая, Иппосферу - на следующий год. Так что семинары остается готовить на следующий май.

Посмотрим, состоится ли весенний Эквирос вообще.
 
ОСКАР УАЙЛЬД. РАЗМЫШЛЕНИЕ

Студенты по-разному относятся к людям нетрадиционной сексуальной ориентации. Особенно близко к сердцу эту тему принимают юноши - у девушек отношение к ней более ровное. Юноши либо реагируют бурно и негативно, либо стараются продемонстрировать толерантность, приводя при этом аргумент: разве можно плохо относиться к кому-либо по причине его сексуальной ориентации, если этот человек в какой-нибудь другой сфере полезен для социума?

В пример обычно приводят Оскара Уайльда или Алана Тьюринга.

На днях я читала костюмную биографию Уайльда в книге О. Хорошиловой "Мода и гении".

Оскар Уайльд гений. Мало того, что он очень разносторонний писатель - яркий поэт и драматург, хороший оратор, в период учебы в Оксфорде получал серьезные награды за успехи в греческом языке. Хорошилова дает интересную трактовку романа "Портрет Дориана Грея" как провидческого описания технологий современного нам шоу-бизнеса, с отношениями между поп-звездой (Дориан Грей), продюсером (лорд Генри) и имиджмейкером (художник Бэзил, создатель того самого портрета). Оказывается, Оскар Уайльд даже для жены платья придумывал, начиная со свадебного, и она все это носила, выступая проводником его эстетических идей среди дам.

Увы, чем способнее человек, тем сильнее он подвержен греху гордыни.

У гордыни есть разные измерения - нравственное, а также богословское. Тут можно сказать, что это личное дело человека, поэтому я называю их вместе. Но есть и социальное измерение этого качества, и именно на нем я хочу сделать сейчас акцент.

Картина Уильяма Фрита "Вернисаж в Королевской академии":
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/7f/Frith_A_Private_View.jpg
Поэт изображен справа, с цветком на лацкане. Размещаю эту картину, потому что здесь именно интерпретация художником образа поэта. Пока что с мягкой иронией - картина 1881-1882 гг. Таким его увидел Фрит. Обратите внимание, как на него смотрят мужчины старшего возраста.

Гордыня - это представление о своей исключительности. Об исключительном превосходстве над окружающими. Увы, гордыня хуже всего видна именно своему носителю. А если этот человек очень талантлив, да еще и реализует свои таланты, то его мнение о превосходстве над другими получает логическое обоснование, с которым не поспоришь.

Может показаться, что большие способности, таланты - это проклятие, но нет. Это бремя и испытание, хотя поначалу кажется, что от этого только одно удовольствие и бонусы.

Однако гордыня очень хорошо видна со стороны. Люди всегда остро реагируют на малейшие ее проявления, отмечая: он много мнит о себе, хвастлив, давит на других интеллектом или чем-нибудь еще.

Видимо, это необходимейшее, инстинктивное свойство людей - сразу замечать горделивых, и оно имеет определенную функцию в интересах сохранения равновесия в популяции (социуме). В социологии есть понятие социального взаимодействия, и оно должно осуществляться на началах равноценного обмена - в данном случае между, условно скажем, поэтом и толпой.

Тема, хорошо знакомая по лирике русских поэтов начала XIX века, не так ли? На самом деле тема старая как мир. Поэт производит уникальный, в меру своего таланта, продукт, а социум... отвечает тоже в меру своих возможностей понимания сути этого продукта. Мы знаем, что толпа по определению не способна понять поэта до конца, и чем он талантливее, тем сильнее степень непонимания. Многие поэты об этом писали, добавляя в конце своего рода вздох сожаления: и ничего с этим не поделать... Оскар Уайльд пошел дальше.

Меня поразила история, как после премьеры "Веера леди Уиндермир" зал приветствовал драматурга стоя - а он вышел на сцену с зажженной сигаретой и язвительно произнес: "...Вы восприняли пьесу чрезвычайно тонко".

Наверное, по сути Уайльд был прав, и большинство зрителей не поняли произведение до конца. Но их ли вина в том, что они не очень способны на это? Приветствие автора стоя - это уже серьезный знак признания таланта. Социум отвечал драматургу так, как мог, максимально положительно... Уайльду этого показалось мало, и он не постеснялся это продемонстрировать.

В этом месте равноценный обмен между поэтом и социумом был нарушен. Социум опознал горделивого индивида - и ответил соответственно. Потому что горделивый будет неизбежно тянуть себе исключительные блага и исключительное признание в ответ на реализацию своих талантов. Никакой социум на это не согласится.

Мужеложство в Англии - отдельная тема, на которой не хочу останавливаться, потому что не в этом дело. Было бы у поэта все нормально с ориентацией - недоброжелатели нашли бы что-нибудь другое. Это важный на самом деле момент, что ему вынесли судебный приговор за то, что немало англичан практиковали... Им сойдет, а тебе - воздадим, как говорится, за все хорошее.

Оскар Уайльд пострадал не от нетолерантности викторианского общества, а от собственной гордыни. Финал печален: после освобождения он был вынужден покинуть Англию и скитался, а потом умер в 46 лет мучительной смертью от отита, перешедшего в менингит. Незадолго до смерти перешел в католичество. Испытания его изменили, заставили многое переосмыслить. Свидетельство тому - поэма "Баллада Редингской тюрьмы".
 
Друзья,

многие из нас сейчас скучают по музеям. Как будут развиваться события, связанные с пандемией, и когда откроются музеи, неизвестно.
В феврале 2020 года в Государственном Эрмитаже открылась маленькая выставка по случаю завершения реставрации интерьерных фигур лошадей работы П.К. Клодта. Она должна была продлиться до середины апреля, но пандемия нарушила планы очень многих из нас (в частности, Иппосфера перенесена на следующий год).

К выставке был выпущен небольшой и недорогой каталог, который сегодня, после моей переписки с Эрмитажем, наконец появился в их Интернет-магазине. Заказать его можно здесь: https://www.hermitageshop.ru/product/6064

8jf-1k6BREE.jpg


Os7Eca92m7c.jpg
 
Христос воскрес!
Поздравляю католиков и протестантов с праздником Пасхи, а православных с вербным воскресением.
 
Христос воскрес!
С радостью поздравлю тебя и в твоем дневничке!
Радостной светлой недели и большое спасибо за новые рассказы-экскурсии. Выжидаю опять момента уединения, буду неспешно читать, смотреть и размышлять.
Спасибо, Вера!
 
"СНЫ В ИЗОЛЯЦИИ"
Виртуальная выставка


Они всегда цветные. Они приходят поздно ночью, когда я засиживаюсь до двух и дольше. Опасное время. Воля ослаблена, и бороться с невеселыми мыслями особенно трудно.

Если не можешь попасть в настоящий музей, иди в воображаемый. Воображаемый музей каждый составляет себе сам, копит образы из музеев, каталогов или жизни, чтобы потом возвращаться к тому, что понравилось и зацепило, прогуливаясь по своим чертогам разума.

Я не успела. Не успела попасть в Музей керамики в усадьбе Кусково, не доехала до Елагина острова. Мир застыл, переживая беду.

Мне стал сниться урановый квасник. Я его никогда не видела вживую, если можно так сказать о неодушевленном предмете. О музейном, старинном, наверное, все-таки можно. Однажды собралась с духом и взялась за краски.

Cf6S1YWkuSk.jpg

Кувшин-квасник, Императорский стеклянный завод, 1850-е гг.
Урановое стекло, бронзовая с позолотой крышка
Собрание Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени


Дальше - стекло с металлом. Наверняка у этого кувшина звонко звякала крышка, если палец соскальзывал с грибочка. Скорее всего, наливая квас, его держали двумя руками.

67b1JA4ypCM.jpg

Кувшин-квасник, Императорский стеклянный завод, 1840-е гг.
Смальтовое стекло, серебряная оправа
Собрание Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени


Густыми красками пишут совсем не так, как акварелью. Нет от светлого к темному, набирая тон, а от темного к светлому. Другой не просто алгоритм работы - другой взгляд, которому надо отдельно учиться.

Hl3VQbP8vUw.jpg

Солонка, Императорский фарфоровый завод, последняя четверть XVIII - начало XIX в.
Фарфор
Собрание Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени


Солонка выглядела ампирной, ее треугольная, с вогнутыми сторонами форма ускользала и не давалась. Ножки как у рояля. И что, к ней не полагается никакой ложечки?

Z89OXeUuI6Q.jpg

Бокал, Императорский стеклянный завод, 1840-е - 1850-е гг.
Урановое стекло
Собрание Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени


Еще один призрак уранового стекла, но не изумрудный, а желто-зеленый.


PsD94_6C4cw.jpg

Чашка, Императорский фарфоровый завод, первая четверть XIX в.
Фарфор
Собрание Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени


У это чашки есть блюдце, но... нет, в другой раз. Сейчас я решила сосредоточиться на самой чашке.

ggVW1FTHdvw.jpg

Кофейник, XIX в.
Фарфор
Собрание Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени


О кофейнике я ничего не знаю. В каталоге его не было, он был лишь на фото витрины вместе с другими экспонатами. Поэтому датировка приблизительная. Но его бледно-желтый цвет долго преследовал меня.

4e4A_lQJsBA.jpg

Чаша, Сирия, конец I в. до н.э. - начало I в. н.э.
Стекло
Собрание Государственного Эрмитажа


Сон о двух мирах одновременно - о древности, с которой я когда-то хотела связать свою научную жизнь, и о Питере.

GBCoq5xOy0Q.jpg

Ваза Э. Галле, Франция, 1900 г.
Многослойное стекло
Собрание Государственного Эрмитажа


Сон о модерне. Для меня это сон о фасадах, стилизованных под чухонские избы, о длинных, в пол, платьях и подвесках на длинной цепочке. О сумеречном мире. И пока идешь по Большой Морской, чувствуешь, как в домах зажигаются лампы с цветами на стеклянных абажурах. Днем они тусклы и только сейчас показывают все оттенки желтого, светло-коричневого, сиреневого, лилово-шоколадного - цвета гривы шампанской лошади.

Из всех предметом посуды интереснее всего то, что носиком, из чего можно наливать жидкость, не рискуя облить все вокруг - чайники, кофейники, молочники, чашки для минеральной воды. Для ровного счета к музейным экспонатам добавилась и современная домашняя посуда.

HKLVfBWByPQ.jpg


_4x7LKyc1S8.jpg


Здесь секрет: если смешать на последних двух картинах цвет фона с цветом предмета, на выходе будет серый. Вверху чуть холоднее, внизу теплее, с желтизной.

Закончив работу, я отрывала лист палитры и, сложив, отправляла в ведро. Каждый раз он был тяжеловат от остатков краски, которые не пригодились.

Когда я смотрела на свою экспозицию издалека без очков, голыми слабыми глазами, предметы казались живыми, прозрачными, хрупкими, настоящими. Стоило надеть очки или приблизиться, как иллюзия разрушалась. Многое было не так.

Сны есть сны: если приблизиться к ним, они развеются.
 
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ.
ВЫСТАВКА "ФАБЕРЖЕ И ПРИДВОРНЫЕ ЮВЕЛИРЫ"


Идти или не идти? Все-таки пойду. Пусть будет Исторический. Я еще не знала, что 17 марта окажется последним днем перед массовым закрытием музеев.

Выставка проходила в маленьком зале для временных экспозиций, вход в него через отдельный подъезд.
Среди экспонатов была посуда, украшения, подарки-сувениры, а также церковная утварь и иконы. Как можно понять из названия выставки, далеко не все от фирмы Фаберже. Информация о всех производителях была представлена на интерактивном экране у входа в зал.

Посуды из серебра очень много:
OBikkmPE1bg.jpg


R0mmblbC7js.jpg

Чайно-кофейный сервиз, мастерская А.С. Брагина. Санкт-Петербург, 1896 г.
Серебро, слоновая кость, позолота, х/б нити

Щипцы для фитиля горелки, что под чайником.

ofKfyiM6Ojs.jpg

Это очень забавный чайный сервиз в виде курицы с выводком, пример русского исторического стиля. Здесь не видно, но у чашек есть спереди глазки и клювики.

E1Vw3MygttY.jpg

Сервиз для крюшона

Много технически интересных вещей, например несколько серебряных хлебниц в виде плоских плетеных из соломы корзин с накинутыми на них салфетками с тонкой бахромой, тоже из серебра, но как настоящие тканые.

HjjrpwLfpUI.jpg

Сахарница

vaWd_H-VxHo.jpg

Солонка в виде мешочка с солью, внутри позолота

DdHCGIyBPig.jpg

Две пепельницы Фаберже
- именно такая фигурирует в серии "Подпасок с огурцом" фильма "Следствие ведут знатоки".

Лицом выставки на афишах, буклете и обложке каталога стали эти экспонаты от Фаберже:
G-ogg_0pyTE.jpg

Слева настольный портрет З.Н. Юсуповой (слоновая кость, гуашь, золото, серебро, эмаль, бриллианты, жемчуг, стекло), справа подвеска (золото, бриллианты, эмаль).

Украшений немного, причем большая их часть - массовые, на мой взгляд, изделия небольшого размера с очень мелкими камнями (бриллианты, красные турмалины, гранаты, сапфиры). Есть брошь с демантоидами - зелеными гранатами, один из таких камней был вставлен в гранатовый браслет в рассказе Куприна.
Видимо, по стоимости они были доступны среднему классу, поэтому в художественной литературе часто можно встретить упоминание колечек, браслетов с какими-нибудь "жиденькими изумрудами" (наверное, речь о неравномерно окрашенных камнях плохого ювелирного качества, зато настоящих). Особенно здесь показательна сцена из рассказа Чехова "Хористка":

"Паша выдвинула один из туалетных ящичков и достала оттуда дутый золотой браслет и жидкое колечко с рубином.
<...>
Паша выдвинула верхний ящик комода, достала оттуда брошку с алмазами, коралловую нитку, несколько колец, браслет и подала всё это даме.
— Возьмите, ежели желаете, только я от вашего мужа никакой пользы не имела. Берите, богатейте! — продолжала Паша, оскорбленная угрозой стать на колени. — А ежели вы благородная... законная ему супруга, то и держали бы его при себе. Стало быть! Я его не звала к себе, он сам пришел...
Барыня сквозь слезы оглядела поданные ей вещи и сказала:
— Это не всё... Тут и на пятьсот рублей не будет.
Паша порывисто вышвырнула из комода еще золотые часы, портсигар и запонки и сказала, разводя руками:
— А больше у меня ничего не осталось... Хоть обыщите!"

Здесь вроде бы количество упоминаемых изделий и камней поражает воображение нашего современника и вызывают недоумение денежные расчеты, но на самом деле, как теперь понятно, речь идет об очень небольших, скромных украшениях.

Еще была совсем маленькая подвеска с лошадиными головами, которые я зарисовала. На фотографиях в сети я ее не вижу. Примечательно, что головы изображены в непарадном ракурсе, что особенно неожиданно для маленького рельефа.

Из интерьерных предметов есть шкатулки, подарки к разным юбилеям, в том числе военным, с военной атрибутикой. Есть настоящий многофигурный настольный памятник в виде утеса, на нем всадники, на вершине спешившийся наблюдатель, внизу товарищи держат его лошадь.

Часы:
5M8VMYJ6XAQ.jpg


Подарочная лошадь по эскизу Клодта:
XWKpg8DtgN4.jpg


Лошадь очень хороша, не только как изделие, но и как пользовательное животное. Модель специально подобрали достойную.

Церковное:
_ErUlIF_MC8.jpg

Еще много других литургических предметов, митр, иконы в окладах, дарохранительница, преподнесенная царевичу Алексею.

Фото из Интернета

Другие интересные отзывы с фотографиями: https://otzovik.com/review_9183639.html
https://shakko-kitsune.livejournal.com/1468473.html
 
Я тоже была на этой выставке, но не очень впечатлилась, было ощущение, что они пытались просто на имени Фаберже поднять интерес к выставке, ведь самой этой мастерской было всего несколько работ. Очень впечатлили 2 вещи - брошь с потрясающей красоты и качества аквамарином и блюдо из серебра с имитацией тканевой салфетки. С очень-очень похожей имитацией ткани, сделанной из серебра.
 
Задача такой выставки - показать культурный контекст. Показать, что кроме Фаберже в нашей стране в определенный исторический период производителей изделий такого типа и уровня было много.

Хлебница фирмы И. Хлебникова:
xC4Ie0lQBuU.jpg

Брошь с аквамарином:
P607CGH_kZs.jpg


На набережной Фонтанки набрела на частный Музей Фаберже, но времени не было туда зайти, жаль.

Забыла сказать о каталогах, потому что с каталогами... Увы, Исторический музей не балует нас изданиями, доступными по цене. С открытками к выставкам совсем никак. Есть только полный каталог, очень дорогой. В очередной раз спасибо Эрмитажу, что хоть там больше вероятности найти что-нибудь доступное - кстати, сегодня пришла моя посылка с брошюрой о реставрации фигурок Клодта и не только. А сын с утра решил сделать у себя военный музей и даже запустил туда экскурсию.
 
Последнее редактирование:
IMG_20200417_091455.jpg IMG_20200417_091035.jpg Вот моя собственная фотография, тут лучше видно, почему мне понравилась эта хлебница :)
 
Оказывается, сегодня международный день кофе. Эрмитаж в своей группе показывает вот такой кофейник из Кобальтового сервиза (1785-1786 г.), подарен эрцгерцогом Австрии Иосифом II великому князю Павлу Петровичу, будущему императору Павлу I.

Здесь плохо видно, но эти пузырьки темно-синего цвета. Очаровательная вещь.

2ahtotiSE3k.jpg
 
Лошадь очень хороша, не только как изделие, но и как пользовательное животное. Модель специально подобрали достойную.
Это известная лошадь?
На набережной Фонтанки набрела на частный Музей Фаберже, но времени не было туда зайти, жаль.
Он частный разве? Я там была осенью 2016-го, когда мне после операции нельзя было верхом ездить. Сейчас вот нашла у себя:
Еще забыла написать, что на позапрошлых выходных сходила в Музей Фаберже. Оказывается, и такой в Питере есть. Довольно богатый музей прикладного искусства, живопись немножко тоже есть. Даже маленький пейзаж Ренуара. И очень неплохие Айвазовский и Семирадский.
Сейчас хорошо Семирадский помнится. А про Айвазовского помнится, что картина на очень интересный сюжет (там Моисей нас переводит через Красное море) висит так высоко и неудобно, что ничего не разглядеть.
 
Не знаю, что за лошадь была моделью. Но такие изделия делаются по эскизам с натуры. Я сказала, что вижу: хорошая верховая лошадь.

Выбирая однажды научному руководителю кружку с конями, я сразу однозначно забраковала ту, где была нарисована лошадь с мягчайшими бабками, какие крайне редко, к счастью, встретишь в жизни. И мне глаз царапает, и иппологу такое дарить нехорошо.

Да, Музей Фаберже частный, создан на основе покупки Вексельбергом коллекции М. Форбса.
 
Сверху