Встал вопрос о том, что когда предоставляешь услуги по организации конных походов, какие должны быть документы у конюшни для безопасного проведения этих походов. Какие инструктажи проводить? Кто проводить будет? И какими нормативными документами нам пользоваться?
Вопрос очень серьезный и своевременный.
На сегодняшний день единых требований как таковых не существует, поэтому сейчас каждый творит, что хочет.
Но в данный момент в правительстве РФ разрабатывается государственный профессиональный стандарт "Инструктор-проводник", т.е. создается новая профессия. Стандарт подразумевает подразделение на виды туризма, в частности и на конный тоже.
По факту сопровождать группу на маршруте должен специально обученный человек. Такое обучение можно будет проходить на базе соответствующих уполномоченных организаций. Но это в скором времени. Пока что водят все, кому захочется. Из-за этого и случаются трагедии как в Карелии.
Что касается инструктажей, то обязательно всех туристов, выходящих на маршрут необходимо проинструктировать о правилах поведения:
- на конюшне
- при движении верхом на маршруте
- при уходе за лошадью на маршруте
- на привале/биваке (для маршрутов с привалами и ночлегами)
- о потенциальных опасностях маршрута (крутые склоны, переправы, насекомые, змеи и т.п.)
Обязательно заведите журнал, к нему приложите тексты инструктажей, а туристов не сажайте на лошадь, пока не распишутся в том, что ознакомлены.
Очень много споров вызывает необходимость использования шлемов туристами "покатушечниками". Поверьте, вы сэкономите себе десятки тысяч рублей денег, приучая своих туристов к неукоснительному соблюдению правил ТБ!
Даже ваши "лучшие друзья и постоянные клиенты" высосут из вас до копейки через суды в случае травмы на маршруте. Не надо доверять фразам, типа, я с пеленок в седле, у меня третий разряд по конкуру и тп. С такими чаще всего что-то и случается.
Что касается нормативных документов, то сам текст инструкции - это внутренний документ, который утверждается локальным актом. Но при составлении инструкции следует придерживаться
Постановления Минтруда РФ от 17.12.2002 N 80 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда". Также полезным будет
предыдущий документ 2001 года.
И помните, что расписки с фразой "обязуюсь не предъявлять претензий" никакой юридической силы не имеют. И если человек себе что-то сломает, то он вправе идти в суд за компенсацией. А суд уже решает, виноват ли организатор в травме клиента или нет, всё ли было сделано, чтобы уберечь клиента от травмы.
А статьи бывают разные.
От элементарной "халатности" или "оказания услуг ненадлежащего качества" до серьезных типа "причинение смерти по неосторожности".
И чем больше шагов вы сделаете, чтобы прикрыть свой зад, тем в большей сохранности будет ваш кошелек.
А что касается травм, то как это ни горько звучит, но мы можем сделать всё от нас зависящее, но если дурак сам покалечился, виноватым он окажется очень редко!