Верховая езда и вождение автомобиля

Пынгвын

Участник
Предлагаю абсолютно непрактическую тему, однако же местами любопытную.

Все знакомые мне водители, практикующие верховую езду (или же всадники, практикующие вождение автомобиля), всегда в том или ином контексте сравнивают эти два вида деятельности.

Понятно, что есть немало общего. Прежде всего, то, что лошадь веками рассматривалась как транспорт. На лошади, как и на машине, ты перемещаешься из пункта А в пункт Б не своими ногами, а с помощью мощного посредника между тобой и землей. И от тебя в большой мере зависит то, насколько это перемещение будет безопасным и комфортным для тебя и окружающих. А дальше скорее идут различия…

Мне бы хотелось спросить здешних конников-автомобилистов, случалось ли вам сравнивать ВА и ВЕ?
Было ли такое, что один навык как-то повлиял на другой, дополнил его или, наоборот, помешал?
При рулении кого или чего вы чувствуете себя более уверенно и приятно? И почему?

По себе скажу, что хотя я гораздо более опытный и уверенный водитель, чем всадник, но именно ВЕ очень развила мое ощущение себя в пространстве (не чувство габаритов, а именно ощущение себя как длинного тела), что очень помогает при ВА, особенно в условиях зимней дороги.
Из пользы, которую привнесло ВА в ВЕ могу отметить только утешительное осознание того, что сложная поначалу деятельность, требующая большой координации и внимания, с опытом становится практически автоматической, легкой и приятной.
 
Из того с чем я сталкивалась - автомобилю подавались голосовые команды ну и мелочи типа руль на себя при торможении...
 
При езде в горку на автомобиле наклоняю корпус вперед, искренне полагая, что машине так легче. И, кстати, почему то так и есть))
ПРиподнимая авто над ямой, если не успеваю объехать, опять же наклоняюсь вперед. Хотя верхом никогда не прыгала.
 
я единственное четкое сравнение помню,когда я ездила по лесу,мне позвонил знакомый из соседней деревне,что у его кобылы колики. Я попросила мужа завести Жигуль свой,поставить его мордой в ворота и взять отшагать кобылу. На которой я карьером прилетела к дому,отдала ее отшагиваться и прыгнула в машину. Было чуднО,сразу непривычно низко,шумно,и нет возможности резких поворотов.
А так вождение для меня-также привычно,как ходить пешком. Машина это как продолжение тела,ездить верхом я научилась раньше,чем водить.Поэтому не могу сказать-изменилось вождение или нет. Но четкость и опыт по трудным дорожным условиям-это занятия картингом и иногда езжу погонять по льду на автодроме.
 
На момент обучения вождению автомобиля я ездила верхом уже более 5 лет. Из 2 групп автошколы я была единственный конник. Со слов инструкторов мне легче всех из тех у кого не было вообще опыта вождения (мы все знаем про случаи поездить по бездорожью не имея прав) далось обучение вождению в городе. Экзамены все сдавала сама. С первого раза.
 
У меня небольшой опыт вождения, но всё же есть. Что хочу сказать: мне на лошади ездить проще(Возможно, потому, что ВЕ в моей жизни больше, чем вождения.), но на машине - безопаснее. Почему? Потому что авто - это железка. Её действия полностью зависят от тебя и она будет делать всё, что ты от неё потребуешь, не высказывая своего мнения. Нажал на педаль - ускорилась/затормозила, повернул руль - машина повернула. Она не будет разносить от любого чиха и не убьёт тебя, если только ты сам не убьёшься, едучи по дороге. Лошадь же - живое существо со своими "тараканами" в голове. Это твой партнёр, у него есть своё мнение, и оно не всегда совпадает с твоим. Но именно поэтому с ней(с лошадью) и интересно. Можно общаться, гладить, кормить и ещё много разного делать. Тем не менее, я не откажусь научиться водить хотя для собственного удовольствия. :)
 
что за бред,поговорить что ли не о чём? ВЕ и вождение не связано от слова совсем
 
Это точно. У меня муж научился водить,верхом даже в поводу не пробовал. У него все категории открыты,он не то что коневоз,он фуру в лесу вокруг деревьев запаркует,не напрягаясь.На квадре и снежике такие фортеля выделывает,при чем ВЕ вообще тут. Водить кому-то дано,кому-то нет. И от стажа не зависит.
Как и на лошади-кому то проще,баланс от природы"чувство лошади",а кто-то как буратино всю жизнь.
 
Не то вы начали сравнивать ;-) Надо велоспорт с ВЕ сравнивать.
 
что за бред,поговорить что ли не о чём? ВЕ и вождение не связано от слова совсем
Ну как же :)
Ученикам (взрослым) часто даю в кач-ве примера фразу: "Машину водите? Вот на лошади также как за рулем: но-стопом мониторинг себя (от макушки до пят), мониторинг ситуации вокруг (особенно если на манеже есть еще всадники, или на открытом плацу всадник должен на долю секунды раньше увидеть вылетающую птичку из кустов и среагировать), мониторинг коня. Также как за рулем - раз в три-пять секунд обзор дороги по зеркалам, на какую педаль нажать сейчас, какой поворотник включить и т.д. Внимательность! Мягкий взгляд. Потом, конечно, многое будет на автомате, но для начала, как первый раз с инструктором! Мозг работает за всех и во всех направлениях, глазки на шарнирах, тело чувствуем физически (а то есть любители посмотреть, что там с ручками/пяткой/с гривой у коня происходит. уткнутся и трава не гори)" Очень помогает понять, что ВЕ это не просто "сел и поехал" :)

но на машине - безопаснее. Почему? Потому что авто - это железка. Её действия полностью зависят от тебя и она будет делать всё, что ты от неё потребуешь, не высказывая своего мнения. Нажал на педаль - ускорилась/затормозила, повернул руль - машина повернула.
ой как не соглашусь :)
на дороге есть еще 350 тыщ участников не всегда дружащих с головушкой
папа мне всегда говорил: "не ты - так тебя! смотри за всеми!"

ну и машина хоть и железная, а, к примеру, заклинит что-нибудь и усё... у нее свое "мнение"
Но дай Бог нам всем безопасной езды!! На любых конях :)
 
Последнее редактирование:
на дороге есть еще 350 тыщ участников не всегда дружащих с головушкой
Так не сами же машины кидаются на других. За рулём сидит человек и уж коли он с головой на "Вы", то тут уж машина не при чём. Получается, что-таки машина зависит от человека.
 
вообще никак не связано вождение автомобиля и ВЕ.
Единственное, что можно хоть как-то притянуть - те, кого мягкие руки и в руль обычно не вцепляются. Но у меня недостаточно статистики для того, чтобы утверждать это 100%
 
Вот многие написали, что ВЕ и ВА никак не связаны и непохожи.
Я не думаю, что тут есть какая-нибудь истина, это скорее субъективные ощущения. Но много есть людей того сорта, которые эти две активности сравнивают. Во всяком случае, от всех своих знакомых конников-водителей, в том числе и от тренеров, я не по разу слышала по разным поводам: "Машину водишь? Так вот, тут примерно также…"
Кстати, может в этом и есть небольшая польза сравнения – почему бы не использовать одни имеющиеся навыки при обучении другим?..

Я вот ощущаю эти две езды скорее в ключе, описанном @Мышица_аа.
Во-первых, и ВЕ и ВА это деятельности, требующие высокой степени координации. Только в ВЕ это еще сопряжено с большим рядом физических умений, усилий и навыков, которым нужно обучаться, и которые нужно совершенствовать. Однако же если говорить о высокоточном управлении, то есть немало общего в точном и дозированном применении, скажем так, рук и ног, в использовании торможения и инерции и.т.д.
Во-вторых, вождение – это же не только техника. Это в огромной мере умение быстро и адекватно оценивать обстановку на дороге. Да и вообще особенности окружающей среды. С водительским опытом приходит умение "слышать задом" и работу машины, и особенности дороги, и ветер, и состояние резины, и баланс колес и еще массу параметров. Но для вождения машины это умения, скажем так, десятого уровня, это уже тонкости. А вот "слушанье лошади", хотя бы минимальное, – это умение первостепенной важности, так как от этого весьма зависит успех взаимодействия с ней. И, кстати, через лошадь мы часто слушаем и окружающий мир, от грунта до каких-то раздражителей, опасностей. Поэтому ВЕ, как по мне, очень обостряет умение "слушать" и чувствовать среду вокруг себя.
В-третьих, и ВЕ и ВА – это со-движение нашего тела с каким-то другим с использованием чужой энергии. И ощущение себя в пространстве, а также чувство перемещения, чувство и расчета скорости и расстояний – вполне себе общие моменты.

Из моих наблюдений конники, которые раньше научились ездить верхом, чем водить машину, отмечали что при обучении вождению у них было меньше проблем, чем у одногруппников. Но какого-то очевидного влияния одних умений на другие не озвучивали. Те же, кто раньше сел за руль, чем в седло, все отмечают положительное влияние ВЕ и часто сравнивают два "вождения".

А вот телесные привычки, привнесенные из ВЕ – там, отрабатывать поясницей "лежачих полицейских", сопровождать корпусом поворот – это из разряда темы "Вы конник, если…":)
И, хочу сказать, что если многие из таких привычек для машины безразличны, то некоторые из них, "усвоенные задницей в седле", могут быть очень полезны. Например, использование посыла, а не торможения при некоторых видах сопротивления.
 
Из своих наблюдений при ВА могу отметить, что руль держу в нижней его части и при торможении немного тяну на себя:D
Да, еще корпусом повороты сопровождаю:)
 
Я водитель практически профессиональный, можно сказать - кроме обыкновенных легковушек, хоть газель, соболь, и даже "буханку" (уазик-коробочку)- на любые расстояния, муж от меня офигевал, и не только он, но и его коллеги-профессионалы. Больше 20 лет водительский стаж, только с верховой ездой (на которой стаж почти 40) даже в голову никогда не приходило сравнивать. Да, хороший глазомер и хорошая реакция и на лошади очень важна, но все же это настолько разные вещи... И "тпру" за рулем даже в голову не приходило (только если муж за рулем, а я просто рядом))), вообще движения и там и там - разные были всегда.
 
У меня всегда проводится ассоциация с каретой на пару голов в центре абсолютно неровного города практически без тормозов)))
После нескольких лет выезов на свадьбы, честно скажу - уже вообще все равно, какая железка под задницей))) УАЗик - вообще родной, как вода поднимается в речках и нива уже капотом черпает - только на нем и езжу)))
После того, как я научилась строить маршрут по городу БЕЗ ливневок (первая ливневка, после которой мартрут стал тщательно просматриваться, была преодолена галопом в правом ряду в лучших конкурных традициях. Лица пассажиров рядом едущей машины до сих пор вижу как вчера и как из замедленной съемки в лучших традициях голливуда: открытые рты и летящие выше крыши автомобиля кованые копыта), рассчитывать скорость на подъемах перед каждым светофором так, чтобы не остановиться ни на шаг (у кареты были очень слабые тормоза, на спусках/подъемах не держали, и утягивали за собой лошадей, потом карета становилась неуправляемой и утыкаясь куда-нибудь останавливалась. Первый раз у меня был бордюр, после которого были сделаны выводы и больше происшествий не было), раньше лошадей видеть люки/летящие газеты, пакеты, собачек, птичек и т.д., ну много еще всего, и апофеоз - салюты и марши духовых оркестров))) До сих в пор в шоке, что выжила сама и кони все целые!!!
 
Я когда-то слышала иидею, что хорошие водители становятся хорошими всадниками и наоборот (в смысле хорошие всадники легко учатся вводить). Не знаю. Я как-то очень по разному ощущаю себя верхом и за рулем. Отрабатывание корпусом поворотов больше из БИ, чем из ВЕ. Сидеть в машине явно удобней, а вот своих глаз и мозгов у нее нет и если что оона не поможет.))) Зато она не прыгает и не пугает, сознательно во всяком случае.)))
 
ВА и ВЕ вещи, конечно, разные и малосравнимые. Но лично у меня сложилось впечатление, что моя привычка ежесекундно мониторить происходящее вокруг, скача карьером в поле, перешла на вождение тоже, что сильно упрощает мне жизнь и не раз меня на дороге выручало.
Водить машину я начала позже, чем лошадь. Был забавный момент, когда я первые села за руль. После первого разгона и торможения инструктор меня похвалил, а я на автопилоте начала поглаживать руль и хотела сказать машине "хорошая лошадка, молодец!" :D
 
Не умею водить машину. Боюсь. Муж когда-то пробовал учить, но я просто в ступор впадаю от ужаса, когда она "сама едет". С лошадью все по-другому. Ее чувствуешь. С ней происходит обмен эмоциями. Я хочу двигаться - передаю свое желание ей - она двигается. Ну, иногда и без моего желания двигается, увы:oops:. Но все равно понятно, как это происходит. А как двигается машина? Она же не живая! Вообще у меня проблемы с этими неживыми объектами. И с велосипедом сложно очень, и с лыжами. Вечно они сами куда-то едут по непонятным мне причинам. Своим телом я плохо управляю, координация ужасная, реакция никакая. А еще меня укачивает в сон. Не, вождение машины мне категорически противопоказано. А с живым существом можно договориться. Оно может сознательно сопротивляться, конечно, но чаще поддерживает, страхует, исправляет ошибки. Так что верхом мне хорошо.
 
Сверху