Для примера наглядного вот формирование месячного бюджета для среднего КСК, без особого пафоса не Прадара или Отрады, а так среднего уровня не гнушающегося прокатом в том числе и потоковым. Но ,и предоставляющего услуги постоя.
Рассмотрим формирование расходной части с комментариями.
Все расходы можно разделить на три условные группы:
1. Обязательные расходы, без которых невозможно существование КСК, это корма, ФОТ, коммуналка, аренда либо возврат кредита либо возврат кап. вложений, хоз. расходы на осуществление ухода за лошадьми.
2. Инвестиционные расходы сюда входят все улучшения и в том числе текущий ремонт КСК. Так же возможны рекламные расходы по привлечению новых клиентов, в том числе и проведение стартов по КС,
3. Переменные расходы, т.е. все расходы возникающие по ходу работы предприятия, но без которых вполне можно обойтись. Сюда входит и расходы на легализацию, и на взятки, и на многочисленные ништяк как то круглосуточная охраны, покупка трактора для уборки территории, содержание спортсмена для выступления на лошадях КСК в рекламных целях, и прочие многочисленные статьи расходов конечный перечень коих ограничен лишь фантазией владельца КСК.
Задача владельца бизнеса если конечно конные проекты можно рассматривать с точки зрения бизнес модели в общепринятом понимании, качественное обслуживание клиентов и как следствия получение максимальной чистой прибыли с минимизацией расходов и убытков.
Вот как раз моменту минимизации расходов стоит уделить внимание, поскольку обычно именно на данном моменте прогорают множество конюшен небольшого либо среднего уровня.
По группам расходов ситуация следующая, сокращение первой группы расходов приводит почти всегда к существенному ухудшению качества предоставляемых услуг, реально сократить к примеру расходы на корма без потери качества возможно только в сезон и то при условии крупнооптовой закупки ,к примеру овса в сентябре от 15 тонн, либо сена с полей минуя склад в июне. Сократить серьезно коммунальные платежи за воду и электричество возможно при переводе отопления в зимний период на альтернативное электронагревателям.
Сократить ФОТ, в принципе невозможно, есть нагрузки на персонал реальные и обоснованные, и пир экономии на количестве работников, либо на их качестве, либо на оплате труда выльется в очень короткое время в снижения качества работы, а на конюшне данное обстоятельство чревато снижением качества предоставляемых услуг.
Экономия на арендной плате за помещение и землю в принципе невозможна, т.к. арендодатель никогда не пойдет на снижение ставок, как правило он лучше потерпит убыток и выставит лошадей на улицу.
Возврат кредитных либо иным способом заемных средств а так же инвестиций изначальных в кап. вложения, это та статья расходов про которую как правило забывают многие владельцы КСК ,но это обязательная ежемесячная статья
расходов, даже если конюшня полностью построена на собственные средства владельца, надо учитывать, что если бы не существовало КСК, то деньги положенные в надежный банк приносили бы минимальный но процент, и минимально необходимо закладывать на данные расходы ставку рефинансирование Ц.Б. плюс 5% на возврат вложений.
Хоз. расходы, это все что входит в необходимые расходы на поддержание минимальной деятельности конюшни, закупка и починка шансового инструмента, покупка солярки при генераторном освещении, расходы на ремонт левад ,но не на ремонт более сложный как то к примеру покраска денников и стен. Тут экономия конечно возможна, но скорее за счет рационального использование ресурсов, иначе опять таки снижение качества услуг не избежать
2. Инвестиционные расходы, самые важные при планировании бюджета, поскольку только за счет конкуренции на рынке возможно держатся на плаву, либо второй вариант за счет глубоко нишевого предложения, как пример конюшня для Эльфов, или чистое НХ, или вестерн конюшня, либо гуру конюшня рассчитанная на работу с одним "мастером" либо по "единственно верной методике". Это обособленные варианты развития бизнеса с совершенно иной идеологией и несмотря на имеющиеся на отечественном рынке примеры все же скорее исключение из правил.
В первые 10 лет существование любого конного проекта, его привлекательность для рынка и следовательно для клиентов определяется как раз умением владельца грамотно распределить как правило не столь огромный инвест. бюджет на верные и самое основное необходимые именно в данный момент времени для проекта задачи.
Ну и естественно сократить по мере возможности все остальные стати расходов в пользу инвест. бюджета.
В основные задачи инвестиций входит плановый и катальный ремонт зданий и плоскостных сооружений, закупка необходимого инвентаря к примеру набороа препятствий для конкура, строительство новых сооружений либо глобальная реконструкця уже имеющихся, покупка земли для целей расширения деятельности КСК и многое иное.
Ну и наконец основной пункт расходов на который стоит обратить внимание- это переменные или еще можно сказать необязательные расходы, как раз умение менеджмента конюшни грамотно определить какие расходы следует отнести к необязательным и как именно возможно их минимизировать при невысоких рисках и будет успешность проекта в целом.
Расходы на легализацию затронутые в данной теме достаточно подробно и с разных точек зрения, должны быть минимальными из возможных, поскольку на всем протяжении бизнес истории предприятия налоговая нагрузка при официальном оформлении бизнеса будет иметь место быть, то лучше заранее предусмотреть все варианты решений с наибольшей эффективностью для сохранности оборотных средств. При невозможности в силу различных причин вести работу полностью в черную, расходы на государство не должны превышать константу для средней конюшни на 30-50 голов в 5 тыс руб в месяц. Или при доходной валовой части бюджета размером в 500 тыс не выше 1%. Если данный порог завышен риски неэффективного управления слишком сильно будут влиять на развития всей бизнес модели.
В общем статья переменные расходы куда входят и непредвиденные расходы к примеру на взятку вет. врачу при просроченном входном вет. свидетельстве или расходы на охрану при нахождении КСК в неблагополучном месте, должны составлять не более чем 10% от общего валового месячного дохода, т.е. при тех же 500 тыс не выше 50 тыс в месяц.