Конкурная выездка или нужна ли выездка конкуристу?
В качестве предисловия, из воспоминаний Ивана Кизимова, двукратного чемпиона Олимпийских игр по спортивной выездке:
В Ленинграде с 1957 по 1960 год тренировал конкур. Могу сказать, что, хотя чемпионов в конкуре у нас не было, но команда входила в четверку лучших и всегда имела зачет на Спартакиадах народов СССР. Я сам прыгал в составе этой команды и помогал выезжать лошадей спортсменам. Много внимания уделял выездке. Ведь конкурная лошадь должна как минимум ходить Малый приз. Она должна уметь менять ноги, делать быстрые повороты. Вообще, любая лошадь должна быть выезжена, вот вам пример.
Еще в Новочеркасске у меня был в троеборье конь Хитон венгерской породы и небольшого роста. Он был участником 10 соревнований по троеборью всероссийского уровня. В том числе и подо мной. Его готовили даже на первые Олимпийские игры, в которых участвовала советская команда, в 1952 году, хотя он туда и не попал. Этот конь был у меня хорошо выезжен — кроме пиаффе, я делал на нем все элементы Большого приза. Я его оставил в Новочеркасске, а на следующий год приехал в Ростов уже с ленинградской командой, смотрю — на Хитоне едут Большой приз. А выезжен-то он был мной.
Из собственного опыта
В 2019 году, когда я волею судеб попал к старшему тренеру Новрузову Исаку Керимовичу. На тот момент я ощущал себя достаточно хорошо сидевшим в седле всадником, который уже прыгал на тренировках 50-60 см и был этим очень горд. Правда, и страх прыжков уже появился, пару раз закидывался, падал и прикладывался ребрами о жерди. В стартах ни разу не участвовал и думал, что маршрут запомнить в принципе невозможно, особенно на полчаса до выступления. Вопрос выбора дисциплины на тот момент не стоял, и когда тренер спросил меня о спортивных целях, я ответил, что хочу прыгать 140 на городе. Выездка на тот момент была для меня непонятной дисциплиной, где есть сложные элементы, как рысь на месте, переминаясь с ноги на ногу, или эти «непрактичные» серийные менки.
Конкур или выездка?
Почувствовав себя уверенно в седле, многие всадники выбирают прыгать конкур и пренебрегают выездкой, однако с метра и выше начинаются проблемы с управлением и взаимодействием с лошадью в целом. Заезд на препятствие контргалопом, непопадение в точку отталкивания, разносы после первых препятствий, невозможность подвести зад лошади для мощного толчка и другие вопросы, игнорируемые на малых высотах, выше начинают кусаться. Как следствие повалы, закидки, сопротивление лошади, падения и травмы.
Возможно, конкуристу не нужно осваивать все сложные элементы высшей школы верховой езды. Ему вряд ли на маршрутах пригодятся серийные менки, пассаж и пиаффе, а вот полупируэты и правильные вольты освоить придется. С необходимостью что-то делать со своей ездой на лошади я столкнулся на 110 см, когда еле проехал маршрут с повалами и прыжком в середину брусьев. Слава богу ноги у коня быстрые и он вытащил.
После старта я подошел к тренеру с необходимостью что-то менять в процессе своей спортивной подготовки. Ибо я не чувствовал уверенности в своей езде, не мог должным образом управлять лошадью и сделал значительно больше ошибок, чем на 100 см. Тренер ответил, что я наконец созрел до спортивной выездки.
Что же дает конкуристу именно выездка?
Ритм и дыхание. В шкале выездки спортивной лошади Ритм стоит на первом месте. Еще в 70х годах прошлого века было научно подтверждена взаимозависимость дыхания и движений лошади. Посмотрите труды Ласкова А.А. по подготовке лошадей к преодолению препятствий 1979 года. Ритмичное и активное движение позволяет глубже дышать и лучше насыщать организм лошади кислородом. Этот фактор крайне важен для прыжков, ведь без кислорода и энергии лошадь просто не сможет двигаться быстро и прыгать высоко и легко.
Сгибание и прямолинейность. Как ни странно, даже после 4-5 лет занятий конкуром не каждый всадник может выполнить ровный вольт 10 метров или просто проехать по прямой особенно на шагу. От препятствия к препятствию пара всадник лошадь должны отдохнуть и подготовиться к новому прыжку. Повороты должны проходиться плавно и ровно, не вываливаться плечом коня внутрь поворота и головой наружу. Лошадь должна быть правильно согнута, смотреть на следующее препятствие, а значит всаднику надо нужно уметь правильно сгибать лошадь вокруг внутреннего шенкеля. Отдельное внимание стоит уделить отходу от препятствия, не бросаться резко в сторону следующего. На маршрутах до метра без перепрыжек весь маршрут состоит из длинных плавных заездов, на которых всадники учатся соблюдать оптимальную траекторию и скорость движения, чтобы четко попасть на следующее препятствие и проехать весь маршрут в необходимую норму времени.
Остановки, подъемы и переходы. Людгер Бербаум на мастер классе в Максиме в 2019 году, а до этого и тренер сборной команды США по конкуру Джордж Моррис на мастер-классе в питерском Комарово в 2006 году уделяли огромное внимание контролю лошади. Бербаум советовал делать больше переходов особенно в местах, где лошадь волнуется (скопление людей, «страшные» откосы), а Моррис показывал, как переходы и остановки помогают справиться с разносами и сопротивлением лошади в целом. «Простая» задача – остановить лошадь в проезде перед вторым препятствием может оказаться невыполнимой, если лошадь не слушает всадника, и «сама знает», когда ей прыгать, а когда нет.
Прибавки и сокращения. Кажущаяся равномерность движения пары по маршруту на самом деле состоит из череды прибавок и сокращений. В заездах лошадь растянута и движется свободно. В поворотах скорость «автоматически» падает и лошадь надо двигать, чтобы сохранить темп движения. При выходе на препятствие, ее надо собрать, подвести зад – «сжать пружину» для мощного прыжка вверх и вперед. А прохождение тройных систем – вообще целое искусство, т.к. для сложности её преодоления курс-дизайнер может поставить расстояния так, что между первым и вторым препятствием лошадь надо сократить, а между вторым и третьим наоборот надвинуть, чтобы попасть в правильные точки отталкивания, сохранив импульс.
Менка ноги в воздухе. Сменить ногу требуется при изменении траектории движения, т.к. двигаться в повороте и заходить на препятствие контргалопом коню неудобно и сила отталкивания будет меньше. Мой французский рысак умеет, не снижая скорости, сменить ноги через рысь, но не в воздухе. Учимся делать правильно, менок через рысь на маршруте быть не должно.
Плечом внутрь или в три следа. Один из основополагающих элементов выездки. Многие более сложные элементы являются его производными: вольты, принимания, траверс/ранверс и, конечно, полупируэты, помогающие сэкономить ценные секунды и не упасть в крутом повороте.
Я уже второй год грызу гранит спортивной выездки. Тяжело, но постепенно появляется совсем другая осознанность верховой езды, включаются неведомые доселе инструменты управления лошадью. Не обязательно в выездку погружаться с головой, как я, но и пренебрегать ее элементами тоже не стоит. Независимо от вашей спортивной дисциплины, ваша пара должна уметь делать правильно базовые вещи, которые покажут, что лошадь выезжена, а всадник умеет управлять ею, чтобы показать красивую и эффективную езду.