Тут немного о самой породе:
"...
Фризская порода
Самые – самые черные
На Западе этих лошадей иногда называют "черными жемчужинами", ведь фризская - одна из самых красивых и необычных упряжных пород мира.
Фриз - лошадь крупная (158 - 165 см и выше), массивная, очень костистая, но элегантная, несколько высоконогая, с ярко выраженным упряжным складом. Корпус широкий и глубокий, но немного растянутый, спина длинная и нередко мягковатая. Рыхлость конституции скрадывается высоким ростом и растянутостью форм. Шея у фриза с красивым легким изгибом, очень высоко поставленная, а голова крупная, длинная, с почти прямым профилем и длинными строгими ушами.
Наиболее запоминающаяся особенность фризской лошади - очень длинные и густые щетки, покрывающие костистые мощные ноги от скакательного до запястного сустава и ниспадающие на большие черные копыта (так называемая фризистость). Кроме того непременным атрибутом фриза являются пышные и очень длинные грива и хвост, а также вороная без отметин масть, которая стала своеобразной визитной карточкой породы. Впрочем, это единообразие масти сложилось сравнительно недавно: еще в начале XX века 44 % фризов были гнедыми, а в средние века попадались даже чубарые.
Фризская лошадь очень эффектна на рыси: ход у нее высокий, но более машистый, чем у испанской лошади. Возможно, именно крутой ход фриза стал причиной распространения мнения о его слабосилии: слишком много энергии лошадь затрачивает на поднимание ног. Темперамент у этих лошадей энергичный, но уравновешенный, что позволяет использовать их и для любительской езды.
Особенность фризской породы в том, что она занимает место, промежуточное между лошадьми испанского типа и тяжелой "холоднокровной" лошадью, происходящей от северной лесной расы. Отсюда универсальность фриза, который, оставаясь типичной упряжной лошадью, проявляет большие способности к выездке, выполняя ее сложные элементы как в руках, так и под седлом. И в то же время эта порода имеет четкую специализацию, так как это в первую очередь каретная лошадь с хорошо развитой рысью.
Фризская лошадь происходит из Голландии, точнее из области Фрисландия, народ которой сохранил старинные традиции и язык, близкий к древнеанглийскому. О лошадях германского племени фризов упоминал еще Юлий Цезарь; считается, что они произошли от местной тяжелой лошади и коней, приведенных завоевателями-кельтами. Тогдашние фризские кони, наверное, напоминали других европейских "аборигенов": римский историк Тацит (55 - 120 гг.) писал, что они были крепкими, универсальными, но некрасивыми. Их потомки, облагороженные отбором, в средние века представляли породу крупных и тяжелых боевых коней, на которых голландские и германские рыцари отправлялись в крестовые походы. Некоторое улучшающее влияние на фризскую породу оказали приведенные из походов восточные лошади.
Со времен древнего Рима фризская лошадь оказывала влияние на английское коневодство: фризы на своих конях составляли вспомогательные отряды римских легионов на Британских островах. Но и после ухода римлян торговые связи с Нидерландами позволяли фризской лошади проникать в Англию и Норвегию, где ее использовали для улучшения местного коневодства. Поэтому норвежская порода гудбрансдаль, а также феллский и дэйлский пони из Англии напоминают уменьшенных фризов. Фризы были и в числе предков шайрской породы.
В 1568 - 1648 гг. Нидерланды были оккупированы Испанией. В этот период сильное влияние на фриза оказали андалузские и берберийские лошади. Андалузская кровь придала фризу особую величавость и картинность. Возможно, эти скрещивания способствовали также распространению в прошлом в породе серой масти: светло-серый фризский жеребец изображен на картине голландского художника XVII в. Паулюса Поттера, а из 8 голландских лошадей, приобретенных для завода графом А. Г. Орловым, только две были вороными, остальные же, в том числе и мать Барса I, - серыми.
Когда тяжелая рыцарская кавалерия утратила свое значение, на первое место вышла более легкая и поворотливая испанская (андалузская) лошадь. По мере распространения нового, верхового типа лошади сокращалось использование фриза под седлом, он все больше превращался в лошадь каретную. В период барокко фризов разводили в датском королевском конном заводе Фредериксборг и в заводе архиепископа Зальцбургского: они оставались парадными лошадьми знати и королей.
Однако постепенно порода из дворцовых заводов перешла в руки голландских крестьян. И тогда, в XVIII - XIX вв., фризская лошадь привлекла к себе внимание уже в новом качестве: она стала знаменитой благодаря выдающейся по тем временам резвости на рыси. Особо отличавшиеся "рысаки" назывались гардтраберами (harddravers); несмотря на высокий ход, их результаты приближались к 2 мин. на 1 км. Испытания гардтраберов проводились под седлом и на очень короткие дистанции, причем на старт выходили только две лошади.
В этот период фризские гардтраберы использовались при создании специализированных рысистых пород: орловской, норфолькской, американской. По-видимому, голландским гардтрабером был и дед по матери родоначальника норфолькской породы Шельза. Из всех исходных пород именно фризская больше всего повлияла на появление рысистых качеств у орловских лошадей. Кроме того, орловский рысак унаследовал от фриза и некоторые черты экстерьера: крупный рост и костистые ноги с большими копытами, украшенные щетками чуть большей длины, чем у лошадей большинства полукровных пород, в том числе и легкоупряжных. Возможно, и вороная масть распространилась среди орловцев отчасти благодаря фризской крови.
Золотой век гардтраберов все же кончился: держали их обычно спортсмены-любители, а разводили лошадей крестьяне, которые рысистым спортом не интересовались. К тому же к концу XIX в. широкое распространение получили ипподромы и специализированные беговые породы, с которыми фриз уже не мог соперничать. В результате и эта область применения старинной породы стала сокращаться, что привело к уменьшению численности фризов. В целях сохранения породы в 1879 г. было создано "Общество племенной книги фризских лошадей". В тот момент оно ставило перед собой задачу разведения относительно некрупной лошади, годной для сельскохозяйственных работ. Но все же конкуренция с ольденбургской и другими рабочими породами привела к тому, что в 1913 г. осталось лишь три чистопородных фризских жеребца. Тогда голландским фермерам удалось спасти породу и, используя вводные крещивания с ольденбургами, сохранить популяцию. Но в 60-х гг. из-за повсеместного вытеснения лошади техникой порода пережила второй кризис: в 1965 г. было зарегистрировано всего 500 фризских кобыл. И снова любители фризской лошади встали на ее защиту. Порода не только была спасена, но и приобрела широкую популярность.
В последние годы пребывавшие в забвении с XIX в. старинные породы Европы, воплощающие идею "лошади барокко", в том числе фризы, переживают настоящий ренессанс. Интерес к ним растет. Фризы выступают в цирках и различных шоу. Прекрасной нишей для этой породы оказался популярный на Западе экипажный спорт (соревнования запряжек). В Нидерландах упряжка фризов составляет официальный королевский выезд и открывает ежегодную сессию парламента. Фризов разводят уже не только в Голландии, но и во многих странах Западной Европы, в США и Южной Африке. В 1992 г. насчитывалось 12 000 чистопородных фризских лошадей...". (скопировано с
http://www.konivgorode.ucoz.ru/forum/54-212-1)