Re: Я помню, как все начиналось... (галопом по Европам)
Выехали мы из Венгрии, двигаемся транзитом по Словакии, вовсю крутим головами, ловим последние мгновения пребывания в Европе... все же жизнь там кардинально отличается от нашей. А в голове прочно сидит идея, что надо ездить, надо путешествовать, пока есть время, возможность... иначе так и не увидишь ничего.
Проезжаем мимо гор, горнолыжного курорта, проезжаем крепость Зволен. И прям сердце щемить начинает. Ну нет у нас возможности каждые выходные ездить туда, например, отдыхать, дорого выходит слишком, но так хочется... Словакия мне понравилась. Как. впрочем, и почти вся Европа, где мы были. Аккуратненько, чисто, ухожено. Но к Польше после некоторых событий, несмотря на ее аккуратность и ухоженность, отношение двоякое... Но продолжим путешествовать по Словакии. Здесь везде, справа, слева стоят совсем обычные домики, у нас тоже есть похожие, но все равно чувствуется, что здесь ты не дома. И с одной стороны уже и к себе домой хочется, а с другой - там настолько хорошо, люди совсем другие, что и уезжать не хочется совсем. Зимой или весной хочу в тур по Европе. Кто со мной?
В Словакии же сделали очередную санитарную остановку - появилась возможность потратить деньги, купить чего-нибудь вкусного в магазине на заправке. Что в общем мы все и сделали. И автобус еще больше наполнился звоном бутылок, шелестом пакетов с печеньем, оберток шоколада. Словацкое пиво, как рассказали мне, человеку несведущему, ценится не намного меньше чешского
Снова напихали сумки, подивились, как же они до сих пор не разошлись по швам, и поехали дальше. На фоне у нас шли "Интерны", потом "Приключения итальянцев в России", затем "Любовь и голуби" ("Людк, а Людк?"
)
Сидеть на своем месте было уже скучно, тем более, что дорога обещала быть очень захватывающей и красивой, тем более, что впереди нас ждал Краков. Ну и пусть мы едем по нему ночью, все равно ведь это Краков, правда?
Пользуясь особенным положением дочери и особым расположением ко мне водителей попросилась на эту, краковскую, ночь на место экскурсовода. В смысле, не рассказывать сонным туристам о красотах города, в котором никогда не была, а сидеть на том месте, где обычно сидит экскурсовод. На том самом откидном стульчике, который находится впереди, прям за лобовым стеклом. Чтобы видеть, смотреть, наблюдать, замечать, любоваться... они даже не сопротивлялись, предупредили, правда, что не поспишь там особо: неудобно и непривычно, но меня это не пугало. Подумаешь, 4-ая бессонная ночь подряд. После 3-х бессоных подряд 4-ая уже не так заметна. Подумаешь, одной больше, одной меньше... На том и порешили. Заодно и спальник обещанный мне освободится, и водители смогут сами там спать, все же ночной переезд для не так прост, как обычное, дневное передвижение. И больше внимательности, концентрации и сосредоточенности требует... Может, и не так, конечно. У меня нет опыта вождения автобусов ночью, да и вообще опыта вождения, но как мне кажется...
Виктор сразу сказал сынку Саше
, чтоб тот уступил на ночь козырное бессонное место "малой" (то бишь мне), да Саша и сам рад - расположился на двух сиденьях за водителем, вытянул ноги, положил голову на подушку - и уснул. А мы поехали. Пожалела я о том, что села вперед уже через несколько часов после отъезда, "но Краков, - твердил мне внутренний голос - того стоит"!
Сидеть впереди, скажу я вам, потрясающе интересно. Дорога кажется совершенно другой, видишь все повороты, видишь все, что вообще впереди происходит. В машине ездить не так. Здесь как-то все глобальнее, выше, мягче... Я почти влюбилась в это место, в этот такой родной стульчик, в это лобовое стекло... правда, сидеть там было немного прохладно, поэтому притащила плед, закуталась в него, и мы продолжили дорогу.
Наступила ночь, автобус уснул. Ходить к своему законному месту в салоне оказалось довольно проблематично. Везде в проходе висели руки/ноги/головы, слышалось недовольное бурчание разбуженных моими перемещениями туристов, поэтому я постаралась пройти скорее, взять все, что нужно и больше туда не возвращаться.
Не спали, по-моему, только мы с Виктором, который устроил мне настоящую экскурсию по ночному Кракову.
- Посмотри направо, это то-то, посмотри налево, это то-то, посмотри вдаль, видишь, там виднеется то-то... а вот проежаем мимо того-то... В общем, сидела я, наслаждалась и от всей души радовалась тому, что додумалась на это место попроситься.
Но вскоре, даже несмотря на плед, начала замерзать. Виктор включил печку "а то дочка мерзнет, непорядок
", но уже через какое-то время прибежал встревоженный Николай и сразу возмутился:
- Вы что тут устроили, в автобусе уже дышать нечем
А это все дочка грелась))))) Пришлось укутаться еще сильнее, а печку сделать не такой горячей
Так и прошло 4 часа, потом наконец проснулся Николай и пришел сменить напарника. И мы продолжили дорогу.
Вообще, как рассказывали водители, в Европе очень строго следят за рабочим временем водителей-международников. Каждый водитель туристического автобуса должен быть за рулем не более 8 часов в день, да с перерывом: 4 и 4. У каждого из них имеется какое-то устройство типа диска, вставляемое в специальный отсек типа сд-проигрывателя. На этот диск записываются все данные: время, километраж, остановки, скорость и т.д. И вот садится водитель за руль, вставляет свой диск и едет. Его и полиция может остановить, проверить, тот ли дискстоит, тот ли водитель за рулем. А если вдруг сменились, друг друга прикрыли, но штрафуют очень серьезно. Особенно строго с этим в Германии.
Но мы ездили по всем правилам. Рассказывали водители, что у них уже маршрут разработан: меняются на определенных заправках или на определенных стоянках. Поэтому и останавливались каждые 4 часа, чтоб и работали, и отдыхали они свое положенное время.
На одной из санитарных остановок Алена увидела, что сижу я не на своем месте и попросилась поменяться с ней. Мол, ей тоже хочется посмотреть дорогу и поболтать с водителями. А я бы легла на ее сидение (Катя - ее соседка улетела в Минск на день раньше с переломом, поэтому лечь там можно было очень удобно), но увидев глаза водителя, в которых читалось: "НЕЕЕТТТ"!!! НЕ соглашайся!!!!!!!", я естественно, меняться отказалась. Водителей тоже понять можно... ну достала их эта девушка. "Доктор Лобанов" - в шутку называли они ее
Приставучая уж очень, они даже в гостинице он нее прятались, чтоб не доставала
Хотя такой заманчивой казалась перспектива вытянуть ноги и поспать. Но с другой стороны... мне хотелось и дорогу посмотреть, и вообще полюбоваться теми видами, которых никогда в жизни не видела. Так мы местами и не поменялись. Как позже оказалось, меня это спасло.
Едем мы, я смотрю на дорогу и поражаюсь: как водители все это запоминают. Столько поворотов, столько развилок. На очередном повороте свет фар выловил из темноты на одной из лужаек маленьких щенков с мамой. Щенков было много, штук 7. Все они такие милые, на Терьку в детстве похожие, только цвета бурого. И такие маленькие, беззащитные, сонные... Мы с Николаем переглянулись, умиились и дальше поехали. Сон стал одолевать меня, но правду сказали водители, спать на этом сидении нереально. Закрываешь глаза и тут же падаешь в какую-то из сторон. Поэтому я кое-как, уцепившись за воздух, закывала глаза хотя бы на несколько секунд, потому что сидеть становилсоь все тяжелее.
И вот закрыла я глаза, только-только стала наслаждаться этим состоянием, как вдруг сильнейший удар, страшный звук, авторбус начало кидать из стороны в сторону. Как сейчас помню это ощущение... ощущение какой-то невесомости, нереальности происходящего, нас таскает по дороге то вправо, то влево, крутит... Пассажиры проснулись, в панике кричат, я в ужасе смотрю на Николая, он весь побелел, вцепился в руль так, что аж костяшки белыми-белыми стали и так громко, но очень сурово крикнул: "Тихо!!!!!!!!!!" А страшно так стало, не передать. Потому что сидишь ты в этой жестяной банке, летишь куда-то, понимаешь, что вот-вот и перевернешься, а сделать ничего не можешь. Такое ощущение, что автобус едет то на правой, то на левой стороне колес... Как Николаю удалось удержать автобус - непонятно. Но это было действительно чудом. Потому что тряхнуло его так, что думали: вот-вот перевернется. Я сидела и молилась и просто не соображла - это действительно происходит. Или просто страшный сон, который скоро закончится? И в этот самый момент нужно было собраться, взять себя в руки, забыть про эмоции - только холодный расчет - и повести себя так, чтоб удержать эту махину на дороге. На часах было 4.30 утра...
Наверное, этот день запомню навсегда. И буду его считать своим вторым рождением. А Николаю, который тихонько-тихонько заворачивая автобус, уменьшал ампплитуду его разворотов, который собрал в миг все свое умение, надо памятник ставить!
Так страшно не было никогда, била дрожь... Я думала, что у автобуса пробило колесо, но оказалось...
Оказалось, что какой-то поляк, заснувший за рулем, со второстепенной дороги, мимо знака "STOP" на полном ходу вылетел на главную. Причем, вылетел так, что со всей дури въехал в заднюю часть нашего автобуса. Нам не хватило проехать вперед всего метр, чтобы не встретиться с его машиной... Он бы, конечно, вписался в ближайшее дерево, местность оказалась сельской - дорога возле небольшого поселка Коск (или как-то так) в 100 км от границы. До трассы нам оставалось всего несколько десятков метров...
Во время столкновения со всех сторон на пассажиров внутри нашего полетели бутылки с вином. Как они никого не задели и не пришибли - загадка. Потому что "розочки" тот чудесного напитка выносили потом еще долго.
Вместе с водителем в той злополучной машине ехали 2 пассажира - пьяные вдрызг, но к приезу полиции они успели куда-то свалить, вся вина легла на того самого, уснувшего, которого спасла только подушка безопасности. Он оказался местным врачом, которого знали все в округе, сказал, что ехал от пациента и очень устал, а тут отказали тормоза. С врачами скорой, приехавшей на место аварии, он здоровался за руку. Естественно, после этого все было "шито-крыто". Нам потом дали посмотреть протокол. Поляку дали штраф... в 70 евро... за то, что он чуть не перевернул автобус, в котором находились 42 человека...
Из автобуса нас попросили не выходить, но через окно мы видели, что вокруг все светлось от мигалок. К счастью, в этом же поселке оказалось полицейское управление, поэтому прибыли они на место аварии очень быстро. Занимались они, правда, сключительно своим, поляком. Нашего водителя увезли в участок для дачи показаний, а показания свидетеля, который сам пришел в полицию, даже в протокол не внесли. Да что протокол... Его даже не собирались составлять, пока, только через час после аварии, не приехали МЧС, и не осмотрели автобус, из которого лилась жидкость. Они же и в оттащить его немного на обочину помогли, чтоб пробку не создавать, чтобы машины могли проехать. И все. Помощь пляков на этом закончилась. Ни хотя бы горячей воды - ничего. Даже скорая, приехавшая забрать водителя того автомобиля, подъехала к нашим только через часа 2 после случившегося. Поинтересовалась, все ли у нас в порядке.
Алена, ту самая, которая сидела на сидении в конце автобуса и предлагала поменяться со мной местами всего за пару часов до аварии, получила самые тяжелые травмы. Удар пришелся как раз в ту часть автобуса. Ее увезли в больницу с подозрением на сотрясение. Но тут поляки тоже отличились. Вести ее назад отказались, мол, сами приезжайте. Больница находилась в 30 км от места аварии... Но на чем приезжать за ней нам тоже не объяснили... Видимо, на разбитом автобусе
Потом оказалось, что кроме сотрясения у нее ушиб почек, огромный синяк на полспины и еще что-то. Несколько пассажиров получили ушибы, а остальные отделались испугом. В скорой не предложили даже льда... Всех лечили и приводили в норму своими силами и автобусовской аптечкой.
Хорошо, что была ночь, дорога пустынная, иначе, когда носило по дороге, точно зацепили бы кого-то еще... Я потом вышла посмотреть. Колбасило нас по дороге, носило из стороны в сторону где-то метров 30-40 после столкнвения.
Позже, когда наши мужчины смотрели место удара, сказали, что нас спасло только то, что удар пришелся по колесу - хоть какая-то амортизация. Иначе на непереворот даже рассчитывать не приходилось бы. Слишком скорость у машины была большая. Этот удар погнула заднюю штангу (или как это называется, я не сильна в автотерминологии), полностью разворотил мост над задним левым колесом, а на обочине на том месте, где все это случилось, стояли фуры с газом... Вообще страшно представить...
Да, я хлипкая, я слезливая... Меня колбасило и трясло. Я не могла сдержаться, и рыдала у Алены на плече, меня успокаивал Саша, потом под язык дали валокардин - и я потихоньку пришла в себя. Это сейчас смешно, тогда я писала домой смс, успокаивала маму... Хотя сейчас не понимаю, зачем вообще писала и пугала.
Я видела все это своими глазами. Была, наверное, одной из пары человек в автобусе, кто в это время не спал. Конечно, из спальника тут же выскочил второй водитель, естественно, Саша тут же вскочил весь белее белого. Еще накануне мы разговаривали с водителями о курении. Николай говорил, что куртить бросил 5 лет назад и с тех пор не курит вообще... И тут почти сразу после аварии я смотрю в окно и вижу его: сидит на обочине, обхватил голову руками и курит... Я не представляю, какой стресс он перенес, памятник ему за это ставить надо... мы потом все, каждый по отдельности, кто был в этом автобусе, ходили к нему и благодарили...
Саша вывел меня из автобуса, попросил не говорить никому, что я сидела впереди, чтоб предупредила девочек, потому что этого делать было нельзя. Ну об этом и так никто не знал, а в суматохе и не заметил, откуда с пледом я притащилась. А сейчас уже, наверное, все равно. Потом меня позвол Николай, попросил сходить с ним к машине и сфотографировать ее. Для их руководства. И мы шли с ним чуть ли не через полицейское оцепление. Увиденное меня впечатлило... У машины вообще не было переда.
В это время пассажиры автобуса легли спать дальше, а я не понимала, как они так могут. Только я закрывала глаза - видела ту обстановку, тот ужас, который творился в автобусе. Да и сейчас эта картина иногда всплывает перед глазами. Все спали. А мы с Сашей, водителями и еще парой человек сидели и не находили себе места. Вот же ж ситуация...
Николай очень сильно переживал и все время повторял: "Как так? Его не было на той дороге, мы ее почти проехали. Откуда он взялся????"
- Пипец! У водителей 30-й стаж работы. Автобусу всего 2 года... И тут такое... - сказал Саша, когда мы вышли из автобуса сразу после аварии.
Ближе к утру, когда совсем рассвело, мы, закутавшись в одеяла, стояли на улице. Шел мелкий дождик, но даже несмотря на него, сидеть в автобусе было невозможно. А после аварии там еще заклинило двери (открывались только вручную), багажник (не открывался вообще), не работала вся электроника, не прокачивался воздух. Полный трындец. Очень хотелось кушать и домой. По плану дома мы должны были быть уже около часа дня... И мне вспомнилась фраза Виктора, который на последней экскурсии в Будапеште на мой вопрос: "Откуда и зачем у вас столько еды с собой?", ответил: "Всякое быватет. А вдруг застрянем где-то по дороге, кормить вас придется".
Водители, конечно, тут же позвонили в свой автобусный парк, своему руководству в Беларусь, за нами выехали другой автобус, потому что после случившегося автобус сам двигаться уже не мог. Дождь на улице все усиливался, мы замерзали, грелись только горячим чаем, который нам дали в каком-то доме. Как в таком состоянии водители могли улыбаться и шутить, никому не известно. Может, это и есть шок? Но они подбадривали нас, подбадривались сами, а внутри меня просто разрывало. И я впервые подумала о том, что очень хочу жить... А у меня еще и звери, которые, кроме меня-то, в общем по большому счету. никому и не нужны... Ладно, собака, она в семье живет, а вот лошадь... Кто к ней ездить-то будет???
Хотя нет. вру... мысли об Этуали пришли позже, когда я приехала к ней сразу после приезда в Минск. Подошла - и меня всю застрясло... Что бы было с ней??????
Под дождем, лежа в лужах и колотясь от холода, водители сняли с автобуса обшивку, чинили, меняли колесо, которое оказалось просто порванным, возились целый день. И в итоге (!) смогли открыть двери. Заработали стеклоочистители, фары, стал открываться багажник, автобус стал заводиться. И даже немного проехал вперед сам. Всего каких-то полметра. Но мы радовались как безумные! Безмерно уважаю этих людей. Они достойны очень многого! Потом, правда, мы выжимали и сушили их свитера, обувь, отпаивали их чаем и как могли поддерживали их.
Свою польскую машину поляки эвакуировали почти сразу утром, нам - даже не подумали помочь. Да что помочь! Даже протокол о случившему обещали привезти на место аварии, но еще через несколько часов после нее его у водителей на руках все еще не было. Пришлось им идти за ним самим.
Наконец около 3 часов дня, когда сил уже не оставалось, за нами приехал новый автобус того же автопарка. Приехал даже сам директор парка, детище которого пострадало сегодня ночью. Мы распихали вещи, сели, директор извинился перед всеми за задержку автобуса, за то, что мы были вынуждены сидеть и ждать, за то, что вообще такое случилось. Пожелал нас счастливого пути и поехал в Минск вместе с тем пострадавшим автобусом.
Новый автобус
Двигаться они собирались со скоростью километров 20-30 в час. Автобус разворотило по диагонали. И ехать он мог только в таком положении, кособочась. Естественно, везти пасажиров на таком никто бы не рискнул.
Николай сразу сказал директору, что у меня есть фотки, которые ему нужны, после чего директор проникся ко мне искренней симпатией, полез обниматься и даже предложил ехать на его машине, раз мест в новоприбывшем автобусе оказалось меньше, чем в пострадавшем, чтоб удобней было
Но я скромно отказалась
))
Санитарная остановка была почти на границе с Польшей, там мы потратили последние деньги, кто хотел, тот покушал, а кто просто погулял и расслабился.
Таможню прошли очень быстро. Поляки сразу спросили: вы из того автобуса, который попал в аварию? И даже вещи смотреть не стали после нашего утвердительного ответа. Белорусы тоже пропустили очень быстро. Это было 4-я бессонная ночь подряд...
Уже на самой границе у меня вдруг зазвонил телефон - незнакомый номер. Сняла трубку, а там такой ставший родным голос Николая: "Чего вы так медленно едете? Мы уже почти вас догнали!!!!!" И правда. Обернулась - наш раненый автобус уже стоит на таможне. На одной из санитарных остановок он вообще обогнал нас и на сумасшедшей скорости исчез где-то за поворотом. Потом мы еще несколько раз встречали его на дороге. Махали друг другу ручками, приветствовались. Удивительно, у автобуса тоже есть душа, он тоже может стать родным. Как и люди, которые за несколько дней стали почти родными. И столько пережито оказалось вместе...
На Дружной мы прощались со всей группой, Саша жал мою мужественную руку и просил не пропадать. Еще бы
Ему еще сессия и госы предстоят))))
Ну а дома я была где-то около часа ночи. Внаглую спросила у нового водителя Миши, будет ли наглым попросить довезти меня до Уручья (автобус все равно в Борисов едет). На что улыбающийся Миша ответил, что Николай с Виктором его об этом уже предупредили, ну а кроме того, он может запросто доставить меня прямо к дому. Как раньше было договорено с теми водителями. А еще он попросил, чтобы я обязательно им позвонила и сказала, что добралась хорошо. Уж очень они переживали
Мама сразу сказала, что выгляжу я хуже некуда, слишком уставшей и измученной, даже загар побледнел. Поэтому моей целью номер один было хорошенько выспаться. И уже дома, когда я ходила по квартире и не могла наглядеться на Терьку, рука сама потянулась к телефону... Водители интересовались, как я доехала, рассказали, что поляки-идиоты оштрафовали их на 100 евро за то, что автобус, кособочась, двигался по трассе. И никакой протокол об аварии не спас... Мол, в таком виде ехать нельзя. После таких происшествий с поляками вообще дела иметь не хочется. Мнение о них медленно, но очень верно катится вниз...
***
Казалось, что все закончилось, все позади, мы все уже дома... Но до сих пор, когда вспомниаю ту страшную ночь, те крики и ужасы, то, как нас носило по дороге, меня начинает мутить... Может, и правда, кто-то из пассажиров не выполнил еще свою миссию здесь? Может, это нас и спасло?
P.S. А отпуск у нас, несмотря ни на что, был потрясающим!!!