Основы ВЕ

k@sta

Pro
Решила тему создать в трибуне.Потому что , мне кажется, вопрос спорный.
Вопрос тренерам.Инструкторам.Ну и тем кого учили.
Первый день занятий.Ну или второй или третий.
Кто, что делает в этот день?
Езда на лошади -с седлом, без, ноги в стремени, или нет?
Я говорю о нулевом уровне.Человек первый раз сел в седло.
 
когда-то давно, когда я водил прокат, это обычно выглядело так:
- в седле, со стременами - поначалу очень не хватает опоры, в седле удобнее, и со стременами не так страшно. да и вообще, я считаю езду без седла баловством, которое начинающим точно не нужно, разве что им самим очень хочется;
- первый раз - сначала пошагать в смене. когда человек привыкает к тому что ЭТО под ним шевелится - пробуем порулить корпусом, шагаем по плацу, змейки, кружочки, вот это все, учим прикладывать ногу, объясняем общие принципы управления;
- когда более-менее освоили - на шагу учим облегчаться и стоять на стременах;
- дальше уже по ситуации, когда человек готов к "побыстрее" - берем на корду, запускаем неторопливой рысью, пробуем облегчаться и ехать стоя на стременах;
- отучаем хвататься на рыси за повод. упражнений вагон, это точно уже не раз обсуждалось;
- галоп - ну, это точно не для первых занятий, когда человек уже уверенно держится и рулит на рыси, пробуем на корде галоп. опять же, отучаем хвататься за повод)

основное требование к лошади - спокойная, с ровными неширокими движениями. пусть себе телепается нога за ногу, нам этого будет вполне достаточно

(поправьте если что-то упустил, это было так давно что вполне мог забыть)
 
k@sta написал(а):
Я говорю о нулевом уровне.Человек первый раз сел в седло.
Мой первый урок мне запомнился, хоть и был давным давно. Взяли на корду, движение шагом и рысью, со стременами, с седлом. На шагу упаржнения лечь на круп, сесть задом наперед, лечь поперек лошади, хлопнуть ногами над головой лошади, над крупом и т.д. Эти упражнения естественно бросив повод и стремена. На рыси со стременами, плюхалась и теряла стремена и равновесие до тех пор, пока не поехала строевой рысью. К концу первого занятия поняла что такое строевая рысь. Не знаю, всякий ли ученик пошел бы далее первого занятия такого обучения, но несмотря на побитость тех мест, которые плюхались по седлу, боль во всем теле, и ободранные бедра с внутренней стороны, на следующий день я еле ковыляя карабкалась на лошадь, полагая что клин клином вышибает и моему ноющему телу должно полегчать. В общем то полегчало, на самом деле.
 
Nick написал(а):
в седле, со стременами - поначалу очень не хватает опоры, в седле удобнее, и со стременами не так страшно. да и вообще, я считаю езду без седла баловством, которое начинающим точно не нужно, разве что им самим очень хочется;

А как же чувство баланса? Имению чувствовать лошадь?
Стремена на первом уроке -это разве не нарушение ТБ?
Nick написал(а):
первый раз - сначала пошагать в смене.
:shock: А как же корда?Человек(ребенок) не может еще управлять лошадью.Какая смена?
 
какое чувство баланса?! человек в первый раз сел, ему не баланс нужен, а удержаться хотя бы сверху!

а ребенка в первый раз вообще в руках только
 
Из моей небольшой практики обучения новичков.

1 урок.

- правильное положение всадника на лошади, разбор средств управления
- движение по периметру плаца (манежа)
- остановки/начало движения по команде инструктора
- элементарные манежные фигуры: вольт, перемена направление через середину/по диагонали, полувольт налево/направо назад.
- гимнастические упражнения на укрепление посадки всадника: наклоны корпуса вперёд/назад, повороты корпуса вправо/влево, касание правой рукой левого мыска ноги/левой рукой - правого, и т.п.

2 урок.
- повторение манежных фигур + восьмёрка, серпантин.
- 2 коротких реприза учебной рысью (по 2-3 минуты) без стремян.
- гимнастические упражнения с 1 урока + упражнения со стремянами (бросить-поймать, привстать над седлом-сесть обратно)

3 урок.
- повторение предыдущего урока + увеличение репризов учебной рыси.
 
Missalini написал(а):
- правильное положение всадника на лошади, разбор средств управления
- движение по периметру плаца (манежа)
- остановки/начало движения по команде инструктора
- элементарные манежные фигуры: вольт, перемена направление через середину/по диагонали, полувольт налево/направо назад.
- гимнастические упражнения на укрепление посадки всадника: наклоны корпуса вперёд/назад, повороты корпуса вправо/влево, касание правой рукой левого мыска ноги/левой рукой - правого, и т.п.
Это только у меня такие ученики -что не знают как повернуть или остановить лошадь? :shock: О манежной езде, дай б-г через месяц поговорить.
 
мое первое занятие в прокате (это было 17 лет назад, мне было 11 лет, никаких индивидуальных занятий тогда не было, полей-лесов или шаговых прогулок, как сейчас в прокатах, только смена и плац и ОБУЧЕНИЕ):
- лошадь чистили-седлали с помощником;
- на корде шаг и строевая рысь. я не помню, чтобы это было сложно для меня;
- упражнения типа остановки, подъехать/отойти от кордового;
- самостоятельно шагали, но недалеко, потому как лошадка была недвижимостью под чайниками. больше самостоятельно стояли и пытались пошагать.

второе занятие:
- самостоятельно шагала и ездила строевой рысью. все получалось - такая лошадь была.

галоп попробовала, наверное, на 6-8 занятии в смене.

поскольку группы набирались хаотично, т.е. уровень езды у всех пришедших мог быть очень разным, то тем, кто мог уже выполнять какие-то упражнения, но раньше их не делал, что-то объясняли.
 
Во-первых, всегда определяюсь с целью ученика. Если он собирается заниматься спортом - это одно, если попокатанием - это другое.
Если брать во внимание ТОЛЬКО занятие верхом (без ТБ, подхода к лошади, чистки, седловки и т.д.), то начинаю с объяснения как садиться\слезать с лошади, и как выглядит правильная посадка (показываю все на себе).
Первое занятие ТОЛЬКО на корде, обычно хватает 30 мин. Если работаю с будущим любителем, то тренировка обычно проходит так: на шагу - правильная посадка, азы средств управления (как двинуть, как остановить, как повернуть), затем строевая рысь (все со стременами и ошейником на шее лошади, чтобы человек придерживался за него, а не за повод). После освоения рыси, работаем на корде по манежу (поднять в шаг, остановить, поменять направление), затем второй реприз строевой рыси и, в заключение, если вижу, что человек с лошадью справляется, отпускаю с корды пошагать по манежу самостоятельно. Все
 
На первом занятии на корде шаг, упражнения на баланс и гимнастика без стремян ,езда стоя на стременах, кто к концу занятия еще не падал без сил - учебная рысь (по 10-15 секунд, чисто ритм почувствовать) и рысь стоя на стременах. Во время выполнения всех упражнений тренер рассказывает про управление ,про амуницию и т.д. Кто этот этап прошел ,добавляется самостоятельная работа в смене на шагу, постепено рысь в смене, на корду берут для галопа. Принцип, надеюсь, в целом понятен :)
Это меня так учили. Сейчас, если меня просят с начинающими позаниматься, все зависит от того, что челоовек хочет. Если просто покататься хотят, попробовать "как это - на лошадке кататься", то минут 20 на корде делаем гимнастику, привыкаем к движению лошади, учимся делать остановки, потом пробуют сами порулить на шагу, поделать огурцеподобные вольтики, перемены направления, остановки. Если же человек настрое серьезно - то гоняю ,как и меня учили :twisted:
 
В КСК с ещё старой советской школой новички ездили без стремян два месяца. Это действительно было ТБ. Сейчас такого нигде не встречаю и сама не вижу смысла. Этот подход разве что только для спортсменов, а кто сейчас может поручиться, что новичок станет спортсменом, он и сам этого не знает. В основном всё-таки любителями ВЕ остаются. Хотят поскорее научиться элементарным вещам и кататься в своё удовольствие))
Мой личный план первого занятия верхом. Правильная посадка в седло, разбор поводьев. Особое внимание нахождению рук внизу на холке и нога, которая тянется вниз, начиная с бедра, а не только пресловутая пятка. Мне важнее добиться от начинающего этого, а не упора коленями. Шаг на корде. Всадник немного привык к движению лошади шагом и сохраняет нужное положение рук и ног. Пробуем рысь. Лошадью управляю только я (посылы и остановки голосом, шамборьером, кордой). Вначале учебная со стременами. Очень коротенькими репризами даю возможность всаднику привыкнуть к новым ощущениям)) Рукой обычно прошу ухватиться за гриву или седло. Опять особое внимание на стремление ноги вниз. Когда всадник немного присидится на рыси, начинаю обучение строевой рыси. Если сидит более уверено, не ищет поддержки рукой, разрешаю не держаться за гриву или седло, но следить за тем, чтобы рука была внизу. Большинство всадников осваивают строевую рысь с первого занятия, но некоторые не до конца, получается не всегда привставать в темп. Потом на шагу, даю команду набрать повод короче, для удобства остановки и поворота лошади без отвода руки сильно назад или в сторону. До этого повод был свободный. И начинаю учить остановки с шага, подъёму в шаг, повороту в качестве перемены направления на корде. Потом отпускаю с корды и небольшое занятие на управление на шагу. Опять-таки установка, подъём, перемена через центр манежа. И основные фигуры объясняю: перемена через центр, перемена по диагонали, направо/налево назад, вольт. Лошади под новичками только спокойные и послушные)) Всё это занимает час. Если взяли 30 минут, то останавливаемся на освоении строевой рыси, без работы на управление на шагу.
Ну а когда все эти азы освоят, со следующих занятий уже и упражнения разные. Езда без стремян, бросить-впоймать стремя, строевая рысь без стремян. Основная задача чтобы человек глубоко сел в седло с одной стороны расслаблено, с другой стороны крепко. Ну и по ходу управлять правильно учу: повороты от двух рук, внешний повод не бросать на вольтах, ногу на остановках вниз тянуть и вперёд не наклоняться, подъёмы без качания корпусом и т.п.
 
Нелля написал(а):
В КСК с ещё старой советской школой новички ездили без стремян два месяца. Это действительно было ТБ. Сейчас такого нигде не встречаю и сама не вижу смысла. Этот подход разве что только для спортсменов, а кто сейчас может поручиться, что новичок станет спортсменом, он и сам этого не знает.
Угу, ТБ, потому что не было не только специализированной обуви для ВЕ, но даже такого понятия. Например, кирзачи 42 размера на 37-й. Скорее из сапога выпадешь, чем из стремени. А сапог останется. :lol: Поэтому лучше у всех стремена отобрать, чтобы потом под суд не пойти.
А истинная причина, думается мне, в том, что надо было произвести отсев. Кто выдержит два месяца без стремян - тот спортсмен. Остальные - нафиг.
Мне кажется, что езду без стремян можно безо всяких потерь для перспективы перенести на более поздние сроки.
Я начинала в ШВЕ. Это вроде бы организация вполне старой формации. На первом занятии мы поездили без стремян (шагом), а на втором уже можно было со стременами. В чем существенная разница между первым занятием и вторым с точки зрения навыков и ТБ? По моему ее нет.

По теме. Если первое занятие индивидуальное (а желательно чтобы это было именно так), то по разному бывает. Усредненный вариант: половина занятия шаг-рысь на корде, другая половина - самостоятельное управление на шагу. Но от этого варианта бывают весьма существенные отклонения. Мне попадались новички, которые настолько боялись шевеления лошадиной тушки под собой, что большую часть занятия мы шагали в руках или вообще стояли. А один парень на первом же часовом занятии освоил все три аллюра с переменами направления. Реально сам в галоп поднял, причем, правильно. Но это был единичный случай.
 
Получается единых правил нет. И каждый уже сам решает, что и как делать. Был бы результат.
Мои занятия такие
Езда на корде без седла. Иногда месяц иногда два. Все зависит от всадника . Потом седло , опять же без стремян. Хотя в первые месяца и рысь и галоп уже делаем . Но без седла. Манежа обязательна как только стали понимать как управлять лошадью. Одержки и полуодержки в первый же месяц .
Но ....я видно старой закалки , для меня первое - ТБ. Потом чувство баланса. Потом правильная посадка. В седле первые месяца занятий , мне кажется, это трудно все понять.
 
занимаюсь с детьми. порядок такой:
для детей от 5 лет: первые занятия ( от 3 до 5 занятий) только индивидуально в бочке за повод. со стременами .
первый 2-3 занятия- шаг и зарядка ( сначала стоя на месте, потом на шагу). когда все упражнения более менее выполняются- начинаем рысь- со стременами и я бегаю за повод держу пони и ребенка за ногу (крабиком бегаю :) ). разобрались со строевой рысью- пони беру на корду. седло- обязательно с ручкой, чтобы ребенок мог прихватиться, если теряет равновесие. дальше долгие месяцы в бочке наматываем круги шагом и рысью, пока зарядка не будет исполняться идеально ( вплоть до ножниц), рысь без повода и без стремян строевая и учебная, зарядка на рыси ( вплоть до хлопков ногами над крупом). после переходим к галопу. когда ребенок в состоянии поддерживать галоп самостоятельно - выходим на большой плац. и там начинаем осваивать управление: на шагу и рыси.
для малышей: только в бочке и за повод. шаг,зарядка ( самые простые упражнения)
 
Мое первое занятие мне тоже запомнилось навсегда. На корде. Сначала шаг, потом рысь. На стоящей лошади упражнения - хлопки ногами над головой лошади, лечь спиной, хлопки над крупом. Болело все. На следующее занятие пришла чисто из упрямства. Пошагать в смену отправили в первое же занятие. На третье поставили в смену. Поначалу рысью ездила придерживаясь за седло. Спустя месяца полтора пересадили на лошадь поактивнее, которая спустя 2 года стала моей лошадью.
 
k@sta написал(а):
Получается единых правил нет.
А единых правил тут и не может быть. Если мы говорим о ТБ, то ТБ для всех одна: подходящая обувь, которая в стремени не застрянет, шлем, мягкий грунт, огороженая площадка. Ну и более менее подходящая лошадь, но поскольку невозможно прописать в правилах что это такое, этот пункт опускаем.
То, о чем вы спрашиваете, это скорее не правила, а методики. А их может быть несколько, как и в любом другом деле. Есть распространенные методики, а есть авторские. Есть годные, а есть негодные. Но единой методики на всех, так чтобы можно было точно сказать, что вот это правильно, а это нет, не существует.
Главное соблюдать принцип постепенности и "от простого - к сложному." Пока не освоена предыдущая ступенька - не переходить к следующей и так далее. И конечно какую-то работу с лошадью, то есть отзывать-собирать-гнуть, всаднику можно предложить только тогда, когда он полностью разобрался со своим равновесием и хорошо контролирует руки-ноги. Только у одного всадника это получается через полгода, а у другого - никогда. И как тут всех учить по единой программе? Это невозможно.

Я лично против езды без седла и слишком длительной езды без стремян на начальном этапе. Считаю, что на первых занятиях всадник должен почувствовать себя в седле комфортно и запомнить это ощущение. Ему это очень поможет в дальнейшем. Езда без седла и без стремян никуда не убежит, этим можно заняться и позже.

Но если какому-то другому тренеру, начиная обучение именно с езды без седла и стремян, удается подготовить грамотных и техничных всадников, значит его методика тоже имеет право на существование.
 
Снегурочка написал(а):
k@sta написал(а):
Я лично против езды без седла и слишком длительной езды без стремян на начальном этапе. Считаю, что на первых занятиях всадник должен почувствовать себя в седле комфортно и запомнить это ощущение. Ему это очень поможет в дальнейшем. Езда без седла и без стремян никуда не убежит, этим можно заняться и позже.

Но если какому-то другому тренеру, начиная обучение именно с езды без седла и стремян, удается подготовить грамотных и техничных всадников, значит его методика тоже имеет право на существование.

+1))

Ир, кирзачи это дааа.... А вот хромовые - это просто мечта была)) Помню будучи в учебной группы, завидовала выездюкам в хроме)) А когда тренер помогла мне достать хромовые сапоги, при чём нужного размера :shock: , дефилировала в них как модель на подиуме в лубутенах :lol: Ещё и бриджи настоящие в секондхенде нашла))

Про отсев слабаков за два месяца без стремян, тоже похоже на правду))
 
Сверху