Откуда взялись названия мастей?

Вороной – понятно: черный, как ворон. Саврасый, чубарый, караковый, буланый – каково происхождение этих и многих других слов? Почему слово «соловый» в обыденном смысле имеет такое странное значение? Я бы не сказала, что знакомые мне соловые лошади – какие-то особенно тормозные. Скорее даже наоборот. Кто-нибудь может удовлетворить мое любопытство?
 

Arial

Новичок
Я спросила у подруги которая не общается с лошадьми( не ездит и не мечтает!) что такое соловая лошадь - она ответила что это лошадь у которой алергия на сено!!! :lol: :lol: :lol: Я со смеху чуть не упала!!!
А так правда интересно- откуда взялись названия! :)
 

Alexandra

Новичок
Эгоистка написал(а):
Почему слово «соловый» в обыденном смысле имеет такое странное значение? Я бы не сказала, что знакомые мне соловые лошади – какие-то особенно тормозные. Скорее даже наоборот. Кто-нибудь может удовлетворить мое любопытство?

Пардон, конечно, но то значение, о котором Вы говорите, имеет, скорее, слово не "соловый", а "осоловелый" :wink: . А чтобы человека называли "соловым" я не слышала :D .
 

shurale

Участник
Навскидку могу сказать, что "караковый" происходит от тюрского "кара" - чёрный. Вообще очень много лошадиных терминов в русском языке имеет татарское происхождение (что неудивительно, если вспомнить, у кого русские учились разводить коней, ездить на них и воевать).

// Интересно, не связано ли слово "соловый" с тюрским "сары" -жёлтый, песочного цвета.
 

lisa (lisa)

Новичок
shurale написал(а):
Навскидку могу сказать, что "караковый" происходит от тюрского "кара" - чёрный. Вообще очень много лошадиных терминов в русском языке имеет татарское происхождение (что неудивительно, если вспомнить, у кого русские учились разводить коней, ездить на них и воевать).

// Интересно, не связано ли слово "соловый" с тюрским "сары" -жёлтый, песочного цвета.
Правдородобно. Если не ошибаюсь, то и само слово "лошадь" татарского происхождения, коненное русское - "конь". Или путаю?

Насчет "сары": по-итальянски соловый (а также рыжий) - "сауро". Возможно арабский корень, поспрошаю.
 

Melissanda

Новичок
версия с сайта "Современный русский язык"

"К тюркским заимствованиям относятся почти все названия породы или масти лошадей: аргамак (порода рослых туркменских лошадей), чалый, буланый, гнедой, караковый, каурый, бурый."


http://www.hi-edu.ru/x-books-free/xbook107/01/index.html?part-005.htm

Далее, обнаружено название "Игрень"
Северо-восточная часть левобережья Самары.
Название Игрень (Огринь) произошло по самой популярной версии от татарского "Огринь" - проклятое.

"Од лівого берега річки Самари геть униз уздовж Дніпра тяглося с. Огрінь або Ігрень. Воно недавнього віку: заснував його в 1780-1781 році князь Олександр Андрійович Прозоровський, і славилось воно своєю лісною пристанню та виробом українських скринь, німецьких бричок."
Теперь это район Днепропетровска.
 
Предлагаю перенести обсуждение мастей из флейма (http://prokoni.ru/forum/viewtopic.php?t ... &start=210) сюда:
Lina написал(а):
tan наверное не учла серую, потому что это наверное будет подмасток вороной. В серой масти то всегда чередуются белые волоски с чёрными или серыми. Но помоему мастей как раз очень много, а не 3 или 4))) А игреневая от соловой вот чем отличается: игреневая - это белая или дымчатая грива и хвост на фоне гнедого, тёмных оттенков рыжего. Соловая - это шерсть желтовато-золотистого или песчано-землистого цвета (кароче светлее гораздо чем игреневая) и белые грива и хвост.
tan, скорее всего, просто описАлась. Я тоже читала, что выделяют либо три (гнедая, вороная, серая), либо четыре (+ рыжая) ОСНОВНЫЕ масти (не помню где, но мне встречался вариант классификации, когда рыжую считают подмастком гнедой). Белые волоски на фоне основной масти - это чалость.
Line, права ли Lina в том, что игреневая и соловая масти отличаются только интенсивностью цвета корпуса (игреневая темнее)?
 

tan

Опытный
Люди! Матом хочется выругаться! Никакой описки у меня нет! Мастей действительно ТОЛЬКО 3! За серую масть отвечает ген раннего поседения! Все серые лошади рождаются ВОРОНЫМИ, РЫЖИМИ либо ГНЕДЫМИ, только рано седеют!
 

Trof

Moderator
Команда форума
Мне вот тоже любопытно почему мою желтую лошадь "по-научному" обзывают соловым? :lol:
 

tan

Опытный
У меня ассоциации соловый - солома, т.е. бледно-жёлтого, соломенного цвета.
 

Gayta

Новичок
tan написал(а):
Люди! Матом хочется выругаться! Никакой описки у меня нет! Мастей действительно ТОЛЬКО 3! За серую масть отвечает ген раннего поседения! Все серые лошади рождаются ВОРОНЫМИ, РЫЖИМИ либо ГНЕДЫМИ, только рано седеют!
Tan, ну давай тогда уж до победного - масть - это вариант окраса лошади! Это условное деление, мало совпадающее с генетикой. С генетической же точки зрения ген окраса имеет две аллели - рыжую и вороную. Все остальное - гены-модификаторы!
для англочитающих - сюда: http://www.equinecolor.com/
 

lisa (lisa)

Новичок
А кто что знает про происхожение навзания изабелловой масти? Известно, что название пошло от королевы Изабеллы, но дальше сушествуют разные легенды.

Одна: Изабелла Испанская прославилась выведением лошадей такой масти.

Вторая: Инфанта Изабелла, дочь Филиппа II, дала обет не менять белья пока не завершится осада Остенды. Осада длилась три года, три месяца и три дня. За это время белое белье приобрело желтовато-розовую окраску. Этот характнерный оттенок и дал название масти.

Третья: Изабелла Английская, покинутая любимым сурпугом, объявила оригинальный протест-забастовку, заявив публично что раз мужчина ее жизни ее не любит, то ей наплевать на свой внешний вид.. и перестала мыться. С тем же результатом, что и во второй легенде.
 

Katson

Новичок
lisa написал(а):
shurale написал(а):
Навскидку могу сказать, что "караковый" происходит от тюрского "кара" - чёрный. Вообще очень много лошадиных терминов в русском языке имеет татарское происхождение (что неудивительно, если вспомнить, у кого русские учились разводить коней, ездить на них и воевать).

// Интересно, не связано ли слово "соловый" с тюрским "сары" -жёлтый, песочного цвета.
Правдородобно. Если не ошибаюсь, то и само слово "лошадь" татарского происхождения, коненное русское - "конь". Или путаю?

Насчет "сары": по-итальянски соловый (а также рыжий) - "сауро". Возможно арабский корень, поспрошаю.

как компетентный специалист по арабскому и итяльянскому языку :lol: могу сказать, что да, действительно многие итальянские названия цветов произошли от арабский корней (например azzurro - azrak - голубой) в данном случае - sauro - asfar - по-арабски желтый, песочный.
 

tan

Опытный
Нашла такое:
«Сивка-бурка, вещая каурка…» - какой же масти был сказочный конь?
Пегий. Сивый – это серый, бурый - коричневый, каурый - светло-каштановый. Судя по описанию, Сивка-Бурка был пегим, т.е. пестрым, пятнастым.
Это описание даётся на сайте для учителей русского языка.

Ещё такой опус нашла:
По-русски «крылья» это лопатки, а «крылатый пегаска» – это, согласно Далю, просто «саврасо-пегий» или «кауро-пегий».
«Пегашка» или «пегаска» – столь же обычная кличка как «сивка», «бурка» или «савраска».
При попадании же в иноязычную среду часть наименования «крылатый» видимо была просто переведена (скалькирована) без понимания, что это за «крылья» такие, а «пегашка» редуцировано до более краткого и удобного в произношении «пегас».
Вот и все «древнегреческое» происхождение «крылатого Пегаса».
...Очевидно, Пегас – это просто «пегий». И именно таким он изображен на картине Рубенса «Персей и Андромеда»!

Ставя знак тождества между этими выводами, получаем, что наша Сивка-Бурка есть не что иное как Пегас :wink:
 

keplian

Новичок
Гы. А Рубенс - это, видимо, один из первоисточников. :D И древние греки общались со значительно менее древними славянами, клички коней у них перенимали. :lol:
Вспомнился М. Задорнов с его опусами про то, что все языки произошли от русского. :wink:
 

Romengalad

Участник
shurale написал(а):
Вообще очень много лошадиных терминов в русском языке имеет татарское происхождение (что неудивительно, если вспомнить, у кого русские учились разводить коней, ездить на них и воевать).
Хотел бы напомнить, что монголы пришли на Русь в 13 веке, тогда как конные дружины князей вовсю ездили верхом и в 11 и в 12 веках.
 

OlgaN

Pro
Правдородобно. Если не ошибаюсь, то и само слово "лошадь" татарского происхождения, коненное русское - "конь". Или путаю?
Вообще-то, слово "лошадь" вроде как скифского происхождения и звучало как "алоша". В древнерусском языке был "комонь". Где-то тут соседняя тема. Там вспоминают еще о древнерусских "клюся" и "фарь". Хотя, вот "фарь", скорее, все же , восточного происхождения.
А "соловый"... А не искажение это слова "половый", случаем?
 

Ourman

Pro
Соловый и половый по Далю - одно и то же, только соловый употреблялось для лошадей, а половый - для собак. В смысле - "тусклый", слово "осоловеть" - оттуда же:)
Вот тут есть сведения:

http://www.3kv.ru/statkoni-masti.htm
 

OlgaN

Pro
Ну тогда и вопроса нет, откуда взялось слово "соловый". От цвета половы.
 
Сверху