Может быть, многие нынешние студенты ничего не учат и не решают сами, всё сдувают с интернета, а экзамены и зачёты покупают папиными денежками? После недавнего общения с некоторыми специалистами почему-то возникло у меня такое подозрение...
Мне кажется, интенсивность учения сильно от специальности зависит. Есть специальности, которые можно освоить за год, максимум за два. А их растягивают на 4. Например, экономисты. Все, что они изучают для последующей работы, и даже практически больше, можно освоить параллельно работе, сдав на квалификации АССА или CIMA без отрыва от производства. Там нет особо сильной математики.
То же примерно можно сказать про менеджмент, в том виде, как его изучают. Да и про современную педагогику, если ее не в паре-тррйке традиционных вузов учить, а где-то еще. Даже за 9 месяцев обещают сейчас переподготавливать педагогов из практически кого угодно.
На технических специальностях нужно два года высшей математики и физики, часов 400-500, чтобы только начать изучать специальность, которая должна, если как раньше,, помимо теории состоять из просто адских лабораторных. Количество стендов всегда ограничено, поэтому каждому студенту сначала надо пройти всю теорию самостоятельно, чтобы получить доступ к выпавшему тебе стенду (он может оказаться по теории из середины или конца курса), как-то сделать то, что требуется в эксперименте, не факт, что с первого раза (значит, занять очередь на стенд еще раз), а потом этот эксперимент теоретически защитить, чтобы получить доступ ко второй работе. Время ограничено, не сдеоаешь - не получишь зачет, не будет допуска на экзамен. Если сейчас этт за деньги, там, видимо, у профессоров золотые унитазы. В мое время все они были принципиальные, уважаемые люди, и кроме беременных, никакой скидки никто не получал. А кроме этого, была еще научная работа. Внеурочно, в свободное время, что-то делать для института, для кафедры, для профессора, конечно, не для себя. И да, никто не смог бы это совмещать с работой. Только идти на вечерний факультет. Но это было бы совсем другое, при распределении, претендовать можно было только на оставшиеся места второго сорта.
Подозреваю, что в наше время, возможно, просто берут и читают какие-то лекции без сортировки и проверок: вник/не вник, без лабораторных (дать их на самостоятельное изучение, пусть дома на голом столе без оборудования "сделают", лишь бы принесли отчёт/презентацию, как это модно повсеместно), экзамен - тестами с обводом в кружок вариантов, а не с задачей без решения и конца, как повсеместно любили проыессора делать раньше...
Также, раньше в техвузе было много всяких побочных предметов, чтобы инженер мыслил высокими категориями и не зарывался в банальный сервис с паяльником и пасатижами, типа политической экономии, философии, истории СССР (пресловутый сталинский кирпич, из которого технари узнавали о Бухарине, Троцком, всяком разном, например "примкнувшем к ним Шепилове"), научного коммунизма, истории религий. Плюс у каждого был год экономики отрасли, которую проходили все, т.к. в дипломе по турбине или техстанции требовалось рассчитать не только их тех.параметры, но и всю экономику, сколько будет стоить электричество, как будет подвозиться дизельное топливо, во сколько обойдется обслуживающий персонал (и не от балды, а по отраслевым нормативам и коэффициентам, с учетом сменной работы, выходных, с выстраиванием штатной сетки, и до защиты, не дай бог партия повысит какие-нибудь цены или поменяет что-то в нормативах) Сейчас, мне кажется, даже экономисты в таком объеме планирование не проходят. Да, еще три года английского, по уровням, базовый или продвинутый для тех, кто после спецшкол. Даже на базовом надо было переводить приличные объемы неадаптированной литературы (т.н. "тысячи" печатных знаков, мерой текста было трешка (купюра)). Эти тысячи были помимо уроков, переводы приносили и сдавали внеурочно, нужно было еще попасть, на курсе сотни человек, а время преподавателя ограничено. Какая уж тут работа! Это были 5 лет чистого выживания, полный рабочий день. Только подработка, по ночам дежурить или вагоны разгружать. И, кстати, нас просто брали на хлебозаводы, в колхозы, на стройки и другие места, вечером, в каникулы, где-то платили, где-то как бесплатная помощь. Это было широко распространено, все, профессора included, привлекались.