Заметки из Подпарижья. Галоп 1.

doubting_dummy

Участник
Добрый день всем, ходила я ходила вокруг да около, да и решила завести завести свой дневник. За пределами клуба мои излияния никого особо не трогают, друзья неконные, а родители реагируют на мои рассказы о том, как я хитро удержалась и не дала лошади сесть себе на шею примерно одинаково: «Может, пора с этим завязывать?»



Кратко о себе. Мне двадцать девять, пять лет назад приехала во Францию поучиться, после всяко разных усилий и борьбы за внж осталась работать в страховой сфере. И вот как-то так сложилось, что я решила поробовать поездить на лошади. В отличие от многих, я по лошадкам с детства не фанатела, всё это было в каком-то совершенно чуждом мне мире. Лошади для меня в основном существовали как реквизит в исторических фильмах. Два раза каталась и в зоопарке и всё.



А во Франции появилась свобода действий и брожение ума. Видимо, свою роль сыграло то, что два года я жила в общаге возле ипподрома и сходила пару раз на скачки из любопытства. Ну и как-то мне зашла идея фикс в голову, что надо попробовать. Попробовала, чо. Начала понемногу читать, что да как, и передо мной открылся целый пласт неизвестной мне жизни, «засосало опасное сосало». Как зашла один раз на прокони, так с тех пор и не вышла.



Занимаюсь я второй год в клубе в парижском пригороде. Занятия в группе (человек бывает примерно до шести-семи), раз в неделю. Прошлым летом сдала галоп 1 (шаг, строевая рысь и чуть-чуть галопа), в этом году целюсь на галоп 2 (то же на более продвинутом уровне + больше галопа + полевой галоп + чуть-чуть учебной рыси).



Решила начать записывать всякие штуки, которые нам говорят на уроках, а то вроде на свежую голову помнишь умные советы, а через неделю оказывается, что не особо. Может и ещё кому любопытно будет.

----------------------------------------------------------------

04/05/2019


Вот приходим мы на этой неделе в клуб вечерком, инструктора нашей не видно, в манеже дяденька какой-то мне незнакомый ведёт урок у группы более высокого уровня. Рядом с ним плеер портативный играет всякую музычку типа Love Me Do и Baba O'Riley.



Так и так, говорю, вот, пришли на урок, первый галоп мы, а не видели ли вы нашего тренера. А дяденька и говорит:
- А не будет урока, оне на соревнованиях в Ламотте-с.

Я так как-то одновременно расстроилась и внутренне вздохнула с облегчением. Бывают, знаете, такие дни, когда какие-то одолевают предчувствия и нервозность. Ну думаю, козлы, конечно, обычно мейл присылают, если что-то меняется, а тут такой облом, ну на нет и суда нет.



Проходит какое-то время, дяденька подумал-подумал и внутренне смирился с тем, что урок всё-таки будет и его придётся вести ему, потому что больше никого в клубе нет.



Сегодня мне досталась серая англо-арабская кобыла Калин. Характерец в деннике у нее тот ещё: клацает зубами (может и укусить теоретически), уши жмёт, если рядом привязана лошадь — порывается выбежать из денника и её цапнуть. Вообще очень нежная и чувствительная. Помнится, в первый раз, когда она мне досталась, я так старательно начищала её резиновой скребницей, она бесится, а я не отстаю — нам же обещали, что лошади это любят, и ещё жеш ведь нельзя показывать, что ты её боишься. Повезло, что мимо проходила одна из инструкторов, увидела мою борьбу, и не поленилась мне сказать:
- А, да, у неё поганый характер. И она не любит, когда её чистят скребницей. Чисти её просто щёткой.

(Блин, а сразу сказать никак? Elle est très géntille, говорили они. С этих пор я стараюсь о новых для меня лошадях расспрашивать моих товарищей по группе, а не инструкторов. У этих-то все лошади няшечки.)



Это я на ней в прошлом году первый галоп сдавала. Был жаркий душный день, она дрыхла в дённике, а я её разбудила, и напротив была лошадь привязана, короче, можно представить себе настроение этой трепетной души. В какой-то момент Калин до того всё это достало, что она прям рванулась из дённика шугануть эту привязанную лошадь, я такая «ну офигеть теперь», и, главное, как-то ж запихала её руками обратно, вот что удивительно.

Вообще стараюсь её привязывать на недоуздке снаружи дённика, если там лошадей нет.



Но сегодня она работала под предыдущей группой, так что сегодня мне её готовить не надо, пришла на готовое.



Вышли мы в манеж, походили шагом. Дяденька у нас спрашивает:
- Ну и в целом на каком вы уровне?
- Галопом ездим, - бодро отвечаем мы, - и учебной рысью немножко.

(На самом деле учебной рыси на прошлом занятии был первый практически раз — но ведь был же!)

В общем, начали мы с того, что начали ездить шагом по известным нам фигурам манежа. Дяденька ещё осторожно так спросил нас, знаем ли мы, как поворачивать. И пояснил на всякий случай, что главное — поворачивать корпус, а руки идут вместе с ним.

- Не должно быть так, что у вас руки в одну сторону, а сами корпусом повёрнуты другую! Не зацикливайтесь на том, в какую сторону повёрнута голова лошади — главное, куда направлены её плечи! Вы и сами прекрасно можете идти по улице и разглядывать витрины магазинов, крутя головой по сторонам! И не забывайте, что лошадь — как велосипед: если просто крутить руль, никуда вы не повернёте. Сначала крутите педали (в смысле шенкель), потом поворачивайте!

Поездили немного шагом, тоже он мне уточнил, что на шагу то одна нога касается бока лошади, то другая. (Раньше на это нам внимания не обращали). Прикольно. По ощущениям, как будто лошадь эдак извилисто под тобой идёт.

Поездили строевой рысью, ну всё ок вроде.

Дяденька говорит:
- Ну а теперь подсаживайтесь по несколько темпов на учебную рысь, не надо героизма. Посидели пару темпов, чувствуете, что напрягаетесь, переходите на строевую, и так повторяете.

Ну мы что, мы делаем. Посмотрел он на это немного, внутренне вздохнул, подозвал нас к себе и спросил эдак деликатно:
- Вам объясняли что-то, как надо сидеть на учебной рыси?
Я бодро:
- Мне на прошлом занятии много раз говорили, что надо отклоняться назад!
Дяденька, обрадованно (и услышав то, на что надеялся, а не то, что я сказала):
- Вот, правильно говорите! Не надо отклоняться назад — и вперёд тем более! В этом вся хитрость: вы сидите вертикально, ваша спина неподвижна, работает только таз и поясница! (Показывает качающее движение тазом вперёд-назад). Не надо ничего выдумывать: когда вы сидите на лошади, положение такое же, как когда вы стоите на земле, только ноги согнуты в суставах. Не надо пытатся слишком отклоняться назад, вы не удержите равновесие (показывает: становится в лёгкий полуприсед). И постарайтесь расслабиться (подходит к всаднице, берёт за ступню, качает вниз-вверх, показывает, что нога должна быть совершенно расслаблена, чтобы амортизировать).

Поехали выполнять. Я честно пыталась, но блин, это наука почище матана. Вроде ж и пытаюсь я так двигать тазом, как оно вроде нужно, но амплитуды явно не хватает + подозреваю, что упираюсь в стремена, так что не сижу, а изображаю нечто похожее на низколетящую строевую рысь.

Посмотрел на это наш тренер (начинаю прозревать, что потому он мне незнаком, что обычно с нашим уровнем не работает), видимо, всё ему стало ясно. Сказал:
- Снимайте-ка стремена, двигайтесь по большому кругу вокруг меня. Высылаете в рысь, сидите сколько можете, может пять шагов, может два, переходите в шаг. Повод берёте в одну руку, другая рука свободна, чтобы если что, хвататься за переднюю луку. Но делаете это только если совсем уже теряете равновесие. Поехали.

Ну думаю, капец. Вот оно наступило, самое страшное: учебная рысь без стремян.

Внутренне приуготовившись, выполняю. Удивительно то, что это оказывается легче, чем со стременами. Рысь у Калин оказывается совсем нетряская, особенно если она не сильно торопится. Так-то в её стиле рысить довольно быстро (пока другие лошади делают один круг, Калин успевает сделать два). Короче, не так всё плохо. С двумя поводьями в одной руке чувствовала себя немного вестерновым всадником и думала о том, что неплохо бы эта лошадь была обучена поворачивать от приложения повода к шее, потому что она плохо понимала (или не хотела понимать), какого направления я от неё добиваюсь.

Ну а потом был галоп, не особо я там блеснула, но в принципе, на этой лошади и не ожидала. Калин традиционно издевалась надо мной, сворачивая от стенки в центр по суживающейся спирали, а я традиционно тянула оба повода к стенке, чтобы вернуть её на путь истинный. Когда она резко меняла направление, я традиционно валилась вперёд/в сторону, удостоилась за это доходчивого разъяснения (признаю, далеко не в первый раз), что это верный способ рано или поздно воткнуться башкой в песочек.
- Сидите всегда по центру лошади! Если она идёт влево, то вы не должны оставаться справа!

Эх... Ну не получается пока так.

У этой лошади ещё есть любимая фишечка: на галопе вдруг взять и встать, упёршись башкой в угол манежа, или на ходу развернуться (якобы испугалась зеркала) и продолжать движение туда, куда ей взбрело. В прошлом году я довольно много на ней ездила, и из-за таких выкрутасов думала, что это я мягкотелый лох и не умею с ней управиться, а потом посмотрела, как она то же самое делает с другими, и успокоилась.
Ну сегодня она не успела войти во вкус, как всё закончилось.

С горем пополам сделали полкруга галопа, пошагали, сказали друг другу спасибо, и пошли чиститься.

Пока раскрючковывала ей задние копыта (она, как обычно, первые пять секунд держит ногу сама, потом вспоминает — а чой-то я напрягаюсь, пусть человечек держит), думала, что занятие это похоже на то, как археологи восстанавливают историю по культурным слоям. Так и я: вычищаю песок — это два урока подряд в манеже, после слоя песка из бороздки выковыриваю навоз и частички соломы — о, тот, кто готовил её перед уроками, не сподобился всё целиком вычистить... А они-то повыше меня уровнем.


Придя домой, отмечаю, что методы сегодняшнего тренера были всё-таки более щадящие: после прошлого занятия у меня был конкретный синяк на внутренней стороне бедра, которой я вдоволь настучалась о край седла, пока болталась на учебной рыси. А сегодня вроде без последствий.

Ну вот и всё пока из животрепещущего.
 
11/05/2019

В эту субботу мне дали лошадь по имени Нина, караковую французскую верховую девятнадцати лет. В этом году её будут продавать на пенсию. Я даже как-то не ожидала, думала, ещё год она в клубе побегает*: в прошлом году продавали лошадей на Л: Лук Гуд и Люби, двадцатилетних на тот момент.

(*Во Франции лошадей называют на букву, соответствующую году рождения: 2010 — A, 2011 – B и так далее по алфавиту, кроме букв W-X-Y-Z. Nina - 2001 года рождения. Но многие породы не подчиняются этому правилу: чистокровные, арабские, англо-арабские, липицианы, тракены и некоторые другие. Ну и беспородным тоже правила не писаны))
https://www.ifce.fr/ifce/sire-demarches/a-la-naissance-du-poulain/nomination-poulain/ )

Видны, конечно, уже сединки у неё в шерсти. А так энергии больше чем достаточно. На уроках это одна из немногих новичковых лошадей, которых не надо два раза просить, чтобы поехать галопом. Это она завсегда с удовольствием. Вот в эту субботу несколько кружочков намотали в приятном темпе, без фанатизма, и, конечно, не на пределе её возможностей. Помнится, пару уроков назад, тренер велела мне ещё выслать эту кобылу, когда мы уже были на достаточной, по моему скромному мнению, скорости. Ну чо, надо выполнять. Так она так втопила, что я прям воскликнула: ого-го! Реальное такое ускорение.

Но галоп очень удобный, сидишь практически без усилий. На других лошадях меня конкретно из седла вытряхивает вперёд, а здесь можно усидеть. Пару месяцев назад ей ещё седло новое купили — ваще сказка.

А с галопа при торможении она переходит на быструю-быструю рысь, и вот с неё можно замедляться долго-долго. Забааавное было упражнение пару уроков назад: проехать три темпа строевой рысью, три темпа учебной (как бы учебной), снять стремена, надеть стремена, поехать галопом, снять стремена, надеть стремена, повторить цикл. Так замедлить рысь до гуманной скорости после галопа — весьмааа нетривиальная задача. После каждой попытки галопа я ещё три круга на очень весёлой рыси болталась, нда.

Но случая поглумиться над новичком она не упустит, да. В первый год она меня доводила тем, что стояла на одном месте, и хоть ты тресни, ни на шаг не шла. Или пошла, но поворачивает в сторону, прямо противоположную той, что мне надо. Или станет в центре манежа, наклонится и задумчиво эдак чешет зубами ногу.

Ещё она мастерски умеет вытягивать повод на ходу. Только я так решительно наберу его на рыси, типа шуточки кончились, она пару раз вытянет шейку вниз — и всю длину себе обратно вернёт. Я даже не успеваю уловить, в какой именно момент я даю слабину.

Были в нашей практике и малоприятные происшествия: когда Нина вышла в манеж, плюхнулась на песок и начала валяться. Все конечно, думают, что колики, поднимают, слушают бурчание её внутреннего мира — всё работает, как часы. Ну вот такое настроение было, что ли. Кроме как истерикой не могу это назвать.

Или вот, помнится, в прошлом году сижу я в начале урока, поправляю стремена (сколько страданий было связано с длиной стремян в первый год!), и тут Нине что-то взбредает в голову и она бросается поперёк манежа «строить» другую лошадь. Тренер её перехватывает, берёт за повод, чтобы отвести обратно в центр, а Нина такая: и никуда я не пойду! И так ррраз элегантно шлёпается на бок, ну и я с ней рядом. Я ничем не ударилась, но такая злая была, что потом сразу на неё без подставки запрыгнула, чего никогда не делала ни до, ни после. Остаток урока она была просто шёлковая.

Вообще других лошадей она близко от себя терпеть не может. Если мы в манеже и я вижу, что она вдруг зажала уши, так мне даже оборачиваться не надо, это явный признак, что у нас за спиной кто-то посмел пройти на расстоянии меньше четырёх метров.

Когда перед уроком чистишь её в деннике — особо внимания на тебя не обращает, ноги даёт, уши прижимает, порывается сожрать привязанных снаружи лошадей. При этом стоит положить на спину седло — опускает голову, стоит спокойно, как покорный ослик.

Сколько я ей пыталась чесать шейку/гривку/ушки - никакого фидбека. Иногда мне кажется, что она немного расслабляется и размякает, но я не знаю, это моё воображение или действительно что-то есть.

Короче, личность. Не самая любимая моя лошадь, но, чем больше я понимаю, что лошади от нас терпят, тем больше уважаю.


---


Сам урок прошёл достаточно приятно. Кажется, я наконец-то поняла, как тормозить Нину. Так-то, если тянуть повод на себя, она в него замечательно упирается и шпарит дальше, как ни в чём ни бывало. Мне раньше объясняли/читала в разных местах, что надо понемногу набирать и отпускать, и, кажется, я начала понимать, как оно работает. Когда повод набран, резко перестаёшь прикладывать усилие, лошадь как бы теряет этот упор и сбрасывает скорость. И так несколько раз до удовлетворительного результата.

(Да, я знаю, что торможение и остановка делаются наклоном корпуса назад... Но пока что без повода Нина плевать хотела, в какую сторону я отклоняюсь, если уж ей хочется движухи. Вернее, нет, даже не так. Раз на раз не приходится. Иногда мне действительно достаточно просто перенести вес назад, руками даже ничего не делая. Тогда с шага она замечательно останавливается. Если у неё в принципе сегодня настроение на сотрудничество/я держу её в ежовых рукавицах с начала урока/ей просто лениво напрягаться).

Потом тренер прикалывалась над нами с помощью всяких упражнений на равновесие на рыси.

- Станьте на стременах, как будто стоите на земле, можете держаться за гриву, вес в пятки (я упираюсь коленями в седло ещё при этом). Вес в пятки! ВЕСЬ вес в пятки!

Заваливаюсь то вперёд, то назад, тяжело мне это даётся. Но всё-таки лучше, чем раньше: раньше вообще был полный фейл.

- Таак, теперь согните ноги в коленях, вес в пятки, ВЕС В ПЯТКИ, спину держите прямо. Колени отверните от седла. Вот это и есть положение en équilibre (не знаю правильного русского термина).

Заваливаюсь, но уже меньше. Тренер продолжает мне долбить про вес в пятки, и я иногда всё таки ухватываю это ощущение равновесия: ты будто бы устойчиво висишь над седлом, а лошадь под тобой движется независимо, и ты чувствуешь нижней частью икр, как шевелятся её бока.

Увы, устойчивость не длится долго: опять забываю про эти пятки, напрягаюсь, заваливаюсь... выдрала три клочка волос из гривы.

- Ну и ещё немножко, чтоб вы пострадали напоследок и запомнили меня на всю неделю: едем строевой рысью, не садясь в седло!

Прикольно, да. Не знаю, как это выглядело со стороны, но по ощущениям — не особо элегантно...

--

После урока я пыталась сфоткать Нину для истории, но фиг. Она явно решила, что я собираюсь её угостить телефоном. При попытках отойти, чтобы поймать в кадр что-то кроме носа, Нина шла за мной, тыкалась в камеру носом и деликатно пыталась попробовать телефон на зуб. Так что кинула я ей в кормушку морковку за труды праведные и бросила это дело. Напоследок ещё успела увидеть, как она натурально языком вылизывала кормушку — видно, крошки корма там ещё оставались после ужина. Не видела такого раньше.

И совсем-совсем напоследок увидела, как она стала копаться в соломе под кормушкой. А я знаю зачем. Это она, как обычно, пришла после урока, а еда уже в кормушке. Как все лошади, Нина сразу набрасывается на еду, а я уже из её набитого рта трензель вынимаю, ну и половина корма изо рта рассыпается куда попало. Как-то мне жалко было: и так у них радостей не много, а тут я ещё буквально кусок изо рта вырываю. Но теперь я сплю спокойно, знаю, что у Нины ничего не пропадёт.
 
Последнее редактирование:
Торможение и остановка делаются наклоном корпуса назад - это вам кто сказал?)) (Извините, вырвалось).
 
это вам кто сказал?))
Нас так учат) Я знаю, что концепции бывают разные. У нас и галопу учат до учебной рыси, и корды нет практически.

Один раз (не наш) препод говорил, что перед остановкой нужно подействовать шенкелем, и о таком я тоже раньше читала в книжках/на форуме, возможно, это правильнее, но систематически от нас этого не требуют.

А у вас как принято?/ Как вы бы объясняли?
 
А можно ли у вас дополнительно для себя взять пару часов на корде? Это прямо обязательно, на самом деле - очень помогает разобраться с посадкой, причем не только на начинающем уровне.
Я бы учила останавливаться от шенкеля (наверное, как раз то, что вам другой тренер говорил). И шлюсс работает. И пояснично-крестцовые мышцы. Мы ими как бы не даем лошади двигаться вперёд; при этом сидим сбалансированно, поводом работаем аккуратно, не забывая вовремя отпустить. А корпус назад нуу... это тоже может присутствовать, но скорее как совсем незаметное движение.
Но тут еще есть момент, что "от шенкеля" останавливаются соответствующим образом выезженные лошади. Некоторые в прокате этого не делают.
А вообще онлайн сложно что-то советовать, когда не видишь, что именно человек делает и на какой лошади он это делает. Но мне было очень интересно почитать про первые шаги во взрослом возрасте.

Из советов вот ещё: у вас там есть своя федерация конного спорта. И у них есть такие материалы (в том числе учебники), в которых прописано, как какой элемент должен делаться.
 
А можно ли у вас дополнительно для себя взять пару часов на корде? Это прямо обязательно, на самом деле - очень помогает разобраться с посадкой, причем не только на начинающем уровне.
Я бы учила останавливаться от шенкеля (наверное, как раз то, что вам другой тренер говорил). И шлюсс работает. И пояснично-крестцовые мышцы. Мы ими как бы не даем лошади двигаться вперёд; при этом сидим сбалансированно, поводом работаем аккуратно, не забывая вовремя отпустить. А корпус назад нуу... это тоже может присутствовать, но скорее как совсем незаметное движение.
Но тут еще есть момент, что "от шенкеля" останавливаются соответствующим образом выезженные лошади. Некоторые в прокате этого не делают.
А вообще онлайн сложно что-то советовать, когда не видишь, что именно человек делает и на какой лошади он это делает. Но мне было очень интересно почитать про первые шаги во взрослом возрасте.

Из советов вот ещё: у вас там есть своя федерация конного спорта. И у них есть такие материалы (в том числе учебники), в которых прописано, как какой элемент должен делаться.

На самом деле у нас таки бывают пару раз в год занятия на корде. Одна лошадь на корде, другая вольтижировочная с гуртой. На ней всякие простые упражнения делаем на шагу типа постоять на коленках (очень нравится), и ещё рысью ездим без стремян и галопом (очень не нравится). Первый галоп давали попробовать именно на корде, можно было держаться за ручечки. Ощущения - как в центрифуге. Руки после этого болели неделю, так я вцепилась ими))) Последний раз, уже в этом году, могла внешнюю руку на галопе отпустить, и даже в какой-то момент словила равновесие - для этого пришлось отклониться назад реально далеко. Но по ощущениям как волнообразный полёт)

Вольтижировкой я бы ещё с удовольствием позанималась (правда, гибкости во мне никакой), а корду сильно не люблю. Часто думаю, какое счастье, что я не по российской методе занимаюсь. Я бы точно бросила, если бы меня с самого начала в центрифуге крутили каждое занятие. Мне и так страшно было шопипец.

Я вообще-то думала о занятиях на корде, в принципе это возможно организовать, но пока особо и денег и времени лишнего нет, да и необходимости сильной нет, я по уровню не хуже других в моей группе. Хотя улучшать есть что.


Про остановки.

Да, учебники у меня есть, собственно, учебник я купила ещё до того, как записаться в клуб - просто чтобы проверить, реально ли в принципе учиться верховой езде на французском, который мне совсем не родной. Оказалось, что это вполне возможно. Учебники рассчитаны на детей, так что всё понятно объяснено и с картинками. Особенно если не учебник федерации брать, а ещё другого издательства, там картинки красивее и лучше разжёвано)) Я к началу года уже больше знала про верховую езду, чем новички-французы))

Там так объяснялось про остановку:

В учебнике Галоп 1 (не федерации, тот я забыла в конюшне перед теоретической частью экзамена и его свистнули):
Pour ralentir le cheval, redresse le buste tout en serrant progressivement tes doigts sur les rênes ajustée, afin de les raccourcir légerement. Soutiens tes poignets sans reculer les coudes, en "durcissant" peu à peu les ressorts de tes bras. Lorsque le cheval est arrêté, cède avec les mains et, s'il est calme, caresse-le pour le remercier d'avoir bien obéi.
(Чтобы замедлить лошадь, выпрямись, постепенно сжимая пальцы на подобранном поводе, чтобы немного его укоротить. Удерживай запястья в одном положении, не отодвигая локти назад, чтобы твои руки-пружины постепенно становились более жёсткими. Когда лошадь остановилась, ослабь натяжение повода и, если она спокойна, погладь её, чтобы поблагодарить её за послушание).

В учебнике Галоп 2 - уже подробнее, про переход с галопа до остановки:
Pour passer à l'allure inférieure, tu dois reprendre le fond de la selle et redresser le buste, épaules en arrière et jambes au contact. Soutiens les poignets et agis de façon discontinue jusqu'à ce que le cheval passe à l'allure inférieure. Si le cheval se met au grand trot, tu peux conserver le trot enlevé, le temps nécessaire pour le ralentir. Lorsque le cheval est à l'arrêt, récompence-le de la voix et laisse-le étendre son encouloure.
(Чтобы перейти на низший аллюр, ты должен глубоко сесть в седло и выпрямиться, плечи назад и шенкеля в контакте [c телом лошади]. Удерживай запястья в одном положении и то чуть натягивай, то ослабляй повод*, пока лошадь не перейдёт на низший аллюр. Если лошадь бежит крупной (?) рысью, ты можешь оставаться на строевой рыси то время, которое необходимо, чтобы замедлить лошадь. Когда лошадь остановилась, похвали её голосом и дай ей вытянуть шею).
*во французском тексте очень общая фраза, я позволила себе конкретизировать в переводе.

Так что вы всё правильно говорите, просто у нас на каждом уровне своя степень детализации. По идее в этом году я должна бы уже и о шенкелях думать.

Кстати, вот буквально сегодня я услышала из уст тренера именно слова "redressez le buste", до этого нам говорили именно отклоняться назад ("спину назад!", "плечи назад!"). И что самое удивительное - получилось, и очень легко. Возможно, впрочем, это заслуга скорее лошади. Я вообще думаю, они у нас нефигово выезженные, просто они к новичкам толерантные и не перенапрягаются, если их недостаточно настойчиво просить.
 
Вернусь к записям, а то расслабилась я последний месяц.

-------------------------------------------------------------------------

18/05/2019

Сегодня не пошла на урок. Начались месячные, которые опаздывали уже дней на десять точно, что начинало меня конкретно напрягать, потому что до этого год всё было прям образцово-показательно. Связываю это опоздание с двумя уроками, на которых я хорошенько протряслась на учебной рыси, потому что других причин и других необычных стрессов или физических нагрузок за отчётный период у меня не было.

Сорри за интимные подробности, но, почитав обсуждения но форуме, я так понимаю, что тема езды во время месячных неоднозначная. Так-то я обычно хожу, если чувствую себя сносно, но в этот раз решила не искушать судьбу. Жалко денег за урок, ну да и фиг с ними.


---------------------------------------------------------------------------

25/05/2019

Сегодня мне досталась уже упоминавшаяся англо-арабская кобыла Калин. Как раз перед уроком она ухитрилась поцарапать себе морду и правое веко, так что чуть ли не до начала урока преподы размышляли, надо зашивать или нет. Решили, что не надо. Но как-то больше переживали не за неё, а за завтрашние соревнования по выездке, допустят её или нет. Не очень это приятно.

Потом в манеже надо было подвести лошадь к подставке, с которой залезать, а она традиционно не идёт. Мой обычный метод приведения лошади в движение не особо работает (это когда вместо того, чтобы идти прямо к цели, идём по шагу-по два то в одну, то в другую сторону эдаким зигзагом). Я хлыстом чуть-чуть её тронула за подпругой, а инструктор мне:
- Да отстань ты от неё с хлыстом! Верхом так боишься, а как на земле, так запросто.

Меня это немножко задело (это не я придумывала, а на одном из занятии другой препод показывал, что можно с земли лошадь похлопать рукой/потрогать хлыстом за подпругой, чтобы она шла быстрее. Да и делаю это не в первый раз, можно было мне раньше сказать, если что-то не так). Но в принципе ведь правда, что верхом я недостаточно хлыст использую, а уж с Калин особенно.

В целом урок нормально прошёл, но без полного удовлетворения.

Делали упражнение: на маршруте (короткая сторона манежа — диагональ — короткая сторона — десяток метров по длинной) надо было из строевой рыси перейти в равновесие на стременах, потом опять в строевую, потом опять в равновесие. По какой-то причине это прям заводит лошадей и они принимают это за приглашение к галопу. Я была первой и была не совсем к этому готова. Впрочем, Калин не пыталась выпендриваться в своём фирменном стиле (резко менять направление и по сужающейся спирали сваливать в центр), так что я в принципе с ней справилась. А препод радуется:

- Ну что же, не получилось на рыси, зато ж получилось на галопе!

И вот из четырёх лошадей три вели себя так же. Даже Симбелен, который в целом не перетруждается. Только липициан Пику (моя главная любовь на этой конюшне), уравновешенный флегматик, не поддался общему тренду.

Ещё из интересного: Калин время от времени топает ногой (по-моему, задней). Ни с того ни с сего, просто стоим смотрим, как другие выполняют упражнение. Такое впечатление, что она так комментирует езду других: «ну разве ж так ездят! Дайте мне (раздражённо топает), покажу, как надо!»

Ну это, конечно, я додумываю, кто её разберёт, что у неё в голове. Чужая душа — потёмки, а уж у Калин особенно.
 
01/06/2019

Сегодня ездила на Симбелене. Это чистокровный гнедой мерин. Девочки из моей группы считают его «moche» (страшненьким), а мне лично он кажется очень красивым, может, асимметричная белая проточина его несколько портит, но вот шея просто загляденье. Особенно когда шишечки ему заплетут перед конкурсом, просто красавец-мужчина. Аристократичный такой. Всё-таки чистокровные лошади внешне очень мне нравятся.

Одна из женщин в моей группе очень его любит и почти всегда на нём ездит. Так что мне он обычно перепадает, если она по какой-то причине не пришла.

Отношение у меня к нему двойственное.

С одной стороны, в прошлом году (мы ещё только начинали ездить рысью) он устроил на ровном месте одной женщине крайне неприятное падение: вдруг ни с того ни с сего стартанул, она не удержалась и на большой скорости слетела вбок спиной и головой прямиком в стенку манежа. Я, честно говоря, думала, что после такого не живут.

Женщина была, конечно, в шоке — но физически она почти не пострадала, если не считать ушиба на спине. Голове ничего не было. (Женщина, конечно, очеь сильно испугалась и, доходив на занятия до конца года, на следующий уже всё-таки не пришла.) С тех пор любые доводы против ношения шлема я считаю несерьёзными. Мне хватило одного раза увидеть своими глазами, чтобы сделать выводы.

С другой стороны — ни до, ни после ничего подобного Симбелен не вытворял. Это новичковая лошадь, в меру ленивая, но если он поймёт, что ты от него не отстанешь, он рад побегать.

Он мне в прошлом году просто удивительным образом помог с рысью. Я сначала ездить ей очень боялась — казалось, что это ужасно быстро, и часто теряла равновесие. И вот каждый раз, когда я теряла равновесие на рыси, Симбелен переходил в шаг, ждал, пока я разберусь с равновесием, и снова переходил в рысь, без всяких уговоров. Я поняла, что такое лошадь-учитель. И это — та самая лошадь, которая за пару уроков до того наглядно продемонстрировала, как может запульнуть человека на противоположную сторону манежа. Я была тронута до глубины души.

До этого лошади меня несколько раздражали тем, что они не всегда делают, что я от них хочу, но после того занятия я стала их уважать намного больше за их долготерпение.

Симбелена в сравнении с другими лошадьми особо ценю за то, что он идеально ведёт себя при чистке. Не кусается, спокойно переносит скребницу, мест щекотливых на нём нет, ноги поднимает, шерсть короткая. Давно хочу спросить, он от природы такой гладкошерстный, или его стригут. Ну уши может прижать, он не няшечка вообще-то, но ведёт себя прилично.

Мне рассказывали, что он не любит, когда ему трогают уши — враки. Ну или я что-то делаю не так. Никогда с надеванием уздечки не было проблем в этом плане. Даже специально его за ухи трогала, никакого эффекта.

Ещё он очень обучаемый. Любит взять зубами в манеже конус (оранжевые, чтобы размечать маршрут), но только если сам захочет. Если специально ему давать — не возьмёт или возьмёт и бросит сразу.

Как-то раз решила опробовать на нём методу Карен Прайор, впечатлившись видео с ютуба. Хотела скормить ему морковку, но не хотела, чтобы он по карманам шарился. Давала кусочек, он начинал меня обнюхивать с головы до ног (очень смешно и щекотно), через какое-то время терял надежду и отворачивался. Тут я ему давала следующий кусочек. Через несколько итераций он начал специально отворачивать голову от меня в другую сторону, как бы показывая, что у него и в мыслях нет меня обнюхивать. Просто удивительно, насколько быстро это работает. Вообще конкретно эту лошадь точно можно было бы хоть в цирк обучить.

Сегодня было двадцать восемь градусов, и манеже было крайне душно: часть крыши сделана из полупрозрачного пластика, поэтому в жару всё нагревается, как в теплице. Лошади сначала были немного кислыми, но потом втянулись и в целом урок прошёл на удивление приятно.

Я наслаждалась ездой на самой адекватной на этом занятии лошади, пока инструктор с участием одной из учениц вправляла мозги серой коннемаре по имени Априль. Она не любит галоп направо и начинает всячески выкаблучиваться, так что инструктор заставляла девочку высылать Априль в галоп и поддерживать его, если надо, и хлыстом, чтобы только не давать ей самовольно переходить в рысь.

Если честно, было немного стрёмно на них смотреть, потому что лошадь была не особо настроена на сотрудничество, а девочка на ней из более робких и тоже не всегда решается использовать хлыст, даже когда это нужно. У меня это тоже есть. Всегда побаиваюсь, что лошадь неадекватно среагирует на хлыст, понесёт или вытворит чего-нибудь эдакое.

Но Симбелен вёл себя образцово, ну просто никаких нареканий. Даже особо не халтурил, по-моему.

Старалась на этом занятии следить за тем, чтобы крепко держать повод в кулаке (у меня есть привычка раскрывать кулак и держать повод только на пальцах, что не есть верно). Ещё пыталась сопровождать движения головы руками на шагу. Получила странный эффект: когда я так делаю (или пытаюсь делать), Симбелен ускоряет шаг. Не понимаю, хороший это признак или нет.

Это не спорт, это матан какой-то. Голова пухнет.

После занятия устроили всем лошадям душ из-за жары и сказали нам гулять с ними, пока не высохнут: «минимум три круга по территории клуба». Сказали следить, чтобы они не ели траву, вроде что-то ядовитое попадается. Погуляли с удовольствием, как с собачкой. В одном месте, где был вход в конюшню, Симбелен каждый раз упирался, видимо, хотел домой кушать. В таких случаях понимаешь, насколько лошадь всё-таки сильнее тебя: если она не хочет куда-то идти, хрен ты её силой сдвинешь. Только уговорами и грозным голосом.

После всего этого я так расчувствовалась, что перед уходом откусила Симбелену кусок от своего яблока (хотя рассчитывала съесть его исключительно самостоятельно). Ну он такими глазами смотрел на шуршание пакетика - устоять было просто невозможно. Потом, правда, начал стучать копытом в дверь, и я решила, что подкреплять это безобразие не буду. И так попрошайка тот ещё.
 
Последнее редактирование:
08/06/2019

Ходила вчера в бассейн, хотя весь день на работе пыталась придумать себе отмазку, чтобы не идти: ветер-де сильный (вчера реально задувало, пообламывало кучу молодых побегов с платанов), да и в воскресенье можно сходить, и вообще устала и не хочется... В такие моменты я научилась говорить себе: ок, тебя никто не заставляет, не хочешь — не иди. Вот только дойдём до моста (бассейн находится на острове на Сене), если будет прям ветром сносить или там буду чувствовать себя ужасно плохо, домой пойду. Доходишь до моста, там надо дорогу перейти. Смотришь — вон зелёный как раз горит (там долговато приходится ждать), жалко ж не перейти! И народ тоже со спортивными сумками идёт, тоже как бы мотивирует. Потом дальше идёшь к бассейну, думаешь, вот, может, там из-за ветра всё закрыто, вот и не придётся лезть в воду (глупо, конечно, но...), подходишь к дверям, заходишь, ну тут уже обратно домой не пойдёшь. В бассейне стараюсь плавать час. И тоже первые полчаса — минут сорок думешь: блин, как скучно, скорей бы уже домой, пожрать и отдохнуть, а потом как-то втягиваешься и думаешь только о плавании.

Вчера всё-таки я немного перетрудилась, после бассейна болела голова, и утра тоже побаливала. То есть непонятно, таблетку вроде от этого пить — это как-то слишком, а дискомфорт есть. Короче, в итоге выпила парацетамолу и поехала к в клуб.

Дали мне сегодня коника по кличке Аттила. Он небольшого роста, вроде по породе относится к французским верховым пони, но всё-таки, он покрупнее их, корпулентнее, я бы сказала. Интересной масти: не рыжий, а такого густого шоколадного цвета, причём грива светлее шерсти на теле. Не уверена, как это называется. (Подумала, что надо бы наделать нормальных фоточек лошадей, а то как-то без них уныло).

Я как раз перед уроком думала, что хорошо бы поездить на лошади, которой у меня давно не было. И думала как раз об Аттиле, потому что в начале года я ездила на нём в первый раз, и воспоминания у меня остались так себе. Он был ужасно упрямый, не хотел поворачивать туда, куда мне надо было, то вкопается, то начинает разгоняться и его становится трудно сдержать - в общем, бесил жутко.

А с его галопа я единственный раз в этом году упала. Не была морально готова к его скорости. Меня начало выкидывать из седла, ну и на очередном повороте при попытке замедлиться Аттила начал-таки замедляться, а я выпала по инерции к его ногам на левую лопатку. Мне повезло, что скорость к этому моменту была небольшая, да он и остановился сразу же, а то мог бы наступить. Короче, ничего мне не было, и я потом ещё поездила на нём в тот урок, но блин стрёмно. И на самом деле, хотя это падение было совершенно не страшное и приземлилась я на мягкий песочек, я потом ещё несколько недель ощущала периодически, что небольшой ушиб или что-то такое в районе лопатки у меня есть.

Так что не буду врать, нервничала я несколько, да и при чистке он мог бы быть подружелюбнее. Когда чистишь ему область подпруги и бока, пытается ногой лягнуть, без души, но всё равно не сильно приятно. И куснуть периодически порывается, тоже не прям всерьёз, но кто его знает, вдруг в следующий раз будет всерьёз, так что надо ухо востро держать. А пыли в шерсти! Я бы могла спокойно час его надраивать.

Но времени, как обычно, было немного. Инструктор помогла мне надеть ему уздечку с чем-то типа гога (не уверена, что именно это, плохо разбираюсь в допверёвках), ну и поехали.

У меня не было высоких ожиданий от этого заняти, но всё прошло на удивление офигенно. Один-единственный раз в начале урока шлёпнула хлыстом, когда он ну никак не снисходил до того, чтоб шагать поактивнее. И всё — с того момента просто шёлковая лошадь. Иногда он делал слабые попытки повернуть не туда, куда надо, но сильно не настаивал и мне каждый получалось вырулить туда, куда я хотела.

Рысь у него очень быстрая, я совсем не уверена, что успеваю попадать ему в такт. Надо привставать, когда внешняя передняя нога выносится вперёд — но он так быстро их переставляет, что пока я думаю «вот сейчас надо вставать», момент уже упущен. Короче, с переменным успехом.

Делали после разминки упражнения на рысь «en équilibre » (наверное, это называется двухточечной посадкой): когда стоишь на согнутых ногах на стременах, а спина прямо. Ещё вариант: стоять на стременах на прямых ногах, «как на земле», ага. Сложно это для меня, постоянно заваливаюсь то вперёд, то назад, напрягаю ноги, пятка вверх, одним словом — классика жанра.

Была ещё «минутка теории»: инструктор взяла мой хлыст и, держа его вертикально рукояткой вверх, рассказывала:
- Вот ваше тело с головой (показывает на рукоятку хлыста). Вот ваш таз и ноги (показывает на нижнюю, гибкую, часть хлыста). Тело должно быть как хлыст: верхняя часть (показывает на себе: от середины спины до головы) неподвижна, а нижняя часть (показывает: от поясницы до ног) должна двигаться вместе с лошадью.

Потом переворачивает хлыст рукояткой вниз:
- А у некоторых из вас наоборот: тело раскачивается взад-вперёд, а в пояснице подвижности мало. (Ставит рукояткой хлыст на ладонь, двигает ладонью, показывая, как движется спина лошади на галопе и демонстрирует, что верхняя часть хлыста раскачивается).

Потом говорит:
- С этого момента я ещё буду обращать ваше внимание на то, чтобы вы сопровождали руками лошадь. Как вы не могли не заметить, на шагу и на галопе шея лошади раскачивается. Вы должны сопрождать это движение. Оно совсем небольшое, сантиметр туда-сюда, но это важно. Потому что если вы не начнёте делать этого сейчас, то через четыре-пять лет, когда вам серьёзно понадобится контакт, у вас будет реальный затык и вы не сможете ничего делать.

Подходит к Аттиле, берёт поводья в свои руки, мы шагаем: я сверху, она — рядом. Показывает разницу: когда она ничего не делает, провод то натягивается, то провисает. Когда она сопровождает движения лошади, повод натянут всё время. Движения практически незаметные, если не смотреть на повод, в жизни не догадаешься, что что-то изменилось.

- Для пони и небольших лошадей достаточно небольшого движения в запястье. Для больших лошадей, как Руки (это огромная лошадь, 170 в холке точно... я его называю динозавром, он реально здоровенный) - небольшое движение в локте. Плечами делать ничего не нужно.

А потом галоп. И к удивлению моему, всё было достаточно просто! Да, довольно быстро, но не сверхъестественно. По-прежнему, если он начинает разгоняться, то перестаю за ним успевать, и меня выталкивает вверх из седла. Но я каждый раз как-то ухитрялась сесть, а потом инструктор начала мне говорить:

- Расслабь ноги. Сопровождай движение тазом. Не дави в стремена! Расслабь ноги. Расслабься вообще вся. Не думай ни о чём.

И вот так стало мне легко! Чистый кайф. Наверное, в первый раз мне было настолько легко и просто на галопе.

Но, возможно, есть и другая причина. Я вспомнила, что Аттила в прошлый раз совсем не хотел подниматься в галоп, и ему как-то перестегнули этот «гог», чтобы тот его не ограничивал. Возможно, эта хрень как-то меняет их равновесие. Я на Калин тоже такое замечала (у неё свой вариант «верёвок», буду пока так их называть, потому что названия правильного не знаю, я уже спрашивала, но не запомнила): если «верёвки» пристёгнуты, ехать легко и удобно, а если отстёгнуты — ну, тут придётся ещё побороться. Сложная тема, короче.

В общем, урок у меня оставил совершенно эйфорическое ощущение, просто незамутнённое счастье какое-то. Вообще в жизни такой сейчас период, что последние несколько недель всё идёт удивительно гладко и удачно. У друзей и коллег разного сорта трэш, а у меня красота. Суеверное чувство и закон регрессии к среднему говорят, что за эту благодать придётся расплачиваться каким-то отстоем, но пока оно длится, я стараюсь наслаждаться. Очень уж это нечасто бывает, а такой затяжной белой полосы я даже и не припомню.
 
15/06/2019

Сегодня нормально урок прошёл. У меня была Априль — ужасно симпатичная маленькая серая коннемара. Она до семи лет прожила на пастбище, в прошлом году её заездили, поэтому у неё до сих пор есть свои заморочки. Но она незлая. На земле вообще просто как плюшевая игрушка, ласковая, всё тыкалась носом мне в руки видимо не понимала, почему я так вкусно пахну (намазалась с утра кремом от солнца, жарко было). Просто невозможно устоять, чтобы не потискать это белое и пушистое существо.

И при этом такая упёртая лошадь. Почистить смогла ей две ноги из четырёх, ну никак не смогла взять у неё две остальные, да и то она всё порывалась их выдирать. Но вроде я уже скоро научусь с ними разговаривать строгим голосом. Говорю ей сурово: arrête ! - и она вроде как-то начинает задумываться над своим поведением.

Много где читала, что лошади реагируют по большей степени именно на тон голоса. Ну не знаю. По-русски, мне кажется, тон у меня более искренний, когда я на них ругаюсь или хвалю. По-французски я не всегда могу спонтанно выразить своё эмоциональное состояние. Но мне кажется, они именно распознают конкретные слова и команды, которым они обучены, и да, произносимые с французской интонацией. А мои излияния на великом и могучем — если не просто белый шум, то максимум по контексту смутно догадываются, чего я там выражаюсь.

Поездили по-всякому. Вообще-то это лошадь своеобразная, но сегодня на удивление всё нормально прошло, немного настойчивости и пригрозить хлыстом — и никаких эксцессов. Даже шевелиться немного начинает, обычно-то фиг распихаешь.

Учили нас сегодня по-новому вольты делать: оба повода берёшь во внешнюю руку и так поворачиваешь. На шагу и на рыси делали. Легкотня.

Короче, всё прям приятно и благостно. Почти до конца урока.

И в конце препод и говорит:

- Кто хочет, двадцать третьего и тридцатого сдача галопа 2, Юля, ну тебе ещё надо подождать...

И на этом месте я так мысленно: «ЩИТО?!» Блин, да мне прям вообще в голову не приходило, что меня могут не допустить ко второму галопу. У меня-то было впечатление, что у меня такой ого-го прогресс с начала года. Я так-то раньше вообще на галопе особо думать не могла, одна мысль «О БОЖЕ Я ЕДУ ГАЛОПОМ», а сейчас уже могу осмысленно что-то делать и даже немного рулить. Я уже даже могу не просто сидеть, как на диванчике, а прям тазом пытаюсь двигать, это вообще для меня высший пилотаж, блин.

Ну ок, что реально может быть не так:

Равновесие у меня так себе. Как я уже описывала выше, в на рыси равновесии на стременах я удерживаюсь очень хило. Но мы не оттачивали это прям всеь год, буквально пару занятий. Другим вроде легче это даётся, но блин, я ж не самородок, чтоб у меня с первого раза всё получалось. Если бы мы больше этим занимались, всё было бы ок. Бабушка была бы дедушкой, одним словом))

На правильной диагонали рысью я тоже езжу не всегда. Постоянно выходит так, что вроде мне кажется, что всё правильно, а тренер говорит, что нет. Но вроде и другие неидеальны, так что ну не знаю.

Ну и ещё я не езжу на одной лошади, которая на галопе может войти во вкус и остановиться с большим трудом. Так и ещё одна женщина у нас в группе тоже не ездит, после того как навернулась с неё. (А другая тоже с неё упала, испугалась и бросила совсем). Мне так неохота повторять чужие ошибки и садиться на лошадь, до которой я по уровню не дотягиваю. Я экстрим не люблю. А девчонки помладше да, справляются. Классно ездят. Но меня их пример как-то не вдохновляет. У меня тут подруга с позвоночной грыжей (наследственность + неумеренный кроссфит) еле ходит, посмотришь, и как-то начинаешь больше ценить свою жизнь и здоровье.

На галопе в равновесии мы тоже особо не ездили, ну пару раз за год. У меня не сложилось впечатления, что это прям сложно. Сесть в седло намного сложнее.

Рысью учебной я совсем не умею, но и никто из наших не умеет, хотя это надо для экзамена. Два раза мы потряслись на ней, да и то один раз не с этой преподшей, а с другим тренером совсем. Конечно, за два раза ничему не научишься.

Короче, расстроилась я прям. Обижаться, конечно, не на что. Лучше уж ещё годик покататься на первом галопе, чем пойти себе шею сломать где-нибудь на прыжках, не умеючи правильно. Но всё равно обидно. Ну про то, что у меня нет врождённого таланта в верховой езде, это я уже давно поняла. Но всё равно.

Но вообще-то прикол в том, что в программу второго галопа выходит прыжок через маленькое препятствие, а препод наша осознала только сегодня... что мы ничем прыжкоподобным вообще даже близко не занимались за год. Ну один раз через палочку перебегали на рыси в равновесии, но блин, это несерьёзно.

Короче, если по-честному, то в пролёте вся группа, а не только я. Если подумать, то хрен поймёшь, чем мы занимались весь год. (Вообще-то я знаю: разминка на рыси, пару кружков галопа, пару упражнений и вот так каждый раз). Но! Есть-то то ещё одна группа, которые в другой день занимаются. Так они вообще галопом почти не ездили. Ну полкруга в одну сторону, полкруга в другую. Они, когда в наш день приходят, прям счастливы, что им дают поездить немного поактивней. Ну не верю я, что они лучше нашего готовы.

Одним словом, разброд и шатание какие-то. Заметно, что этот год — первый, когда галоп 1 вынесли в отдельный урок. Раньше-то их сразу впихивали в галоп 2/3, но, видимо, разница в уровне слишком сильно бросалась в глаза, и разум возобладал.

А самое смешное, что я как раз перед этим записалась на стаж — подготовку к экзамену, и деньги заплатила. Если бы знала, что не допустят меня, не записывалась бы. Впрочем, лишний раз поездить да теорию повторить не повредит. Короче, посмотрим.
 
Лошади действительно по большей части на тон реагируют. Ну или на тон и жест.
Я со всеми своими немецкими всегда по-русски разговариваю, понимают))

А почему женщине после головой в стенку манежа предлагалось не жить, она без шлема была?
А что значит "неправильно рысью на диагонали"?

Подготовка к экзамену - это дополнительные тренировки? С другим тренером или с обычным?
 
Лошади действительно по большей части на тон реагируют. Ну или на тон и жест.
Я со всеми своими немецкими всегда по-русски разговариваю, понимают))

А почему женщине после головой в стенку манежа предлагалось не жить, она без шлема была?
А что значит "неправильно рысью на диагонали"?

Подготовка к экзамену - это дополнительные тренировки? С другим тренером или с обычным?

Женщина была как раз в шлеме, но, если бы я не видела своими глазами, не поверила бы, что шлем спасает при ударе такой силы. До этого не сталкивалась никогда.

Неправильная диагональ - это к вопросу, под какую ногу облегчаться на строевой рыси. Нас учат вставать, когда выносится переднее внешнее плечо. Это будет правильная диагональ. Соответственно, наоборот - неправильная. Большую часть времени выходит так: еду я еду, вроде уловила, еду дальше довольная, тренер: ты точно уверена, что это правильная диагональ? Я говорю: да! А она: а вот на самом деле она неправильная! И вот хоть ты тресни, не могу наловчиться. Вроде кажется, что поняла, а потом оказывается, что снова не поняла. Тёмное дело.

Подготовка к экзамену - это желающие могут записаться на стажировку на полдня. Тренер была не та, что ведёт мою группу, но она тоже вполне ничего себе. Мне нравится ходить к разным, они разные вещи замечают и на разное обращают внимание. Некоторая сумятица в голове может быть, но посколько всё равно они все научены по одним и тем же лекалам, то ничего криминального.
 
Ну и вкратце запишу про стажировку, а то забуду всё (и так уже половину забыла)

16/06/2019

Пришла я на стажировку. Кроме меня, пришли ещё три человека. Сегодняшнего тренера я сразу предупредила, что моя обычная тренер мне сказала, что я ещё не готова сдавать галоп 2 и что я ещё не прыгала.

- Ну и ничего, зато потренируетесь, ну и препятствие вам маленькое поставим, если будет желание.

Ну чё, круто, коли так!

Дают мне уже неоднократно упоминавшуюся здесь Калин. Это значит, что лёгкой жизни мне не будет: она лошадь активная и незлая (когда ты сверху), но сдержать её и направлять по нужному маршруту может быть довольно сложно. Ну я уже давно поняла, что Калин — это моя судьба. Я её не боюсь и в принципе худо-бедно справляюсь, но с переменным успехом: то она меня возит по манежу, как ей хочется, то мне удаётся навязать ей мою волю, и всё проходит более-менее сносно.

Тренер очень кстати показала мне волшебное чесательное место у Калин: там, где поясница переходит в круп. Стоит там почухать, как эта суровая клацающая зубами животина останавливается и расслабляется. Должна признать, что до этого в этом году я просила тренера одевать Калин уздечку, потому что опасалась за свои пальцы. А тут решилась сама, и всё нормально прошло. Калин любит нагнать страху, но я просто не верю, что она может намеренно причинить мне вред (может, и зря).

Допсредство, которое на неё надевают, называется howlett, типа такого:
https://www.boutique-equitation.com/enrennement/10694-enrenement-howlett-thiedeman-9797130409.html
(Ремень идет от подпруги, на уровне груди раздваивается и с каждой стороны проходит снизу через кольцо трензеля и концом зацепляется на металлические петли на поводе).

Если кто-то знает, как это назвается по-русски — напишите, пожалуйста.

Начали мы урок. Разбираем поэтапно один из типовых маршрутов галопа 2. Там всё есть: и круги разных диаметров, и строевая (при этом на одной из длинных сторон манежа надо ослабить повод и опять его подобрать), и учебная рысь, и манежный галоп, и полевой, и прыжки с рыси и с галопа.

Вообще крайне сложно всё запомнить. Ладно ещё по частям, и то: на буква А три прихлопа, на букве B три притопа... ухх. Сложно. Если тренер сама ходит по нужным фигурам, я ещё могу запомнить визуально, а просто по буквам — фиг. Довольно быстро теряю нить.

Где-то на половине занятия тренер заставила нас с одной девочкой поменяться лошадьми. У меня была сверхвозбудимая Калин, а у неё был флегматик Киливотч, и она уже совсем выбилась из сил его распихивать.

Я до этого на нём не ездила и как-то до этого и не стремилась, наблюдала со стороны на уроках. Вид у него было достаточно пофигистичный и упрямый.

Но тут я на него села — и блин, это так приятно, такая крупная, спокойная лошадь, просто живой гнедой антистресс. Вот как говорят про «как за каменной стеной» или «крепкое мужское плечо» - вот это оно. Боже, как это офигенно.

Да, каждый раз его надо энергично высылать. Без хлыста делать там нечего. Но достаточно пару раз объяснить, что всё серьёзно — и всё становится вполне реально.

Раньше на уроках мне казалось, что в галоп его поднять — это что-то сверхъестественное и что мне точно лучше даже зря людей не смешить. Да нет, всё вполне реально. Ну ок, не каждый раз он делал то, что я хочу, но всё-таки намного чаще, чем я ожидала.

Я теперь поняла, почему говорят, что выездковые лошади чуткие и легковозбудимые. А ведь действительно. Когда ты полстенки едешь строевой рысью, потом учебной, потом в конкретной точке переходишь на галоп, то понимаешь, что даже самому всаднику нужна хорошая такая концентрация на происходящем и — как бы это сказать — эмоциональная гибкость, что ли. Потому что чисто психологически тык-дык-тык-дык на рыси — это совсем не то же самое, что ту-ду-дух... ту-ду-дух... на галопе. Совсем разное настроение у этих аллюров, что ли. Мне самой нелегко переключиться с одного на другое, а уж лошади и подавно. Она-то не в курсе великого плана, что сейчас в букве А мы перейдём в рысь, а на следущей букве перейдём на что-то совсем другое.

Но событие дня, конечно, это были прыжки)) Как оказалось, все остальные, кто пришёл на стажировку, уже прыгали. (Как я потом выяснила, все они занимались на год дольше меня). Тренер мне поставила нижайший крестик и вкратце объяснила: спокойно едешь, только на самом препятствии становишься в равновесие и смотришь далеко вперёд. Сначала прыгнуть с рыси, потом, если захочу, - с галопа. (Когда тебя не заставляют — это прекрасно).

Поехала я, и это так странно: ехать прямо на препятствие и понимать, что ты не объезжать его собираешься, а валишь прямо напрямик. Это так... необычно.

Ок, прыгнула с рыси. Ну вернее, лошадь прыгнула, а я с ней как малополезный балласт. Прикольные ощущения, я думала, что будет страшнее. И сразу поехала заходить на прыжок с галопа, чтобы не передумать. Но, признаюсь, почувствовав, с каким драйвом Киливотч приближается к препятствию, я в какой-то момент подумала: а нафига я вообще в это ввязалась? Но изменить всё равно уже ничего было нельзя)))

В общей сложности прыгнула три раза, техники, конечно, никакой. Мой огромный респект лошади, которая всё сама сделала и никак не воспользовалась моим ламерством, чтобы выкинуть какую-нибудь неприятную штуку. Прям преклоняюсь перед их долготерпением, честно.

А девочка та, которой дали Калин, с ней намучилась тоже. Не из злорадства говорю, но «в интересах правды». Так-то я каждый раз думаю, что это у меня руки-крюки, а посмотришь на эту же лошадь под другим всадником, и понимаешь, где лично мои косяки, а где неповторимый лошадушкин характер.
 
Женщина была как раз в шлеме, но, если бы я не видела своими глазами, не поверила бы, что шлем спасает при ударе такой силы. До этого не сталкивалась никогда.

Неправильная диагональ - это к вопросу, под какую ногу облегчаться на строевой рыси. Нас учат вставать, когда выносится переднее внешнее плечо. Это будет правильная диагональ. Соответственно, наоборот - неправильная. Большую часть времени выходит так: еду я еду, вроде уловила, еду дальше довольная, тренер: ты точно уверена, что это правильная диагональ? Я говорю: да! А она: а вот на самом деле она неправильная! И вот хоть ты тресни, не могу наловчиться. Вроде кажется, что поняла, а потом оказывается, что снова не поняла. Тёмное дело.

Подготовка к экзамену - это желающие могут записаться на стажировку на полдня. Тренер была не та, что ведёт мою группу, но она тоже вполне ничего себе. Мне нравится ходить к разным, они разные вещи замечают и на разное обращают внимание. Некоторая сумятица в голове может быть, но посколько всё равно они все научены по одним и тем же лекалам, то ничего криминального.

Ага, понятно. Ну, стажировка, пожалуй, в любом случае дело полезное.
А насчет ног на диагонали - можно же смотреть. Ну, то есть, если не понимаешь, то или не то, то глянуть, на какую ногу ты встаешь. А потом присидишься уже, привыкнешь, будешь так чувствовать.
А еще меня до сих пор не отпускает вот эта тема с облегчением под разные ноги в разных странах, жуть вообще.

По-русски это вроде мартингал.

Помогает ходить пешком по схеме и проговаривать где какие элементы (например, там, где вольт, пешочком топать вольт) и т.д.
 
можно же смотреть.
Я и смотрю... Но видимо, торможу, пока инфа от глаз через мозг доходит до тела. Мне кажется, что всё правильно, а оно неправильно.

А еще меня до сих пор не отпускает вот эта тема с облегчением под разные ноги в разных странах, жуть вообще.
О да. Поэтому меня всегда прикалывает, когда говорят, что в верховой езде какую-нибудь вещь можно делать только так и никак иначе. Каждая конкретная школа по-своему обосновывает, что такое хорошо и что такое плохо.

По-русски это вроде мартингал.
Ооо, спасибо! Поискала по форуму по запросу про мартингал, нашла название нашей штуки - балансирующий повод / повод Тидемана (или Тодемана, разные транскрипции). Нашла здесь:
https://www.prokoni.ru/articles/843...dstva_upravleniya_____nujnyi_li_oni_vam_.html
и здесь:
http://www.goldmustang.ru/magazine/samouchitel/1351.html
Блин, я скоро начну различать эти все допверёвки!

Помогает ходить пешком по схеме и проговаривать где какие элементы (например, там, где вольт, пешочком топать вольт)
Пока пешком пройдёшь - точно запомнишь, да) Но у нас именно тренер устно рассказывала схему, времени ходить не было, к сожалению. Но способ хороший, возьму себе на заметку. Часто вижу, что перед конкуром всадники проходят маршрут пешком, меряют шаги (ничего в этом не понимаю).
 
Записываюсь в ПЧ.
Интересная система во Франции, у нас начинают всегда с учебной рыси как раз, а у вас она после галопа, даже странно.
А под какую ногу облегчатся (вставать) это по-моему всем сложно даётся. Но тут как раз учебная рысь с упором в колени во многом помогает, т.к. ты не поднимаешься сам, а тебя как бы подбрасывает из седла и нужно только вернуться обратно мягко. Потом на строевой уже легче даётся и самому вставать не нужно, жаль я это позновато поняла - но теперь даже путлища подлиннее сделала, когда дошло.

Заметно, что этот год — первый, когда галоп 1 вынесли в отдельный урок. Раньше-то их сразу впихивали в галоп 2/3
Тогда неудивительно, что тренера забыли о препятствии и недостаточно подготовили группу. Первый год по новым правилам всегда сложный и всегда экспериментальный
 
как раз учебная рысь с упором в колени во многом помогает, т.к. ты не поднимаешься сам, а тебя как бы подбрасывает из седла и нужно только вернуться обратно мягко.
Что-то я эту фишку с упором в колени не очень понимаю. У меня есть одна любимая американская блогерша, которая объясняет разные проблемные моменты очень разумно и доходчиво... и практически всегда не так, как нас учат)).
Так вот мне прям нравится одно из её видео, где она рассказывает, что для улучшения равновесия нужно "ехать на бедре" и что колено должно вседа стремиться вперёд и вниз, как будто стоишь в седле на коленях.
Но когда я реально пытаюсь это воспроизвести в реальности, никакого вау не выходит, у меня корпус наклоняется вперёд, ноги уходят назад, и никакого равновесия не получается. Загадка.

Потом вот все говорят, что колено должно прилегать к седлу, но коленями сжимать лошадь нельзя. Окей, согласна. Езжу я так два года, коленями за лошадь вроде не цепляюсь. Мои ощущения могут быть обманчивы, конечно. В один прекрасный день нам говорят, при тренировке рыси "в равновесии": отверните колено от седла, ноги касаются лошади только внутренней стороной икр. С таким комментарием, что надо так научиться ездить, а потом можно будет колено привернуть обратно, но к этому моменту ты уже научишься типа не цепляться за лошадь.

Всё это прекрасно, но...
1 - поперечная растяжка у меня близка к нулю. Мне и на толстой лошади сидеть-то не слишком удобно, а уж в положении сидя ещё отвернуть колено - для меня крайне сложно и со стороны результата почти не заметно. Или ещё суперупражнение, говорят, ужасно полезное для равновесия и нецепляния: сидя в седле, отвести ноги в стороны. Это для меня сделать просто невозможно. И это не старость, это всегда так было. Уже второй год пытаюсь что-то растянуть, но особых успехов не вижу. Нет такой опции в организме. (Про эту проблему только в одной книжке видела упоминание, что мол надо подбирать лошадей, которые по толщине соответствуют возможностям всадника).
2 - ну почему нельзя было сразу сказать об этом, а не через два года, когда я уже привыкла сидеть "неправильно"? И на следующих уроках никак об этом не напоминать. Ну хрен же разберёшься как оно правильно, ну вот честно.
 
Что-то я эту фишку с упором в колени не очень понимаю
Я говорила, про учебку с упором в колени, чтобы понимать под какую ногу облегчаться. Со временем пересаживаешься на шлюз (внутренняя сторона бедра).
что для улучшения равновесия нужно "ехать на бедре"
Языками не владею, потому видео смотреть не стала, но по вашему тексту: Правильно говорит. Но это мало у кого сразу получается. Чаще всего проходят этапы: сначала пытаются стоять на стременах, потом цепляются коленями и только позже едут на бедре.
у меня корпус наклоняется вперёд, ноги уходят назад, и никакого равновесия не получается
Это не загадка. Вы не уверены, что так удержитесь в седле - 1, тело выдаёт испуг - 2. Тут нужно перебороть своё тело и не дать уйти ему вперёд, тогда и ноги останутся на месте (при условии, что пятка не уйдёт наверх)
суперупражнение, говорят, ужасно полезное для равновесия и нецепляния: сидя в седле, отвести ноги в стороны. Это для меня сделать просто невозможно
В отличии от "отвести колено от седла" - это сделать проще. Попробуйте не пытаться развести ноги от места их крепления к туловищу, а развести их от колена. Распрямить попробуйте. Иногда тренера не ищут других словосочетаний и выражений, в итоге ученику не понятно, что нужно делать и он делает не то, и почему у него не получается.
когда я уже привыкла сидеть "неправильно"?
Это проблема многих. С некоторыми проблемами, я начала бороться только недавно, т.к. узнала о них тоже недавно.
Ну хрен же разберёшься как оно правильно, ну вот честно.
Со временем и с опытом, никто не рождается с такими умениями.
 
Давненько я не писала, а лето было довольно-таки конное, буду потихоньку излагать накопившееся...

20/06/2019

Пришла сегодня не в «свой» день (в четверг, а так хожу по субботам). В девять вечера вместе начинающие и галоп 1. Всегда сомневаюсь, идти или нет, после работы обычно сильно устаю. А тут прихожу – и инструктор сразу же говорит:

- Сегодня мы идём на прогулку в лес!

Вот это джекпот! До этого нас не выпускали, да и все стажировки с прогулками в лес были для уровня начиная с галопа 3. Так что я даже и не совалась.
Хотя на самом деле это и была всегда моя голубая мечта: гулять по полям и лесам на лошади. Это как-то так… аутентично, что ли. Люди веками ездили на лошадях и только недавно пересели на всякое железно-грохочущее.

Мне назначили огромную гнедую кобылу Шаре, на которой я до этого ни разу не ездила. Огромная! Под 170 см в холке. Как я её там начищала на радостях и старалась ей понравиться! (Как оказалось, тщетно).

Вышли в манеж, погрузились на лошадей, тренер объяснила порядок, в котором лошади следуют друг за другом (для меня было новостью, что на природе не надо соблюдать дистанцию, а наоборот, надо идти голова к хвосту, а то лошадь будет нервничать и пытаться догнать ту, что идёт перед ней). Ну и пошли мы в лес по дорожке, тренер на самой спокойной вольтижировочной лошадке Ондин впереди.

И вот идём мы, и блин не ловлю я кайф вообще: лошадь мотает туда-сюда головой, у неё болтается какой-то неспрятанный хвостик ремешка уздечки, кажется, что это её бесит ещё больше… Потом она ломится по обочине, пытается обогнать других лошадей… И постоянно как будто перепрыгивает с задних ног на передние, не становится на свечку по-настоящему, но чувствуется, что она прям еле сдерживается. Честно говоря, очень неприятно. Тренер идет себе впереди и в случае чего ничего особо сделать не сможет.

Когда Шаре принялась в очередной раз обгонять колонну, тренер посмотрела на всё это и, видимо, поняла, что так больше нельзя. Сказала, что будем меняться лошадьми.

Сказать легко, а как это провернуть?

Сначала я спускаюсь с Шаре, причём от спешки и нервов забыла базовую вещь – не вынула левую ногу из стремени, перед тем, как спуститься – и сразу поняла, почему это надо делать, когда оказалось, что моя правая нога уже на земле, а левая ещё стоит задранная в стремени, и вынуть её не так-то легко, учитывая серьёзный рост лошади. Ну окей, кое-как получилось.

Тренер слезает со своей Ондин, (теперь держит обеих лошадей), говорит: ну теперь я тебя подсажу. Я очень не люблю эти подсаживания, всё у меня не получается элегантно в нужный момент оттолкнуться от земли. Выходит, что человек во многом меня поднимает вверх. Так и тут: лезу и чувствую, что не залезаю (кобыла оказывается неожиданно толстой). Ондин надоедает ждать посадки пассажира и она направляется вперёд, я вынужденно спускаюсь на землю и пытаюсь её поймать, за нами бежит тренер, которая в одной руке держит Шаре, а другой пытается поймать Ондин… Поймали. Вторая попытка. Она почти уже было не удалась, но тренер меня прям насильно запихнула на эту лошадь. Мне очень стыдно за свою неуклюжесть и потому, что я знаю, что тренер уже не раз падала и у неё проблемы со спиной, а тут получилось, что она даёт себе такую нагрузку.

Ну ок, вроде кое-как разобрались. Идём дальше. Ондин намного спокойнее, но пользуется любой нависающей веткой, чтобы засосать в себя как можно больше листьев… А ей нельзя есть что попало, у неё часто колики (собственно, именно потому, что она ест всё, что не прибито). Как могу, пресекаю это обжорство, но и жаль её при этом: раз в жизни вышли из четырёх стен, так толком и попастись нельзя.

Вообще езда получается утомительная. Едем мы только шагом, но каждый толчок, каждый уклон или горочка чувствуются всем телом. Надо, скажем, наклоняться вперед на подъёмах и отклоняться назад на спусках. От этого очень устаёшь. Впереди едет тренер на моей бывшей кобыле Шаре, и искреннее спасибо ей за этот обмен: Шаре постоянно порывалась стать на свечку, и моя тренер поднимала руки чуть ли не до (лошадиных) ушей, чтобы как-то её сдерживать. Честно говоря, смотреть на это было довольно страшно. Я уже начала прикидывать, что делать, если эта кобыла всё-таки перевернётся и травмирует тренера.

Одним словом, я была рада вернуться в манеж.

Тренер сказала нам:

- Пошагайте вон на той половине манежа, а нам тут с Шаре надо прояснить небольшое недопонимание.

И поездила с ней по кругу на всех аллюрах, вроде бы ничего особенного не делала, хлыстом не била, пару раз что-то сказала строго, но в целом в какой-то момент кобыла начала делать то, что от неё требовали. Тогда тренер от неё отстала и отдала её мне, чтоб я её почистила перед уходом.

Скажу честно, настроение после этого урока у меня было совсем никакое. Я так ждала первого выезда на природу – и тут такое разочарование: всё оказалось намного менее приятно, чем мне представлялось. Вообще было ощущение, что я даже шагом толком ездить не научилась, и я впервые серьёзно задумалась о том, чтобы бросить вообще всё это дело.
 
С удовольствием читаю Ваш дневник и надеюсь на продолжение. Мне кажется, не удалось получить удовольствия от прогулки из-за того, что не получилось расслабиться (всё ещё много вещей, которые Вас тревожат и напрягают). Это типично для новичков: во всём видеть угрозу :) Со временем становишься более толстокожим.
 
Сверху