В прошлом году я взяла Тора за 40 тысяч, это был самый низ рынка, дешевле стоили только поздние жеребята 4-6 месяцев, эти по 35 тысяч шли. В этом году продажа весеннего молодняка идёт повально за 25 тысяч. Кобылки впервые сравнялись в цене, где-то даже дешевле жеребчиков. Значить это может только одно: нечем кормить, пойдут на мясо все, кому не суждено найти рук. Табунщики не звери, им самим жалко, отдают живых по мясу, лишь бы забрали, иначе до весны доживёт меньше половины, да и матки не все встретят новую траву. Засухи уже третий год кряду, трава всё скуднее. Второго укоса в этом году не было даже. Подкормка зерном (привозить и рассыпать рядками по земле) мало что приносит, изголодавшиеся взрослые отгоняют детвору. Кто совсем жалостливый, забирает молодняк домой, на несколько недель ставит на активный откорм концентратами и выгоняет обратно в горы к старшим. С особенно сильно исхудавшими матками такой манёвр проделывают все.
Это будет очень тяжёлая зима.
Ситуация усугубляется тем, что участились стычки между жеребцами: голодные табуны то и дело спускаются в долины на чужие территории. Жеребцы дерутся не так, как многие привыкли, — подбегут, покрасуются, покричат, попинаются. Нет. Они с рёвом влетают друг в друга карьером зубами в глотки, разнимать бесполезно, кто сбежит, тот молодец, уцелеет, но чем будет табун кормить... Придёт сражаться снова.
Некоторые хозяева уже принимают тяжёлое решение объединить косяки и убрать воинственных мужчин домой, тем самым увеличив риски падежа от клыков хищников. Редкая кобыла выйдет навстречу и будет отбиваться от волка или шакала, придётся приставлять пастухов с оружием посменно. Пока обсуждают, что будет лучше: вероятно, потерять классных проверенных производителей в междоусобицах, либо же платить людям. Причём одним-двумя пастухами не обойтись, не удержат несколько сотен голов.
Малышня отбита уже с месяц практически у всех. Смысла держать дальше нет при мамках, ведь даже у подножий, где трава практически круглый год растёт хотя бы слегка, уже голая земля. Выше и подавно одному Небу ведомо, что едят кони. Хотя обыкновенно мелочь забирали в пригоны только на новогодних праздниках, пока родня приезжает в гости - лишних рук в таком деле не бывает. При дворе детвора получает солому, сено — слишком золотой во всех смыслах нынче ресурс, берегут.
Кто может, возят даже не золотое, а бриллиантовое альпийское с лугов, да только и оно не бесконечное.