Arado написал(а):
Он пишет о способности лошади мыслить и рассуждать, а не просто отвечать на стимул.

Просто непонятно. почему он при этом критикует "НХу", которая утверждает то же самое :mrgreen: Наверное потому что, если ничего не критиковать, то сложно выделиться :lol: :lol: :lol:
 
Sara написал(а):
Arado написал(а):
Он пишет о способности лошади мыслить и рассуждать, а не просто отвечать на стимул.

Просто непонятно. почему он при этом критикует "НХу", которая утверждает то же самое :mrgreen: Наверное потому что, если ничего не критиковать, то сложно выделиться :lol: :lol: :lol:
"утверждает" или " является" тем же самым? ))))
 
Девчонки, сразу наведу мосты дружбы и мира. Я не особенно разбираюсь в НХ и сама не критикую поэтому :) посему их критикует Франческо, мне отчасти понятно, - это стало массовой культурой, часто воспринимамой людьми поверхностно. Правильно Аня пишет - семи играми общение не ограничивается :)
Я вообще считаю, что беда не в тренере-авторе методики, а в слишком буквальном ее восприятии аудиторией :)
 
Arado написал(а):
"утверждает" или " является" тем же самым? ))))

Что значит "является"? "НХа является способностью лошади мыслить"? Нет. НХа утверждает, что лошадь способна мыслить и рассуждать и на этом строит методы ее обучения. Как-то так...

Просто видишь - автор сайта пишет, что ему совершенно не важно, ЧЕМУ обучится лошадь, ему важен сам процесс познания лошадью окружающей действительности.
In the cognitive-relationship approach, based on zooanthropological philosophy, it is not interesting what the horse learn, but how it lives the experience together with other horses and/or with human. In fact one of most important aspects in applied equine cognitive ethology is the learning path, not the learning results.
Несомненно, такая цель имеет право на существование, и, конечно, подход будет несколько иной, чем когда ты для себя решаешь, что "хочу на своей лошади ехать выездку", к примеру. ну или даже просто "ехать".

Я вообще считаю, что беда не в тренере-авторе методики, а в слишком буквальном ее восприятии аудиторией

Это точно :)) Я думаю, что если голова на плечах есть - можно любую методику использовать. А если нет - то никакая не поможет :))
 
Кать, знаешь, а я восприняла смысл этой цитаты по-иному: "
В прикладной когнитивной этологии важен не результат, а процесс научения" ))
То есть не важно, что лошадь выучит, важно каким путем))

Поизучаю поподробнее, чтобы не получился испорченный телефон!
 
Я вообще считаю, что беда не в тренере-авторе методики, а в слишком буквальном ее восприятии аудиторией
Это точно :)) Я думаю, что если голова на плечах есть - можно любую методику использовать. А если нет - то никакая не поможет :))
Согласна полностью с вами обеими :)
Безотносительно к НХ-е или не НХ-е. Марин, я вот все пыталась сформулировать чем отличается твой подход от моего... и все как-то криво получалось :) Но наверно разница именно в том, о чем написано в этой статье. Ты строишь со своими конями отношения доверия, сотрудничества и взаимопонимания, а потом обучаешь разным вещам так, чтобы не нарушать этих отношений. Соответственно это накладывает ограничения на место занятий и их распорядок. Это должна быть огороженная территория, на которой лошадь сможет "убежать", но остаться в безопасности, и у тебя должна быть возможность в любой момент остановиться и переключиться на другое задание или дать отдохнуть, что не предполагает нагрузки. Только работа для мозгов и легкая гимнастика, никаких "2 по 10" :) Я тоже стараюсь выстраивать со своими лошадьми доверительные отношения, я всегда ищу путь наименьшего сопротивления, стараюсь не провоцировать лошадь... но я на них катаюсь, причем на природе. Это не идеальные условия манежа, иногда ситуация требует от лошади просто подчиниться, даже если для этого приходится давать сильные, неприятные команды - отрицательное подкрепление. Само собой, я стараюсь избежать таких ситуаций, подготовиться к ним заранее, чтобы сильных команд не потребовалось. И я редко могу дать лошади "убежать", т.к. если я при этом верхом, это может быть просто опасно :) Хотя иногда могу - ставлю на вольт и даю выбегать весь стресс. Т.е. в моей работе с лошадьми больше принуждения, чем у тебя. Будет очень любопытно посмотреть на твою работу с конями, когда ты будешь ездить на них верхом на природе, если ты, конечно, захочешь туда ездить :)
 
Arado написал(а):
Кать, знаешь, а я восприняла смысл этой цитаты по-иному: "
В прикладной когнитивной этологии важен не результат, а процесс научения" ))
То есть не важно, что лошадь выучит, важно каким путем))

Я думаю, все правильно. Просто это "область естествознания", которая изучает процесс восприятия лошадью окружающего мира, ее обучение чему-либо. И тут действительно результат не важен. И я не говорю, что это неинтересно, это очень интересно и пригодится, я думаю, всем, кто хочет чему-то именно обучать лошадь, а не принуждать. Просто "когнитивная этиология" наверное не ответит тебе на вопрос "как научить лошадь ходить в руках" или "как заездить взятую из табуна лошадь". Но она даст нужные инструменты людям, которые занимаются именно такими ответами, в том числе и нхшникам, и тем, кто занимается кликер-тренингом, и тем, кто "традиционно" :)) что бы это ни значило :)). Поэтому, кмк, противопоставлять ее НХе или каким-то другим методам работы с лошадью, ИМХО, это как теплое с мягким сравнивать... :roll:

Вот например, ролик в статье, где лошадь подходит к незнакомому человеку... не знаю, с какого боку там вдруг приплели лидерство... кмк, это вполне типичный подход лошади к незнакомому объекту, описываемый, в частности, многими НХшниками... Так что... просто не вижу никакого противопоставления.
 
Ань, Кать, поделюсь своими мыслями :)

Сначала про Франческо :) Наверное, я виновата в том, что преподнесла его как критикана NH. Может быть он таковым и является, но для меня это не главное. Вернее так, я очень не люблю агрессию, я против революций - я за эволюцию. Поэтому иногда я просто пропускаю (стараюсь это делать) яд, сочащийся из публикаций, стараясь разглядеть рациональное зерно.

Критика противная, но, к сожалению, неотъемлемая часть жизни. Что я не люблю в критике - обоснована она или нет, воспринимается она всегда болезненно. Вот согласитесь, что вы больше бы уделели внимания мыслям Франческо, если бы он сначала не разозлил вас наездом на NH :mrgreen: А теперь вы сами пытаетесь критиковать его, ну хорошо, не критиковать, но искать изъяны :mrgreen:
Кстати, видео его про любопытную лошадь я тоже не считаю подходящим примером отрицания теории Лидерства :)

Про плюсы и минусы методов.

Наверное, для того, чтобы полноценно рассуждать (критиковать/поддерживать) какой-то метод, надо знать его, пусть не досконально, но достаточно хорошо, или видеть результаты применения этого метода и полагаться на них (нравится/не нравится).
Но проблемой любого хорошо систематизированного и уложенного по полочкам метода (в том числе и Марайкиного) я считаю (хе-хе) необходимость автора метода, желающего либо продать его, либо просто объясниться с людьми, загнать его в рамки единой теории. Очевидно, что даже при наличии более менее стройного стержня и четкой теории будут попадаться случаи, совершенно в нее не вписывающиеся. Но признание автором таких случаев недопустимо с точки зрения маркетинга! Люди хотят видеть универсальный продукт! Поэтому и приходится мессиям от конной индустрии где-то промолчать, где-то приукрасить, где-то присочинить, где-то за уши притянуть. Но среднестатистический покупатель этого не понимает и не принимает, он хочет четких инструкций и кнопок. Вот и получаются, что "любую, даже самую разумную методику можно использовать неправильно".
И тогда начинается критика - метод плохой, автор аферист ну и так далее..
И меня всегда удивляло, как быстро люди могут отвергать методы, не вписывающиеся в систему, по которой они привыкли работать; либо, наоборот, отвергать всю систему в целом, так как какой-то метод оказался для них недейственным.
Именно поэтому я не участвую в критических обсуждениях Марайки и восхвалениях ее - те минусы ее метода, которые я для себя считаю минусами, я просто не использую, а выбираю те очевидные плюсы, которые там есть :)

Просто "когнитивная этиология" наверное не ответит тебе на вопрос "как научить лошадь ходить в руках" или "как заездить взятую из табуна лошадь". Но она даст нужные инструменты людям, которые занимаются именно такими ответами, в том числе и нхшникам, и тем, кто занимается кликер-тренингом, и тем, кто "традиционно" ) что бы это ни значило ). Поэтому, кмк, противопоставлять ее НХе или каким-то другим методам работы с лошадью, ИМХО, это как теплое с мягким сравнивать...

Когнитивная этология, потому что этИология - это несколько другое :)

Кать, в остальном с тобой согласна. Только дело в том, что (поправь меня, если это не так) большинство людей, применяющих методы NH, в основе которых, если я правильно понимаю, лежит приложение давления и его снятие (опять поправь меня, если я не права), ограничиваются только ими. Я сейчас говорю о тех, кто выбирает, скажем так, natural путь в работе с лошадьми.
Вот смотри, ты можешь научить лошадь сделать уступку задом применяя усиливающееся давление, а можешь подкрепить правильную случайную реакцию на твой жест. Первый путь быстрее и универсальнее, да и лошади он тоже понятен. Но второй путь тоже возможен! И вот для обучения лошади некоторым интересным вещам, да даже хождению рядом обычному, можно пойти им.
Вот смотри, учим мы лошадь идти рядом. Если она нас опережает, мы ее остановим, попросим осадить - ну как вариант- то есть приложим давление. Сюда прекрасно вписывается теория лидерста - нечего совать нос вперед главного!
Но если мы пойдем иным путем и просто каждый раз, как только лошадь будет идти с тобой рядом, ты будешь хвалить ее или угощать, либо как-то иным образом подкреплять (игрой, например), то добьешься того же результата. Будет ли он стабильным? Возможно, он будет менее стабильным, потому что лошадь не будет знать негативных последствий, если вдруг она от тебя уйдет, но ее желание находится рядом с тобой всегда будет искренним, а для меня это очень важно.
Я не говорю, что я не использую давление в занятиях - я использую, конечно, просто еще раз хочу акцентировать внимание, что есть альтернативы, которые по части решения некоторых сложных задач, оказываются более действенными, нежели методы приложения и снятия давления. Это путь научения и осознания.
Например, прыжки на свободе. Конечно, препятствие можно поставить по стенке и создать для лошади ситуацию с единственным решением - прыгнуть. Я пойду другим путем - я поставлю препятствие по центру, сама его прыгну, дождусь, пока лошадь его прыгнет и похвалю ее. Разница есть? :mrgreen:
Для меня разница заключается в том, что во втором случае мы даем лошади право свободного выбора БЕЗ наказания, или отрицательного подкрепления, следующего за неправильным с нашей точки зрения выбором.
Путь это долгий, но как же могут впечатлить результаты!


Анют, теперь отвечу тебе :)
И я редко могу дать лошади "убежать", т.к. если я при этом верхом, это может быть просто опасно Хотя иногда могу - ставлю на вольт и даю выбегать весь стресс. Т.е. в моей работе с лошадьми больше принуждения, чем у тебя. Будет очень любопытно посмотреть на твою работу с конями, когда ты будешь ездить на них верхом на природе, если ты, конечно, захочешь туда ездить

Ань, ты не поверишь, мне самой это интересно! )))) Конечно, я буду ездить верхом, но я не тороплю события, потому что я несколько "побаиваюсь" себя. Не потому что я плохо езжу верхом, я нормально езжу, а потому, что как любому человеку, мне будет хотеться добиться от лошади подчинения и безопасности, и за этим стремлением я могу начать пропускать что-то очень важное, язык общения может быть придется изменить :) А мне очень не хочется, потому что, в целом, я довольна теми отношениями, которые склдываются у меня с моими конями сейчас.
А генеральная моя цель все же - это добровольное сотрудничество и полное отсутствие страха - за себя и за лошадь.
 
Какая дискуссия интересная у вас разгорелась!! :D
вот для себя я решила, что буду следовать (по крайней мере стараться), так сказать, золотой середины.
то есть отчасти применять и "стандартный набор НХ-штучек" и действовать по принципу, что лошадь сама должна хотеть что-то делать, а не только следуя: "надо значит надо". ну это я грубо говоря. :roll:
вот мне в этом плане нравится подход Гонзы - его лошадям по-настоящему нравится с ним находиться, по крайней мере, как рассказывала мне Полина Егорова, вот все лошади убежали кто куда по своим делам, а Гастон остается стоять с Гонзой. по собственному желанию. плюс, так забавно, опять же по рассказам Полины, по ее наблюдениям, Гастон вот прямо следит за всеми движениями Блахи и подражает ему) то есть Гонза посмотрел туда - Гастон сразу же туда смотрит, он поменял положение тела в пространстве (повернулся, нагнулся, еще что-то) - Гастон автоматически повторил. и вот это все не выглядит так, что мол "конь-робот", а выглядит вот.. натурально. как в табуне.
конечно, может не совсем корректно говорить о том, чего лично я не видела, но словам Полины доверяю, да и на видео можно наблюдать это сотрудничество, это настоящее партнерство.. в общем для меня его пример, на данный момент, тот идеал отношений, к которому хотелось бы стремиться.
вот у Сюзанн я увидела что-то очень-очень похожее. (ну в принципе они оба ученики ПП, которые решили не ограничиваться только его уровнями, а пошли чуть дальше. и вот это вот "дальше" и вся общая картина лично меня ооооочень впечатляет).
 
Ларис, я про Гонзу ничего не могу сказать, только видео его видела, то есть, результат его работы, а не процесс.
Видео Сьюзан и она сама мне очень нравятся, но метод ее работы ничего не имеет общего с тем, о чем пишет Франческо (на мой взгляд).
Она подталкивает лошадь на правильное решение :) Если лошадь не отвечает (не подходит), она стимулирует ее.
Это все же, согласись, не добровольный выбор лошади :lol: И это все равно форма давления
Большими напишу на всякий случай, что я НЕ КРИТИКУЮ методы НХ, а просто рассуждаю, про другие возможности лошади чему-то научиться :)
 
Arado написал(а):
Ларис, я про Гонзу ничего не могу сказать, только видео его видела, то есть, результат его работы, а не процесс.
Видео Сьюзан и она сама мне очень нравятся, но метод ее работы ничего не имеет общего с тем, о чем пишет Франческо (на мой взгляд).
Она подталкивает лошадь на правильное решение :) Если лошадь не отвечает (не подходит), она стимулирует ее.
Это все же, согласись, не добровольный выбор лошади :lol: И это все равно форма давления
Большими напишу на всякий случай, что я НЕ КРИТИКУЮ методы НХ, а просто рассуждаю, про другие возможности лошади чему-то научиться :)
конечно же соглашусь)) но вот все равно, кмк, ее методы вот очень отличаются от, например, классического джойн-апа или коннекта.. как-то.. мягче все что ли, и лошадь более охотно потом "путешествует" рядом с человеком. и такой способ имеет более пролонгированный характер, ну ИМХО..
в общем можно тут реально долго разглагольствовать, конечно, поэтому остановлюсь на этом и побуду дальше участником дискуссии в роли стороннего наблюдателя :mrgreen:
 
в общем можно тут реально долго разглагольствовать, конечно, поэтому остановлюсь на этом и побуду дальше участником дискуссии в роли стороннего наблюдателя
:mrgreen:
Да мы ни до чего и не договоримся :)
Мне тоже больше по душе методы давления "а-ля привлечение внимания", чем "буду давить, пока не выполнишь" :)
 
Знаешь, вот я искренне уважаю людей, которые каким угодно методом чего-то достигают (ну не совсем каким угодно, конечно, я имею в виду позитивным и никому не вредящим
icon_smile.gif
) и не люблю профессоров демагогии, которые ведут многостраничные рассуждения о правильности методов, пытаются сидя за компьютером с помощью умозаключений выяснить что логично, а что нет, а в реальности их лошади практически ничего не умеют. Я уважаю Монти Робертса (хотя по мне тоже он слишком жестко работает), я уважаю Парелли с его системой кнопок (грубо говоря), я уважаю даже Неназываемого, который может быть всех и обкакал, но он же сумел своих лошадей научить многому
icon_smile.gif
Молодцы все, кто не просто сидит и рассуждает, а что-то делает и чего-то достигает
icon_smile.gif
Я совершенно не сомневаюсь в достижениях Франческо, я вообще о нем пока ничего не прочитала кроме этой одной статьи, которая мне показалась демагогической
icon_smile.gif
Прочитаю о его достижениях (может быть, не в обучении лошадей, а в понимании их поведения) - буду его тоже уважать
icon_smile.gif

С точки зрения среднестатистического потребителя (по моей статистике), очень маленький процент имеет столько моральных сил, чтобы достигать достижения
icon_smile.gif
Эти люди способны заниматься сами с собой, ставить себе цели, достигать их, искать информацию для достижения новых целей... их правда единицы. Намного больше людей, которые способны увлечься работой с лошадью на какой-то срок (по моей статистике - 2-2,5 года), присоединиться к модной на данный момент теории или ближнему тренеру и в рамках этого чего-то достичь - даже не половину того, чего достигают первые. Третья группа (тоже очень большая) загорается новой идеей на еще более короткий срок, но с гурами этой идеи занимается разово, потом еще чуть-чуть пробует самостоятельно и при первых неудачах забивает на это дело, рассуждая о том, что эта теория конкретно с их лошадью не работает
icon_smile.gif
Ну и есть, конечно, те, кто вообще на это не ведется.
Принцип приложения и снятия давления звучит более привычно, т.к. все его используют в ВЕ. Казалось бы. Но им тоже надо уметь пользоваться. В НХ очень большое внимание уделяется тому, в какой момент ты снимаешь давление - этому многим очень сложно научиться. Как правило, те, кому это быстро дается, и так не испытывают проблем с лошадьми
icon_smile.gif
Другие методы - кликер-тренинг, подражание, обучение в игре - да, конечно тоже действенные, но более сложные. Человеку нужно понимать лошадь, не бояться ее, не злиться на нее, уметь быть интересным и не пугающим...
Собственно, достаточно посмотреть на людей, гуляющих с собаками - большинство ходит на поводках, у небольшого процента собаки ходят на свободе и слушаются мановения бровей, и еще у небольшого процента хозяин едет за собакой на поводке, оставляя в грунте борозды :mrgreen: Т.е. массовому потребителю, на мой взгляд, проще физическое воздействие и физическое ограничение, т.к. тут нужно меньше всего осваивать самому. Что, конечно, не отрицает действенности других способов общения
icon_smile.gif

Мы тут по мылу переписываемся с девушкой, которая доставала своего коня с того света, перелопатила кучу литературы по его болезни и смогла обеспечить ему стабильную ремиссию по болезни, которая считается неизлечимой даже у людей (лимфостаз). Она тоже удивляется - вот почему многие лечат своих лошадей поверхностно, почему вызывают ветов, чтобы те назначили им волшебную пилюлю, от которой все раз - и пройдет? А по факту просто симптомы снимутся на какое-то время. А потому что опять же - она готова на это потратить очень много моральных сил, она готова искать и учиться, пока не достигнет желаемого. А большинство готово потратить на это не больше такого-то количества моральных сил :) Есть и маленьких процент тех, кто вообще не лечит.
Собственно, те, кто занимается НХ, далеко не все достигают уровня Великих. Из НХ-и большинство выбирает начальные упражнения, с помощью которых решает пару проблем, может быть даже и не до конца решает. Но звучит это как "мы занимаемся НХ" :) Еще вспомнилось на эту тему, как в одном фильме про каратэ кажется... учитель все рассказывал про философию, созерцание, а ученик бесился, когда же его уже научат драться :mrgreen: Правда фильм был о том, что в итоге тот, которого обучали философии, победил того, кого тупо научили махать ногами и руками :)
 
вот совсем сторонним наблюдателем быть не получается... все ж таки в одном выскажусь, может не до конца в тему, конечно :roll:
что касается непосредственно "давления".. кмк, вся жизнь - это сплошная "уступка давлению". во всем. кто-то всегда уступает кому-то в каком-то деле.
ну и как говорится - либо они нам, либо мы им :D
 
Но если мы пойдем иным путем и просто каждый раз, как только лошадь будет идти с тобой рядом, ты будешь хвалить ее или угощать, либо как-то иным образом подкреплять (игрой, например), то добьешься того же результата.

Марин, ну вот это, ИМХО, типичный метод кликера. Непонятно, почему он тоже критикуется, как НЕ обучающий.

Знаешь, мне кажется, что отрицать наличие отрицательного подкрепления в естественном научении - это глупо. ВСЕ, и люди, и животные так или иначе учатся на собственных ошибках, кто-то в большей степени, кто-то в меньшей. Попытался укусить ежа, вылил на ноги чайник с кипятком и т.п. Т.е. ты можешь, например, сколько угодно положительно подкреплять ребенка, когда он НЕ трогает горячую плиту, но далеко не всех детей это остановит от того, чтобы потрогать ее. То же самое с животными. Пока лошадь не поймет, что что-то, что она хочет сделать, на самом деле является ошибкой, у тебя никогда не будет гарантии, что ей не захочется этого сделать когда-нибудь.

Другой вопрос - как ты ей дашь понять, что это была ошибка. И вот тут уже включаются разные методы. Начиная от "заплакать и уйти" и заканчивая "витамином П" :))

Возвращаясь к твоему примеру: поставить препятствие на свободе и ждать "прыгнет - не прыгнет" - можно. Если тебе в принципе совершенно необязательно, чтобы лошадь что-либо в этой жизни прыгала :) Потому что вполне возможно, что она это не прыгнет никогда :) Еще можно повесить буквы в деннике и ждать, пока лошадь научится читать :))) Кстати, ты не думала о том, что сам факт наличия препятствия на плацу для некоторых лошадей - это УЖЕ давление :))

Большими напишу на всякий случай, что я НЕ КРИТИКУЮ методы НХ, а просто рассуждаю, про другие возможности лошади чему-то научиться

Ну, собственно, почему бы и не покритиковать :)) Кмк, дело в том, что "нхшники" считают, что именно снятие давления - наиболее эффективный метод обучения. Причем, в идеале, это давление, которое лошадь создала себе сама. И сама же нашла выход, чтобы это давление убралось. Т.е. да, наверное есть и другие возможности... Но у дядьки в статьях я пока этого не увидела, кроме туманных высказываний о том, что на самом деле все совсем иначе :))
 
Катя, думаю, достаточно. Спорить бессмысленно, мы видим совершенно разное в том, что написал Франческо :) таких споров на форуме полно, они ни к чему не приводят и через 200 страниц обсуждения :)

Пусть каждый работает так, как хочет и прекрасно, если его устраивает выбранный им путь. Я поделилась со своими читателями ссылкой на одногоиз многих, кто говорит об ином подходе. А может я в один прекрасный день напишу, что вообще считаю, что лошадь должна только траву жевать, а я буду ее в нос целовать, ты напишешь, что это глупо? ;)
 
Arado написал(а):
лошадь должна только траву жевать, а я буду ее в нос целовать
А что разве не так? :)))))) У нас так примерно и получается :) Когда занятия регулярны то эта становиться небольшой рутиной, приятной, но рутиной, иногда вообще что-то разваливается и исчезает, но в целом зато веселей потом с неза..мученным мозгом играть и веселиться.
 
Arado написал(а):
Катя, думаю, достаточно. Спорить бессмысленно, мы видим совершенно разное в том, что написал Франческо :) таких споров на форуме полно, они ни к чему не приводят и через 200 страниц обсуждения :)

Пусть каждый работает так, как хочет и прекрасно, если его устраивает выбранный им путь. Я поделилась со своими читателями ссылкой на одногоиз многих, кто говорит об ином подходе. А может я в один прекрасный день напишу, что вообще считаю, что лошадь должна только траву жевать, а я буду ее в нос целовать, ты напишешь, что это глупо? ;)

Марин, извини. У меня и в мыслях не было как-то критиковать твои занятия с лошадьми, как и чьи бы то ни было еще. Я думала, статью можно пообсуждать. Но нет так нет, спасибо, что поделилась ссылкой!
 
Насть, :mrgreen: !!!

Кать, мои занятия? Конечно, можно))) у меня не отложилось, что ты очешь обсуждать мои занятия :)
Не люблю, когда сразу начинают про глупость. Я вот, 100% считаю, с животными, людьми, детьми есть возможность общения без давления и отрицательного подкрепления. Я не говорю, что без него вообще можно обойтись, конечно нет. Оно, как и боль, необходимо для самосохранения.
Но ты не заставишь меня выучить физику силой, это, прости, невозможно. Невозможно меня заставить ее понять и полюбить.
 
Сверху