Бросают этого добра целые горы - за ненадобностью. Лежат кучи и гниют. За несколько лет сгнивают. Так же, как и отходы с пилорам - корьё, опилки.
Чешуйками шишек можно набивать матрасы и ароматические подушечки, но лишь малая часть может быть для этого использована, так как спрос на подобные вещи невелик, а отходов от шишек бывает много тонн.
Насчёт пробрасывания я не поняла смысл (по фото). Если орехи улетают вместе с мусором.
Брезент нужен большого размера, или траупалиновый тент, или баннер. Материал расстилают на земле, а дальний край поднимают и вешают вертикально на стену строения или на деревья. Получается "уловитель" для бросаемого ореха.
Пробрасывают не сразу после шишкорушки, а после тщательного просеивания, когда крупные чешуйки размолотых шишек уже удалены при помощи грохота. А мелкая шелуха и мусор проваливаются в грохот вместе с орехом, и надо всё это отделить. Орехи тяжелее шелухи и мусора. Шелуха лёгкая и обладает большей парусностью. Пробрасывать надо умеючи! Если всё делать правильно, то орех летит вперёд и падает на брезент. А шелуха отвеивается воздухом и падает на землю, не долетая до брезента.
Орех подсушивают на воздухе и собирают в мешки.
Причём чистый орех ложится на брезент тоже не беспорядочно: самый полновесный, тяжёлый летит дальше, а пустоватый и плоховатый падает поближе. При необходимости можно орех тарить в мешки, разделяя на два или три сорта.
Вывозить чистый орех из тайги - вьюками на конях - выгоднее, чем шишки. Примерно в 3-4 раза меньше груза выходит. Соответственно, меньше ходок понадобится сделать. Однако приходится затратить намного больше труда. Так на так получается. Я возила и шишки, и чистый орех на своих конях...
Это старый метод, а сейчас всё больше появляется специального оборудования для переработки шишек. Всё больше сборщиков сдают перекупам целые шишки в мешках, а дальше уже мешки едут на пункт переработки. Экономится труд.
Фото Аюны Шагдуровой
Фото Аюны Шагдуровой