Новая конюшня. Лютая итальянская зима.

Хела, на корде хуже потому что всадник сверху контролирует движения, ритм, как бы чуть "закрывает" лошадь, собирает, не дает ей махать ногами в "расхлябаном" режиме. Ну, по крайней мере, это теория моего шефа - может ты помнишь, некоторых лошадей мы вообще практически не работали на корде, боялись что могут "сломаться": Балешку, Тошку, Шармана, в большой степени Тибби... они обычно почему-то все мне достаются, что крайне неудобно: во-первых, не можешь пропустить, во-вторых, часто садишься на переполненную энергией лошадь и "спускаешь пары" собственными силами :?. А уж прыжки на корде "встающей" лошади - дело крайне опасное. Так я его с закидки на вольтик, шпорами накажу - поводом придержу... в расчет, как могу, подведу, не подведется - сверну.. а на корде что? Бичом и пошел, и в высоком ритме, и в ажиотаже, иначе он просто не проскочит, встанет. Я видела как это было с Папи, после того как я ногу сломала. Да, лошадь на корде несомненно запрыгал, приобрел опыт и уверенность в себе, но это было рисковано: из серии "или оно заработает, или я его сломаю". Но там выхода не было.

Почему сразу - да просто чтоб не кончать работу на закидке. Хоть крестовиночку, но чтоб оно пошло как по маслу, снялся отрицательный рефлекс - потому и 10 раз подряд.

tall, да, нравится. Возможно просто на первых порах - что-то новое, увлекательное. Думаю, что если заниматься только этим, я быстро закисну. На тренерскую работу я, к сожалению, пойти никак не могу, по разным причинам - фактическая недостаточность опыта и уровня и формальное отсутствие необходимых реквизитов для получения звания тренера. А вот немножко преподавать ПРИ тренере я, по идее, могла бы. Например, я часто не могу выявить сама основную проблему конкретного всадника, но вижу ее, наблюдая за работой тренера с этим всадником. Впоследствии, следуя линии тренера (с добавкой крупицы собственной фантазии :wink: ) могу работать с этим всадником и сама. Такая официальная "роль", собственно, существует, и на получение соответствующего звания формальных реквизитов мне хватает.. но это непросто, я пока не готова. Так что, на данный момент - курсы на "массовика-затейника" при детях и понях - оооочень неплохой вариант. Первая часть прошла - тьфу х 3 - вполне неплохо. Но это была теория, а дальше будет больше практики... я же по жизни обычно сильна в теоретической части и слабовата в практической :?.

Итак, о курсах:


Жак Кавэ

У Жака трое детей, все трое мальчишки, и проблематику педагогии и детской психологии учил он явно "не по Гегелю" :lol:. 48 лет, но выглядит моложе - высокий, спортивный, подтянутый, с глазами, светящимися холодным светом. Наверное, он действительно представляет из себя что-то крайне неординарное, потому что мое личное восприятие его самого и его философии ото дня к дню и от часа к часу перескакивало от телячьего восторга к глубокому отвращению. "Дети не различают оттенков" - говорит Жак - "их мир черно-белый, и преподаватель никогда не должен использовать в своих методах серый цвет". Что ж, судя по моей собственной реакции, он похоже по крайней мере последователен в своей линии :lol:.

Купил он меня в четверг. После занятий мы группой из пяти девчонок, составляющих команду "Серый Ярис" (в котором, как вы догадались, мы совершали наши ежедневные перемещения от теории в городе к практике в деревне), завалились в соседнюю кафешку дабы закончить наконец совместную экзаменационную работу, а скучающий и желающий поближе узнать своих ученичков Жак благородно составил нам компанию, тихо сидя за соседним столиком с кружкой пива и газетой и делая вид что не слышит наших азартных воплей, взрывов смеха и прочих проявлений горячего обсуждения, непреложно сопутствующего попытке совместной работы пяти закоренелых лошадников (и потому, по определению, индивидуалистов). За последовавшим за этим совместным ужином Жак рассказывал о своих поисках и исследованиях в области работы с детьми и лошадьми : "И я нашел его, этот новый метод!" - сообщил он гордо со свойственной ему безапелляционностью. Затем задумался, и сталь его глаз неожиданно чуть подплавилась, холодный свет слегка потеплел, а прямой взгляд рассеялся в окружающем пространстве: "Т.е.... я надеюсь, что нашел." Наконец-то "оттенок", наконец-то "серый цвет" живого человека.

Так что на данный момент преподаватель мне симпатичен, что немаловажно. Что будет в марте (при условии что мне дадут отпуск на работе) - не знаю, посмотрим.

Все, делаю перерыв чтоб делать вид что я работаю... а то мне точно не дадут отпуска :? :lol:.

Прдолжени следует.
 
lisa написал(а):
Жак рассказывал о своих поисках и исследованиях в области работы с детьми и лошадьми : "И я нашел его, этот новый метод!" - сообщил он гордо со свойственной ему безапелляционностью. Затем задумался, и сталь его глаз неожиданно чуть подплавилась, холодный свет слегка потеплел, а прямой взгляд рассеялся в окружающем пространстве: "Т.е.... я надеюсь, что нашел." Наконец-то "оттенок", наконец-то "серый цвет" живого человека.
Этот великий человек хоть поделился "новым методом"?
 
Эгоистка, ну собственно он в течении недели по восемь часов в день только этим и занимался :lol:. Работа у него такая: ведет все федеральные курсы на эту тему, по всем районам Италии. Ничего особо нового он не открыл и (надеюсь) не претендует, но методика интересная. Ща я приступлю, дай тока воздуза в грудь набрать: не так легко 100 часов впечатлений выложить в сжатом виде.

Ну дайте мне еще немного поболтать!

Еще несколько личных впечателний, и приступлю к "конкретике"... кстати, это одна из важнейших концепций курса. Ехала я туда со смешаным чувством радости и смущения: радости от того, что можно снова учиться "в школе" (Господи, как же мне этого не хватало после Универа!), и смушения из-за моего несколько неподабающего для подобной молодежной деятельности возраста - типа пятнадцатилетний оболтус сел за парту в первый класс.. впрочем, это меня не сильно волновало. С большим удовольствием обнаружила там несколько тридцатилетних (т.е. на десяток лет меня младше) девиц с университетским образованием и тем же комплексом и очередной раз поняла, что все в мире относительно. А уж присутствие 60-летнего тренера по альпинизму, неожиданно решившего привлечь младшее поколение верховыми прогулками по горам, окончательно меня на эту тему успокоило. А основное впечатление от общего ученческом состава очередной раз подтвердило мой основной постулат о лошадниках: "Все как один так или иначе двинутые на голову".


Введение

Содержание курса... с этим сложно. Сложно потому, что он является попыткой теоритизации многолетнего практического опыта самого преподавателя, и потому крайне четок и схематичен в деталях но плохо поддается общей схематизации. Да и метод его преподавания "ученикам-учителям", т.е. нам, построен по тем же принципам, что и метод преподавания "ученикам-детям": постоянное повторение, возвращение по кругу к "точкам отсчета" - практика, практика, практика... практика даже в теории. Все-таки попробую как-то это дело упорядочить и "синтезировать", мне самой это будет крайне полезно для прочистки мозгов :?.


Общие постулаты

1) Тенденция современного спорта вообще - не выявление чемпионов-одиночек, а развитие массового любительского спорта: игра не на качестве, а на количестве.

2) Тенденция современного КС - не выявление наиболее богатых, а создание условий, при которых среднеобеспеченные массы смогут участвовать в спортивной жизни: другая игра не на качестве, а на количестве.

3) Тенденция современных родителей - пониженные требования к балованному и слишком опекаемому ребенку и повышенные требования к преподавателю ("Я Вам деньги плачУ, значит Вы джолжны сделать так, чтобы у ребенка все получалось!"), нередко на грани неуважения.

4) Тенденция современных детей - обездвиженность, привычка сразу получать все что захотелось, полное неприятие труда, отсутствие "азартности", исключительное ловкость в манипулировании взрослыми.


Общие выводы

Что делали 30 лет назад для выявления чемпионов? Жесткий отбор по спортивным данным: таланту, работоспособности, твердости характера, увлеченности. Как этот отбор осуществлялся? Классическая "посадка в седло": полгода без стремян, не трогая повода, работа несмотря на боль и усталость... девять десятых не выдерживали. Те, кто выдерживал, получали "школу": равновесие, отсутсвие страха, координацию, умение обращаться с лошадью и были готовы к движению вперед, к обучению собственно технике езды. Такой метод в наше время нереален (см. пункты 1, 3 и 4).

Что происходит сейчас? Человека сажают в седло, ставят ему посадку (пятку вниз, плечи назад и т.д.) и, получив в достаточно короткие сроки "карикатуру на всадника", отправляют на самовозе прыгать маршруты или ездить езду (см. пункты 3 и 4). Но это тяжелая индивидуальная работа, это дорого - остаются только самые богатые. И это несерьезно, непрофессионально.

Вопрос - что со всем этим делать?

1) Создать условия, при которых понизится себестоимость обучения ВЕ без понижения ее эффективности.

2) Выработать систему, заменяющую старинную "посадку в седло", но не являющейся при этом "отборочной": не такую тяжелую, не такую мучительную.

3) Приучить детей к "азартности", наработать им "импульс", "энергетический мотор" - сделать систему "посадки" интересной и эффективной. Научить трудиться и добиваться результата, поручая детям маленькие, но относительно сложные задачи, повышая таким образом уверенность в себе и самостоятельность - которая, в свою очередь, понижает себестоимость обучения. Детям должно быть трудно, но не мучительно трудно.

4) Не отстраняя слишком навязчивых родителей и не идя поперек них, превратить их в своих сторонников и сотрудников, четко и доступно объясняя что именно и по какой причине ты делаешь и подтверждая свои слова наглядными доказательствами своей правоты.

Перерыв... покурить надо.
 
Ох, как же это правильно!..
lisa, пишите, пишите ещё, пожалуйста! :)
 
Убегаю... завтра полдолжу. Я потихоньку буду, нет возможности все сразу...
 
Общий подход

Что такое ВЕ? Это техника езды верхом, и в то же время это взаимоотношения с животным - лошадью. Так вот, упор должен быть прежде всего на второе. Дети по самой своей природе склонны к "дрессировке", им это интересно и у них это хорошо получается: от этого и надо плясать. Все, что делается, делается не для ребенка, не для родителей и не для преподавателя: "Это нужно (нельзя) для твоей поняшки!" Например, ребенок плачет в седле: "Плакать полезно, но нельзя делать это в присутствии лошадки! Лошади чувствительные, они сразу чувствуют твою слабость и перестают тебе доверять и слушаться тебя. Слезь, выйди, поплачь - плакать полезно - успокойся и умойся. А потом возвращайся с улыбкой - это нужно для твоей лошадки."

Подход к родителям должен осуществляться на основе двух принципов: никогда не противоречить напрямую и постоянно упирать на концепцию безопасности: "Да, я с Вами совершенно согласен. Но то, что я сейчас делаю, необходимо для безопасности Вашего ребенка." Дальше должно обязательно следовать конкретное, обоснованное и правдивое (а не правдоподобное!) объяснение - почему именно.

Пора, пожалуй, начинать потихоньку конкретизировать...


Два ребенка на поняшку

Один из основополагающих лозунгов данной методики: два ребенка на одну поняшку. Таким образом убивается сразу несколько зайцев. Снижение себестоимости - это очевидно, но это не главное. Есть еще много причин, которые будут постепенно излагаться по ходу дела.

Самый первый урок желательно проводить сразу с двумя начинающими на одну поняшку, оптимально если ребенок приведет с собой своего приятеля (заодно и новый клиент :wink:). Почему с двумя?

ВЕ - штука крайне необъективная, многое зависит от лошади. Поэтому все свои неудачи сами дети и их родители склонны сваливать на лошадь: не получилось потому что лошадь плохая, ребенок не идет вперед потому что ему дали "неправильную лошадь", надо поменять. Такой подход следует пресечь с самого начала. Два ребенка, оба начинающие, "нулевые". Одна и та же лошадка. Одного ребенка она слушается, другого - нет. И родителям и детям сразу становится понятно, что дело не в поняшке, а в ребенке: в его уверенности в себе, решительности, расслабленности. Надутые самоуверенные родители сразу "сдуваются", а дети понимают необходимость поиска контакта с животным, необходимость превратить поняшку в своего сотрудника.


Повторение

Три оружия дрессировщика - повторение, расслабленность, награда. Это относится и к подходу ребенка к лошади, и к подходу преподавателя к ребенку (и детям, и лошадям нужно от "ведущего" одно и то же - увереннось в себе, рассбабленность, решительность). Урок строится на повторении одного и того же упражнения в разных режимах - в поводу, шагом, рысью, галопом. Упражнение состоит из последовательного набора одинаковых элементов. Если на одном из элементов произошла ошибка, то этот элемент повторяется. Ошибка определяется по совершенно объективным параметрам - лошадь перешла с рыси на шаг, ступила ногой за ограничительный барьер, всадник не дотянулся рукой до стояшего на земле конуса - и т.д. Один раз поняв "првила игры", дети и лошади с удовольствием в нее играют - им нравится повторять. Ошибаются, сами признают свою ошибку (дети любят справдливость!), сами возвращаются к месту ошибки, сами повторяют. Ошибка не воспринимается как наказание или неудача: просто рабочий момент. Зато когда наконец получается (часто очень нескоро!) - дети чувствуют удовлетворение (награду), повышается саомоценка, растет уверенность в себе, появляется расслабленность. Это ведет и к автономии и, соответственно, снижению себестоимости (ведь себестоимость - это также и количество затраченных преподавателем сил и нервов).


Перерыв, иначе просто слишком много текста.
 
Народ, хоть сказали бы - интересно ли, понятно ли, можно ли что-то полезное отсюда почерпнуть? Может быть скучно и занудно написано, стоит поменять стиль? Ладно, пока что пишу дальше - уж мне-то самой оно точно будет полезно: для упорядочивания мыслей :).

Пора, наверное, переходить к практическому аспекту. Просто опишу один из первых уроков, которые я видела, а по ходу дела буду возвращаться иногда к теории.


Реквизиты

Итак, имеется - две метровых поняшки, одна поняшка 115, одна поняшка 125, и две поняшки (по виду - лошадки) под 145. Куча детишек от пяти до тринадцати лет, и все разного уровня езды. И несколько жутко невоспитанных родителей и дедеушек (у нас "дома" я таких не видела: то ли у нас район более скормный, то ли шеф их вымуштровал). Оговорю, что преподаватель видет поняшек и детей первый раз в жизни: курс происходит в абстрактном выбранном Федерацией пони-клубе данного региона.

На плацу поставлено упражнение, примерно такое:

......................................
..........._________ ...........
.........>_________>..........
....^.................................
..О О................................
....^..... ________.............
.........< ________<...........
..................................^...
.................................О О..
..........._________ .....^...
.........>_________>..........
....^.................................
..О О................................
....^....._________............
........<_________ <.........
..................................^...
.................................О О..
..........._________......^...
.........>_________>..........
.......................................


_______
_______ - лежащие на земле жерди,

О - конусы (их обычно крадут с ремонтируемой дороги, такие красненькие в полосочку).

а > и < указывают на картинке направление движения, начиная с нижнего левого угла.


Сначала - с земли.

Сначала дети по очереди проходят "маршрут" пешком. Кто ошибается - повторяет последний элемент (допустим, прошел не внутри конусов, а снаружи - поворачивай и повторяй заход с предыдущих жердей). Это и "рекогносчировка", и выявление отношений в соц-группе (я первый попробую, я первый!!), и разминка, потому что иногда Жак заставляет их бегать по маршруту в разных режимах - с переходом с длинных шагов на короткие и т.п., и выявление психомоторных качеств ребенка (скоординирован-нескоординирован, стесняется - не стесянется).

Затем по очереди ведут поняшек в поводу. Стандарт - поняшка не желает проходить внутри жердей: останавливаетя, пытается пройти сбоку, будучи все-таки засунутой - выходит наружу. Если у одного ребенка не получается, пробует другой. После того, как один из детей успешно провел поняшку по всему маршруту, пробует тот ребенок у которого не получилось. Разумеется, в случае ошибки (поняшка ступила ногой за жерди), элемент повторяется снова.

Немного теории: зачем это нужно?

Таким образом дети сразу понимают, что:

1) Надо первым делом искать контакт с животным (ввод в ВЕ через "животный мир", см выше Общий подход)

2) Глядя на других детей, у которых получается лучше, учатся этому контакту. Постепенно приобретают решительность, уверенность в себе и расслабленность. Видно, как прямо на глазах меняется подход. Кто-то сначала робко ведет поняшку, отойдя в испуге как можно дальше вбок - поняшка боится зайти между жердей... а под конец он бодро чапает впереди с небрежно взятым поводом и поняшка преспокойно чапает за ним. Кто-то сначала напряженно тянет, дергает, пытается затащить поняшку силком... а потом, глядя на других, понимает что это бесполезно: успокоит, уйдет на круг, зайдет по новой спокойно и ровно - и проскочит.


Усложнение задания

Затем упражнение усложняют, причем резко - никаких промежуточных стадий. Если раньше расстояние между жердями было около метра, то теперь его сузили вдвое. Попробуй затащи туда поняху! (немного опережу развитие событий - под конец они между этими жердями ездили галопом. Лошадки там шли, как канатоъодцы по канату - все ноги в одну линию. После того, как лошадок полчаса кряду еле-еле затаскивали туда в поводу, мне это показалось почти чудом).

Усложнение задания - способ загрузить понячьи и детские головы, заинетресовать их заново и, не меняя упражнения, повторить его еще раз, закрепить.


...........................................................................................................
 
Интересно, конечно!!! Ещё спрашиваете!
Пишите, пожалуйста!
 
Я не поняла, как можно проехать на лошади между жердями, если расстояние между ними - полметра. Какие-то худые пони получаются :roll: .
 
Ирин, жерди же на земле лежат. Ножки-то поместятся даже у очень толстых поней :wink:
 
Я как раз сижу и анализирую, потому что тема обучения детей мне очень интересна.
Полностью согласна с характеристикой детей – они действительно сейчас совсем другие, чем были мы.
Очень понравилась идея взаимодействия с родителями по логике «это нужно для безопасности вашего ребенка». Насчет «двух детей на поняшку»: а если у двоих не выходит, что делать? Суперская мысль с маршрутом, который сначала проходится пешком, потом в поводу. Работа на контакт…
 
lisa, отлично! Распечатала, как методические указания. Интересно и очень правильно.
 
ИринаM написал(а):
Ирин, жерди же на земле лежат. Ножки-то поместятся даже у очень толстых поней :wink:
Въехала :oops:
Да, но почему тогда пони боятся туда заходить, даже когда между ними метр? Тогда эти пони слишком нервные - в полметре от лежащей палки не проехать :roll: .
 
lisa написал(а):
Народ, хоть сказали бы - интересно ли, понятно ли, можно ли что-то полезное отсюда почерпнуть?
Однозначно можно :) Вот прямо сейчас, сижу и черпаю :)
lisa написал(а):
Затем по очереди ведут поняшек в поводу
Лиз, а если поняшек нет? Есть только достаточно добрый рысак 15-лет? И ребенку всего 6? Можно доверить им обоим подобное упражнение (ведение большого коня маленьким ребенком в поводу)?
 
У, уже обсуждение пошло, супер!

Эгоистка, дети маленькие, поняшки вредные и к параллельным жердям на земле непривычные - потому и боятся. Рядом-то пройти можно запросто, а ложно именно внутри: "коридор", которого так боятся лошади - они оказываются как бы в ловушке. Но основные проблемы начинаются именно после сужения.

IlyaR, боюсь что страшновато. А дальше там надо будет все время слезать-залезать, я потом напишу. Надо придумывать что-то свое: пользоваться идеями, но реализовывать их как-то по-другому. Так ведь не бывает, чтоб все реквизиты были на руках - надо выкручиваться.

Ладно, поехала дальше...

С земли и под верхом

Следующий этап - один ребенок сидит в седле, другой ведет его в поводу. Это достаточно сложная задача для обоих.

Первый должен стоять на стременах, стараясь не касаться попой седла.

[Типа коснулся - полеврика, предварительно заключается договор с пожатием руки... разумеется, бесконечные насчитанные еврики в конце прощаются: "Проедешь чисто - обнулю счет". Развлекуха для детей, правда :wink:? Ну ладно, это уже совсем личный способ Жака, тут полный простор для воображения... развлекуха для преподавателя, правда :wink:?].

Второму надо опять же вести поняшку, причем стараться вести ровно - иначе верхний потеряет равновесие и коснется седла.

Ездят маршрут по очереди. Если у кого-то из детей долго не получается провести поняшку "чисто", "верхний" и "нижний" меняются местами посередине маршрута. Один из вариантов этого упражнения происходит с обязательной сменой всадника после каждого элемента "жерди-конусы".

Основная задача такой тактики - заставить детей постоянно залезать в седло и спрыгивать с лошади (опять необходимость двух детей на поняшку). Почему? Напишу это отдельно, так как это важно.

................................................................................................
 
Зачем надо залезать

Во-первых, чтобы выработать у ребенка привычку трудиться "потея, но не мучаясь", пытаясь вскарабкаться любыми способами на поня. Самоутверждаться, когда наконец получилось. Получать удовольствием от результата, полученного соьбственным трудом - вырабатывание "азарта, мотора". Если же хоть ты тресни не получается... скажу потом.

Во-вторых, выработать автономию: сам садится, сам укорачивает и удлинняет стремена.. одно стремя получилось длинней другого на три дырки? Пусть так и ездит, а когда заметит что что-то не так - значит научился чему-то новому.

В-третьих.. что делать если не получается? Второй ребенок должен помочь. Если все равно не получается? Попросить помочь кого-то из детей постарше. Разумеется, они сначала робко обращаются за помощью к преподавателю.. но тот делает вид, что не слышит. Тогда кто-то из старших идет на выручку, и тут преподаватель вмешивается: "Э нет, пусть сами попросят! А где же "пожалуйста" ?" (Преподаватель не должен брать на себя функцию всопитателя, но во время урока должен требовать от ребенка воспитанного - т.е. уважительного - поведения. Все просто: любая агрессивность в воздухе может вызвать напряжение и испуг у лошадок, и они а) перестанут сотрудничать - обхяснение для детей б) станут опасными - объяснение для родителей.. обратите внимание: все чисто, соответсвует истине и просто преподносится той или иной стороной). Итак - получается сотрудничество, работа в группе, соц-отношения... постепенно создается и прививается "командный дух".

Ну а если уже просто никак не залезть... тогда помогает преподаватель - ровно настолько, насколько необходимо - чуть придержит, чуть подтолкнет. Но сначала ребенок должен от души потрудиться, и пусть у него не совсем получилось (бывают ведь и толстые, и слабенькие) - это неважно, тогда его в виде исключения поддержат ободряющими словами и привлечением внимания детей вплоть до апплодисментов.

К середине занятия поняшек начинают постепенно крутить между разными детьми - десять минут на одной, пятнадцать на другой... Не получилось у одного - пробует другой, не получилось у второго - пробует третий, совсем никак - помогает преподаватель (Хела, это ответ на твой вопрос). При наличии понях и детей трех размеров - маленькие, средние и большие - можно крутить по-разному *всегда помняЮ, что лучще средний ребенок на маленькой поняхеЮ чем наоборот). Кто-то из детей иногда просто стоит и смотрит, или сопровождает всадников пешком. Заодно происходит безболезненная фрустрация детских собственнических поползновений и капризов ("Не хочу ездить на Звездочке, дайте мне Снежинку! ")



Зачем надо слезать

Во-первых, чтобы научиться "распознавать свое тело в пространстве". (Должен быть термин, но я его по-русски не знаю, по-итальянски это звучит как "схема тела". Это что-то вроде координации, но не совсем.)

Во-вторых, чтобы научиться спрыгивать в случае чего с лошади, да и просто подучиться падать (опять безопасность!). Поэтому детей учат спрыгивать на шагу, на рыси (потом на галопе, но этого я еще не видела). Причем это не отдельное упражнение, а часть всей схемы - закончеил маршрут, спрыгнул на ходу, второй залез: все в ритме но без спешки - ведь чем быстрей кончишь, тем больше "кругов" навернешь.

Это уже начинает каким-то образом заменять старую "посадку в седло" - методы другие, но результат близкий.


.........................................................................................................
 
lisa написал(а):
IlyaR, боюсь что страшновато....Надо придумывать что-то свое: пользоваться идеями, но реализовывать их как-то по-другому
И мне как-то страшновато....Хотя сыну "на коне" вроде нравится, вот и не знаю что делать - серьезно учить - вроде как рано, но, с другой стороны, пока у него есть желание - нужно ловить момент....
Может, для начала, просто попробовать дать ему поводить коня в поводу в леваде? Ведь, если я правильно понял, цель упражнения - устранить неуверенность в общении с поняшками сначала с земли, так?
 
IlyaR, да совершенно не рано учить. Но я в этом смысле полностью разделяю распространенное мнение, что дети должны ездить на понях. Как со всеми другими видам спорта и физкультуры: маленькая теннисная ракетка, коротенькие лыжицы.. маленькая лошадка. Такая, чтоб стоя рядом с ее боком, ребенок мог свободно смотреть "через ее спину" или даже "через ее холку" - т.е. даже относительное сочетание всадник-лошадь ниже обычного. Ну вот на горных лыжах тоже так: мы себе лыжи берем высотой с наш рост или до наших глаз, а маленькому ребенку лыжи нужны по его плечо или даже по грудь.

В поводу, мне кажется опасней всего - а ну как коня испугается, а ну как споткнется, а ну как не в ту сторону ступит? Лучше тогда сверху посадить и поводить самому - урпажнения поделать, погладить, потрогать, пощупать. Да и не сможет, мне кажется, дите особо поверить в свои силы, водя в поводу такого здоровенного зверя: не будет у него ощущения что он по-настоящему владеет и управляет ситуацией - слишком большая разница в габаритах. Коник если и пойдет за ним, то в основном из некоего общего уважения к человеческому роду, возможно коник будет внимательным и осторожным - но при этом фактическим лидером пары. А важно, чтоб лидером был именно ребенок. А поняшек нет на конюшне? Пони вредные, я знаю, но их можно воспитать... знать бы еще как :?.
 
Сверху