Как сейчас водится озадачил ИИ этим вопросом (ну для теста и собственного кругозора, я думаю, автор по-любому уже это все знает, но вдруг что-то и пригодится), так вот забавно и лестно, что ассистент отправляет спрашивать в том числе и на Prokoni
Сейчас ситуация сложная и меняется, поэтому нужны свежие консультации у перевозчиков и/или юриста, но в общих чертах схема такая:
1. Проверить, вообще ли допустим ввоз из ЕС
Из‑за санкций и ответных мер часть поставок из ЕС в РФ ограничена, по животным и животноводческой продукции режим более жёсткий, чем до 2022 года. Формально частный ввоз спортивной/личной лошади по‑прежнему возможен, но:
• не все страны ЕС готовы оформлять экспортные ветдокументы в РФ;
• на российской стороне могут действовать временные запреты/усиленный контроль на ввоз животных из ЕС.
Поэтому первый шаг сейчас — не теоретика, а звонок/письмо:
• в местную ветеринарную службу/агентство, оформляющее экспорт лошадей из Испании;
• в территориальное управление Россельхознадзора по предполагаемому пункту въезда в РФ (узнать: лошадей из Испании пускают? на каких условиях?).
2. Ветеринарные требования
Минимально потребуется (всё делается через лицензированного ветврача и госветслужбу Испании):
• Идентификация: чип и конский паспорт (FEI/национальный, с полным ветразделом).
• Вакцинация от бешенства (и других болезней по требованиям РФ) в действующий срок.
• Лабораторные тесты по списку Россельхознадзора (обычно инфекционные анемии, сап, мулария и др.) из аккредитованной лаборатории.
• Государственный ветеринарный сертификат на экспорт в РФ, оформленный в Испании по согласованной с Россией форме.
На российской стороне:
• ветеринарный контроль на пункте пропуска;
• оформление российского ветсертификата/регистрации животного, возможен карантин.
3. Таможня и статус ввоза
Нужно определиться, это:
• постоянный импорт личной лошади (для владения в РФ), или
• временный ввоз (например, для соревнований) по карнету АТА (для спорта используется такой механизм, но нужны допуски и приглашения/контракты).
Для постоянного ввоза:
• вы как физлицо декларируете животное на таможне;
• подтверждаете право собственности (договор купли‑продажи/дарения или иные документы);
• оплачиваете пошлину и, возможно, НДС — режим зависит от текущих постановлений о ввозе из «недружественных стран»;
• заранее желательно получить разрешение на ввоз в Россельхознадзоре (иногда это обязательное условие).
4. Транспортировка
• Реально всё это сейчас делается в основном через специализированные коневозные компании, которые:
• знают, какие маршруты пересечения границы работают (а какие — нет);
• подскажут рабочий пункт пропуска (часто через третью страну, а не «ЕС → РФ» прямой линией);
• берут на себя подготовку транспортного плана и часть документов.
• Самолётом: нужны карго‑рейсы, согласие авиакомпании, одобренные боксы, бронирование карантинных помещений по прилёте.
• Автотранспортом: фура‑коневоз, согласование маршрута, транзитные документы в странах по пути, стоянки и т.д.
5. Практический совет в текущих реалиях
С учётом санкций и того, что:
• у ЕС действуют ограничения на экспорт животноводческой продукции в РФ;
• в РФ продлены ограничения на ввоз товаров из «недружественных стран» (куда входит Испания),
самый реалистичный путь сейчас:
1. Найти 1–2 компаний, которые в 2024–2025 годах реально возили лошадей в РФ (спросить на профильных форумах типа Prokoni, у российских спортсменов, кто вывозил/ввозил лошадей).
2. Взять у них «под ключ» консультацию: они скажут:
• из какой именно страны/порта реально отправить (иногда лошадь сначала перевозят в другую страну, а уже оттуда — в РФ);
• какие именно по факту сейчас принимает Россельхознадзор анализы и формы сертификатов;
• как они обходят нерабочие маршруты и какие ограничения по гражданству/собственности лошади.
Самостоятельно, без такого посредника, сейчас очень легко упереться:
• в отказ ЕС‑стороны оформлять экспорт в РФ;
• или в запрет/карантин на российской границе.