Отчет об аукционе, 1983 год КиКС
В который раз приезжаю я на Московский конный завод, и каждый раз — как на праздник. Недавно здесь, в Успенском, состоялся традиционный весенний международный аукцион племенных и спортивных лошадей. Перед началом прошусь в конюшню, как в «святая святых». В утренний час здесь безлюдно. В денниках, нервно прядая ушами, волнуясь, словно люди, ждут своего выхода на манеж красавцы кони, холеные, до блеска вычищенные, с аккуратно расчесанными гривами.
— Московский аукцион — постоянно действующий, — рассказывает главный зоотехник аукциона Николай Михайлович Шурыгин.—Мы получаем лошадей заранее, и у нас они проходят начальную спортивную подготовку.
Легко ли в короткий срок научить лошадь ходить под седлом, брать препятствия? И не конник знает, что это такое. Но старший тренер аукциона Константин Филиппович Гриднев, два десятилетия отдавший работе с лошадьми, и жокеи Московского конного завода справляются со своей задачей мастерски. Высокую спортивную подготовку лошадей единодушно отмечают все участники аукциона. Работники же Московского аукциона признательны своим ростовским коллегам за прекрасную подготовку лошадей донской и буденновской пород.
Открывают аукцион дети буйных ковыльных степей — рослые, выносливые питомцы конного завода имени С. М. Буденного. Уже первый из них—трехлетний дончак Заир—вызвал отчаянный спор среди покупателей, пока его за 3400 долларов не приобрел наш постоянный торговый партнер из Италии Мишель Латоре. Трибуна покупателей на нынешнем аукционе особенно многочисленна. Сюда приехали коннозаводчики и представители торговых фирм из Италии, ФРГ, Финляндии, Голландии, Бельгии, США, Канады, Бразилии. Их неизменный интерес привлекали лошади тракененской, ганноверской, голштинской, латвийской, делибозской и других пород. Кульминация аукциона наступила, когда на манеж вышел лот номер 21 — гнедой жеребец тракененской породы Бенуар, выращенный на Нямунском конном заводе. В красоте и стати с ним другим лошадям еще можно было поспорить, а вот в прыжке через препятствие равных ему не было. Цена Бенуара после долгих торгов поднялась с 1800 до 10000 долларов. Приобрел самую дорогую лошадь аукциона коннозаводчик из Западного Берлина.
Зал замер, когда на манеже появились ахалтекинские кони. Аплодировать на аукционах не принято, но тут сдержаться было просто невозможно. Особый спрос лошади этой породы вызывают не только за свою удивительную грациозность, но и за высокие спортивные качества. Особенно активны покупатели из Федеративной Республики Германии. Несколько лет назад в ФРГ создали общество по разведению ахалтекинских лошадей. А приобретенный на наших аукционах жеребец Куватлы стал победителем труднейшего Кельнского стипль-чеза. Высокую оценку покупателей и зрителей на нынешнем аукционе получили питомцы совхоза «Дагестанский» и Луговского конного завода.
Торг был удачным, 67 лошадей из восьмидесяти представленных проданы, и за хорошую цену. Они пройдут карантин и отправятся в дорогу. Скоро у них будет новый хозяин. Еще раз смотрю на них и отчего-то делается вдруг грустно.
— А зачем мы вообще продаем таких красивых лошадей? — спрашиваю у главного зоотехника аукциона.
— Чтобы покупать других, — с улыбкой отвечает Н. М. Шурыгин. — В селекции необходимо прилитие свежей крови, обновление линий.
О. АКУЛОВА
А вот про арабов, 1981 год
Аукционом века назвали иностранные специалисты 11-й Международный аукцион по продаже чистокровных арабских лошадей, который состоялся в конце июня в Терском конном заводе. Как и в прежние годы, он привлек внимание многих любителей и знатоков лошадей из стран с развитым арабским коннозаводством — США, ФРГ, Голландии и др.
Открылся аукцион показом жеребцов-производителей завода — грациозных, темпераментных потомков знаменитых Амурата, Мансура, Насима, Нила, Корея и Прибоя. Подлинным парадом граций серых, рыжих и гнедых стала выводка кобыл — представительниц знаменитых семейств Маммоны и Тактики. Покупатели присматривались, выбирали, а в перерыве тщательно осматривали лошадей.
И вот начались торги. Представители зарубежных фирм отлично знают лошадей Терского конного завода и уже реально воспринимают высокие цены. Лот № 3 — трехлетняя кобыла Кара от Асуана и Каролины — 30 тыс. долларов. Эта рыжая красавица вызвала оживление среди представителей американских фирм. Цена подскочила до 90 тыс. Удар молотка — и новым хозяином кобылы стал Г. Кейл из США, который в 26-й раз посетил Терский конный завод, а три года назад он здесь же приобрел жеребца Муската, ставшего впоследствии чемпионом Америки.
Аукцион в разгаре. Знойный июньский ветер развевает гривы лошадей, и каждая из них неповторима. Вот на площадку грациозно вышел гнедой Антей (Асуан—Немезида). Первоначальная цена 150 тыс. долларов буквально через 3 минуты возросла в два раза. Антея тоже купил Г. Кейл.
Королевой аукциона стала серая красавица Нарада, последняя дочь Непоседы — основательницы маточного гнезда в заводе, чемпионки ВДНХ СССР, дочери знаменитого Асуана. Нараду приобрел крупный коннозаводчик США Б. Стратмор за 350 тыс. долларов. Он же купил за 190 тыс. долларов Медузу, за 280 тыс. — Познань, которые украсят его конюшню.
Подлинной сенсацией аукциона стала продажа шестилетнего гнедого жеребца Песняра, сына Набега и Песни. Его за 1 000 000 долларов (это своеобразный рекорд цены за арабскую лошадь) приобрел известный бизнесмен Хаммер для фирмы «Лаема».
А. ПОНОМАРЕВ