Попутный ветер

В боевых действиях решают секунды. Надо, чтобы лошадь максимально чётко и быстро реагировала. Ну а сломал лошади челюсть и хрен с ней. Главное, сам жив.
Я так думаю.
Читала книгу "Походы и кони". Удивило, что только автор занимался со своей лошадью, остальные как придётся.
Например, он научил её стоять при стрельбе пока он садится.
Остальные залезали на психуюших лошадей, как получится.
 
В боевых действиях решают секунды. Надо, чтобы лошадь максимально чётко и быстро реагировала. Ну а сломал лошади челюсть и хрен с ней. Главное, сам жив.
Я так думаю.
В принципе, очень даже логично! Просто, если честно, я не думаю, что там каждый всадник умел нормально мундштуком пользоваться в принципе. Возможно, я и не права, и подготовка в конной армии насчёт мундштука существовала. Однако, для меня всё равно неведомо, как им можно что-либо сделать одной рукой, когда во второй оружие... Только вот челюсти и ломать)
Читала книгу "Походы и кони". Удивило, что только автор занимался со своей лошадью, остальные как придётся.
Например, он научил её стоять при стрельбе пока он садится.
Остальные залезали на психуюших лошадей, как получится.
Удивительно! Своих лошадей кавалеристы обычно к этому приучали... Вероятно, у других были уже не их кони? Всё же война, смерть лошадей - дело обычное, подобрать вместо своего коня лошадь павшего врага - тоже не что-то странное. Ну а в чужую лошадь и силы вкладывать не так охота... Других объяснений не вижу.
 
Это уже для тех, кому всяко историческое интересно, как мне)
Перечитываю второй раз то самое руководство для господ офицеров. Наша нынешняя школа, выходит, это считавшаяся в то время старой!
В этом плане я полностью поддерживаю новую школу (не нынешнюю, а по книге) и скорее дам лошади самостоятельно достаточно развиться, чем искусственно поднимать перед и опускать зад. Грамотно не смогу к тому же, тут и думать даже нечего! Но вот интересен такой момент. Раньше тоже не совсем лохи на лошадях ездили. И в этом всём меня напрягает момент (это про новую по тем временам систему с активным поводом и принудительным подведением зада лошади): "Тогда, какъ убѣдился опытомъ
Розенбергъ, еще въ бытность молодымъ офицеромъ, и
появляется испорченный задъ, провалившаяся спина,
свистъ въ горлѣ, хрипота, слѣпота, колеръ, раненый
ротъ и пепоьинующаяся волѣ всадника безповодая или
опрокидывающаяся лошадь."
Насколько это правда в нынешних реалиях, когда вновь принято то же 🤔

Привыкнувъ, по - немногу къ грузу на спинѣ,
она сама будетъ искать упора на удило; она начинаетъ,
какъ-бы, сознавать, что ей нуженъ нѣкоторый легкій
упоръ на поводъ; разъ это достигнуто, то ѣздокъ дол-
женъ считать это низкое положеніе шеи и головы
мѣрою длины поводьевъ. Укорачивать поводья больше
вредно, собираніе коня въ этомъ періодѣ вызоветъ на-
тяжку, твердость и помѣшаетъ развитію естественныхъ
движеній. Управляя въ началѣ такимъ длиннымъ пас-
сивнымъ поводомъ, дѣйствуя, при этомъ, активно шен-
келями, переводятъ отъ поры до времени въ шагъ,
дѣлаютъ остановки и затѣмъ опять трогаютъ, сейчасъ
же рысью, пе набирая, но и не отдавая повода. Пас-
сивность повода (въ смыслѣ подъема шеи и головы),
при активномъ дѣйствіи шенкеля, вотъ главныя осно-
ванія школы выѣздки знаменитаго ѣздока. Возража-
ющимъ противъ нея, можно замѣтить, что пи до него,
ни послѣ него, никто не сумѣетъ добиться отъ лошади
большей гибкости и поворотливости, а также слѣпого

— 108 —
повиновенія. Пассивность повода слѣдуетъ понимать
такъ: вообще пе надо набирать силою поводьевъ на
себя; поводомъ пе должно ни подымать, ни ставить
шеи и головы; все это должно явиться постепенно,
само собою, когда задъ послѣ различныхъ движеній,
упражненій, а въ особенности остановокъ, начнетъ
гнуться, такъ сказать, опустится, а потому разъ онъ
будетъ опускаться, то шея и передъ сами подымутся;
лошадь будетъ жевать, подберется сама и тогда, удо-
влетворяя, какь-бы, желанію коня, укорачиваютъ по-
водья настолько, насколько онъ самъ, такъ сказать,
указалъ. Къ такому навязываемому вамъ самою ло-
шадью, укорачиванію поводьевъ, придется прибѣгать
неоднократно во время выѣздки и это называется „пас-
сивнымъ дѣйствіемъ повода44, естественнымъ равно-
вѣсіемъ, достигнутымъ при активномъ дѣйствіи шен-
келя, т. е. работая задъ лошади, пе трогая, по возмож-
ности, переда, которому это дѣйствіе передается само
отъ зада. Такую работу можно назвать „работою впе-
редъ44, т. е. отъ зада къ переду. Наоборотъ старая школа
подымала сразу передъ, ставя и укрѣпляя шею и го-
лову активнымъ дѣйствіемъ не только шенкелей, по и
поводьевъ, почти съ перваго дня, и отъ поднятой шеи
и головы дѣйствіе должно было передаваться къ заду
который и начинаетъ гнуться. Это была работа „па-
задъ44. Французскій кавалеристъ Сенъ-Фаль проповѣ-
дуетъ то же самое.
Какія же, спрашивается, преимущества пассивной
работы. Сторонники ея утверждаютъ, что, во первыхъ,
работая но этой системѣ, вы не испортите природныхъ
движеній и естественнаго хода, а разовьете ихъ. Затѣмъ,
она, будто-бы, даетъ возможность выѣздить удовлетво-
рительно всякую лошадь, а пе только „способную":
увѣряютъ, что слѣдуя этой системѣ, вы выѣздите го-
рячую полукровку, равно какъ и чистокровную ска-
ковую лошадь, энергичнаго гунтера, тяжелаго битюга,
головодера-допчака, жидкую, песложившуюся трехлѣтку,
которую при этомъ пе сломаете. Добьетесь повода и у
сильной 7-ми, 8-ми лѣтней лошади, ходившей раньше
въ упряжи, затянутой возжами, черезчуръ крѣпкой, а
можетъ быть и упрямой. Эта система не вызоветъ со
стороны послѣдней сопротивленія, потому что всякая

— 109 —
лошадь, работанная этимъ манеромъ, подведетъ какъ
бы незамѣтно задъ, сдастъ спину, сама подберется на-
столько, сколько допускаетъ ея складъ, такъ что, слѣ-
дуя неуклонно пассивной системѣ, вамъ нечего искать
и опредѣлять степень перемѣщенія центра тяжести.
Поэтому, соблюдая эту пассивность до копца выѣздки
и даже отчасти при ѣздѣ и по окончаніи ея, вы гаран-
тированы тѣмъ, что никогда не перейдете предѣла.
Такъ, по крайней мѣрѣ, говорятъ нѣмецкіе, австрійскіе
и французскіе кавалеристы. Наоборотъ, при активной
работѣ поводомъ, работѣ „назадъ14, приходится всаднику
подымать шею и весь передъ, а слѣдовательно опредѣ-
лять, на сколько это возможно, полезно, необходимо,
безвредно для каждой лошади. Все еще это пе такъ
трудно опредѣлить опытному ѣздоку, если у лошади
идеальный или близко къ нему подходящій экстерьеръ;
иначе представляется дѣло, если лошадь слабая, мало
способная, низко-передая, съ узкими ганашами или
оленьей шеей, а то просто упрямая; безусловная порча
коня будетъ результатомъ, если, при всемъ этомъ,
ѣздокъ самъ слабъ. Тогда, какъ убѣдился опытомъ
Розенбергъ, еще въ бытность молодымъ офицеромъ, и
появляется испорченный задъ, провалившаяся спина,
свистъ въ горлѣ, хрипота, слѣпота, колеръ, раненый
ротъ и пепоьинующаяся волѣ всадника безповодая или
опрокидывающаяся лошадь.
При пассивномъ дѣйствіи поводомъ, степень равно-
вѣсія, положеніе шеи и головы, такъ называемый,
„сборъ*4 не будетъ представлять, положимъ, однообразія,
а наоборотъ будетъ для каждой лошади иначе выра-
жаться, иначе казаться глазу, но всѣ лошади будутъ
„въ поводу44 и въ повиновеніи у всадниковъ; кромѣ
того, эта система не помѣшаетъ пользованію лошадью
въ полѣ. Пассивная работа не составляетъ чего-нибудь
абсолютно новаго, опа примѣнялась отчасти и въ ста-
рину, въ началѣ выѣздки, лучшими ѣздоками герман-
ской школы, да и нашими берейторами тамъ, гдѣ они
находили это нужнымъ. Но и въ Германіи, послѣ пере-
смотра инструкцій для выѣздки, гдѣ идеи Розенберга
приняты во вниманіе, въ нее только и вѣрятъ. Всякое
активное дѣйствіе па передъ тамъ порицается, а дѣй-
ствіе поводьевъ при выѣздкѣ ограничивается работою

- 110 —
направо и налѣво, при чемъ характерно то, что сги-
банія допускаются не только въ затылкѣ, но и въ шеѣ,
что старая школа считала преступленіемъ. Поводомъ
дѣйствуютъ, попятно, когда надо сдерживать лошадь,
если она торопится, прибавляетъ ходъ: набираютъ одинъ
поводъ сильнѣе для поворота и натягиваютъ поводья
для остановки, по подыманіе шеи, желаніе, набираніемъ
поводьевъ на себя и кверху, придать другую фигуру
коню—преслѣдуется строго. Все это должно явиться,
говорятъ, само собою, передаваться отъ зада, когда по-
слѣдній будетъ гнуться больше въ скакательномъ и
тазобедренномъ суставахъ. Если пассивная работа пе
уравновѣсила достаточно вашей лошади, говорили мнѣ,
представители этой школы, то это слѣдуетъ приписать,
по всей вѣроятности, не системѣ, а собственной, недо-
статочной еще опытности, неаккуратности, торопливости
или непослѣдовательности упражненій. Во всякомъ
случаѣ, слѣдуя этой системѣ, пассивность рукъ надо
провести до конца. Въ общемъ различіе между старою
системою выѣздки коня и теоріею Розенберга можно
выразить слѣдующими словами:
1) Старая школа говорила: шею и голову надо взять на-
задъ и кверху; осторожно, мягко, но настойчиво, постоянно
работать ее назадъ; отъ продѣлыванія всѣхъ манежныхъ эво-
люцій въ такомъ положеніи передъ подымется, ходъ сдѣлается
высокимъ, ровнымъ, лошадь будетъ отжевывать п повиноваться
всаднику.
2) Новая Розенберговская учитъ: надо дать лошади при-
выкнуть къ тяжести всадника, позволить ей опустить и
вытянуть шею и голову, заботиться о ровномъ, тихомъ, на-
стильномъ ходѣ; она сама отыщетъ нѣкоторый упоръ на по-
водъ; отъ манежныхъ эволюцій въ этомъ положеніи задъ на-
чнетъ гнуться, опускаться, передъ станетъ выше, ходъ сдѣ-
лается болѣе высокимъ; лошадь сама заставитъ ѣздока укоро-
тить поводъ, будетъ отжевывать и повиноваться всаднику.
Заключеніе. И такъ Розенбергъ далъ законченную систему вы-
ѣздки работой «впередъ», при которой лошадь сама бе-
ретъ поводъ и подводитъ къ нему задъ (гнется). Такая
система въ сущности есть выѣздка на уздечкѣ, при-
мѣнявшаяся казаками всегда при естественной ѣздѣ.
 
Хотя, учитывая наличие мундштука, что у нашей конницы, что у зарубежной, там вряд ли подразумевался свободный повод) Казаки же всё вот это в четыре повода рьяно выкинули, как вообще ненужное.
*очень интересно, зачем в боевых действиях лошади мундштук вообще?
Механистическое отношение к живому...
В боевых действиях решают секунды. Надо, чтобы лошадь максимально чётко и быстро реагировала. Ну а сломал лошади челюсть и хрен с ней. Главное, сам жив.
Даже не секунды, а доли секунды... Как и в работе степного табунщика, например.

Степняки-табунщики-воины, однако же, обходятся самыми примитивными удилами, и не стремятся вышколить своих коней до шёлковых, но в экстремальной ситуации конь и всадник двигаются как одно целое, как кентавр - а повод при этом зачастую вовсе брошен, или чембур прижат к седлу бедром всадника (просто чтобы на землю не свешивался).

1670528631_15-kartinkin-net-p-kochevniki-kartinki-vkontakte-15.jpg
4b81acfc105afaf86edc656d2fc36dcd.jpg


Индейцы, когда у них появились кони, и вовсе обходились веревочкой...

Индейское управление лошадью.
"Наиболее популярной среди племен Равнин признавалась одноповодная или военная уздечка. Она использовалась чаще как средство безопасности, своего рода «стоп-кран», только для того, чтобы, если конь понесет, в критический момент повернуть его голову вбок и тем самым остановить или уменьшить скорость, чтобы всадник мог спрыгнуть или попытаться восстановить контакт. Никакой другой функции у нее нет! Правда, военную уздечку временами применяли при угоне лошадей, когда нужно было быстро и без проблем увести совершенно незнакомую лошадь из-под носа хозяина. Но здесь тоже были возможны неудачи, поэтому зачастую для этой цели применяли веревочный недоуздок или шейную петлю".
Индейская уздечка - просто кожаный шнур, закрепленный петлей на нижней челюсти лошади и имеющий (в ранний период) только один повод.

Многих белых современников восхищало умение краснокожих воинов на полном скаку управлять своими лошадьми без уздечки. "Стоит только легко наклониться в одну или другую сторону, как они тут же поворачивают в ту сторону, в которую вы наклонились, и будут кружить до тех пор, пока вы вновь не примете прямое положение".
 
Последнее редактирование:
Интересная дискуссия, по поводу того, что лошади у индейцев/степняков управляются без уздечки подброшу мысль, что заездка таких лошадей часто проходит методом слома, и очень много выученной беспомощности. Я просто думаю, что плохая мысль это романтизировать, лошади всегда лошади, и сейчас, и тогда.
 
Интересная дискуссия, по поводу того, что лошади у индейцев/степняков управляются без уздечки подброшу мысль, что заездка таких лошадей часто проходит методом слома, и очень много выученной беспомощности. Я просто думаю, что плохая мысль это романтизировать, лошади всегда лошади, и сейчас, и тогда.
Всегда есть примеры дурные и примеры хорошие. Если тема индейцев и их лошадей интересна, советую почитать А.Беркова "Лошади в культуре и жизни индейцев великих равнин" или "Дар грома, лошади в культуре индейцев равнин".
Достаточно привести цитату. Автор индейцев изучал очень долго, если что, как по историческим источникам, так и собственными силами (ехал и общался с ныне живущими на территории США и Мексики).
Как только индейцы начали использовать лошадей, то поняли, что выживание и успех всадника напрямую зависят от отношений, которые он строит со своими пони. Способность воина «разговаривать» со своей лошадью была одним из наиболее ценимых индейцами навыков. Уважение индейцев «конных народов» к своим пони было безгранично. У каждого человека была, по крайней мере, одна любимая лошадь, хотя в его владении могли находиться десятки или даже сотни животных. В ночное время свою любимую лошадь воин держал на привязи у самого типи, в то время как остальной табун пасся на открытых Равнинах. Он холил её, баловал и восхищался. «Некоторые мужчины любили своих лошадей больше, чем своих жён, – говорил команч по имени Джим Стоящий Дуб, – или детей, или ещё кого». Это справедливо для большинства племён, например, для многих «заклинателей» лошадь представляла большую ценность, чем его семья, а ведь связь со своими родными у индейцев была самым крепким и значительным звеном в их картине мира.
Ещё раз надо отметить, что родственники для индейца были всем миром, в котором он жил. Изгнание из племени или потеря всех родственников было худшим, что могло обрушиться на человека. Но для многих лошадь стояла на втором месте после семьи, а иногда и на первом. Особенно этим славились заклинатели лошадей. Бенни Смит из племени чероки говорил о «чувстве лошади», когда она «становится твоей семьёй». Действительно, боевые пони зачастую становились первыми любимчиками «всадников». Даже родственники обижались на них из-за того, что «заклинатели» ценили лошадей больше, чем многих своих соплеменников. Но и у обычных индейцев, у кого семья считалась превыше всего, лошади ценились высоко.
В индейском обществе наиболее близкие отношения складывались между братьями. Они вместе играли, защищали друг друга, мстили друг за друга. Старший брат присматривал за младшим, а тот слушал его советы. Старший брат был символом защиты. Когда молодые люди вырастали, иерархия выравнивалась, но близость отношений оставалась. Индейцы говорили: «Брат – лучший друг мужчины… Если тебя убьют, он останется лежать рядом с тобой». Поэтому слово «брат» обозначало самую близкую привязанность и дружбу даже между не родственными друг другу людьми. Среди лакота существовала церемония принятия родства – хунка, одним из главных сюжетов которой было обмахивание друг друга лошадиными хвостами. Слово «хунка» означает нечто вроде «очень близкого родственника»или «брата». «Хунка» называли друг друга воины, сражающиеся вместе, прикрывающие друг друга во время боя и неразлучные в жизни. Ради своего «хунка» человек мог пожертвовать всем. Для европейцев такая близость отношений казалась немыслимой, но у индейцев она встречалась довольно часто. Термин «хунка», кроме лошадей, никогда не применялся для любого другого животного, даже собак, живших с индейцами тысячи лет.
Слово kola – друг, как чрезвычайно близкий человек, с которым вы имеете духовную связь, интенсивное общение и т. д. служило в племени лакота для обозначения особого рода отношений между воинами, но никогда не переносилось на животных. Лошадь – единственное животное, удостоенное этой чести. Конь был надёжным напарником, лучшим другом,«лекарем души» и учителем человека. Используя слово kola по отношению к лошадям, индейские воины подтверждали статус своих боевых пони, как братьев воинов. Хотя часто индейцы смотрели на своих лошадей, как на меньших братьев и товарищей, о которых нужно заботиться; они, практически одновременно, принимали их и как своих старших братьев, учась у них многим вещам. И подобно тому, как могут дружить братья или сверстники, индейцы дружили со своими пони.
Боевых и охотничьих пони учили в течение многих лет, а иногда даже растили и воспитывали вместе с конкретным человеком. Они реагировали на малейшее движение хозяина, и даже если на них надевали «железо», то реально пользовались им нечасто, а наказания были исключены. Понятно, что за такого коня не жалко было отдать целый табун обычных лошадей. Такие лошади имели персональные имена, в то время как большая часть табуна – нет.
К разным лошадям племена относились по-разному, многие действительно ломались и были рабочей скотиной, либо их просто разводили на мясо и спокойно ели. С боевыми же взаимодействовали на уровне "магии", что со стороны выглядело так, будто бы лошадь сама хотела везти своего человека. Также не следует забывать о том, про какое именно время мы говорим. Если об индейцах после резервации, то там действительно уже не оставалось шансов на какое-либо "магическое" отношение к животным: бизоны и лошади тотально истреблялись белыми, индейцам приходилось постоянно выживать и воевать, а не мягко заезжать своих коней, тогда (к концу 19 века) даже индейцы Равнин в своём большинстве перешли на езду с железом, хотя они в плане взаимоотношений с лошадьми были на голову выше прочих.
Более того, стоит помнить и о том, что у разных племён лошади появлялись в разное время! Пока команчи уже сто лет как скакали верхом и признавались лучшими всадниками, кри только начали обращаться внимание на больших четвероногих и задумываться о том, что на собаках скарб перевозить не так уж и удобно. Разумеется, культура езды у них также разительно отличалась в худшую сторону.
Но дабы далеко не ходить и быстро привести какие-либо доказательства, можно обратить внимание на заездки ковбоев (что тогда, что сейчас). Одни запрыгивали на дикую лошадь, терпели родео, лошадь сломана и заезжена, другие же не с потолка взяли натуральные методы работы. Многие из них позаимствованы именно у индейцев. Хотя, тут тоже есть интересная оговорка. Сами индейцы не обращали внимания на лошадей, как на транспорт или боевого партнёра до тех пор, пока благодаря торговым путям они не столкнулись с домашними испанскими конями, которых благополучно покупали, угоняли, либо ловили сбежавших. Забавный факт, белые торговцы потом с радостью покупали лошадей у индейцев. Сами же индейцы не очень любили ловить диких мустангов и предпочитали им выросшую рядом с человеком лошадь, мустанги требовались только в случае массового падежа своих табунов, либо для прилития сильной свежей крови. Грубо обламывать домашнюю лошадь требуется далеко не всегда.
То же касаемо и нынешних методов работы с лошадью, жёстким может стать абсолютно любой ныне применяемый способ взаимодействия. Примеров и сейчас дофига плохих, как при помощи вроде априори мяяяягкого НХ ломают лошадь или превращают в наглую скотину, так зачем смотреть на плохие?
З.ы. у меня конь на чистом НХ из кусачей дикой дряни вырос нормальным животным, если вдруг что. Не сломан ни в одном месте, но уважению и правильному поведению с человеком научен от микрожестов и взглядов, тоже за "магию" может сойти. Я прекрасно знаю, что даже благо может навредить, если его применять безграмотно.
 
Последнее редактирование:
Сколько интересных книг, оказывается, уже доступны в интернете!
Вот то старое российское руководство очень нравится - оно написано понятным языком и так, что даже мне хочется сесть верхом на лошадь.
 
@Зюлейка, не могу не согласиться! Я перечитывала множество современных руководств, и в них нет столь подробных объяснений. Часто опускаются важные подробности, вот взять хотя бы банальное движение руки, которое должно сопровождать покачивание головы лошади, а не быть намертво зафиксированной. Возможно, считается, что это уже итак очевидно, но не для всех ведь. Про ту же самую заездку в принципе невозможно найти чего-либо, только про дальнейшую выездку и упражнения, а в книге начала двадцатого века просто и доступно рассказано всё простейшими шагами. Удивительно!
А доступно нынче и впрямь практически всё, даже про индейцев ту самую книгу нашла, хотя она и долго не появлялась во всемирной паутине. Вот "Сломанное седло" так и не получается онлайн отыскать, возьму бумажный вариант с рук.
 
вот взять хотя бы банальное движение руки, которое должно сопровождать покачивание головы лошади, а не быть намертво зафиксированной
И не превращаться в кидание руки вперёд, и не двигаться на километр типа вместе с лошадью.
Там нюансов несколько больше, чем просто "не стоять намертво".
И для многих лошадей просто стоящая рука более приятна, чем вот это вот кидание вперёд типа "я сопровождаю движение лошади". И выбивается такая привычка очень долго потом и очень больно.
 
Там нюансов несколько больше, чем просто "не стоять намертво".
Да-да, совершенно согласна! И как же кратко и понятно описано было ещё в хвостатые годы:
Связь кисти всадника со ртомъ лошади никогда не должна
прерываться и потому какъ на мѣстѣ, такъ и на ходу
всадникъ долженъ чувствовать упоръ лошади на удило.
Нельзя забывать, что разъ брошенъ поводъ, то упра-
вленіе лошадью прекращается и она предоставляется соб-
ственному инстинкту. Вотъ почему ѣзду, какъ ис-
кусство, нельзя представить себѣ безъ упора лошади
на поводъ, при помощи котораго всадникъ ведетъ ее.
Упоръ этотъ зависитъ отъ темперамента лошади
и отъ чувствительности ея рта. Къ этому надо отно-
ситься съ полнымъ вниманіемъ. Чѣмъ лошадь больше
просить повода, тѣмъ мягче надо отдавать въ кисти.
Чуть только лошадь сдала, т. е. набравъ поводъ дви-
женіемъ головы сбросила его, тотчасъ же слѣдуетъ
призвать на поводъ. Въ этой отдачѣ и призывѣ соб-
ственно и заключается самое правильное воздѣйствіе на
лошадь, при которомъ она всегда будетъ въ рукахъ всадника.
Дѣйствію повода всегда должны помогать дѣйствіе
ноги и уклонъ корпуса всадника, въ противномъ случаѣ
лошадь все будетъ дѣлать распущенно и неловко.
Относительно управленія поводомъ Носовичъ говоритъ
очень подробно и образно, какъ бы, природный есте-
ственный кавалеристъ:
Мнѣніе Носо- „Въ движеніи лошадь предоставляется сама себѣ,
вича. при чемъ, чѣмъ выше песетъ голову, тѣмъ ниже надо
— 41 —
держать кисти рукъ и наоборотъ. Вообще надо сообра-
зоваться съ ея сложеніемъ и стараться придать такое
напряженіе поводьямъ, чтобы давленіе на десны рта
было возможно ближе къ прямому углу. При чемъ
положеніе кистей должно преслѣдовать лишь наиболѣе
легкое воздѣйствіе удила на ротъ лошади, а не старать-
ся измѣнить ее естественную фигуру, ради той же
цѣли, ибо послѣднее неминуемо сократитъ движеніе
впередъ
И там ещё длинное вступление, где подробно описан и разбор поводьев, и разница в воздействии внутренним и внешним, и положение руки всадника, и по итогу цельная картинка собирается воедино очень легко)
 
Можно много чего читать и писать но .....вы нее индейцы и не ковбои и так как они не сможете никогда 😁
Это хороший вопрос, кстати)) зависит от того, насколько человек способен думать, анализировать и желать развиваться! Можно делать всю жизнь всё так, как когда-то научили, а можно изучить ситуацию всесторонне, понять все возможные варианты, выбрать удобный для себя и идти в этом направлении к цели) достигнешь или нет зависит в бо́льшей степени от желания и труда, в меньшей от учителей. Я НХой жеребят не растила, все знания из книг, пример ходит, неудачным не считаю) И не заезжала, и галопом ездить не училась у тренеров (круг на корде схватившись за седло не в счёт). И я не сверхчеловек, обычный самый, который прочитал, оценил, осознал, попробовал и сделал, значит, и другие могут! Вопрос, хотят ли находить лучшие варианты, меняться или продолжать так, как уже знают)
И, блин, если уж совсем честно, то и поводом так-то меня никто не учил рулить даже, хакаморой один раз показали вестерн способ. Так что почерпнуть что угодно можно)
 
@Maria_23 , простите, но по вашим видео вы как раз кидаете руку куда-то там вперёд.
Но, впрочем, это уже не важно)
Вам не требуется никакое сопровождение, вы сами пишете и приносите в дневник, что вам нужно, чтобы лошадь бегала на брошеном поводе. Как пастушья. Ну так и отстаньте от лошади с вольтами и прочими атрибутами спорта.
Чтобы подъездить лошадь так, как вам хочется, нужно ехать на лошади так, как вам надо. Не нужен вам контакт, ну и не надо. Надо, чтобы лошадь поворачивал на дерг поводом, ну и объясните ему именно это.
Но не надо, пожалуйста, прилетать сюда основы выездки. Все вот эти "по прямой", "вольтики" и т.п., очевидно, вам нужны только в рамках развлечения, ну и тогда вообще не важно как и от чего что у вас лошадь делает.
Только не надо, пожалуйста, рассказывать, что любая пастушья пробежит те же детские езды. Не пробежит. Пробежать - это не просто кружочек сделать и по диагонали пройти, это даже в детских ездах делать надо в соответствии с требованиями, а не "я художник, я так вижу".
 
@Daghona, тогда прошу объяснить, в чём заключается противоречие?
Да, цель езда на брошенном поводе и рулящейся лошади. Лошадь должна рулиться, для этого её нужно поворачивать. Сейчас лошадь не рулится от ноги и корпуса вообще кроме редких моментов прозрения. Как её научить поворачивать в такой ситуации не применив повод, или пускай себе бежит в проволоку с током - в следующий раз сама повернёт? Я каждый раз начинаю с легчайшего давления на рот, далее по нарастающей, в данный момент нарастает много, и голова поворачивается чисто механически. Мне это не нравится, над этим и работаем. Для этого нужны повороты. Вроде бы логично всё...
Контакт мне не нужен, согласна. А конь не ходит по прямым вообще, если его не вести. Как вести, если нога и корпус - не аргумент? Возвращаемся к механическому удержанию головы в нужной траектории. Логично тоже вроде.
Звучит это "механическое удержание" очень уж сильно, если честно. Контакт там ровно на той длине шеи и поставе носа, который удобен лошади. Какой она предложила, а не я навязала. Амплитуда качания головы на шагу очень большая, чем быстрее, тем больше. На видео этого и впрямь не увидеть, но сверху я прекрасно чувствую, что рука подаётся вперёд и забирается обратно ровно настолько, сколько будет достаточно, чтобы не мешать естественному положению шеи и головы (не притягивать нос), но при этом чтобы рот лошади чувствовался постоянно, трензель там по рту не прыгает. Ну да, вот так он ходит, меньше руку подашь - по зубам получит и зажмется тут же 🤷
Отдать повод полностью сейчас равносильно получению абсолютно нерулящейся лошади, которая по команде поднимается в рысь, в шаг, тормозит, но при этом чешет куда попало наобум. Ездить так уже сейчас как минимум небезопасно для всех участников, как максимум абсурдно.
Логично?
А вот это чистая правда:
Все вот эти "по прямой", "вольтики" и т.п., очевидно, вам нужны только в рамках развлечения, ну и тогда вообще не важно как и от чего что у вас лошадь делает.
С одной оговоркой. Это действительно не просто скучный бег куда-то и способ показать коню что-то интересное, чем он озадачится и будет горд получив похвалу, но ещё и способ научить лошадь тому движению, которое мне требуется. А без отработки этого самого движения, каким образом лошадь чему-то научить?
Я действительно не знала, с какой стороны правильно заходят на восьмёрку, но, в целом, мне необходим не заход по правилам, а суть поворота, двойного поворота, в котором лошадь успевает переложить себя на другую сторону и войти в него с наименьшими усилиями и тасканием за повод с моей стороны. Змейку ещё расставлю, будем дальше учиться и развлекаться.
Как может быть развлечением движение по прямой, затрудняюсь понять. Это же самое банальное и простое, должно быть им, точнее, ибо лошадь уходит куда угодно кроме как прямо. И как этому можно не учить!
 
Последнее редактирование:
Маш, я в КЧР видела много пастухов верхами, видела, как они ездят, как крутят лошадей вокруг передней ноги, как выглядят седла и уздечки, уздечка, например, может быть так перекошена набок, что ремни закрывают глаза, а железо почти вылезает изо рта с одной стороны, и пастуху норм, а коня никто не спрашивает.
Ни одна из этих лошадей не пробежит никакую самую простую спортивную езду в соответствии с требованиями, предъявляемыми правилами по выездке. Не то что ППД, а безгалопный тест не пробежит. У этих лошадей совершенно другие требования и задачи. И да, они учатся самостоятельно принимать решения, часто забивая на всадника, потому что если прислушиваться ко всем микродвижениям этой полупьяной туши, сидящей вразвалях и рулящей дерганьем одной рукой, лошадка быстренько закончится. А забивать на всадника в спортивной выездке как раз недопустимо. Что касается контакта, там считается очень круто, если лошадь задирает голову вверх и совсем круто, если она высоко свечит. Для этого при заездке целенаправленно используется очень строгое, обычно самодельное железо. Из-за чего мы имеем наглухо отбитых от повода и часто панически боящихся повода лошадей, я ездила как раз на таком, классическая пастушья карачаевская заездка.
Сомневаюсь, что именно это твой идеал, к которому ты стремишься.
 
Получается, что для прогулок в полях лошадь не должна уметь ни по прямой ходить, ни поворачивать?
"Зачем вам вольтики?" - да затем, чтобы лошадь не покалечила сама себя, не умея безопасно поворачиваться под всадником.
Поворачивает ли она по правилам, принятым в выездке? - В той мере, в какой обеспечивается безопасность лошади и всадника. Красота движений - излишня. Хотя правильные движения воспринимаются как красивые (правда, не всегда).
Маше сейчас от лошади требуется:
1) здоровье;
2) управляемость;
3) отсутствие "психов", вызванных чрезмерными требованиями или грубой работой.
Что есть "грубая работа"?
Кто ж его знает...
Вот наш конь ходил под своим хозяином безропотно и оставался целым. А на одной из конюшен хозяйка конюшни решила подъездить его для всеобщей пользы (и пользы коня - чтоб мог работать в течение недели).
Так после того, как она сама на нём первый раз поездила, она показывала мне руки в кровавых мозолях и жалела, что не догадалась надеть перчатки.
Это была грубая работа или что?
Человек - профи, конь вскоре понял, что от него нужно, и всё было благополучно.
Под хозяином каким был, таким остался.
Чего добивалась ХК, натирая себе руки до крови, - не знаю.
Остаюсь при мнении, что иногда всадник таки "грубит" поводьями и железом, но обычно это держится в глубокой тайне от "чайников": "Вот ты не можешь ничего со своей лошадью сделать, а я сяду на неё и добьюсь результата, подработаю её".
- Как?
- А не твоё собачье дело (думает профи).
Я очень завидую тем, кому тренеры всё-всё подробно объясняли именно по существу. По постам и по дневникам у меня сложилось мнение, что так повезло @AirKiss , она упоминала, что тренер ей объяснял(а) такие подробности и закономерности...
А обычно как бывает?
- Так, я сяду, научу его (коня) поворачивать (или ещё чему-то), а потом садись ты и делай то, что я скажу.
А вот сам процесс, как же тренер учит коня поворачивать, остаётся тайной.
Возможно, тренер не жалеет свои руки...
Вот это всё: "После "чайника" тренер или берейтор должен время от времени "править" лошадь"...
Вернёмся к нашим "баранам", т.е. к упряжным лошадям - как они могут вкладываться в вожжи?! Так, что боишься, чтоб "лошадка" тебе руки из плеч не вырвала.
@Maria_23 , так что и к Тифлису придётся прикладывать силу и не только попой (корпусом, ногами), главное - не стучать (!) ему железом по зубам и по беззубой части десны.
И вот пишут, что выездковая лошадь должна уметь и то, и сё - а в каком возрасте?!
Берёт она на спину или не берёт?
А в каком возрасте?
А на каком аллюре и на какое время?
Пример: выехали с конюшни, шагают 15 минут по грунтовой дороге, чтобы потом перейти на рысь (прогулка в полях): с какого момента лошадь должна взять на спину?
Насчёт общепринятых правил, что в 2 года должна то-то, в 3 - ещё вот это и т.д., как детей учат в школе, то тут можно наступить на грабли: опять по аналогии с рысаками скажу, что они тоже должны в определённом возрасте показывать такую-то резвость, но увы.
Может, найти какой-то форум именно любителей тяжиков??? А ведь когда-то проводились и их испытания: сколько груза они должны провезти шагом на определённое расстояние, ещё что-то. Может, есть и информация, что в каком возрасте они могут делать под верхом? Из элементарного.
Это чтоб не лечить коню ноги и мышцы.
 
Я очень завидую тем, кому тренеры всё-всё подробно объясняли именно по существу. По постам и по дневникам у меня сложилось мнение, что так повезло @AirKiss , она упоминала, что тренер ей объяснял(а) такие подробности и закономерности...
Нет, я спрашивала у тренеров (их много у меня было) - всё, что мне не ясно. И просила объяснить. И пояснить. Всё, что казалось нелогичным, странным, непонятным - я спрашивала, думала, смотрела, анализировала.
Везет тому, кто сам себе везет.
 
Сверху