Вопросы религии

прокатчица написал(а):
Она существует давно. Религиозные люди с этим стремлением борются как могут.
Понятно. Ответа на мой вопрос у вас нет. Что ж, может, придет кто-нибудь более знающий ))
 
Mrs. John написал(а):
Но большинство этих картин было написано по заказу церкви.
Историки говорят, что религиозный сюжет в средневековой живописи преобладал. Портреты (не парадные) и то, кажется, не писали. С уроков истории искусств припоминаю, что первые бытовые портреты были написаны аж в 15 в. А художников было много и до того... Словом, почти все картины были на религиозную тему, но не все являются иконами. Толковый словарь даёт определение иконе как "Живописное изображение Бога или святого (святых), являющееся предметом религиозного поклонения". Возник вопрос - что же всё-таки считать иконой? Живопись по строго определённым канонам со своей символикой или всё-таки изображения святых? Ведь фрески Микеладжело - это иконы?

N.Nataly написал(а):
то, что многие из них (икон) - шедевры, лишь сопутствующее ,а не главное свойство.
Почти всё, что считается сейчас искусством, делалось для каких-либо нужд. Давайте вернём портреты кисти известных живописцев потомкам портретируемых! Это же их пра-пра-пра-кто-нибудь изображён на картине, для памяти, так сказать. И нечего им делать в музеях - в семейный фотоальбом! И из известных зданий музеи тоже надо повыгнать - не для того строили.
Моё мнение - искусство нужно сохранять. Память веков бесценна. И была я в храмах современных. А вы в музеях были? В современных? Вы понимаете, что для сохранности древней живописи важна и влажность, и даже угол падения света, а не просто наличие стекла. В условиях церквей должным образом сохранить шедевры невозможно.

N.Nataly написал(а):
сейчас в храмах отдают предпочтение византийской и древнерусской живописи, именно она отрывает от заземлённости, приподнимает к тем высотам Духа
То есть? Покупают византийские и древнерусские иконы?
И потом, насколько древнерусские? Средневековые мастера, 14-15 вв, например, не отрывают от заземлённости? Надо сказать, что иконопись по своей основе со средних веков изменилась мало. Чётко установленная символика и стилизация - там каждый изображенный камушек имеет смысл.
А вот то, что восхищает и возвышает никакими строго соблюденными традициями не сотворишь. Важна графика, композиция, пластика. Там применяются те же свето-цвето-графические приёмы, что и у светских живописцев. Если иконописец Художник - иконы будут восхищать. Не потому, что это Икона, а потому, что это красиво, прекрасно, возвышенно. Не каждая икона так же прекрасна, как икона кисти Рублёва. Нельзя такими вещами разбрасываться, их надо сохранять.
Bremen написал(а):
А может ли такое быть, что вам не понравилось, ЧТО говорил этот священник, а не КАК? У меня часто возникает впечатление, что люди, будучи не в силах принять суть того, что им хотят донести, переносят негативное впечатление на оратора.
Это вы на что, простите, намекаете? :mrgreen: А мне, вот, иногда кажется, что некоторые ораторы, которые не в силах донести чего-либо (возможно, от неспособности понять чего-либо :wink: ) частенько переносят собственную несостоятельность в виде агрессии и негатива на слушателя.
 
keplian, если говорить о Руси, то 14-15 в. - это как раз древнерусское искусство и есть )) У нас первые портреты ("парсуны") появились в 17 в. и по технике были похожи на иконы.
А вот если говорить об искусстве Западной Европы, то 15 в. - это уже Возрождение. Граница между Средними Веками и Новым Временем очень зыбкая, теперь историки даже говорят о "переходном периоде", когда строй вроде еще был феодальным, но было много "ростков" иного.
Да, средневековое искусство в Зап. Евр. было проникнуто религиозными мотивами, Вы правы. Но было уже немало предметов, сделанных не по заказу церкви.
 
Да всё это понятно. У нас тоже в 14-15 расцвет искусства имелся. :) Пусть и в виде иконописи.
Я к чему про средние века, да про расцвет живописи говорю. В русской иконописи ни стилистика, ни символика не менялась чуть-ли не с 10 в. И, думается мне, совсем не потому, что так возвышенней и духовнее. А то по рассуждениям N.Nataly получалось, что, например, художники ренессанса писали не духовные и приземлённые фрески. :roll:
Я к тому, что икона - тоже произведение искусства.
 
keplian написал(а):
Bremen написал(а):
А может ли такое быть, что вам не понравилось, ЧТО говорил этот священник, а не КАК? У меня часто возникает впечатление, что люди, будучи не в силах принять суть того, что им хотят донести, переносят негативное впечатление на оратора.
Это вы на что, простите, намекаете? :mrgreen: А мне, вот, иногда кажется, что некоторые ораторы, которые не в силах донести чего-либо (возможно, от неспособности понять чего-либо :wink: ) частенько переносят собственную несостоятельность в виде агрессии и негатива на слушателя.
Мой намек не касался умственных способностей слушателей.
Просто православие для людей несведующих - весьма неудобная религия, совершенно далекая от того, чтобы создавать комфорт желающим спасения и вообще как-то подстраиваться под их нужды. Желающие или принимают православие в том виде, каком оно существовало до них, или не принимают вообще.
Есть, правда, и попытки обвинить в недоброте оратора или же приблизить православие к своему уровню.
 
keplian написал(а):
Да всё это понятно. У нас тоже в 14-15 расцвет искусства имелся. :) Пусть и в виде иконописи.
Я к чему про средние века, да про расцвет живописи говорю. В русской иконописи ни стилистика, ни символика не менялась чуть-ли не с 10 в. И, думается мне, совсем не потому, что так возвышенней и духовнее. А то по рассуждениям N.Nataly получалось, что, например, художники ренессанса писали не духовные и приземлённые фрески. :roll:
Я к тому, что икона - тоже произведение искусства.

Стилистика, конечно, менялась, но не очень выраженно, да. А не менялась потому, что на все был канон. Канон определялся церковью, и очень может быть, что как раз мысли о духовном лежали в основе нежелания менять канон, не знаю.
Ну, назвать приземленными фрески художников Возрождения я бы не осмелилась, но, в конце концов, у всех свое прдеставление о возвышенном...
 
Что-то тема вяло развивается... давайте, что ли, для затравки пройдемся по догматам? Объясните мне, пожалуйста, разницу между догмами православия (для начала нынешнего, в смысле не старой веры) и католичества.
 
Bremen написал(а):
Mrs. John написал(а):
zara написал(а):
А в нем могут принимать участие атеисты или люди неопределенного вероисповедания?
К сожалению, нет.
Считаю, что это дискриминация, к тому же противоречащая вашему первому посту.
Насчет противоречия не поняла.
А насчет дискриминации - кто бы говорил: помнится, когда кто-то умер, вам было важно, православный этот человек или нет, важно в том плане, можно ли подавать за него записку за упокой. Вы мне еще тогда ответили, что если вообще не крещеный, то нельзя. Так что дискриминации и в РПЦ хватает. Просто как факт.
Bremen написал(а):
Mrs. John написал(а):
Вообще-то всей. Библия священная книга, написанная коллективом авторов и подвергавшаяся редактированию.
Поясню, что меня смутило в вашем ответе - отсутствие благоговения. По словарю Ожегова, благоговение - глубочайшее почтение, которое совершенно невозможно усмотреть в вашей характеристике Библии.
Bremen, измерять чувства другого человека - дело неблагородное и неблагодарное, к тому же чреватое ошибками. Ничего, что я откровенно? Это в вашей голове "редактированная" и "писанная коллективом авторов" обязательно тянет за собой понятие "несвященная". В моей голове сочетаемость понятий гораздо более свободная.
Bremen написал(а):
Не могли бы вы уточнить, что делает эту книгу, написанную коллективом авторов и подвергавшуюся редактированию, священной для вас и вашей конфессии?
"Те, кто рассматривают Библию как священную книгу, признают, что она написана по Божественному вдохновению и является источником норм религиозной жизни". (Католическая энциклопедия, ст. "Библия")
Bremen написал(а):
Будьте добры, просветите меня в этом вопросе. Для каких христиан Библия не является священной и, соответственно, неоспоримой?
Уберите "соответственно", пожалуйста. Не все люди мыслят такими жесткими связками, как у вас, напоминающими полипептидные цепи.
Например, мормоны считают Библию священной: “Мы верим, что Библия - это слово Бога, когда она точно переведена” (это из символа веры мормонов). Один апостолов мормонов (не помню точно, но не Джозеф Смит и не Оливер Каудери) говорил: “Кто знает, есть ли во всей Библии хоть один стих, в котором нет привнесений?” Вот вам и яркая иллюстрация НЕвзаимосвязанности понятий "священная" и "неоспоримая".
Некоторые протестантские течения отрицают священность Библии (какие именно, пока не нашла, но это, насколько помню, довольно поздно появившиеся течения, т.е. ХХ века).
 
keplian написал(а):
Возник вопрос - что же всё-таки считать иконой? Живопись по строго определённым канонам со своей символикой или всё-таки изображения святых? Ведь фрески Микеладжело - это иконы?
Простите, но Ваше ...или... в этом тексте неуместно. Икона - это изображение святых(и не только) по строго определённым кононам со своей символикой. А по поводу фресок мой муж(он иконописец) дал такое определение: фреска-это то, что написано на стене, а икона - на доске. И ещё процетирую из книги монахини Иулиании "Труд иконописца":
...Икона - это книга о вере. Языком линий и красок она раскрывает догматическое, нравственное и литургическое учение Церкви. Икона - прежде всего священный предмет.... Её назначение - содействовать молитве...Ошибается тот, кто ищет в иконе внешней красивости... Красота духовная выше телесной, и цель христианской жизни в восхождении к Первоисточнику красоты - Богу.
По-моему, лучше не скажешь. Ну, а ренессанс и возрождение, безусловно, восхитительны, хотя занимались больше телом, чем душой :)
keplian написал(а):
Моё мнение - искусство нужно сохранять. Память веков бесценна.
Согласна с каждым словом. И Церковь тоже, например "Тихвинская " заключена не просто в киот, а фактически в капсулу со своими режимами температурны, влажности и света. И это не единственный пример.
keplian написал(а):
В условиях церквей должным образом сохранить шедевры невозможно.
Вот эта Ваша позиция устарела. Хотя, эти споры ведутся давно на всех уровнях, и врядли мы с Вами тут прийдём к общему знаменателю.
keplian написал(а):
То есть? Покупают византийские и древнерусские иконы?
То есть современные иконописцы сохраняют византийскую и древнерусскую манеру письма и придерживаются старинных технологий. Не говоря уж о канонах.
keplian написал(а):
Там применяются те же свето-цвето-графические приёмы, что и у светских живописцев.
Почитайте на досуге Раушенбаха. Он замечательно анализирует отличие свето-цвето-графических приёмов иконописи от светской живописи.
 
lisa написал(а):
Что-то тема вяло развивается... давайте, что ли, для затравки пройдемся по догматам? Объясните мне, пожалуйста, разницу между догмами православия (для начала нынешнего, в смысле не старой веры) и католичества.
А Вы кому-то конкретно вопрос адресуете?
 
Я полагаю, что Лиза адресует свой вопрос о догматах любым присутствующим здесь католикам и православным, кто может ответить.
А что за книга Раушенбаха?
 
Совершенно верно :). Причем необязательно именно к католикам и православным - к любому, кто может и хочет ответить. На самом деле, пусть даже только на "половину" вопроса.
 
Католические догматы:
1. Догмат о Пресвятой Троице.
2. Догмат о грехопадении.
3. Догмат об искуплении человечества от греха.
4. Догмат о Вознесении Господа нашего Иисуса Христа.
5. Догмат о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа.
6. Догмат о Втором Пришествии Спасителя и Страшном суде.
7. Догмат о единстве, соборности Церкви и преемственности в ней учения и священства.
8. Догмат о всеобщем воскресении людей и будущей жизни.
9. Догмат о двух естествах Господа Иисуса Христа.
10. Догмат о двух волях и действиях в Господе Иисусе Христе.
11. Догмат об иконопочитании.
12. Догмат о Filioque - исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына.
13. Догмат о чистилище.
14. Догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии.
15. Догмат о непогрешимости папы.
16. Догмат о вознесении Девы Марии.

Насколько мне известно, 1-11 у нас общие с православными.
В принципе, из названий все эти догматы понятны, но если что, спрашивайте.
 
Mrs. John написал(а):
Насчет противоречия не поняла.).
Что непонятного? В первом посте вы пишите, что тема создана для того, чтобы желающие могли задавать вопросы о религии, а далее отвечаете на вопрос одного из возможных желающих, что атеисты и те, которые не определились для себя с религией, не могут участвовать в этой теме.
Mrs. John написал(а):
А насчет дискриминации - кто бы говорил: помнится, когда кто-то умер, вам было важно, православный этот человек или нет, важно в том плане, можно ли подавать за него записку за упокой. Вы мне еще тогда ответили, что если вообще не крещеный, то нельзя. Так что дискриминации и в РПЦ хватает. ).
То есть вы сравниваете наше общение на сайте любителей лошадей с деятельностью Церкви?
А потом совершенно логично, что ПЦ молится за тех, кто к ней принадлежит. Или у вас иначе? Католическая Церковь приносит жертву за магометан, например?
Молиться дома, самостоятельно, можно за любого человека, кстати, у меня в помяннике очень много таких. Но, когда я обращаюсь в Церковь, чтобы она помолилась и принесла жертву за человека, то этот человек должен быть крещен в православии.
Mrs. John написал(а):
Bremen, измерять чувства другого человека - дело неблагородное и неблагодарное, к тому же чреватое ошибками. Ничего, что я откровенно? Это в вашей голове "редактированная" и "писанная коллективом авторов" обязательно тянет за собой понятие "несвященная". В моей голове сочетаемость понятий гораздо более свободная.).
Да, согласна. Именно этой свободой понятий и веет, когда вы говорите о Писании в том же тоне, что и об учебнике по мастям и отметинам.

Mrs. John написал(а):
Некоторые протестантские течения отрицают священность Библии (какие именно, пока не нашла, но это, насколько помню, довольно поздно появившиеся течения, т.е. ХХ века).
Надо найти, а то получится, что вы, обвинившая меня в невежестве относительно категорий христиан, сами несостоятельны в этом вопросе.

А теперь давайте пройдемся по вашим постам, которые вы позволили себе, еще ведя "партизанскую" борьбу с православными (а, возможно, и со всем христианством), то есть в тот период, когда вы скрывали свое вероисповедание католички.
Mrs. John написал(а):
иоланта написал(а):
Кстати, насчет заговоров после молитв - совершенно недопустимо, так как моя мама спрашивала у батюшки и он сказал что все эти наговоры, заговоры и целители, ведуны как-бы неправомочны с точки зрения церкви! Вот!
Но любой взрослый и знающий историю, в т.ч. историю религий, человек наверняка понимает, что смысл этого запрета - чисто политический. Устанавливая свою... э-э... юрисдикцию где-либо, церковь была вынуждена перетягивать на себя внимание людей, одновременно подрывая авторитет своего конкурента - языческой традиции, представители которой, жрецы и колдуны, занимались также и заговорами... Прошло вон сколько веков, а запрет остается в силе - по той же причине.
И еще нужно понимать одну очень важную вещь: "неправомочен с точки зрения церкви" еще не значит "неправомочен с точки зрения Бога".
Из ваших слов следует, что Церковь окормляет людей не для того, чтобы привести их к спасению души, а из чисто земных целей. А последняя фраза и вовсе отделяет Бога от Церкви. Как понять эти слова, написанные прихожанкой католической Церкви?
Mrs. John написал(а):
безоговорочно верите всем а, бэ и це в книге, писанной коллективом авторов в течение долгого времени и переведенной на русский не с оригинала, а с перевода перевода, из-за чего во многих ключевых моментах искажается смысл .
Я-то верю, потому что смотрю на эту Книгу совершенно другими глазами. А вот вы как можете после этих слов уверять нас, что Библия для вас священна?
Mrs. John написал(а):
Традиции, каноны - все это хорошо и интересно, но время не стоит на месте. Традиция создавалась в совсем другую эпоху, и в наши дни многие вещи потеряли смысл, а что-то так и просто мешает.
А вы в курсе, что Бог неизменяем? Зачем людям, верующим в Него, гнаться за временем, если они готовят себя к вечности?
Поясните, пожалуйста, какие вещи в наши дни потеряли смысл и какие мешают, желательно, на примере КЦ.
Mrs. John написал(а):
Св. Параскева? Св. Бригитта? Не было таких реальных святых женщин, это языческие богини - славянская Макошь и кельтская Бригитта из племен богини Дану.
То есть Жития святых - это фальсификация? И православные сербы, у которых страна изобилует храмами, посвященными св.Параскеве, много веков поклоняются языческой богине?
 
Mrs. John написал(а):
Св. Параскева? Св. Бригитта? Не было таких реальных святых женщин, это языческие богини - славянская Макошь и кельтская Бригитта из племен богини Дану.
То есть Жития святых - это фальсификация? И православные сербы, у которых страна изобилует храмами, посвященными св.Параскеве, много веков поклоняются языческой богине?

Я когда увлекалась язычеством, тоже так считала, но нет ничего общего в житие Св. Параскевы и славянской Макоши...
 
Bremen написал(а):
атеисты и те, которые не определились для себя с религией, не могут участвовать в этой теме.
А агностики, крещённые в православии могут? :wink:

Bremen, я вот тут самого главного понять не могу... Вы утверждаете, что Верите - и точка! И Библия - неоспорима настолько, что теологов и историков вы чуть-ли не в страшных грешников записываете. И всё, что Сказано в Священной Книге, что велено священнослужителями нужно делать безропотно, бездумно.
Я, вот, думала, что охота на ведьм - суть тёмное средневековье и неграмотная толпа. А тут, образованный, современный человек - и туда же... "борьба против всего христианства"... :(

Bremen написал(а):
...отделяет Бога от Церкви.
То есть, вы всерьёз считаете, что коллектив людей - смертных и по-своему грешных, это и есть Бог? :shock: И, да!, Библию меняли за ради выгоды правителей и самой церкви. Это, вроде как, доказано. Вон, как пример, в соседней теме, из которой вывалилась нынешняя, обсуждают Лилит. И zara приводила цитаты из ВЗ противоположные друг другу по смыслу.
Bremen написал(а):
А вы в курсе, что Бог неизменяем? Зачем людям, верующим в Него, гнаться за временем, если они готовят себя к вечности?
А вы в курсе, что изменчивость - необходимое условие прогресса, эволюции. Нет, ну Бог - он, понятно, существо высшее, совершенное (и то это невозможно, имхо - остановившийся в развитии уже несовершенен). Но люди-то! Готовиться к вечности далеко не то же самое, что и плевать с высокой колокольни на весь мир, не развиваться, а, следовательно, паразитировать на более развитых. А уж уподоблять себя Богу - Бог не изменяем, и мы не будем - совсем нехорошо. :roll:
Bremen написал(а):
То есть Жития святых - это фальсификация?
А, так популярные в средневековье, многочисленные куски того самого креста, доски от тех самых яслей, части одежды и кости, из которых можно не один скелет собрать - это что тогда? :wink:
Мы сейчас говорим о вере, основанной на событиях 2000-летней давности. О учении, в котором поучаствовало миллионы человек. О какой 100% вероятной правде мы вообще можем говорить?


N.Nataly написал(а):
Простите, но Ваше ...или... в этом тексте неуместно.
Уместно. Я могу написать библейскую сцену. Это будет икона?

Кстати, вопрос к Mrs. John: а в католических традициях святых изображают в скульптуре/мозаике? Как таковых икон нет? Получается, что иконы - чисто православный атрибут?

N.Nataly написал(а):
Ошибается тот, кто ищет в иконе внешней красивости... Красота духовная выше телесной, и цель христианской жизни в восхождении к Первоисточнику красоты - Богу.
Вот тут, понимаете, мы имеем дело с изображением. Мы не имеем дела с красотой телесной - у картины нет тела. И, естесственно, мы не говорим о красоте изображенных на иконе тел. А красота духовная - это то, как её выразит художник. Насколько красиво будет изображение, настолько будет оно повергать в трепет зрителей.
Как пример - отвлечёмся от иконы, чтобы было понятно, о какой красивости мы говорим. Так вот, например - автопортрет Ван Гога. Красив ли сам предмет? Да нет, прости, господи! :D А полотно?
А то мы так договоримся, что под вдохновением человек нарисует чудесную икону, даже если он кисти в руках не держал. :roll:

N.Nataly написал(а):
То есть современные иконописцы сохраняют византийскую и древнерусскую манеру письма и придерживаются старинных технологий.
Вот, кстати, интересно. Что, прямо-таки всех технологий? Темперой? Натуральной? Я видела иконы, выполненные маслом. Так если это масло, его чем разбавляют - оливковым маслом? Или-таки растворителями современными, дабы не сидеть по месяцу над каждым слоем? :roll:
 
Bremen написал(а):
Mrs. John написал(а):
Насчет противоречия не поняла.).
Что непонятного? В первом посте вы пишите, что тема создана для того, чтобы желающие могли задавать вопросы о религии, а далее отвечаете на вопрос одного из возможных желающих, что атеисты и те, которые не определились для себя с религией, не могут участвовать в этой теме.
Думаю, что имелось в виду настоящее "каноническое общение", а не эта тема (которую zara в шутку назвала "каноническим общением"). Так что я в теме пока что остаюсь :lol:.

Вера, спасибо за ответ. К стыду своему, не поняла десятый догмат "о двух волях и действиях в Господе Иисусе Христе" - боюсь, что впервые о нем слышу. Можно поподробней?

Теперь дело за второй "половиной" - хотелось бы все-таки понять, где именно запрятана столь фундаментальная разница взглядов и психологии... хотя, возможно, на самом деле основная проблема вовсе и не в догматах.
 
Лиза, ты разворошила осиное гнездо :mrgreen:
Дамы, давайте все же постараемся на личности не переходить и обсуждать только взгляды и мнения!
 
ЕМНИЗП, то самое главное отличие в догматах - это то, что православие считает, что Святой Дух исходит только от Отца, а католичество считает, что и от Отца и от Сына. Ну а "по мелочи", в православии Богоматерь несла первородный грех, а в католичестве нет; в католичестве есть понятие чистилища, которого нет в православии; ну понятно, что папа в православии вовсе не непогрешим; в православии более важным моментом является то, что Христос воскрес, а в католичестве то, что он родился, это даже по праздникам видно. В католичестве главный праздник - Рождество, в православии - Пасха.

(Надеюсь, не сильно наврала :))
 
Сверху