Жизнь непредсказуема…

Ой как много я пропустила интересного(( пойду перечитывать дневник. И про собак актуально,думала где искать литературу,а тут так много всего! Потрясающе!
Спасибо)
Не за что:) А какая литература по собакам вас интересует? :)

***
Аяксозарисовки

Яша и девочка

Недавно занимаемся мы с Яксоном на нашей полянке, гляжу, а за деревом спрятались какой-то мужчина и девочка. Но это не впервой, за нашими занятиями часто наблюдают: бесплатный цирк на выезде. Но подходить боятся. Потому что, когда мы играем, Яшич задорно рычит. А на высылах взлаивает. И почти все считают, что это он такой грозный. :) «Зверский», как сказал один дедок.

Но тут девочка (малюсенькая еще, года 4), видимо, из будущих собачников была и заставила мужчину (папа или дедушка, не знаю) подойти. Они спросили, можно ли погладить. Можно, говорю. А не укусит? Нет, говорю, только он может быть очень дружелюбным и попытаться поцеловать.

Погладили они его. Он обрадовался, но, что хорошо, в радостных порывах подпрыгивал ко мне, а не к ним. Мол, гляди, ко мне пришли люди, видишь? Мы общаемся, видишь? Дай я тебя поцелую! Ну, не их же мне целовать?

Потом девочка говорит: а можно его поводить? Я вначале отказывала, но она настойчиво просила, и я дала ей поводок, а сама держу ближе к Яшичу. Она: как его зовут? Я: Аякс. Она: ко мне, Аякс, ко мне!

Потом мужчина пытался ее увести, она: нет, она (я то есть) еще гулять будет! :)))

Забавно было, в общем. :)

***
Яшич за справедливость

Готовлюсь к ночлегу, собираюсь стелить постель. Собаки валяются на моем спальном месте.

Я: Геть! (Для них это команда покинуть территорию кровати.)

Яшич слез. Тори продолжает лежать. Тогда Яксон разворачивается, берет ее зубами за лапу и тянет. Мол, если я слез, то и тебе пора!

***
Яшич и толпа собак

Недавно по дороге в дикий-дикий лес мы с Наташей остановились, где обычно отпускаем собак с поводков, спустили зверушек и стоим, чтобы дать им возможность навернуть несколько традиционных кругов игрищ. Не успели начать дальнейшее движение, как к нам подошел мужчина с родезийским риджбеком и русским спаниелем. А потом еще дама с двумя дворнягами.

Так что получилось 4 человека и 6 собак, 2 взрослых кобеля и 4 суки в возрасте от 10 месяцев до 10 лет. Такая спонтанная тусовка. Яшич и Тори всех этих собак видели впервые. При этом очень мирно пообщались, побегали, повзаимодействовали в разных компаниях. Вот что значит социализированные собаки без зооагрессии. :)

Я даже догадалась снять кусочек видео, чуть позже выложу.

***
Юля Сёмуха, наш с Яшичем и Гонжищем любимый фотограф:), выложила еще одну фотку из нашей августовской фотосессии. :) Яшич позирует с добычей. :)))

h-6037.jpg


А это уже просто доказательство того, что у нас все же была зима. Пусть и всего пару дней (к счастью, всего пару дней:D). Но Яшич даже успел прогуляться по снегу. :)

h-6036.jpg


***
Видео из старого

Немного трюков

Февраль 2019 года, Яшичу 1 год 9 месяцев

Трюки:

- Согласен.

- Стыдно.

- Умри.

- Фусс/Хипс, Раз/Два

 
Я Оля,ко мне на ты) Литература интересует всякая-разная:) больше конечно психология и дрессура
 
Я Оля,ко мне на ты) Литература интересует всякая-разная:) больше конечно психология и дрессура

Приятно познакомиться. :) Мне тоже комфортнее на "ты". :)

А что уже прочитано? Есть классика вроде Карен Прайор, Тюрид Ругос и т.п., но, возможно, это уже пройденный этап? :)
 
Аяксозарисовки

Яшич и люди

Яшино отношение к посторонним людям с возрастом претерпело существенные изменения.

В детстве он был восторженно-лобызательным и готовым целоваться с любым, кто встретится на его жизненном пути. Но очень быстро он стал избирательным: по-прежнему был готов целоваться с владельцами друзей-сородичей, но уже начал равнодушно относиться к посторонним людям.

И вот сейчас, в неполные 3 года, он стал дружелюбно-нейтральным. Который готов порадоваться компании других людей и даже потерпеть, что его гладят (при этом вилять хвостом и улыбаться), когда я его держу. Но если есть свобода перемещения, он не слишком-то позволяет чужим до себя дотрагиваться. Даже владельцам собак-друзей. Делает вид, что не замечает их, и ювелирно обходит протянутую руку. :)

И – нет – он никого не боится. Просто ему перестал нравиться именно тактильный контакт с посторонними. В конце концов, у него есть свои люди. :)

***
Яшич-занимашич

Яшич по-прежнему очень ценит возможность поиграть с другими собаками. Но при этом он «повернут» на занятиях.

Недавно тренируемся мы на нашей полянке. Подошел мужчина с щенком-подростком, спросил, можно ли пообщаться. Я согласилась, но при условии, что щенка отцепят от рулетки, которая может быть травмоопасна. Дядечка своего питомца отпустил, щенок сразу рванул к Яшичу.

- Гоу, - говорю, показываю рукой на щенка. Это сигнал высыла к раздражителю. Яшич пробежал немножко и вернулся.

- Гоу! – тот же результат. :)

При этом я точно знаю, что в другой ситуации он бы с удовольствием со щенком поносился.

А тут – пробежит немного и возвращается. «Я достаточно пробежался? Мы уже можем снова заняться делом?» :)

***
Яшич-загребашич

Когда Яксон встречает меня, то, чтобы заземлиться, хватает в пасть какой-нибудь предмет. Как правило, это мой тапок. И бегает с этой вещью – так он может бороться с искушением повалить меня на пол и откусить пол-лица в порыве страсти. :D

Ну, и вот встречает он меня, хватает тапок, бегает с ним – и тут ему на глаза попадает мяч-сетка JW. Яшич не мог оставить добро без внимания! Но и тапок выпускать из рта – это не по-эрдельски! Что же делать?

Он очень старался! И исихтрился запихнуть в пасть и то, и другое. Так и бегал, а из пасти торчали мячик и тапок. :D Загребущий рот у Яшкина. :)

Очень жаль, что заглючил телефон, и я не успела это снять.

А ваша собачка так умеет? :)

***

Фото одной февральской прогулки

h-6038.jpg


h-6039.jpg


***
И еще видео из старого

Коридор страстей

Март 2019 года, Яшичу 1 год 10 месяцев.

Он делает это упражнение впервые. :)


***
Еще рабочее

Наблюдение за поведением животных – не только удовольствие, но и необходимость…

https://wikipet.ru/4615-zachem-nablyudat-za-povedeniem-zhivotnyh.html - Зачем наблюдать за поведением животных?

***
Команда «Ко мне» — самая важная команда в жизни любой собаки, залог ее безопасности и вашего спокойствия. Именно поэтому команда «Ко мне» должна выполняться моментально и всегда. Как же научить щенка команде «Ко мне»?

https://wikipet.ru/4627-kak-nauchit-schenka-komande-ko-mne-12-pravil.html - Как научить щенка команде «Ко мне»: 12 правил

***
Некоторые владельцы ждут, пока их собаки повзрослеют, и откладывают процесс обучения, рассчитывая на то, что с возрастом питомцы «поумнеют»…

https://wikipet.ru/4651-umneyut-li-sobaki-s-vozrastom.html - Умнеют ли собаки с возрастом?

***
Зачастую владельцы собак, живущие в частном доме, искренне недоумевают: «Зачем гулять с собакой, если есть свой двор?» И порой напрочь отказываются признавать, что проблемы поведения собаки связаны с отсутствием выгула.

https://wikipet.ru/4652-zachem-gulyat-s-sobakoy-esli-est-svoy-dvor.html - Зачем гулять с собакой, если есть свой двор?
 
Кать,пока не прочитано ничего:D ну кроме твоих статей)) Я пока в самом начале пути) раньше начинала,ну как-то бросала быстро,не до того было. Своей собаки все равно нет. А тут подруга завела собаку год назад,я немного позанималась и вот захотелось подробнее вникнуть.
И очень приятно было понять,что мои методы в целом совпадают с тем,что я прочитала в статьях,хотя действовала я интуитивно и больше по небольшому опыту с лошадьми конечно) Хотя и ошибок было много,не скрою,в т.ч и доминирование и т.д.
Мы сейчас конечно редко видимся, но все равно надеюсь хоть иногда что-то получится применять на практике. И ей статьи скидываю.
Вообще мечта выучится на кинолога. Но это мечта:) Пока "дрессирую"своих детей:D А там жизнь покажет
 
Кать,пока не прочитано ничего:D ну кроме твоих статей)) Я пока в самом начале пути) раньше начинала,ну как-то бросала быстро,не до того было.
Тогда прям очень рекомендую начать с Карен Прайор. Это и про поведение, и про обучение, написано понятно и живо, и вообще такая классика-классика. :) Ну, и в воспитании детей тоже полезно (собственно, там про всех)))) Книги "Несущие ветер", "Не рычите на собаку" и "Дрессировка собак с помощью кликера". Начинать лучше с "Не рычите на собаку", она самая популярная. :) Все эти книги есть в свободном доступе в Инете. Если зайдет, можно копать дальше. :)
 
Спасибо,да,она у меня давно на примете:) Как время свободное появится обязательно начну)
 
Мисси

Только сейчас осознала, что даже не могу сказать, сколько лет мы с ней были знакомы – кажется, целую вечность. Но, скорее всего, лет десять. Тоже немало…

В наших деревнях к животным относятся сугубо утилитарно. И кошек часто не кормят. Даже молока не всегда нальют. Считается, что кошка, раз уж ее взяли с практической целью избавления от грызунов, должна жить на самообеспечении. Этих самых грызунов добывая.

На практике же самообеспечивающиеся кошки обычно имеют вид жалкий. И ищут дополнительные источники пропитания.

Именно с этой целью она пришла к нам на дачу, коей служил дом в деревне. Маленькая серо-полосатая кошечка. Самая обычная. Формально числившаяся кошкой наших соседей.

Чтобы как-то идентифицировать это существо, я назвала ее Мисси. По своему неизменному принципу «просто так». Потом я объясняла, что это вроде как «мисс» - она была такая элегантная, утонченная, прямо как английская леди.

Вначале кошка немного дичилась (правда, не особо), но постепенно стала совсем ручной. Стоило прибыть на дачу, как она уже с приветственным мурканьем взбегала на крыльцо. Лишь несколько лет спустя она осмелилась заходить в дом, поначалу же ждала во дворе.

Обычная серо-полосатая кошка. Она ходила за мной по пятам, периодически забегая впеерд и заваливаясь на спину, чтобы подставить пузичко для почесушек. И отлично ладила с нашими собаками.

Обычная серо-полосатая кошка, которая весьма настороженно относилась к путешествиям, но при этом по собственной инициативе отправилась за мной «куда глаза глядят», когда мне было невыносимо грустно. Бежала следом, тревожно мурлыкая и заглядывая в лицо. А на «привале» мгновенно вскарабкалась на руки, чтобы утешить.

Обычная серо-полосатая кошка. Которая, казалось, ждала нашего приезда. Потому что, как только машина останавливалась у дома, она уже сидела возле переднего колеса. Ни разу за все эти годы не пропустив. В последний раз я видела ее года за два до продажи нашего дома. Она пришла, ужасно худая, пошатываясь, со слезящимися глазами. Совсем старенькая.

Это была обычная серо-полосатая кошка. Ничем не примечательная. В конце концов, это была чужая кошка. Почему же я без нее скучаю?

KW543NIcNxVzbSVCiE-FfakftvxUZk-g64fE0dpP0_mJbb4EYvzUnshf5w_yt0099TDrqT5XlrFsOX54VCzo2e5lHn2frl-2Muz8ZpCmdnHHE9jnJDCuuXH8T9DMnLeE
 
О Гонжище

В очередной приезд к Гонжику я обнаружила, что в леваде не просто чача, а субстанция, в которой я не только сапоги могу утопить, но и вполне благополучно захлебнусь сама. Особенности нашей климатической зоны. Поэтому идти внутрь я категорически отказалась.

Гонжище тем временем был занят. Они с серой першеронкой чесали друг другу холки. Причем так активно, что шерсть летела во все стороны. Ну, белая шерсть. Гонжище странной зиме не доверяет и, видимо, предполагает, что она может коварно вернуться в любой момент. Поэтому, хоть и линяет, но очень скромненько. Но, увлеченного грумингом, дозваться его было непросто.

Тем не менее, причапал к выходу сам. В компании Спектра. :) Который очень настойчиво просил, чтобы я забрала его тоже. Миляга. :)

Честно скажу, очистить Гонжищу не удалось. Да я и не строила таких иллюзий. Но с большего попыталась отскрести грязюку.

h-6041.jpg


Думала, он захочет побегать на плацу. Но нет. Ходил следом и предлагал трюки (передний кранч вот демонстрирует).

h-6040.jpg


Я попыталась расшевелить его пакетиком. Но он решил, что это приручение к шуршалкам и убегать отказался. :)
 
Хорошая собака плохой породы не бывает

Мы строили, строили и наконец построили… (с) То есть писали, писали и наконец написали! И, как и планировали (по гениальному предложению Иры), в пятницу, 13-го марта, в ведьмин и весенний день, она увидела свет. :)

Наша книга. Написанная в соавторстве с Наташей и Ирой. О собаках, конечно же. Но еще и о людях. :)

Там не только наш полилог «на тему» и советы владельцам, но и истории, и фото, и иллюстрации, которые рисовал мой племянник Виктор Сергеевич. :)

Вот она, наша пррррелесть:)

На ридеро: https://ridero.ru/books/khoroshaya_sobaka_plokhoi_porody_ne_byvaet

На литрес: https://www.litres.ru/ekaterina-kastrickaya-22313971/horoshaya-sobaka-plohoy-porody-ne-byvaet

Автор фото, использованного для обложки – замечательный фотограф Юлия Сёмуха.:)

1 для ридеро.jpg
2.jpg


***
Еще рабочее

Собаки – существа социальные, а значит, весьма чувствительны к языку тела и другим «сообщениям» своих сородичей. И многому учатся друг у друга. Не только учатся – собаки перенимают друг от друга настроение, и даже гормональные циклы собак, живущих в одном доме, зачастую синхронизируются.

https://wikipet.ru/4657-kak-sobaki-uchatsya-drug-u-druga.html - Как собаки учатся друг у друга

***
Разумеется, каждому владельцу хочется, чтобы его собака усвоила и выполняла правила проживания в семье, то есть была дисциплинированной и безопасной. Однако веками собак воспитывали исключительно насильственными методами, и любой другой подход ассоциировался со вседозволенностью. Но связаны ли дисциплина и насилие? Можно ли получить дисциплинированную собаку, используя в воспитании и дрессировке гуманные методы?

https://wikipet.ru/4680-disciplinirovannaya-sobaka.html - Дисциплинированная собака

***
Способов обучения собак несколько, однако в наши дни все больше талантливых тренеров выбирают в качестве основного способ, основанный на использовании положительного подкрепления. Что же хорошего в положительном подкреплении и почему владельцам собак стоит выбирать именно его?

https://wikipet.ru/4693-pochemu-polozhitelnoe-podkreplenie-luchshiy-sposob-obucheniya.html - Почему положительное подкрепление – лучший способ обучения

***
Многие наслышаны о том, как полезно для здоровья красное вино (разумеется, в разумных количествах) и шоколад. Но знали ли вы, что большое исследование в Миссури доказало: всего 15 минут общения со своей собакой приносят больше пользы здоровью, чем красное вино и шоколад. Не говоря уже о том, что ваш организм не загрязняется сахаром и алкоголем.

https://wikipet.ru/4723-sobaka-luchshe-krasnogo-vina-i-shokolada.html - Собака лучше красного вина и шоколада

1559890937_1-red-wine-dog-airedale.png
 
Еще рабочее

Некоторые владельцы убеждены, что, если они разрешают собаке лежать на кровати или диване, ей нет необходимости оборудовать собственное место. Однако это заблуждение. Почему же собаке нужно свое место, даже если вы разрешаете ей лежать на кровати или диване?

https://wikipet.ru/14200-pochemu-sobake-nuzhno-svoe-mesto.html - Почему собаке нужно свое место?

***
Когда мы говорим о воспитании или коррекции поведения любых животных, в том числе собак, хороший специалист отличается от не очень хорошего тем, что руководствуется принципом НИМА. Что же это за принцип и чем он хорош?

https://wikipet.ru/14415-princip-nima.html - Принцип НИМА

***
Порой владельцев раздражает привычка собак обнюхивать, кажется, каждый пучок травы, кустик, дерево и вообще любой ничем не примечательный в человеческой точки зрения пятачок земли. Зачем собаки нюхают и нужно ли разрешать собаке нюхать во время прогулки?

https://wikipet.ru/14433-zachem-sobake-njuhat.html - Зачем собаке нюхать?

***
Животные – важная часть нашей жизни. Мы важны для них так же, как и они для нас. Они делают нас счастливыми и помогают сохранить здоровье. Но избавляют ли животные от одиночества?

https://wikipet.ru/14443-izbavlyajut-li-zhivotnye-ot-odinochestva.html - Избавляют ли животные от одиночества?

1568366431_1-dog-and-human.png
 
Истории Аякса и Тори

О Яшиче и его учебе

Недавно посчитала, сколько команд знает Яшич в свои еще пока неполные 3 года (и за почти ровно 2,5 года наших совместных). Получилось 73.

Это не много, на самом деле, потому что у нас весьма расслабленный режим занятий. :) Но, конечно, останавливаться на этом мы не собираемся.

Однако иногда самое сложное в этом процессе – придумывать подходящие слова для обозначения новых навыков. :)

***
Как Тори стало лучше:)

Тори была довольно проблемной собакой, если объективно. От этого не менее любимой, но тем не менее. Отчасти из-за бродяжного прошлого, отчасти из-за недостатка социализации, когда Леша ее изолировал в начале своего собаковладения, отчасти из-за его представлений о воспитании собак… Неважно. Факт остается фактом.

И знаете, когда она изменилась? Когда приняла решение ночевать в моей комнате. А конкретно – стала забираться «в норку» - под одеяло. И в целом перешла жить ко мне.

Это изменение совершенно закономерно. :) И легко объяснимо. :)

Но что я хотела подчеркнуть. Мы не работали конкретно над ее проблемами. Просто в результате этого одного системного изменения в ее жизни она стала чувствовать себя более уверенно. И это повлияло на ее поведение в целом.

И так бывает очень часто. Очень. Когда есть проблема, я даю рекомендации, которые, казалось бы, этой проблемы не касаются. Хозяева сопротивляются порой, удивляются всегда, но если выполняют, то потом с изумлением рассказывают, что таки собака-то изменилась! Представляете? Представляю. :)

***
Кусочки одной мартовской прогулки

Наташа, Тори и Яшкин

h-6043.jpg


И просто Яшкин, само собой

h-6044.jpg


***
Еще видео из старого.

Поведение по умолчанию

Март 2019 г. Яшичу 1 год 10 месяцев

Навык, который очень полезен для легковозбудимых собак. По определенному сигналу тела проводника (без команды) собака должна занять определенное положение (в нашем случае – сесть фронтально, передо мной, и предложить взгляд в глаза). Это помогает как научить собаку ходить на провисшем поводке (т.е. полезно для тянущих собак), так и приучает собаку самостоятельно отвлекаться от раздражителя и переключать внимание на владельца.

 
Об обучении животных. Летние радости: арбузные вечеринки и две стороны свободы

By Alexandra Kurland

Лето означает «арбузные вечеринки» для моих лошадей. Эти вечеринки – всегда сюрприз. Я иду по конюшне с миской в руке и объявляю: «Время вечеринки!»

Арбузные вечеринки проводятся снаружи. Я быстро выучила этот урок. Просто невероятно, какое количество слюны могут производить даже несколько кусочков арбуза!

Робин и Фенгур идут за мной. Пока я достаю ломти абруза, они стоят в ожидании, по обеим сторонам от меня. Нет толкания, попыток влезть вне очереди – они просто стоят рядом. Мы отлично проводим время вместе. Лошади будут наслаждаться одним из любимейших лакомств, а я – их удовольствием. Лето также означает послеполуденную дремоту в компании Робина. Я просто прихожу на нижнее пастбище. Я сижу в кресле с прохладительным напитком в руке, ноутбуком на коленях, а Робин пасется рядом. Фенгур отправился к кормушке перекусить. Он присоединится чуть позже.

Почему я описываю эти простые летние радости? Мои лошади живут в мире «да». Я много думала о том, что это означает. Жизнь в мире «да» дает мне свободу наслаждаться этими простыми радостями. Но эта свобода не односторонняя. Жизнь в мире «да» предоставляет моим лошадям почти столько же свободы.

Мы часто думаем об обучении с позиции, что нам нужно от наших животных. Когда я иду по проходу конюшни, мне нужно, чтобы вы, лошади, уступили мне дорогу. Когда раздается звонок в дверь, мне нужно, чтобы ты, собака, пошла и села на свой коврик. Я научу этим вещам с помощью кликера и лакомства, но это поведение больше полезно мне, чем моим животным-компаньонам. Вся свобода, все право просить – на моей стороне.

Дела на моей конюшне обстоят по-другому. Здесь у лошадей максимальный выбор. Двери открыты, чтобы они могли выходить, когда захотят. Прямо сейчас Робин хочет подремать в проходе конюшни. Я не моглы бы предоставить ему эту роскошь выбора, если бы заодно не научила поведению, котрое позволяет нам без конфликтов делить пространство.

Когда я иду по проходу конюшни, Робин часто принимает определенную позу. Все, что ему для этого нужно, это слегка выгнуть шею. Если он думает, что я не обращаю внимания, то ржет. Я щелкаю кликером и угощаю его. Часто я обнимаю его в ответ. Это отличное подкрепление для меня.

Эта поза – гарантированный способ получить мое внимание. Если Робин хочет взаимодействовать, он знает, как подать мне сигнал. И таким образом он прекрасно меня контролирует! Именно так должны работать сигналы. Они создают диалог, ситуацию «даю и беру». Они уничтожают иерархию и вместо этого создают три С кликер-тренинга. Эти три С, в свою очередь, превращаются в свободу для моих лошадей, и мы вместе наслаждаемся пребыванием в конюшне.

Прежде чем я расскажу вам, что же это за три С, вернемся к командам. Команды «рулят» не только в обучении лошадей. Они контролируют большинство наших взаимодействий с раннего детства. Команды содержат в себе угрозу «сделай это, а не то…» Родители указывают детям, что делать. В школе вы подчиняетесь учителям, или следуют санкции. В сообществе вы останавливаетесь на красный свет, иначе платите штраф. Платите налоги или отправляйтесь в тюрьму. Мы все знаем, что под этим лежит угроза. Выполняй правила, и все будет в порядке. Пересечешь линию, и рискуешь быть наказанным.

Так мы управляем собой, и не удивительно, что так же мы взаимодействуем с нашими животными. И с лошадьми, и с собаками команды воспринимаются как норма. Мы говорим собаке «Сидеть». Когда это действительно команда, ожидается, что собака послушается – иначе!... Команда подразумевает иерархию, что означает, что она также однонаправлена. Сержант отдает приказ рядовому. Рядовой делает, что сказано. Он не отдает приказов сержанту.

Мы даем команды нашим лошадям, нашим собакам – никогда наоборот. Мы ожидаем, что наши команды будут выполнены. Мы говорим «Сидеть», и собака садится. Я сказал(а). Ты подчиняешься. Будучи частью иерархии, команды исключают диалог. Весь разговор односторонний. Команды помещают нас в рамки, которые мешают заглянуть вглубь разума и личности существа, к которому мы обращаемся.

Сигналы другие. Сигналам учат с помощью положительного подкрепления. Во-первых, это звучит как огромная разница, но для многих тренеров это означает разницу в процедуре, но не в отношении. Тренер может использовать лакомства как поощрение, но сигналы – им все еще обуают с применением элементов принуждения. Как такое может быть? Это кажется невероятным, если вы смотрите на то, что лежит на поверхности, но копните глубже, и вы начнете замечать, что пропасть между командами и сигналами становится все шире.

Чтобы помочь вам рассмотреть элементы принуждения, давайте посмотрим, как 20 с лишним лет назад нас первоначально учили обучать сигналам. Вы использовали свои навыки шейпинга, чтобы позволить поведению проявиться. Это могло быть что-то простое, вроде касания мишени. Сигнал создается в процессе шейпинга. Появление мишени очень быстро становится сигналом, на который ориентируются. Но этот сигнал не всегда в полной мере осознается тренером-новичком. Мы – существа, настолько ориентированные на речь, что этот тренер хочет, чтобы животное ждало, пока он не скажет: «Коснись». По его мнению, это и есть сигнал.

Что же происходит? Ему говорят, что, чтобы животное коснулось мишени, увидев ее, нужно сказать «Коснись» перед тем, как показать мишень.

Но говорит тренер что-то или нет, ученик собирается коснуться мишени. За этот простой успех следует щелчок кликера и лакомство. После нескольких повторений, тренер готов к дифференциации. Сейчас его учат предъявлять мишень, но ничего не говорить. Что делает ученик? Он ориентируется на мишень – в точности как делал во всех предыдущих попытках. Он ожидает услышать щелчок кликера и получить лакомство, но ничего не происходит. Человек только что изменил правила, чем поставил его в тупик.

Начинается процесс угасания. Его больше не поощряют за поведение, которое работало в прошлом. Он проходит через нормальную траекторию процесса угасания. Это значит, он старается больше. Он раз за разом пробует поведение, которое работало раньше, и становится фрустрированным, обеспокоенным, даже злится, прежде чем прекратит попытки. В этот момент прекращения попыток, его человек говорит «Коснись» и снова предъявляет мишень.

Тренер хочет, чтобы ученик научился дифференциации. Слышишь сигнал – предъяви поведение – клик и лакомство. Если сигнала нет, не делай ничего.

Проблема в том, что при этом подходе тренер никогда не научит ученика, как выглядит «ничего не делай». Тренер выходит из мира команд в мир, который, по его мнению, является более гуманным миром сигналов, но в действительности он не понимает, что это на самом деле означает. Он не сбросил чешую «делай это, а иначе…» При использовании сигналов может не быть угрозы наказания, но все еще присутствует фрустрирующий и неприятный опыт. Почему эта клавиша моего ноутбука, которая только что работала, сейчас не нажимается?!!! Пока вы не найдете выход из этого лабиринта, вы будете чувствовать себя пойманным в ловушку и беспомощным. Хороший тренер не оставляет ученика в подобном состоянии надолго. Он замечает любое колебание, и это позволяет объяснить природу сигналов «Вкл-выкл».

Другой способ обучить этому – не ставить ученика в подобное положение. Этот другой способ означает, что сигнал создает диалог, разговор в обе стороны. Я хочу, чтобы мой ученик дождался специального сигнала, прежде чем идти к мишени. Давайте начнем с формирования базового поведения, со стартового пункта.

Для моих лошадей это поведение, которое я называю «взрослые общаются – пожалуйста, не мешай». Я поощряю лошадь за то, что она стоит рядом со мной. За это поведение конь заработает множество кликов и лакомств. И у него формируется совершенно особый взгляд на вещи: что я с ним, когда он ведет себя таким образом. Когда я стою, сложив руки перед собой, отличное решение – стоять рядом и смотреть вперед – клик и лакомство.

На отдельных занятиях я также подкрепляю его за ориентацию на мишень. Когда сформированы оба типа поведения, я их комбинирую. Сейчас я жду «взрослых». Я держу руки перед собой, зная, что получу ответ, который мне нужен. Только сейчас, вместо того, чтобы щелкать кликером и поощрять его, я достаю мишень, до которой нужно дотронуться. Клик за быстрый ответ и угощение.

Сигнал дотронуться до мишени только что поощрил «разговор взрослых». Он стал приглашением к разговору. Если хочешь взаимодействовать с мишенью, есть простой способ побудить меня достать ее – просто прояви нужное поведение. Это будет сигналом для меня достать мишень. Разговор начался.

Мы на самой начальной стадии. Я учу свою лошадь поведению, которым она может общаться со мной, и я показываю, как работает процесс. Тебя могут услышать. Тебя ОБЯЗАТЕЛЬНО услышат. Давай поговорим!

Беседа, которая возникает раз за разом, появляется из более глубокого взгляда на то, чем в действительности являются сигналы. Мы можем воспринимать их как более мягкие команды, но это не избавляет нас от иерархических представлений. Это все еще: я даю сигнал. Ты – мое животное-компаньон – отвечаешь. Клик и лакомство.

Сигнал от человека -> Поведение животного -> Клик и лакомство.

Если снять еще один слой кожуры с понимания того, как работают сигналы, вы придете к следующему. Сигналы – это не просто то, чему мы учим на положительном подкреплении. Сигналы может дать кто угодно кому угодно. Поднятие занавеса – сигнал для актера к началу игры. Но мы никогда не скажем, что занавес командует актером.

Если сигналы может давать кто угодно или что угодно, это означает, что они не основаны на иерархии. Мы даем сигналы животным, а они – нам. Сигналы – своего рода взаимообмен. Они приводят к разговору – к тому, что мы действительно слушаем своих животных. Мы корректируем свое поведение в соответствии с их ответом. Сигналы приводят к трем С кликер-тренинга: коммуникации (communication), выбору (choice) и связи (connection). И в моей конюшне это создает возможности для большей свободы. Это означает, что двери могут оставаться открытыми. Это означает, что я могу проводить арбузные вечеринки и сидеть с лошадьми, пока мы все наслаждаемся послеполуденным ветерком, гуляющим в проходе конюшни.

Давайте разберемся еще немного.

Образ мышления, который создают команды, во многом центрирован вокруг идеи прекращения нежелательного поведения. Другие опции обучения не имеют смысла. «Они не работают».

Обучение, основанное на сигналах, облегчает для вас взгляд на поведение лошадей как на коммуникацию, просьбу внимания. Вам становится проще найти решение, которое удовлетворяет потребности лошади.

Давайте рассмотрим эту разницу на примере типичного конюшенного сценария. Ваша лошадь голодна. Ее ржание проигнорировали. Фрустрация возрастает и переходит в стук по двери денника. Человек переводит это как «требование» сена. В рамках команд требование сена – неприемлемое поведение, которое недопустимо. Это поведение нужно прекратить.

В этих рамках единственные опции обучения, о которых вы можете думать, концентрируются вокруг прекращения нежелательного поведения. Другие варианты не имеют смысла и не работают. Рамки команд сужают ваше поле зрения. Это как если бы на вас были шоры, заставляющие фокусироваться на проблемном поведении. Вы отчетливо видите то, что находится в этом узком диапазоне, но все, что расположено вне его, не существует для вас. Вы даже не можете начать обдумывать другие решения. Вы зациклены на этом нежелательном поведении. Вам нужно ответить на удары в дверь денника, и ответить исключительно на них.

А сейчас давайте рассмотрим по контрасту то, что находится в рамках сигналов. Ваша лошадь голодна. Вы услышали ее ржание и ответили на него. Вы признаете ее беспокойство по поводу отсутствия сена. Вы читали, как важно предоставлять лошади доступ к корму, чтобы избежать образования язвы желудка. Вы внимательны к потребностям лошади. И в этих рамках вам доступно множество вариантов, включая оборудование медленных кормушек в деннике, чтобы лошадь не переживала по поводу сена.

То, какие возможности обучения имеют смысл, будет зависеть от рамок, в которых вы находитесь. Если вы учитель и хотите, чтобы ваши инструкции были эффективны, вам нужно помочь ученикам расширить рамки того, чему вы пытаетесь научить.

В своих презентациях доктор Сьюзан Фридман использует слайд, который иллюстрирует иерархию процедур по изменению поведения, начиная с минимально аверсивных, наименее интрузивных процедур.

kurland.jpg


Вы начинаете с изучения состояния здоровья и питания, а затем переходите к условиям жизни. Здесь подойдет подвешивание рептуха с сеном для нашей голодной лошади. На слайде нарисована машина, движущаяся по шоссе. По мере того, как вы начинаете переходить к более инвазивным процедурам, на дороге появляются лежачие полицейские. Они нужны, чтобы вы притормозили и подумали о других возможностях, прежде чем примените тяжелую артиллерию положительного наказания. Эта иерархия не исключает положительное наказание как возможное решение, но вы можете использовать его только тогда, когда перепробовали все остальное.

Эта иерархия имеет смысл, когда вы рассматриваете поведение с позиции сигналов. В рамках команд машина стартует не с нижнего края шоссе, а с вершины.

Здесь первая интервенция – положительное наказание. Лежачие полицейские все еще здесь, но сейчас они мешают вам увидеть другие варианты. И только когда наказание не приносит результаты, когда вы надергались, наорались и подрались, вы начинаете рассматривать другие способы изменения поведения. Я столько раз слышала эти истории от людей, посещающих их первую клинику по кликер-тренингу! Их приводит туда «эта лошадь» - та, которая изменила все, что, по их мнению, они знали об обучении. Ничего не сработало, и тогда они решились, в качестве последнего средства, на кликер-тренинг, и все изменилось! Так что теперь они здесь, готовые учиться дальше.

Они еще не знают, в какой волнующий мир погружаются. Все, что они знали об обучении, перевернется вверх тормашками, с головы на ноги. Все правильно. Радость арбузных вечеринок у них еще впереди.
 
Чуточку о Яшкине

Яксон решил (ну, я за него решила:D) поучаствовать во флешмобе #отказоткорма.

Смысл в том, чтобы положить перед собакой еду и выйти из комнаты, оставив включенную камеру. Без предварительной подготовки, с первого дубля.

Насчет команд не совсем понятны были условия. Кто-то писал, что нужна (допустима) запрещающая команда, кто-то – что нет. В результате некоторые давали запрещающие команды, но мне кажется, так совсем не интересно. Ведь смысл посмотреть, что будет делать собака по умолчанию, а не как она выполняет запрет. :) Но вообще ролики были очень забавные. В частности, как одна собака съела еду второй, а свою не тронула. :D Короче, насмотревшись, решила «протестировать» Яшича. :)

Запрещающую команду я НЕ давала. Попросила ждать. Вышла из комнаты, досчитала до 10, вошла. :)

Тори «попала под раздачу» за компанию. Но тем интереснее было посмотреть, чё будет. :)

 
О Яшиче

И еще Яшчевы видео из старого.

Возврат от раздражителя (игрушка).

Март 2019 года. Яшичу 1 год 10 месяцев.


***
Еще рабочее

Некоторые владельцы собак, столкнувшись с проблемами поведения лучших друзей, идут на дрессировочную площадку, полагая, что дрессировка поможет скорректировать поведение питомца. Однако дрессировка – не панацея от всех бед. В некоторых случаях она может помочь, а в некоторых совершенно бесполезна. Когда дрессировка собаки помогает, а когда от нее нет пользы?

https://wikipet.ru/16895-kogda-dressirovka-sobaki-ne-pomogaet.html - Когда дрессировка собаки не помогает

***
Иногда владельцы жалуются, что собака «плохо» себя ведет. Они, казалось бы, прилагают все усилия, чтобы исправить ситуацию – и без толку, лучше не становится (а то и ухудшается ситуация)…

https://wikipet.ru/20120-chto-delat-v-pervuju-ochered-esli-sobaka-ploho-sebya-vedet.html - Что делать в первую очередь, если собака «плохо» себя ведет?

***
Некоторые владельцы настолько озабочены тем, чтобы сохранить «статус вожака» в глазах своей собаки, что это напоминает паранойю или бредовое расстройство. Ведь узнай собака об этой озабоченности, она бы очень удивилась. Просто потому, что под ней нет ровно никаких оснований.

https://wikipet.ru/21218-pochemu-sobaka-ne-stanet-vozhakom-dlya-cheloveka.html - Почему собака не станет вожаком для человека?

***
Нередко бывает, что щенок сильно пугается чего-то дома или на улице. Что делать владельцу в такой ситуации, чтобы не усугубить ситуацию? Можно ли помочь щенку преодолеть страх?

https://wikipet.ru/16873-shhenok-silno-ispugalsya-chto-delat.html - Щенок сильно испугался: что делать?
 
Истории Аякса и Тори

Яшич-защищашич

6 апреля 2020 г. первый раз Яшич сходил на занятия по защите. О, говорят, так давно Электроников у нас не было.

Нам сказали, что собака отличная, проводник мешает.:) Ну, да, я знаю за собой, что, когда нервничаю (а в новой обстановке я нервничаю всегда), начинаю митусить.

Сказали, что, наверное, Яшич хорошего разведения. Наверное, ответила я. :D Типа, с инстинктами у него все более чем в порядке, и хватает, и держит очень хорошо.

Но, мол, слишком ориентируется на меня, ждет сигналов, а сам пока решения принимать не стремится. Ну так мы над этим 2,5 года и работали – над управляемостью в ситуации сильного возбуждения. «Чем больше возбужден – тем больше слушаешь меня». Ну, и результат налицо. :) Мол, над этим работают «по ходу дела». Заводчик сказала, пусть не гонят, потом послушание только в плюс будет. Собственно, я с ней согласна. :)

Яшича, кстати, запомнили со сдачи БХ. Спрашивали, мы ли это были.:)

Это картинка с самого-самого начала.

h-6045.jpg


Есть видео, но оно будет позже.

***

И еще видео из старого.

Как научить собаку приносить игрушку

Март 2019 г. Яшичу 1 год 10 месяцев.

 
«Корневое» поведение

By Alexandra Kurland

Предположим, вы пришли с карманами, набитыми лакомствами, в денник или леваду лошади, которая не обучена с помощью кликера. Что, вероятнее всего, произойдет? Вас ограбят. Это еще более вероятно, если вы дадите лошади одно из этих лакомств. Она будет обнюхивать ваши карманы, думая о том, как бы добыть остальные угощения, которые вы прячете.

Сейчас зайдем в леваду лошади, обученной с помощью кликера. Что, вероятнее всего, произойдет? Она осадит. Она поднимет шляпу, которую вы бросили на землю. Она сделает что угодно, кроме того, чтобы шарить по вашим карманам. Она обучена тому, что это не та тактика, которая работает.

Вымогательство, пихание под руку в поисках лакомств, покусывание за рукава, копание – ни один из этих поведенческих актов не побудит вас залезть в карман и достать лакомства. Но выход из вашего пространства и вежливое стояние рядом с вами побудит.

Я называю это базовое поведение пребывания в нейтральном балансе «взрослые разговаривают, пожалуйста, не мешай». Я много думала над этой формулировкой. Я хотела донести до людей, что мы можем давать лошади много лакомства, но при этом мы не допускаем вседозволенность. Наши лошади, обученные с помощью кликера, обладают прекрасными манерами. В первую очередь и прежде всего они безопасны, чтобы находиться рядом с ними было легко.

Нам не нужно проявлять суровость, обучая лошадь этим хорошим манерам. Нам просто нужно быть настойчивыми. Фактически, уделив время небольшому стратегическому планированию, мы можем превратить «взрослые разговаривают» в одну из любимейших игр для лошади.

«Взрослые разговаривают» - это корни всех манер лошади во время работы на земле. Тренер собак Steve White создал отличный образ, сформировав отличный баланс спокойствия «взрослых» с более активным поведением, которому вы учите. Он назвал поведение «взрослые разговаривают» «корневым поведением».

Подумайте о корнеплодах растений. Они уходят вглубь почвы, разрастаясь там. Вырвите растение до того, как оно созреет, и корнеплод будет очень маленьким. Но дайте растению время вырасти, и корнеплод станет толстым и уйдет глубоко в землю. Он создаст сложную сеть маленьких корешков, растущих из него.

В тренинге мы хотим создать устойчивое «корневое» поведение. Идея проста. Вы формируете «корневое» поведение, например, «взрослые разговаривают». Каждый раз, когда вы отрабатываете то или иное другое поведение, вы постоянно возвращаетесь к «корням».

Таким образом, вы можете начать с «взрослые разговаривают» и добавить небольшое опускание головы.

Вернуться к «взрослые разговаривают».

Затем попросить осаживание.

Вернуться к «взрослые разговаривают».

Сейчас немного дотрагивания до мишеней.

Вернуться к «взрослые разговаривают».

Каждый раз возвращаясь к «взрослые разговаривают», вы усиливаете это ядро поведения. Как корнеплод, оно будет становиться устойчивее каждый раз, когда вы к нему возвращаетесь. История подкреплений становится суперглубокой, и у вас будет богатая сеть поведенческих элементов, ветвящаяся от «корня».

Со временем эта длительная история подкреплений будет означать, что вы можете использовать «корневое» поведение как условное подкрепление. Вот как это работает: ваша лошадь только что предложила вам изумительную рысь. Это так красиво, и, разумеется, вы хотите это поощрить, но просто выдать стандартное лакомство не кажется достаточным. Вы хотите фанфар и фейерверков. Вы хотите действительно отпраздновать это. И что же делать? Вы просите «взрослые разговаривают».

Спокойно постоять в позиции «взрослые разговаривают» может не казаться вам отличной вечеринкой, но для вашей лошади это означает, что Рождество наступило раньше времени. Она по опыту знает, что «взрослые разговаривают» хорошо поощряется. И если эта грандиозная рысь побудила вас предложить «взрослые разговаривают», она будет счастлива произвести этот трюк для вас снова!

Так формируются сигнальные связи между поведением. Вы больше не учите поведенческим элементам изолированно друг от друга. Вы соединяете их, обучая стратегиям, которые приносят в ваш тренинг эмоциональную стабильность. Вы можете просить дополнительную энергию на рыси и затем сбалансировать это спокойным стоянием «взрослые разговаривают».

Ключ к этому – понимание, что сигналы значат больше, чем просто зеленый свет к следующему поведению. Они также подкрепляют предыдущее поведение. Почему? Потому что сигнал означает доступность подкрепления. Ваша лошадь знает, что вы хорошо «платите» за «корневое» поведение. Если грандиозная рысь побуждает вас просить «взрослых», то эта грандиозная рысь станет тем, что лошадь будет счастлива предлагать снова и снова.

Базовые уроки позволяют вам изучить эти обучающие стратегии. Вы будете использовать их для создания баланса в тренинге. Вы можете просить великолепие и затем балансировать это спокойствием. Конечным результатом станет суперкачественная демонстрация навыков вкупе с суперкачественными манерами.
 
Истории Аякса и Тори

Фотограф-волшебник Юля Сёмуха прислала еще одно фото. Лучше, чем она, я все равно не подпишу. :)

It's a Bird... It's a Plane... It's S̶u̶p̶e̶r̶m̶a̶n̶ Mifril Ajax!

h-6051.jpg


***
Мартовский Яксон в диком-диком лесу

h-6047.jpg


Царь Горы

h-6048.jpg


h-6049.jpg


«Смотри! Тут намусорили! Нихт орднунг!»

h-6050.jpg


И Торичка

h-6046.jpg


***
Еще видео из старого.

Задачка для развития когнитивных способностей. Выбор красной гантели среди красных же фишек. Да еще в зеленой траве. Для собак с их цветовосприятием это довольно сложно.

Лето 2019 г. Яшичу 2 года.

 
Еще рабочее

Как и мы с вами, собаки могут скучать. И порой скука выливается в «плохое» поведение…

https://wikipet.ru/21713-skuka-i-problemy-povedeniya-sobak.html - Скука и проблемы поведения собак

***
Наверняка каждый из нас слышал термин «выученная беспомощность». Но далеко не каждый знает, что именно означает этот термин. Что же такое выученная беспомощность и может ли она развитhttps://wikipet.ru/22693-kak-schitajut-zhivotnye.htmlься у собак?

https://wikipet.ru/22666-vyuchennaya-bespomoshhnost-u-sobak.html - Выученная беспомощность у собак

***
Люди полагают, что они уникальны в развитии интеллекта. В том числе многие убеждены, что только человеку доступно умение считать. Так ли это? Умеют ли считать животные и если да – как они считают?

https://wikipet.ru/22693-kak-schitajut-zhivotnye.html - Как считают животные

***
Наверняка вы не раз слышали, что «все мы родом из детства», и многое из нашего отношения к миру и взаимодействия с другими закладывается именно в ранние годы. Логично предположить, что у животных все обстоит примерно так же. Однако ученые все же решили проверить это предположение и выяснить, как детство влияет на дальнейшую жизнь животных (и влияет ли).

https://wikipet.ru/22722-kak-detstvo-vliyaet-na-dalnejshuju-zhizn-zhivotnyh.html - Как детство влияет на дальнейшую жизнь животных?
 
Еще наше с Гонжищем рабочее

Кошки весьма популярны в качестве компаньонов, однако ученые практически не изучали этих животных именно в качестве питомцев. В результате существует множество мифов о том, как ведут себя кошки, как они взаимодействуют с людьми, и о том, что им нужно для счастья. Впрочем, данные, полученные при изучении поведения и благополучия кошек, живущих в приютах и лабораториях, можно применить и к кошкам, живущим в семьях. В том числе концепцию пяти свобод. В чем же заключаются пять свобод для кошки?

https://wikipet.ru/22849-5-svobod-koshki.html - 5 свобод кошки

***
Дружба человека и собаки насчитывает не одно тысячелетие. Неудивительно, что на эту тему снималось множество фильмов. Мы предлагаем вашему вниманию 5 трогательных фильмов о собаках и их людях.

https://wikipet.ru/23077-5-trogatelnyh-filmov-o-sobakah-i-ih-ljudyah.html - 5 трогательных фильмов о собаках и их людях

***
Каждый ответственный владелец, конечно же, хочет, чтобы его питомец был счастлив. Однако представления о счастье у людей и животных могут отличаться. И чтобы действительно осчастливить питомца, необходимо знать, что нужно ему для благополучия. В том числе, понимать, что «говорит» животное…

https://wikipet.ru/23131-kak-zhivotnye-mogut-skazat-schastlivy-li-oni.html - Как животные могут сказать, счастливы ли они

***
И Гонжищево

Вы, Человеки, часто называете себя Венцами Творения, мол, самые развитые из живых существ. Однако в последнее время Ваши, Человеческие, Ученые в этом засомневались…

https://wikipet.ru/23052-o-vidovoj-genialnosti.html - О видовой гениальности

1-4.jpg
 
Сверху