Через тернии к звёздам. Учимся дышать

И я в читатели-тем более, что хорошо помню тот старт шаг-рысь в Комарово - наша дисквалификация за неснятые колокольчики...
 
Гости, гости! Я рада гостям и читателям :) Добро пожаловать!

Ира, привет) реально здорово пишешь, ждем продолжения)
Пока читала про выступление по МП, прям сама волновалась) удачи вам всем троим в этом сезоне!
Очень надеюсь, мне действительно удалось в тексте передать свои эмоции. Спасибо)

Добрый день)) интересный дневник :) много труда и классные результаты.
прошу прощения за нескромный вопрос, а как звали караковую кобылу, случайно не Юшка? :)
Добрый)) Да, это Юша ;)

И я в читатели-тем более, что хорошо помню тот старт шаг-рысь в Комарово - наша дисквалификация за неснятые колокольчики...
Ох как... обидно вышло:(
Помню, в Венте, когда ехала по Юношам и выполнила разряд, меня чуть не сняли. А дело в том было, что надела цилиндр вместо шлема, хотя это был год, в котором мне исполнялось 18, то есть по общим правилам имела право. А оказалось, что у Юношей свои правила, и в Чемпионате среди Юношей я не могла выступать в цилиндре. Но меня простили...
А я продолжаю фыркать каждый раз, надевая с фраком шлем, ибо теперь возрастное ограничение - 22. По-моему, хуже выездки в шлеме может быть только вольтижировка в шлеме... Больное место :( Я уж молчу, что кастрюля на голове (даже самой обтекаемой формы) портит элегантность и эстетичность выездки.

Ну да ладно, не буду о наболевшем.
Мне тут чудо-фотографы с золотыми руками выслали фотографии, а еще у меня теперь есть видео с езды. Стесняюсь его показывать, но все-таки оставлю здесь для истории :oops:


И, так сказать, чтобы он предстало в более-менее приличном свете, для контраста добавлю видео своих первых соревнований


Наш тандем

OZi-RROt71g.jpg


Филя красиво получилась, с фотографии мощь и горячность чувствуется. А я - в своем репертуаре: с испуганно-удивленно-сосредоточенным лицом и вся прижатая (все мое, все себе, все контролировать).
xU-phafFU7o.jpg


А тут на контрасте: очень добрый и все-таки ласковый и нежный зверь, который не любит, когда чешут, гладят или обнимают нос, но иногда снисходит и разрешает
qTRx3edGfJA.jpg

-YGlY-1WIYo.jpg

EsK_7wAfAEU.jpg

COtpr9IHG-8.jpg

HUMO_vY0sXU.jpg


Еще забрала из тренерского дневника фотографию и тихо поплакала... Мне вот интересно, настанет тот день, когда я буду удовлетворена своей посадкой?

VU-BFqgyYIw.jpg


Это же кошмаръ! К нестабильной ноге и опущенной голове прибавились плечи... Ольгу я этим замучила (а что делать), но успокоиться все никак не могу. А человек я настолько въедливый и, что скрывать, занудный и дотошный, что мне откровенно жаль тренера, которой приходится выслушивать мои стенания.
Поэтому оставлю их тоже здесь, возможно, полегчает...
Вот ладно прогиб в пояснице, он у меня еще с танцев, которыми я занималась в детстве много лет и которые сделали мне соответствующую осанку, но это в принципе смотрится красиво (в пределах разумного прогиба, когда я не блокируюсь совсем) и, в общем, элегантно. Да и на управление лошадью пагубно не влияет, а от перенапряжения защищает корсет. Но что случилось с моими плечами, которые всегда были сзади при сведенных лопатках и расправленной груди?.. Я же почти сутулю их! Того глядишь, горб вырастет :eek: И я ужасаюсь, когда понимаю, что мне тяжело долгое время силой держать их в нужном положении, расправленными как надо, а еще при этом двигать, собирать, контролировать лошадь и пытаться слепить приличный элемент. Вот напасть выездюка, который хочет, чтобы его езда была не только правильной и качественной, но еще и выглядела красиво и элегантно.
Есть желающие поездить со мной на тренировки и побить меня палкой по спине?...
 
Привет, Ира) И я в ПЧ) Поздравляю с отличным дебютом!
Пишишь очень интересно, прям ощущения передаешь)
А посадка -это вечный вопрос, тут думаю нет предела совершенству) Но всегда есть к чему стремиться и над чем работать).
 
Ой, что-то вы на себя жутко наговариваете!:)
Идеальности нет вообще ни у кого. А на ваших "кошмарных" фотографиях ошибки можно разве что с лупой и при большом желании начать искать.;)

А вы учитесь или работаете?:)
 
Тогда у нас с Вами есть уже как минимум одна знакомая лошадь)) после долгих переездов из рук в руки, Юша, точнее кобыла Битца (отец Беглец, мать неизвестна), осела у нас в семье :)
Красивая посадка у Вас, и вообще езда вся смотрится очень красиво :)
 
Да, нет предела совершенству - тут согласна...

Эйша, так я совсем кошмарные и не выкладываю, а таковые имеются ;) А так понаговариваю, расстроюсь, зато поднимется мотивация стараться больше))
Я учусь в ЛГУ им. Пушкина :)

Fi_Sveta, :oops: спасибо, хотелось бы на это надеяться) хотя до органичной езды нам еще работать и работать.
С Юхрой неожиданно! Я с ней познакомилась в конюшне при Академии Художеств, и вскоре она продалась и уехала отдыхать, и больше я о ней не слышала. Как тесен мир, однако, особенно конный ;)

А у нас с Филей случился незапланированный выезд к Финскому заливу.
Приехала я в конюшню сильно заранее, настроенная на тренировку на плацу. Погода - мечта! После затяжных холодов наконец-таки стало греть солнце. И вдруг Ольга предлагает провести тренировку... на заливе.
Я человек ригидный, любящий стабильность и предсказуемость, к переменам отношусь с опаской, а здесь еще элемент неожиданности. Словом, отнеслась скептично и без энтузиазма. И стереотипы пошатнулись.

Выездку?.. На заливе?..

Вы понимаете, там же нет букв, бортиков, не очерчена прямоугольная площадка... Залив - это гулять, скакать, дышать воздухом, фотографироваться, отдыхать, но не работать.

Шаблоны скрипят по швам, но стараются не разрываться. Однако такой программы нет в моей голове. Надо быстро слепить новый шаблон, только было бы из чего...


Тренер была очень убедительна, и я не без сопротивления сдалась. Давно пора ломать стереотипы. Стереотипное поведение удобно, но в новых ситуациях сильно затрудняет адаптацию. Почему бы не начать с тренировки не в манеже?

Дошли до залива, поехали разминаться рысью вдоль берега.
Между прочим, прекрасный повод потренироваться смотреть вперед. А для лошади - в маневренности, ибо нам приходилось быстро и ловко уворачиваться от камней, которые иногда появлялись несколько внезапно.

Урок первый - прибавленная рысь. Ритм, зад, плечи, каденция.
Мы залезли в воду поглубже, чуть выше скакательных суставов. И тут я поняла, как важно сохранять ритм. Ибо Филя сбилась в галоп, высоко подняла перед, мощно опустилась, и меня окатило волной не особо теплой воды. После этого за ритмом я следила особенно тщательно. А активности зада и выносу плеч способствовала вода. Мне оставалось только ловить и запоминать ощущения.

oHla_xhbV1U.jpg


Урок второй - прибавленный галоп. Ритм, мах, "в горку".
Кажется, я поняла, как лошадь должна двигаться "в горку". То, что я изображаю на тренировках, совсем не то...

zbIDjJ89InQ.jpg

-m6KysYKQVs.jpg

xnzX833MerA.jpg


Урок третий - серийные менки. Прямолинейность.
Мой бедный мозг совсем растерялся. Ему сбили все настройки, а всего-то поменяли рабочую площадку. И Филя после прибавленного галопа подзавелась, хочет скакать, а я пытаюсь не наступить на камушки на берегу, держать мягкую шею, какую-никакую прямолинейность и считать темпы. Получилось сомнительно)

А в конце меня ожидал бонус.

Я никогда полностью не доверяла лошади.
Я позволяла ей почувствовать себя свободной, но всегда настаивала на том, чтобы она помнила, что сверху сижу я и что я принимаю решения и инициатива может исходить только от меня. Для меня немыслимо выпустить ситуацию из-под контроля.
Контроль, контроль, контроль...
Каждое мгновение контроль и напряжение. Щемящее чувство тревоги, что я могу потерять контроль над ситуацией. Полное сосредоточение и собранность, словно это элемент в схеме...

Впервые в жизни я скакала через полгода после знакомства с Филей. Я не получила массу удовольствия, как ожидала. Большая скорость; сильное, мощное, крупное животное; ветер в лицо... Пугало само ощущение скорости, хотя я понимала, что не имею права бояться.
Потом мы скакали в полях, в лесу. И снова - тревога. Не люблю скорость, а еще в голову услужливо лезут опасения, что могу не заметить яму, ветку, наледь, нору. И каждую секунду хочется еще, ибо только в такие моменты можешь ощутить свободу и полет, но желание продолжать смешивается с желанием остановиться и никогда не повторять.

Я придирчиво оглядела берег. Чистый, камней нет, людей немного, препятствий, вынуждающих на резкое торможение, тоже не предвидится. Была не была...
Я поднимаю ее в галоп, встаю в полупосадку и позволяю ей набрать скорость.

И в этот момент я ощущаю странное, непривычное умиротворение. В первое мгновение я даже удивилась. На душе легко и спокойно, в груди не защемляется напряжение, и мы словно сливаемся с Филей во взаимном доверии.
Я верю ей. Я разрешаю себе получать удовольствие от скорости, от свистящего в ушах ветра... Я чувствую, как мощно она толкается, как пролетает на землей, как стремится вперед. Она спокойна, расслаблена, уверена, послушна.
Момент растягивается, становится долгим, словно каждый удар копыт о влажный песок заставляет время идти медленнее.
Нам легко, мы чувствуем себя свободными...
Мы скачем, оставляя позади волнения, очищая сознание и наполняя каждый стук сердца особым смыслом.

Так странно - поверить лошади. Убедиться, что она послушна, внимательна, а после просто позволить себе наслаждаться процессом.
Так странно - поверить своему телу и передать ему право контролировать ситуацию, а мыслями быть здесь и сейчас, в потоке чувств.
Так непередаваемо - почувствовать гармонию и единение с лошадью...
Услышать диалог, который она безмолвно ведет с тобой, уловить моменты, когда погружаешься в состояние, которое позволяет ощутить, как тело отвечает ей, заметить ту тонкую нить, связывающую вас, попробовать понять, что твой партнер хочет тебе сказать...
 
Последнее редактирование:
А кого там готовят?:)
Филологов, лингвистов, математиков, юристов, философов, географов, историков, физкультурников, психологов. ВУЗ с педагогическим уклоном, но при этом дают не только академические знания, но и практические.
Я на психологии учусь :)
 
Здорово описана тренировка! И какая интересная идея со "сменой стереотипов"!)
 
Очень интересно. Какой Хан огромный!!:)
Ох, как хочется к вам в Питер и поездить по этому бережку, а уж потренироваться - это супер идея.
 
Да, это точно, люди едут смотреть конюшни в Москву, а нам хотелось бы в Питер: во время чтения форума вырисовывается картинка, что у вас много вдохновляющих тренеров. :) А когда смотришь на Финский залив, понимаешь, что еще и вдохновляющих мест.
 
Пиши чаще! Потрясающе!
Спасибо :) Надо еще, чтобы с частотой написания текст не становился однообразным ;)
А еще меня пытается проглотить сессия :confused:

Слушать надо тётю Олю)) тренер плохого не посоветует)
Это правда) хотя во мне сидит такой маленький и очень вредный человечек, который по умолчанию против любых перемен... иногда удается убедить его, что они могут быть к лучшему, но мирится он с расставанием со своими стереотипами с трудом

Какой Хан огромный!
Да, он очень мощный

f4GPMXu2c8s.jpg

wYbwwXlI95w.jpg


А ведь прежде Ласковая казалась мне очень крупной :)

А когда смотришь на Финский залив, понимаешь, что еще и вдохновляющих мест
Я зачастую изумляюсь красоте нашей природы, однако, как городской житель, больше предпочитаю красоту старого города... И хотя очень люблю сосновый лес и залив, мне не хватает горных хребтов и одинокого замка на вершине...
 
Вдохновение - это то, что ушло и возвращаться не собирается... (с)
А со мной оно вообще работает на каких-то странных условиях. Но я успела его заловить и быстро донести до дневника, пока не убежало.

Тем временем, я почти уже закрыла сессию (да-да, официально она у меня до 10 июля...). И мне очень хотелось бы радостно выдохнуть и кричать: "Лето!!! Каникулы!", но этому как-то не способствуют обстоятельства. Во-первых, лета за окном как-то... не предвидится. Эх, а только сняла, наконец, юбки-карандаши и блузки с пиджаками и вывесила в шкаф сарафаны и шорты. А во-вторых, знаете..., грустно. Мозг так привык что-то делать, решать, грузиться от заданий, курсовых, экзаменов, а тут раз - и ничего не надо. Он, мягко говоря, в замешательстве. В прошлом году энергия кончилась раньше сессии, а в этом ее оказалось больше, чем необходимо. И что вот теперь делать? Общее состояние требует отдыха: год был трудным, - а мозг обижен, что его просят дать отдохнуть. В связи с этим, он начинает думать сам. Ой, не нравится мне это...

А еще подсмотрела в тренерском дневнике фотографии с вольтижировки и вспомнила солнечные дни в конюшне при Академии на лошади в самых разных позах. И даже залезла в архив и выудила несколько более-менее приличных, коими и поделюсь

aLJxm8Ea3lI.jpg

25E-cAV_Hno.jpg

foQeI_UTPis.jpg

SjqSq7IuIQ8.jpg


А между прочим, вольтижировка под руководством Даль делала мне посадку и разжала некоторые проблемные места.
Как я уже писала, верховой ездой я стала заниматься после полупрофессиональных танцев, поэтому мое тело, в целом, было довольно послушно, пластично, с хорошей растяжкой, двигательной памятью, чувством ритма и баланса. Но мне-то оно было покорно, пока только я задавала ему требование и положение. А тут под моим телом еще одно тело, с движением которого нужно мириться и под которое нужно подстраиваться. А потом еще и чувствовать его. Словом, через некоторое время стали вылезать проблемы блокирования, попытки тела делать по-своему; мозг подливал масла в огонь, не позволяя ему расслабиться и не переставая контролировать каждое сокращение мышцы. И тогда я поменяла седло на ручки, повод на корду и стала учить свое тело слушать лошадь. Оно честно сопротивлялось :) Но безгрунтица не оставляла ему выбора, поэтому ему пришлось сдаться.
У кого есть возможность вольтижориться, дам подсказку: езда боком на шагу и рыси разжимает поясницу и показывает ей, как сопровождать лошадь, а также хорошо сажает на учебную рысь.

zCAh0qs86lQ.jpg


Главное найти нужное положение между "ничего не происходит, все жестко и неудобно" и "сползаю с лошади".
Вольтижировка хорошо помогает найти ощущение своего тела и понять взаимодействие тела с лошадью, услышать, как оно реагирует, прочувствовать каждую мышцу. Особенно ярко это происходит с закрытыми глазами и на переходах. И - что я люблю больше всего - можно экспериментировать. Зажать колено-разжать колено, посмотреть, что изменилось. Ерзать в поисках баланса. Пробовать на рыси ехать "животом вперед", "животом назад" и "животом вниз". Пробовать ехать за счет мышц пресса или за счет мышц спины (первое будет удобнее и правильнее). Ну и просто она развивает координацию, равновесие и поднимает настроение :)
Как выездка - основа езды, так базовая вольтижировка, на мой взгляд, должна быть основой выездки. Ведь где выездка, там идеальное понимание своего тела и механизма его взаимодействия с телом лошади, а где понимание тела - там в помощь вольтижировка. Поэтому - рекомендую ;)


А я во времена безгрунтицы в конюшне при Академии навольтижорилась сполна и сейчас жадно постигаю искусство выездки.
Невозможно передать, какое удовольствие мне доставляет работать на тонкостями. Удивительное состояние гармонии с лошадью, когда вы двигаетесь собранно, в контакте, лошадь реагирует на легкое напряжение спины или сжатие пальцев... Вы вместе. Она чутка, внимательна и послушна... Она слышит и готова к любому элементу.
Сейчас работа доставляет мне особую сладость. Постановка элементов, бесспорно, очень интересна и требует высокой степени концентрации, но какое-то иное удовольствие я получаю от отработки именно качества движения. Это своего рода игра с импульсом, когда контролируешь поток этой энергии.
В начале своего пути, будучи еще непросвещенным человеком и смотря записи езд с Олимпийских игр, я была уверена, что для пассажа, пиаффе, прибавок существует своя команда. Скажем, для принимания или менки есть вполне определенная команда, которую лошадь точно распознает. Мне казалось, что как для принимания всадник смещает центр тяжести и перекрещивает ноги, так для пиаффе он тоже должен подать свою команду. Да не так все просто...
Пока я сама не начала работать с циркуляцией импульса.
Вот он двигается, свободно, легко, от задних ног сквозь спину лошади в руку и спину всадника и через шенкель возвращается обратно. И вот так внезапно, что прибавка или пиаффе, - это все тот же импульс, только импульс. Это не команда к элементу, это команда к трансформации импульса, к его перераспределению. Потрясающе - управление энергией... Она ощущается каждое мгновение и направляется либо вперед, либо вверх, а затем возвращается в задние ноги, и всадник ощущает под собой мощь и силу... На секунду ослабить бдительность, контроль над каждой каплей энергии, и лошадь просто выстрелит вперед, не удерживая без помощи всадника ее в себе.

И к слову о пассаже.
В ноябре 2014 года мне довелось принять участие в семинаре по выездке с португальским тренером Paulo Sergio Perdigao. Мы работали над боковыми, над внимательностью лошади, равномерностью. Ничто не предвещало чего-то необычного.
И вот мы двигаемся рысью по стенке, и меня просят сократить. Реже, реже, реже... И я понимаю, что это уже слишком коротко для рыси... Сердце замирает. Филя каждое мгновение со мной, она уже не просто двигается, она слушает, каждый темп она ждет указаний. Это были очень странные ощущения.
Где-то закрадываются подозрения, которые почти сразу подтверждаются: "Это подготовка к пассажу".


И вот я жду и не могу дождаться того момента, когда мы на тренировках начнем заниматься пассажем.
И когда это произошло, для меня это было как-то почти случайно, спонтанно, без особого приглашения моему сознанию принять этот удивительный факт.
"Попробуй несколько темпов пассажа по стенке". Я даже не успела озадачиться, обрадоваться, на всякий случай
попереживать... Я просто заставила импульс циркулировать медленно, сжала его в клубочек. С перепугу даже что-то вышло... Потом стала думать, и все испортилось, конечно.

И вот теперь мы периодически работаем над переходами пассаж-прибавленная рысь, а заодно и отдельно над рысью и пассажем... И каждый раз восторгу нет предела. Это особое чувство.

Вы почти на грани. Сил уже не осталось, и теперь вся работа строится лишь на воле и выносливости. Но каждое мгновение нужно контролировать процесс; некогда думать об усталости, только мышцы уже трещат и горят, напоминая о себе ноющим утомлением.
Каждая клеточка тела в тонусе, чтобы держать общую картину. Все здесь, сейчас, в одном сжатом клубочке.
Вы балансируете на грани, и эта грань становится залогом вашего согласованного дуэта. Здесь нет места сопротивлению и выяснению отношений, вы сейчас стараетесь ради общей цели.
Мир вокруг уже не существует, только ты, лошадь и голос тренера.
"Зад, зад! Резче! Ритм! Выше! Полуодежка! Зад! Ритм! Не на месте! Больше движения вперед! Выше!" - И голос растворяется в ощущениях, словно не ты управляешь своим телом, а тренер.
На грани... До - была обычная работа, после - вы сорветесь и разрушите картину... А на грани вы показываете максимум, на что способны.

Мне нравится работать на пределе возможностей. Каждую секунду думаешь, что больше не можешь, и с каждой секундой стараешься еще больше. И здесь чувствуешь, как лошадь понимает тебя, она готова поддержать, вы понимаете друг друга. Импульс теперь вышел из тела лошади и циркулирует по вам обоим.
И выходя с пассажа в прибавку ощущаешь разрушительный поток, каждый темп ловишь его и возвращаешь себе, а затем вновь отдаешь лошади.
Невозможно описать...

Ощущения потрясающие. Лошадь медленно, ритмично пружинит, а затем плавно выходит вперед и вверх. Я буквально ощущаю ее плечи в своих руках и ее задние ноги в своей спине.

А еще говорят, что выездка скучная, а верхом ездить легко... Вот уж поспорю.

sSBVuAFTu74.jpg

xC5WmRicKY8.jpg

Bw8dyYCJnvk.jpg
 
Автор, пишите ещё!:)

Очень всё интересно! И слог прекрасный.

Надеюсь :) Слог стараюсь подтачивать. Читаю сейчас книгу, там стиль и манера изложения чем-то напомнили мне мои собственные. Но, само собой, у автора они настолько отточенные и при этом непосредственно лёгкие, естественные и вместе с тем профессионально-красивые, что я получаю удовольствие уже не только от сюжета и образов, персонажей, характеров, но и от его слога.
Нашла свой эталон изложения мыслей :)

Я к Вам в Пч, читать сплошное удовольствие!:)

Добро пожаловать :) Спасибо! :oops: Мне очень приятно. Правда, пишу я редко, но много и стараюсь разбавлять повествование картинками и лирическими отступлениями.

Сейчас собрала материал для следующего блока, нужно только свести его воедино. А рассказать есть о чем: и о грустном, и о приятном, и о новом.
Возможно, когда-нибудь я привыкну писать часто и обо всем, с лёгкостью и непринужденностью, коими так прекрасно владеют аристократы за чашечкой чая, обсуждая нечто светско-нейтральное, но пока я осторожничаю, дабы не замылить стиль - а это именно то, что я берегу трепетно и нежно, - и не сделать "сюжет" посредственным.

В качестве прелюдии...

Мир разорвался на сотни крохотных осколков, как разбивается старое, но очень ценное зеркало. В каждом осколке, холодном, мрачном, отразились в одночасье все чувства, которые только может испытать человек.
Этот взрыв энергии был ощутим всем телом; сконцентрировавшись в одном клубочке, она вдруг выстрелила вперёд, как сжатая до упора пружина.
Можно ли ещё более точно описать горячую, активную лошадь, которой вдруг дали волю и свободу?

Осколки, в которые превратились все чувства, столкнулись в страшном вихре, затягивая в омут противоречий. Решать нужно быстро, едва ли не в одно мгновение, ибо с каждой секундой вы все набираете скорость, преодолевая расстояние все быстрее.
Мозг отчаянно пытается держать все под контролем. Но уверенность, которая была в начале, утекает, как песок сквозь пальцы.
Быстрее, быстрее, быстрее... Ветер свистит в ушах, размывая реальность, делая её похожей на жуткую фантазию.
Краски смазываются, но уже почти получается выдохнуть и ослабить оковы внутреннего напряжения, как впереди вырисовываются очертания ручейка, перед которым нужно снизить скорость почти до манежного галопа.
Полуодержка, ещё одна, полная одержка.
Но она все ещё скачет, подвластная только силам природы.
"Реже, реже, о-па..."
Ветер в ушах не утихает...
 
Последнее редактирование:
Сверху