Дневник прибрежного плавания

-v7uzKHcmwg.jpg


ULvlCpq_CCU.jpg
 
"Вот из таких оттенков и рождается образ.

Речь о покое, об уюте. И вдруг: это было "все равно, что нежиться у камина, поселиться в мурлыканье спящего кота, в теплой воде ручья, стремящегося через ночь к морю..."

Две небольшие неточности - и образ распался. Если чуть вдуматься, поймешь: воплощение уюта - спящая кошка, кот же - скорее непоседа, бродяга, а может быть, и драчун. Английское the cat не имеет рода, тут надо было выбирать. И теплому ручью стремиться не надо, течение, которое куда-то стремится, быстрей, резче, холодней, а здесь весь образ полон неторопливой мягкости, мирного тепла - и ручей, пожалуй, в ночи струится к морю.

Такие оттенки надо не только понимать, осмысливать, но ощущать всей кожей, всеми пятью чувствами.

...В фантастическом рассказе космонавты приземлились после долгого и опасного полета, перед ними - чудесный вид, все дышит благодатным покоем. Среди прочего сказано: "Неспешные ручьи мирно извивались среди зеленых лугов". Одно слово разрушает мирную картину - оно неспокойное, недоброе: извивается змея, демоническая Саломея в танце, извиваются лианы в непроходимых джунглях, раненое животное - от боли.

А мирный, неспешный ручей среди лугов - вьется".

Нора Галь. "Слово Живое и мёртвые"
 
"— Почему сейчас все стараются обойти этот вопрос, отрицают его важность, доказывают, что здесь ничего не добьешься? Только потому, что это очень трудно. Для того чтобы это стало осуществимо, требуется наличие слишком многих факторов.

— О чем это вы?

— О том, как можно писать. О том уровне прозы, который достижим, если относиться к делу серьезно и если тебе повезет. Ведь есть четвертое и пятое измерения, которые можно освоить.

— Вы так думаете?

— Я это знаю.

— А если писатель достигнет этого, тогда что?

— Тогда все остальное уже не важно. Это самое значительное из всего, что писатель способен сделать. Возможно, он потерпит неудачу. Но какой-то шанс на успех у него есть.

— По-моему, то, о чем вы говорите, называется поэзией.

— Нет. Это гораздо труднее, чем поэзия. Это проза, еще никем и никогда не написанная. Но написать ее можно, и без всяких фокусов, без шарлатанства. Без всего того, что портится от времени.

— Почему же она до сих пор не написана?

— Потому что для этого требуется наличие слишком многих факторов. Во-первых, нужен талант, большой талант. Такой, как у Киплинга. Потом самодисциплина. Самодисциплина Флобера. Потом нужно иметь ясное представление о том, какой эта проза может быть, и нужно иметь совесть, такую же абсолютно неизменную, как метр-эталон в Париже, для того чтобы уберечься от подделки. Потом от писателя требуется интеллект и бескорыстие, и самое главное-умение выжить. Попробуйте найти все это в одном лице при том, что это лицо сможет преодолеть все те влияния, которые тяготеют над писателем. Самое трудное для него, — ведь времени так мало, — это выжить и довести работу до конца. Но мне бы хотелось, чтобы у нас был такой писатель и чтобы мы могли прочесть его книги.

...

— Нет, вы сначала скажите, что именно, что конкретно губит писателей.

Мне надоел этот разговор, превращавшийся в интервью. Ладно, интервью так интервью, и поскорее кончим. Необходимость облекать в закругленные предложения тьму всего совершенно неуловимого, да еще до завтрака, это черт знает что.

— Политика, женщины, спиртное, деньги, честолюбие. И отсутствие политики, женщин, спиртного, денег и честолюбия, — глубокомысленно проговорил я".

Зелёные холмы Африки,
Эрнетс Хемингуэй
 
Последнее редактирование:
Сегодня утром я поняла, что писать нужно. И дело не в четвёртом и пятом измерении, которые иногда действительно открываются, - дело в просто тренировке мозга. Это необходимо так же, как спорт или практика - телу.
Во-первых, я это люблю, во-вторых, без этого я деградирую. Когда я постоянно писала статьи, пусть даже не лучшие, я могла формулировать и думать чётче. Это было приятное ощущение. И когда надо было написать текст для поста для рекламы айкидо я села и написала. Сейчас я бы сдала это по-другому. Это вопрос опыта. Но готовность сделать это - вопрос практики.

Но писать надо не свои мысли для самой себя, просто перосмысливая их и заново переваривая, можно писать короткие истории типа очерков... Думая об этом сейчас, я прикинула а не в том ли дело, что в моей жизни стало меньше приключений, встреч и событий, которые стоило бы описать?... Кажется, что нет. Просто скорость увеличилась настолько, что не осталось времени часто даже осознать их...

Недавно, разбирая компьютер, я нашла одну такую зарисовку, сделанную пять лети назад. Я не выложила её потому, что пока писала предысторию, пропало само то ощущение, ради которого она начиналась.
 
Последнее редактирование:
Май 2015

"Пишу стратегию, разрабатываем сертификат. Вечером - сейчас - мелькнуло ощущение, возможно, получится отвлечься от работы и воссоздать его.


Было лето 2009-го года, я работала много, эффективно и чётко. Идеально, если не считать тупой усталости, к которой привыкаешь, как к профессиональному спецкостюму. По моим прогнозам, к концу лета я должна была зафиналить весь спектр задач и легко обойтись без отпуска, ибо получаемое от успешной деятельности моральное удовольствие может быть равноценно недели отдыха для среднестатистической функциональной единицы.

Марина в прямом смысле ходила вокруг меня кругами – я обещала ей сгонять с ней на Украину, когда мы закончим Универ. Она ходила вокруг меня дома, на улице, на конюшне, и даже стоя в метро я слышала один и тот же вопрос: «Когда мы поедем за билетами?». Я уверена, что повторенный несколько тысяч раз вопрос может нарушить все физические законы и выдолбить в сером веществе мозга дупло размером с маленькую черепашку.

У Марины была идея-фикс вернуться в места своей юности, на какой-то непонятный мыс, где они стояли лагерем с какими-то эфемерными хиппи, познакомившимися с ней в процессе снимания её со склона какой-то горы, покорять которую она полезла в резиновых сланцах и в состоянии, слабо напоминающем человеческое.


Знакомая моей мамы дала нам ключи от своего дома в Бердянске, я заверила Марину, что никогда ни при каких обстоятельствах она не втянет меня в свои идеотические приключения и планы, и согласилась поехать на неделю посидеть на этой чудо-даче на берегу этого сказочного моря лишь с тем, что бы подруга дней моих суровых отстала от меня со своим чёртовым югом на всю оставшуюся жизнь.
 
Последнее редактирование:
… В доме было жарко. На улице было убийственно жарко. Я лежала дома. По мне ползали мухи. Я впадала в дрёму и снова просыпалась от прикосновения их лап. Я надеялась на самоубеждение – ибо мысль, была единственным, что могло шевелиться во мне – я пыталась абстрагироваться от происходящего. Я представляла себе всю цепочку нервного импульса, идущую от кожных рецепторов по клиновидному, кажется, пучку спинного мозга, как переключаются нейроны, передавая эту информацию в мозг… Потом я потеряла способность думать вообще.
Шевелить зрачками было тоже сложно, поэтому я старалась открывать глаза только в случае крайней необходимости. Сначала я открывала их что бы взглянуть на часы, однако вскоре поняла, что время стоит и ждать ночи бессмысленно.

Марина лежала рядом, она ждала, когда я сдамся. Мы не разговаривали. У нас были книги, но читать их лёжа в солярии представлялось более удачной идеей, чем делать это здесь…

Скоро я поняла, что это, пожалуй, невыносимо не только психологически, но и физически тоже. На галечном пляже лежали люди, в тёплом море плавали змеи – зелёные ужи. Я не знаю, кто внушал мне большее отвращение, но на третий день я ощутила, что начинаю разлагаться.


У Марины не было никакого плана. Поэтому в момент "Х" мы попрощались с соседом и просто вышли из дома. Как мы оказались в палатке на берегу Азовского моря я не помню. А впрочем мы ехали на песчаную косу. Нам сдали палатку с матрацем из высушенных водорослей. У нас была банка шпрот, пакет морской капусты и бутылка вина, а через пару дней, когда эти запасы подошли к концу, мы пообедали в шикарном ресторане соседнего отеля и поехали в Крым.

По дороге, насколько я помню, мы заехали в несколько городов, и через пару дней оказались в той части Крыма, где и должны были быть.
Ночи мы проводили в поездах или спали по очереди на платформе, в ожидании очередного поезда. Это были счастливые часы, ибо в темноте становилось прохладно и просторно. Ласково-теплый ветерок, лёгкий, как шёлк, и нежный, как улыбка ребёнка, касался открытой кожи и возвращал ощущение жизни. К моменту когда мы поняли, что держим карту вверх-ногами мы уже познакомимлись с отличными ребятами, обладающими встроенной системой навигации, – вместе мы поехали в Крым.
 
Последнее редактирование:
Следующей вспышкой воспоминаний была идущая вверх дорога. Иссушенные, отполированные солнцем камни окаймляли её косматой полосой, делая похожей на затерянное русло мифической реки. Эти неподвижные, кремово-белые камни издали напоминали стоящие в раскалённой пустыни кактусы, а вблизи так же жалили неосторожным к ним прикосновением. Я не помню во что я была одета, во рту пересохло, вода у нас была, но мне надоело постоянно её пить, глаза устали от яркого света, однообразного пейзажа и сопровождающей нас пыли, которую горячий ветер рывками швырял в лицо, загребая пригоршнями с вытертой в муку костистой поверхности дороги... Дома были разбросаны хаотично и настолько нелепо, что не верилось в то, что мы приближаемся к очередному посёлку.

Способность думать отформатировалась настолько, что я не сразу пришла в бешенство, когда поняла, что Марина не знает куда мы идём и у неё НА САМОМ ДЕЛЕ нет никакого плана. Оно выразилось в величайшем протесте – я остановилась. Собрав немного сил что бы повернуть голову и членораздельно произнести слова, я сказала ей, что мы остановимся в первом же попавшемся нам доме. Тут ярость охватила Марину, уверенную, что она почти достигла места своего паломничества, и я поразилась как много сил может быть в человеке, движущемуся к цели. «Тогда наши пути разойдутся здесь» - сказала я. И только вся серьёзность моего решения заставила Марину смириться и остановиться, когда мы наконец достигли аккуратного белого дома.


В то время, да и сейчас, наверно, комнату можно было снять везде, но нам по-настоящему несказанно повезло попасть именно в этот чудный очаг волшебства. Я уверена, что человек, никогда не бродивший с рюкзаком за спиной не может знать, что такое уют. Какой вкус имеет разведённый спирт, когда делаешь пару глотков после двухнедельного скитания в дожде и шторме. Как дорог друг, «когда в нём есть ещё враг».

Этим же вечером мы дошли, уже налегке, до Марининого мыса, оказавшегося действительно рядом. До сих пор для меня остаётся загадкой, как мы могли найти его, не зная ничего, кроме названия одного далеко не ближайшего к нему и даже не населённого пункта.

Он остался таким же. Изменилась она. Я видела в её устремлённом в бездну взгляде только задумчивую, светлую тоску - и море. И ту непередаваемую готовность смириться, когда ты осознаёшь вдруг, что не было никогда никакого иного мира, кроме того, что у тебя внутри. И, возвращаясь сейчас, ты не возвращаешься в прошлое, а лишь стираешь ещё одну чёрточку иллюзии, что мир физический несёт в себе что-то имманентно, без нашего в него отчаянного, восхищённого, влюблённого или смирившегося взгляда.

Она стояла на вершине того самого мыса, не сводя глаз с уходящего в распахнутое небо пронзительно-голубого простора, пока цвет её глаз не стал похожем на него, как две капли воды.

Потом она повернулась ко мне и сказала:

- Всё.
 
Последнее редактирование:
Есть вещи, забыть которые не получится что бы с тобой не произошло, я помню тот её взгляд, даже сейчас я как будто чувствую его внутри.

- Мы можем ехать домой.

Я стояла, заново обретая дар речи. Мы ехали сюда чёртову уйму времени, карабкались как идиоты по каким-то кручам, мы торопились так, как будто опаздываем на поезд своей жизни, я вынесла Марине весь мозг, проклиная её подвиги, Крым, траву, хиппи, Юг, жару и наше это грёбанное путешествие. И “всё”?

- Всё?!

- Да. Я думала найти здесь многое. Здесь больше ничего нет. Я должна была убедиться.

Марина огляделась и кивнула. Её отпустило. Её больше не интересовал Крым. Этот мыс, это море, этот склон, на котором стояли палатки её детства.

- И что мы будем делать? - Спросила я

- Что хочешь. Можем уехать. Можем пожить здесь, можем вернуться в Симферополь.


У меня было чувство, как будто мы всплыли из Марианской впадины и впервые видим солнце. Марина перестала быть локомотивом и двигалась теперь как невесомая тень, оставаясь ещё где-то глубоко внутри себя. Мы решили остаться, а на следующий день спустились к пляжу.
 
Последнее редактирование:
“Пляж” представлял собой крошечную бухту, спуститься к которой предстояло преодолев несколько сотен выдолбленных в скале каменных ступеней. Это было на редкость зловещее место, где вся природа, как будто восставала против присутствия здесь чего-то мыслящего. Орущие, стрекочущие как скрежещущий завод, рои цикад, корявые камни, как будто мечтающие сорваться с высоких склонов, мёртвая, горько-солёная вода нереального цвета, отряжающееся в ней жгущее солнце. Весь рельеф и пейзаж, всё выдавливало человека, всё восставало против его здесь присутствия.

Тогда я впервые задумалась о том, как глух, бесчувственен и беспомощен стал человек, потеряв ощущение природы, понимание природы, понимание происходящего вокруг него и с ним самим. Если бы кто-то из них увидел этот мир таким, каким он предстал передо мной в тот миг, его охватил бы ужас. Ужас и институт самосохраниения, побуждающий к немедленному бегству.

Но это всё оставалось за кадром. Нам больше ничего не нужно было от мира, мы могли просто побыть здесь. Или уехать. Этот выбор был за мной и я сказала Марине, что хочу комфорта. Что я хочу нормальной еды, что я больше не хочу водорослей ни в виде еды, ни в виде кровати, ни в виде липких спутников купания, и солёной воды я больше не хочу. А хочу я, очень хочу помыть голову и постирать свою зелёную рубашку и провести день так, то бы к вечеру она осталась такой же чистой. И я не хочу больше карабкаться по камням и склонам. И не хочу больше никуда торопиться. И ничего искать.
 
Последнее редактирование:
…Это был Крым. Где и когда я не вспомню точно, да и не скажу, было ли это на самом деле. Внешние декорации не имеют значения до тех пор, пока ты не примешь их, пока не проникнешься в их суть расслабленным состоянием, пока не устанешь и не научишься отдыхать среди них. В тот момент они станут тебе домом и больше не будет тебя, времени, внешнего мира. Будет одно скольжение, невесомое скольжение подобное бегу ветра над морем – едва касаясь его блестящей поверхности потоки воздуха оживляют безмятежное пространство, заливая море осыпью серебряных искр, разлетающемуся подобно звонкому смеху – его легко услышать, легко почувствовать… Так бывает, когда спонтанность и радость существования заполняют без остатка расслабленную душу и, переполняясь, вливаются в мир ощущением свободы и страсти, входящими в месте с тобой в любое развёртывающееся пространство.

В лабиринтах ближайших улиц нас ждало уютное кафе. Здесь было кофе, плетёные кресла, бесподобная яичница и столько утреннего, светлого, чистого солнечного светла, сколько только возможно себе представить. Оно проникало под навесы и, отражаясь от росы на клумбах, подсвечивало профиль Марины нежнейшим фарфоровым светом. На Марине была безукоризненно-чистая светлая рубашка, складки лёгкой материи собирались на груди тонкой шнуровкой, вписывая её лицо в овал, на манер портрета. Она сидела в этом просторном кресле, с прямой спиной, с остановившимся на какой-то детали пристально-голубым взглядом, острота которого была обращена скорее во внутрь, чем в направлении взора. И я подумала в тот момент, что гены, спящие в внутри нас заложенные предками дают нам огромные возможности, тот уровень, который мы сами того не зная несём внутри, он проявляется неожиданно и ясно, в любой естественной для нас ситуации. Это то, что мы несём в себе, что чем мы являемся независимо от нашего на то желания. Я смотрела на Марину с остро возникшим чувством восхищения и какой-то неосознанной готовностью признать в этом человеке существо имманентно превосходящее меня по уровню своей организации.

Аристократия, должно быть, выгладила так. Как мало мы знаем о себе. Я никогда её такой не видела. Никогда ситуация того социума, того мира, в котором мы учились и жили, не позволяла проявиться этой черте. И смутно чувствуя в себе ресурсы и возможности быть на голову выше всех остальных, Марина так никогда их никуда и не приложила, научившись маскироваться как и все мы, носить маску и играть социальную роль. Со мной происходит всё так же. Так происходит со всеми. И часто мы так срастаемся с маской, что забываем своё собственное лицо.

Перестав любоваться Мариной, я с невероятным удовольствием съела свой завтрак. Кофе мы тянули медленно, наслаждаясь каждым глотком.

И в какой-то момент я потянулась к кусочку тоста – этот момент – я почувствовала как движется на плече гладкая материя моей зелёной рубашки, как свободно и просторно она провожает лёгкие движения свободного тела, как безупречно работают мышцы плеча, как точно, плавно, спонтанно и верно каждое желание, угадываемое телом без каких либо усилий. Без сопротивления. И в этот момент я почувствовала себя так, как ни чувствовала никогда до этого. Такие моменты бывают у всех. Когда ты ощущаешь вдруг, что ты из себя представляешь, что спит внутри тебя просто потому что ОКАЗЫВАЕТСЯ невостребованным в привычной для тебя социально реальности.

Какие то моменты и ты вспоминаешь вдруг такие ощущения. Они собираются в какие-то пучки неизведанного, подобные ощущению де жа вю.


...есть ощущения, корыте мы гоним от себя, потому что они не вписываются в систему наших представления о себе, наш привычный облик. И именно они могут быть проводниками, волшебными указателями какого-то иного другого мира, нам доступного каких-то других, иных нас…

Как часто наше тело вопротивляентся наши мысли..."
 
Последнее редактирование:
Здесь запись обрывается. Я помню, что отбросила её, поняв, что в создании картинки ушла от того мимолётного движения лучика, скользнувшего по комнате, вернувшего на миг то самое ощущение...
Мне показалось, я упустила момент, сказав так много, - когда предисловие было написано, и я могла перейти к сути - запал пропал, ощущение скомкалось и растворилось.

Сейчас я понимаю, что всё было верно. Может быть, главное написать всё же удалось. Или прочитать... Тот лучик - побудил взяться за перо или положить руки на клавиатуру. Дальше, как это часто бывает, всё было написано само.

Что же. Всё было верно. И многое из того, что казалось наивным и второстепенным, и создавало основу моей настоящей жизни... И может быть, беда именно в том, что я стала слишком эффективна.

Учёт финансов и времени, который я давно веду в уме, дисциплина, обучение и работа... Я могу сделать сайт и раскрутить его за месяц, даже меньше. Сейчас это Тай Чи. И огромное количество професситоналов из соседних стран - дизайнеров и программистов, тексты, фото и видео, которые я могу сделать професиоаншльно, партнёры, которые разместят его в своих каталогах и система раскрутки... Да, это круто. Я меняюсь сама и прогресс колоссальный.

И да, я занимаюсь с Олимпийским чемпионом и другой Мастер готовит лошадь, которая выросла у меня, к Чемпионату России. И да, у меня своё дело и я занимаюсь очень крутыми практиками и снова учусь в институте и тд и тп. Но может быть мне оно всё нахрен и не надо... В одно утро я проснусь и уеду... А может быть, просто уйду.

Теперь я знаю одно: я буду жить по-другому. Я перестрою работу и жизнь. И нем могло быть ничего лучшего, чем этот карантин...
 
Последнее редактирование:
"...Внешние декорации не имеют значения до тех пор, пока ты не примешь их, пока не проникнешься в их суть расслабленным состоянием, пока не устанешь и не научишься отдыхать среди них. В тот момент они станут тебе домом и больше не будет тебя, времени, внешнего мира. Будет одно скольжение, невесомое скольжение подобное бегу ветра над морем – едва касаясь его блестящей поверхности потоки воздуха оживляют безмятежное пространство, заливая море осыпью серебряных искр, разлетающемуся подобно звонкому смеху – его легко услышать, легко почувствовать… Так бывает, когда спонтанность и радость существования заполняют без остатка расслабленную душу и, переполняясь, вливаются в мир ощущением свободы и страсти, входящими в месте с тобой в любое развёртывающееся пространство"...

Пожалуй, вот что теряется. Спонтанность. Свобода, к которой я так стремилась раньше...

Я не знаю, что будет после карантина, но это мой последи шанс. Сегодня я смотрела статистику. И снова поняла, что я хреновый руководитель. Это на самом деле так. И снова я поняла, что не хочу им быть. "Иллюзии" и фильм про Будду, который был принцем - они поняли, что хотят другого и ушли. Если смогли они, почему бы не сделать того же.

Может быть, если бы моя жизнь была изначально здоровой и правильной, я была бы счастлива и шла своим путём, как идут все мои знакомые, друзья и коллеги. Но так не было. Зато сейчас у меня есть шанс, которого не было бы и нет у других - перестать жить мозгом.

Недавно я думала, почему я двадцать лет занимаюсь прокатом. Я поняла, что во-первых, это никогда не было прокатом и мне удалось не дать никому в него превратить то, что мы делаем: во-вторых, всё это время я училась и построить школу у меня не было знаний; в-третьих... а в-третьих, двадцать лет я искала выход из круга. Чем заниматься было не важно. Эта работа была не хуже других.

Я нашла его. И выход из круга и выход к морю. Но найти и выйти оказалось далеко не одним и тем же...

Дело а том, что пока это не сделано, ни что больше не имеет значения - ни клуб или школа, ни дом или его отсутствие, ни квалификация и даже те, кто рядом с тобой, - они либо на берегу, либо в море. Быть посередине не столько сложно, сколько бессмысленно и фатально.

Треш, конечно. Каждый день встречаться с собой и понимать, что от этого нужно избавиться. Не понимать - избавляться.
 
Сверху