Гуманистический подход. Что это за зверь?

Vers

Опытный
Уже в двух темах на форуме ( "Ипповенция:кто-то что-то слышал" и "О стоимости постоя лошадей. Дорого или дешево. Московская область.") были задеты темы гуманистического подхода к обучению и его противоположности, которую называют по разному: авторитарным методом, манипулятивным, силовым, насильственным, методом поощрений и наказаний( кнут и пряник). Обсуждения которых навели на мысли, что многие слабо представляют или вообще не понимают на чем базируется принципы и методики гуманистического подхода. Хотелось бы попробовать прояснить, что это за метод и почему ему отдают предпочтения во многих странах.

Но думаю, лучше начать с авторитарного подхода, так как он понятен и знаком многим, а его принципы и механизмы важны для понимания гуманистического подхода. Интересно, что сторонники авторитарного подхода чаще всего искренне видят в нем единственно возможный способ организации процесса обучения.

Авторитарный метод - это модель объектно-субъектная. В этой модели обучающийся всегда является объектом приложения энергии субъектов(педагогов, тренеров,взрослых). Ответить на вопрос почему такой «объект» все таки учится несложно. Именно потому, что этого хочет «субъект». Это учеба по принципу « а то хуже будет».

И понятно, почему так часто приходится сталкиваться с неприятием гуманистического подхода, ведь довольно часто под гуманистическим подходом понимают модель «перевертыш» субъектно – объектной модели, где субъектом уже будет непосредственно ребенок, ученик, а объектами взрослые, педагоги. В такой модели как бы весь мир существует для ребенка и все крутится вокруг него, но это не является гуманистическим подходом, это такая же модель манипуляции и насилия просто наоборот.

Гуманистический подход – это субъектно – субъектная модель .Принципиальным моментом в гуманистическом подходе является взаимопризнаваемая субъектность всех участников процесса. На практике эти принципы выражаются в том, что процесс организовывается не как целенаправленное обучение, а как совместное исследование. А субъектность, личный интерес, взаимодействие, выбор, исследование – являются одними из основных принципов гуманного обучения.

В гуманистических методиках игра проходит красной нитью через всю деятельность. Основная причина этого, что в игре предполагается практически постоянный личностный выбор и личностный интерес, также игра не может обойтись без четких и понятных рамок. Игра необходима вовсе не для того, чтобы развлечь участников, облегчить им жизнь или дать возможность отдохнуть. Игра используется в качестве важнейшего инструмента, который призван создать определенное настроение, состояние, дать новый материал для продвижения процесса и,наконец, структурировать рамки.

Первая система обучения(авторитарная) в значительной мере связана с системно-ориентированном характером обучения, когда обучаемые являются пассивными реципиентами знаний, умений и отношений, транслируемых им системой через преподавателя. Вторая система(гуманистическая) направлена, прежде всего, на личностно-ориентированное обучение, и в ней создается знание, конструированное на основе опыта. Гуманистические методики сами по себе не предполагают отказа от стандартов.

В рамках авторитарных методик происходит очень быстрая подмена мотиваций обучаемых. Вместо интереса к изучению и исследованию материала , обучение происходит за счет мотивации «не получить по шапке» или за хорошим поощрением виде оценки или чего-либо еще. Сам процесс и удовольствие от обучения, изучаемый материал отходит на второй план, если не теряется совсем. Ученик делает это( учится, принимает участие, демонстрирует модель поведения) не для того, чтобы изучать, участвовать, а потому что таковы правила игры в поощрение и наказание.

Что же касается наказания, то тут все совсем просто: в гуманистическом подходе такого понятия попросту не существует. Ведь это тот самый случай, когда более сильный диктует свою волю более слабому, пользуясь средствами насилия в качестве основного инструмента. Плюс на самом деле наказаниями не так много можно достичь, как принято считать.

Хочется надеяться, что не возникнет путаницы между наказанием и элементарной защитой своих и чужих прав. Естественно, если обучаемый опасен или нарушает границы других, в профессиональные обязанности педагогов входит защита и себя ,и других участников процесса. Однако считать это наказанием попросту неверно.

Обучаемый и его поведение напрямую зависит от рамок. Свобода, как и вообще процесс гуманистического подхода в обучении, возникают только в понятно структурированных и жестких рамках. «Жестких» означает НЕ тесных, НЕ жестоких и НЕ регламентирующих каждый шаг и поведение в целом, а напротив понятных, ободряющих к исследованиям.

В гуманистическом подходе вопросы рамок относятся к полю содержания, а не техники и дисциплины. Поэтому не стоит путать рамки с запретами. Поведение участника зависит не от запретов и регламентирующих правил, а от грамотного структурирования системообразующих рамок. Рамки, в отличие от правил, призваны не ограничивать, а ,напротив, раскрывать.

В данной теме я говорила в основном про обучение людей, но гуманные методики используются и в обучении животных. Тема гуманистических методик обучения довольно обширна. В рамках форума сложно вместить все, но данной темой хотелось донести, что гуманистические методики – это не вседозволенность и не «сюсю-мусю». Вообще на тему гуманистического подхода написано много книг и большое количество исследований. Так что при желании можно изучить историю гуманистического подхода, методики и успешные примеры, а также известных деятелей и их идеи.
 
Вы очень сложно все это подаете.
Принцип остается одним - не делай другому того же, чего не желал бы себе. И это относится и к животным.
Ну и повышай свою осведомленность - о поведении и нуждах животных. А также о том, как их воспитывать. Это решает почти все проблемы, в том числе и безопасности.
 
все так, только надо учитывать биологию животного еще. Не все, что хорошо для человека хорошо для лошади/собаки/папугая и тд
Я описала принципы подхода через примеры людей. Естественно, надо учитывать биологию и психологию конкретного вида животного. Но в целом, принцип остаётся тем же . У нас просто в тех темах очень много обсуждения было именно про людей ,и меня очень удивило, что люди, считающие себя проф.тренерами знают только об авторитарном подходе.
 
Уже в двух темах на форуме ( "Ипповенция:кто-то что-то слышал" и "О стоимости постоя лошадей. Дорого или дешево. Московская область.") были задеты темы гуманистического подхода к обучению и его противоположности, которую называют по разному: авторитарным методом, манипулятивным, силовым, насильственным, методом поощрений и наказаний( кнут и пряник). Обсуждения которых навели на мысли, что многие слабо представляют или вообще не понимают на чем базируется принципы и методики гуманистического подхода. Хотелось бы попробовать прояснить, что это за метод и почему ему отдают предпочтения во многих странах.

Но думаю, лучше начать с авторитарного подхода, так как он понятен и знаком многим, а его принципы и механизмы важны для понимания гуманистического подхода. Интересно, что сторонники авторитарного подхода чаще всего искренне видят в нем единственно возможный способ организации процесса обучения.

Авторитарный метод - это модель объектно-субъектная. В этой модели обучающийся всегда является объектом приложения энергии субъектов(педагогов, тренеров,взрослых). Ответить на вопрос почему такой «объект» все таки учится несложно. Именно потому, что этого хочет «субъект». Это учеба по принципу « а то хуже будет».

И понятно, почему так часто приходится сталкиваться с неприятием гуманистического подхода, ведь довольно часто под гуманистическим подходом понимают модель «перевертыш» субъектно – объектной модели, где субъектом уже будет непосредственно ребенок, ученик, а объектами взрослые, педагоги. В такой модели как бы весь мир существует для ребенка и все крутится вокруг него, но это не является гуманистическим подходом, это такая же модель манипуляции и насилия просто наоборот.

Гуманистический подход – это субъектно – субъектная модель .Принципиальным моментом в гуманистическом подходе является взаимопризнаваемая субъектность всех участников процесса. На практике эти принципы выражаются в том, что процесс организовывается не как целенаправленное обучение, а как совместное исследование. А субъектность, личный интерес, взаимодействие, выбор, исследование – являются одними из основных принципов гуманного обучения.

В гуманистических методиках игра проходит красной нитью через всю деятельность. Основная причина этого, что в игре предполагается практически постоянный личностный выбор и личностный интерес, также игра не может обойтись без четких и понятных рамок. Игра необходима вовсе не для того, чтобы развлечь участников, облегчить им жизнь или дать возможность отдохнуть. Игра используется в качестве важнейшего инструмента, который призван создать определенное настроение, состояние, дать новый материал для продвижения процесса и,наконец, структурировать рамки.

Первая система обучения(авторитарная) в значительной мере связана с системно-ориентированном характером обучения, когда обучаемые являются пассивными реципиентами знаний, умений и отношений, транслируемых им системой через преподавателя. Вторая система(гуманистическая) направлена, прежде всего, на личностно-ориентированное обучение, и в ней создается знание, конструированное на основе опыта. Гуманистические методики сами по себе не предполагают отказа от стандартов.

В рамках авторитарных методик происходит очень быстрая подмена мотиваций обучаемых. Вместо интереса к изучению и исследованию материала , обучение происходит за счет мотивации «не получить по шапке» или за хорошим поощрением виде оценки или чего-либо еще. Сам процесс и удовольствие от обучения, изучаемый материал отходит на второй план, если не теряется совсем. Ученик делает это( учится, принимает участие, демонстрирует модель поведения) не для того, чтобы изучать, участвовать, а потому что таковы правила игры в поощрение и наказание.

Что же касается наказания, то тут все совсем просто: в гуманистическом подходе такого понятия попросту не существует. Ведь это тот самый случай, когда более сильный диктует свою волю более слабому, пользуясь средствами насилия в качестве основного инструмента. Плюс на самом деле наказаниями не так много можно достичь, как принято считать.

Хочется надеяться, что не возникнет путаницы между наказанием и элементарной защитой своих и чужих прав. Естественно, если обучаемый опасен или нарушает границы других, в профессиональные обязанности педагогов входит защита и себя ,и других участников процесса. Однако считать это наказанием попросту неверно.

Обучаемый и его поведение напрямую зависит от рамок. Свобода, как и вообще процесс гуманистического подхода в обучении, возникают только в понятно структурированных и жестких рамках. «Жестких» означает НЕ тесных, НЕ жестоких и НЕ регламентирующих каждый шаг и поведение в целом, а напротив понятных, ободряющих к исследованиям.

В гуманистическом подходе вопросы рамок относятся к полю содержания, а не техники и дисциплины. Поэтому не стоит путать рамки с запретами. Поведение участника зависит не от запретов и регламентирующих правил, а от грамотного структурирования системообразующих рамок. Рамки, в отличие от правил, призваны не ограничивать, а ,напротив, раскрывать.

В данной теме я говорила в основном про обучение людей, но гуманные методики используются и в обучении животных. Тема гуманистических методик обучения довольно обширна. В рамках форума сложно вместить все, но данной темой хотелось донести, что гуманистические методики – это не вседозволенность и не «сюсю-мусю». Вообще на тему гуманистического подхода написано много книг и большое количество исследований. Так что при желании можно изучить историю гуманистического подхода, методики и успешные примеры, а также известных деятелей и их идеи.
Интересно все это , но , по факту , мы , кто с животными , по любому авторитарной методикой занимаемся , границы просто разные , но любое принуждение и повиновение кому то - это не выбор животных.
 
Интересно все это , но , по факту , мы , кто с животными , по любому авторитарной методикой занимаемся , границы просто разные , но любое принуждение и повиновение кому то - это не выбор животных.
Когда мы говорим о животных, у них тоже есть свой интерес. Можно создать рамки , в которых животному будет интересно с нами взаимодействовать. Если мы этот интерес не создаём и применяем насильственные методы ,то интерес животного в том, чтобы побыстрее прекратить с нами общение. То есть грубо говоря, мы можем создавать позитивный опыт и негативный опыт . И в том ,и в том по итогу будет нужный нам результат,но только создавая негативный опыт ,мы будем чаще сталкиваться с сопротивлением.
Говоря о детях, там тоже не будет вопроса в том учиться детям или нет . Будет речь о том, как создать условия , в которых детям будет интересно учиться и где и как будет зайдествован их интерес.
С людьми инструменты и схемы сложнее,но метод остаётся тем же .
 
Я вот тоже на досуге думала что с человеческой точки зрения верховая езда - это манипуляция как минимум: сдклай мне что я прошу и тебе будет хорошо (морковка, поглажу, отпущу в поле гулять). Или с негативным контекстом: сделай как я хочу, иначе тебе будет плохо (воздействие сильнее, дольше работать и тд).
Психология лошадей тоже иерархическая, то есть без системы «главный-подчиненный» ничего не получится если мы говорим о совместной работе. И в отличие от людей лошади не понимают концепцию того что систему взаимодействия можно менять и можно договариваться.

С людьми попроще, все-таки есть язык и можно договариваться.
 
  • Like
Реакции: elf
Только не надо забывать, что иерархия в табуне кольцевая, а не линейная.
 
Последнее редактирование:
Я вообще ничего не поняла: учитель и ученик изучают что-то вместе?
Но учитель знает больше, чем ученик. Как он будет создавать видимость совместного изучения? Притворяться?
Я это пыталась представить на примере простого обучения в школе и вот не понимаю.
Допустим, предмет история. Изучают Отечественную войну 1812 года. Как учитель преподносит (???) информацию?
 
Психология лошадей тоже иерархическая, то есть без системы «главный-подчиненный» ничего не получится если мы говорим о совместной работе. И в отличие от людей лошади не понимают концепцию того что систему взаимодействия можно менять и можно договариваться.
Это не совсем так. У лошадей иерархия не линейная. Часто в принципе динамическая «кому больше надо, тот и берет». И регулярно вижу, как младшие докапываются до старших поиграть. Иногда довольно жестко в моем понимании, я б такое пресекала, но нет... Старшие кстати чаще аккуратнее предлагают играть, дабы не напугать младших. Бывает, что уступают и разыгрывают младших по иерархии. Так что лошади не так просты, как кажется иногда)
И договариваться и взаимодействовать они могут отлично. В том числе и торговаться. Но зависит конечно от опыта лошади и как она росла, на сколько позволяли ей эти навыки применять. Опять таки, я говорю о не аборигенах, а о домашних лошадях, которые по умолчанию сильно мотивированы на общение с человеком, и их психика тоже частично в виде «больше всех надо», результат селекции.


В плане насилия, желания и нежелания возить верхом и тд. Мои кони могут сказать «слезай», знаю еще лошадей, которые также это умеют. И нет, они не применяют это постоянно. БОльшую часть времени они не против возить человека, даже если точно знают, что сейчас подвезут человека к тумбочке/дотронутся носом до ноги и человек слезет. Есть кони, на которых садятся только если они этого хотят(подход и к тумбе и стоят). И.. вполне себе хотят! Мой старший конь в принципе приглашает на себя сесть и подлезает под меня когда прыгаю на него 😅

До меня мои часто докапываются с целью поиграть, позаниматься, готовы выполнять задачи по сложнее, предлагают больше, чем прошу. При этом бывает, что они не в настроении и такие «зайди позже».

Это при условии что я весьма авторитарна и могу требовать от лошадей. И у нас вполне себе есть занятия в стиле «я говорю-ты делаешь». Но стараюсь их слышать, слышать «нет» и прислушиваться к их пожеланиям. И развивать в себе навыки различного донесения информации, так как когда лошадь мотивирована-она готова делать больше. И да, в том числе и выходить их зоны комфорта.
 
наказания, … в гуманистическом подходе такого понятия попросту не существует. Ведь это тот самый случай, когда более сильный диктует свою волю более слабому, пользуясь средствами насилия в качестве основного инструмента.
Отлично. Читаем дальше:
Обучаемый и его поведение напрямую зависит от рамок.
Кто рамки устанавливает?
Трехтетний ребенок «договаривается» с педагогом о рамках? :)
На основании чего рамки устанавливаются?
Почему такие, а не другие?
Чем рамки поддерживаются?
Сюсями-пусями?

«точно такая же, но совершенно другая» (С)
View: https://youtu.be/PW0fWYcSEuY?si=PfaN-D6VdRN_voHJ

Мне, если честно, не очень понятно, как это применимо с лошадьми в спорте.
Никак, естественно.

У лошадей иерархия не линейная
У всех высокоорганизованных социальных животных иерархия не линейная.
В стае волков существует статус «бабушек» - это пожилые волчицы, которые уже не принимают участия в охотах, но все равно получают свою долю добычи, которой с ними делятся добровольно другие члены стаи.
Потому что эти «бабушки» являются хранителями опыта стаи и обучают щенков, передавая этот опыт в поколениях. Так как они смогли дожить до зрелого возраста, значит могли увернуться от ранений, не сожрать ядовитое, успешно охотились в молодости, поэтому не померли, не ослабели и не заболели от голода, значит их опыт полезный. И им дают поесть, грубо говоря, чтобы они еще пожили на благо стаи.
 
Последнее редактирование:
Мне, если честно, не очень понятно, как это применимо с лошадьми в спорте. Потому что спорт- это труд, часто через немогу. Напряг тельце и лошадь такая:"слезай".
То есть, все что вы делаете со своими лошадьми им не нравится? Нууу..

С моими не так. Им прикольно приложить усилия, потрудиться и получить похвалу. И они будут стараться, да, при уверенности что никто силой это выжимать не будет из них. И применять полученные навыки самостоятельно.
Условно у меня у кобылы были проблемы с равновесием на галопе. Ей прекрасно удавался быстрый галоп, всякие расколбасы, козлы на галопе и тд. Повороты по маленьким радиусам и медленный галоп давались с трудом. После того, как научилась держать равновесие под всадником, научилась переходам шаг-галоп-шаг, научилась подсобираться на галопе- начала применять это на свободе. Условно по плохому грунту теперь не несется абы как, а довольная скачет собранным галопом. И стала куда более ловко входить в повороты. Это прям круто, показатель того, что она точно поняла что от нее хотят и зачем. И что ее саму это прет.
Ее старшая сестра с удовольствием сама предлагает темп. На кордео в поле, да. Ее прет, она довольна.
Выход от это за зону комфорта? Относительно свободного выпаса в табуне-да. Однако это круто и интересно, и кони на это ведутся при наличии выбора и возможности это не делать


Ну и не с лошадьми. Сейчас развита работа с собаками в игровой форме или основанная на положительном подкреплении. И собаки в спорте показывают высокие результаты. Они мотивированы делать хорошо и стараются. И не из-за страха наказания.


Честно говоря, добиваться чего то исключительно отрицательным подкреплением и в авторитарном режиме мне не интересно🤷🏻‍♀️ я хочу, чтобы занятия нравились лошадям, а не только мне.
 
Они мотивированы делать хорошо и стараются. И не из-за страха наказания.
Договоримся о терминах.
Что вы подразумеваете под «страхом наказания»
То есть, все что вы делаете со своими лошадьми им не нравится? Нууу..
Это почему же ВСЁ не нравится?
Не только все, что нравится.
С моими не так.
А вы с ними в спорте?
 
зато с детьми ... мало в инете роликов, что происходит на уроках? как детишки, которым созданы все условия, и нет авторитарного ремня издеваются над учителями
Вы путаете понятия 🤷🏻‍♀️ одно дело все позволять и не быть авторитетом, и другое дело уметь настраивать на рабочий лад, создавать верную мотивацию и тд. И это не про ремень от слова совсем.
 
другое дело уметь настраивать на рабочий лад, создавать верную мотивацию и тд.
Я, наверное, не сделаю открытия, если сообщу, что есть дети, которые мотивированы на изучение правильным окружением в периоде импритинга (как правило, семья), есть дети, которых можно мотивировать на изучение, и есть дети, которые по ряду причин полностью закрыты для обучения в общих рамках, но, тем не менее, их необходимо, образно говоря, научить шнурки завязывать, а ресурс на такое обучение ограничен.
Учитывая дебильную установку на инклюзивное обучение, ситуация микста весьма распространенная.
Поэтому педагог должен владеть всем спектром методик, верно оценивать ситуацию и применять соответствкющий метод.

не быть авторитетом,
Есть особи, у которых не сформировано само понятие «авторитет».
 
Я вот тоже на досуге думала что с человеческой точки зрения верховая езда - это манипуляция как минимум: сдклай мне что я прошу и тебе будет хорошо (морковка, поглажу, отпущу в поле гулять). Или с негативным контекстом: сделай как я хочу, иначе тебе будет плохо (воздействие сильнее, дольше работать и тд).
Психология лошадей тоже иерархическая, то есть без системы «главный-подчиненный» ничего не получится если мы говорим о совместной работе. И в отличие от людей лошади не понимают концепцию того что систему взаимодействия можно менять и можно договариваться.

С людьми попроще, все-таки есть язык и можно договариваться.
Мне , кстати , кажется, что с людьми сложнее)))
Но вообще лошади тоже понимают,что систему взаимодействия можно менять, иначе не было бы высаживающих лошадей и вообще сопротивления с их стороны,просто вероятно они это делают ненастолько осознанно нежели люди

Я вообще ничего не поняла: учитель и ученик изучают что-то вместе?
Но учитель знает больше, чем ученик. Как он будет создавать видимость совместного изучения? Притворяться?
Я это пыталась представить на примере простого обучения в школе и вот не понимаю.
Допустим, предмет история. Изучают Отечественную войну 1812 года. Как учитель преподносит (???) информацию?
Давайте я вам приведу пример из реальной школьной практики, чтобы сейчас не придумывать как можно включить личный интерес именно к теме Отечественной войны 1812.
Был типичный урок математики,учитель начал урок с объяснения условий задачи: «Из пункта А в пункт Б одновременно выехали два автомобиля. Первый ехал со скоростью 60 километров в час и прибыл в пункт Б ровно через два часа. Второй автомобиль прибыл в пункт Б на 30 минут позже». И вот девочка-отличница с первой парты уже тянет руку, подпрыгивая на месте от нетерпения – она уже сосчитала в уме, с какой скоростью ехал второй автомобиль, и спешит сообщить правильный ответ. Но тут учитель задает неожиданный вопрос: «Почему?» В классе молчание. «Потому что он ехал со скоростью 48 километров в час!» – отвечает отличница. «Возможно», – произносит учитель. И снова пауза. «А может, у него колесо спустило?» – предполагает мальчик с последней парты, – «Мы однажды с братом ехали, так полчаса провозились, пока поставили запаску», «И такое может быть», – соглашается учитель. И дальше варианты сыплются со всех сторон: «А кто сказал, что они ехали по одной дороге? Ведь в условии про это ничего не сказано, верно?». «А может, он сделал в дороге остановку? Моя мама, любит заехать куда-нибудь, кофе попить, например. Если долгая дорога… А ведь тут получается, что расстояние 120 километров – это ведь далеко, правда?». «А мой папа, когда мы едем на дачу, всегда выбирает красивую дорогу, хотя она и длиннее»… «А теперь», – говорит учитель, – «Добавьте к задаче свои условия, сформулируйте вопрос и решите ее».
И получается,он одним вопросом включил личностный интерес,если не всех, то большинства. Если бы он не использовал этот инструмент,то в тему бы включились отличница и ещё пару человек, а остальные бы занимались своими делами. Так как они бы не понимали зачем им нужно решать эту задачу. И пришлось бы насильственными методами заставлять решать их эту задачу. Зачем?
Чем сложнее изучаемая тема ,тем больше можно использовать инструментов для включения личностного интереса учеников.

Отлично. Читаем дальше:

Кто рамки устанавливает?
Трехтетний ребенок «договаривается» с педагогом о рамках? :)
На основании чего рамки устанавливаются?
Почему такие, а не другие?
Чем рамки поддерживаются?
Сюсями-пусями?
Рамки - это не запрещающие правила ,это условия игры.
Если вводить правила "сверху" , как это делается в авторитарном методе, то у учеников нет возможности обсуждения их, а следовательно есть всего два метода взаимодействия с этими правилами, спущенными "сверху": согласиться или не согласиться. Согласиться они могут ,если: действительно согласны с ними, в остальных случаях это может быть нежеланием связываться,ну или мысль ,что старшие знают лучше. Все эти причины, за исключением наверное первой, не предусматривают особо активного взаимодействия.

Намного интереснее и гораздо чаще встречается, когда не соглашаются. Но в авторитарных системах ученики не станут спорить ( зачем, если уже все решено), они начинают действовать. И получается очень интересная игра " кошки -мышки". Правила таковы: ученик старается всеми способами нарушить правила и не быть пойманным, а цель учителя- поймать ученика с поличным. И вот уже " кошки -мышки" - главное,что происходит в образовательном процессе.

В такой системе есть ещё вариант взаимодействия при несогласии. Ученики будут делать вид, что не нарушают правил, а учителя делать вид , что не видят как эти правила нарушаются. Модификаций такой игры множество,но думаю смысл ясен.

Приэтом правила реально могут рождаться не по приказу " свыше" , а по собственному выбору. В противном случае главным делом педагога действительно становится контроль за соблюдением неких норм, вместо самого процесса.

То есть другими словами, если у учеников есть действительно возможность обсуждения , влияния и выбора ,то педагогу не придется жёстко контролировать выполнение правил, так как ученики действительно согласны и понимают зачем конкретно находятся на уроке. Если они не понимают ,зачем они пришли, то это косяк педагога.

Педагог должен создать такие условия(рамки ), в которых у обучаемых будет понимание зачем они пришли, в которых возникнет интерес и будет возможность обсуждения и влияния на процесс обучения, не будет страха совершения ошибки,и в которых будет возможно исследовать материал с разных сторон.
 
Рамки - это не запрещающие правила ,это условия игры.
Не хочу вас расстраивать, но учитель ВСЕГДА может привести любое обсуждение к нужному для себя результату. Просто потому, что больше знает, имеет более обширный опыт, в том числе ведения дискуссий, и четко понимает цель, к которой нужно идти.
Поэтому это все очередные декорации.
«Точно такая же, только другая» (С)
А ваш пример про задачку научит только одному - что вопрос можно заболтать, а не решить.
Следующая задачка сразу же перецдет в болтовню, а не решение.
Если ребенок не долбит гаммы, развивая пальцы, он НИКОГДА не станет пианистом.
Уходить от решения в болтовню - удел тех, кому не нужно ОСВОИТЬ.
Те, кто хочет учиться, будут щелкать задачки десятками, чтобы «накатать гаммы» и перевести это в разряд технической возможности, освободив себя для творчества.
А придумывать «вовлечение», которое ничему не учит - это для времяпровождения с посредственностями. Безрезультативное.
Никакая Тутберидзе не станет тратить свое время на девочек, которым нужно придумывать мотивацию. Она наберет отличниц, тех, которые тянут руку.
 
Последнее редактирование:
Мне , кстати , кажется, что с людьми сложнее)))
Но вообще лошади тоже понимают,что систему взаимодействия можно менять, иначе не было бы высаживающих лошадей и вообще сопротивления с их стороны,просто вероятно они это делают ненастолько осознанно нежели люди


Давайте я вам приведу пример из реальной школьной практики, чтобы сейчас не придумывать как можно включить личный интерес именно к теме Отечественной войны 1812.
Был типичный урок математики,учитель начал урок с объяснения условий задачи: «Из пункта А в пункт Б одновременно выехали два автомобиля. Первый ехал со скоростью 60 километров в час и прибыл в пункт Б ровно через два часа. Второй автомобиль прибыл в пункт Б на 30 минут позже». И вот девочка-отличница с первой парты уже тянет руку, подпрыгивая на месте от нетерпения – она уже сосчитала в уме, с какой скоростью ехал второй автомобиль, и спешит сообщить правильный ответ. Но тут учитель задает неожиданный вопрос: «Почему?» В классе молчание. «Потому что он ехал со скоростью 48 километров в час!» – отвечает отличница. «Возможно», – произносит учитель. И снова пауза. «А может, у него колесо спустило?» – предполагает мальчик с последней парты, – «Мы однажды с братом ехали, так полчаса провозились, пока поставили запаску», «И такое может быть», – соглашается учитель. И дальше варианты сыплются со всех сторон: «А кто сказал, что они ехали по одной дороге? Ведь в условии про это ничего не сказано, верно?». «А может, он сделал в дороге остановку? Моя мама, любит заехать куда-нибудь, кофе попить, например. Если долгая дорога… А ведь тут получается, что расстояние 120 километров – это ведь далеко, правда?». «А мой папа, когда мы едем на дачу, всегда выбирает красивую дорогу, хотя она и длиннее»… «А теперь», – говорит учитель, – «Добавьте к задаче свои условия, сформулируйте вопрос и решите ее».
И получается,он одним вопросом включил личностный интерес,если не всех, то большинства. Если бы он не использовал этот инструмент,то в тему бы включились отличница и ещё пару человек, а остальные бы занимались своими делами. Так как они бы не понимали зачем им нужно решать эту задачу. И пришлось бы насильственными методами заставлять решать их эту задачу. Зачем?
Чем сложнее изучаемая тема ,тем больше можно использовать инструментов для включения личностного интереса учеников.


Рамки - это не запрещающие правила ,это условия игры.
Если вводить правила "сверху" , как это делается в авторитарном методе, то у учеников нет возможности обсуждения их, а следовательно есть всего два метода взаимодействия с этими правилами, спущенными "сверху": согласиться или не согласиться. Согласиться они могут ,если: действительно согласны с ними, в остальных случаях это может быть нежеланием связываться,ну или мысль ,что старшие знают лучше. Все эти причины, за исключением наверное первой, не предусматривают особо активного взаимодействия.

Намного интереснее и гораздо чаще встречается, когда не соглашаются. Но в авторитарных системах ученики не станут спорить ( зачем, если уже все решено), они начинают действовать. И получается очень интересная игра " кошки -мышки". Правила таковы: ученик старается всеми способами нарушить правила и не быть пойманным, а цель учителя- поймать ученика с поличным. И вот уже " кошки -мышки" - главное,что происходит в образовательном процессе.

В такой системе есть ещё вариант взаимодействия при несогласии. Ученики будут делать вид, что не нарушают правил, а учителя делать вид , что не видят как эти правила нарушаются. Модификаций такой игры множество,но думаю смысл ясен.

Приэтом правила реально могут рождаться не по приказу " свыше" , а по собственному выбору. В противном случае главным делом педагога действительно становится контроль за соблюдением неких норм, вместо самого процесса.

То есть другими словами, если у учеников есть действительно возможность обсуждения , влияния и выбора ,то педагогу не придется жёстко контролировать выполнение правил, так как ученики действительно согласны и понимают зачем конкретно находятся на уроке. Если они не понимают ,зачем они пришли, то это косяк педагога.

Педагог должен создать такие условия(рамки ), в которых у обучаемых будет понимание зачем они пришли, в которых возникнет интерес и будет возможность обсуждения и влияния на процесс обучения, не будет страха совершения ошибки,и в которых будет возможно исследовать материал с разных сторон.
какой прекрасный учитель математики) прям понравилось)))
 
Сверху