Кто ставил лошадей на темп? Поделитесь опытом!

Все-таки мне было бы интересно, если бы кто-нибудь здесь написал "научное" определение этого понятия- поставить лошадь на темп. И смысл этого. Я человек далекий от выездки, но, скажем, понимаю, какие должны быть требования в оценке качества рыси: прямолинейность, ритм, импульс, свобода движений. Но я это все и назову просто хорошей рысью. Конечно, зрительно представляю, что имеется ввиду, но глубокий смысл этого мне не ясен.
 
Рылась в книгах. Не нашла научного определения - все пишут: "рабочая рысь", и "равновесие". Делаю вывод, что это разговорный синоним хорошей, уравновешенной рабочей рыси.
 
Ну если речь идет о просто хорошем качестве движений, то здесь не может быть никакого фокуса: все очень просто (или, наоборот, сложно): правильная и кропотливая работа, сочетающая в себе много приемов, описанных во многих книгах, да и здесь на форуме. И лошади самой станет удобно "идти темпом". Скажем, наблюдала работу мастера с учеником, после которой движения лошади преображались удивительным образом. Лошадь достаточно проблемная по здоровью. Тем не менее: вроде не происходило ничего, о чем мы не знаем, никаких спецприемов: лошадь гнули на шагу, потом всякие переходики, перемены, вольты, очень мягкая работа поводом, все как-то незаметно, как бы само собой.
 
Я конечно, самый чайниковый чайник. Но слушаю внимательно, что гуру говорят и смотрю внимательно, как профи работают. Все-таки, для постановки на темп очень важно подведение зада лошади. Именно для этого и стоят на вольтах с хлыстами - просят коника подвести под себя задние ноги и толкаться ими. Тогда постепенно и формируется гармоничное, уравновешенное движения, с незажатой шеей и головой (если рукой не зажимать при этом, давать пройти на повод). И это и есть, собственно, самое сложное. И качество этого движения очень зависит от умений человека. Ну, это мое скромное мнение, конечно... И действительно, раскрыть можно многих лошадей, если работать постепенно и грамотно.
 
Если у меня получится, я попробую снять на видео ролик движения коня на темпе и просто, если получится можно просто уже предметно говорить (но не судить строго) :roll:
 
Вот, что получилось можно посмотреть здесь, не судите строго, я не Мастер спорта, конь молодой, а на камеру работать сложно. Может быть по позже, более приличные ролики выложу

Просто рысь
http://video.mail.ru/mail/olgasant/3/5.html

Здесь уже на темп поставили, но заторопила
http://video.mail.ru/mail/olgasant/3/6.html

http://video.mail.ru/mail/olgasant/3/7.html
 
Амазонка 1, а сколько лет коню? В зависимости от возраста, можно давать советы более конкретно, а так... ну вот что заметилось: :)
Вынос ноги неплохой, зад активный, но хочется ещё чуть реже шаги. И покороче немного - сейчас это больше похоже на крупную рабочую рысь, а для собранной на темпе надо с тем же импульсом ещё реже шаги.
Ещё чуть затылочек повыше. В начале неплохо, но потом лошадь начитает опускаться вниз и мешает сама себе выносить плечо. Для хорошего темпа лошади надо облегчить перед, чтобы вынос плеча был не только вперёд, но и вверх - лошадь бежит как-бы "в горку". Но вот насколько высоко поднимать затылок зависит уже от возраста - если молодой ещё, то совсем чуть-чуть, а если уже взрослый, то добиться ещё большего подведения зада, чтобы приподнялась не только шея с затылком, но и холка.

Кстати, полу-пассаж очень помогает в постановке на темп. :wink:
 
TanandaА если лошадь встает на полу-пассаж, но не добегает одной ногой, как это исправить, чтоб бежала ровно?!
 
А какой ногой не дорабатывает? Передней или задней?
Если задней - то хлыстик в ту руку и помогаешь/тушируешь. А если передней, то тут дело в поводе - либо ложится в эту руку, либо сбрасывается, так что внимательнее с руками...
 
Спасибо! Передней ногой, а задом хорошо толкается, вот тока с передом пока не разобрался, когда голосом подсказываешь, нормально идет, а когда прекращаешь, то сразу же сбивается и начинает психовать.
 
Tananda написал(а):
Амазонка 1, а сколько лет коню? В зависимости от возраста, можно давать советы более конкретно, а так... ну вот что заметилось: :)
Вынос ноги неплохой, зад активный, но хочется ещё чуть реже шаги. И покороче немного - сейчас это больше похоже на крупную рабочую рысь, а для собранной на темпе надо с тем же импульсом ещё реже шаги.
Ещё чуть затылочек повыше. В начале неплохо, но потом лошадь начитает опускаться вниз и мешает сама себе выносить плечо. Для хорошего темпа лошади надо облегчить перед, чтобы вынос плеча был не только вперёд, но и вверх - лошадь бежит как-бы "в горку". Но вот насколько высоко поднимать затылок зависит уже от возраста - если молодой ещё, то совсем чуть-чуть, а если уже взрослый, то добиться ещё большего подведения зада, чтобы приподнялась не только шея с затылком, но и холка.

Кстати, полу-пассаж очень помогает в постановке на темп. :wink:
Спасибо за комментарии. Конь молодой 5 лет ему. Шея короткая, высокий постав - зажимает шею и спину, пока сильно высокого постава не требую.
Эти ролики как пример. Снимались впопыхах. На самом деле старамся работать реже :)
Полу-пассаж согласна - работаем :)
 
акви: Присмотрись повнимательнее как он берёт повод с этой стороны - проблема может быть в этом. Ещё можно хлыстиком очень аккуратно тушировать его по тому плечу которым не дорабатывает. А голосом помогать очень даже хорошо, особенно пока он не почувствовал себя на полу-пассаже уверенно. Потом можно будет и замолчать, а пока чмокай, щёлкай ему - он в твоём голосе ищет подсказку ритма движения и это не плохо :)

Амазонка 1: в 5 лет поднимать шею по-любому рано ещё - мышцы спины ещё не достаточно окрепли чтобы удержать вас обоих наверху. Пусть он пока держит шею так, как вы привыкли, но не давай опускать её ещё ниже чем обычно. С полу-пассажем тоже осторожнее. Лучше начинать не под седлом, а на корде на развязках. После разминки, на рыси берёшь его по спирали на маааленький вольтик (1-2 метра) и начинаешь тушировать бичом сверху по крупу. Вперёд убегать не давай - он должен пойти не вперёд, а вверх. На передние ноги внимания не обращай, хай делают что хотят, главное чтобы задние пружинить начали. Затем также по спирали отпускай на большой круг. Следи, чтобы он всё это время (спираль к тебе, кружок вокруг тебя и спираль от тебя) шёл в одном ритме, не ускорялся и не замедлялся. Поскольку это очень трудное упражнение для молодой лошади, начинай с одного круга вокруг тебя и очень постепенно доводи до 4-5 кругов.
 
Tananda написал(а):
После разминки, на рыси берёшь его по спирали на маааленький вольтик (1-2 метра) и начинаешь тушировать бичом сверху по крупу. Вперёд убегать не давай - он должен пойти не вперёд, а вверх. На передние ноги внимания не обращай, хай делают что хотят, главное чтобы задние пружинить начали. Затем также по спирали отпускай на большой круг. Следи, чтобы он всё это время (спираль к тебе, кружок вокруг тебя и спираль от тебя) шёл в одном ритме, не ускорялся и не замедлялся. Поскольку это очень трудное упражнение для молодой лошади, начинай с одного круга вокруг тебя и очень постепенно доводи до 4-5 кругов.
А можно поподробнее как по спирали, т.е. радиус увеличивается с каждым кругом, а потом уменьшается ?
Как на корде ограничивать движение вперед, если ты одной рукой держишь корду другой тушируешь по крупу ?
 
Ага :D именно так!
Только радиус сначала уменьшается (с нормального круга ты берёшь его к себе), а потом увеличивается (возвращаешь на круг). Корду набираешь плавно и постепенно - сначала начинай укорачивать по метру на круг, потом можешь брать корду больше. Я сейчас укорачиваю корду с 15-метрового вольта до 1,5-метрового за 2 витка, но мы "бегаем по спирали" уже второй год на всех аллюрах, включая галоп... Спирали на галопе - это уже почти пируэты, так и готовила их
При движении по спирали лошадь должна сохранить импульс и ритм движения, но сократить длину шагов - радиус-то уменьшается. Если чувствуешь, что лошадь начинает "заводиться" и переть вперёд, или останавливаться, или валиться внутрь или наружу - не сокращай дальше, а верни на больший круг и попробуй ещё раз. Для начала нужно научить лошадь уменьшать круг без нервотрёпки и потери равновесия.
Кстати, это же упражнение можно (и нужно) делать и под седлом, но вольт сокращай максимум до 3-х метров - у лошади есть доп.нагрузка в виде тебя сверху.

Про ограничение движения вперёд. Ну, тут все способы хороши - кроме хамства и грубости, разумеется :lol: Если лошадь хорошо реагирует на голос - тормози голосом (а бичиком контролируй, чтобы не встал). Если на покачивание кордой вправо-влево - качай кордой. Своего я приучила реагировать на положение руки с кордой: если рука вытянута в сторону от меня по направлению движения, то надо прибавить, сохраняя тот же аллюр. Если прижата с кордой к груди (как-бы против движения), то надо сократить. А пальцами отрабатываю корду как повод - те же полуодержки, одержки и прочее.
Хорошо помогает работа на корде над переходами - любые сочетания шага, рыси и галопа. Это повышает внимание лошади к человеку и улучшает равновесие. Все переходы должны быть плавными и чёткими, как под седлом. Чуток похвастаюсь :oops: Сейчас в хорошие дни мы делаем по 5 переходов из аллюра в аллюр на 15 метровом кругу. Т.е. по переходу через каждые 3-4 шага. Тут управление идёт в основном голосом и кордой, бич нужен постольку-поскольку.


Да, чуть не забыла, но это важно! При работе на спиралях правильно выставляйте длину развязок - внутренняя короче, внешняя длиннее. Т.е. у лошади должно быть чётко выраженное постановление внутрь круга. При ровных развязках лошадь будет выворачивать шею наружу (контр-постановление) и держать равновесие шеей, а не мышцами спины, как положено. Если по работе замечаете, что лошадь всё равно смотрит наружу, значит постановление маловато и нужно ещё укоротить внутренюю развязку. Не забудьте соответственно удлиннить и внешнюю, иначе закрутите лошадь в бараний рог, что от правильного сбора далеко, как от Луны.
Только не сильно увлекайтесь - если даже после заметного укорачивания развязки идут сильные попытки вывернуться наружу, значит этот вольт для лошади слишком маленький и она не готова физически сохранять на нём равновесие. Поработайте по чуть большему радиусу и снова пытайтесь сократить.

Работа по спирали физически очень тяжёлая, поэтому репризы делайте короче, а нагрузку увеличивайте очень постепенно. И хорошая разминка перед работой :)

Если появятся ещё вопросы - спрашивайте :D
Удачи! :D
 
Tananda написал(а):
Ага :D именно так!
При движении по спирали лошадь должна сохранить импульс и ритм движения, но сократить длину шагов - радиус-то уменьшается. Если чувствуешь, что лошадь начинает "заводиться" и переть вперёд, или останавливаться, или валиться внутрь или наружу - не сокращай дальше, а верни на больший круг и попробуй ещё раз. Для начала нужно научить лошадь уменьшать круг без нервотрёпки и потери равновесия.
Кстати, это же упражнение можно (и нужно) делать и под седлом, но вольт сокращай максимум до 3-х метров - у лошади есть доп.нагрузка в виде тебя сверху.
Работа по спирали физически очень тяжёлая, поэтому репризы делайте короче, а нагрузку увеличивайте очень постепенно. И хорошая разминка перед работой :)

Если появятся ещё вопросы - спрашивайте :D
Удачи! :D
Сегодня работала по данной схеме. Постановление я сделала просто, пристегнула корду через трензельное кольцо внутреннее, к гурте.
Лошадь при сокращении сохраняет ритм и импульс, но переходит в галоп. С чем это может быть связано ? он воспринимает натягивание корды как подъем в галоп? или ему становится не удобно и он поднимается в галоп ? Т.е. конь не прет, равновесие не теряет, а с тем же ритмом как он двигался рысью, он начинает двигаться галопом. Точно так же на подсказку шамборьером он начинает двигаться галопом, а не высокой рысью. Хотя определенные сдвиги есть и он начал лучше выносить плечо.
Еще вопрос при сокращении радиуса круга до 2 метров, он начинает идти как то странно, т.е. перед как бы подпрыгивает, внутренняя нога выносится дальше, а зад бежит нормальной рысью. Что это ?
Под верхом я езжу так.
Да после работы конь был сегодня в мыле, хотя бы работали не больше 40 минут вместе с шагом и галопом, возможно это такая реакция на новые требования, переволновался.
 
По поводу того коника с ролика.
Конечно, он долго темп не держит. Понятно молодой, ставить начали недавно, сейчас только закрепляем и т.д.
Вопрос в следующем, возможно несколько преждевременно, но все-таки задам.
Он когда хочет хорошо толкается и держит темп, но при этом он четко толкается вверх. Т.е. сидеть на учебке невозможно, как потом переводить в то, чтобы он не только задом вверх, но и спиной работал? Может я несколько косноязычно объясняю :oops: , но грубо говоря: чтобы и толкался и можно было сидеть?
 
spider_rider написал(а):
Лошадь при сокращении сохраняет ритм и импульс, но переходит в галоп. С чем это может быть связано ? он воспринимает натягивание корды как подъем в галоп? или ему становится не удобно и он поднимается в галоп ?
Скорее всего ему именно не удобно. При сокращении вольта при сохранении импульса должна сократиться длина шага, а если он этого ещё не уловил, то и срывается в галоп - чтобы уравновесить длину шага и размер вольтика. Успокаивай его голосом, т.е. говори с ним так, как ты переводишь его с галопа в рысь. А бичиком поддерживай, чтобы не встал совсем. Это трудное упражнение, но помочь лошади тут почти нечем - он должен сам разобраться, куда идут его ноги и с какой скоростью, и найти удобное для себя положение.
Следи за положением его шеи - если он будет опускаться слишком вниз и закручиваться "баранкой", то срываться в галоп ему будет проще и легче, чем сохранять рысь. Шея и затылок должны быть в таком же положении, как и под седлом, т.е. приподняты. Тогда ему придётся "присесть" на задние ноги.
spider_rider написал(а):
Еще вопрос при сокращении радиуса круга до 2 метров, он начинает идти как то странно, т.е. перед как бы подпрыгивает, внутренняя нога выносится дальше, а зад бежит нормальной рысью. Что это ?
Он просто перевешивается на перед и работает передом активнее, чем задом. А цель этого упражнения именно подведение зада. Так что он тебя просто перехитрил - стал из "задне-приводного" "передне-приводным", упёрся в развязку и побежал. Чем меньше вольт, тем сильнее зад должен уходить под корпус, а если этого нет, то и зад правильно уже не работает.
spider_rider написал(а):
Да после работы конь был сегодня в мыле, хотя бы работали не больше 40 минут вместе с шагом и галопом, возможно это такая реакция на новые требования, переволновался
И понервничал от новых требований и нагрузка большая. Тут же и головой работать надо было, не только ногами махать. Это в самом деле очень тяжёлое физически упражнение, особенно с непривычки.

Лирик написал(а):
Он когда хочет хорошо толкается и держит темп, но при этом он четко толкается вверх. Т.е. сидеть на учебке невозможно, как потом переводить в то, чтобы он не только задом вверх, но и спиной работал?
Спиной он заработает, когда расслабится и "устаканится" на этой рыси. И когда расслабитесь вы. Т.е. ему сложно и тяжело, он начинает напрягаться, спина становится жёсткой, вас трясёт, вы тоже напрягаетесь, коню становится ещё более неудобно... ну и так далее по замкнутому кругу.
Он первый никогда не смягчит, потому что отражает своей спиной вашу посадку. Следовательно, смягчать придётся вам своей поясницей. Максимально расслабьтесь и едьте ровно столько, пока не начнёте напрягаться. Как возникло напряжение, пошагайте, отдохните и снова. Конь должен уяснить, что если вы не напрягаетесь, то и ему не стоит этого делать.
Кстати, на темпичной рыси и должно трясти больше, чем на простой. Он же активнее работает задом. Только вот толчки должны идти не хоп-хоп-хоп-хоп, а хоп ... хоп ... хоп ... хоп ну эдак в 2 раза реже. Садясь в седло, представьте себе, что лошадь пойдёт сейчас такой шикарной крупной рысью, как в телевизоре видели, и работайте поясницей так, словно вы этой самой рысью и едете. Тогда ваша спина будет "навязывать" лошади правильные движения и когда вы поймаете ритм друг друга вам обоим станет удобно.
Если на учебной рыси сидеть уж ну совсем никак, то работайте на строевой. Требования к импульсу и темпу остаются прежними, но вы перестанете стучать его по спине и он быстрее привыкнет и успокоится. Но коротенькие репризы учебки всё равно нужны - иначе как вы узнаете, что так тоже уже можно пробовать ехать.
 
Да, сбиваюсь, это точно. Я как только сбиваюсь, сразу перехожу на строевую, как бы восстанавливаю темп и сажусь заново на учебку. Но честно скажу выдерживаю очень мало. Так и работаю репризами.
Просто коник еще не простой. Не всегда бывает в рабочем настроении :lol:
 
У меня была та же проблема. Когда выдвигали коня на темп, не принимал на спину и убегал. Со временем, когда устаканился на темповой рыси, пошел реже и стабильно, конь стал шикарно принимать на спину.
Для себя я сделала вывод, что для того что бы вывести лошадь на мягкий аллюр, ему необходимо сдать в затылке, легко пойти на руку, соответственно, подвести зад и чем качественней сбор, тем комфортнее сидеть на такой лошади. Если лошадь ломиться в руку, сопротивляется затылком, торопиться, не управляется, на ней очень сложно сидеть н учебке и даже, наверное, бессмысленно. Лучше встать на стоевую, подумать о своих руках (зафиксировать их в одном положении, смягчить) и о посадке и добиться от лошади легкого контакта в поводе и хорошей проводимости от шенкеля.
То же, не судите строго. Мы только учимся:
http://video.mail.ru/list/toya/221/222.html
 
Со многими согласна. Темп - это активный и подведенный зад. Вставлю и свой рубль.
Большое значение в постановке на темп (ранее не темпованной лошади) придаю работе в руках и на корде. Подробно: необходимо проделать вначале работу по адаптации лошади к хлысту, то есть сделать так, чтобы лошадь задними ногами адекватно и охотно, без нервозности отвечала легкому прикосновению хлыста к крупу (желательно повыше - там, где хлыст прикасается, когда вы в седле) поднятием к животу и становлением после этого ноги вперед. Здесь важны постепенность и ненавязчивость. Занятия должны быть настолько коротки, чтобы пробуждать и сохранять интерес лошади к выполнению требований. То есть по началу буквально: при наложении хлыста поднял одну ногу, подставил под себя - все, молодец, свободен на все 4 до завтра. Пусть не смущает "несерьезность" требований в общем и занятий в частности - это только подготовка. (Хотя простота и прозрачность задач для лошади и берейтора, я считаю, важна на протяжении всего процесса.) Ну я параллельно реакции зада на хлыст включаю еще и работу по реакции переда на повод типа "правый повод - ПП вверх": мне так проще впоследствии диагоналить. Мне нравится доводить уровень мотивации лошади до того, что лошадь, имеющая возможность свободно шагать, будучи отправленная на круг, подходит ко мне сама и предлагает высоко шагать задом или передом или диагоналями (а раз в неделю я ввожу занятия на полной свободе без даже недоузка на лошади, в большой, 30х80, леваде по вольту вокруг себя, чтобы проверить мотивацию и посмотреть изъяны собственного баланса лошади). Когда в остановке лошадь от туширования подводит обе задние ноги, то можно перейти на шаг. В принципе, по началу я использую развязки, чтобы сразу предложить лошади нужный постав затылка и головы, иначе большинство лошадей, подводя зад, логично поднимают лицо, компенсируя равновесие. Развязки однако к трензелю цеплять не люблю, пристегиваю к мундштуку, но надо тщательно и деликатно выверять длину и высоту пристежки, чтобы не замкнуть лошадь. И когда, обычно через пару недель, постав головы лошадью понят, развязки и вообще что-либо ограничивающее с лошади снимаю - важно следить за тем, какая рамка удобна лошади, а не только, что хочется вам. К тому же без развязок ничто не мешает лошади вытянуть шею вниз и отдохнуть, снятие давления происходит моментально, что есть главный инструмент выездки. На шагу по небольшому вольту проделывается та же работа с подведение зада, что и до этого: под вынос ноги вы прикосновением хлыста просите выше приподнять и подставить ногу дальше под себя. Еще важно, чтобы при выполнении лошадью даже всего одного требуемого шага сразу бы следовала похвала и отдых, до тех пор, пока лошадь не научится делать его легко и с удовольствием, даже с рвением. Далее можно просить и 4 и 6 шагов, но более не стоит. Если лошадь научилась высоко под себя шагать задом, - можно просить то же самое и на рыси. Но умейте заметить и сразу похвалить нужную тенденцию в движениях. Просто на динамичной рыси у лошади не сразу получается скоординировать движения, а похвала для нее очень важна. Буквально 1 шаг задней ногой дальше под корпус должен награждаться сразу же. Полезно также вводить голосовую команду или просто щелкать языком под это движение, чтобы можно было еще и голосом просить с седла нужую рысь. Ведь для лошади это будет новым балансом и любые лишние движения вашими руками, ногами, корпусом будут, скорей всего, сбивать ее с толку. Это начало. Далее у меня тоже много работы с земли: это и четкие подъемы собранный шаг - темп.рысь, остановка - темп.рысь или пассаж, пиаффе - темп. рысь или пассаж. В галоп не делаю с зелеными конями подъемов, потому что симметрично сработать в подъемах диагоналями по вольту для лошади полезней и сложней и развивает баланс и координацию движений. Ну а вообще одно занятие я разбиваю так: разминочные шаг, спокойная свободная рысь с последующими раздвижениями\сокращениями, шаг; далее подведение зада на шагу, рыси с подъемами\переходами в сборе (все по паре шажочков, чтобы не наскучило :wink: ) в обе стороны; потом под седлом (шаг - переходы, боковые, рысь - переходы, боковые, галоп в том же духе. Все тоже желательно по одному чисто сделанному разу, либо, если проблемка возникла, - до первого чистого исполнения, и тоже по 4-6 шагов всего).
Надеюсь, кому-нибудь эта писанина будет полезной 8)
 
Сверху