Лошади в изобразительном искусстве

Или все-таки от кобылы породы Голландский рысак?

Журнал "Конный мир" :

Голландские "рысаки"​


Мало кто знает, что именно с фризских лошадей началось рысистое коннозаводство. История рысистого спорта начинается в 1650 году: тогда в Голландии на льду замерзшего озера состоялись первые бега. А полтора века спустя фризские рысаки-гардтраберы прославили свою породу на весь мир и стали родоначальниками практически всех призовых рысистых пород.


Итак, боевой рыцарский конь средневековья и одна из лучших каретных пород является в новом качестве: теперь фризы стали знамениты благодаря мощной резвой рыси, носившей название "гардтраб". До появления специализированных рысистых пород, таких как орловская или американская, лошади, способные идти ровной, резвой, машистой рысью, были редкими исключениями, случайной "игрой природы". И лишь среди фризов такие уникумы попадались достаточно часто. Конечно, это вовсе не значит, что фриз превратился в настоящего рысака: он оставался достаточно тяжелой и мощной каретной лошадью, и далеко не каждый представитель породы имел право называться гардтрабером, так что употреблявшееся иногда в отечественной литературе название "голландская рысистая лошадь" весьма условно. И все же на фоне других упряжных пород того времени рысь фризов производила впечатление.

"Для настоящей и красивой рыси потребно, чтобы лошадь на бегу поднимала голову и шею, свободно двигала плечами и коленями, вытягивала тело и, поднимая копыта, прижимала их так, чтобы ноги следовали одна за другою, подобно крылам ветряной мельницы", - так описывает ход гардтрабера автор начала XIX века. Если от каретных лошадей требовалось показывать на рыси утрированно высокие, а следовательно, непроизводительные движения (как говорится, идет круто, да все тута), то рысь фриза, сохраняя в определенной степени парадность и красоту, уже отличается энергичностью и хорошим продвижением вперед. Эти особенности хода фризские лошади сохранили до наших дней, существует даже такое понятие - "фризская рысь".


Первоначально состязания гардтраберов проводились под верхом. Вместо седла на широкую спину коня клали пестрый шерстяной ковер, в хвост вплетали "цветной пучок". Впоследствии в употребление вошел высокий двухколесный экипаж, названный на французский манер - "шез", то есть "кресло" (в смысле "кресло на колесах"). В каждом заезде участвовали только два соперника, дистанция была прямая и короткая - 325 метров. Чтобы победить, нужно было стать первым два раза из трех, за проскачку лошадь лишалась приза.

В XVIII - начале XIX веках соревнования гардтраберов были чрезвычайно популярны: они проводились во многих городах и деревнях Фрисландии. В местных газетах первой половины XIX века историки нашли почти три тысячи упоминаний о таких состязаниях! Главным призом самых крупных бегов были серебряные или золотые бичи. В 1823 году голландский король Вильгельм I утвердил в память битвы при Ватерлоо ежегодный приз - "Королевский золотой бич".


Из истории коннозаводства,
и не только отечественного​


Однако вернемся в конец XVIII века, во времена популярности фризских гардтраберов и зарождения специализированных рысистых пород. В 1783 году граф Алексей Григорьевич Орлов приобрел в Голландии жеребца и восемь кобыл, которым суждено было сыграть совершенно особую роль при создании орловского рысака, ведь одна из привезенных лошадей стала матерью родоначальника породы Барса. Орлов использовал в своей работе десятки представителей самых разных пород и типов, но все же способность к резвой рыси его лошади получили в первую очередь от голландских кобыл.


То, что большинство этих кобыл, и в том числе мать Барса, были не типичной для фризской породы серой масти, не должно нас сильно смущать: в прошлом единообразие масти вовсе не было отличительной чертой фризов, немало попадалось среди них гнедых и серых, а в средние века, говорят, встречались даже чубарые. Последняя гнедая фризская кобыла была записана в племенную книгу в 1928 году. Серая масть могла распространиться в породе во время испанского владычества под влиянием андалузской и берберийской крови. Профессор В.О.Витт предполагает, что Орлов специально подбирал в Голландии серых кобыл, у которых кровь берберийских предков проявлялась сильнее - ведь фризы все-таки были рыхловаты, грубоваты, громоздки. Впрочем, может быть, графу просто не нравилась вороная масть.

Орловский рысак унаследовал от фризских предков и некоторые черты экстерьера: крупный рост и костистые ноги с большими копытами, украшенные довольно большими для полукровной лошади шелковистыми щетками. Возможно, и вороная масть распространилась среди орловцев благодаря голландским кобылам. Повторное прилитие фризской крови орловскому рысаку было предпринято уже после смерти графа Орлова: в 1825 году управляющий Хреновским конным заводом В.И.Шишкин выписал из Голландии несколько вороных кобыл, которых широко использовал в племенной работе.

 
B старину в Нидерландax ездовых лошадей делили на "северных Грёнингенов", это были лошади "более тяжелые и преимущественно темных мастей", позже они сформировались в племенную книгу Фризов
Вообще Гронинген - это и провинция другая, чем Фрисландия, и порода лошадей там своя.
Та же история с Гельдерлендом.

Происхождение у этих пород близкое с фризами (а еще есть ост-фризы), но к настоящему моменту это "не муж и жена, а четыре разных человека".
 
Фрагмент картины. Что такое " кермес" даже Гугл не знает.
 

Вложения

  • IMG_20211006_132052.jpg
    IMG_20211006_132052.jpg
    246,3 KB · Просмотры: 108
  • IMG_20211006_132057.jpg
    IMG_20211006_132057.jpg
    151,6 KB · Просмотры: 105
мать Барса, были не типичной для фризской породы серой масти, не должно нас сильно смущать
Орлов не горел желанием использовать голландских лошадей, т.к. они были со множеством экстерьерных недостатков и даже пороков. Почему же кобылы Орлова были серыми, объясняет д-р Шапоруж. По совету герцога Ньюкэстлского, для улучшения голландских лошадей стали ввозить восточных лошадей, по преимуществу, варварийских, причем, серых. Варварийским отдавалось предпочтение перед арабскими, как более крупным и способными хорошо ходить рысью. Вот и изображение такой голландской лошади
Буфер обмена01.jpg


И изображение голландской лошади из книги Витта В.О.
Буфер обмена02.jpg


По-моему, в музее коневодства есть портрет голландской серой лошади...
 
Орлов не горел желанием использовать голландских лошадей, т.к. они были со множеством экстерьерных недостатков и даже пороков. Почему же кобылы Орлова были серыми, объясняет д-р Шапоруж. По совету герцога Ньюкэстлского, для улучшения голландских лошадей стали ввозить восточных лошадей, по преимуществу, варварийских, причем, серых. Варварийским отдавалось предпочтение перед арабскими, как более крупным и способными хорошо ходить рысью.

В.О . Витт - "Из истории русского коннозаводства" - о создании орловской верховой и орловской рысистой пород про использование лошадей голландского происхождения написано вот что : всего был использован 1 жеребец ( из 63 жеребцов разных пород ) и 15 голландских кобыл ( из 143 ), из них только жеребец и 2 кобылы были вороной масти, они "сыграли весьма малую роль в Хреновом"(с). Другие кобылы, в том числе и мать Барса I, были нетипичной для голландских лошадей серой масти, при чем от покупки вороных, видимо, воздерживались. Приобретались не просто упряжные, каретные, а именно рысистые экземпляры. Есть версия, что серые кобылы принадлежали к более породным ответвлениям фризской лошади, улучшенным прилитием восточной ( варварийской ) крови, которое практиковалось в Голландии в конце XVII - начале XVIII в.


Достоверно известно, что при создании орловской породы были использованы голландские "рысаки" из Фрисляндии. Были ли это предки современных фризов, или побочные ответвления, не оставившие в голландском коневодстве продолжения, можно только догадываться.
 
Погуглила насчёт "кермессы" - да, сельский праздник
Картина "Два всадника на берегу" - немецкий художник?
Лошади похожи на ЧК, но не боятся волн... Наверное, это немецкие спокойные лошади.
Недавно мне показывали одного "немца", говорили, что очень спокойный (хотя жеребец).

Насчёт происхождения орловцев: а что, сейчас это проблема - установить по ДНК, кто кому родственник?
 
Картина "Два всадника на берегу" - немецкий художник?
Макс Либерман, немецкий еврей. У него много картин с "пляжно-лошадиной" тематикой)
0608bdc0961653e386fc92008f16285e_2.jpg


faf1602f37fffb6d400a942e96e8e5e5.jpg

Max_Liebermann_-_Le_Cavalier_sur_la_plage.jpg
Max-Liebermann-Rider-on-the-Beach-Facing-Left.jpg


Max_Liebermann_-_Reiter_und_Reiterin_am_Strand_(1903).jpg

И не менее интересный "лошаденок")
756825_original.jpg
 
Неаполитанская лошадь. Гравюра И. Ридингера (Музей коневодства ТСХА)

1.jpg


Мекленбургская лошадь. Гравюра И. Ридингера (Музей коневодства ТСХА)

3.jpg


Фризская (голландская) лошадь. Гравюра И. Ридингера (Музей коневодства ТСХА)

2.jpg
 
Насчёт происхождения орловцев: а что, сейчас это проблема - установить по ДНК, кто кому родственник?
ДНК показывает близость орловца к европейским упряжным породам, каким именно - не знаю, в статье не указывалось. И статью сейчас уже не найду...

Художника не знаю, картину нашла где-то в интернете. Конный портрет К. Ворошилова. Чем интересен: лошадь это вполне конкретная - буденновский Символ от Симпатяги и Волны.
К.Ворошилов на Символе.jpg
 
Wilson's Arabian - художник Thomas Spencer
Wilson's Arabian.jpg


Собирала портреты конкретных лошадей (т.е. известно, кто изображен на картине)... Разные художники, а лошади изображены одинаково.. И уже запуталась, этот художник написал портрет или другой... Вот, к примеру: Bay Bolton от разных художников.
Thomas Spencer (1700 - 1753)
Bay Bolton.jpg

от John Wootton (1682 - 1764)
Bay Bolton.jpg


Flying Childers от разных художников
John Nott Sartorius (1755–1828)
Flying Childers.JPG


John Wootton (1682 - 1764)
flying-childers.jpg


Thomas Spencer
Seymour_The_Duke_of_Devonshire_s_Flying_Childers_held_by_a_Jockey_master.jpg



Вот ещё вот такой интересный портрет от Томаса Спенсера:
Scipio, a Spotted Hunter, the Property of Colonel Roche

Photo credit: Yale Center for British Art
Scipio, a Spotted Hunter, the Property of Colonel Roche c.1750
 
Последнее редактирование:
Сверху