Мой мир, возникший из мечты. О лошадях, о жизни, о себе...

Да ну, бред. Не знаю, откуда это выражение пришло и почему именно 150 раз. По-моему, мастерство выражается как раз в умении НЕ падать с лошади, что, в свою очередь, должно быть прямым следствием того, что всадник не вызывает у лошади желания скинуть его, а это произрастает из того, как обучали и лошадь, и человека на начальном этапе, как обращались с ними обоими, какие знания в головы вложили, короче, своеобразный замкнутый круг )))

(случайные падения, без умысла со стороны лошади, разумеется, не в счет)
 
Я думаю, все лошади думают так: Все мы немного лошади. Поэтому, чуть зад подкинул, чуть на свечку встал, чуть прикусил, чуть испугался, чуть оперся на человечка... человечек сломался. ой, мы и не думали о таком. :)
 
Говорю как человек, падавший с лошади 75+ раз за 15 лет, падений 60 при этом пришлись на первые года 4. Это происходило потому, что я ездила не в стерильных условиях манежа и не на лошадях уровня БП. Я ездила на самых обычных прокатных, на хобби лошадях, очень много ездила в поля, и очень много сталкивалась со всеми экстремальными ситуациями. И поэтому меня сейчас очень сложно удивить и я понимаю примерно все возможные телодвижения лошади в принципе в любой ситуации. Высаживали меня при этом ну раз 5 наверное... И у меня практически не было одинаковых падений, чтобы вот прямо по одной и той же причине и с одного и того же резкого движения лошади. Тело быстро учится не падать)
 
А мне с детства "везло" как раз на всяких брыкучих лошадей, особенно поначалу в деревне и потом в прокате, поэтому меня частенько именно высаживали. Но так же очень много падений было по собственной дури, когда в буквальном смысле в повороте ветром сдувает исключительно из-за собственной невнимательности. Ну и плюс личные особенности, из-за проблем с равновесием и координацией мое тело так и не научилось не падать, равно как и падать грамотно. Бывало, после очередного "родео" я оставалась в седле и когда меня спрашивали, мол, нааааадо же, и как ты только усидела, в ответ смеялась, мол, держусь исключительно на страхе падения, ибо первое, что касается земли - это голова, независимо от размеров лошади, от того, что она сотворила, как именно и куда я лечу, сколько раз меня в воздухе перевернет и т.д. Башка всегда перевешивала. Наверное, дюже вумная была. Плюс если ездишь на улице, да еще осенью/весной, когда кругом лужи и грязь... ну неееееет, падать в ЭТО я не согласна!
🤣🤣🤣
 
У меня парусность большая, меня сносит с лошади 😀
Почти забыла показать свою "страшную орхидею". Стала пересаживать сегодня и поняла, что не было ее еще в эфире.
IMG_7520.jpg
 
Но, при падении, саська умудрилась уничтожить важный объект своего гардероба, а именно штаны. Они даже не порвались, они просто разлетелись на две части, я такого еще даже не видела никогда.
Ааааааа!!!!!!! Рыдаююююю!!!!!!!!! 🤣 🤣 🤣 Надо было снимать сей эпичный момент! Я тоже никогда не видела, чтобы штаны разлетались на части.)))))))))))
Кто то сказал, что для того, что бы научиться ездить на лошади нужно упасть 150 раз.
Как дипломированный тренер, могу сказать, что чтобы научиться ездить на лошади, нужно не совсем это. 😜 🤣
По-моему, мастерство выражается как раз в умении НЕ падать с лошади
Таки да.)))))
Говорю как человек, падавший с лошади 75+ раз за 15 лет, падений 60 при этом пришлись на первые года 4. Это происходило потому, что я ездила не в стерильных условиях манежа и не на лошадях уровня БП. Я ездила на самых обычных прокатных, на хобби лошадях, очень много ездила в поля, и очень много сталкивалась со всеми экстремальными ситуациями.
Алён, сейчас, конечно, есть возможность заниматься сразу в манеже, с тренером, на хорошей лошади, но всадники нашего поколения (девчонки не дадут соврать))) ВСЕ начинали в прокатах где-нибудь в пригороде, где плац с песком считался великой роскошью! А так обычно ездили по грязи или посыпанной навозом площадочке зимой, на лошадях, у которых адекватность считалась чуть ли не чудом и было счастьем, если тебе доставалась лошадь, которая не высаживает, реагирует хоть на что-то и ловится в деннике при попытке надеть уздечку.)))
Я падала с лошади просто во время движения, два раза. Причём, первый раз меня уронили специально - девочка-инструктор в прокате очень сильно хотела торт, о чём и сообщила. )) Она гоняла нас с подругой (мы были совсем новички) переходами рысь-галоп, пока не вымотала до такой степени, что на очередном переходе с галопа в рысь я просто физически не удержалась от усталости. Все остальные мои падения были уже на прыжках, вернее, на закидках.)))) И ещё три раза я падала вместе с лошадью.))
ибо первое, что касается земли - это голова, независимо от размеров лошади, от того, что она сотворила, как именно и куда я лечу, сколько раз меня в воздухе перевернет и т.д. Башка всегда перевешивала. Наверное, дюже вумная была.
Хе-хе! А я всегда спиной падала. Тоже из любого положения и с любым вывертом, приземлялась на спину. Особенно эпично это смотрелась, когда я таким образом хряпалась куда-нить в брусья и меня радостно засыпало жердями, а сверху падали стойки.)))) Народ говорил, что выглядело сие жутко, но мне очень везло, и максимум, я набивала синяки.)))
Плюс если ездишь на улице, да еще осенью/весной, когда кругом лужи и грязь... ну неееееет, падать в ЭТО я не согласна!
О, да! Это очень серьёзный стимул!)))) Особенно если штаны свежепостиранные.)))))))))
Почти забыла показать свою "страшную орхидею".
да вроде не сильно страшная.))))))))
 
ВСЕ начинали в прокатах где-нибудь в пригороде, где плац с песком считался великой роскошью! А так обычно ездили по грязи или посыпанной навозом площадочке зимой, на лошадях, у которых адекватность считалась чуть ли не чудом и было счастьем, если тебе доставалась лошадь, которая не высаживает, реагирует хоть на что-то и ловится в деннике при попытке надеть уздечку.)))
Дааа! Зато какая у нас в этом смысле была закалка! Потом приходишь устраиваться на работу конюхом и практически нет проблем с тем, чтобы поймать и вытащить из денника какую-нибудь такую лошадь (которую тебе опять же специально могут подсунуть "старички", чтобы проверить на вшивость, так сказать).
Причём, первый раз меня уронили специально - девочка-инструктор в прокате очень сильно хотела торт, о чём и сообщила.
Вот зараза. И что меня особенно умиляет, тогда, в те без шуток суровые годы никто вообще не думал о том, что в результате такого падения человек может получить серьезную травму или вообще убиться на хрен. Вот интересно, что бы делала эта девочка, если бы в результате ее действий получился перелом или что похуже?
А я всегда спиной падала. Тоже из любого положения и с любым вывертом, приземлялась на спину. Особенно эпично это смотрелась, когда я таким образом хряпалась куда-нить в брусья и меня радостно засыпало жердями, а сверху падали стойки.)))) Народ говорил, что выглядело сие жутко, но мне очень везло, и максимум, я набивала синяки.)))
Бррр. Даже не хочу представлять. Действительно везло.
Особенно если штаны свежепостиранные.)))))))))
Особенно если они ЕДИНСТВЕННЫЕ )))))))))
 
Надо было снимать сей эпичный момент
А я сняла 😬
девчонки не дадут соврать
Ой, что былоооо. Да, сейчас мне кажется, что любой, прошедший прокат 80-90 может спокойно быть каскадером.
А мой самый любимый случай, я уже кажется рассказывала " еду я такая вся на шпрунте, вдруг, хрясь! и в руке обычная бельевая веревка!" Это все, что можно сказать о экипировки тех времен. Лошади.. а разные были. Иногда, их париями притаскивали с какого то хозяйства и нате! Выживайте с ними или на них ,или под ними. Это уж как у кого хватит смекалки и везения. А были еще и манежи убийцы. Кто знает манеж в Стрельне, тот понимает о чем я. но ничего, прыгали и там, и езды ездили, да ездят и сейчас.
Да, были люди в наше время...
 
Я начинала в 1988 ...кажется . Моей самой первой лошадью в конной школе была вороная орловская рысачка Непутевая.
О, кстати! Я ж тут Саськин проект написала. Завершающая его часть, звучит примерно так. Коневодству в России пи...ц, оно держится только на таких интуЗИЗастах как наша семья. :) (писала я конечно о орловской и русской рысистой породе)
 
Ой, что былоооо. Да, сейчас мне кажется, что любой, прошедший прокат 80-90 может спокойно быть каскадером.
Блин. Вот чую, всю жизнь чую, что не тем занимаюсь... ))))))))))))))))))
Я впервые в 1989-м приобщилась.
Помню самый идиотский и самый вдохновляющий разговор с тренером и студентами сельхозинститута, когда они в очередной раз дали мне одну из самых брыкучих кобылищ и притом без седла.
- А если она куда-нибудь не туда побежит?
- А ты сиди и держись.
- А если не удержусь?
- Жить захочешь - удержишься!
🤣
Молодец!!! Зато какая память, Саська потом своим детям и внукам покажет, вместе поржут.
О, кстати! Я ж тут Саськин проект написала. Завершающая его часть, звучит примерно так. Коневодству в России пи...ц, оно держится только на таких интуЗИЗастах как наша семья.
Класс! Блин, я хочу это почитать/посмотреть! Можно?..
 
Я его еще до конца не собрала. Это очень сырой вариант, но что то допишу, улучшу и все! добби свободен!
«Лошадь гораздо щедрее, чем человек, одарена инстинктами и физиологическими чувствами. Слышит лошадь лучше кошки, обоняет тоньше собаки, она чувствительнее к ходу времени к перемене погоды…. Нет ей равного на земле животного»

А. Куприн.

Трудно не согласиться со словами классика, ведь лошадь как ни одно другое животное кардинально поменяло жизнь человека. Чем? Вспомним старую поговорку «Лошадь-крылья человека» Действительно, только благодаря лошади человек научился сокращать расстояния, преодолевать непроходимые болота и топи. Быстро доносить из одного места сведения и продукты. Благодаря лошади, войны вышли на другой виток развития. В конце концов лошади подарили нам за счет своей крови массу вакцин, которые лишили нас смертельных болезней.

Откуда же взялось такое чудо природы.

Древние предки лошади появились в эпоху эоцена (около 60 млн лет назад). Одним из них был эогиппус, обитавший в тропических лесах Северной Америки. Его родственник – хиракотериум облюбовал земли нынешней Западной Европы. Никак нельзя было бы узнать в этом уродце (рост не более полуметра) с выпуклой спиной, маленькой головой на короткой шее — будущих мощных тяжеловозов, изящных ахалтекинцев, быстрых как ветер арабских скакунов.

Древнее существо своим обликом больше напоминало собаку или овцу. Палеонтологические останки этого животного обнаружили в 60-е годы 19 в. Интересно, что название «эогиппус» переводится, как «Первая лошадь». Кормом для эогиппуса служили мягкие плоды и сочные листья. Поэтому зубы его совсем не походили на зубы современной лошади. Они имели невысокую коронку, ведь были приспособлены для щипания и перетирания нежной растительности. При ходьбе животное опиралось на четыре пальца тонких передних лап. Задние конечности имели по три пальца.

Виды эогиппус и хиракотериум просуществовали около двух десятков миллионов лет, с эпохи эоцена до олигоцена. Расселились они на огромные территории Америки и Евразии. Там, где сейчас находится Берингов пролив, в древности два материка соединял узкий перешеек. По этому «мосту» и странствовали хиракотериумы и эогиппусы. В конце-концов они уступили место под солнцем доисторической планеты более крупным животным, у которых тремя пальцами были снабжены все конечности. Это были: мезохиппусы, парагиппусы, анхитерии. Наступил эпоха миоцена. Стало значительно холоднее. Вместо болотистых непроходимых джунглей выросли широколиственные леса, раскинулись бескрайние степи и луга.

На останках мезохиппусов мы видим, что те имели по три пальца на всех четырех ногах. Но при ходьбе опирались на более развитый средний палец, который оканчивается копытом. Само животное стало значительно крупнее своих предшественников. Его рост достигал уже 120 см. Другой вид древних лошадиных, живший примерно в то же время – анхитерии. Они проделали около 24-х млн лет назад путешествие из Америки в Азию. Но это им не помогло. Анхитерии, которые были ростом с пони, вымерли, не оставив после себя наследников

Чтобы выжить всем ветвям рода лошади, пришлось сменить свой рацион. Сочные плоды и побеги остались в прошлом. Их заменила сухая и жесткая трава. Это привело к изменениям жевательного аппарата. На поверхности зубов мезохиппуса появились эмалевые неровности в форме гребня, увеличилась высота коронок. Более совершенные челюсти помогали тщательнее пережевывать жесткий корм. Мягкую болотистую почву сменила земная твердь. Это стало причиной усовершенствования конечностей у новых видов древних эквид.

Критических похолоданий в истории Земли было несколько. Каждое из них кардинально изменяло флору и фауну. Особенно резким переменам климата и ландшафта подвергалась Европа. Становившаяся все более суровой внешняя среда ускоряла эволюционный процесс животного и растительного мира. Именно поэтому в Европе сложился подвид настоящих лошадей, которые довольно сильно отличаются от других своих соседей по роду – зебр и ослов. Первобытные лошади, жившие 10-11 тыс лет назад мало отличались от современных скакунов. Преобразование конечностей и челюстей, их удлинение вызвали изменения пропорций других частей тела эквид.

Они стали выше ростом, голова венчала длинную шею. Обозревать окрестности, выискивая опасность, стало гораздо удобнее. Устройство мозга лошадей ледникового периода становилось все сложнее, животные приобретали новые физиологические качества, помогающие выжить. Но в конце-концов почти всех диких лошадей истребили первобытные охотники. Оставшиеся дикие особи различных видов в неолите стали объектом одомашнивания.

Одомашнение лошади, тоже имеет много спорных сторон. Ведь существующие сегодня, дикие лошади, приручаются крайне тяжело, известны только единичные случаи. Лошадь — это, скорее всего, последнее животное из тех, которые были одомашнены. Возможно, причиной этого является нервность и агрессивность диких лошадей. Считается, что впервые лошади были одомашнены на Ближнем или Среднем Востоке и в Центральной Азии.
Одомашнивание лошади произошло примерно 5—6 тысяч лет назад. Однако в Евразии были найдены более ранние наскальные рисунки и вырезанные на камнях изображения лошадей в простейшей сбруе.

До того как лошадь превратилась в упряжное животное, она была добычей охотников. Она служила для получения шкуры, молока, крови, шерсти и кости. Люди кочевали за стадами своих лошадей и других пастбищных животных. Со временем эти животные были наполовину одомашнены (одновременно с развитием оседлого сельского хозяйства). Возможно, именно тогда очень высоко стали цениться сила и скорость лошадей. Животных широко использовали (наряду с быками и оленями) для перевозки грузов — их запрягали в сани и телеги. Вероятно, в качестве «верховых» лошади впервые начали использоваться для перевозки больных, раненых или очень старых людей, которых поднимали на спину тягловых животных.

В древности лошади были намного мельче, чем в наши дни. Только в последние два столетия животные выше 15 ладоней стали широко использоваться для верховой
езды. Эти мелкие лошадки подходили скорее для упряжки в колесницы. Во время войн скорость и сила лошадей, запряженных в колесницы, зачастую имели решающее значение и не раз были причиной крушения империй и даже цивилизаций. Ни одно из других домашних животных не оказало такого огромного влияния на военное дело.

С одомашниванием лошадей в лексикон людей вошли такие понятия как коневодство и коннозаводство.

В чем разница?

Коневодство — это отрасль животноводства, занимающаяся разведением и использованием лошадей.

Коннозаводство — это разведение лошадей на конных заводах с целью разведения, выведения и усовершенствования конских пород.

Таким образом, можно сказать, что коннозаводство является частью коневодства.

В мире насчитывается более 250 пород лошадей, только три из них считаются чистокровными: арабская, ахалтекинская и чистокровная верховая. Лошадей остальных пород называют чистопородными.

Считается, что так или иначе к ним восходят все породы лошадей, которые существуют в нынешнем мире.

Из-за большого числа пород, специфики и цели их выведения невозможно в полной мере в данной работе описать коневодство и коннозаводства во всех странах. Поэтому, я остановлюсь на России из глубины веков и до наших дней

Как и изначально на всей территории земного шара, на Руси лошади представляли собой сначала еду. Но, в процессе одомашнивания, лошади переходили из стадии просто еды в стадию помощника человека и в древних летописях уже отмечается, что на Руси возникли первые породы, но я бы сказала первые типы лошадей.

Милостыне — местные верховые лошадки высшего качества, которыми князья награждали своих подданных. На таких лошадях ездили высшие чины княжеской дружины. Милостных жеребцов использовали как «улучшателей» в табунах, что говорит о наличии в Древней Руси зачаточных форм коннозаводства ещё до монголо-татарского нашествия.

Сумные лошади — предназначались для перевозки сум и вьюков, но они годились и под седло, обычно на них ездили рядовые дружинники.

Подводные (товарные) лошади при большой силе были неповоротливы и их использовали только в обозах.

В русских летописях XII века упоминается о «фарях» — благородных лёгких скакунах, происходящих от лошадей Древнего Востока. Вероятней всего то, что именно эти лошади стали основой лёгкой породы, от которой впоследствии произошла украинская лошадь. К XIII веку коневодство на Руси достигло значительного развития — самые многочисленные табуны и большие конюшни принадлежали князьям, боярам и монастырям. Поголовье пополнялось за счёт покупки и захвата лошадей у половцев, печенегов и народов, кочевавших в степях от Чёрного до Азовского морей, а также за счёт поборов у своего же населения. Лошади ценились в те времена очень высоко. Этому свидетельствует тот факт, что по законодательству Ярослава Мудрого (XI век), виновный в убийстве чужого коня должен был уплатить в казну 12 гривен и 1 гривну потерпевшему, а за убийство свободного крестьянина — всего 3 гривны. Русская конница в до монгольского периода была малоподвижна и немногочисленна, именно с этим историки связывают поражения княжеских дружин при Калке (1223 г.) и в сражениях с монголо-татарами. Во времена монголо-татарского ига русское коннозаводство было разорено, полностью прекратилось поступление восточных лошадей «фарей». Не желая походить на быстрых татарских наездников, русские князья и бояре предпочитали ездить шагом на грубых и медлительных лошадях. Прошло много времени пока русское коневодство оправилось от разорения. Но не менялись представления о боярской лошади тяжелой и неповоротливой. Первый, кто по достоинству оценил преимущество лёгких татарских лошадей, был Дмитрий Иванович Донской (1350-1389 гг.). Для своей конницы он использовал степных лошадей, которых приводили из-за Волги татарские купцы. В битве на Куликовом Поле (8 сентября 1380 г.) на русской стороне сражались десятки тысяч конных воинов: около половины было набрано в Московском княжестве, остальные были новгородцами или литовцами. Кроме этого, Дмитрий Донской привлек под свои знамена беглых людей, составлявших приволжскую вольницу. Эти воины на легких резвых лошадях называли себя татарским словом «кайсаки», то есть наездники. Позднее в русской речи это стало произноситься как «казаки» (в летописях оно появилось в 1444 году). После Куликовской битвы был нанесён удар по татарскому игу. Одновременно было сломлено предубеждение против лёгких и быстрых лошадей, и для Руси открылся обильный источник для пополнения русских конюшен. После Дмитрия Донского на Руси было две основных породы: это русская улучшенная и татарская. Определенную роль в создании русских пород сыграли поступавшие с Запада через Великий Новгород ливонские клепперы и литовские жмудки. Клепперы упоминаются в немецких хрониках с XIV веков, как невысокие, но выносливые, с правильным экстерьером лошади под тяжелых всадников. Жмудки — местные лесные лошадки, улучшенные прилитием крови, как Восточных, так и Западных лошадей. Они оказали влияние на лошадей Белоруссии, а позднее в Германии (в XVIII в.) были использованы для выведения Тракененской породы. Во времена Ивана Третьего (1440-1505 гг.) слово «фарь» было забыто и благородных восточных лошадей стали называть «аргамаками» независимо от того была ли эта лошадь персидской или иной породы. Персидские лошади особенно ценились после женитьбы Ивана Третьего на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора. Один из первых конных заводов был создан при Иване Третьем в подмосковном селе Хорошеве, по его же приказу приобретались лошади западных заводских пород, персидские и другие аргамаки для заводского использования. Но вместе с тем у знати всё ещё оставалась мода на крупных, тяжелых и неповоротливых лошадей. Эта вековая традиция сохранилась в Московском княжестве вплоть до Петра Первого, который сломал её вместе с другими боярскими пережит ками.

Мало кто знает, что Петр первый наряду со своими остальными реформами произвел и реформу коневодства на Руси.

В 1701--1704 годы по распоряжению Петра 1 некоторые дворцовые, бывшие «государевые конюшни» под Москвой были переведены в отдельные губернии страны в ведение губернаторов. Вместе с этими конными заводами была переселена часть крестьян из этих конюшенно-дворцовых сел. В 1707 году в районе реки Битюг в селе Бобровское (Воронежской губернии) «был основан государственный конный завод из 63 лошадей, преимущественно тяжелых пород, сырого склада, переведенных из Скопинского конного завода» под Москвой.

Скрещивание их с местными улучшенными лошадьми, наличие хороших кормовых трав и благоприятных климатических условий при селекции привели к созданию знаменитого в прошлом тяжеловоза Битюг (М. Е. Лобашев, 1954).

Развитие коневодства и коннозаводства в России привело к созданию и других отечественных пород лошадей (мезенской, обвинской, донской). В армию набирали лошадей трех видов: верховых, артиллерийских и обозных. Таким образом, нужды армии диктовали породную и типовую специализацию конского поголовья.

28 января 1724 года Петр 1 издал указ об основании Российской Академии наук в Петербурге, «чтобы народ от того пользу имел». Академия наук была открыта 1 августа 1725 года, а с 1728 года она стала издавать научные труды, в которых публиковались некоторые вопросы развития коневодства.

20 мая 1732 года генерал-майором А. П. Волынским, возглавлявшим Дворцовую конюшенную канцелярию, была составлена «Инструкция о приведении конских заводов в лучшее состояние и о размножении оных». В ней говорилось: «Осмотреть вам все наши конские заводы и оные разобрать по доброте и по шерстям (то есть по масти) как кобыл, так и жеребцов и приплодных от них жеребят, а именно: выбирая рослых статных лошадей и чтоб в них природных пороков не было, а именно: седлистых, острокостых, головастых, щекастых, слабоухих, лысыхи прочих тому подобных...»

Конюшенно-заводскому ведомству вменялось в обязанности подбирать годных для заводов лошадей «вороных, карих, бурых, ворончалых, карочалых и буланых. А прочих шерстей в заводах не держать, разве которые кобылы чистые и годные к шпанским, английским, персидским жеребятам для заводу будут, и тех больше ста кобыл не держать; и которые кобылы выбраны годные к заводским будут, оных разобрать по шерстям, чтобы одна шерсть с другого на заводе не весьма мешалась... А прочих негодных жеребцов, кобыл и жеребят отобрать и определить в особливые места по своему рассмотрению, дабы оные более с отобранными и годными в заводах лошадьми не мешались» (Н. Зезюлинский, 1893).

В указанной инструкции были уже официально приняты в основу развития коневодства и коннозаводства принципы отбора и подбора и случки лошадей по экстерьеру, учитывая положительные качества получаемого молодняка. Предусматривались меры ухода, содержания и кормления лошадей зимой хорошим сеном и овсом, а летом на пастбищах с наличием разнообразных кормовых трав.

В целях подготовки кадров инструкцией предусматривалась организация при Дворцовой конюшенной канцелярии в с. Хорошове, под Москвой, специальной конюшенной школы «для детей подъячих, церковных и земских дьячков и пономарских, умеющих грамоте». Эта школа была открыта 12 июня 1735 года. В нее было набрано 80 учеников. Всем им были назначены казенное питание и обмундирование. В течение 6--7 лет они изучали общеобразовательные предметы, а потом их отдавали вольным мастерам государственных конных заводов для обучения в течение трех лет различным специальностям по коневодству, ветеринарии, кузнечному делу и др. (С. П. Волков, 1951).

По данным Н. Кукольника (1843), 16 марта 1733 года правительством был утвержден свод правил (регламент), устанавливающий порядок работы государственных конных заводов, а также права и обязанности должностных лиц (управляющего, его помощника, конюхов, коновалов и др.).

Начиная с 1733 года в России стали создавать при кавалерийских и артиллерийских полках русской армии первые ветеринарные лазареты («лековые конюшни»), «конские аптеки» и кузницы.).

При строительстве новых государственных конных заводов главное внимание уделялось кормовой базе, наличию хороших лугов и пастбищ, заготовке на зиму сена и овса. В середине XVIII века в стране было 20 крупных государственных конных заводов. В этих заводах числилось 14 отечественных и иностранных пород.

Были и частные конные заводы. В 1756 году был издан специальный указ правительства, обязывающий дворян выращивать лошадей, пригодных для русской армии. По данным Д. Дубенского (1896), в России в 1700--1725 годы имелось 3 крупных частных конных завода (200 кобыл), а в 1776--1800 годы их было уже 35 (3189 кобыл), к началу XIX века -- 250, в том числе ныне известный Хреновской - колыбель орловской рысистой породы.

Основанная в конце XVIII века «Экспедиция государственных конских заводов» разработала «Устав государственных конских заводов», который предусматривал породное улучшение лошадей государственных и частных заводов.

Говоря о породах лошадей в России, в частности, породах выведенных именно в России, нельзя отдельным постом не выделить Орловскую рысистую породу лошадей. Эта порода уникальна. Уникальна прежде всего тем, что эта первая в мире рысистая порода лошадей. Создателем данной породы является граф Орлов Чесменский. Существует легенда, что когда Екатерина II и сопровождавший ее граф Орлов ехали из Петродворца в Санкт-Петербург в 1762 году для совершения дворцового переворота, лошади вымотались посреди пути, им пришлось искать замену, было потрачено время , а время в таких делах как известно, может сыграть решающую роль. Так вот тогда, и пришла к Григорию Орлову мысль, о том , что нужна совершенно новая порода лошадей. Быстрая, легкая, выносливая, а главное , которая может преодолевать большие расстояния таким аллюром как рысь. Аллюр-это скорость движения лошади. Да, строчка Газманова «вы аллюром несетесь и не признаете узды2, для конников абсурдна. Аллюром нестись нельзя. Можно нестись галопом, бежать рысью, идти шагом. Собственно, это и есть три основных аллюра лошади. При чем, шаг и галоп для лошади аллюры врожденные, а рысь, аллюр приобретённый. Таким образом Орлов поставил перед собой потрясающую по масштабу и трудности исполнения задачу. Вывести не только новую породу лошадей, но и породу с характерным, признаком хода. Обладая покровительством императрицы, имея практически неограниченные финансовые возможности и незаурядный ум, граф Орлов взялся за дело.

По моему мнению, ярчайшим событием для новой породы и основной вехой ее создания стало приобретение в 1776 году у султана из Турции за огромные деньги роскошного арабского (а мы знаем, что это одна из чистокровных пород) скакуна. Его звали Сметанка, так как его шерсть была окрашена в светло-серый, почти белый цвет. Так же у Сметанки была одна генетическая особенность. Лишний позвонок, что удлиняло его корпус.

Но, как бы не был роскошен жеребец, выведение новой породы требует не только приобретение ценного генетического материала

В 1764 году Екатерина II подарила Алексею Орлову подмосковное имение - село Остров, в 18 верстах к югу от Москвы, неподалеку от нынешней железнодорожной станции Люберцы. Орлов начал создавать в Острове на берегу Москвы-реки конный, или "конский", как тогда говорили, завод, который в середине 1770-х годов стал лучшим и крупнейшим в России; именно здесь началось создание знаменитых орловских рысаков. Первообраз будущего рысака.

Поначалу граф задумал скрещивать арабских жеребцов с кобылами неаполитанской и датской пород. Но эти лошади, хотя и способные бежать рысью, не обладали нужной выносливостью и были излишне грузными. К тому же имевшийся в распоряжении графа выбор арабских жеребцов оставлял желать лучшего. Между тем Аравия, родина арабских лошадей, находилась под властью турецкого султана, и доступ к заветному племенному фонду был для российского селекционера практически закрыт. Но тут разразилась русско-турецкая война 1766-1774 годов, одним из результатов которой, и являлось приобретение упомянутого выше Сметанки.

О нем сохранились предания как о лошади исключительно совершенной во всех отношениях: по красивому типу и нарядному экстерьеру, по резвости и силе, по характеру и "натуральным способностям". Рост жеребца в холке был для арабской породы весьма высок: 2 аршина и 2,5 вершка, то есть 153,4 см. Жеребец отличался превосходными движениями на всех аллюрах, включая легкую, свободную и широкую рысь. Следует вспомнить восторженное высказывание опытнейшего специалиста того времени, ветеринарного врача государственных конных заводов Л.М.Эвеста о том, что Сметанка был лучшей арабской лошадью из всех, когда-либо виденных им.

Однако несмотря на поддержку императрицы и незаурядный талант Орлов не учел один фактор, а это Русская зима. Ведение завода в условиях Подмосковья, с его суровым климатом, обернулось для Орлова большими потерями: выводные западноевропейские и особенно южноазиатские лошади на пастбищах часто простужались и погибали; пал и Сметанка, уроженец жаркой Аравии, не выдержав более одной зимы и пробыв в Острове всего год с небольшим. Орлову пришлось искать для завода более подходящее место. Еще в октябре 1776 года Екатерина II пожаловала графу А.Г.Орлову-Чесменскому 120 тысяч десятин земли в Бобровском уезде Воронежской губернии, включая поместье Хреновое близ реки Битюг, - идеальное место для устройства конного завода, который и был основан здесь в 1776 году. Перевод лошадей из Острова в Хреновое проводился постепенно с 1776 по 1778 год. Именно в Хреновском конном заводе наиболее широко развернулась коннозаводческая деятельность Орлова. Но Сметанки уже не было в живых.

Из пятерых детей Сметанки в дальнейшем при выведении орловской верховой и орловской рысистой пород использовались фактически только Фелькерзам (Орлов назвал его в честь знакомого генерала) и Полкан. Фелькерзам I, полученный от выводной из Англии чистокровной кобылы Охотничьей, участвовал, наряду с детьми от бурого Салтана I, в создании орловской верховой породы.

Полкан I, рожденный от датской кобылы Буланой, сыграл основную роль в создании орловского рысака. Подлинным же родоначальником породы стал сын Полкана I и серой голландской матки №2 - Барс I, внук Сметанки, родившийся в 1784 году и переживший Алексея Орлова. В1875 году крупнейший специалист-ипполог В.И.Коптев в своем "Похвальном слове графу Алексею Григорьевичу Орлову-Чесменскому по случаю столетнего юбилея со времени основания им пород рысистых и верховых лошадей" сказал, что "все почти производители и матки рысистых лошадей восходят по родословным линиям до арабского Сметанки; а ровно его же потомство через казенное депо улучшает массы верховых и крестьянских лошадей". Таким образом, можно сказать, что в конце 18 века в России появилась гордость отечественного коневодства –орловская рысистая порода лошадей. После смерти Орлова в 1808 году Хреновской завод, где стояли ценнейшие потомки Сметанки и Барса I, был передан в управление крепостному графа В. И. Шишкину. Будучи талантливым коннозаводчиком от рождения и наблюдая приёмы тренинга у Орлова, Шишкин с успехом продолжил начатое своим господином дело создания новой породы, которая теперь требовала закрепления необходимых качеств — красоты форм, лёгкости и изящества движений и резвой, устойчивой рыси. Именно при Шишкине было широко использовано близкородственное скрещивание для закрепления необходимых качеств, а также учёт качества потомства каждого жеребца и кобылы. Благодаря таланту Шишкина как селекционера, хреновские лошади приобрели прекрасные формы, иногда, при этом, теряя массивность и способность к резвой рыси.

Длительное время селекция орловского рысака велась по крупнорослости, поэтому в наши дни это одна из самых крупных среди упряжных пород в мире. Высота в холке 157—170 см; рост жеребцов в среднем равен 162 см, кобыл — 161 см. Средняя косая длина туловища жеребцов 161 см, обхват груди 180 см, обхват пясти 20,3 см; средняя масса 500—550 кг.

Преобладающая масть этих лошадей - светло-серая или серая «в яблоках» с темными или белыми хвостом и гривой. Часто встречаются также гнедая, вороная, реже — рыжая и чалая масти. Большой редкостью являются буланые и соловые орловские рысаки, однако встречаются и они

Конь под воду и под воеводу, так говорили о орловском рысаке, отмечая его универсальность. Естественно, появление столь шикарной лошади не могло не затронуть и живописцев, орловские рысаки появляются на многих полотнах отечественных живописцев в частности Сверчкова, и в художественных произведениях. Знаменитый «Холстомер» Толстого посвящен именно лошади орловской рысистой породы. Мало того, это была реальная лошадь, звали его Мужик 1-й, и судьба его намного менее печальна, чем судьба холстомера. Родился он действительно, с очень большими белыми отметинами, что считалось нежелательным для породы, но не в коем случае не пегим, как у Толстого. Имел довольно успешную беговую карьеру, не был мерином, как холстомер, оставил после себя потомство и его потомок Старый Атласный стал даже родоначальником линии в породе. Говоря о орловском рысаке нельзя не упомянуть и о таком его представителе как Крепыш, которого в начале 19 века назвали лошадью столетья за его феноменальную беговую карьеру. Из 79 стартов первым он приходил 55 раз и установил 13 рекордов, он был практически непобедим, как в борьбе с орловскими рысаками, так и с американскими. К теме американской рысистой породы я еще вернусь, а пока хочется сказать следящее.

Про орловского рысака можно говорить много, и сколько бы не было сказано, этого будет мало. Такого сочетания работоспособности и красоты, нет, пожалуй, ни в одной породе. С представителем этой уникальной породы я знакома не понаслышке. С марта 2011 года в нашей семье живет серый красавец Князь Багратион. Куплен он был нами годовичком в Калгановском конном заводе. Могу сказать, что волею судьбы, в связи с массовым закрытием ипподромов, орловские рысаки, все чаще становятся домашними любимцами и хобби лошадьми. Т е не проходят тренинг и испытания, как первоначально это было задумано по породе. Князь Багратион, по-домашнему Кузя, никогда не заезжался в качалку и не испытывался на ипподроме, хоть и восходит своими корнями к тому самому знаменитому Крепышу. Среди конников есть понятие «попоцеловальная» лошадь. Такой лошадью и является наш Кузя. Хоть и имеет правильный, соответствующий породе экстерьер, легкий, стелющийся ход. Нужно сказать, что орловские рысаки совсем не просты. Есть легенда, что Орлов ставил во главу угла резвость и внешний вид, не задумываясь о характере. Крепостных было много, их было не жалко, поэтому насколько человекоорентирована лошадь особо не смотрели. Конечно, сейчас спустя два века уже мало встречается откровенных убийц людей. Но, могу сказать, что орловский рысак — это лошадь не «автоматическая коробка передач», просто сесть и поехать как на диване на нем вряд ли удастся. Он надежен, удобен, смел, быстр, но не плюшевая игрушка. Обладая всеми достоинствами своих предков, Кузя иногда может и подловить неумелого всадника, бодро высадив его из седла. С Кузей нужно договариваться. При чем договариваться в прямом смысле этого слова. Как-то мама минут 40 рассказывала Кузе, почему он не прав. А началось все с того, что Кузя, после приезда к нам, категорически отказывался входить и выходить из конюшни. И вот после того, как персонал конюшни отказался рисковать быть раздавленным в проходе 500 килограммовой тушкой, маме пришлось рассказывать Кузе, что так вести себя нельзя. С разговорами и уговорами, Кузя несколько раз зашел и вышел с мамой из конюшни, после чего, проблем с этим у него никогда не было. Вот такие они загадочные с русской душой орловские рысаки.

Теперь вернемся к упомянутым выше американским рысакам и начнем, пожалуй, с Куприна. При чем тут классик русской литературы? А все дело в том, что он один из первых осветил одну из переломных вех рысистого коннозаводства в России. Что мы понимаем, читая замечательный рассказ «Изумруд»? Кроме сострадания и боли за судьбу несчастной лошади, что можно прочитать в этом произведении? А все довольно просто. Конец 19, начало 20 века явилось временем прихода в Россию американского рысака. Он был выведен позже орловского. Американцы, создавая свою породу основывались только на одном-резвость. Им было совершенно не важно, какого экстерьера лошадь, главное, что б быстро бежала. Поэтому, среди американских рысаков встречаются почти пони 152 см в холке и гиганты за 170. Но так или иначе, резвость сыграла на руку этим лошадям. И хоть легендарный Крепыш побеждал в том числе и американцев, но Крепыш был уникален. В целом же, орловские рысаки в массе своей проигрывали американцам в резвости. Вот тогда-то отечественные коннозаводчики и стали массово скрещивать орловского рысака с американским, для поднятия резвости первого. Кстати, был ли Изумруд американцем или помесью двух пород из произведения не понятно, но то, что он не был чистопородным орловцем это факт. Такое скрещивание, конечно пагубно отразилось на орловской породе лошадей. Их количество сильно уменьшилось. Однако, эти скрещивания положили начало еще одной русской породы-русского рысака.

Порода эта для нашей страны довольно молодая, признана она только в 1949году. От своих предков орловцев русский рысак унаследовал нарядный экстерьер, а от американцев резвость. Как и орловцы, русские рысаки относятся к легкоупряжным породам, которых испытывают на ипподроме в качалках. Т е рысаки — это изначально не верховые лошади. Как я уже говорила раньше, с закрытием ипподромов и упадком коневодства в России, рысаков все чаще используют как верховых лошадей для прогулок или любительского спорта. Как и многие другие отечественные породы лошадей рысаки стали менее привлекательны на отечественном рынке уступая свое место импорту. Сейчас можно сказать, что российское коневодство держится на плечах энтузиастов и патриотов. Насколько в плачевном состоянии находится отечественное коневодство я могу судить по Псковскому конному заводу, который находится рядом с моей дачей. В нем, как раз выращивают русских рысаков. И если еще 20 лет назад они проходили тренинг и испытания на ипподроме в Пскове, то с закрытием ипподрома, лошадей испытывать стало негде, а в 2008-2010 годах, основная часть поголовья завода ушла на мясокомбинат. Оставшаяся, влачит жалкое существование без квалифицированного персонала и обслуживания. Так случилось, что наша вторая лошадь в семье — это русский рысак Гефест. Гефест мой ровесник, а купили мы его в том же Кагановском заводе, что и Кузю, когда Гефесту было три года. Гефест — это лошадь душа. Нет в мире лучшей лошади, чем он. Оставаясь жеребцом (мама все еще верит, в возрождение отечественных пород) он надежен как скала. Никогда не в одной ситуации, а с Гефестом мы побывали в разных он не единым движением не показал не испуга, ни агрессии, ни недоверия к человеку. В огонь и воду он одинаково смело пойдет за человеком. Что характерно, такая черта породы подмечается и другими владельцами этой породы.

Если же перейти от наших лошадей к коннозаводству страны в целом, то можно сказать следующее. Количество чистопородных орловских рысаков на сегодняшний день около 500 голов, русских чистопородных немногим больше. Состояние Псковского конного завода, в котором как раз они разводятся, вижу лично. Возродить его уже невозможно. Можно сказать, что мы уже потеряли эти породы. И держаться они сейчас только за счет людей действительно увлеченных, преданных своему делу, по-настоящему влюбленных в эти породы, к которым могу причислить и мою семью, в которой уже более 10 лет живут русский и орловский рысаки. Представители двух удивительных отечественных пород. Гордости России.

PS. писал это типа ребенок, поэтому я не развернулась на 200 страниц, с увлеченным экскурсом по каждому волоску на каждой лошади той или иной породы


















.
 
О-о-о, все равно мощно получилось. Хороший реферат (или как это сейчас в школах называют?..)
Теперь отшлифовать, да еще фоток накидать - вуаля! - и будет ваще отлично. Или оформлять картинками не требуют?
 
И что меня особенно умиляет, тогда, в те без шуток суровые годы никто вообще не думал о том, что в результате такого падения человек может получить серьезную травму или вообще убиться на хрен. Вот интересно, что бы делала эта девочка, если бы в результате ее действий получился перелом или что похуже?
Да ничего бы не делал, это были бы наши проблемы. )) Это ж были 90-е годы, тогда вон людей стреляли на улицах легко и непринужденно.)) А тут деревенская конюшонка, девочка эта, она там и конюхом работала и с прокатом стояла, и я так понимаю, нигде не было зафиксировано, что она их сотрудник.))
Ыыыыыы!!!!))))))))))) И не покаааажешь?????))))))))))))))))
А мой самый любимый случай, я уже кажется рассказывала " еду я такая вся на шпрунте, вдруг, хрясь! и в руке обычная бельевая веревка!" Это все, что можно сказать о экипировки тех времен.
Ага, помню-помню, отрывающиеся в полях путлища, приструги держащиеся на еле дышащем клочке кожи.))) Поводья из толстой стропы.))) И сёдла, которые иначе чем деревянными назвать нельзя.))) Сейчас конники бы ужаснулись всему этому, а мы были счастливы в принципе сесть верхом.)) Да что там, денник отбить уже было счастьем! ))
- Жить захочешь - удержишься!
Во-во, так мы и учились ездить!)))))))))
Конь под воду и под воеводу, так говорили о орловском рысаке, отмечая его универсальность.
Свет, только не "под воду", а "конь в подводу (то есть, что его можно запрягать) и под воеводу" (что можно садиться верхом и при этом он будет шикарно смотреться даже под военачальником).
писал это типа ребенок
Н-да, и вот школы выдают такие шикарные проекты. мол, вот что у нас есть. При этом получается, что дети-то не учатся совсем, ибо такое вот ребенок же явно не сделает. Понятно, что пашут родители, у школы есть чем отчитаться. А дети... сидят в телефонах.))) Ну что же, наверное эти дети будут учиться, когда у них появятся свои дети и они будут писать проекты за них.))))))))
Хороший реферат (или как это сейчас в школах называют?..)
Теперь отшлифовать, да еще фоток накидать - вуаля! - и будет ваще отлично.
Точно! Свет, ты молодец!)))
Требуют, требуют, кто их без картинок смотреть будет? Это ж как слайд шоу показывают на весь класс.
То есть, будут показывать фотки, а Саська зачитывать текст?
 
Катя, истории с брусьями - огонь.
Читая о падениях,вспоминая свои, испытываю благодарность к ангелам-хранителям! Наверное,они когда видят,что ребенок засобирался в конюшню, включают повышенную скорость полета :)

Света,я только начала читать, а уже хочется видеть тебя вещающей перед детьми об истинных ценностях!
Тебя цитировать надо!
 
Сверху