#Ridelikeagirl. Светлана Дудина: «Курс дизайн — это взаимодействие логики и творчества»

Xomyachkovskaya

Активист
Мы продолжаем рубрику #Ridelikeagirl, которая посвящается роли прекрасной половине человечества в конном мире. Это серия статей о женщинах-профессионалах: о спортсменках, тренерах, коноводах, зоотехниках, ковалях, курс-дизайнерах. Почему они связали свою жизнь с этими необычными (а порой — и типично мужскими) специальностями? Как им удается балансировать между домом и работой? Какие сложности им встречаются? Что мотивирует и вдохновляет?

Сегодня нашей гостьей стала Светлана Дудина – российский курс-дизайнер международного уровня.

1579007048_svetlana_na_glavnuyu_jpg.jpg


Светлана Дудина/фотограф: Стас Муляр/источник: инстаграм Светланы

Prokoni: Расскажите, пожалуйста, как Вы пришли в конный мир и почему выбрали именно эту профессию.

Светлана: Для меня лошади были интереснее всех других животных. Думаю, я всегда так чувствовала. В городе, где я жила, быть в конном мире можно было только на том уровне, на котором была эта возможность. Сейчас, я думаю, что это случай.

В группе, в которой я занималась, тренером оказалась девушка – действующий спортсмен, поэтому на занятиях мы постоянно делали что-то интересное и, конечно, приезжали «болеть» за нее на соревнования. Потом группа распалась, и мы занимались уже вдвоем еще несколько лет. Чтобы было понятнее, я довольно много знала и умела, но все-таки это было моим основным увлечением, но не работой. Работа у меня была другая.

Однажды был день, когда друзья позвали меня помочь. Они тренировали группу школьников, где была девочка со своей лошадью. И я начала заниматься сначала с лошадью, потом с ними обеими.

1579007658_bfe06584-28f8-4fe7-8e97-0c39dfbfcd3f_jpg.jpg


Фото из личного архива Светланы

Моя следующая страница началась именно с этого, когда через два года был построен конно-спортивный комплекс, и тренерская работа стала для меня основной. Это были уже другие возможности тренироваться, и прыгать – для детей, кто приходил учиться, и для меня самой.

Оживился календарь соревнований, стали приезжать судьи из Москвы, спортсмены из соседних регионов. Мы ставили маршруты, и мне, как тренеру, хотелось в этом лучше разбираться и знать, из чего они состоят. Потому что тогда становилось понятнее, как пошагово готовить к соревнованиям своих учеников. Я думаю, это и определило мой выбор среди семинаров FEI на то время – я сосредоточилась на тренерской деятельности и составлении маршрутов.

Так я попала к Арно Гего, в его школу курс-дизайна. И продолжала на тренировках ставить препятствия, отрабатывать со всадниками навыки, только уже с большим пониманием логики связок, и того, как они «работают». Однако, курс-дизайн для меня оказался с более сильным «гравитационным полем», чем я ожидала. Безусловно, это творческая работа. Маршрут ведь интересен тем, что это не набор препятствий на поле, а линия, на которой они логически расставляются. И мне понравилось то, что у меня есть возможность самой создавать такие линии.

1579008335_5723e252-e867-4be4-a7db-258cf9d3391f_jpg.jpg


Фото из личного архива Светланы

Кроме того, на соревнованиях стартуют участники разных категорий. Это значит, что объективно существуют разные уровни сложности. Как это показать? Например, на двух высотах 100 см и 120 см – это будут не просто разные маршруты, это разные задачи. Доставить систему в маршруте и поднять высоту уже недостаточно. Представьте, как будет меняться сложность в зависимости от того, поставим мы систему отдельно или в проезде, какой выберем вход на систему – оксер или вертикаль, сколько темпов будет внутри системы.

Дальше думаем – это будет проезд на систему или после нее, по прямой или по дуге, сколько темпов галопа надо поставить в проезде – 5,6,7 или 4. И как будут «работать» системы в 1 и в 2 галопа в этом случае? И все это уже не 100 см, а 120 см. Поэтому к творчеству добавляется большая часть знаний. Чтобы маршрут соответствовал подготовке его участников, был безопасным, техничным и интересным.

После семинаров у меня было много работы ассистентом, в основном, сразу за рубежом. География турниров была от Финляндии до Португалии, от 1-2* до 5*. Из больших турниров незабываемые впечатления были на Финале чемпионата Европы, Финале Кубка Мира, Финале Кубка Наций.

1579007782_3cd55d83-732b-40ce-ad35-d20c41558464_jpg.jpg


Светлана на чемпионате Европы в Гетеборге, 2017 год/фотограф: Стас Муляр/фото из личного архива Светланы

На турнирах 2-3* были другие особенности. Здесь часто соревнования идут на нескольких полях, и ассистент выполняет достаточный объем работы по постановке маршрута самостоятельно. Кроме того, если моя идея нравилась, мы ставили на поле мой маршрут. Это, конечно, всегда одновременно и приятно, и волнительно – это та самая практика, когда «встаешь» на свои ноги и берешь ответственность за то, что делаешь. И это уже не на бумаге. Естественно, что делать это в рамках помощника проще, потому что есть поддержка от курс-дизайнера. В полной мере это начинаешь понимать позже, когда полностью соревнования ставишь сама. Помимо России, мои самостоятельные национальные и международные турниры были в Латвии, Эстонии, Финляндии, Нидерландах.

Для профессии курс-дизайнера иметь много практики – это важно. Это опыт, за ним надо ехать, чтобы постепенно нарабатывать свой. И на семинарах это тоже помогает, потому что они, на этом уровне, скорее проверка того, что ты можешь, чем обучение. Квалификационных семинаров FEI у меня было еще два – level 2 в Аахене (Германия) и level 3 в Ламотт Беврон (Франция).

Prokoni: К чему стоит быть готовой и чего нужно ожидать, придя в эту профессию?

Светлана: Во-первых, стоит быть готовой к тому, что выходные будут принадлежать не вам. И погода может быть какой угодно, лучше быть готовой к любой.

Во-вторых, есть приоритет – лошадь и всадник. Маршрут строится не для того, чтобы соревновались лошади, а всадники в своем умении взаимодействовать с лошадью. Это их мастерство, и это они ведут лошадь по маршруту, а не наоборот.

1579007868_65968070_784837805247497_2590667970507176322_n_jpg.jpg


Светлана Дудина/источник: инстаграм Светланы

Но (!) в нашем спорте есть важная деталь: атлетом – в смысле тем, кто, собственно, делает прыжок – является именно лошадь. Я думаю, что спортсмены, коноводы, тренеры, ветврачи – все это понимают. И, к тому же, качество лошадей растет. Поэтому как все соединить, особенно если нужно строить маршрут в совершенно новом для вас месте? Так что, я повторюсь, одного творчества в этой профессии недостаточно.

Курс-дизайнеру нужны более глубокие знания того, что он строит, и для кого он это делает. Это не надо каждый раз угадывать. Вы создаете пьесу, но надо помнить, что играть ее будут актеры. И делать они это будут, как они умеют. И это не всегда та идея, какую вы закладывали в свой маршрут. Но исправить «по ходу», вы уже ничего не сможете. Поэтому знания важны для того, чтобы, как минимум, основательно снизить риск больших ошибок для участников. И еще важный критерий, который нам дают наши учителя в том, что «плохой маршрут за 2 минуты может разрушить работу тренера и всадника за несколько лет». И об этом надо помнить постоянно.

1579007929_da753f8e-1cdb-44be-af22-a98c847d0a96_jpg.jpg


Фото из личного архива Светланы

От уровня участников строится все остальное – линии, дизайн, наполненность маршрута задачами, их плотность. За исключением больших высот, в основном маршруты – это обучение для лошади и всадника, это как хорошая основа для спорта в целом. Это, кстати, совершенно не делает маршрут «плоским», книжным или типовым. Хороший маршрут показывает красоту и мастерство, на которые способны оба. Надо быть готовым к тому, что своим маршрутом вы будете помогать всадникам и лошадям расти.

Prokoni: Что вас привлекло в профессии курс-дизайнера до начала карьеры и что интересного вы узнали уже в процессе работы? Есть ли что-то, что надоедает делать?

Светлана: Меня привлекла возможность увидеть большие турниры, лошадей и всадников, которые могут делать эту работу. Это красивый спорт.

Что я узнала… людей. Курс-дизайнер, конечно, фигура ключевая, но работает всегда команда. И от этой атмосферы внутри, от движения этих желаний сделать работу хорошо и интересно, от внутренней слаженности – зависит много. И это работает на турнир, на его имя и качество, а значит и на весь спорт.

Надоедает ли мне что-то делать – нет.

Prokoni: Что вам приносит удовольствие в вашей работе?

Светлана: Я получаю удовольствие от процесса самой работы – от звука, когда «кидаешь» на поле первую жердь, точности угла, под которым она ложится, когда находится идея сочетания цвета для барьеров, и когда видишь поле, и барьеры стоят гармонично, когда маршрут выглядит простым, понятным и одновременно требует техничных действий, чтобы пройти его «чисто». И от результата, конечно, тоже.

1579008150_915c5e05-1222-4a68-8908-61ab33434053_jpg.jpg


Фото из личного архива Светланы

Мне нравится, когда есть перепрыжка в маршруте с перепрыжкой, это небольшое внутреннее волнение перед маршрутом Гран-при, от большой высоты и ширины, от того, что маршрут попадает в «запрос» уровня всадников и лошадей. Мне нравится та фантастическая работоспособность «больших» опытных курс-дизайнеров. А еще большое удовольствие в том, как некоторые идеи Гран-при приходится записывать карандашом на салфетке в кафе. Это соединение творчества и логики – это очень живое дело.

Prokoni: Как известно, вы курс-дизайнер международного уровня: расскажите об особенностях работы за рубежом и в России, в чем сходства и различия?

Светлана: На мой взгляд, это массовость. Прежде всего, на местных, региональных турнирах. И по количеству самих соревнований, и по количеству участников. Это другой масштаб. В основном, это любители, и у многих неплохой уровень подготовки. Может быть, за рубежом чаще встречается хороший грунт. В основном, там стартуют на своих лошадях. Проводят много соревнований, где участвуют дети на пони. Больше молодых лошадей, соответственно, и маршруты для них учитывают эти особенности.

На старте у всех одинаковые условия, все испытывают волнение и могут, например, забыть маршрут или в какой-то момент ускориться на оксер. Эмоции – везде те же самые. Говоря о больших турнирах – это просто другой уровень. Это уже вершина мастерства.

1579007978_6db04b05-d4c1-4e4e-ba6c-3f4eb0503c6c_jpg.jpg


Светлана Дудина приветствует побдедителя маршрута, Маркуса Энинга/фотограф: Стас Муляр/фото из личного архива Светланы

Prokoni: Как вы считаете, в вашей профессии больше мужчин или женщин? Почему деятельность курс-дизайнера привлекает внимание девушек? Есть ли что-то, что для девушки оказывается сложным для исполнения?

Светлана: Я не знаю статистики у нас, а в других странах – во Франции, Нидерландах, Германии я вижу, что среди курс-дизайнеров больше мужчин. Все-таки это достаточно непростая в физическом отношении работа. Это может быть сложным. Но я бы не сказала, что это какой-то особый гендерный критерий для профессии. Скорее, тут есть фактор времени.

Например, во Франции существует 4 уровня для национальных курс-дизайнеров, и пройти каждый из них занимает минимум два года. Получить направление от Федерации на сдачу международного экзамена от своего региона можно только тогда, когда вы будете ставить национальные 150 см. А это большой путь, где есть своя конкуренция. Даже при том, что местных турниров проводится очень много, и шансы есть у всех.

Prokoni: Как вы считаете, у кого в вашей профессии больше преимуществ, у женщин или у мужчин? Какие это преимущества?

Светлана: Работоспособность, стрессоустойчивость, творческая составляющая, функция «капитана команды», чувство юмора, личное удовольствие от работы (потому что времени это требует много), профессионализм. А потом, нравятся ли ваши маршруты тем, кто их прыгает – все это не гендерные вещи, я еще раз повторюсь, но, возможно, мнения на этот счет тоже могут быть разными.

Prokoni: Что вас мотивирует в работе? Чем или кем вы вдохновляетесь?

Светлана: Эта работа для меня – без повторений. Мне нравится процесс, как я уже говорила – от идеи до ее осуществления. Нравятся соревнования, потому что результат на самом деле будет всем известен только к концу. Нравится, что разные поля дают возможность реализовать новые идеи.

Безусловно, все это мотивирует!

Что меня вдохновляет… Конечно, это работа с теми, кто может делать больше. Они «отодвигают потолок» своих возможностей, и появляется такое «поле» для своего профессионального и личного роста.

1579007721_8cd3b6c4-6299-4dc5-a846-c623ec1f0a2e_jpg.jpg


Фото из личного архива Светланы

Prokoni: Назовите три главных принципа, на которые вы опираетесь в работе.

Светлана: Это безопасность, соответствие задач и участников, красота.

Prokoni: Вспомните три самых счастливых момента, связанных с работой.

Светлана: Я думаю, их было больше, чем три! Очень приятно ставить международные турниры дома. Это и повод для личных эмоций, и, конечно, честь и ответственность перед спортсменами, зрителями и организаторами.

Я считаю, что международный турнир CSI3*, который проходил в октябре 2019 года в Maxima Stables, был достойным. Много людей старается сделать все для этого. Работа по подготовке колоссальная, но она как основание айсберга, ее сразу не видно. Маршруты же, наоборот, будут на виду, это лицо и имя любого турнира. Поэтому такое доверие очень важно для курс-дизайнера, и счастье, когда это получается.

Счастье – видеть воочию легендарных лошадей, и даже пары (что реже), например: Биг Стар и Ник Скелтон, Зенит и Йерун Дуббельдам, даже Тотилас и Эдвард Гал, когда один турнир объединяет две дисциплины. Счастье – быть на легендарных полях – в Ла Болле, в Дублине, в Олимпии. Это все тоже мотивирует.

Счастливый момент – тот, который происходит сейчас.

Prokoni: Как всем известно, график человека, работающего в сфере конного спорта невероятно сложен и насыщен. Как ваша семья относится к вашему выбору? Как конный спорт влияет на вашу повседневную жизнь? У вас остается время для отдыха?

Светлана: Я согласна, это выбивается из обычного представления о работе. Я думаю, в каждой профессии есть свои особенности, менять их почти нет возможности. Поэтому я бы предположила, что тут нет правил. Фокусироваться на хороших моментах, на встречах становится особенно ценно.

Время для отдыха остается, но это такая штука, которую надо заранее планировать. И для меня, отдых – это скорее тоже деятельность, только без лошадей. Много чего существует, что я люблю делать и на что тоже нужно время.

Автор: Алина Фомичева

____________________________________

Другие публикации из рублики #Ridelikeagirl:

#Ridelikeagirl: курс-дизайнер Ольга Фадеева

#Ridelikeagirl. Коновод Вера Малышева: “Вся моя жизнь и есть конный спорт”

#Ridelikeagirl. Софья Анищева: “Я счастлива каждый день"
 
Сверху