Старые клячи.

Ну, в моем конце Петроградки не так все страшно было. Только в одном месте пришлось лужу по поребрику обойти, и то к вечеру той лужи уже не было.
Вино открытое я тоже ставлю в холодильник, потому что я долго пью из одной бутылки. Но холодное пить не могу, горло слабое. А красное вино я и не люблю холодным. Поэтому белое просто достаю и наливаю заранее, чтобы оно дошло до комнатной температуры. А красное наливаю и ставлю в мисочку с горячей водой, чтобы подогрелось.
 
Про коня и про меня
Я тут в деревню метнулась. На ярмарку. Была задача привезти кошку.... Кошка, зараза, сдриснула, как только машина въехала во двор! И пришла на следующий день, как я уехала...
Перед отъездом я таки поездила на Хохе без седла. Надо же спину полечить!
DSC02317.jpg-1.jpg


А сегодня я поехала в поля. По пути я увидела, как загорают конники.
DSC02389.jpg-2.jpg


А потом мы поехали в поля.
DSC02394.jpg-3.jpg


DSC02396.jpg-4.jpg


DSC02399.jpg-5.jpg


Посмотреть вложение 376264

DSC02400.jpg-6.jpg


DSC02404.jpg-7.jpg


IMG_20190714_112219.jpg-8.jpg


А вдали шел дождь...
IMG_20190714_131537.jpg-9.jpg


Я давно заглядела холм, поросший иван-чаем. Поскольку фотоаппарат был с собой, я решила туда пройти. Сфотографировать уши с иван-чаем. Красиво же! Но, чтобы туда пройти, надо было пройти через болотину. Туда мы с Хохой еще не ходили. Там грунт не очень, чтобы бегать на корде. И трава была высокая. Ну, верхом-то пройти можно. К тому же поле скосили. Ну, я и выслала туда коня... Хоха насторожился. Не любит он полевой грунт. Не понимает. Подозревает. Но - пошел. Дошли до болотины. А там в траве колеи. Глубокие. Одну колею мы перешагнули. И вдруг Хоха увидел... КОЛЕЮ!!!! Перед носом. Страшная колея. И так под ногами хрен те что, а тут КОЛЕЯ!!!! В траве!!!! Хоха, как собака, которая встала на шаткое место над обрывом, присел на все 4, нос опустил к земле, вытаращился на колею и начал подпрыгивать. И хрипеть. Поняв, что конь категорически не хочет через нее идти, я решила обойти колею. Мне-то пофиг, мы ж гуляем. Я развернула коня, чтобы пройти обратно. И пройти вдоль колеи, обойти это место и опять пойти к холму. И тут оказалось... КОЛЕЯ!!!! Вот туда мы ее перешагнули, а тут бедного коня обложили колеями со всех сторон! Сзади - колея! Вперед - колея! Ужос, ужос. Хоха опять присел, опустил голову и захрапел. Но за этой колеей таки был путь к дому. Потому мы ее прыгнули. Сразу успокоились. И пошли гулЯть туда, где обычно бегали на корде.... В общем, не вышел номер с иван-чаем...

Конюшенные кошки
IMG_20190714_115429.jpg-10.jpg
 
Последнее редактирование:
В моей коллекции любимых мест появилось новое.

Шлиссельбург..... Вот совсем под боком. А все не могла собраться. И вот на обратном пути вечером я заехала туда. Конечно, в крепость Орешек уже было не попасть, она на острове, туда только на корабле. Но я проехалась и прошлась по городку. Спокойному, основательному, такому же как Выборг - это место, в котором живет время... В нем живет вечность. Каналы. Совершенно невероятные сооружения. Просто прогулялась.
Нева
IMG_20190713_202831.jpg-1.jpg


В городе. Город отражается в каналах...
IMG_20190713_200945.jpg-2.jpg


Канал впадает в Неву
DSC02385.jpg-6.jpg


DSC02381.jpg-6.jpg


А этот вдоль Ладоги. Там, за грядой, Ладожское озеро. Бесконечное.
DSC02375.jpg-7.jpg


DSC02373.jpg-8.jpg


Канал в Городе
DSC02367.jpg-9.jpg


DSC02366.jpg-10.jpg


Орешек. Крепость на острове. Там, где Нева впадает в Ладогу.
IMG_20190713_200309.jpg-3-орешек.jpg


DSC02378.jpg-4.jpg


В общем, нет повода не съездить туда днем. Когда будут ходить кораблики. В Орешек... они ходят каждые полчаса.
 
Вдоль побережья Ладожского озера, с юго-восточной до юго-западной части, на некотором удалении, протекают Старый и Новый ладожские каналы. Оба они параллельны между собой.

На данный момент Староладожский канал значительно зарос травой и камышом, а так же сильно загрязнён, и не пригоден для судоходства. В черте города Шлиссельбурга и в его окрестностях канал зарос менее всего, в отличие от остальной его части. Дно канала заилено не маленьким слоем, и практически не имеет проточного течения.
Длина канала – около 117 км. Исток - р. Паша, устье – р. Нева.


На Новоладожском канале в отличие от своего предшественника не столь печальная обстановка. Канал входит в состав Волго-Балтийского водного пути и поддерживается НЛРВПиС (Невско-Ладожский район водных путей и судоходства). Канал открыт для маломерных судов с небольшой осадкой. В 4-х километрах от устья расположен слип. Глубина и ширина канала от слипа до реки Невы позволяет проходить боле крупным судам. Берега частично заросли камышом, но стабильное течение поддерживает чистоту. В Шлиссельбурге левый берег канала оборудован причалами и круглогодично на них базируются суда речного флота. Новоладожский канал отдалён от Ладожского озера в среднем на 500 метров.
Длина канала – около 110 км. Исток – р. Свирь, устье – р. Нева.

Староладожский канал
Строительство канала началось в 1719 году, при царе Петре I. В то время намерение поддержки торговли через Балтику с Европой было проблематичным без расширения водных путей. Строительство Староладожского канала (Императора Петра Великого, Петровского) было предначертано буйным нравом Ладожского озера. Переход судов по озеру являлся одним из самых трудных и небезопасных — частые штормовые ветра на Ладоге были причиной гибели большого множества кораблей с грузом. На тонувших судах, кроме купеческих товаров, проходивших транзитом в Балтийское море, перевозились товары, необходимые для интенсивно застраивающейся в то время северной столицы. Петербургу были необходимы в больших количествах продовольствие и строительные материалы.

Длина Новоладожского канала по проекту составляла 111 км, он начинался около города Новая Ладога и заканчивался в Шлиссельбурге, в истоке Нева, где река берет своё начало из Ладожского озера. Канал проектировался без шлюзов, с глубиной на 2,1 м ниже уровня Ладожского озера. 19 сентября 1718 г. Петр I издаёт указ по проведению подготовительного этапа стройки.

В указе сказано:
«какой великий убыток на вся годы чинится на Ладожском озере от худых судов, и что одним сим летом с тысячу судов пропало…».

Для строительства каналов планировалось привлечь крепостных крестьян, солдат и вольнонаёмный люд. Первые наброски проектирования были сделаны лично Петром I . Работа по строительству началась 22 марта 1719 г. По слухам Петр I лично наполнил землёй первые три тачки и по дощатому настилу отвез их к месту будущей плотины. Изначально работами руководил генерал-майор Григорий Скорняков-Писарев. Ему поручили изыскание трассы и составление технического проекта. К строительству были привлечены тысячи людей. Из-за невероятно-тяжёлых условий труда на стройке была очень высокая смертность. Петр I посылал на строительство канала все новые и новые полки.

Протяженность канала составляла 104 версты (111 км), ширина 20- 25 м. Канал планировалось соорудить за два года, но шла затяжная Северная война, и денег в казне катастрофически не хватало. Петр I ввёл обязательный канальный налог: для крестьян он составлял 70 копеек с двора, а для купцов 5 копеек с каждого рубля от их доходов. Таким образом, вся Россия принимала участие в строительстве канала: кто-то – руками, а кто-то – деньгами. На строительство канала было привлечено более 60 тысяч человек: 15 тысяч казаков, 12 тысяч драгун и 35 тысяч вольнонаёмных людей. Было даже организовано «производственное обучение»: людей знавших грамоту, дополнительно обучали основам арифметики, геометрии, механики и гидравлики. Это была по настоящему народная стройка, третья по масштабу стройка в эпоху Петра I. Первые две стройки - это конечно же, Петербург и Кронштадт.

В 1721 г. на строительство канала были отправлены воинские части, но война с Персией вынудила отозвать эти части, да и внимание Петра I было отвлечено. Царский контроль над строительством ослаб. По возвращении из военного похода в феврале 1723 г. Петр I вновь уделил должное внимание строительству канала. Осенью 1723 г. Петр I лично посетил места строительства канала и осмотрел проведенные работы. Он был очень недоволен медленными темпами работ и многочисленными техническими нарушениями и просчетами. По результатам осмотра Григорий Скорняков-Писарев и шлюзовые мастера-немцы были отстранены от дел и арестованы за «неискусное ведение дел». На должность главного мастера и руководителя работ был назначен генерал-лейтенант Бурхарт-Христофор фон Миних.

С назначением Миниха исполнение всех земляных работ было возложено на военных. И уже летом 1725 г. к строительству канала были привлечены как вольнонаемные работники (7 тыс. человек), так и солдаты регулярной армии (18 тыс. человек). Бурхарт-Христофор фон Миних смог улучшить снабжение стройки, были значительно улучшены бытовые условия рабочих, стали вовремя выплачивать жалование. Строительные работы возобновились с прежней силой.

Именно Миних, учитывая периодические колебания воды в озере, предложил усовершенствовать проект канала. Для того, что бы поддерживать уровень воды в канале выше ладожского на 2.1 метра были сооружены системы шлюзов, регулирующие водоспуски, плотины, резервуарные водоемы и другие инженерные сооружения. Это было сделано с целью устранения зависимости судоходства от колебаний воды в озере. Канал предполагалось запирать шлюзами у его выходов в Волхов и Неву.

Строительство Староладожского канала, было второй крупной гидротехнической стройкой во времена Петра I.

Канал питался водой из рек и специально устроенных с его южной стороны прудов-резервуаров. В некоторых местах укреплённые работой берега были уложены плиткой. Регулирующие водоспуски строили речные, «зюйдские» (с южной стороны канала) и озерные, «нордские» (с северной стороны). «Нордские» водоспуски служили для сохранения воды летом и спуска излишней воды осенью в ладожское озеро. «Зюйдские» водоспуски строили на реках впадающих в канал и каналах прорытых из прудов-резервуаров, которые питали Ладожский канал в засушливую пору. На протяжении трассы канала построили 13 водоспусков. Все водоспуски служили мостами на «бечевнике». «Бечевником» называлась дорога для лошадей, которых впоследствии использовали на канале для проводки судов и барж. Водоспуски отличались друг от друга конструктивными и архитектурными особенностями. При некоторых водоспусках в конце XVIII века были построены двухэтажные каменные караульные дома. Так же, в течении XVIII века, обновлялись и заменялись новыми шлюзы, водоспуски, мосты. Многие гидротехнические сооружения были облицованы гранитными блоками и приобрели архитектурное изящество. Эти сооружения украсили близлежащие ландшафты, которые до этого были совсем дикими.

В октябре 1724 г . Петр I посетил канал и проехал на ботике по готовой части канала от Новой Ладоги до деревни Дубно и обратно. Это была последняя поездка Петра I на канал.

После смерти Петра I на престол вступила Екатерина I , темпы работ на канале несколько замедлились. И только благодаря неустанным стараниям Миниха летом 1728 г. удалось вплотную приступить к работам на последнем участке канала – от реки Кобоны до Невы. Этот участок оказался самым трудным - грунты на этом участке были очень каменистыми. Из-за чего, лишь к ноябрю 1730 г. рытьё и отделка канала были завершены в Шлиссельбурге. Параллельно этому велись работы на уже готовом участке канала: в Кобоне появился шлюз, для выпуска судов из готового участка канала в Ладожское озеро, проводилось укрепление береговой полосы от сползания водоносных грунтов. Канал начали эксплуатировать, и постепенно окупать вложенные в его постройку средства.

За неустанные заботы о строительстве канала и значительные успехи на заключительном этапе постройки канала Екатерина I пожаловала Миниху деревню Леднёво и старый путевой дворец в Новой Ладоге.

22 октября 1730 г. строительство было закончено. Весной 1731 г. уже императрица Анна Иоанновна торжественно открыла весь канал целиком, лично разрыв лопатой перемычку (последнюю поперечную стенку) в Шлиссельбурге. По каналу начали ходить суда. На тот момент канал являлся крупнейшим гидротехническим сооружением Европы.

Эксплуатация Староладожского канала
С вводом в эксплуатацию Староладожского канала значительно возросло значение Вышневолоцкой системы, сооружение которой было начато в 1709 году. Значительно возрос речной грузооборот по внутренним российским водным системам сопредельных губерний. Южный берег получил стимул для развития торговли, ремесел, народных промыслов, рыболовства. Выросло население, увеличились посевные площади. Основным занятием населения стал судовой промысел – проводка судов по каналу с помощью лошадей и другие виды обслуживания судоходства. Так же, канал дал ощутимый толчок в развитии системы местных поселений. Уже в начале XVIII века численность населения значительно увеличилась, в том числе и за счет бывших строителей канала. В деревнях появились каменные церкви и другие каменные и деревянные здания.

После десяти лет эксплуатации, без надлежащего контроля и ухода шлюзы и водоспуски стали постепенно разрушаться, обваливались различные откосы, канальное ложе засорилось и обмелело. По ложному обвинению Миниха незаконно осудили и отправили в сибирскую ссылку. Назначенный в 1759-1762 гг. директором канала А.П. Ганнибал, «арап Петра Великого», не сумел исправить неполадки на канале. И лишь Миних, возвращенный из ссылки Екатериной II в 1762 году и назначенный на должность генерал-директора канала, смог получить средства на восстановление гидротехнических сооружений и расчистку русла канала. В 1765 году Екатерина II прибыла на осмотр Петровского канала. Убедившись в трудности вхождения в него судов, императрица приказала построить новый вход. Впоследствии этот вход был прорыт и назван Екатерининским устьем канала Петра Великого. В 1790 году тоже самое было сделано и в Шлиссельбурге для спуска плотов из бревен – «гонок».

Повысилась пропускная способность канала. Навигация продолжалась от 100 до 200 дней в году в зависимости от погоды. В начале XIX века Петровский канал перестал справляться с возросшим потоком судов, барж и плотов. В главном управлении Путей сообщения учредили «Комитет по благоустройству нового Ладожского канала». После постройки Новоладожского канала, Староладожский стал выполнять вспомогательную функцию. Он использовался для проводки плотов, барок с сеном и судов-порожняков возвращавшихся из столицы.

Первоначально водный путь обслуживали два батальона Коломенского гарнизонного полка, но в 1735 году по прошению Миниха был сформирован особый батальон из прибалтийских полков и бурлаков – добровольцев, составлявший 4 роты численностью более 700 человек. Слободы батальона равномерно размещались вдоль канала через каждые 24 версты. У солдат и офицеров даже была особая форма – зелёные кафтаны с красными нашивками. Петровский канал был приравнён к военным стратегическим объектам. В 1782 году канал перешёл в ведение Казённой палаты, и Военная коллегия расформировала батальон, преобразовав его в рабочую команду, которая была упразднена в 1810 году после перехода канала в распоряжение Ведомства путей сообщения. Все водные сообщения осуществлялись с помощью конной (бечевой) тяги, редко с помощью бурлаков. Лошади шли по береговым булыжным дорогам (бечевникам) с обеих сторон канала в зависимости от того, в каком направлении двигалось судно. В XVIII - XIX вв. по каналу ходили трешкоты – специальные плоскодонные лодки, достигавшие в длину 12 м и предназначенные для перевозки пассажиров и грузов. У трешкотов были высокие леера вдоль бортов и один коридор сбоку судна. Они имели 4 каюты, были рассчитаны на 50 человек, но всегда были переполнены. Самые бедные пассажиры находились на верхней палубе, открытые ветрам и дождям. Трешкот имел одну мачту и приводился в движение парой лошадей. Транспортное значение каналов резко упало в 1904 г. с вводом в строй железной дороги, которая пролегала через Волхов и связывала Петербург с Череповцом и Вологдой. Старый канал сняли с баланса Волго-Балтийского водного пути в 1962 году.


Новоладожский канал
Со временем, грузопоток по Староладожскому каналу увеличился настолько, что он перестал справляться со своей задачей. И было принято решение о строительстве нового канала. Так же была угроза засухи канала.

В Новой Ладоге были установлены паровые насосы (производительность насосов 310 м? в сутки), с помощью которых перекачивали воду из р. Волхов в Староладожский канал. В этом же году были проведены изыскания и составлено несколько проектов по углублению канала. Но ни один подрядчик не брался за выполнение этих работ. Вследствие чего Департамент сухопутных и водных путей принял решение построить новый канал взамен старому.

Новоладожский канал (канал Императора Александра II) был спроектирован уже в уровень с Ладожским озером и не требовал сложной системы поддержания уровня воды (шлюзов, водоспусков и т.д.). Но вместе с этим канал лишился и «архитектурных излишеств», которые украшают Петровский канал. Канал имел ширину 50- 60 метров при глубине 2,5 метра. Вдоль берегов канала была проложена широкая дорога для лошадей – основной тягловой силы для проводки барж и плотов.

Работы по строительству канала начались 28 мая 1861 г., но этот канал (в отличии от Староладожского) начали строить со стороны Шлиссельбурга. Канал строили артели Белорусских землекопов из Ковенской, Витебской и Виленской губерний, а также тверские, смоленские и вологодские крестьяне. Сметная стоимость 4,6 млн. руб.. Иногда упоминается, что на этом канале существовал сбор (мыто) в размере 0,5% от стоимости груза.

Новоладожский канал был проложен севернее Петровского, значительно ближе к черте берега Ладожского озера.

Впадающие в Ладогу реки пересекают Новоладожский канал в один уровень с ним и далее стекают в озеро.

Новоладожский канал строился 5 лет и был открыт 1 сентября 1866 г. в присутствии императора Александра II , именем которого он и был назван.

Источники:
От старой ладоги до Шлиссельбурга http://ladoga-shlisselburg.narod.ru
 
В старинном селе Сомино Бокситогорского района проходит Соминская – Петровская ярмарка.

Праздник ежегодно проводится в День святых первоверховных апостолов Петра и Павла, и начинается с литургии в Петро-Павловском храме и крестного хода.

На Ярославской улице села работают торговые ряды и «Город мастеров», устраивается традиционное шествие к реке, где на интерактивной площадке выступают фольклорные ансамбли.

«Уходящая корнями в далекую историю, возрожденная усилиями энтузиастов, Соминская – Петровская ярмарка стала одним из знаковых для региона мероприятий, – сказано в приветствии губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко. – Собирая ежегодно тысячи гостей и участников, Соминская ярмарка помогает раскрыться нашим народным талантам – мастерам-ремесленникам, представителям малого предпринимательства, фермерам, творческим фольклорным коллективам. Каждый из участников демонстрирует не только замечательные умения, но и безграничную преданность родной земле, нашим исконным традициям, заветам предков».

В этом году в храме открыта мемориальная доска в память о посещении 29 августа 1901 года селения Пристань Сомина (ныне - Сомино) святым Иоанном Кронштадтским. Совершая постоянные миссионерские поездки по всей России, отец Иоанн, которого называли всероссийским пастырем, совершил в то время торжественное богослужение в храме Петра и Павла.


Справка


История села Сомино связана со строительством, по велению императора Петра I, Тихвинского водного пути. Важной частью этой водной системы, которая по кратчайшему расстоянию связывала Ладогу и Волгу, служила для Санкт-Петербурга «окном в Россию», была Соминская пристань.

В середине XIX века отсюда купцы торговали с поволжскими городами, здесь строили речные суда – соминки и тихвинки, проводилась знаменитая Соминская ярмарка. Идею возрождения ярмарки в наши дни выдвинули сами жители Бокситогорского района.

IMG_20190712_112803_HDR.jpg-17.jpg


DSC02326.jpg-11.jpg


DSC02327.jpg-12.jpg


DSC02328.jpg-13.jpg


DSC02329.jpg-14.jpg


И если вы думаете, что "меховые трусы" это миф - таки нет, это реальность!
DSC02330.jpg-15.jpg


IMG_20190712_112741_HDR.jpg-16.jpg


IMG_20190712_113045_HDR.jpg-18.jpg


IMG_20190712_114527_HDR.jpg-19.jpg


IMG_20190712_114552_HDR.jpg-20.jpg
 
IMG_20190712_114646_HDR.jpg-21.jpg


IMG_20190712_114710_HDR.jpg-22.jpg


IMG_20190712_114746_HDR.jpg-23.jpg


IMG_20190712_115534_HDR.jpg-24.jpg


Баба Яга для селфи. Фото - платно!
IMG_20190712_120325_HDR.jpg-25.jpg


Река Соминка
DSC02321.jpg-29.jpg


А это поселок Сазоново, Вологодская область.
Вот мне всегда было интересно: что у людей в голове, когда они обустраивают как-то по-особому свой дом с участком :))))))))))) С этими манекенами же надо жить. Говорят, что манекенов переодевают по сезону.

Ворота к дому вот такие.
DSC02332.jpg-26.jpg


DSC02331.jpg-28.jpg


А вот вам земляничка!
DSC02349.jpg-30.jpg


IMG_20190712_163430.jpg-30.jpg
 
Я не могу это не описать)
Сижу, смотрю, читаю, дохожу до улыбающейся хозяйки дневника и тут из-за спины восторженный вопль сына:
- Ах!... Это же моя Фея!...


;)
 
Орешек. Крепость на острове. Там, где Нева впадает в Ладогу.
Посмотреть вложение 376278

Извините за вмешательство. Но не могла пройти мимо
Нева берет свое начало в Ладоге.
Впадает она в Финский залив.

А фотографии чудесные. У самих дача рядом с Шлиссельбургом, часто там бываем.
 
Это же моя Фея!.

Ага, а я чт-то не смогла трекинг посылки найти. Какие-то не те сайты, даже почта, какая-то фигня с паролем предлагается.

Но не могла пройти мимо
Не проходите мимо :D Прочитала ваше замечание и задумалась. Как определить место, где Нева "выпадает" из Ладоги. Истоком не назовешь, "берет начало" как-то слишком сухо, а там такая ширина реки... Вытекает как-то не нравится, хоть по сути и верно, вроде... Да, "впадает" с точки зрения направления течения это, конечно, неверно.
В общем, и задумавшись - слова подходящего не подобралось :rolleyes:

Решила я обмануть кошку. Сделать вид, что я уехала. Может, она выйдет, и мама ее посадит в переноску.
И поехала я искать, где начиналась Дорога Жизни...
А начиналась она в деревне Заборье, что в 25 км от Сомино.


Пишет Протоиерей Геннадий Беловолов
Где же начиналась Дорога Жизни? К 75-летию открытия

Куда вела и где заканчивалась Дорога Жизни, - знают все, а вот где она начиналась, где была ее самая дальняя начальная точка, смогут сказать немногие.
Для большинства людей представление о Дороге Жизни связано с Ладогой, с Кобоной, Ледовой дорогой по Ладожскому озеру, как собственно и называли первоначально Дорогу Жизни. Но почему при этом не возникает вопрос, откуда и как в Кобоне на берегу Ладоги оказывались продукты для блокадного города? Если задаться этим вопросом, можно сделать для себя открытие, что кроме ледовой части Дороги Жизни, существовала также еще и лесная, начинавшаяся в поселках Заборье и Подборовье, где находятся два моих храма.
Одному из них - храму Божией Матери Скоропослушницы в Заборье - сегодня исполнилось 10 лет, а Дороге Жизни - 75 лет. Сегодня мы праздновали оба юбилея вместе.

Какова же история этой самой лесной Дороги Жизни, начинавшейся в Заборье и Подборовье? Нашел в интернете интересный материал на эту тему , написанный, судя по всему, учителем школы в Иссаде. http://volhovogni.ru/article/25279/



Трагическая осень 1941 года.
Овладев 8 ноября Тихвином, враг отрезал единственную железнодорожную ветку, доставлявшую продовольствие, оружие, медикаменты к Ладожскому озеру, то есть в осаждённый Петроград, на фронт. Эшелоны с грузом стали поступать на станции Заборье и Подборовье. Находились они в 180 километрах от Волхова, но нормальной дороги не было. Добраться до Новой Ладоги или Волхова можно было только просёлками на лошадях. Начальник управления строительства автомобильных дорог инженер-полковник И. Н. Коровякин вместе с офицерами наметили автомобильную трассу в обход Тихвина. Длина ее составляла более 200 километров. В Военном совете Ленинградского фронта две недели обсуждался вопрос доставки продовольствия в умирающий город. В эти трагические дни было принято постановление Военсовета № 00419. Вот его текст:
"1. Для подвоза продовольствия, горючего и боеприпасов в Ленинград и эвакуации населения и имущества из Ленинграда построить к 30 ноября 1941 г. фронтовую автомобильную дорогу на трассе: ст. Заборье — Серебрянская — Великий Двор — Лахта — Никульское — Шаньгово — Еремина Гора — Новинка — Ямское — Карпино — Новая Ладога — Кобона с общим грузооборотом в оба конца — 2000 тонн в сутки, с открытием на ст. Заборье перевалочной базы.
2. Строительство дороги возложить на комиссию Ленинградского обкома ВКП(б) (т. Воротов) со сроком окончания к 1 декабря 1941 г.
3. Начальником фронтовой дороги назначить генерал-майора интендантской службы Шилова с подчинением его начальнику тыла Ленинградского фронта. Помощниками начальника дороги назначить: инженера 1-го ранга Щепенникова — по железнодорожным перевозкам; инженера 1-го ранга Кузьмина — по дорожно-комендантской службе; интенданта 1-го ранга Харитонова — по интендантской службе. Штат управления дороги установить в количестве 35 чел.
5. Председателю исполкома Ленинградского горсовета депутатов трудящихся т. Попкову: а) к 25 ноября 1941 г. мобилизовать на период работы дороги из народного хозяйства города 500 автомашин разных марок и 100 автоцистерн (исправных) с водительским составом, передав их командиру 17-й отдельной автотранспортной бригады в эксплуатацию на дороге; б) к 25 ноября 1941 г. выделить в распоряжение командира отдельной автотранспортной бригады единовременно 3000 комплектов резины для автопарка дороги.
6. Начальнику автобронетанкового управления Ленинградского фронта полковнику Дементьеву к 26 ноября 1941 г. выделить из состава армейского транспорта Ленинградского фронта 100 автомашин и 100 автоцистерн с водительским составом, передав их в распоряжение командира 17-й ОАТБ для работы на дороге.
8. Начальнику тыла Ленинградского фронта генерал-майору т Лагунову к 27 ноября 1941 г. выделить в распоряжение начальника дороги лимит продовольствия для питательных пунктов с Череповецкой базы Ленфронта.
9. Дорогу разбить на 4 дорожно-эксплуатационных участка в границах:
первый участок (Ефимовский район) — Заборье, Лахта;
второй участок (Капшинский район) — Лахта исключительно, Еремина Гора включительно;
третий участок (Пашский район) — Еремина Гора исключительно, Шаньгово включительно;
четвертый участок (Волховскикй район) — Шаньгово исключительно, Кобона включительно.
10. Обязать председателей райисполкомов Ефимовского, Капшинского, Пашского и Волховского в пределах границ, через начальника дороги, поддерживать дорогу в проезжем состоянии.
11. Для поддержания дороги в проезжем состоянии обязать комиссию обкома ВКП(б) (т. Воротов) привлекать местное население в порядке трудгужповинности по требованию и заявкам начальника дороги генерал-майора т. Шилова.
14. Установить временное местопребывание управления дороги — Новая Ладога.

Командующий войсками Ленинградского фронта генерал-лейтенант ХОЗИН
Члены Военного совета фронта
Секретарь ЦК ВКП(б) ЖДАНОВ
Дивизионный комиссар КУЗНЕЦОВ
24 ноября 1941 г."


Нечеловеческий труд стоит за сухими строчками постановления. Дорога не была единой трассой, она шла несколькими ветками, чтобы не было встречного движения.
1. Ст. Заборье (или Подборовье) — Великий Двор (20км. или 23 км.) — Лахта — Шугозеро (100 км.);
2. Новинка (45) — Карпино — Новая Ладога (110 км.);
3. Новинка — Усадище — Сясьские Рядки — Новая Ладога (97 км.);
4. Новинка — Кивуя — Златынь — Новая Ладога (88 км.).
Трудно поверить, что без всякой механизации, вручную, в морозы и метели ноября-декабря 1941 года за две недели (а точнее, за 10 дней) была построена эта лежнёвая автомобильная дорога. Героизм солдат, стариков, женщин, детей спас город от гибели. Меньше месяца функционировала эта трасса (с 6 по 30 декабря), но это были самые тяжёлые дни блокады Ленинграда.
Сооружение и эксплуатация дороги требовали преодоления огромных трудностей, так как трасса проходила по глухой, пересеченной лесисто-болотистой местности. "По чащам да болотам шел этот путь..., — писал бывший член Военных советов Ленинградского и Волховского фронтов Т. Ф. Штыков. — Болота под снежным покровом не промерзали. Пришлось расчищать снег, вручную пробивать тонкий ледяной покров, чтобы наращивать толстый слой льда, по которому могли бы пройти автомашины".
Еще более яркое представление о дорогах в районе прохождения трассы дают материалы рекогносцировочных обследований и характеристики дороги между деревнями Холм и Усадище протяженностью 20 км, которые Гушоссдор направил 7 декабря 1941 г. начальнику автодорожного отдела Ленинградского фронта. "Дорога шириной 2,5 м, — говорилось в этом документе, — в основном проходит мелким лесом, мостов не имеется, имеет много ухабов и выбоин, пересекает на середине перегона болото протяжением 1,5 км, имеется семь крутых подъемов с уклонами 12-15° общим протяжением 200 погонных метров". Для устройства этого участка дороги длиной 20 км требовалось вырубить лес на протяжении 14 км, раскорчевать пни на протяжении 16 км, построить три моста, произвести земляные работы в объёме до 2000 куб. м и другие работы. Военная автомобильная дорога, протяженностью 300 километров, была проложена по болотам неимоверными усилиями населения и воинов". По воспоминаниям, "колхозники врезались в болотистый грунт, дремучий лес, убирали кустарник, валуны".
На строительство трассы Ленинградский фронт направил три отдельных дорожно-эксплуатационных полка и несколько дорожно-мостовых батальонов и рот... Женщины, подростки, старики — всё мало-мальски трудоспособное гражданское население вышло помогать дорожникам... "По всей почти трехсоткилометровой трассе стучали кирки, ломы, врезались в болотный грунт лопаты. Кругом лес, кочкарник, валуны. Две недели днем и ночью шло сражение за дорогу. 6 декабря по ней двинулись первые автомашины с грузом... 9 декабря войска под командованием генерала армии К.А. Мерецкова отбросили фашистов за реку Волхов и освободили Тихвин... Отпала необходимость в грунтовой дороге. Вскоре солдаты-дорожники перешли на прежнюю автодорогу... ". (Из мемуаров З.И.Кондратьева "Дороги войны". Автор книги в годы войны возглавлял Главное управление автотранспортной и дорожной службы.)
Рабочих машин не хватало. Строительные материалы носили вручную. Только брёвен около 35 тысяч перетаскали. На строительстве вместе с инженерно-строительными частями трудились мобилизованные колхозники Волховского, Пашского, Киришского, Оятского районов. Работа осложнялась сильными морозами и снежными заносами. Были сооружены два больших моста через Волхов и Сясь. "6 декабря завершилось строительство автомобильной дороги, которая огромным полукружием обогнула занятый врагом Тихвин. Она шла от станции Заборье Северной железной дороги до Леднева, что в 6 километрах от Кобоны. Эта трасса оказалась куда более тяжелой, нежели дорога через Ладожское озеро. Машинам приходилось преодолевать крутые подъемы и спуски, снежные заносы. Пролегла она в основном по необжитым местам. К счастью, необходимость в этой сложной трассе вскоре отпала", — писал А.В. Буров в книге "Блокада день за днём".
Бревно к бревну — сотни, тысячи бревен составили один многокилометровый мост. Настил "дышал" под колесами машин: даже в самые сильные морозы не промерзало болото. Первыми прошли здесь воинские подразделения, форсированным маршем переброшенные для контрнаступления из Тихвина. В д.Каськово четыре дня размещался штаб армии генерала Мерецкова.
Новую автомобильную дорогу, длина которой составляла около 300 км, обслуживали 21-й и 22-й дорожно-эксплуатационные полки (ДЭП) и четыре автобата. 21-й ДЭП обслуживал участок от ст. Заборье до Ереминой Горы, 22-й ДЭП — от Ереминой Горы до Кобоны. Работа автотранспорта была организована отдельными эшелонами по 10-15 автомашин. Первая колонна в составе 20 машин 389-го автобатальона под командованием военного комиссара батальона Н.М. Коливердова проделала этот путь за две недели. За один рейс автомашины должны были пройти по плохим дорогам почти 620 км. Поэтому они находились в пути по 10-20 суток.
Перевозки обеспечивали три автомобильных и три гужевых батальона. На заболоченных местах и на берегах рек поставили дежурные тягачи. Но уже на четвертый или пятый день стало ясно, что такая дорога прокормить Ленинград не могла: машины засели в грязи по всей трассе. Многие автомашины выходили из строя. Только на участке от Ереминой Горы до Новой Ладоги застряло триста пятьдесят машин с грузом.

Где тягачей не было, солдаты вытаскивают машины на себе. За сутки автомобили проходили тридцать пять — сорок километров... По этой трассе в сутки доставляли всего 500 тонн грузов. Но эта Дорога жизни, о которой немного известно, поддержала Ленинград в самые страшные блокадные дни 1941-го года. Трасса действовала до освобождения Тихвина, и она является памятником великого подвига людей.
По словам Виктора Николаева, уже после того как дорога перестала функционировать, ее разделили на участки и закрепили каждый за местными жителями. Регулярно по дороге проезжали сотрудники НКВД. И если у кого-то с закрепленного участка пропадали, к примеру, бревна или он просто оказывался в ненадлежащем состоянии, вся семья "смотрителей" объявлялась "врагами народа".

Поэт Александр Гитович посвятил строителям дороги стихотворение:
Он шел по болоту, не глядя назад,
И Бога он звал на подмогу,
Он просто работал, как русский солдат,
И выстроил эту дорогу.
На запад взгляни и на север взгляни -
Болото, болото, болото.
Кто ночи и дни выкорчевывал пни,
Тот знает, что значит работа.
Пойми, чтобы помнить всегда и везде:
Как надо поверить в победу,
Чтоб месяц работать по пояс в воде,
Не жалуясь даже соседу!
Все вытерпи ради родимой земли,
Все сделай, чтоб вовремя, ровно,
Одно к одному по болоту легли
Настила тяжелые бревна.
...На западе розовый тлеет закат,
Поет одинокая птица.
Стоит у дороги и смотрит солдат
На запад, где солнце садится.
Он курит и смотрит далёко вперед,
Задумавший точно и строго,
Что только на запад бойцов поведет
Его фронтовая дорога.


А мост в посёлке Иссад, построенный зимой 1941 года, "трудился" до лета 1954.
По инициативе жителей деревни Подборовье в 1968 году состоялось открытие памятника, посвященного всем тем автомобилистам и автомобилям, которые переправляли в обе стороны жизненно необходимые грузы. Памятник автомашине "ЗИС-5" входит в состав "Зеленого пояса Славы Ленинграда". Перед грузовиком установлена доска, на которой показана схема участка Дороги жизни, также имеется надпись "Здесь начиналась Дорога жизни. Ноябрь-декабрь 1941 года". Возле переднего левого колеса грузовика на высоком постаменте нарисована краской гвардейская лента. До настоящего времени эта Дорога жизни, о которой до нас дошло столь мало информации, еще "жива" в сознании местных жителей. Именно по ней на легендарных грузовиках "ЗИС-5" в сутки проходило до пятисот тонн груза, что не давало погибнуть ленинградцам в наиболее страшные дни блокады 1941 года.
О помощи и чудесах иконы Казанской Заступницы в годы войны написано много. О Невской Скоропослушнице — Блокадной Заступнице меньше. Однако достаточно вспомнить, что именно в день Скоропослушницы — 22 ноября 1941 года — в блокадный город отправились первые машины с продуктами, и таким образом была открыта знаменитая Дорога жизни. Матерь Божия своим образом "Скоропослушницы" хранила эту дорогу, единственную ниточку, связывавшую город с тылом. В память об этом заступничестве Божией Матери блокадному городу 22 ноября 1997 года в поселке Заборье, откуда отправлялись машины-полуторки на Кобону и дальше следовали по Дороге жизни в блокадный город, был заложен храм в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница". В течение пяти лет храм был построен. В 2002 году на престольный праздник в нем была отслужена первая литургия, а в 2006 году храм 22 ноября был освящен.


Автор: Н. Солонникова
Иссадская средняя школа

Не доехала...
Но вот что странно. Ехала я по совершенно не региональной трассе.... Лес, строительство какого-то огромного трубопровода среди лесов... Поселки...
Надо сказать, очень ухоженные поселки. Совершенно разваленные дома сочетаются с очень приличными усадьбами. У каждого дома стоят весьма серьезные автомобили - внедорожники в основном.
Вот так выглядят вологодские болота
DSC02339.jpg-31.jpg


Навигатор сказал, что он вообще не понимает, где я нахожусь. Причем если туда он показывал какие-то квадратики и тонкую линию дороги, то обратно он и дорогу не показал. Нет там связи. Тайга...
Поселок Поток. Каменная большая церковь. Видимо, когда-то был крупный населенный пункт.
DSC02345.jpg-33.jpg


DSC02341.jpg-34.jpg

Правда, церковь выглядит "не жилой".

В общем, через пару км от Потока кончился асфальт. И я развернулась...
Кошка не вышла, обмануть не удалось.

А вот это - как ушло наше Вожанское озеро. Еще пару лет назад эти плоскодонки лежали метрах в 5 от воды.
DSC02337.jpg-32.jpg
 
На папиной родине, недалеко от его деревни, в г.Мещовск Калужской обл., тоже проводилась ярмарка на Петра и Павла, сейчас её возродили.
А в 30-е годы там даже проводились рысистые бега! Сельские соревнования, как в нынешней Финляндии (как я понимаю) - у кого есть лошадка, кто этим увлекается, тот и едет. Ну, не просто лошадка, а рысистая.
Что интересно - вплоть до войны ещё можно было держать лошадь в личном хозяйстве, не всё отдавалось в колхоз.
@zara, классная экскурсия для всех нас - спасибо!
 
Света, мне самой очень интересно так вот ездить... как-то раньше все тянуло в даль светлую, и то, что под боком - не замечалось и не думалось, что есть нечто интересное и очень свое... Сейчас, надо сказать, очень много стало "подвижников" (иначе не назвать) - людей, которые пишут книги о местах, которые для них родные. Спасибо им огромное. Книги, конечно, далекие от совершенства в смысле языка, они такие, типа самиздатовских. Обычно эти люди малым тиражом делают такие книги за свой счет. Хотя сами они не особо богаты для этого, но вот у них такая цель, мечта, наверное. Для того, чтобы написать об истории какого-то места они делают колоссальную работу, поднимают архивы, общаются со старожилами, собирают фотографии. Много таких людей вокруг церкви.

Вообще, церковь на периферии, как идеологический институт, очень отличается от классической РПЦ, которую моя душа никак не приемлет. Все намного чище, спокойнее, гибче. Вот в любой стране - в Скандинавии, в Турции, Израиле, православие совсем иное, чем в России. Мне ближе. И вот в глубинке тоже. Я в Церкви в Сомино купила очередную книжку, которую написала женщина с благословения Валаамского батюшки. Об истории церкви в нашем регионе - Пикалево, Бокситогорск, Тихвин, и села вокруг. Там я прочитала о деревянных церквях в поселках, некоторые из них ровесники Кижовских церквей и так же построены. И ведь люди их хранили во все времена, восстанавливали... И когда эта женщина (не помню ее имени, потом напишу, что за книга и покажу ее) писала книгу, она писала одновременно о местных традициях. Религиозных традициях. И прямо видно, насколько эти традиции пересекаются и переплетаются с языческими традициями этих мест. Православие настолько органично в этих местах вплетено в местные традиции народа, который живет там веками. Хотя, казалось бы, в современном мире это все забыто давно. Но вот есть люди, которые восстанавливают и поддерживают эти традиции в реальной обстановке. Есть люди, которые знают историю, географию этих мест и готовы проводить экскурсии. Я все собираюсь проехать по скитам Бокситогорского района. Там есть такая экскурсия, ее организуют монахи Тихвинского мужского монастыря. Но для этого надо поехать хотя бы на неделю в деревню. Хотя, можно по телефону или на сайте монастыря записаться на такую экскурсию и просто по пути проехать. Но в машине собаки....

В общем, я увлечена Карелией (там шаманство, места силы) и потихоньку, из Ленинградской области, много куда можно двигаться в Вологодскую....

Я тут случайно, на сайте Михаила Хазина "Мировой кризис" наткнулась на статью о сравнении Евангелия от Матфея в Библии и Евангелия от Матфея Искреннего. Ну, и полезла читать второе. Вот раньше не было интернета, найти такие вещи было проблемно. Я в свое время Библию прочитала. Местами запоем, местами вымучивала, потому что никак не складывалась картинка - слишком много противоречий и нелогичности в Евангелиях. Слова: что в это надо просто верить, - меня как-то не вдохновляли просто верить. Поездка по восточным странам, колыбели христианства, совсем порушили мое представление о "библейском мире". Я себя считаю человеком верующим, но вот вера и религия для меня две большие разницы. Религиозные ритуалы я воспринимаю, как некую идеологическую надстройку, которая существует между верой и государственным общественным устройством. Хотя, определенные ритуалы нужны в вере безусловно, например, буддисты говорят: есть тело, душа и слово. Слово, движение, обстановка нужны, это определенная энергетика, которая дает приобщение к неким "силам", которые вне тела, это связь с душой и высшим миром. А душа принадлежит иному миру.
А, так вот. Перечитала Евангелия от Матфея Искреннего. Потрясена. Совершенно логичная книга, каждая фраза - просто кладезь вековой человеческой мудрости, и, что интересно, слова-то те же, что в библейских Евангелиях, а вот смысл иногда прямо противоположный. Но читается на одном дыхании, и картинка складывается совершенно естественная, органичная и логичная. И смысл-то в том, что человек, меняя себя, меняет мир и создает мир для будущего человека. Иисус показывает направление и дает выбор каждому, поясняя своими притчами последствия неверного выбора. Совершенно невероятная по глубине смысла вещь.... И не сулит он никому Царствие Небесное, и не пугает Адом, потому что Ад и Рай - он внутри каждого есть, а вот что ты выберешь, то и обретешь. Но каждый, делая выбор, меняет будущее Земли Человеческой. Это потрясающе.

Вчера по этому поводу решила найти первую книжку Евангелия, которую мне подарил в 80-х года того века Просвитор бабтистского молельного дома в Озерках. Маленькая карманная книжице, напечатанная на папиросной бумаге, в те времена редкость большая, издана была в Швейцарии. Полезла в Евангелие от Матфея. И.... Вот оно что, а там-то Евангелие от Матфея Искреннего! А это первое Евангелие, которое я прочитала, потому у меня потом и не складывалась картинка, когда я читала официальное издание Библии в России.

В общем, сумбурно, конечно, но это я к чему.

Академик Курчатов когда-то, когда ему выделили новое здание, запретил делать асфальтовые дорожки к нему. Сказал - вот когда люди протопчут тропки, мы это и сделаем дорожками. Потому что дорожки должны быть удобными для людей, а не такими, которые по плану, но людям не удобно ходить.

Так вот религия на периферии - это такие дорожки. Органично вплетенные в вековые традиции народа, который живет и верит на определенной территории. Там вера совершенно естественна, она органична с окружающим миром, природой, звуками, запахами...

Книжку непременно покажу.

В поселке Заборье есть деревянная церковь, построенная в честь Дороги Жизни... И я туда обязательно доеду в следующий раз.
 
Последнее редактирование:
Говорят, оно совпадает по смыслу с теми Евангелиями, которые не вошли в Библию, в том числе Евангелие от Марии. Вот что еще я хочу прочитать... Мне всегда было странно, что Евангелие от Марии нет в свободном доступе и оно не вошло в Библию.
Что приятно, у меня возникло ощущение, что живу-то я по христовым заповедям почти всю жизнь.

Мне нравится сайт: apokrif.fallweb.ru

"О, род темный и неразумный, не Я есть камень краеугольный, но То, что в вас самих пребывает; до коле же вы не поймете, что не в Меня надо верить, но в себя. Я лишь перст, указующий."
 
Последнее редактирование:
А хрен знает.:D Вот все ж не на пустом месте. В нас всех живет что-то из прошлого, прошлых времен. "Генетически" заложено, записано, запрограммировано внутри, от подкорки и чуйки до физической клетки. А религия таки часть человеческого развития, а вера таки часть человеческого естества. Даже те, кто не верит, во что-то верят, даже если не трудятся для себя это сформулировать. И как правило все же каждый верит в какую-то вышнюю справедливость, потому что все для себя хотят лучшего и на уровне подкорки это лучшее относят к воздействию чего-то из вне, особенно, когда все хреново настолько, что сам не можешь справиться и улучшить ситуацию. Просто понятие этого лучшего для всех разное. Кому-то кусок хлеба уже лучшее, кто-то играет на миллионы. Ну, в общем, нельзя человека в его сущности вырвать из контекста человеческого бытия вообще, и если жизнь человеческого тела и, возможно, сознания каждого человека, коротка и конечна, все мы за эту жизнь несем что-то, что изменит ее для настоящих и будущих людей... В плюс, в минус, но каждый поступок, слово и мысль сдвигают эти весы плюса и минуса, добра и зла. Как бы в этом смысл. Ты ж сказала - эффект бабочки. Тот же Бредбери не на пустом месте эту идею словил и облек в слово. Все придумано до нас.

Я все религиозные писания воспринимаю как попытку тех, кто был "до" донести какие-то мысли до тех, кто будет "после". Это ж какое-то сублимированное общечеловеческое знание, которое кто-то попытался изложить словами, чтобы передать дальше. Просто механизм слова без идеологии духа бедноват. Слова должны нести смысл, общий для всех, тогда все и будут понимать их одинаково. А этого не происходит, ибо однажды человечество было наказано разными языками:D, и, думаю, имеются в виду не разные физические языки, а неспособность всеми воспринимать единый смысл слова. Вот до сих пор и мучаемся :D, пытаясь понять друг друга.:D

Потому христианские заповеди (но, очевидно, не в библейском контексте) это то самое знание, которое, как дорожки у Курчатова, лежат за пределами человеческой возможности их изменить и трактовать, потому что они просто "протоптаны" человечеством естественным путем. Они не христианские, они во всех религиозных школах практически одинаковы. Потому что выросли на основе общечеловеческой морали и общечеловеческих ценностей. Просто потому, что все религиозные школы "питаются" одной и той же информацией, которая передается из поколения в поколение.

Закон же, писанный людьми для управления людьми в государстве, работает только тогда эффективно, когда он основан на традиции и морали народа, который живет на конкретной территории. Все инородное и искусственное, которое создается властью для повышения управляемости населения, работает через жопу или через палку. Почемк самое древнее гражданское право - это то самое, передаваемое из поколения в поколение, и во всех странах почти одинаковое, и естественно понимаемое и принимаемое всеми участниками гражданско-правовых отношений.

Ой, держите меня семеро! Села на любимого конька! Многословие - мой любимый грех:D

ЗЫ. В общем, первично не то, что я следую каким-то там заповедям, ибо я им не следую. В прямом смысле. Я просто живу. Так как живу. Но есть какие-то слова, в которые залито какое-то человеческое знание. Какая-то общечеловеческая программа. И она, эта программа, вроде как правильная. И просто возникает ощущение, что твоя жизнь вписывается в какую-то правильную для всех программу в какой-то части этой твоей индивидуальной жизни. Вот это-то и как-то воодушевляет, что ли. Ну, приобщился к вечному :D, всеобщему:D, "ты не один".:confused:
 
Последнее редактирование:
Сверху