Время бежит, а я всё никак не доберусь своими рассказами до актуальных событий, поэтому немного потороплюсь) Могу описывать некоторые факты с разного ракурса по два раза, вы не обижайтесь на меня. У меня в письмо сразу льются мысли, одна за другую цепляется. Вроде получается складно, но с повторами.
Переезд
Итак, март был необыкновенно ярким на события, а еще безумно нервным и вообще отвратительным, особенно последние его две недели. Четыре постояльца всё же решили покинуть конюшню и рассосались по новым местам. Говоря четыре — я имею в виду всех, кто там стоял последний год =) Что говорит многое о конкретной конюшне. Но теперь её не существует, мы выдохнули и почти успокоились.
На старом месте поплыл снег. Превратился в наледь и работать стало нереально. Мой кордовой круг, хоть и не имел ничего, кроме земли, был мокрым настолько, что копыта коня проваливались по самый венчик и он отказывался бегать, а я здорово испугалась за связки, хотя все же заставила старичка оттюлюпать 5 минут рысью. Только чтобы подвигать для нашей дыхалки, без каких либо требований. Вторая такая же тренировка и ещё одна прошли вообще исключительно на шагу, а последняя — ещё и в дождь. Там я боролась со стихией, включая каток на дорожках везде, куда бы не повела в руках коня, целых полчаса, а потом плюнула и перестала мучить животное. Так я потеряла неделю тренировок.
Расстроилась, прогресс застыл на месте, я начала переживать.
Но был и плюс: опилки, которые почему-то традиционно имели место хранения в навозной яме (это та, которая углублена на 1,5 метра в землю и отделана бетонными плитами, а ещё имеет скат для подъезда техники), промокли, стали влажными, перестали пылить и конь задышал, как нужно.
В это время мы уже подготавливали почву для отъезда: справки, коневоз, новая конюшня.
Пришлось 3 раза переносить дату переезда. Сначала потому что решили пораньше, а потом — потому что попросили всех на выход до 31 марта. Вышло буквально, что в СББЖ я забрала горячую, только-только готовую справку и мы на следующий день уехали.
Перед отбытием, как раз за день, у нас случилась последняя работа. Наш почти хороший плац, который исправно дренировал одну сторону, высох до состояния «прекрасный грунт» в прямом смысле этих слов и я работала верхом. Коню тоже больше понравилось работать так, нежели болтаться по кругу, поэтому мы чудесно провели тренировку в солнечный день.
Пробовали легкие сгибания на 16-18 метровых вольтах, движение по прямой. Конь за зиму настолько отвык от стенки, что забыл, как на неё удобно «сваливаться» дабы держать баланс)) Но всё равно в этот день Федя был кривой и косой, поворачивал, как мотоцикл, и я вообще была в ужасе от того, что он разучился всему. Но солнечным светлым утром наша тренировка была прекрасна. Мы вспомнили немного уступку шенкеля, я поводила его в руках по условным горкам (упомянутая навозная яма с ровным бетонным скатом).
Уехали в хорошее место, 45 км от дома. Все компактно, режимно, коллектив приветливый, постояльцы адекватные. Видела прокат, но его совсем немного, да и я не тот человек, который боится толкучки на плацу\в манеже (такого, правда, не случается на самом деле). Самое главное, это наличие человека, который может оказать помощь при ухудшении состояния лошади. Кстати, коней с условным ХОБЛ вместе с Федей там трое. Одна кобылка стоит в соседнем деннике, второй конь — кашляет нам из другого конца конюшни)
Конечно, новый режим, отличный от привычки со стажем лет 10, на коне отразился. Он решил отказываться частично от завтрака из-за новой подкормки (хотя мы начали её ещё до переезда), каша овёс + отруби ему пришлась тоже не по нраву, хотя вероятно, виновата вторая подкормка (подкормки принципиально разные, передоза не будет. Одна — профилактика ЖКТ-проблем, вторая — микроэлементы и витамины). Страдает конь без сена, ведь он ест его только в конюшне, в леваде кормление не предусмотрено. Поэтому теперь на выгуле конь грустно стоит и смотрит в одну точку.
Пришлось с нашей предметной прикуской вернуться к ошейнику. Дырка, на которую я застегивала коня лет 8 назад оказалась почему-то негодна — у Феди отекает шея. Сделала новую — перестаралась, теперь он не держится почти. Сделала третью, надеюсь угадала. Договорились гулять без ошейника. Кстати, когда жрать нечего конь и не прикусывает. Тайные наблюдатели прислали видео, как конь самозабвенно валялся, сама видела как грустно лежал и грелся на солнышке, хотя ранее не был замечен в принципе за лежанием. Возможно, потому что без еды на выгуле заняться нечем: соседи не стремятся к общению.
Первая тренировка после переезда напугала меня очень, впрочем, как и следующие две. В первый день на новом месте (вернее, через 2 после переезда, я пропадала на работе), Федя изобразил мне хромоту. И на корде и под верхом. Я, конечно, расстроилась, решила сразу, что конь не восстанавливается и отстала от коня на три дня. Потом, проанализировав, спросив у коновода, как конь вел себя, пока меня не было (а мог убежать от коновода жрать траву, поскакать от радости, что он весьма круто вырывает из рук чомбур — правда, этого ничего не было) поняла, что дело вероятнее всего в погрузке и часовом переезде. Грузится Федя плохо, только с закрытыми курткой глазами и кордой под задницу. Вероятно, ушибся или ещё чего, пока мы его запихивали, или грифель засаднил из-за перегрузки. Ну, как бы то ни было, я коня поберегла.
Через 2 дня он выдавал перемежающуюся аритмию и хромоту, причем, больше на плохом вязком грунте, на хорошо просохшем бежал без проблем. А на следующий день, как будто и не хромал вовсе. Ноги все были ощупаны при выявлении хромоты, но ни отёков, ни болезненности найти не удалось. Я выдохнула.
Теперь в нашем распоряжении прекрасный плац, открытая бочка и крытый небольшой манеж. Где-то ещё есть поля, но я пока не рискую — конь только привык к территории конюшни. Он уже не бурится вперед, не шевелит ушами во все стороны, не реагирует на всё, что движется.
Работа возобновилась. С непонятной хромотой я потеряла ещё одну неделю, потому что боялась давать нагрузку с одной стороны, а с другой — долго выясняла, хромает ли правда конь)) Поэтому получалось что-то типа одной рыси 5 минут, а вторая 2-3)
Когда все подсохло, мы вышли на плац. Он прекрасен. Меня так привлекли жерди, разложенные для кого-то! Так мне хотелось походить по ним хотя бы пару раз, ну хоть через вон ту, одинокую… Но форсировать нельзя. Я даже сгибания работать начала только на больших вольтах, и то, по одному-два-три за тренировку. Кстати, сейчас баланс стал лучше, мы многое проработали на шагу, Фёдор немного вспомнил, что он лошадь, которая многое умеет) Вспомнил, что умеет «вперёд-вниз» по прямой. Ну и на том спасибо, не всё сразу.
Кстати, мы удачно попали на подпилку зубов, смогли присоединиться к остальным. Про зубы сказали, что для 25-летнего коня очень даже прилично, правда, все передние стерты от прикуски. Ну, это мелочи.
На следующей неделе прибавлю 2 минуты к работе на рыси. Ко второй половине мая, хотя наверное попозже, мы дойдём до нагрузки 10 + 10 рыси. Если все пройдёт хорошо, свяжусь с врачом, буду организовывать повторный рентген и работу на галопе. Она нам очень нужна.
По состоянию дыхания: все было стабильно около 1,5 недель. А потом появился бронхоспазм почти без одышки, ЧДД всего 20. Сейчас три дня сделали курс дексаметазона. Говорят, что-то зацвело, остальные астматики тоже обострились, поэтому я особо не нервничаю. Главное, чтобы у нас не было чего-то серьёзнее и дольше, чем у остальных.
В остальное время ЧДД держится на среднем уровне нормы (12-14). ЧСС с увеличением нагрузки тоже начинает немножко падать. Начинали мы с 42-44, сейчас в покое 37-38. Это очень немного, но это лучше, мне нравится. После тренировки часто забываю выслушивать ЧСС, но чаще оно не превышает 44-46 уд\мин. Думаю, нормализуется довольно быстро.
Очень хочу включить в работу жерди и кавалетти. Федя облинял ещё сильнее и теперь все изъяны видны гораздо лучше… Жерди помогли бы подключить в работу зад, потянуть спинку. Думала про покупку шамбона для работы на корде, но что-то передумала цеплять в принципе на коня веревки: под верхом он отлично отзывается на железо.
Кстати, о железе. Рассмотрела я спустя 11 лет (позор мне и стыд, я совершенно бессовестная и невдумчивая хозяйка-дилетант) оба наших трензеля. Один был родной, с которым Федя мне достался (девятка 18 мм), и мой, купленный в далеком прошлом для лошади в аренде. Империал девятка 20 мм. Так вот. Ни один из них во рту коня не помещается! На родной девятке конь «вздрагивает» головой, как будто обычным креплением прищемляет губу (и не всегда, когда я верхом даже когда на корде или на свободном поводу в руках. Тут же спойлер: нет, его беспокоят мухи и мошки, когда их нет никто ничем не дёргает
), хотя начался лёт насекомых, может кто коня начал беспокоить… Но я не видела пока чего-то, на что он должен был так реагировать. В смысле, жужащего, летающего и раздражающего. На обоих трензелях у коня приоткрыта губа и виден язык, будто (хотя скорее всего так и есть) он не помещается во рту! Но на 18 мм Фёдор хотя бы активно отжевывает и губы почти полностью сомкнуты, что не скажешь про 20.
Я решила, что кажется, пора прекращать издеваться над конем и купить пробовать что-то другое.
Очень давно я хотела приобрести лопатку (перекидывал язык, сейчас
почти нет, отмечаю это только в слишком хорошем и бодром настроении или когда слегка нервничает в руках, причём. Не знаю, с чем связано, не хватает мозгов этого понять), позже захотела попробовать восьмерку. Сейчас, обдумав все за и против, хочу купить восьмерку 16 мм империал. Не подойдет — материальный ущерб будет невелик, подойдет — прекрасно. Не подойдет, попробую обычный трензель 16.