Другие берега. Под звездою под одной. All the right moves

Мне немного обидно то, что лошадка и правда талантливая и способная. И могла бы показать больше и лучше того, что показывает.
Очень хорошо понимаю-)
Но я не знаю, как это "больше и лучше" из нее выковырять без тяжких последствий для себя 🤣
Планомерной дальнейшей работой, тут, увы, нет другого варианта.
И работой над собой - по факту, чем больше вы будете сейчас прокачиваться как всадник (свободная и эластичная посадка и вот это вот всё такое красиво-звучащее :) ), тем быстрее из нее будет выковыриваться - она уже согласилась с вами сотрудничать, а это тут главное.
 
В честь зимнего солнцестояния попереплюхивались через миникрестик и микрочухончик.
Ваще-та конкур!
У меня в конце лета была серия крайне неудачных прыжковых тренировок, вследствие чего зажимы и страхи, которые, казалось, я начала преодолевать, вернулись с удесятеренной силой. На плечи @Diletant1961 легла двойная по сложности задача: поработать на прыжках лошадь и разомкнуть закоротившего напрочь всадника, у которого при виде палки, положенной на землю между двух стоек, делались очень большие и квадратные глазки, а между ушей происходило видимое невооружённым глазом искрение.
Голосом доброго доктора Николай объявил мне, что вполне видит меня в будущем прыгающей не меньше метра.
"Я на шестидесяти обоссусь", - предупредила я с печальным вздохом.
"Памперсы надень", - любезно порекомендовал мне @Diletant1961.
Бог с ней, с высотой, смотрите, какие у нас чудненькие заходы: ровно, аккуратно, ритмично и активно. Я очень довольна.
 
Последнее редактирование:
Голосом доброго доктора Николай объявил мне, что вполне видит меня в будущем прыгающей не меньше метра.
Лошадка Келья вполне себе и выше метра может уверенно прыгать, но, действительно, лето было не слишком удачным. Замкнуло, не только всадника, но и лошадь, образовалась положительная обратная связь, чем хуже прыгает один, тем хуже прыгается второму, и наоборот. Пришлось маленько поколдовать, чтоб расцепить двух змей, вцепившихся друг другу в хвосты.
Надо отдать должное Келье, она прониклась и подошла к вопросу реабилитации всадника с большой ответственностью). По ходу дела более-менее разобрались с балансом на рыси. Приятно работать с умной лошадью, лошадь поняла основные идеи и активно применяет их на практике).
На вчерашней тренировке, точнее, до нее Келья меня сумела удивить активной жизненной позицией. Пока Анна строила наш монументальный крестик, Келья с большим энтузиазмом "помогала" ей носить жерди и стойки. С учётом того, что всё конкурное хозяйство лежит в углу, традиционно назначенным "страшным", это было необычно. Но главное, что Келья, воодушевившись, после угла со стойками добровольно пошла разбираться со вторым своим "врагом" - катком для манежа, который коварно прятался в другом углу. С четвертого захода сама подошла и понюхала! Группа поддержки в виде меня аплодировала стоя). Если учесть, что в обычной жизни у лошадки глаза на нитках, как у краба, и просто пошагать в руках само по себе задача, подобное преодоление можно зачесть за подвиг. Короче, удивила. Что-то внутри лошади происходит, отрастает Личность. Приятное...
Неприятное (для Кельи и Анны), что это была наша последняя тренировка в этом году. Я уезжаю в Питер, вернусь только в феврале. Только дело сдвинулось с мертвой точки... Но, домой тоже хочется.
 
Заканчивается год, проведенный под знаком Кельи. Давненько так долго с одной лошадью, за исключением своих собственных, я не работал так долго, хочется как-то это отметить. Например, отчетом о проделанной работе).

На самом деле, мы знакомы уже больше года, с начала декабря 2024, но наше очное знакомство не было долгим, а впечатляющим оно оказалось исключительно по ощущениям, а не по результатам. Когда Анна мне рассказывала, что лошадка не простая, я, как обычно, не очень поверил, «вы просто не умеете их готовить», тем более, опыта работы с «негодяями» обоего пола у меня предостаточно, не думал, что меня можно удивить. Можно. Было).

Пока ехал в командировку знакомиться с Анной и Кельей (ехал, конечно, по работе, знакомиться это была культурная программа), прикидывал, что за отведенные мне три без небольшого недели я проведу с кобылой курс молодого бойца (расслабление, ритм, баланс, готовность принять повод). После чего перевяжу розовой ленточкой, вручу хозяйке, накидаю инструкцию, что делать дальше и гордо удалюсь в закат, поддерживать онлайн-отношения, не впервой. Обычно вся программа занимает 5-7 тренировок чужими руками (верить не обязательно, суть не в этом). Ага. Жизнь полна сюрпризов. На видео Келья выглядела симпатичной изящной лошадкой с приятными, хотя и не выдающимися движениями. Ничего инфернального, рассказы о том, что лошадь на завтрак и обед питается частями тела коноводов, а вечерами отмечает безумными скачками успехи в людоедстве, счел байками, все владельцы на своих питомцев напраслину возводят. Ан нет. Мне не всю правду говорили, видать, чтоб не напугать. Не буду долго рассказывать, но ни за 5, ни за 7 занятий курс молодого бойца не только не был закончен, он даже не начался. При том, что лошадка умная, двигательно одаренная, харАктерная, как раз мой клиент. У лошади было обнаружено два любимых занятия – жрать еду и презирать род людской всеми фибрами лошадиной души. Всё остальное лошадь не интересовало от слова «совсем». Серию тренировок я провел, местами сумел лошадку удивить, но не о какой систематической работе речь не шла. Речь шла о выживании всадника при посильной помощи и.о. тренера. Снимаю шляпу перед Анной за то, что она сумела ЭТО социализировать и загнать в рамки соблюдения Уголовного кодекса (легкую покусанность коноводов отправим в область кодекса Административного). Снимаю вдвойне, за то, что каждый вечер, в час назначенный, она садилась верхом и боролась за жизнь. Короче, вызов был брошен. Под Новый, 2025 год я сел в поезд и укатился домой, перед этим заключив с Анной договор о дружбе и сотрудничестве. Никак нельзя было пропускать такой шикарный экземпляр негодяйки (это про лошадь).
 
(продолжение)
Встал вопрос, а как сотрудничать, если я в Питере, Анна и лошадь в Иваново, а ближайший мой приезд не раньше осени 2025. Выручила буржуйская поделка, умный штатив Pivo, который умеет поворачивать телефон с камерой вслед за лошадью. Анна снимала тренировку, присылала мне, в ответ получала анализ, рекомендации, комментарии к интересным моментам. Занятие увлекательное, мне весьма полезное, но с точки зрения процесса тренировки, с КПД, как у паровоза. Догадались, не сразу, прикрутить онлайн-режим, когда телефон не только снимает, но и транслирует снимаемое в сеть. Жизнь пошла совсем другая, вести занятия не вставая с любимого кресла гораздо приятнее, и для процесса тренировки полезнее. Минуса два, «замыленная» картинка, за хорошее качество просили денег, которые никак нынче в буржуинство не перевести. И, неустранимая задержка между тем, что происходит в Иваново, и тем, что видно в Питере. Не такая уж маленькая, 1,5-2 секунды. Для тренировки это много. Тем не менее, как-то приспособились, стало понятнее, что делать и куда грести. Работали исключительно над базой, объясняя лошади, как ей самой удобнее возить всадника, как сбрасывать мышечные зажимы, почему редкий ритм удобнее частого, и пр. Короче, подготовительная группа детского сада, учим буквы и пишем крючочки. Надо отдать должное Анне, 5-6 раз в неделю, в манеж, как на работу, у меня столько сил и энтузиазма не было, онлайн устраивали куда реже, чередуя его с записью и разбором тренировок. Очень не сразу, но лошадка поняла, что над ней не издеваются и не заставляют делать, не понять что, а учат и чего-то любопытное рассказывают. Появились первые небольшие успехи, шаг стал похож на шаг, на рыси начались проблески понимания, как удобнее двигать ногами. Главная проблема, с которой до сих пор до конца не удалось справиться, это то, что Келья шарахается. Нет, не так. Келья ШАРАХАЕТСЯ. С любого аллюра, разворот на 180 градусов и стремительный драп не понять куда, с потенциальной потерей всадника. Спровоцировать шарах может что угодно. Особенно это проявляется в манеже, который тёмен (правда) и полон ужасов (нет). Кроме того, что подобные выходки испытание для крепости посадки и нервов всадника, отсутствие уверенности в лошади заставляет всадника постоянно контролировать лошадь поводом. При таком контроле, ни о каком самообучении лошади тонкостям ее движения речь не идет, всадник неизбежно мешает лошади двигаться. Поэтому, большая часть тренировки идет в выяснении, насколько можно освободить лошади рот, чтоб лошадь начала чему-то учиться, а всадник при этом остался в живых. Когда я стою на манеже, я вижу мысли лошади и успеваю сказать, когда можно отдать руку, а когда не стоит. В онлайн-режиме мыльная картинка и задержка такой возможности не дают, безопасность всадника важнее. В результате наша работа, по эффективности, напоминала бег в свинцовых сапогах. Да, бежим. Как-то. Куда-то.

Тем не менее, к апрелю результаты упорства всадника и мои постоянные увещевания начали приносить плоды, в движениях лошади начали появляться ритм и мысль, рысь, и, особенно, шаг стали походить на правду. Весной Анна успешно прошла очередной контроль. Тренировки перебрались на плац, где и светлее и просторнее, и Келья меньше шарахалась. Впереди нас ждало лето, начали задумываться, а не выехать ли нам и не выиграть ли чего-нибудь предельно несложное, но жизнь внесла свои коррективы. Вначале РКН ополчился на сетевой протокол Cloudflare, который использовался в онлайн-режиме Pivo. Трансляции накрылись медным тазом (ПроКони, кстати, тоже). Долго не могли понять, в чем дело, пытались использовать доступные видеотрансляции, но без умного штатива это профанация тренировки. К хорошему быстро привыкаешь, возвращаться к разбору видео не хотелось. Пока сообразили, кто виноват и, что надо сделать, потеряли кучу времени. Потом началась серия форс-мажоров у Анны, времени на тренировки стало куда меньше.

Не могу сказать, что всё было совсем уж плохо. Надо отдать должное дамам, они более-менее поладили, прогресс не великий, но устойчивый наблюдался, у лошади начала проглядывать осмысленность движений и заинтересованность в том, что она делает. Появился устойчивый ритм, навыки сброса мышечных и душевных зажимов, подкачался задочек. Поле удобрено, засеяно, осталось ждать всходов. Для 10 месяцев голого онлайна, для всадника без берейторского опыта, без живого тренера на манеже, с поправкой на особенности лошадки, вполне пристойный результат. Более того, именно из-за медленного продвижения вперед удалось избежать критической проблемы отрыва зада лошадью, экспериментирующей со своим равновесием. Нет экспериментов – нет проблемы). И я присмотрелся к лошади, стал лучше ее понимать, даже слегка привязался, если так можно сказать про изображение на мониторе (ага, привязываться к экстремальным лошадям онлайн одно удовольствие, не укусят, не ударят). Самое удивительное, что Келья как-то соотнесла происходящее на манеже с крутящимся на штативе телефоном, периодически на него косилась, после тренировки подходила засунуть нос в камеру). Похоже, оценила мое виртуальное присутствие). Подружились через камеру. Помочь подружиться нам всем еще помогло смещение оценки действий лошади в сторону позитивного подкрепления. Зимой в головах и у лошади и у всадника еще гремело эхо войны за социализацию, поэтому взаимодействие с лошадью было линейно-армейским, стой здесь – иди сюда. Лучшее поощрение – отсутствие наказания, сухарь раз в год по великим праздникам, если вдруг в кармане завалялся, морковка в кашу, как источник витаминов. Между тем, Келья хоть и дракон, но девочка-дракон. А девочкам, для уверенности в себе, полезно дарить цветы, подарки и всеобщее восхищение. К тому же, любая кобыла, даже саблезубая и плюющаяся огнём, в душе первоклашка, с косичками, бантиками, ранцем и гладиолусами. Ей нужны пятерки и похвала учительницы. Короче, доброе слово и кошке приятно. По моему настоятельному настоянию количество похвал было кратно увеличено, что благотворно сказалось на моральном климате в коллективе (возможно, Анна с этим не согласится) и прогрессе.

Между тем, проблемы кончаться не собирались. В Иваново отключили мобильный интернет, и все тренировки свелись к отчетам и разговорам на тему «как поездилось». Потому что, без мобильного интернета приложение Pivo стартовать отказалось, и мы остались даже без видео. На этом фоне энтузиазм масс вовсе иссяк, остался моцион и разговоры на тему «вот приедет барин тренер»… В таком легком миноре и доковыляли до ноября месяца, в котором ситуация на моей основной работе потребовала приезда в Иваново. Но про это будет в продолжении, которое следует…
 
Последнее редактирование:
Обещанное продолжение.
В середине ноября 2025 года появилась возможность нанести личный визит двум замечательным дамам.

Насколько живое общение богаче и продуктивнее всех самых продвинутых онлайнов! Во-первых, Келья, при более близком знакомстве оказалась вполне себе милой лошадкой, очень эмоциональной и обаятельной. Вовсе даже и не монстр, как показалось в первый приезд, можно гладить, а угощать вкусняхами так даже и нужно (хотя хозяйка не очень за). С учетом того, что эмоциональность и темпераментность и у лошади, и у хозяйки на верхней границе нормы, диалог между ними часто напоминает завтрак в итальянской семье. Иногда приходилось включать одновременно патриарха и кота Леопольда, предлагая «давайте жить дружно», но не слишком часто. А еще Келья очень дама и очень собственница, упаси Бог подойти к чужому деннику, и уж тем более, погладить постороннюю лошадь. «Это мои морковки, у моего человека, всем носы прочь, загрызу!».

На манеже выяснилось, что предыдущее время было потрачено с пользой, достаточно было уточнить детали, немного пошаманить с руками/ногами/корпусом всадника, чтоб многое в езде встало на место и, местами, пристойно заработало. На шагу и раньше работало неплохо, а теперь и на рыси началась работа лошадиной мысли и проблески понимания у всадника. Проблески, потому что задачи перед парой стоят архисложные, научиться работать так, чтоб друг другу не только не мешать, но и всячески помогать. Лошади при таком подходе всегда сильно уходят вперед, а большинство всадников отстают ( по времени освоения навыков) и по этому поводу остро переживают).

Удалось провести анитшарахательную терапию, путем необращания внимания на лошадиные испуги, типа, «лошадка, тебе померещилось». Вроде, сильно не сразу, но заработало, про войну Кельи с катком я уже писал.

Очень важно, что Келья, поняв суть своего движения, превратилась в прекрасный инструмент обучения всадника и контроля его умений. Если Анна всё делает правильно, Келья тут же отвечает правильным движением, за что бывает восторженно похвалена Анной. В такой ситуации надо, на самом деле, хвалить всадника, что делаю уже я, фразой «себя похвали!». Если же всадник косячит, Келья тут же растопыривается, выдирается и всячески намекает, что ей мешают медитировать.

Очень Келья чувствительна к похвале. В конце репризы подзываю пару «хвалиться», Келья стоит, внимательно выслушивает порцию комплиментов, довольная, идет продолжать стараться.

Кроме того, проявился и вовсе неожиданный эффект. То, что Анна не может достаточно освободить повод из-за шарахов Кельи, конечно, мешало (и мешает) обучению лошади. Но, умная Келья разобралась и так. Зато, наличие постоянного контакта с рукой активно учит всадника. Иногда заметно, как лошадь берет руку всадника через повод в свой мозолистый рот и ставит руку туда, где ей, руке, дОлжно быть. В результате, на шагу Келья научила Анну управлять лошадью в режиме «как нитка за иголкой» и заталкивать лошадь туда, куда она не хочет идти (на свою же лошадиную голову). У всадника получается сопровождать лошадь в хорошем поводу (редкость на любительском уровне), но, лишь иногда, и часто неожиданно для самой Анны. Такое «иногда» нормально и обычно, все через такое проходят, постепенно появится осознание происходящего, и работа «в поводу» станет более управляемой. Главное, что лошадь терпеливо учит всадника тому, что сама поняла. Келья дама упорная, научит). Обеим дамам респект за терпение и желание договориться).

Отдельной строкой тема про прыжки. К сожалению, у Анны образовался серьезный клин в преодолении препятствий. Это бывает, но штука крайне неприятная. Тем более, что Анна когда-то прыгала маршруты 120, и утерять подобный навык очень обидно. Келья неплохо прыгает, но прыжки у нее в стиле «раззудись плечо», то есть с хороших ходов и без всякого расчета. Для заклинившего всадника на прыжках в таком стиле памперсы пришлось бы менять слишком часто. Поэтому, начали с целенаправленной настройки умения лошади подходить в расчет на рыси. Сильно помогло то, что к этому времени Келья разобралась с балансом и захватом пространства на рыси, глазомер у лошадей отличный от природы, расчет на лежащие жерди Келья освоила за пару занятий. Задача для Анны «показать и не мешать» тоже было выполнена на «отлично». Не удивительно (для меня), но необычно, что Келье можно, похоже, поставить задачу голосом. Перед прыжками я рассказал лошади о наших проблемах, попросил зайти аккуратно, но энергично, а прыгнуть как можно более мягко. Результат на видео.
Где уговоры, а где работа всадника и лошади, сказать сложно, главное – получилось. На этом и расстались, нахвалив и накормив вкусняшками лошадку, и просто нахвалив всадника. Надеюсь, в клине на прыжки появилась изрядная трещина.

Кратко подводя позитивные итоги. Курс «молодого бойца» пройден, есть шероховатости, но это в рабочем порядке. Незапланированно появились полезные навыки у всадника, приятная неожиданность. Сдвинули с мертвой точки ситуацию с прыжками.

Не могу сказать, что у нас совсем нет проблем. Есть, и много. Плоховато с галопами, Келья себя не очень несет, Анна на галопе не очень сидит, две дамы мешают друг другу (те самые змеи, кусающие друг друга за хвост, это философский символ, если что). Есть у Кельи неприятная привычка вывозить всадника внутренним плечом, причем делает она это с таким изяществом, что почти не заметно не то, что на видео, даже живьем. Короче, кроме проблемы догоняющего всадника есть и более традиционные задачи, которые надо решать.

В планах развития потихоньку увеличивать высоты прыжков, заняться боковой гимнастикой лошади (очень надо), наконец, посадкой всадника (очень-очень надо). Будем!

Вот на этой оптимистичной ноте я отчет и закончу, следующий в феврале, когда я снова посещу (надеюсь) гостеприимный город Иваново.
 
Последнее редактирование:
Сверху