Я тоже не верю в понятие "самовоза".
Просто есть лошади, на которых, да, ездить легче.
Или от природы.
Лошади, которые одновременно и охотно двигаются вперед, и готовы слушать всадника. Поэтому можно сидеть "ножки свесив" и чуток "подруливать".
Понятно, что этих лошадей тоже учили, но вот это желание двигаться вперед и лояльность ко всаднику - или есть, или нет.
Короли детских езд. Даже юношеских.
Или выезжены.
Просто есть берейторы, которые выезжают так, что после них ездить просто разным всадникам, а есть которые делают лошадей так, что пока их "систему" не поймешь, то на этой лошади не уедешь. Вот первые и делают таких, которых потом называют самовозами. Но эта самовозность держится без этого берейтора недолго. У кого-то - 3 дня, у кого-то - 3 месяца. До полугода примерно, короче. А дальше - упс!
И есть уровень сложности, где самовозность невозможна.
Не слышала о самовозе на 150 или о самовозе по БП.
Потому что самовозность возможна в зоне комфорта лошади, а если ей самой уже сложно - или всадник работает вместе с ней, или результата не будет.
А схемы лошади, конечно, могут запоминать.
Но разве это помогает?

Когда какими-то связками - ок. Но самовоз же должен по идее всю схему катить, верно?
Но это ж переходы раньше времени. Менки раньше времени или вообще не там. Ты ещё только показал нос галопа из угла, а лошадь уже закручивается в полупируэт и начинается возня вперед пропихнуть.
Удобнее ехать, когда лошадь отлично слушается, а не отлично схему знает.